Фирсанова Мария Димитриевна : другие произведения.

2 группа. Нуар. Ассоциации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    НУАР 2011 НОЧНОЙ ДОЖДЬ


   II группа НУАР. Ассоциации
   С ужасом ожидала начала конкурса и предстоящего чтения девятнадцати рассказов. Казалось, что в каждом рассказе поджидают притаившиеся мерзавцы с пистолетами и ядом, трупы и реки крови и вообще чё-нить такое...horror, что и представить не могу. Как только включилась в конкурс, в реале стали происходить странные вещи. Например, вчера, на нашу клубную вечеринку кинокритик внезапно принёс фильм "Двойная страховка". И все бурно обсуждали нуар. Мистика? Видимо, знак, что мне все-таки следует выложить написанное на всеобщее обозрение, поскольку сомнения заставляли всё переписывать, а потом и вообще стереть, потому что боюсь показаться бестактной и резкой. Поскольку иногда эмоции у меня переливаются через край, пожалуйста, не принимайте написанное близко к сердцу: пыталась войти в роль хладнокровной комментаторши, но не получилось.
  
   Дочка убийцы. Габдулганиева Марзия

"Расстрелять, как бешеных собак!"

(громкие аплодисменты в зале, ура

товарищу Сталину)

   Стиль изложения - газетный очерк. Короткие сухие предложения, похожие на бесстрастный протокол
   Убедительно описана сцена на почте. Сплетница - характерная старушка, "с воодушевлением" наслаждается пересказом жутких подробностей события.
   Автору как бы жаль незаметную бабулю в уголочке, автор осуждает "сплетницу" и "доморощенную журналистку" за бестактное поведение. Читатели при этом тоже становятся бяками, поощряя автора смаковать подробности и сливаясь с толпой любопытных бяк.
   Ищем... ищем...ищем нуар...
   Бабушка приговаривает внучку к пожизненному наказанию в виде ярлыка "дочка убийцы"!
   Ничего себе бабушка с оладушком! Это же махровая сталинистка! Молчала-молчала, а потом - нате вам! Ба-бах! - из пистолетика, из самого уголочка, по родимой внученьке.
   Непредсказуемо нуаристая ГГ! Одной единственной фразой - и в дамки.
   5 (отлично)
   Последняя капля. Пик Апачи

"Баранкин, будь человеком!"

  
   Противопоставление мира природы и людей.
   Печальное осеннее солнце, овраг, тихое озерцо, бревенчатый домик посреди леса, сырая земля, сухие травинки, листва, глупые муравьи.
   Человек: анатомия, кровь - грязная красная лужа.
   В предсмертный час ГГ рассмотрел пятнышко на голове муравья: "Один из них, с рыжим пятнышком на голове, барахтается особенно долго. Он чем-то напоминает меня..." - возможно, ГГ постепенно сам превращается в муравья за нехороший поступок:
   Вижу рассказ как динамичный видеоклип. Хочется слышать музыку.
   7 (семь)
   Ногти Элвиса. Новожилова А.
   Нуаристо.
   Ассоциации - фильм "Зеркало для героя".
   Описание быта шестьдесят второго года: патефоны, может, и оставались в каких-то горных аулах; дедушка, наверно, с фарцовщиками тусовался, судя по репертуару.(- Но это же фикшн!!! - Молчу.)
   "Теперь он был похож на того человека, которого Денис все свое детство любил и опасался, безотчетно, как боятся темноты." - психологично, браво.
   Рассказ про нераскаянные грехи, которые передаются до третьего и четвёртого рода.
   Но с ногтями так и осталось ничего не понятно.
   Социально: бросайте все курить, пить и "излишества всякие нехорошие".
   7 (семь)
   Лики счастья. Эстерис Э.
   Рассказ о секте с девизом "Нельзя быть красивой. Это лишнее". Секта повязана с властями и денежки делит, а адептам пудрит мозги. Любовь и жертвенность ГГ не увенчались успехом, увы. Но с девушкой ничего страшного не случилось (что хорошо!), потому что она тоже не лыком шита - всех обвела вокруг пальца.
   Основная идея: меняясь снаружи, мы можем поменяться и внутри.
   ГГ захотелось занять активную гражданскую позицию, когда превратилась в простушку и покрылась веснушками!!! Браво!
   "Мы должны не замыкаться в себе. Должны идти туда, где молодые и старые губят душа, переделывая тела. Объяснить им, возвратить на путь."
   Вот так-то! Суфражистки выкидывают косметику и бисируют.
   7 (семь)
   Больница. Гудков Р.В.

`Doctor, doctor, shall I die?

Yes, my dear. And so shall I.'

   Мрачная больница, мрачное настроение ГГ.
   ГГ делает открытие : "Все мы умрем - кто раньше, кто позже". Наверно, когда маленьким был, не догадывался или верил, что когда вырастет - изобретут что-нибудь для бессмертия.
   Хорошо описана больница - казённый дом: покрытый трещинами грязно-серый потолок, перегоревшие лампочки, ржавые решётки на окнах, запах хлорки, койка, анализы, процедуры, табличка МОРГ в перспективе, реанимация, каталка, моча, блевотина, носилки...
   Второй слой мира больницы - бизнес, деланье денег: деньги, весы пакетики, клиенты.
   Вена - медиатор между миром больницы и денег, лечит и калечит.
   Жалко наивную маму. Коснулся автор слегка перышком этого образа - "спорить с мамой совершенно не было сил, и я согласился" - и задал курс повествованию. Ради мамы, мама - святое. Но мама беспомощна в данной ситуации, творить чудеса не может.
   Ещё одна мать и дочка - трагедия, свидетелем которой становится гг.
   Тема "мать и ребенок" в рассказе появляется дважды. И в том и в другом случае матери бессильны. Тема отцов отсутствует. Крушение семьи как социальной опоры. Нация обречена на вымирание.
   Настроение рассказа: тоска и безысходность. Вымирающий хомо сапиенс.
   Настроение по прочтении: впадение в удручение (хочется застрелиться из двух пистолетов сразу).
   Серьёзная проза, социальный реализм - заслуживает десять с плюсом.
   Но мы, кажется, ищем нуар и лёгкое чтиво?
   7 (семь)
   Чёрный Пьеро. Даймар С.
   Нуаристо.
   "Дзинь-дзинь-дзинь... динь-динь... дон... дзинь-дзинь..."
   Хорошо хоть, что Артемон вёл здоровый образ жизни. Это его и спасло.
   8 (восемь)
   Математика. Паук Е.

Doctor, doctor, shall I die?

Yes, my dear. And so shall I.

  
   В тандеме с рассказом "Больница". Продолжение. Про морг, с подробностями препарации.
   ГГ - санитарка с притупившимся восприятием чужой боли. Говорят, что через 10 лет работы происходит нарушение порога восприятия чужих страданий у медиков и учителей. Тут процесс произошёл быстрее.
   Типичный представитель данной профессии. Читаю - реализм! Идём дальше.
   Автор смакует описание места действия: "навязчивый запах сырого мяса, как в цеху мясокомбината" - ну, да, животные мы млекопитающие, как и коровы, трупы которых поглощаем; "аромат формалина вперемешку с кровью и вонью кишечника", угу, ещё и кАкиим. Явно не бессмертные бестелесные ангелы.
   "Вспухшие, кроваво-сизого цвета внутренние органы кучей свалены в таз рядом. Потом всё бухнут обратно в труп, прямо в распоротое брюхо и зашьют" - автор присутствовал на вскрытии, его это удивило.
   "Че-ло-век. Да. А сейчас это просто кусок мяса" - логично. Что он труп, что не труп - плоть есть мясо. Чем не труп отличается от трупа гг не дано понять. Труп бывает и живой тоже, "Живой труп". Может быть, гг - труп?
   "На душе и так поганей некуда." Почему циничной гг вдруг стало плохо? Заинтригованы.
   "застрять на работе еще хотя бы на минуту желания меньше, чем у монашки сняться в порно" Это вопрос спорный. Чужая душа - потёмки. Если предположить, что монашка борется с таким соблазном, то логично предположить, что гг работу свою любит и не ищет другую по непонятным читателю причинам.
   "...колючие глаза пролетария в седьмом поколении.", "быдловатый взгляд" - сама гг санитарка, даже не медсестра, такой же "пролетарий" и "быдло". Нечего ей терять, кроме своих цепей: яхты и виллы отсутствуют. Непонятно, почему она важничает.
   ГГ панически боится старости и смерти. Боится "посытнее накормить червяков." Со страха пьёт таблетки и отлетает. Ей жалко себя от перспективы конечной смерти так, что слёзы текут. Себя жалко даже больше мамы. Циничная, зараза, как и полагается нуару!
   Диагноз гг описан достаточно ярко - требуется помощь психолога, у неё панический невроз по Юнгу.
   История вполне могла иметь место в реальной жизни, верю.
   Хочется кроме панического страха и жалости к себе разглядеть в гг зачатки совести (для нуара). Ну, пусть хоть помается угрызениями, сомнениями, прежде чем маму грохнуть, если это не протокол. Ну, пусть простится взглядом, погладит по плечу. Можно предположить, что у гг крыша съехала от таблеток и алкоголя, но что-то очень ясно мыслит она, жалеючи себя. Такое ощущение: дай ей в руки пулемёт - пойдёт мочить всех старичков, чтобы не мучились.
   Настроение рассказа: тоска и безысходность оттого, что мы - млекопитающие.
   Не нуар.
   Социальный реализм. Попытка оправдания эвтаназии.
   6 (шесть)
   Отражение разума. Русальский К.В.
   Лёгкое чтиво (как полагается нуару) про белую горячку.
   Повеяло Булгаковым: "...вас пора делать дурнем, чтобы люди нормальные с вами не якшались и пьянствовать перестали" - очищающие силы зла проводят антиалкогольную компанию.
   Образно. Поучительно. Злободневно и социально значимо.
  
   8 (восемь)
   Маскарад. Плахотник И.А.
   Текст, пронизанный символами и ключевыми словами. Зал, маски, дыра в стене, палец, бельевой шкаф, шляпа, пуговицы, перчатки, бархат, комод; руки, закутанные в тряпки, весло, лодка, солнце, лодочник, вороны, дворец с лестницами.
   Цель стремлений художника- быть лучше всех, "я был лучше всех" в маске на Маскараде.
   Про сложный внутренний мир художника и источник вдохновения.
   Психологическая драма. Интересный рассказ, требующий глубокого прочтения и анализа.
   7 (семь)
   Колбаса. Энтелижан В.В.
   Типичные узнаваемые образы. Психологически прекрасно построенные. Речь ГГ льётся живым ручьём. Отличный ход про ребёночка в магазине.
   Типичный современный жлоб. Верю, что семейка таким образом пополнит благосостояние и выйдет в ряды успешных россиян.
   "...чёрт знает что в этих степных головах! ..."
   Нуар ли это, сомневаюсь.
   7 (семь)
   Харви Айс против Фортуны. Морозов Н.Ю.
   Захватывающая интрига. Динамичное повествование. Нуар на месте. С элементами утончённости. Даже тараканы очень к месту. Наслаждалась чтением. Лёгкое приятное чтиво, свойственное нуару.
   Зы: Пока писала обзор, другие уже закончили. Пошла глянуть. Эх! Вспомнилась экскурсия в чудесный город Мышкин и забавная история, поведанная экскурсоводом о том, как американцы снимали там фильм "на натуре" и попросили мышкинцев подготовить павильон "Русский кабак". Все научные сотрудники-мышкинцы с энтузиазмом принялись за дело и изучили основательно всё-всё, чтобы не ударить лицом в грязь перед иностранцами - и "Русский кабак" был готов в лучшем виде. Американцы всё раскритиковали и сделали по-своему. Если вы попадёте в Мышкин - увидите сами, каков русский кабак в их представлении. Да, есть на Волге весёлый город Мышкин. Ещё очень люблю смотреть фильмы американские, основанные на русской классике: "Анна Каренина", "Война и мир" и т.д. Смотрю и укатываюсь. Может это, конечно, плохо, но весело уж точно.
   Как Голливуд видит Россию, так и автор рассказа показывает читателям Америку, продолжая, так сказать, голливудские традиции. Если Софи Марсо-Каренина чёлочку отрезала, почему тараканам нельзя наслаждаться жизнью в Луизиане, Арканзасе или Мэне?
   10 (десять)
   Дрожь. Нилак Ник
   Автор так меня заинтриговал, что читала снова и снова, чтобы вместить все мессиджи.
   Наивное краткое изложение.
   После физической смерти ГГ испытывает необычайную лёгкость и попадает в странное место, где не хочет (не может?) ничего помнить о прошлой жизни, включая собственное имя.( "Лёша я или не Лёша?")
   Что это за место? Может быть, рай или ад? Попробуем догадаться по приметам: огненное небо из ниоткуда в никуда (т.е. вечность). Похоже, ад. Приглядимся к населению. Главный - чёрный негр под именем Каспар. Говорит, что это - Самое Лучшее Место, и начинает гг молотить по-чёрному: хочет гг избавить от страха смерти и пристреливает, потому что..о! так это Солярис! Сколько ни мочи - бесполезно, возрождаются again and again. Исполнилась мечта санитарки морга из рассказа "Математика". Может, тоже где-то тут поблизости?
   Рассказ прерывается ретроспекцией в реальность. ГГ находит заблудшую девушку-"овцу" и говорит, что он её Спасатель. Врёт, что вытащил из воды (читатель знает, что из грязи). Читатель сразу догадывается, что "овца" станет жертвой.
   ГГ снова на Солярисе. Приходит девушка в светлой рясе (мученица?). Его держат взаперти в камере.
   Приходит второй негр и пытает вопросами о прошлом. ГГ не сдаётся и твердит, что не помнит.
   Население Соляриса - убийцы, все они попадали с неба за один и тот же грех ("такой же, как и все тут.") Интрига налицо: что мужики натворили?
   Главный страх поселенцев - не умереть (что невозможно), а потерять рассудок и потерять мизерные остатки прошлого в памяти.
   ГГ считает, что он в аду. Приятны ему только сны про "овцу". Потом ретроспекция в прошлое показывает, что там тоже не всё гладко. ГГ не рад тому, что Катя ждёт ребёнка, из чего можно предположить, что попал он в ад именно по той причине, что ребёнок так и не родился. ГГ в ретроспекции реала оправдывается: "А откуда я вообще знаю, что это мой ребенок?"
   Девушка в светлой рясе на Солярисе не мученица, а бывшая блудница, отрабатывающая свой грех "милосердием" (тоже, видно, бывшая детоубийца, "Детоубийцей на суду..." - вспоминается Цветаева). Говорит, что самое страшное - вечное пребывание в этом месте и невозможность узнать, за что наказан.
   Один из насельников ада объясняет ГГ, что если нет детей - нет будущего, в появлении детей весь смысл существования. Но тут дети с неба не падают, а получаются, долгожданные, с большим трудом и в мизерных количествах смертные.
   В ад падает тело Кати без души, т.е. гг не может с ней общаться, а может видеть как напоминание о своём грехе. Хорошо, что душа Кати не в аду. Значит, наверное, он её, беременную, кокнул (ассоциации с Цветаевой отпадают)
   Слово "дрожь" появляется, когда падает тело без души: "Я подхожу к лежащему на камне телу, и меня пронизывает дрожь. -- Я знаю ее." Признался.
   Кульминация рассказа.
   Соузник предлагает гг сжечь тело, чтобы не мучиться воспоминанием о грехе, как поступают тут все. ГГ осознаёт, что пока не помнил, ещё было терпимо, а как вспомнил - наступил настоящий ад ещё и внутри, в голове. И как Раскольников думает: "А на кой ляд мне признаваться нужно было?" Сжечь.
   Мощно.
   Зы: ещё раз перечла и дошло, наконец!
   ГГ жениться по-хорошему не хотел, потому что был addicted, играл again and again. Во что играл - туда и попал. Каждому, так сказать, по вере.
   Перешёл на следующий уровень.
   Социально значимо. С заботой о демографической ситуации.
   9 (девять)
   То ли ещё будет. Прудков В.
   В чём оригинальность рассказа? Копайте подтекст. Автор подмигивает.
   Нашли. Автор на Льва Николаича намекает в лице ГГ.
   Подъезжаем " к пригородной усадьбе Толстого". То есть, к Ясной Поляне. Сомневаетесь? Автор в лоб эпиграфом из "Анны Карениной" ба-бах! - THE END!
   Писатель в рассказе размышляет о важных вещах, продолжая традиции классиков русской литературы: око за око или как? Грабить ли награбленное?
   ГГ (ТОлстый) предстаёт современной Тенью великого гения. Автор задаётся глубокими социальными и нравственными вопросами под прикрытием сериальной непредвзятости.
   Читая рассказ, хочется кое-где вставить рекламные паузы и покушать свежей семги (у нас её всё больше в супермаркетах почему-то, а не в дорогих бутиках).
   Философия...философия...политика...
   6 (шесть)
   Хочешь? Субботин Максим
   Страшно в стиле Голливуда. Кровища, копошащиеся черви. С жутким концом. Хороший стиль изложения. Ужасно жалко молодую семью.
   Хорошо, но перед сном трусихам читать не рекомендуется: потом спать не будете, и не захочется никакого секса.
   8 (восемь)
   Ночной "Минск-Брест". Фрайт Александр
   Читала, не отрываясь. Рассказ с сильной энергетикой. Психологический портрет ГГ очень убедителен. Умеете вы играть на нервах читателя!
   Нуар!!!
   10 (десять)
   Отбор. Королек
   Рассказ о расовой неприязни. Фашизм. Истинные арийцы уничтожают отбросы. Высшая раса жестока, мстительна и тупа. Мутанты имеют преимущество, т.к. только начинают движение вперёд, к прогрессу и оберегают новорожденных детёнышей. Высшая раса ведёт нездоровый образ жизни: пьянствует и развлекается - обречена в силу морального упадка.
   В конце ГГ стоит перед нравственным выбором: способствовать полному уничтожению разумных мутантов или...
   И, отбросив астор, соглашается, что пусть лучше её съедят после неравной рукопашной.
   Таков естественный отбор!
   8 (восемь)
   Merry-go-round. Marcus50
   Тема: "День Сурка", в американскую реальность вкрапляются русские мотивы.
   Люди - как карусельные лошади, бегущие по кругу повторяющегося цикла.
   "... Вот так, с надеждой, мы несемся к каждому Новому году, впопыхах садимся за столы, кричим: "Елочка, зажгись!" -- и летим дальше, оставляя ему наши желания, минуты, часы, дни. Жизнь. Так проходит Жизнь"
   Запали в память предложения:
   "Ноги отключились от мозгов и сами тащили тело вдоль по улице."
   "От боли извилины скрутились в спираль."
   "Это же надо -- выстрелить в спину однокласснику." Браво!!!
   Нуаристо.
   8 (восемь)
   Грустный город Рио-Гальегос. Чекан А.Н.
   Отдельные истории с долей чёрного юмора. Такие как бы окошки, в которые тайно подсматривает читатель-вуайерист. И видит такие мерзости, что хочет закинуть театральный бинокль куда подальше и заткнуть нос.
   Понравилась непредсказуемость и контрастность концовок историй.
   Увы, не нуар.
   5 (пять)
   Кадиллак с открытым верхом. Ви Гарри
   Не могу отделаться от мысли, что это перевод с английского. При чтении спотыкаешься об эти кочки. Например: быстрая езда проворачивала душу, играли не помалу, сочным притяжением, приток в казну налогообложения, печально выдохнул, ударился коленкой куда-то...
   "Заказные политические убийства не раскрываются. Вы видите точку в конце этого предложения? Это точка." - кусок переведен с английского дословно, имхо лучше отойти от оригинала и пересказать мысль своими словами, иначе - странный пазл из трёх предложений.
   Нуарно.
   Хочется почитать в оригинале.
   6 (шесть)
   На игре. Аарон К.М. ( Группа 5)
   На игре как на игле.
   Интересны в рассказе психологические переживания гг.
   В прошлом мерзкий отморозок ГГ, циничный по сути и готовый на всё ради прибыли, теперь "добропорядочный" торговец. Но прошлое возвращается и ставит перед жутким моральным выбором: чтобы жить, нужно убить любящее и всепрощающее существо. Раньше это было для него пара пустяков - бизнес, но теперь он уже не тот, помудрел со временем, задумался. Совесть нет-нет, да и трепыхнётся воробышком.
   Игра в лице Четвёртого заставляет убить и обещает прощение грехов: "надо играть до конца".
   За образом "ангела" может скрываться кто угодно: мать, жена, ребёнок. Кто ещё нас безумно любит? Это обобщающая сущность. Убить ради жизни в игре: "Главное, чтобы этот не полез обниматься, истекая кровью, что угодно, только не это."
   Автор подробно описывает сомнения и переживания гг и логично вытекающие из этого поступки.
   "Уверен, что горько об этом пожалею, но...", "Я уже готов отказаться, но не могу", "внутри каждой обоймы мучается ангел".
   "За ловлю ангелов в нынешние времена полагалась высшая мера. Вот я их и не ловил. И больше никогда не собирался" - ладно уж оправдываться и про высшую меру бормотать, знаем уже, что тебе их просто жалко.
   "Я больше не хочу, слово чести... ловить ангелов я больше не хочу".
   "Быть мразью -- часть профессии".
   Хороший психологический портрет получился.
   "Его медленная смерть... не смерть, просто переход в другое агрегатное состояние!" - универсальная формула.
   Понравилось - "молодежь просто стала подлее и лучше", "светлая обречённость". Браво!
   Конец рассказа впечатляет: гг погибает, но добро торжествует.
   "Я слишком долго прожил жизнью вне игры. И не смогу убить этого ребенка, хоть и знаю, что он совсем не ребенок."
   ГГ выбирает смерть. Пусть он и был мерзавцем, но совесть победила. Нуар!
   "Последнее, что я чувствую, -- как на мое плечо ложится детская ладонь, и меня касаются мягкие и приятные на ощупь крылья." - ангел не мог не простить.
   Читается легко. Может, покапризничать, что вамп отсутствует? Да вроде дамы там и не нужны. Есть лёгкий намёк, что не вымерли - и достаточно с них косметики.
   Думаю, один из лучших рассказов на конкурсе. Перекликается по теме с рассказом "Дрожь".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"