Финн Таня : другие произведения.

Два укола - восемь дырок. Любительский обзор Уужасных рассказов.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов под "грифом" У.У - 5. Автор ни в коей мере не претендует на лавры знатока хоррора и истину в конечной инстанции. Это обзор любителя. Любителя занимательного чтения, а также - по совместительству - людоведа и душелюба. В обзоре: Мудрая Т. "Игра в серсо", Капустин Вад "Искусство компромисса", Tragedy A. "Авария Мёбиуса" и пр. Обновление от 05.09


   Мудрая Т. У У-5. Игра в серсо
  
   Итак, рассказ "Игра в серсо".
   Текст построен на противопоставлении: идеальной красоты внеземных существ и облика обычных людей; торжественности космического пространства и домика из саманного кирпича на окраине хутора; возвышенных интересов Дзено и Дзены и "приземлённых" забот Игоря и Ольги.
   Описание величественных существ из космоса впечатляет: они "будто из прочнейшего живого хрусталя, что отливал на гранях свинцовым блеском. Они были наги и нисколько не стыдились этого, черты лиц воплощали в себе как бы все земные и инопланетные расы, сплавленные воедино, и сказать, что они были неимоверно, немилосердно прекрасны, - значит, не сказать ровным счетом ничего."
   Хотя, надо признаться, автор этих строк попыталась представить себе воплощение в одном лице всех земных и инопланетных рас одновременно, и потерпела неудачу.
   Итак, рассказ начинается с игры двух исполинских существ по имени Дзено и Дзены. Они играют в космическое серсо, и при этом ничтоже сумнящеся насаживают на острие огромного меча "тусклые скорлупы" небесных тел. Пусть это даже копии, как говорит нам автор, подобная игра способна вызвать трепет у робкого читателя.
   Но игроки не испытывают смущения от вольного обращения с небесным материалом: "Эти двое по видимости не придавали значения ничему, кроме своей забавы."
   После этой впечатляющей картины автор переносит нас на шоссе, по которому едет машина с влюблённой парой: Игорем и Ольгой. Здесь надо сказать, что сам текст производит приятное впечатление. Автор даёт чудесное описание природы, и удовольствие, получаемое при чтении, вполне искупает возникающие вопросы. Например: что за белый "снежок", припорошивший шоссе? И что это за чёрная точка в "сердцевине ярко-голубого купола"?
   Чтобы найти на ответы на свои вопросы, читателю нужно прочитать текст не один раз. Но, как я сказала, прихотливый, эмоциональный стиль автора доставляет радость читателю, и искупает недостаток конкретики. По некотором размышлении можно прийти к выводу, что "снежок" на шоссе, это, скорее всего, упомянутая автором "сухая трава". А чёрная точка оказывается парящим в небе вороном.
   Из недостатков ещё можно отметить противоречие в самих героях. Сначала мы слышим их диалог в машине, диалог двух "интеллектуалов", наслаждающихся видами природы. "Небо стираное, подсиненное и крахмаленное. Трава сухая хрустит под колёсами, дубы стоят высокие. Вилка двух рек.
      - Древняя Русь, матушка княгиня, - шутливо отозвался Игорь. - Великая и малая. Дон и Тихая Сосна. Мел и чернозём."
   А затем этот возвышенный диалог становится разговором не обременённых излишним образованием людей:
   "- Крест - значит церковь? Культовое...это...здание.
   - Забросили её.
   - Смотри-смотри, её же с ног до головы расписали. Лена плюс Лёша, типа."
   Замечание:
   "Ольга попыталась обнять его, насколько позволял ремень безопасности, и даже чмокруть, но он дёрнул плечом:"
   И вот наши герои прибывают на хутор, где Игорь купил дом. Дом старый, требует ремонта, но влюблённая парочка не унывает и даже остаётся в этом самом доме переночевать.
   Но ночью начинается гроза, сильный дождь, и крыша обрушивается, едва не придавив новоявленных хозяев. И приходится Игорю и Ольге срочно возвращаться в город.
   Постепенно нам становится ясно, что всё это неспроста. Из диалога неудачливых героев мы узнаём, что Игорь когда-то выходил ворона, и теперь эта птица преследует его. Ревность Ольги к ворону, оказавшемуся самкой, на первый взгляд довольно естественна, а поведение девушки, как кажется непредвзятому читателю, не выходит за рамки обыденного. Но не всё так просто!
   Оказывается, Дзено и Дзена наблюдают за Игорем и Ольгой из космоса. Почему их внимание привлекли именно эти люди, и почему именно их поступки оказывают такое глобальное влияние на мир, мы не знаем. Но, очевидно, у сверхъестественных существ свои резоны.
   "- Они оба идут по ложному следу, - сказал Дзено. - Мужчина полагает, что Хранитель обязан ему верностью.
   - А ненасытная людская самка ревнует, когда стоит смириться, - ответила Дзена. - По крайней мере, укротить нрав было бы безопасней для обоих."
   И, очевидно, от поведения Игоря с Ольгой зависят судьбы Земли, ведь: "Зловоние гиблого плода раздаётся всё сильнее, а если внешняя гниль и плесень соприкоснутся с раскалёнными глубинами недр..."
   Но наши герои не подозревают ни о чём подобном, и единственное, что омрачает их путешествие, это необходимость получить страховку за дом, и ревность Ольги к летающему где-то в небесах ворону женского пола.
   Вот Игорь останавливает машину посреди дороги, и увлекает свою девушку заняться сексом в кювет. Возможно, не всем прекрасным дамам понравилось бы такое обращение, а кювет не лучшее место для секса, но нашим героям виднее. Тем более, их "природные повадки", как говорит нам автор, оставляют желать лучшего. Они даже способны нарушить некое "Равновесие", предаваясь своим низменным страстям.
   И вот мы видим жуткую сцену нападения ворона на Ольгу. Ворон бросается на девушку сверху и выклёвывает ей глаза. Следует ещё более страшное зрелище расправы Игоря над пойманным им вороном. Сцена, прямо скажу, не для слабонервных, и вызывает вполне естественное отвращение.
   После неё кажется закономерным свалившееся на героев возмездие. Я говорю - на героев, поскольку Ольга, даже с выколотыми, очевидно, глазами, и лицом, покрытым "кровью и мозгом", осталась жива и даже пришла в сознание.
   Чаша переполняется, и на героев обрушивается "карающий меч" Дзено и Дзены.
   "- Теперь двуногая плесень уверилась в своей безнаказанности. Она расползётся по всей поверхности, засорит кратеры, разбудит вулканы, - задумчиво проговорил Дзено. - И погибнет уже всё до основания.
   - Тогда обеззараживаем? Погружаем в звёздный свет? - спросила Дзена.
   - Именно. Давай!"
   Надо сказать, описание шпиля, "подобного мечу", производит сильное впечатление. Как, собственно, и другие описания, которые хорошо удаются автору, и придают рассказу некий дополнительный шарм.
   Итак, в конце этого, несомненно, интересного рассказа "двуногая плесень" всё-таки получает по заслугам. А игра в серсо, которой предаются немилосердно прекрасные Дзено и Дзена, оказывается не так проста, как могло показаться с первого взгляда...
  
  
  
  
   Капустин Вад Уу -5 Искусство компромисса
  
   Рассказ "Искусство компромисса" довольно прост по сюжету, но читается легко и даже не без приятности. Это история "неудачника" Андрея Синюхина, испытавшего в жизни не один удар судьбы.
   Открытое в своё время Синюхиным книготорговое дело прогорело. С горя он ушёл в запой, потом вновь поднялся, вновь прогорел и снова запил. Жена ушла, забрав детей и квартиру, и Андрею осталось только пойти рыть могилы на кладбище.
   Словом, сплошная беспросветность и унылое существование ничего уже не ждущего от жизни, больного человека.
   Все неудачи наш герой объясняет собственным неумением найти компромисс, о чём и размышляет, "пристроившись" в "развалюшке у кладбища".
   Хоть сама по себе история Андрея Синюхина печальна, лёгкий, живой стиль автора не даёт читателю загрустить и бросить рассказ. И вот мы видим, как жизнерадостный напарник Андрея, Илюха Матвеев, собирается ограбить свежую могилу, и зовёт Синюхина с собой.
   Поначалу наш герой колеблется, но, вспомнив, что усопший - тот самый рекетир, что разрушил его бизнес, Андрей соглашается пойти грабить могилу вместе с напарником. Надо сказать, Синюхин постоянно размышляет, что было бы, если бы он в своё время сделал так, а не иначе. И только мысль о мщении разорившему его врагу, пусть даже покойному, позволяет герою поступиться своими принципами.
   И вот "классическая" ситуация: "пришли они в полночь на кладбище". Смотрит Андрей - а его напарника уже едят. Некая полуобнаженная женщина, похожая то ли на грузинку, то ли на японку, восседает у подножия постамента, и раздирает напарнику Синюхина горло огромными когтями.
   Причём видит наш герой всё это в свете окутавшего тело женщины "слабого синюшного ореола". Можно ли было при подобном освещении разглядеть то, что увидел герой, сказать трудно. У страха, как известно, глаза велики.
   Надо ещё сказать, что автор основательно подошёл к использованию заданной в теме картинки с синеватой дамой, и в рассказе мы видим собственно вампиршу во всей красе, острый нож, змею и даже распустившиеся цветы. Чего уж больше! Правда, от второй картинки практически нет ничего, кроме упоминания холодного зимнего неба, в которое взлетает с городского кладбища космическая тарелка. Но продолжим.
   Итак, "вампирша" оказалась дамой суровой, и, не вполне удовлетворившись напарником, обратила свой взор к Синюхину. Здесь довольно забавно обыграна, несмотря на, казалось бы, жуткую ситуацию, сцена с оторванной ногой - с "остатками брючины и в тщательно начищенном теплом ботинке". Когда синяя дама куснула ногу, но, сыто рыгнув, отбросила её в сторону, автор этого обзора вместо ожидаемого ужаса испытала приступ веселья.
   А дальше это чувство, увы, только усилилось. Увы, потому что рассказ, как ни крути, должен был напугать читателя. Хотя жизнь больного, разорённого человека сама по себе достаточна страшна, и сцена расчленения свежего трупа вполне способна напугать неокрепшие души, по-настоящему напугаться, к сожалению, читателю не удаётся.
   Тем не менее, как я уже сказала, рассказ читается легко и приятно. Особенно автора обзора порадовал в этом смысле финал.
   Наевшаяся, и, очевидно, подобревшая, насколько это возможно, вампирша выдвинула нашему герою предложение, от которого тот не смог отказаться. "- Договоримся? Хоть ты и вонючий, но и я сейчас сыта, - задумчиво протянула она. - Самец?"
   Вот где Андрею Синюхину пригодилась бы его принципиальность и отсутствие умения идти на компромисс! Но - укатали сивку крутые горки...
   "- Вкусная кровь у жителей Земли, да и мясо неплохое, - сказала она. - А мотаться сюда каждый раз далековато. Девчонок мы наловили достаточно, про запас. Пожалуй, стоит прихватить и самца, на развод."
   И вот бедняга, потеряв сознание от ужаса неизбежной, жестокой судьбы, успев только подумать: " -И на хрена эти компромиссы? Лучше бы я тут сразу сдох, как Илюха" уносится на летающей тарелке в небеса. Оставив читателя пусть даже не слишком испуганным, но, несомненно, развлечённым приятным текстом.
  

   Tragedy A. Уу-5: Авария Мёбиуса
  
   Вот ещё рассказ по первой из заданных тем. Автор "усугубил" тему, взяв в главные героини двух девушек-готок. Хотя, почему, собственно - усугубил? Вампиры, однозначно, страшнее. Но, право слово, настолько уже намозолили глаза, что, при виде бледной личности "со взором горящим" и окровавленными губами, современного читателя вместо паники начинает трясти истерический смех. Поэтому - готы, пусть будут готы!
   Итак, сюжет рассказа таков: две девушки едут на вечеринку. Как они говорят: "пати". Нам сразу видно, что ничего хорошего ни девушек, ни читателя не ждёт. И не надейтесь. Это на чёрной-то машине, в виду постера в траурной рамке, где в "монотонно-серой пыли обочин с неуютной частотой мелькали скошенные прямоугольники и кресты, грязная, свалявшаяся шерсть уже не поддающихся опознанию животных."
   И наши опасения вполне оправдываются. Вскоре девушки подъезжают к месту аварии, и видят, кроме всего прочего, страшно разорванный пополам труп мужчины. Но и это ещё не всё.
   Как будто мало было нашим готкам впечатлений от увиденного. Ничему не научила их дорога с размазанным по ней трупом. Вот девушка-водитель давит на газ, скорость вырастает до ста пятидесяти, и чёрный внедорожник перелетает через встречку и падает в кювет. А что ещё ожидать в такой ситуации? Разве что одна из героинь осталась жива. Но и ей приходится ой как несладко.
   Как ни странно, но гадкие водители ни в какую не хотят подбирать голосующую на дороге личность в образе красавицы-готессы. Да ещё и перепачканной кровью. И какая разница, что кровь эта не её, а погибшей подруги...
   Но вот одна машина всё-таки останавливается, и водитель, подозрительно похожий, судя по описанию, на того, что был прежде нами увиден на дороге в раздавленном состоянии, открывает дверцу.
   Естественно, юная красавица пугает беднягу до такой степени, что он бросает машину, выбегает на встречную полосу, и... конечно же, попадает под несущийся на бешеной скорости седан, который разрывает того на две, уже знакомые нам, половинки. А следующий за седаном фургон довершает картину.
   Словом, история повторяется с пугающей неизбежностью. Да, собственно, автор нам сразу об этом сказал, назвав свой рассказ "Авария Мёбиуса". Хотя здесь у автора обзора возникло сомнение - а стоило ли вообще городить этот огород с "лентой Мёбиуса"? Простой петли было бы вполне достаточно. Хотя название красивое, ничего не скажешь.
   Ещё надо сказать, сама идея с повторением одной и той же, с незначительными вариантами, ситуации, далеко не нова. И если во многих представленных взорам зрителей или читателей историях героям давался-таки шанс что-то исправить, "заслужить", здесь автор этой возможности, увы, не даёт.
   Думаю, это и есть самое страшное в рассказе. Кроме печальной и достойной всяческого порицания манеры бесшабашной, мягко говоря, езды по описанной автором дороге. А зрелище разорванных пополам водителей и мёртвой лошадиной головы довольно вторично, и вызывает скорее отторжение, чем настоящий испуг. Да ещё читатель может задать себе вопрос: а что, если бы героини включили рассудок хоть ненадолго? Ну, хотя бы не прыгали обеими ногами на педали газа... Может быть, и не было той петли, в которую, они, судя по всему, сами себя загнали?
  
  

   Лобода А. Остров вампиров
  
   Многообещающее название. В предвкушении описания тропического острова, полного жутких бестий, пьющих человеческую кровь, читатель погружается в текст.
   Начало детективное. Здесь есть и фотографии, где красуется, в неизбежной шубке из шиншиллы, "одна и та же девушка, явно очень привлекательная для мужчин", и солидный мужчина зрелых лет, а также некто, что "молча кивнул, аккуратно собрал фотографии и вышел".
   Мужчина произносит знаменательную фразу: "Убить их - слишком просто", и мы ждём развития детективного сюжета. Кстати, тут же появляется и сама девушка - олицетворение избалованной блондинки: "- Неплохо бы развеяться, но еще не знаю, куда я хочу. На Мальдивах уж точно смертельная скука"
   Сразу после этого мы переносимся на остров, где группа неких учёных исследует местную фауну. Смена обстановки немного удивляет и поначалу даже сбивает с толку. Кроме того, в начале речь шла от имени автора, а затем вдруг от первого лица. Имени его нам не называют, но очевидно, это исследователь, приехавший на остров вместе с группой.
   Но зато читателю показывают, в каких трудных условиях приходится работать нашим учёным. Ведь фауна острова представлена весьма впечатляющим набором жутких тварей: большие белые акулы, которые плавают в местных водах, "карауля тюленей", а также, "Кроме злополучных тюленей, на острове кишмя кишат крысы и змеи. Плотность ядовитых змей здесь одна из самых высоких в мире - они жрут крыс, а естественных врагов у них тут нет. Вдобавок местные змеи, тайпаны, нетипично агрессивны, атакуют по поводу и без повода. Ну и наконец наша цель - десмонд. Летучая мышь-вампир, питается кровью тюленей"
   Словом, остров не из тех, где отдыхают туристы. К тому же шанс заразиться от укуса местной твари пугающе высок, ведь вероятность, что зверушка, что вас укусила, является переносчиком бешенства, приближается к пятидесяти процентам. Это производит зловещее впечатление, и любой человек с инстинктом самосохранения поспешил бы убраться отсюда подальше. Так как выжить в этом чудном местечке, судя по всему, практически невозможно.
   Но, как мы увидим дальше, жизнь вносит свои коррективы. Кроме упомянутой фауны, на острове обитает ещё одно, таинственное существо, похожее на человека. Его видят стоящим на четвереньках с крысой в зубах, и девушка-учёный пугается до истерики. Ведь и научным работникам ничто человеческое не чуждо.
   Неведомое пока существо получает кличку "Горлум", но мы-то с вами знаем, что это не фентези, и никаких Горлумов тут нет. Словом, заинтригованный читатель уже не может оторваться от текста и с нетерпением ждёт развития событий.
   И вот наш герой при очередном осмотре острова сталкивается с "Горлумом" лицом к лицу. Зрелище, очевидно, не для слабонервных. Доведённая до крайности жизнью на "проклятом острове" несчастная девушка бросается на первого встречного ей соотечественника. "Она зашипела, оскалив зубы, и с диким криком стыда и ярости бросилась на меня, целясь пальцами в глаза."
   Что может быть страшнее одичавшей блондинки? Только одичавшая брюнетка... Ибо, дорогой читатель, это была та самая девушка, которую нам показали в начале рассказа. Красавица и капризуля. Солидный мужчина отомстил за измену сполна, и бедняжка встретила страшную смерть на дне карьера с переломанным позвоночником.
   Вообще, стоит отметить, что правдоподобие всей этой истории весьма условно. Нам говорят: "Судя по степени деградации, она провела здесь лет десять, не меньше". Судя по обилию ядовитых гадов, это маловероятно. К тому же у героини почему-то сохранилось кольцо на пальце. А нам сказали, что вместо пальцев у девушки "костяшки", обтянутые кожей, с которых это кольцо давно бы слетело.
   Но это, конечно, мелочи, и не стоит заострять на них внимание. Ведь здесь стоит задача напугать читателя, и для этого есть все условия. Хотя, надо признать, описание острова вызывает скорее неприятие, чем ужас, да и история с местью скорее отвратительная, чем жуткая. Но, конечно, определённый испуг испытать читатель при чтении рассказа вполне способен. Особенно если он ветреная блондинка.

   Штерн В. Уу-5: Чудовище
  
   Начало наводит на мысли о трудностях взросления и чисто психологических проблемах. Здесь, разумеется, много возможностей напугать читателя. Мы видим девочку, которую суровая мать, судя по всему, регулярно запирает в подвале. Хорошо описано состояние девочки, её мысли и чувства.
   Потом, как бы в противовес, нам показывают ту самую мать - Ксению. Читатель понимает, что не всё так просто в жизни этой маленькой семьи, и даже начинает Ксении сочувствовать.
   Словом, всё как бы идёт к так называемым "бытовым ужасам". Но тут же мы читаем: "Словно в ответ на ее мысли внизу раздался глухой удар - видимо, Алина начала бросаться на стену" и начинаем подозревать, что ужасы нас ждут самые настоящие.
   Да ещё к одиноко живущим в деревенском домике маме с дочкой является - "для знакомства" - очень неприятный сосед, и вся эта история приобретает оттёнок триллера.
   Предчувствия читателя не обманывают - очень скоро мы видим соседа, крадущегося в дом к беззащитным Ксении и Алине. Во влажной руке извращенца "случайно" подобранная стамеска, а в кармане - скомканные трусики девочки.
   Здесь надо сказать, что автору хорошо удались психологические портреты персонажей, и сам стиль повествование весьма неплох. Читатель ощущает, как атмосфера в доме сгущается, и понимает, что беззащитность героинь только кажущаяся.
   И вот закономерный итог: извращенец проникает в комнату к девочке, желая взглянуть ей в лицо, поднимает одеяло... и мы вместе с Андреем пугаемся уже по-настоящему. Потому что у девочки вместо лица страшное нечто, бесформенная масса с множеством щупалец. А уж про маму и говорить нечего. Разумеется, мама оказалась ещё страшнее дочери: "На месте раскосых, насмешливых глаз топорщились короткие отростки, раскрывая маленькие, жадные рты. Эта шевелящаяся, влажная, красно-коричневая субстанция все разрасталась, и вот уже от женщины ничего не осталось - только огромный, живой, медленно движущийся в его сторону ком."
   Словом, от соседа очень скоро остаётся только пятно на полу, которое старательно замывает вернувшаяся в прежний, человеческий облик, Ксения. Надо отметить, что отвратительное существо, в которое, судя по всему, регулярно превращается женщина, кажется не таким уж страшным рядом с обликом соседа-извращенца. Автор словно демонстрирует читателю разные виды страшных существ, и даёт ему возможность оценить, которое из них хуже. Мы даже проникаемся неким сочувствием к девочке и её матери, которые монстры просто потому, что родились такими, и, по крайней мере, пытаются "держать себя в руках". В отличие от человека по рождению, но монстра в душе...

   Алмар Пейдж Судью на мыло
  
   Не могу не отметить рассказ "Судью на мыло". Не потому, что этот текст как-то особенно хорош. Хотя, надо отметить, что грамотность у автора на высоте, в отличие от некоторых текстов, которые мне пришлось прочесть, и это уже радует.
   Тем не менее, рассказ оставил по себе впечатление, пусть даже немного двойственное.
   Итак, боксёра после соревнования похищают некие злодеи и запирают в подвале. Начало динамичное, хотя довольно стандартное, и выдержано в хорошо знакомом любителям развлекательных детективов "стиле". К тому же в тексте использован нарочито вульгарный язык, полный сленговых словечек, что сразу настраивает читателя на соответствующий лад. Правда, фраза: "Последней мыслью было: "Надо отвернуть голову, чтобы печатка не поцарапала мой чудный римский носик!"." вызывает недоумение. Странно, что при виде летящего в лицо кулака бывалый боксёр и, очевидно, "настоящий мужчина" думает о красоте своего лица. Да ещё в таком игривом духе, более подходящем для молоденькой девушки.
   Но очень скоро обычный детектив приобретает оттёнок хоррора. Боксёр находит в подвале, где его заперли, человеческие останки:
   "Поняв, что держу в руках отрезанную человеческую голову в потеках крови, брезгливо отбросил в сторону.
   "А на чем тогда я сижу?
   Быстро откинул в сторону оторванные человеческие руки, ноги и головы. Так это воняет не сдохшими крысами, а человеческими останками!"
   Также вскоре выясняется, что чемпиона, победителя соревнования по боксу похитили не просто так: "- Тебя подсадим в камеру с уголовником-убийцей. Выживешь, отпустим. А то, как он тебя на куски рвать будет, заснимет камера. Такое вот кино. Усек, Васек? Гы-гы-гы."
   Но, разумеется, наш герой не лыком шит, и просто так не даст себя убить. Просто диву даёшься, как изобретателен этот боксёр-легковес. Кажется, даже злодеи-похитители, организаторы кровавых схваток не на жизнь, а на смерть, проигрывают ему в этом.
   Сцена побега достойна пера живописца. Герой делает себе верёвку из кишок поверженного "амбала", а когда этого подручного материала не хватает, пускает в ход свои собственные. Это производит неизгладимое впечатление на читателя.
   Вообще описание сцен насилия, а также упомянутого побега на собственных кишках вызывают скорее неприятие и даже веселье, чем настоящий страх. Да и реалистичность всего этого действа такова, что особо ужасаться нет причин. Это, скорее, выдумка в жанре треш. При чтении этого рассказа автора обзора то и дело, и чем дальше, тем больше, разбирал смех. Думаю, текст этот вполне подходит для любителей чёрного юмора, не отягощённых излишними претензиями к уровню литературы.
   Разве что финал рассказа довольно печален, в первую очередь для самого героя - боксёра-легковеса. После всех усилий и жертв он возвращается на исходные позиции, и мы понимаем, что выхода у него, скорее всего, нет, и не будет. Так что нам становится жаль героя, хотя, надо сказать, в рассказе нет ни одного достаточно симпатичного персонажа. Даже боксёр настолько органично вписывается в этот "грязный" мир, что становится его частью, и исход этой истории кажется вполне закономерным...

   Ечеистов В. Уу-5: Самая тёмная ночь августа
  
   Неплохой, весьма неплохой рассказ "Самая тёмная ночь августа". Хотя сюжет, надо сказать, не слишком оригинален. А социальная сатира, рисующая нам верхушку администрации в виде компании монстров, в буквальном смысле слова сосущих кровь населения, довольно банальна. Тем не менее рассказ, как я уже сказала, весьма неплох.
   Итак, герой рассказа, Сергей, идёт по старой дороге, которая уже практически заброшена, к ближайшему населённому пункту за помощью. Его машина заглохла, телефон бесполезен.
   Автор не скупится на описания чувств героя и окружающей обстановки:  "Едкий пот щипал глаза. Одышка и боль голодными крысами щипали печёнку и диафрагму, что снова и снова заставляло Сергея проклинать свою вчерашнюю несдержанность. Добавляли мучений и обнаглевшие комары, ясно намекавшие, что близок августовский вечер, с ватно-марлевыми туманами поверх фиолетово-чернильных сумерек."
   Кстати, у автора этого обзора при чтении первой половины текста возникла стойкая ассоциация с картинкой дороги, относящейся к "первому" комплекту картинок. При этом заявлен в аннотации был второй. Но потом появились и картинки по второй теме, и всё стало на свои места.
   И вот приходит наш герой в посёлок, а там всё как будто вымерло. Жители попрятались по домам, а единственный встреченный прохожий напуган до полусмерти, и, невнятно сообщив о смертельной опасности, убегает, оставив Сергея в замешательстве посреди улицы.
   Но на помощь герою приходит девушка из дома, возле которого топтался Сергей, и уводит его к себе. Там они и сидят, в страхе ожидая приближения неких сектантов-фанатиков, которые регулярно похищают жителей посёлка.
   Ожидание приближающейся опасности, и особенно сцена со стуком в дверь действительно вызывает страх. После этого ощущение ужаса нарастает, пока не достигает некой критической точки, за которой начинается отторжение. Когда читатель добирается в тексте до описания пещеры, куда утащили Сергея с девушкой, и жутких монстров, расчленяющих людей заострёнными камнями, он уже не способен испытывать ничего, кроме отвращения. Здесь автор явно перестарался с нагнетанием жути, ибо кровавые реки настолько глубоки во второй половине рассказа, что ошеломлённое сознание читателя в них просто тонет.
   При этом надо отметить, что описано всё очень живо, эмоционально, и внимание читателя, несмотря на все открывшиеся его взору ужасы, не ослабевает. В этом тексту никак не откажешь. Даже довольно предсказуемая сцена с чиновниками местной администрации, оказавшимися теми самыми монстрами, притворяющимися сектантами-фанатиками, производит сильное впечатление.
   Стоит ещё отметить самого героя рассказа, образ которого получился довольно неоднозначным, и вызывает симпатию у читателя. Особенно финальная сцена, где Сергей сумел-таки нанести ответный удар злодею, несмотря на страшные раны, и не дал себя прикончить безнаказанно. Ведь герой, способный думать в страшной ситуации не только о себе, и умеющий бороться до конца, встречается совсем не так часто.

   Неделько Г. Уу-5: Властитель Ночи
  
   Рассказ "Властитель Ночи" представляет собой довольно симпатичную стилизацию под произведения прошлого века. Намеренно неторопливая манера повествования, устаревшие обороты речи - всё это создаёт у читателя впечатление вполне определённое. Тем не менее, действие рассказа относится к нашему времени, или, если судить по последней фразе - к недалёкому будущему.
   Сам сюжет не слишком оригинален, хотя и довольно интересен. Герой рассказа, Миша, приглашён своим двоюродным братом Аркашей в загородный дом, где "кузен" проживает вместе с отцом. Уже в самом начале автор ясно даёт понять читателю, что пригласили героя не просто так, и нас ждёт таинственная и, наверняка, страшная история.
   Конечно же, по приезде Миша сразу чувствует неладное, и это чувство со временем всё усиливается. Ему сообщают о страшной и загадочной смерти охранника, после которой вся прислуга покинула дом. Теперь в этом доме живут лишь сам кузен и его отец, дядя Марк.
   Имя известного писателя Г.Лавкрафта упоминается в тексте неспроста. Нам дают понять, что в происходящем замешаны древние и таинственные силы. Ну и, конечно, не обходится без секты поклонников древнего культа, под предводительством некоего Ильинского - подозрительного вида "субъекта в шляпе - невысокого, плешивого, в очках"
   Вскоре умирает страшной смертью собака, охранявшая дом, и мы уверены, что эта смерть далеко не последняя. Особенно если обратить внимание на очень странное поведение дяди Марка и обстановку его комнаты. Наш герой проникает туда и видит много странного и загадочного: "Я знал, чего ждать, и всё-таки, очутившись внутри, поразился: весь пол усеивали надписи на непонятном языке и рисунки оккультных символов, сделанные мелом. Лампа под потолком не горела, однако в комнате было светло: около двух десятков свечей стояли на полу, на рабочем столе, на книжных полках."
   Правда, вызывает недоумение, как наш герой догадался, что переплёт найденной в комнате "маленькой книжечки" сделан из человеческих жил. Понятно, что обстановка зловещая, но почему, скажем, не из свиных?
   После этого происходит ещё одна смерть, и на этот раз погибает уже сам кузен, Аркаша. Да и сам Миша едва не подвергся той же страшной участи, но его спасает найденная в комнате дяди Марка бумажка с таинственными словами, произнеся которые, герой избегает смерти.
   Зато дядя погибает в собственной комнате, очевидно во время проведения обряда. Можно было бы здесь сказать: "в общем, все умерли!" Но нет, Миша, главный герой рассказа, остаётся жив, и через много лет поведает потомкам эту историю, с намерением выложить в сети то самое защитное заклинание с найденной в кабинете дяди бумажки.
   Речь, которую он обращает к неведомому читателю, выдержана в том же стиле, к котором написан практически весь рассказ: "Как я упоминал, мне неизвестно, до какой степени оно эффективно, а потому и вы дайте мне одно обещание: что будете осторожны, так осторожны, как только возможно, ведь обычные шаги за дверью могут оказаться совсем не тем, чего вы ждёте. Сидя в кресле, я пишу эти строчки и надеюсь, что время отвратит от меня злую судьбу, ту, что выше и сильнее нас."
   Надо сказать, что, хотя сами по себе события, описанные в рассказе, страшны и кровавы, по-настоящему леденящего ужаса они не вызывают. Мы их ожидаем. Мы знаем, что кого-то убьют следующим, и это ожидание несколько притупляет эффект. К тому же главный герой остался-таки жив, и даже практически не пострадал в результате всей этой истории, не считая душевных травм. Зато читатель имеет возможность получить удовольствие от хорошей стилизации и лишний раз насладится атмосферой ужаса, что так знаком нам по книгам писателей прошлого века.
  
  
Продолжение следует...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список