Фомичёв Сергей: другие произведения.

Еврогон

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    28-й европейский конвент фантастики "Еврокон-2006" Киев. Украина.


   Еврогон
  
   28-й европейский конвент фантастики "Еврокон-2006"
   Киев. Украина.
  
   Поскольку европейский конвент совмещён был с "Порталом" и книжной ярмаркой, я разделять мероприятия не буду. Как запомнились, так и буду описывать.
  
   Про тусовку и кулуары напишут другие (замечу только, что разброс мест проживания и мероприятий сильно затрудняет это дело). Постараюсь оценить программу и конвент в целом с лицевой, так сказать, стороны.
  
   Имея опыт участия (иногда организации) во множестве самых разнообразных мероприятий, позволю себе сравнения. Конвенты вообще и европейский в частности отличаются от общественных или научных мероприятий двумя основными вещами. Во-первых, неоднородностью состава. Ибо маститые писатели вкупе с издателями, молодые авторы и фэны имеют различные цели участия (за исключением собственно тусования). Кто-то гоняется за автографами, кто-то за американскими (лит)агентами, кто-то устраивает лоббистские вечеринки... В этом плане конвент напоминает больше какой-нибудь Грушинский фестиваль. Там тоже перемежаются мэтры, молодые исполнители ля-минорных аккордов и люди приехавшие просто попить водки и оттянуться.
   Во-вторых, некая общая цель отсутствует у самого мероприятия. Здесь не принимают манифестов и резолюций, вроде "о текущем моменте в европейской фантастической литературе" и, что печально, не стремятся серьёзно обсудить проблемы, тенденции и прочие аспекты литературно-издательской деятельности, согласовать понятия, выработать какие-то алгоритмы... и т.п. Каждый ведёт собственную войну... В крайнем случае такую войну ведут стаи.
  
   Основная тематика.
   Тематикой была гуманитарная сфера в фантастике: история, мифология, культурология и т.п. Но это декларация. "Нормальная" конференция должна бы начинаться с установочного доклада. Участникам вбрасываются тезисы, вокруг которых потом варятся дискуссии. Такие доклады можно опубликовать заранее, чтобы подобрать оппонентов и ориентировать участников. Дабы к финишу мероприятия прийти к какому-либо результату.
   На Евроконе прийти к чему-либо целью не ставилось. Результаты были никому не нужны (кроме авторов которые, видимо, переработают свои доклады в статьи). Все мероприятия носили лишь формальную привязку к якобы общей якобы теме.
  
   Но даже в рамках отдельных семинаров никакой дискуссии не получалось, так как ограничение времени, усугублённое необходимостью перевода на английский (причём переводчиками зачастую выступали добровольцы со всеми вытекающими...) не давало возможности нормально обсудить тему.
   Тематических семинаров было два "Гуманитарные науки и фантастика" и "Культурологическое моделирование в фантастике". Докладчики на них пересекались и я не запомнил кто на каком выступал. Их можно было и не рвать на две части, но вклинился семинар по обмену опытом организации конвентов.
  
   Говорили о Леме. Говорили о мотиве "умирающая Земля", где магия приходит на смену технологии. Говорили о сексуальной революции на примере произведений И. Ефремова и Р. Хайнлайна. М. Галина выдвинула новый тезис об отличии фэнтези от фантастики.
   Г.Панченко выступил с саммари собственной статьи о приручении в фантастике хищников и прочих тварей и о том, как это выглядит нелепо.
  
   Доклады были тезисны и плохо увязаны между собой. Докладчики разбегались как тараканы по своим презентациям, автограф-сессиям и тусовкам. Обобщать мысли никто не стремился. Вообще мало слушали друг друга. А те кто слушали, были давно знакомы и вполне могли обсудить мелочи по телефону или в кафешке.
  
   Ещё один тематический семинар "Мифопоэтика и национальные культуры" вылился в серию докладов об истории и состоянии национальных фантастических сцен: немецкой (восточной и западной), венгерской и т.п.
   О собственно мифопоэтике не прозвучало ни слова. В основном говорили о влиянии американской и советской фантастики на национальные. Плохой перевод добавлял скуки.
  
   Резюме: в тематическом плане конвент был бесплоден.
  
   Мастер-классы
   Я хоть и давний противник такой учёбы, но не удержался и зашёл на парочку.
   Олди проводили действительно мастер-класс (и несколько реабилитировали данный формат в моих глазах). Во-первых, они делали много обобщений и отступлений, интересных вне зависимости от контекста рассматриваемых текстов. Во-вторых, сосредоточились на тематике (этнография), а не на редакторских или корректорских аспектах. (Скажем Валентинов основную тему - мифические элементы - вообще опустил и ездил по любимой истории и общей редактуре).
   Конечно, не все из обобщений Олди были свежи (кое-что уже попадалось в других выступлениях). Разумеется, и тезисы их спорны. Скажем утверждение, что этнография может выступать только в качестве декорации текста для меня неочевидно. Как и во всякой науке в этнографии существуют гипотезы, которые можно было бы сделать идейной основой произведения.
   По крайней мере, с Громовым и Ладыженским хотелось спорить (в то время как с Валентиновым ругаться). Вот только споры и дискуссии форматом мастер-классов не предусмотрены, а семинаров с этими писателями не проводилось.
   Если честно Олди мне наиболее симпатичны из всех мастеров. В основном за то, что они занимаются, как это говорили раньше, общественной нагрузкой. Пишут статьи, проводят мастер-классы, информационный бюллетень издают, участвуют в организации конвентов. Короче говоря, лучшими фантастами Европы этого года они стали не зря.
  
   Про класс Валентинова много писать не буду. Ему самому это было неинтересно, он отрабатывал номер. Хотя исторические фишки ловил отлично. (Позже, натыкаясь тут и там на его уставшее и постное лицо я думал - а какого чёрта ему вообще делать на этих конвентах? Только здоровье губить и от письма отрываться.)
  
   Мастер-класс Сапковского я пропустил.
  
   Вообще, если сравнивать литературное ремесло (включая как творчество так и работу с издателем) с хождением по минному полю, то мастеров можно сравнить со старым сапёром, который много и долго может рассказывать о типах мин и способах их закладки, об обманках и ловушках... Но по минному полю предстоит топать самим начинающим авторам. Пользуясь этой аналогией позволю предположить, что для новичка полезнее услышать опыт тех, кто прошёл путь только что перед ним. Скажем тот, кто издал первую книгу, может что-то сказать полезное тем, кто только-только собирается продвигать свою, а ему самому скорее поможет тот, кто отметился несколькими книгами в нескольких издательствах. Ну и так далее, до самого верха.
   Предупреждение "здесь мина!" сильно полезен для здоровья идущих следом.
   Впрочем, всё это не отменяет и рассказов в тиши кабинета старого опытного волка.
  
   Встречи с писателями.
   Само собой гвоздями номера были Гаррисон и Сапковский.
   На встрече с Сапковским меня поразили фэны. Вроде бы если уж фэны, то должны собирать всякие материалы об авторе и интересоваться чем-то новым, вырезки собирать, файлики. Но такое ощущение сложилось, что они держали в руках его интервью в журнале "Мир Фантастики" и задавали тамошние вопросы строго по порядку, а потом скрупулёзно сверяли ответы. Вот честно, я хоть и не фэн, но ни одного свежего вопроса не услышал.
   На Гаррисона собрался полный стадион. Он рассказывал, как разъезжал по странам, зависал в них. Сколько миллионов у него общий тираж, и сколько миллионов нелегально издали в СССР. По методу творчества вызвал ассоциацию с Джеком Лондоном. Любит путешествовать, любит выпить, ориентируется на коммерческий стиль письма.
  
   На встречу с Олди и Валентиновым заскочил ненадолго в перерыве между двумя семинарами. Валентинов опять начал ругать всех и вся, обещал всех порвать. Олди говорили более сдержанно. Только про сетевые конкурсы и сетевую литературу высказались недоброжелательно. Тут то я и покинул их всех.
  
   На встречи с другими писателями не попал из-за накладок в программе.
  
   Прочие мероприятия.
  
   Открытие.
   Пресс-конференция прошла скучно. Компания "Ксерокс" пообещала презентовать чудо-машину, что печёт книжки как чебуреки, прямо не месте. Сапковский возрадовался как славянин, что евроконы проходят в славянских странах. Гаррисон был рад, что его издают в России и Украине.
   На торжественном открытии в рамках пиар акции отметился Слюсаренко в качестве переводчика на английский. Зал стонал и рыдал. Но Слюсаренко своего добился.
   Выступления официоза - вице-премьера по гуманитарным вопросам и министра культуры и туризма проходило в том духе, что Украина есть европейская держава. Им подыгрывали организаторы и гости (Дяченки, Гаррисон и Сапковский). Вообще государственническое неофитство выглядит так же комично, как и болезненная реакция на него российских участников. Всё закончилось гимном. Российских (им)перцев наверное корчило как чертей от "отче наш".
   Затем харьковчане подарили Гаррисону корунд, утверждая что такие более нигде не выращивают (в чём я конечно усомнился, так как в своё время работал на заводе, где точно такие и пекли, но совсем в другом городе).
   Выступил художник Поярков. Толкнул речь с идеологией тусовки. Мол, а помнишь Гарри, как мы в штатах славно тусанулись...
  
   Книжная ярмарка.
   На украинском, оказывается, издаётся много всего. Походил по рядам в надежде найти что-нибудь новенькое про махновское движение. Но нет. Этим аспектом истории издатели не интересуются. Про УПА много книжек. Однако армия хоть и повстанческая да не та, что нужна мне. Так ничего и не купил.
  
   Проект Дяченок и Русланы "Дикая энергия. Лана".
   Всюду висели плакаты. На плакатах хотелось пририсовать фломастером буковку, дабы получилось "Дикая энергия плана". "Ксерокс" на своей площадке пёк книжки этого проекта. Правда никакой чудо-машины не оказалось. Обычная малая полиграфия. С копировальным аппаратом, гильотинами-резаками, переплётными машинами и т.п.
   Много было шуму, интервью, обещаний. Апофеоза я не увидел. Презентация совпала с мастер-классом Валентинова. И я выбрал из двух зол меньшее.
  
   ЕСФС
   Собственно это и есть самопровозглашённая тусовка, которая распределяет слонов, то бишь награды и звания.
   Теоретически все участники евроконвента являются членами этого сообщества. Но практически заправляют всем те, кто попали туда раньше.
   Хитрость заключается в том, что организация не предусматривает фиксированного членства, и как следствие национальных структур, которые бы проводили деятельность в период между конвентами. А значит, кто поехал на конвент, тот всё и решает.
  
   Я бы не ворчал - чужой монастырь и всё такое, но российское сборище прошло мимо меня. Причём обещанной информации на регистрации оставлено не было, а ни одного российского делегата выловить в первый день не удалось, кроме пары тусовщиков которым всё было по барабану. Дело усугублялось тем, что я мало кого знаю в лицо. Где-то все собрались и всё порешили.
   По уму, надо было бы выдвигать делегатов (да и номинантов тоже) на национальных конвентах, скажем на Росконе, или создать нормальную организацию с фиксированным членством.
   Ну да ладно. Кинули и кинули. Всё равно мои идеи не нашли бы поддержки.
  
   Ради интереса зашёл на одно заседание. Мест для сидения не было. Решался вопрос о Казахстане. Решили, что это не Европа. А вот Азербайджан - самая, что ни на есть.
  
   Между прочим ЕСФС решал вопрос и со страной проведения 30-го Еврокона. И к восторгам россиян выбрали Москву.
  
   Восторгов этих я не разделяю. Имперский снобизм многих наших писателей может привести к картине подобной "Олимпиаде-80", когда ряд сильных национальных делегаций приехать не пожелали. Кому охота слушать "украинцы воруют наш газ" или что-нибудь в этом роде.
   Понятно, что по причине двоемыслия с западными крутыми писателями будут носиться как с писаной торбой, но прочим товарищам мало не покажется.
  
   А во-вторых, мы вообще не знаем, что будет у нас в стране в 2008 году. Как бы и россиянам в Москву по визе не пришлось ехать.
  
   Закрытие.
   Особых впечатлений не произвело. Было много тэвэшных телекамер (я насчитал - 11), ещё больше любительских. Было очень много всяких наград. Главная досталась Олди, что меня и примирило со всей этой бодягой.
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"