Где находится та черта, которая отделяет мир обычной жизни от мира сна?
Где находится та черта, переступив которую мы находим во сне реальность?
Данная статья ни в коем случае не претендует на глубокое и детальное рассмотрение вопроса, здесь я лишь хочу обозначить основные пункты и расставить некоторые акценты, которые при комплексном их использовании в практике помогут найти зацепку или указать направление для дальнейшего исследования.
Где находится та линия, пересекая которую мы входим в другой аспект восприятия реальности? Как сделать еще один шаг к обретению целостности себя и мира вокруг?
Как переступить черту?
На сегодняшний день существует несколько основных направлений исследующих явление, которое обычно называют "осознанные сновидения". У каждого направления свои взгляды и свои цели. Одни находят смысл в путях, которые используют осознанность во сне для развлечения, или в лучшем случае, для развития своего внутреннего мира, другие же - ищут пути выхода в нашу или иную реальность, есть и те, кто кроме всего прочего, рассматривают осознанное сновидение как один из самых эффективных путей развития осознания. В наше время осознанные сновидения вызывают все больший интерес, что с одной стороны является положительной тенденцией в области всестороннего развития человека, но с другой, - вселяет некоторую тревогу, связанную с ассимиляцией этих когда-то революционных идей в пространство общественного потребления, которое обычно ведет к профанации.
Лишь немногие всерьез задаются такими вопросами: как достигнуть возможности наблюдения реальности из позиции Сновидения? как отличить проецируемый нами мир от позиции восприятия реальности вне нас? как научиться входить с ним во взаимодействие? И лишь у немногих хватает смелости обратить свой взгляд дальше, за горизонты нашего обыденного познания, за пределы очерченного.
На мой взгляд, на сегодня, одним из самых перспективных путей развития, что включает в себя Сновидение, является направление, которое в связи с традицией можно назвать 'Нагуализм'. Именно тут я вижу наиболее проработанную теоретическую и практическую базу; наиболее смелое провозглашение идей восприятия и осознанного бытия, а так же - достойную свободного человека перспективу.
Но давайте вернемся к озвученному ранее вопросу. Для начала хочу обратить внимание на то, что многие исследователи осознанных сновидений упускают из вида одну чрезвычайно важную вещь - намерение. И не удивительно, что уповая, лишь на 'эффективные техники', они получают не совсем те результаты, которые ожидали, а так же, часто, после временного успеха, заходят в тупик. Второй распространенной ошибкой является недооценка роли, которую играет направленное активное внимание в процессе практики.
Это все подобно тому, как желая увидеть звезды, человек смотрит под ноги.
Теперь, я хочу кратко упомянуть о некоторых важных элементах, которые часто упускают из вида, и которые являются ступеньками к возможности перехода во второе внимание.
Эти элементы можно выразить в такие пункты:
- 'образ спальни' или 'место сна';
- метод 'взгляд на руки';
- поиск внешнего 'сигнала'.
Рассмотрим по порядку.
Что я подразумеваю под выражениями 'образ спальни' или 'место сна'?
Это, то поле восприятия, которое обычно разворачивается перед нами во время вхождения в Сновидение и выражается как базовая проекция собственной спальни. Этот образ может быть подобен реальному месту, где мы спим или может отличаться в деталях, а может и быть собранным из различных мест, в которых нам приходилось когда-либо спать.
Как показывает опыт, этот образ можно использовать в своей практике даже не смотря на какие-либо несоответствия в деталях. Идея заключается в том, что этот образ содержит в себе внешние 'сигналы' уже по факту самой сборки данной локации, то есть - тут присутствует возможность поиска и схватывания реального 'сигнала' извне, что позволяет выйти на позицию восприятия, в которой становится возможным наблюдение различных аспектов нашего обычного мира, мира первого внимания.
Важным является и то, что в этом поле восприятия легче отследить 'сигналы' исходящие от нашего спящего тела, которое в этом случае можно представить как своего рода 'якорь' для нашего внимания. Фиксируя его положение в Сновидении, мы помогаем формироваться той позиции восприятия, в которой нам будет легче отследить и вычленить 'сигнал' не являющийся нашей проекцией. Одно только свидетельствование факта наличия нашего спящего тела в Сновидении склонно убирать значительную часть наших проекций в окружающем пространстве сна.
Я считаю, что совместно с другими необходимыми составляющими 'образ спальни' можно и нужно использовать как некую основу для отработки других навыков, как площадку для развития своего тела сновидения и выхода во второе внимание. Поэтому не стоит пренебрегать этим, как многие считают, скучным местом.
Теперь, коротко рассмотрим метод 'взгляд на руки'.
Сейчас существует множество мнений относительно данного метода, но лично мне, кажется, что многие напрасно недооценивают его или даже отвергают как 'устаревший' или 'сложный в исполнении' и в связи с этим упускают несколько важных вещей.
Я хочу обратить внимание на две из них - активизация определенного перцептивного шаблона и направленность внимания на взаимодействие с внешним пространством.
Что я имею в виду? Под перцептивным шаблоном я подразумеваю устойчивую конструкцию 'голова-руки-грудь', которую поддерживает наше внимание и автоматически воссоздает в Сновидении (практики часто отмечают факт того, что руки и голова обычно первыми 'выделяются' при 'выходе из тела'). Вероятно, такое положение дел связанно с вполне определенными путями распределения внимания, что постоянно находятся в поле нашего восприятия, ведь именно эта конструкция требует наибольшего привлечение активного внимания в нашей жизни. Так же важно и то, что руки являются одним из самых активных элементов, посредством которого, мы контактируем и познаем окружающий нас мир, направляем свое внимание вовне. Мы постоянно соотносим движение рук с направленностью взгляда, при их помощи мы наиболее активно взаимодействуем с внешним миром, выражаем эмоции и мысли, постоянно тестируем мир на реальность. Это легко заметить в нашей обычной жизни - нам нужно что-то пощупать, чтобы 'проверить', указать пальцем, чтобы 'подтвердить наличие' и т.д.
Это одна из причин, почему именно данный метод рекомендуется для настройки Сновидения, где взгляд на руки является катализатором активного внимания и подтверждением фиксации позиции восприятия, после которой начинается сборка окружающего пространства, в которой руки используются как точка отсчета.
И последний пункт - поиск внешнего 'сигнала'.
Описание данного пункта требует длительного и детального рассмотрения, я же постараюсь описать его в общих чертах.
Для того чтобы описать один из аспектов течения внимания и его взаимодействие в системе 'наблюдатель - окружающее пространство', привлеку некий образ. Разумеется, этот образ не описывает сложности всего процесса восприятия, но для того чтобы указать на некоторые важные закономерности касающиеся рассматриваемого вопроса, думаю, его использование будет вполне уместным.
Итак, как это можно себе представить? Выделим из процесса восприятия два аспекта и для удобства, назовем их 'внимание по поверхности' и 'внимание вглубь'. Первый будет отображать процесс движения внимания от объекта к объекту, как бы по поверхности окружающего пространства, второй - движение внимания от внешнего мира к наблюдателю и обратно. Таким образом, мы сможем отчетливо увидеть две функции, два вектора движения.
Можно сказать, что 'внимание по поверхности' является элементом, который поддерживает картину мира как непрерывный образ в нашем восприятии, а 'внимание вглубь' - поддерживает синхронность проецируемой картины мира и внешней реальности, оно как бы постоянно тестирует внешнюю реальность - подтверждает ее наличие и ее соответствие с принятой картиной мира.
Если применить этот образ к построению пространства Сновидения и его элементов, можно уловить момент (место в этой схеме), когда есть возможность создания усилия для поиска 'сигнала' исходящего извне, из той реальности, что находится снаружи человека. Этот момент можно выразить как смену акцента в этих процессах (внимание по поверхности и внимание вглубь), когда возникает как бы 'пауза', сквозь которую можно просмотреть несоответствие (или различие) между проецируемой картиной и внешними 'сигналами'. Это место находится как бы в точке пересечения между двумя векторами движения.
Так же в этом образе содержится схема распределения внимания, которая помогает удерживать восприятие в Сновидении, фиксировать пространство и его элементы, а так же - усиливать протяженность опыта во времени.
К сожалению, в данной статье я смог только слегка коснуться некоторых практических моментов, которые, на мой взгляд, являются существенными в личной практике Сновидения. Но смею надеется, что приведенная в этой статье информация будет полезной не только тем, кто интересуется темой осознанных сновидений, но и тем, кто успешно практикует.