Флореску Роман: другие произведения.

Для Будущего Человечества

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чем заняты сегодня многочисленные клубы любителей фантастики нашей страны? Что движет ими, что волнует, что является главным в их сегодняшней деятельности? В своё время мы не раз освещали работу КЛФ. Вот и сейчас наступил, нам кажется, момент, когда стоило бы присмотреться, взвесить, переосмыслить само назначение клубов: условия-то жизни нашей изменились, причём очень резко... Публикуем статью Романа Флореску - руководителя центра фантастики "Эвтопия" в молдавском городе Бэлць. Что-то в его размышлениях может показаться спорным, возможно - даже несколько надуманным. Для нас, однако, важнее другое, главное: Р. Флореску искренне верит в высокое предназначение КЛФ и эту свою убеждённость - обосновывает, стараясь донести до других. От редакции журнала "Уральский следопыт"

  
  (c) Флореску Роман, Молдова: Бэлць, 1992
  
  ЗАОЧНЫЙ КЛФ
  
  ДЛЯ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  
   Чем заняты сегодня многочисленные клубы любителей фантастики нашей страны? Что движет ими, что волнует, что является главным в их сегодняшней деятельности?
   В своё время мы не раз освещали работу КЛФ. Вот и сейчас наступил, нам кажется, момент, когда стоило бы присмотреться, взвесить, переосмыслить само назначение клубов: условия-то жизни нашей изменились, причём очень резко...
   Публикуем статью Романа Флореску - руководителя центра фантастики 'Эвтопия' в молдавском городе Бэлць. Что-то в его размышлениях может показаться спорным, возможно - даже несколько надуманным. Для нас, однако, важнее другое, главное: Р. Флореску искренне верит в высокое предназначение КЛФ и эту свою убеждённость - обосновывает, стараясь донести до других.
  От редакции журнала "Уральский следопыт"
  
   Чтобы насладиться плаванием, недостаточно только окунуть палец в воду, нужно в неё нырнуть. А перед прыжком пловец должен спокойно сосредоточиться и осмотреться.
  Поль Вайнцвайг
  
   "Если я видел дальше, то потому, что стоял на плечах гигантов!" - сказал великий Ньютон. Наступила пора "увидеть дальше" и многочисленным клубам любителей фантастики нашей страны. Во всяком случае, тем из них, кто не хотел бы бездумно плыть по течению в общем потоке.
   Анализируя деятельность клубов, приходишь к интересной картине. Конечно, кто-то скажет, что рано строить объективный экран о целях союза КЛФ, но это необходимо для достойного самоуправления деятельностью.
   Любой шаг Человека Разумного начинается с вопросов: "Зачем? Куда?". Ответы лишь разнятся:
  
   1) для себя и другим;
   2) только для других;
   3) для Будущего Человечества.
  
   Как подобная классификация целей относится к нашим КЛФ? (см. схему "Экраны целей клубов любителей фантастики").
  
  1.Для себя и другим - 2.Только для других - 3.Для Будущего Человечества
  
  Схема: "Экраны целей клубов любителей фантастики"
  
   1.ДЛЯ СЕБЯ И ДРУГИМ:
   а)обмен НФ книгами и информацией в области фантастики;
   б)создание коммерческих (самиздатовских) НФ книг, журналов, газет, информационных бюллетеней и их рассылка;
   в)изучение НФ книг, ИЗО-, видео-, кино-, театропроизведений для критического анализа;
   г)создание "летописей" деятельности КЛФ, биографий фантастов, библиографий.
  
   2.ТОЛЬКО ДЛЯ ДРУГИХ:
   а)перевод с иностранного на русский (национальный) язык НФ книг (рукописей) для ознакомления членов КЛФ страны;
   б)создание (и публикация) банальных фантастических "произведений искусства" (музыка, радио, кино, театр, изобразительное искусство и литература);
   в)распространение (различными средствами: конференции, фестивали, выставки, лекции, игры и т. п.) известных достижений в фантастике.
  
   3.ДЛЯ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
   а)создание принципиально НОВЫХ фантопроизведений искусства, влияющих на жизнь многих поколений людей;
   б)исследования в области фантастики для выявления НОВЫХ инструментальных закономерностей;
   в)распространение (различными средствами) НОВЫХ достижений в фантастике.
  
   Добавим, что виды целей нужны в комплексе или с преобладанием третьего направления деятельности. Вспомним слова Марка Аврелия: "Наша жизнь такова, какой наши мысли её делают". Пора переходить из состояния любительства к профессионализму по содержанию деятельности.
   Хорошо, знаем - "Куда". Но - "Как?". Вопрос не из лёгких, хотя...
  
   Чем чаще мы направляем стрелы нашего воображения, желания и воли в будущее, тем большую свободу мы сможем ощутить, преодолевая зависимость от сложных моментов прошлого и настоящего.
  Поль Вайнцвайг
  
   ...о проблемах Восхождения к Будущему уже сегодня написано немало писателями и философами, но объективно впервые такой материал разрабатывается отечественной наукой ТРТЛ - теорией развития творческой личности (её авторы - Г. С. Альтшуллер и И. М. Вёрткин). Красота ТРТЛ заключается в её инструментальности, практической работоспособности и применимости.
   Давайте разберёмся: "В чём должна, исходя из ТРТЛ, заключаться Сила Творческой Личности Фантаста?" ("фэн", "фантаст" - для нас синонимы).
  
   1)Наличие НОВОЙ и общественно полезной Цели.
  
   Обратите внимание на третий экран: "Для Будущего Человечества". Соответствует ли Цель вам лично и вашему КЛФ?
   Скорректировать Достоинство Цели достаточно из некоторых её качеств (здесь приводятся не все):
  
   а)цель обязательно должна быть положительной - направленной на развитие жизни;
  
   б)преждевременность Цели. Цель опережает своё время и потому воспринимается окружающими как еретическая. Восприятие изменится по истечении времени, когда будут получены результаты. Но желательно, чтобы и результаты некоторое время были "еретичными". "Если цель или полученные результаты не воспринимаются как ересь, это показатель того, что что-то "неладно": либо выбрана мелкая или не новая цель, либо достигнутые результаты не революционны" (И. Вёрткин).
  
   2)Планирование и регулярный контроль деятельности.
  
   Пример можно взять со знаменитой "системы Любищева". О жизни гениального биолога рассказал Д. Гранин в повести "Эта странная жизнь". Суть "системы Любищева" заключается в умении распределять время на творческую работу и вспомогательную, строить реальные действия на определённый период и максимально расходовать жизненную энергию на выполнение запланированного. Постепенно от строгой системы "учёта времени" можно отказаться, т. к. вырабатывается "чувство движения времени" и уже не возникает надуманная проблема "нехватки времени".
  
   3)Высокая работоспособность...
  
   ...вытекает из планирования и системы контроля за объёмом работы. "Работа - ничто, если в ней нет любви", - писал Калил Хибран. Вот что Бальзак говорил о себе: "Я человек, которому дано задание, я работаю 18 часов из 24, я обязан работать, моё время мне не принадлежит". За девятнадцать лет непрерывной работы великим писателем написано 96 повестей, 5 пьес, 300 с лишним статей и заметок, 30 сказок. "Он ложился спать в восемь часов вечера и в два часа ночи уже всегда сидел за маленьким своим письменным столом... Утром - час в ванне, кофе без сахару, до полудня правка корректур, в полдень - лёгкий завтрак без вина и вновь работа до шести часов вечера. Только между семью и восемью часами вечера Бальзак видел живых людей в эти долгие периоды изнурительной работы... В исключительных случаях Бальзак, не отрываясь, оставался за письменным столом до 25 часов" (Б. Грифцов. Психология писателя. - М., 1988. - С. 141-142).
  
   4)Высокая техника решения творческих задач, входящих в проблему- это тактика творчества.
  
   Как решать сложнейшие задачи, с которыми сталкивается человек? Перебирать тысячи вариантов? Этот "первобытный" способ уже не эффективен в наши дни.
  
   Назову несколько задач фантастов, которые не решить простым перебором вариантов.
  
   а)Писатель-, (художник)-фантаст должен показать творческую жизнь людей Будущего, их достижения в духовности и искусстве, в науке, чтобы был освещён путь к развитию, - и одновременно не должен показывать, т. к. это могут не понять люди современности. Как быть?
  
   б)Должна быть методика создания гениальных (опережающих время) произведений искусства, чтобы эти произведения 'переворачивали жизнь' Человечества, давали возможность идти к НОВЫМ размышлениям, - и не должно быть этой методики, потому что ею овладеют все люди и Творцам (писателям, художникам, композиторам и т. д.) нечем будет заняться. Как быть?
  
   в)Фантасты должны использовать при создании произведений методы фантазирования, чтобы ускорять процесс творчества, и не должны использовать их, т. к. это ведёт к повторяемости идей, тем, сюжетов. Как быть?
  
   Скептиков хочу остановить. Поставленные задачи закономерно вытекают из естественного труда фантаста.
   Если решать поставленные задачи фантастики парапсихологическими методами, то от неумения управлять соей психикой, можно быстро "выйти из строя". Тогда как быть?
   Надо исходить из конкретных литературных (изобразительных, музыкальных и т. п.) задач, выявляя сильные приёмы решений. Свести приёмы в систему. Может, 'всплывут' закономерности?
   Любое исследование начинается со сбора информации и построения гипотезы. Уже сегодня любой человек может приступить к коллекционированию сложных фантастических задач и их решений. А вскрытые закономерности необходимо апробировать при решении новых фантозадач и создании задач. Выявится метод решений.
   Подобный ход, в выработке технологии создания изобретений, предпринял с 1946 года советский инженер Г. С. Альтшуллер (литературный псевдоним - Г. Альтов), но изобретений технических; так "родилась" наука ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
   ТРИЗ - это компас, указывающий на сильный выход почти из любой технической задачи.
   "ТРИЗ даёт значительную экономию времени - за счёт отказа от пустых проб, сильной организации мышления, сконденсированной информации. Но ТРИЗ - не волшебная палочка. Скорее - автомобиль, самолёт: гарантирована скорость больше, чем у пешехода, но надо а) уметь ездить-летать и б) надо быть в форме, нельзя терять навыков", - писал родоначальник ТРИЗа.
   Эта наука опирается на объективные закономерности развития объектов (явлений, ситуаций), которые познаются и используются для сотворения НОВОГО. ТРИЗ развивается и корректирует себя, не возводя свои достижения в догмы.
   Итак, если вскрыть закономерности высоколитературных (изобразительных, музыкальных и т. п.) фантопроблем (задач), приёмы решений, - возможно, появится ТРИЗ для фантастической литературы? Изобразительного искусства? Музыки? Театра? Кино?
   Умение решать творческие задачи - необходимость. Только начинаются разработки ТРИЗа в фантастике (литература и изобразительное искусство).
   Некоторые проблемы можно решать и механическим переносом технического ТРИЗа, но это ошибочный путь, т. к. каждая система (техническая, художественная, общественная, педагогическая и др.) развивается по присущим только ей закономерностям, а они индивидуальны, хотя внешне могут быть похожими.
   Например, в технике известен закон развёртывания технической системы. Одна из закономерностей его гласит, что новые технические системы создаются из одинаковых элементов.
   Простейшие примеры - информационно-вычислительная сеть из ЭВМ; трос, сплетённый из множества проволочек; катамаран; двухцветный карандаш.
   В изобразительном искусстве указанная закономерность тоже есть: новые художественные системы создаются из одинаковых элементов. Но содержание её принципиально отличается, хотя форма идентична. Эта закономерность встречается в декоративно-прикладном искусстве: повтор фантастико-геометрического одинакового элемента в орнаментальной композиции. Или - серия (диптих, триптих) живописных полотен, одинаковых по размеру и тематике.
   ТРИЗ напоминает, что творческие задачи всегда содержат противоречия, а их нужно выявить и преодолеть. ТРИЗ и её специализация строятся как точные науки о творчестве, имеющие свою область исследования, свои методы, свой язык, свои инструменты.
  
   5)Способность отстаивать свои цели, выносить общественное непризнание, "умение держать удар".
  
   Чтобы не превратиться в обыкновенного любителя фантастики, человеку необходимо "умение держать удар". Не останавливаться на достигнутом - это пока единственное требование, помогающее остаться в Великом Творчестве, помня о преждевременности поставленной Цели.
   Примером "умения держать удар" может служить творчество художников Ван Гога и Пиросмани, литераторов Кафки и Мандельштама, многих других творческих личностей. "Если вам суждено стать художником, вы станете им даже в тюрьме", - говорил А. Куинджи. Вот и Г. С. Альтшуллер для отстаивания своей еретической цели (алгоритмизация творчества) "на личных началах организовывал семинары по обучению своей теории: приезжал в чужой город за свой счёт, проводил бесплатно недельные-двухнедельные занятия. Дважды приходилось распродавать всё из дому, включая книги" (И. Вёрткин).
  
   6)Результативность: соответствие достигнутых результатов поставленной цели.
  
   Должны возникать малые промежуточные и конечные результаты по цели. Для КЛФ это могут быть:
  а)уточненные задачи;
  б)выход на принципиально НОВЫЕ задачи;
  в)фантастические идеи и сюжеты, фабулы, гипотезы, произведения искусства;
  г)инструментальные методические пособия и программы, приоткрывающие НОВЫЕ проблемы;
  д)наконец, построение теории фантастики - и т. д.
  
   У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придаёт её сам, раскрывая свои способности.
  Эрих Фромм
  
   Исследования в выявлении закономерностей Силы Творческой Личности продолжаются, но основа уже заложена.
   Воспитание в фантастах комплекса шести качеств - оперативное искусство.
   А как идти к Вершинам Творчества всю жизнь?
   Конкретные исследования проводятся в ТРТЛ: это построение жизненной стратегии творческой личности - ЖСТЛ. Метод разработки ЖСТЛ - изучение биографий выдающихся писателей, художников, музыкантов, учёных, изобретателей и др. Анализ и выявление сильных ходов, предпринятых творческой личностью. Анализ любых ходов. Соотношение действий внешних и внутренних обстоятельств против творческой личности. Составление на базе этого системной "игры" развития Человека, её ходов против обстоятельств, приводящих к Победе и к избеганию ошибок.
   ЖСТЛ для фантаста - это умение развивать Достойную Цель в течение всей жизни, даже и... после физической смерти. ЖСТЛ не позволяет духовно умереть творческой личности - в то же самое время, когда многие любители фантастики хандрят, дожидаясь непонятного 'оживления', неизбежно царящего на фестивалях и конференциях фантастов.
   С позиций ТРТЛ творческая личность - а тем более, если это фантаст (фэн) - преследуемый еретик. Творческая личность - "не Папа Римский, а Христос"... Чем отличается жизнь Христа от жизни Папы Римского? Не только новизной Достойной Цели, но и степенью доброты Цели. Христос стоит в начале пути, а Папа Римский - в конце его, когда творчества уже нет, есть лишь консерватизм и преследование Нового.
   Каждый, хоть немного уважающий себя фантаст (фэн), должен разобраться в качестве своей Цели, в качестве стиля жизни. "Помните же все идущие по неизведанным дорогам Звёздного Мира: Земля никогда не оставит того, кто совершил подвиг во имя людей", - писал Г. Альтов в рассказе "Огненный цветок". "Утверждая, что ты чего-то там не можешь, ты лишаешь себя Всемогущества", - дополняет Ричард Бах.
   Для поиска (пересмотра) клубной - а возможно, и личной - Достойной Цели загляните для начала в следующие статьи и книги, прочтите их внимательно, изучите и в путь, в Будущее:
  
   1)Альтшуллер Г. С., Вёрткин И. М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Часть 1. - Кишинёв: МНТЦ "Прогресс", "Картя Молдовеняскэ", 1990.
   2)Альтшуллер Г. С., Вёрткин И. М. Как стать еретиком//Парус. - 1989, No 1, с. 6-11.
   3)Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.
   4)Вёрткин И. М. Бороться и искать: о качествах творческой личности// В кн.: Нить в лабиринте/ Сост. А. Б. Селюцкий. - Петрозаводск, 1988, с. 7-94.
   5)Злотин Б. Л., Зусман А. В. День пятый; День одиннадцатый// В кн.: Месяц под звёздами фантазии. - Кишинёв, 1988, с. 36-41, 87-91.
  
   Эвтопических успехов Вам!!!
  
   Впервые статья была опубликована в журнале "Уральский следопыт", 1992, No 5-6, - с. 57-59.
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Дюжева "Справедливая плата"(Боевая фантастика) Д.Деев "Я – другой"(ЛитРПГ) B.Janny "Берег мёртвых "(Постапокалипсис) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) А.Эванс "Дочь моего врага"(Любовное фэнтези) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Емельянов "Тайный паладин"(Уся (Wuxia)) М.Лунёва "(не) детские сказки: Невеста черного Медведя"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Прокачаться до сотки 3"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"