Фольмер Владимир Петрович.: другие произведения.

Перегородки между религиями до неба не достают

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Перегородки между религиями до неба не достают
   Я недавно смотрел фильм по телевизору "Потерявшие солнце", и вот один из фрагментов этого фильма врезался мне в память. К одному из персонажей фильма приходит его друг. Этот персонаж буддист, но в его квартире висит икона Иисуса Христа и лежит Библия. И главный герой фильма спрашивает: "Как ты умудряешься совмещать буддизм и христианство". На что второй ответил: "Перегородки между религиями до неба не достают".
   В мою бытность проповедника Евангелическо-Лютеранской общины в городе Полтава на Украине, одна из прихожанок как-то спросила меня: "можно ли мне, лютеранке, в день когда у нас в общине не проводится богослужение, сходить в православную церковь послушать там проповедь". Другая прихожанка, пришедшая к нам из общины Евангельских Христиан, спрашивала разрешения иногда сходить в свою прежнюю общину на празднование Святого Причастия, так как в нашей общине Святое Причастие праздновалось раз в полгода а то и реже, мы всегда ждали приезда к нам рукоположенного пастора из церковного управления или пастора из Германии. Я тогда ещё учился в теологической семинарии и не имел права преподавать Святое Причастие. Я отвечал этим женщинам: "Конечно можно, ведь Господь у нас один" Я тогда сильно мучился правильно ли я поступаю, но я уже тогда был твёрдо убеждён: Бог у всех един и мы, люди, Его творения, все, несмотря на цвет кожи и на разрез глаз:--мы все Его творения.
   Но по злой воле врага рода человеческого мы, люди, сами возвели эти перегородки между нами, между религиями. И возвели мы их сразу же после возникновения мира сего и продолжаем возводить их и сейчас. Всё больше появляется религиозных направлений, течений. Но ведь правильно же сказал этот персонаж: "Перегородки между религиями до неба не достают" и там в невообразимой вышине эти перегородки исчезают, ведь там Бог, творец всего живого, и Он един, как бы мы не старались разделить Его на Аллаха, Яхве, Господа, Будду и так далее, Он всё-равно един, ОН Бог--Бог-Аллах; Бог-Яхве; Бог-Господь; Бог-Будда, Бог-сила природы, Бог-космос, и как мы там ещё сможем назвать ЕГО--ОН ЕДИН.
   Поэтому пусть люди молятся и Богу-Яхве, и Богу-Господу, и Богу-Аллаху, и Богу-Будде и так далее они всё-равно молятся одному Богу, пусть не мешают другу другу и не воюют из-за этого, ведь у всех народов их Бог запрещает убийство, даже во имя веры. Во всех религиях, во всех вероучениях одна из главных заповедей Не убий.
   В мире существют три основных-главных религии, которые разделяются на десятки а то и сотни течений и направлений. Давайте рассмотрим эти религии и попытаемся понять в чём их разница и в чём их единение, Почему они потом разделяются на отдельные течения и направления. Об этом можно писать много. Но я попытаюсь коротко раскрыть сущность этих религий, время и причины их возникновений.
   Первой основной религией, появившейся на земле был Иудаизм, какие религии были до этого история не донесла нам, но скорее всего это было многобожие и язычество. Иудаизм явлется одной из древнейших религий, сохранившейся до наших дней и имеющей значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира. В государстве Израиль иудаизм фактически является государственной религией.
   Сущность иудаизма. "Не делай своему соседу то, что не хочешь, чтобы делали тебе. Вот тебе вся Тора. Остальное--это комментарии. Иди и учись" (Шабат 31а). Принципы иудаизма сформулированы следующим образом:
   ?. Бог существует. ?. Бог один. ?. Бог не существует в телесной оболочке. ?. Бог вечен.?. Иудеи должны подчиняться только Ему одному. ?. Общение с Богом происходит через пророков. ?. Моисей величайший из пророков. ?. Тора имеет Божественное происхождение. ?. Тора никогда не утратит своего значения. ?. Бог знает обо всех поступках людей. ?. Бог наказывает зло и вознаграждает добро. ?. Бог воскресит мёртвых.
   Эти основы иудейской веры получили отражение в иудейском Богослужении. Бог, Тора и Израиль (народ) имеет первостепенное значение для иудаизма. Иудаизм сосредоточен на вере--вере народа Израиля в Бога, который сообщает о Своей воле человечеству. Эту волю предстоит открыть в Торе--руководстве, которое Бог дал людям, чтобы жить по нему. Вера евреев--в любви и власти Бога донести Свои цели до всего человечества. В этих целях, верят евреи, народ Израиля играет особую роль. Тора дана им на благо всего мира. Он, еврейский народ,-орудие для сообщения людям Божьей воли.
   Иудаизм, для евреев, это мировая религия не только по географическому распространению, но и по своим горизонтам. Это религия для всего мира, не потому что все должны стать иудеями, ибо цель иудаизма абсолютно не такова, но исходя из убеждения, что мир принадлежит Богу, и люди должны вести себя в соответствии с Его волей. Они проповедуют иудаизм через действия.
   К основным догматам иудаизма относится вера в единого Бога Яхве, в приход Мессии, в бессмертие души и существование загробного царства. Иудейские клерикалы, отрицая эволюцию религиозных взглядов, утверждают, будто уже патриархи древних евреев были сторонниками монотеизма (единобожия). Однако рассказы Библии и археологические раскопки последних десятилетий убеждают в том, что древние евреи, в том числе ветхозаветные патриархи Авраам, Исаак и Иаков, поклонялись стихийным силам природы, обожествляли различные "священные" предметы. О почитании Луны свидетельствуют лунные праздники, устраиваемые древними, и молитвы, обращаемые к ней по сей день верующими евреями. Вера в духов, этот пережиток глубочайшей древности, зафиксирована в Талмуде. Талмуд не только допускает наличие бесчисленных демонов обоего пола, земных и водных, дневных и ночных, в нём разработана специальная рецептура для борьбы с ними. Древние источники свидетельствуют о существовании у евреев множества племенных божеств, которым они поклонялись.
   Вера в единого Бога возникает у евреев гораздо позже. Яхве становится "общенародным" Богом лишь в иудейском рабовладельческом государстве так называемого периода царств. С уничтожением родовой организации неизбежно исчезают племенные божества. На Яхве переносят атрибуты прочих богов. Он становится подателем урожая, наставником в ремесле, защитником на войне. Прочие же боги занимают подчинённое положение, превращаются в его служителей.
   Борьба за централизацию культа Яхве и за признание его единым Богом евреев длилась долго. Возглавляли эту борбу господствующие классы, так как они были заинтересованы в ликвидации первобытнообщинных и родовых порядков и в прикрытии своего господства авторитетом "общенародного" Бога.
   Главную роль в распространении монотеистических взглядов среди древних евреев сыграло жречество, сконцентрированное вокруг Иерусалимского храма. Жрецы этого храма были подчинены царю. Их богатства росли из года в год благодаря обильным пожертвованиям и приношениям. Со временем они стали стремиться подчинить своему влиянию царей Иудеи, с помощью которых они хотели уничтожить все другие святилища не только в Иудее, объединить всех сынов Израиля единым культом Яхве, совершаемым в Иерусалимском храме. Тенденция к монотеизму существовала и в египетской религии, и в вавилонской, и виранской, и эта тенденция всегда была отражением политической централизации, самодержавной власти царя.
   Но эти попытки ввести монотеизм разбивались каждый раз о сопротивление жрецов местных культов и о другие центробежные силы. В иудаизме впервые в истории религии был провозглашён последовательный и принципиальный монотеизм. Это объяснялось, конечно, не какими-то особыми свойствами еврейского национального духа, как говорят некоторые учёные, а безграничной властью жрецов Иерусалимского храма, которые пользовались покровительством царей и оказались в положении монополистов.
   Вера во всемогущего Бога Яхве составляет основу иудейской религии. Служители иудаизма требуют от приверженцев этой религии слепой, безотчётной веры в Бога, что является первым и необходимым условием личного спасения в загробном мире.
   К догматам иудаизма относится учение о богодухновенности Ветхого Завета, в состав которого входит Тора, или Пятикнижие Моисеево. Однако под влиянием кумранских рукописей, найденных в пещерах на берегу Мёртвого моря, совеменные идеологи иудаизма вынуждены признать, что "даже книга Торы не возникла вдруг, вся сразу, как творение рук Моисея". Она, продолжает один из них, "является композицией из нескольких документов, составленных разными авторамии собранных воедино неизвестным редактором или несколькими редакторами". Из признания того, что Библия является памятником, созданным на протяжении веков разными людьми, он заключает: "Тора в философском отношении... более типична для еврейской религии, чем лучшие метафизические трактаты", ибо, согласно её учению, Бог в иудаизме "скорее постулат, чем вывод". Тем самым апологет иудейского вероучения признаёт, что невозможно доказать бытие Бога Яхве, что никакого "священного писания" не существует.
   Составной частью иудейского вероучения о Боге Яхве является догмат о приходе Мессии. Мессия - это спаситель, который придёт, чтобы свершить праведный суд, воздать людям по их заслугам. Согласно вероучению иудаизма, "в дни мессии" мир будет обновлён. В момент появления Мессии земля, согласно Талмуду, станет производить "ежедневно новые плоды. Женщины станут ежедневно рожать, а земля--приносить хлебы и шёлковые одеяния", люди достигнут 1000 лет от роду, прекратятся болезни, распри, войны.
   С верой в приход Мессии связаны и представления о предвестниках появления божьего помазанника, число которых, по учению раввинов, равно девяти. Среди них роль первосвященника, который "совершит помазание мессии", воскресит мёртвых и "откроет храмовую утварь времён Мессии", сыграет мистический Илья Пророк.
   Учение иудаизма о Мессии получило ярко выраженную эсхатологическую окраску. Проповедь о приходе небесного избавителя клерикалы использовали для того, чтобы приход будущей жизни ставить в зависимость от богоугодного поведения людей. А что это значит? Строго придерживаясь дуалистической точки зрения на существо человека, идеологи иудаизма говорят, что в нём постоянно борются добро и зло. Эта борьба обусловлена тем, что все люди состоят из тела и души. Тело порождено людьми, душа "всеяна" в тело Богом. Верующий, учат раввины, должен постоянно благодарить Бога за этот дар и содержать его в чистоте. Утром, вставая с постели, иудей молится: "Боже, Душа, которую Ты мне дал чиста. Ты создал её, Ты её образовал, Ты вдохнул её в меня, Ты оберегаешь её во мне, Ты некогда её у меня примешь, но возвратишь её в дни грядущие.. Благословен Ты, Господи, возвращающий души в тела умерших".
   Призывая к отрешению от земной жизни, от участияв борьбе против гнёта и эксплуатации, раввины учат, что земная жизнь человека есть приготовление к будущей. Следовательно, человек должен постоянно думать о смерти, проводя дни и годы в смирении, в молитвах и постах, строго выполняя заповеди Яхве.
   Небесный суд "в конце времён" мыслится теологами как суд Яхве над врагами иудейского народа, над всеми грешниками, над людьми, не разделявшимииудейство. Вселяя ужас и надежду в сознание верующих, отвлекая их от насущных социальных задач заботами об обеспечении себе места в небесном царстве, иудаизм разработал систему наград и наказаний за каждое исполнение и за любое нарушение заповедей Господних.
   Идея загробного возмездия оправдывает любую несправедливость, любое социальное злодеяние. Почему праведники страдают, а нечестивцы благоденствуют? Потому, отвечают талмудисты, что грешникам надлежит испытать кару, а праведникам награду на том свете.
   Раввины в своих выступлениях перед верующими постоянно твердят, что первая забота человека--"считать дни свои" и в молитвах приобрести сокрушённое сердце, необходимое для радостной и весёлой жизни под сенью предвечного. Эти выступления служат закреплению в сознании людей невежественных представлений, способствуют увековечиванию несправедливых порядков на земле, примирению верующих с невзгодами и тяготами своей жизни.
   Процесс модернизации современного иудаизма начинается во второй половине XIX века в США. Руководители синагоги, не вычёркивая ни одного догмата иудизма и не добавляя ни одного нового, стали в мелочах "обновлять", подчищать иудейское вероучение. Одни из них несколько видоизменили раввинистские традиции и стали проповедовать "консервативный иудаизм", другие пропагандировали привезённый в США в конце прошлого века зажиточной частью иммигрантов из Германии так называемый реформированный иудаизм. Нововведёния реформистов были весьма скудны. Они касались, например, порядка богослужения в синагогах. Эти богослужения стали проводиться не на древнееврейском, а на английском языке. Были осовременены костюмы раввинов. В подражание христианской церкви раввины ликвидировали в синагоге перегородки, отделявшие мужское отделение от женского. Нетрудно видеть, насколько робки были эти "реформы".
   Особенности же так называемого "консервативного иудаизма" заключается в том, что его приверженцы высказывались за строгое соблюдение всех иудейских традиций, но в то же время и за их приспособление к современным американским условиям.
   Иудаизм и сионизм. Иудейские богословы "вывели" из текстов Библии догмат о богоизбранности иудеев. Представление о том, что Яхве "избрал" израильский народ, является превратным отражением исторического процесса возникновения среди древних евреев монотеизма и выбора ими Бога Яхве в качестве наиболее "надёжного" из всех богов.
   Ярыми сторонниками догмата об избранности иудеев являются сионисты и еврейские буржуазные националисты, прикрывающие религиозными лозунгами своекорыстные интересы эксплуататоров.
   Современный сионизм является националистической реакционной идеологией еврейской проимпериалистической буржуазии. Как всякая реакционная идеология, сионизм тяготеет к религии, в данном случае к иудаизму, поскольку в нём имеется известный запас консервативных и националистических представлений. Так, сионисты, вооружённые догматом "богоизбранничества", широко пропагандируют идеи "всемирной еврейской нации", отсутствия классовой дифференциации и классовой борьбы среди евреев, вечности антисемитизма.
   Сионизм смыкается с антисемитизмом, также рассматривающим евреев как нерасчленённую общность, будто среди евреев нет угнетённых и угнетателей, бедных и богатых.
   Одна из крупнейших в мире религий это Христианство, она вторая по времени возникновения, но самая распространённая среди многих народов мира, говорящих на разных языках, существует уже более двух тысяч лет. Трудно найти уголок земли, где бы не вели работу христианские миссионеры, стремясь обратить "заблудшие" души в свою веру. Миссионерская деятельность приносит свои плоды. Миллионы людей на земном шаре являются приверженцами христианства.
   Христианство (от греческого слова Christos - "Помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в первом веке нашей эры в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом-чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры-проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет,-священная книга как для иудеев, так и для христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признаётся только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоёвывало приверженцев и среди других народов.
   Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка её основных ценностей. Христианское учение привлекло многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.
   Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своём, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее своё единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет ни эллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
   Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру- с другой, породили среди верующих убеждённость, что если отдельный христианин может быть слаб и нетвёрд в своей вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью
   Следующим шагом в развитии понятия "церковь" стала идея её непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь (а это путь к построению перегородки). Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.
   Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры-краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.
   Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются Его творениями, всё создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трёх "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и Святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, Святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христанской Троицы существовали всегда-"предвечны"-и равны по достоинству-"равночестны".
   Человек, согласно христианскому учению, сотворён как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершённое первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, искупил людей, пострадав за весь людской род. Поэтому христианство подчёркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая крест свой", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к Нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смертью Христа. С этим взглядом на человека связано характерноетолько для христианства понятие таинства-особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего-крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.
   Христианская религия не является единой, она, как и другие религии, распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых-католицизм, православие, протестантизм. Сохраняя в основном ортодоксальные положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа. Для того чтобы наглядно представить себе то общее, что лежит в основе различных христианских направлений, а также те различия, которые они имеют, следует непосредственно обратиться к этим направлениям, познакомиться с их главными особенностями.
   Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремные заключенич и пытки (исповедники) или принявшие казнь (мученики), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.
   Шло время. Условия, эпохи, и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений-схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства-"вероисповедания". Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось её крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V-VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и другие. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы-подчинённого по отношению к монарху положения церковных иерархов-и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть.
   После гибели под натиском турок-османов Византии в 143году главным оплотомправославия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отедилось старообрядчество. На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков всё больший протест как со сторонысветскихверхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение лоллардов в Англии, гуситов в Чехии и другие). К началу XVI века тот протест оформился в движение Реформации.
   Православие - одно из трёх основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV-XI веках.
   Основой вероучения признаны Священное Писание (Библия) и священное предание (решения семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.
   В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах. В первом члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы. Во втором члене - о вере в Сына Божия единоролдного-Иисуса Христа. Третий - это догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от Девы Марии. Четвёртый член Символа веры - о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления. Пятый - о воскресении Иисуса Христа. В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо. В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю. Восьмой член Символа веры - о вере в Духа Святого. В девятом - об отношении к церкви. В десятом - о таинстве Крещения. В Одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении мёртвых. В двенадцатом - о жизни вечной.
   В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение Блаженного Августина. На рубеже V века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ей событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу "избранных" предопределённых к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.
   Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признаёт семь таинств: Крещение-таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной жизни. Таинство покаяния или исповеди-это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа. Таинство священства совершается через епископское рукопложение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу. В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты. В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
   В настоящее время в мире насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) церквей -- Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская. Помимо этого имеются две автономные православные церкви Финская и с 1957 года и Японская-с 1970 года. Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, при этом они сохраняют каноническую самостоятельность. Константинопольский патриарх если и считается вселенским, то это понимается только как "первый среди равных", и ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей. Пределы самостоятельности автокефальных церквей определяются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей автономию. Главы автономных церквей избираются поместными соборами с поеследующим утверждением их патриархом автокефальной церкви.
   В административном отношении автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариаты, благочиния, приходы. Так, Русская православная церковь имеет 4 экзархата (Украинский экзархат; экзархаты Западной Европы, Средней Европы, Центральной и Южной Америки), 76 епархий (в России и за рубежом), 11 викариатов. Кроме того, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, благочиния, подворья при других православных церквях.
   Крещение Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней - это первые шаги в истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным освоением северных территорий в конце XVIII века. На волне переселения христианство распространялось и утверждалось по всей территории Руси.
   Чрезвычайно важным этапом в истории православия было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. Поднятый Сергием культ Троицы стал одной из главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах.
   После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически В 1448 году Собор русских Архиереев, независимо от Константинополя, возвёлна кафедру Митрополита Московского и всея Руси Епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.
   Патриаршество в России было установлено при Борисе Годунове. В 1589 году Митрополит Иов стал первым патриархомна Руси.
   Православная Церковь придаёт большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста - это "очищение и обновление человеческой души". Приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днём Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.
   Первое место среди великих, главных праздников занимает Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники- 12 наиболее значительных праздников православия: Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница), Воздвижение креста Господня, Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы.
   Другим крупнейшим (более крупным чем православие) направлением в христианстве является католицизм. "Католицизм" означает - всеобщий, вселенский. Он происходит от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был Апостол Пётр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался ещё в III-V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между Западной и Восточной частями Римской империи. Начало разделения Христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между Римскими Папами и Константинопольскими Патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошёл разрыв между папой Николаем-I и Константинопольским Патриархом Фотием.
   Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признаёт её основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации. Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное Писание и Священное Предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным Преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того-папские послания и постановления.
   Организация Католической Церкви отличается строгой централизацией. Римский папа-глава этой Церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Централизация Католической Церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом Православной Церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли Церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворённых Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из неё часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях- об отпущении грехов за деньги или за какие-то заслуги перед Церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.
   Догмат о чистилище (место-промежуточное между раем и адом) есть только в Католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат слишком большие смертные грехи, горят там в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращён добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле. Учение о чистилище сложилось ещё в первом веке. Православная и Протестантские Церкви учение о чистилище отвергают
   Коме того, в отличие от Православного вероучения, в Католическом есть такие догматы, как о непогрешимости папы - принят на первом Ватиканском соборе в 1870 году; о непорочном зачатии Девы Марии -провозглашён в 1854 году. Особое внимание Западной Церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 году папа Пий-XII ввёл догмат о телесном вознесении Девы Марии.
   Католическое вероучение, как и Православное, признаёт семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных-квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте 7-8 лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает ещё одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.
   В Православии обет безбрачия принимает лишь чёрное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием-VII, обязательно для всего духовенства.
   Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, не мало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.
   Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресение после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днём, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматерии в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.
   По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксёндз), епископ. Епископа назначает папа. Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс один голос при тайном голосовании.
   На втором Ватиканском соборе (в 1962-1965 годах) начался процесс аджорнаменто- обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.
   История протестантизма по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который первым порвал с Католической Церковью, сформулировал и отстоял основные положения Протестантской Церкви. Эти положения исходят из того, что возможна непосредственная связь человекас Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.
   Суть протестанства заключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе Римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.
   Лютеранство. В Библии говорится: "Праведный верою жив будет". Эта идея легла в основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации. Он записал их в виде 95 тезисов. Они начертаны на северных дверях Замковой церкви Виттенберга.
   Вот некоторые из этих тезисов:
   ?. Христос провозглашая: "Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное", тем самым свидетельствует, что жизнь верующих от начала и до конца должна быть непрестанным покаянием.
   ?. Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником В первых четырёх тезисах Лютер показывает, что подлинное покаяние - длительный процесс, а не однократное действие.
   ?. Папа может снимать только те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава. Ни от каких небесных кар церковь освободить не может.
   ?. Каноны покаяния (то есть постановление о том, какие налагать епитимьи или наказания кающимся) устанавливаются для живых. Здесь и в нескольких последующих тезисах отвергается власть папы над чистилищем.
   ?. Не по Христу учение, в котором говорится, что не требуется покаяние тех, которые приобретают индульгенции для душ. Истинно кающимся Господь преподаёт прощение грехов и освобождение от вечных мук, на что согрешивший может уповать и без папской грамоты. В нескольких тезисах Лютер подчёркивает, что "христианин, который воистину раскаивается, не бежит небесного наказания".
   ?. Истинное, подлинное сокровище церкви есть священное Евангелие славы и благодати Божьей. Лютер разъясняет, что существование "сокровищницы добрых дел" выгодно богатым, а не бедным, что сокровища эти должны даваться грешнику не по милости папы. Желание подобными средствами умилостивить Бога называет иллюзией.
   ?. Истинный христианин томится желанием последовать за страстотерпцем Христом. Не в разрешительной грамоте, а в чистосердечном раскаянии путь к спасению.
   Таковы тезисы, обнародованные 31 октября 1517 года, и день этот в дальнейшем стал праздником протестантов.
   Кальвинизм. Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509-1564). Его главный труд "Наставления в христианской вере", опубликованное в 1536 году, когда протестанство уже сложилось как учение, стал основой нового религиозного направления - кальвинизма. В отличие от деятелей ранней Реформации для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий Завет. Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осуждённых. Ни верою, ни "добрыми делами" человек не может ничего изменить в своё судьбе: избранные определены к спасению, отверженные - к вечным мучениям. Учение о предопределении строится на положении, что Иисус Христос тоже был определён Богом страдать за наши грехи.
   Последователи Протестантских Церквей Кальвинистской ориентации (кальвинисты, или реформаторы) имели широкое влияние в Шотландии, Нидералндах, на севере Германии, Франции, в Англии.
   Основополагающий принцип другого направления - конгрегационалистов (от лат.- соединение) - полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Они - строгие пуритане. В отличие от кальвинистов привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем благодати считают всю общину. Учение о предопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов. Конгрегационализм распространён в Велкобритании и её бывших колониях.
   Пресвитириане (от греческого-старейший) - умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 году принял решение сделать это учение государственным. Во главе Церковной общины - пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, местные и государственные. Обряд сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, не читается ни Символ Веры, ни Отче Наш. Праздниками считаются только выходные дни.
   Ислам является третьей по времени происхождения "мировой" религией. Он распространён в странах Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Африки и оказывает там существенное воздействие на социально-политическую и культурную жизнь. В некоторых странах, таких, как Афганистан, Иран, Ирак, Пакистан. Саудовская Аравия, АРЕ, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Судан и другие, ислам является государственной религией. На территории России ислам сохраняется среди некоторой части населения Средней Азии и Казахстана, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Татарии и Башкирии.
   Ислам оформился в VII веке нашей эры. Он возник в силу ряда объективных исторических причин, обусловивших социально-экономические и культурные изменения в жизни населения Аравии. Разложение родо-племенного строя арабов, затруднения и кризисные явления в торговле и наметившийся упадок в экономической жизни городов в силу неблагоприятной международной обстановки усилили вызревавшие внутри арабского общества тенденции к объединению и созданию политически устойчивого государства.
   Интересы всего населения требовали прочного и длительного объединения страны, стабилизации её политического и экономического положения, отпора чужеземным агрессиям, поисков новых торговых путей. Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым шла бы консолидация сил народа. Таким знаменем стал Ислам.
   В ту пору у арабов не было единой религии. Среди арабских племён были распространены различные верования, существовало многобожие. Но наметившаяся политическая централизация арабских племён вызвала стремление к созданию единых родовых и племенных культов. Верования политически наиболее мощных племён становились обязательными для менее могущественных родов и племён. На процесс оформления единой религии арабов безусловно оказывали большое влияние уже сложившиеся в тот период монотеистические религии: иудаизм, христианство, зороастризм.
   К концу VII века нашей эры в Аравии наибольшего могущества достигло племя курейш в Мекке. Оно подчинило своему влиянию другие племена и население близлежащих городов и оазисов. Соответственно с возвышением курейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося в Мекке. Постепенно бог курейшитского племени, которого называли "илах" или "аль-илах". Стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племён. Впоследствии как "Аллах" он вошёл в Ислам в качестве единодержавного Бога, единственного и самого истинного Господа, Создателя всего сущего.
   Историки, а также сами мусульмане возникновение исламской религии связывают всецело с именем пророка Мухаммеда. Однако, не отвергая активной роли Мухаммеда в проповеди и распространении новой религии, с ледует сказать, что эта роль сильно преувеличина. Само собой разумеется, что Мухаммед не был чудотворцем, как это утверждают мусульманские богословы. Он стал легендарным лицом благодаря усиленному раздуванию его культа мусульманским духовенством и фанатичными верующими. В условиях борьбы за влияние Ислам не мог допустить, чтобы его пророк уступал в чём-либо основателям и чудотворцам других религий. Этим объясняется, что биография основателя Ислама, написанная спустя много лет после его смерти, очень похожа на жизнеописания других пророков и основателей различных религий. Как и всякое идеологическое течение, Ислам завоевал популярность не сразу. Однако к концу 630 года большая часть Аравии уже находилась под властью "Посланника Аллаха". Образовавшееся вскоре централизованное теократическое государство использовало Ислам в качестве идеологического оружия для укрепления нового общественного уклада в стране и осуществления широкой завоевательной политики далеко за её пределами.
   Мусульманское вероучение обладает всеми атрибутами религиозного учения. В его основе лежит вера в Бога - Творца и Управителя вселенной, в страшный суд, в загробное воздаяние. Как и в Христианстве, все люди рассматриваются с точки зрения одного критерия: их следования заветам Бога, предписаниям духовенства. В зависимости от этого они делятся на правоверных и неверных. Правоверным праведникам, по мусульманскому вероучению, суждено вечное блаженство в раю, а неверным и грешникам среди правоверных - мучения в аду.
   Таким образом, Ислам, как и другие религии, переносит поиски человеческого счастья на небо, обещая награду тем верующим, кто безропотно следовал религиозным предписаниям, требованиям духовенства.
   Не отличается от других религий Ислам и тем, что он основывается на религиозных представлениях о сотворении мира, о движущих силах природы и общества. Для мусульман всё заключено в Боге. Он начало и конец всего сущего. Исходя из этого формулируются все основные принципы Ислама.
   Мусульмане руководствуются такими основными положениями признаваемыми за непреложную истину и обязательными для всех верующих: вера в Аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмертие души, воскресение из мёртвых в день страшного суда, вера в рай и ад, чертей, демонов и ангелов.
   Вера в Аллаха является первым и основным догматом веры в Исламе. Аллах Един, Всемогущ. Он создатель вселенной, земли и неба, всех форм жизни. У Него нет ни сына, ни дочери, потому что, как говорится в Коране, "у Него нет подруги". Аллах управляет миром единолично, без Его ведома не совершается ничего (Бог творит, как хочет, Он совершитель того, что захочет-85:16). За непослушание, за неверие Бог по своему усмотрению может покарать человека как при жизни, так и после смерти. За действиями и поступками людей следят специально поставленные для этой цели ангелы.
   Мусульмане верят, что Бог в состоянии в любое время сотворить любое чудо. Подобно тому как одним повелением, выраженным словом "будь", Он сотворил небеса, землю, горы. Реки, растительный и животный мир, Бог, по представлению мусульман может в любую минуту нарушить закономерный ход истории, нарушить законы природы, ибо Он всемогущ. Верующий не должен, не имеет права сомневаться во всемогуществе Аллаха. Иначе он совершает тяжкий грех, искупить который можно лишь дарами в пользу духовенства или совершением хаджа-паломничества в Мекку и другие "Святые места".
   Как уже сказано было выше Ислам зародился в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем Ислама был пророк Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от Бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коран, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.
   Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен, он был просто пастух на Синайском полуострове и пася овец наблюдал за жизнью иудеев и христиан, именно поэтому Коран - это смесь Торы и Библии изложенные арабским языком и арабским наречием. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда-Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран "чтение". Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому Пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в неё записи были уничтожены.
   Коран разделён на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие-к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.
   Другая часть религиозной литературы мусульман - это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами--Бухари, Муслимом и другими. Но не все мусульмане признают сунну; признающие её называются суннитами, они составляют значительное большинство в Исламе. На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.
   Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 годов и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашёл много последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики. Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.
   Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила осёдло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремёслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами - Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря Родо-племенная знать обитавшего здесь племени корейш извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племён.
   Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые пути переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склонятся к осёдлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного Бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого Бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда--строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным Его воле. Само слово "Ислам" означает покорность.
   "Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обадающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме Него, Великого, Мудрого! Поистине, религия пред Аллахом - ислам..." (3:16-17).
   Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвёт значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его привреженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершённое в 622 году нашей эры, считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашёл более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против неё. Мухаммеда поддержало несколько местных племён; он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много приверженцев, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племён, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-религиозного центра ещё более возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение.
   В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было ещё совсем не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманским богословами.
   Одним из важнейших в Исламе является догмат о предопределении, пронизывающий всё мусульманское вероучение. Согласно этому вероучению, в мире не существовало и не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. По мусульманским представлениям, ещё до сотворения мира было сотворено Перо, которому Аллах повелел написать о всех делах божественных и творениях, вплоть до времени страшного суда. Выполняя волю Всевышнего, Перо записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и всё это не дано изменить никому. Следовательно, каждый человек зависит от Бога. Каждому предначертана определённая судьба, которая неотвратима. Даже смерть наступает лишь по божественному предначертанию. Коран провозглашает: "Не подобает душе умирать иначе, как с дозволения Аллаха, по писанию с установленным сроком" (3.Г39)
   Таким образом, люди с рождения обречены на то, чтобы идти путём, предначертанным свыше. Им не дано роптать на жизненные невзгоды. Ведь и невзгоды предопределены Аллахом. Им не дано сетовать на бедствия. И бедствия от Бога. Им надлежит терпеливо идти своим путём, который указал Всевышний.
   Выводы. Итак сравнив все эти три мировые религии мы видим: все они признают, что Бог един, что Он Творец всего сущего на земле и самой земли. Все три религии почти одинаково трактуют понятия об аде и Рае. Во всех трёх религиях обязанности верующего расписаны тоже почти одинаково, заповеди Бога для всех одни и те же--не убий, не укради, не возжелай имущеста ближнего, ни жены его, ни дома. То есть основные догматы во всех трёх религиях одни и те же. Есть расхождения, но только в некоторых традициях, формах богослужений, в таинствах. Основными расхождениями явлется то, что Иудаизм и Ислам не признают Сына Божьего Иисуса Христа Богом и не признают Его крестной искупительной смерти за нас, людей. Для мусульман Иисус это пророк Иса-распятый на кресте, а иудеи до сих пор ждут Мессию, не признав в Иисусе Христе своего Искупителя.
   Но я бы хотел сказать людям далёким от веры или не признающим таковую-задумайтесь, хотя бы просто по-человечески. Как мы всегда привыкли думать "А вдруг, а вдруг на самом деле что-то есть. Ведь не зря же об этом так много спорят, говорят, пишут. Вдруг и в самом деле есть Бог, Единый, Непогрешимый, Всемогущий, Всепрощающий. Тогда что меня ждёт за последней моей чертой. Что будет со мной после моей смерти". Одна из моих прихожанок как-то писала: "Мы знаем, что тело наше Господом взято из праха земного и оно туда и возвратится, а что будет с моими мыслями, моими переживаниями, моими чувствами, неужели они исчезнут без следа, не может такого быть, значит есть что-то после той последней черты"
   Да, оттуда ещё никто не возвращался и не рассказал нам что нас там ждёт, как там за нашей последней чертой земной жизни. Но ведь никто не возвращался назад и в утробу матери и не расказал новой зарождённой жизни, что её ждёт в это жизни. Возможно этот зародыш и не захотел бы выходить в этот мир. Давайте задумаемся об этом, задумаемся о том, почему мир так жесток и что каждый из нас может сделать, чтобы этот мир стал таким, каким его задумал Господь при сотворении его.
  
  
   Бакалавр теологии.
   Вальдемар Фольмер.
   18.01.2008. Оффенбург.
  
  
  
  
   9
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Емельянов "Тайный паладин в мире боевых искусств"(Уся (Wuxia)) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) С.Панченко "Warm"(Постапокалипсис) Д.Хант "Свадьба в планы не входила"(Любовное фэнтези) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия) Н.Малунов "Л-Е-Ш-И-Й"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) Ю.Гусейнов "Дейдрим"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"