Аннотация: О новом направлении в литературе, предложенном поэтом Фатхулой Джамаловым
Фатхуле Джамалову, осново-
положнику космореализма.
Рассмотрению в настоящей статье нового направления в литературе - космореализма следует предпослать ряд общих рассуждений об искусстве слова вообще и о поэзии в частности.
Передовые идеи и воззрения, востребованные и воспринятые общественностью, подготавливают к подвижкам в социуме, к совершенствованию производства, отражаются в литературе и в искусстве. И обратно: в процессе совершенствования производительные силы и производственные отношения стимулируют новые достижения в философии и в искусстве. Выход человека в космос, успехи астронавтики в очередной раз поставили перед философией и искусством необходимоcть формулирования новых мировоззренческих взглядов и новых направлений в искусстве слова, в частности,- в литературе.
Существует мнение, что слово "искусство" имеет основой искушение - неудержимое стремление реализовать свои идеалы, нравственные и эстетические представления в творчестве. Именно эта безудержность созидательного порыва способна породить шедевры, завораживающие и вдохновляющие на творческие порывы следующие поколения людей, приобщающихся к прекрасному.
При рассмотрении произведений искусства выделяют две основные концепции: реалистическую и абстрактную. Их многочисленные конкретные разновидности носят названия, оканчивающиеся буквами "изм", что привело к появлению в искусствоведении собирательного, в некоторой степени жаргонного термина - "измы", равно относящегося к реалистическим и к абстрагированным от реальности направлениям и порой употребляемого в ироническом контексте.
Первые шаги реалистического искусства относят к эпохе существования кроманьонского человека, а одним из мест наиболее ранней наскальной живописи считают пещеру Шове на юге Франции (датируется 32 веком до н.э.). Реалистическое искусство фиксирует наблюдаемое или избирательно выделяет и подчеркивает элементы действительных свойств и признаков реального мира, на чём должно быть акцентировано внимание потребителя искусства. Причём отмечено, что даже самые небычайные фантастические сюжеты невозможно создать в полном отрыве от элементов реальности. Приёмы и особенности метода и техники характеризуют различные направления в реалистическом искусстве - от натурализма до гиперреализма.
Художественная литература возникла через десятки тысячелетий после появления наскальный рисунков и спустя многие века после появления письменности. Изначально она являла собой запись фольклора, в котором зачастую были использованы мистические представления и суеверия. Позднее в литературу вошли наблюдения природных явлений, случаи из личного или коллективного опыта, проблемы взаимоотношений общества и индивидуума, основанные на представлениях морали и понятиях эстетики, фантастические и религиозные представления авторов.
Поэзия, по-видимому, возникла уже в раннем периоде истории человечества на основе народных плясовых, колыбельных и ритуальных песнопений как эмоционально насыщенная, организованная метрически и ритмически разновидность фольклора. С появлением письменности она стала составной частью художественной литературы. Позднее для усиления эмоционального воздействия поэтических произведений начали использовать созвучие окончаний фраз или строк (рифма) и подбор звучных слов в строках (аллитерация). Употребление метафор многократно расширило информативные и эстетические содержание стиха благодаря их смысловой многогранности и выразительной краткости.
Абстрактное направление в искусстве возникло в конце ХIХ века и окончательно сформировалось в начале XX века* (см. пояснения в сносках в конце статьи - Т.Ф.). Мастера абстрактного искусства декларируют, что они творят собственную, новую, иную реальность, рождённую отвлечённым от действительности мышлением.
В начале ХХ века на волне бурного развития абстракционизма появились попытки создания абстрактных литературных произведений. В литературе абстрактное направление не получило заметного развития потому, что литература является искусством слова. Слово и речь выработаны человеческим обществом в длительном процессе созидательного труда, оборонных мероприятий и формирования социума. Изначально их назначение состоит в оповещении членов социума о реальных событиях и явлениях и их терминологической идентификации. Даже абстрактные, не несущие предметных аналогов понятия и представления посредством слова конкретизируются в нашем сознании, обретая характеризующие их маркеры.
Обогащение речи вызвано прежде всего новациями в науке, производственных, экономических и социальных отношениях. Именно новации, воспринятые и обработанные сознанием творческой личности (учёного, изобретателя, философа, литератора) подвигают на создание новых слов - неологизмов, необходимых для расширения самовыражения и коммуникативных возможностей человека в его практической
деятельности. Возникнув, они внедряются в практику повседневного общения, а по мере выявления их ненадобности исключаются из лексического оборота или переводятся в разряд устаревших, имеющих историческое значение.
Можно представить себе литературное произведение, состояшее из междометий и возгласов**, но сразу становятся очевидными его ограниченные возможности в передаче разнородной информации. В целом же попытка создания абстрактного (безречевого) литературного произведения неизбежно отрывает его от смысловой базы. Таким образом различные направления в литературе неизбежно содержат в своей основе реалистическое начало.
О литературных направлениях ("измах") стали говорить, начиная с XVIII века. Не вдаваясь в настоящей статье в особенности того или иного направления, следует отметить, что создание новых литературных направлений было следствием не волюнтаризма эстетствующих теоретиков, а вызывалось необходимостью объективно отразить новации созидательной деятельности, подвижки общественного сознания, передовые взгляды на насущные проблемы эстетики и морали, для чего обращались к новым темам, разрабатывая для их выражения новую лексику.
Возникает вопрос: возможны ли градации направлений искусства ("измы") в непререкаемо жёстких границах? Можно ли охарактеризовать конкретное произведение искусства, как целиком и полностью укладывающееся в тот или иной "изм" без использования элементов других направлений? Скорее всего, нет. Но в таком случае насколько важно это знать зрителю, слушателю, читателю? Для них, т.е. для потребителей искусства, зачастую несущественно, какого именно направления придерживается его создатель. Важным для восприятия моментом является убедительность, эмоциональная насыщенность, эстетическая и этическая глубина произведения. Вряд ли ценители поэзии Лермонтова или Некрасова будут огорчены тем, что "Мцыри" был написан не символистом, а "Орина, мать солдатская" не акмеистом. "Измы" в качестве классификационной градации нужны исключительно в работе искусствоведов, в литературе - соответственно литературоведов. И для создателя произведения искусства, по-видимому, первостепенное значение имеет полнота самовыражения, глубина и точность постижения и передачи представлений и чаяний современников, прозорливое предвидение тенденций развития искусства и общественного сознания.
В этом плане предпринятые в последние десятилетия XX века поиски Фатхулы Джамалова, его попытки найти новые пути в поэзии актуальны и чрезвычайно интересны. Наши современники, совершенствуя методы познания и изучая новые возможности обитания, направили свои взгляды и усилия в космос и уже начали осваивать ближайшее к Земле пространство. По убеждению Фатхулы Джамалова поэзия космореализма обязана отобразить эпохальные изменения в жизни человечества, связанные с освоением космоса.
Нужно сказать, что обращения к космической тематике и в поэзии, и в фантастической, в том числе научно-фантастической литературе начались давно. Список писателей-фантастов только докосмической эры, писавших о внеземных полётах и приключениях, весьма обширен. Напомню наиболее известные отечественному читателю имена: Дж.Свифт, Ж.Верн, Г.Уэлс, А.Беляев, К.Булычев, А.Толстой, Стругацкие. В их произведениях отчётливо выражен прозелитизм - провидение достижений в космоплавании нашего времени и, возможно, последующих веков.
Примеров в отечественной и зарубежной литературе можно привести множество, но я предлагаю читателю выдержку из стиха Даниила Андреева, написанного в середине прошлого века до начала эпохи космоплавания. Оно удивительным образом предваряет поиски Фатхулы Джамалова как в тематическом, так и лексическом плане, хотя и не стало началом литературы космореализма.
Из стихотворения "Обсерватория. Туманность Андромеды":
Отображение эпохальных задач ворвавшегося в космос человечества и проблем эпохи космоплавания Джамалов видит
в привлечении в современную европейскую поэзию понятий и
терминологии стран Азии, американских и австралийских аборигенов. Это интересно и на первых порах продуктивно, позволяя существенно расширить набор рифм. Но этого мало.
В поэзии Джамалова частое повторение терминов и названий, широко употреблявшихся в древние и средние века восточными учёными и сочинителями, в наши дни скорее вызовет дежавю, нежели вдохновит на дальнейшее проникновение в космос. Эта лексика не позволяет словесно оформить представления о новых открытиях в космических далях, соответствующих мышлению эпохи космоплавания. Приведу выдержки из его стихов разных лет.
Из стихотворения "Астральный полет":
Свечой пустыню ночи озарив,
Я поднимусь над омутом забот.
Мой дух войдет в нирвану, как в отлив.
И я начну астральный свой полет.
Нарцисс огня по склонам зацветет.
А лебедь, фиолетов и красив,
За лебедицей спящей поплывет
В заката заколдованный разлив. 1986 г.
Из стихотворения "Новая волна":
На астральной меже - зодиак фонарей!
Звездный Овен летит в пубертатный туман.
Попугай перепутал заглавья морей
И отправил в поход за звездой караван.
На орбиту самадхи восходит флейтист.
И сияет Алькор над арийской тайгой.
Ночь читает меня, как пергамент буддист,
В гефсиманских широтах с тройной долготой. 1990 г.
Из стихотворения "Проповедь ветра":
Рождает звезды квантовая пена.
Озарена азанами Кааба,
Солярный знак вещает перемены,
Дракон терзает сердце аль-Кохаба.
Развертывая время, как дискету,
Перенесемся в царство зиккуратов.
Прислушаемся к проповеди ветра,
Рекущего преданья Гуджарата. 1998 г.
Из стихотворения "Дых-Ание":
Розовая принцесса океана -
- Рассвет мой рассвет!
Не ты ли отражение отертонных светил,
Мерцающих в галактических туманностях
Моего озаренного подсознания?
Лик твой энергонный я созерцал
В эпоху Двапара-Юга,
Когда по спиралям Тора
Я совершал свой ментальный полет
В метапространство СОGITORUS. 2000 г.
Из стихотворения "Силyрийское лето":
"Куль аузу Раббиль Фаляки" -
Я обращаюсь к Господу Рассвета:
Из пекла разлук и сомнений
Меня вознеси вместе с любимой
В мир беспечальный!
Я хочу в силурийское лето
Сиреневой планеты звезды Расальхаг.
Руны орла начерчу я на пеплосе неба.
И вычислят гебры в Гатах алмазных
Магический Корень Бессмертья. 2000 г.
Работа над каждым новым направлением в поэзии, в том числе над космореализмом, неизбежно должна сопровождаться поиском новых форм стихосложения - новых структур стиха, новых ритмов и новых рифм, не употреблявшихся ранее. Но стихи Джамалова практически лишены авторских неологизмов, построены в основном на пяти- и шестистопном ямбе, в большинстве своём имеют структуру катрена, много реже пяти- и шестистрочные структуры. В его стихах преобладают так называемые точные рифмы, редки ассоциативные и не встречаются составные рифмы, позволяющие разнообразить звучание стиха, сближая его с разговорной речью. Изредка, отказываясь от рифмы, Джамалов прибегает к верлибру.
Стихи Джамалова структурно однотипны, монотонны и поэтому не передают желательного автору эмоционального накала. Они перегружены малоизвестной или редко употребляемой терминологий и поэтому быстро утомляют слушателя или читателя.
Правильно определив соответствующее запросам эпохи направление поэзии - космореализм, Фатхула Джамалов в своём творчестве чётко наметил, но пока не нашёл требуемого воплощения. Однако его талант, энергия, широкое видение перспективы и упорная работа над стихами, я уверен, обеспечат решение этих задач.
Новизна и заманчивые перспективы космореализма постоянно привлекают в его ряды сторонников. Некоторые неофиты объявляют космореализм вершиной поэзии. С этим нельзя согласиться. По-видимому, никакое направление в поэзии вообще не может быть вершиной литературного творчества, ибо литература (в том числе поэзия) не только соотносительна со своей эпохой, но и устремлена в будущее. Вершиной поэзии могут быть только отдельные произведения: "Божественна комедия", сонеты Петрарки и Шекспира, "Фауст", "Демон", "Железная дорога", "Бабий яр"... Космореализм интересен и хорош тем, что ставит перед поэтом новые задачи, предлагает выйти на другой уровень поэтического мышления в иные сферы эмоциональных поисков, стимулирует воображение и зовёт в неисследованные творческие просторы, требует новой лексики и поэтической техники. Именно в этом видятся задачи космореализма и возможные его достижения.
*В 1883 г. А.Альфонс экспонировал лист белой бумаги, назвав его "Девушки под снегом". Однако это сочли курьёзом и первый показ абстрактного искусства надолго забыли. В 1909 г. В.Кандинский представил абстрактный акварельный рисунок, изображавший цветные линии и пятна. Эту демонстрацию считают началом абстракционизма.
**Литература абстрактного направления: шумовая, легатная поэзия (legato - итал. - плавный переход одного звука в другой).
*** Фомальгаут - одна из наиболее ярких звезд, окружена пылевым кольцом из разрушенных астероидов. Цефеиды - пульсирующие звезды-сверхгиганты.
PS: автор cердечно благодарен Инне Глик за советы и помощь в работе над этой статьёй.