Кирилл: другие произведения.

Миры "Всех против всех". Часть I.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:


   Варианты.
   "Вероятностные корабли".
   Данный текст часть одной большой работы, под названием "Горизонт Событий". Это альтернативы 20 века вообще, и не только проекции вариантов 1904 и 1917 года, но и вообще поиск возможных ветвлений. Этот пункт спорный, т.к. вариантов может быть бесконечное множество проекций на конус времени, но я ищу "темные" места, места воздействий Игроков. Это мои шахматы, моя умственная гимнастика. Ведь, гетто альтернативной фантастики, куда ее сознательно загнали, руководствуясь правилом "Бритвы Оккамы", заставляет писателей, при написании своей истории, либо создавать цикл - воздействие - ответ - "на круги своя", либо идти наперекор критики и писать около научный бред. Именно им и является пока тема изменчивости истории.
   Изменение истории - сродни компьютерной игре, если не нравится результат, то есть возможность переиграть, но с неизвестными последствиями - выигрыша/проигрыша. По существу это читерство. Физика же изменений - это лавина событий (Ветер Перемен), что может обрушиться на нерадивого Игрока, если он будет действовать, не останавливаясь ни перед чем. Если говорит об истории, как о живой материи, что реагирует на любое вторжение, то важным охранительным фактором истории, является замещательная стратегия защиты. Рассматривая через призму данной позиции у меня и получился то вывод, что я и опубликовал под названием "Вариант истории БЕЗ ВАШИНГТОНСКОГО ДОГОВОРА, ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ", так она первоначально называлась.....
   Ветвления.
   1917 год. Год Великих свершений и надежд. Летом готовится наступление на Румынском фронте, а Юденич, вот-вот вырвется на анатолийскую равнину. ЧФ вроде бы готов к проведению Босфорской экспедиции. Армия имеется резервы, как и материальные (снаряды и прочее, хватило на Гражданскую и частично, на ВОВ!!!), так и людские. Брусилов разработал ИДЕЮ (и ПОЧТИ РЕАЛИЗУЕТ ЕЕ) прорыва глубоко эшелонированной обороны противника. Плюс он имеет ПРЕКРАСТНЫХ исполнителей - Деникина, Слащева и т.д. Флот продолжает пополнятся кораблями. И во всем этом благоденствии есть три поганых факта. Политиканствующая интеллигенция (а потом солдаты и матросы), Парвус - Ленин (иностранный фактор) и МАЛАДУШНИЧЕСТВО (власти).
   Версия первая. Буржуазная. Не надо думать, что Керенский (и еже с ним) при всем раскладе сохранения ВЛАСТИ временного правительства с 1917 года и далее, ассигновал бы на ФЛОТ хотя бы копейку. Матросики, а точнее стоявшие за их спинами анархисты, надолго своей вакханалией, ассоциировали ФЛОТ-ХАОС-СМЕРТЬ. И о ЛК надо надолго было ЗАБЫТЬ. У нас был бы малипусенький флот, по типу Шведского. Только ББО, небольшие КРЛ, ЭМ, М, ПЛ и т.д. А на первых порах, в угаре антимилитарских настроений, на металл пустили б ВСЕ, что осталось от проклятого царского режима. Но пусть даже строили, корабли для Независимого Демократического Государства Россия, факт, что Вашингтонский договор (или ему подобный договор) не минуем. Факт, что бы сохранять "лицо" демократы его подпишут, денег на Новый Флот будет ассигноваться, на манер Англии МАЛО, что не может не привести к появлению разного рода ублюдков. Строгое следования договору, приведет к тому, что, к следующей войне, флоту будет поставлена узкая задача - защиту прибрежных рубежей, да и то эта она будет этому ТАКОМУ флоту непосильна. Он будет состоять из старых и неудачных (4) ЛК типа Севастополь, более удачных, но тихоходных (3-4) Императрица Мария, и хороших, для своего времени (4) Измаила Возможно, их немого перестроят, усилят бронирование, установят були. Возможно, вообще кардинально перестроят, как это сделали итальянцы, в целях экономии. Построят некоторое количество договорных крейсеров, по типу английских, и даже пару АВ, но так как "наше место у параши" (т.е. одном ряду с Францией и Италией), кораблей будет мало, а Эндрю Каннигхэма в рядах адмиралов у нас не придвинется. Пред войной форсируют строительство, но корабли будут заложены поздно, не те и столько сколько надо. Воевать, при демократах, особливо в эпоху тотальных войн будет вообще не возможно. Весна 1917 года тому подтверждение, сплошная болтовня и лозунги, аналогично будет и во втором раунде ВОЙНЫ. Серость и убогость. Нас же ведь не устраивает ТАКОЙ вариант, хочется кораблей из Виноградовской монографии....
   Версия вторая. Революционная. Парвус - Ленин - это наша РЕАЛЬНОСТЬ, в коей кроме ЛКРЛ типа "Киров" и АПЛ "Тайфун" наша страна не чем и не богата на БОЛЬШИЕ корабли. Как не тужился Сталин, но наплодя бюрократов и церберов он не смог создать по истине Великую Империю. Флот, не создается директивами - "партией принято решение строить ОКЕАНСКИЙ флот" - да мало ли что принято! Нужно уметь это делать, причем в той ситуации ВСЕ, ведь заказать что-либо за рубежом мы не можем, - изоляция. Так что "Вариант БИС" - утопия. В то время, когда любая "крамольная" мысль давиться в зародыше, когда власть и военные руководствуются мнением всего и побольше. Заиметь СССР ЛК типа Советский Союз - нонсенс. Единственный, но не осуществимый вариант - дело промпартии, а точнее его отсутствие. С гибелью большей части высококлассных спецов, и занятием ключевых позиций бюрократами наша промышленность НИЧЕГО толком построить и дать армии не могла. В обратном случае флот пополнился бы сначала некоторым количеством ЭМ и КРЛ, только каких? Немецкого или итальянского образца? Вот это и вопрос. Как бы проектировщики и технологи отнеслись к решению технических проблем? Ведь, как по прошествии времени оказалось почти все, было не плохим, и не хорошим, так среднечок. Просто крайности, разрушили поступательное развитие военно-технической мысли и породили те образцы техники с которыми и воевала наша армия и флот в течении ВОВ. "Маленькие детали", не доработки, а иногда и прямое вредительство (без смеха) портили вполне гармоничные проекты, и вина тут не только на проектировщиков, но и на заказчике. В том виде, в котором строился ЛК "Советский Союз" - это плавающий гроб для 2500 людей, и не потому, что он не имел универсальной артиллерии и достойной электроники, а потому, что никто не мог только объяснить, для чего он вообще нужен. Противостоять американским ЛК типа "Монтана", котором он УСТУПАЛ, почти во всем, или же родственничкам - немецким ЛК типа Н? Так что по существу всю эту армаду строили по принципу ХОЧУ и все тут. У Муссолини есть, у Гитлера тоже, а я, что лысый? Здесь существенный вопрос - это людской, а тут эсеры, анархисты и ультраправые постарались еще в 1917. Просто переубивали всех тех, кто мог составить гордость страны, ее будущих адмиралов, ученных, и что удивительно первоклассных рабочих, кто умел и строил царский ФЛОТ....
   Итак, третий, но не последний вариант. ХУНТА.
   Мир "Всех против всех". Часть I.
   Вариант тот, который МОГ привести к желаемому результату - расстрел мартовской демонстрации и жесткие действия против ТЫЛОВЫХ ЧАСТЕЙ. По существу, к порядку привести СПб могла кадровая дивизия и ЧЕТКИЙ (НЕ СОПЛИВЫХ) ПРИКАЗ, поэтому и провалился ГКЧП, а Ельцинская контрреволюция прошла как по маслу. Нужна была только ВОЛЯ, коей НЕБЫЛО.
   Всю бы весну 1917 года шло подавление МЯТЯЖА. Стачки и городские бои, ликвидация Думы и роспуск (и арест) партийных лидеров, а так же членов всех крайних партий. В этой ситуации возникает диктатура, ведь царская семья самоустранилась в решении ключевых политических вопросов. Видимо в лице регента великого князя Николая Николаевича. События в России еще более пошатнули ее позиции в мире, и Англия - Франции, полностью вычеркивают ее из лиц по послевоенному переустройству мира. И вот летом начинается НАСТУПЛЕНИЕ Юденича. Турция на грани разгрома, Германия идет на проведение операции Альбион и тут пробивает час Непенина. Почему именно ЧАС, ведь для ассигнования на ФЛОТ, нужен мотив, удачные и победоносные действия, иначе, флот будет финансироваться по остаточному признаку. Армия, то ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА, а вы? Чего вы добились во время войны? Отсиживались в базах? Подводники, да их мы знаем и ценим, легкие силы - тут даже вопросов нет - воевали, а вот вы линкороманы, чего вы добились? НИЧЕГО. Так что Непенину нужно идти в ва-банк, да и экипажи занять надо чем-нибудь. А тут немцы подставились. И вот для обеспечения стабильности прибалтийского участка фронта в контр операции принимает участие ВЕСЬ флот 2ЭБР, 2ЛК-стар, 4 дредноута и вся мелочь. Если "Байерну" стало плохо от одной мины, что б стало, если наши части в Прибалтики были более стабильны, не бежали, а флот не действовал так убого как в реальности.... Флот открытого моря, был бы потрепан и при благоприятных условиях произошел бы размен Севастополь и ЭБР на (например) пару Нассау. Потерпев тактическое поражение, Шеер ретировался, а в этот момент Колчак говорит свое веское слово. БОСФОР. Россия получает долгожданный прямой контакт с "союзниками". В мире складывается пат, США НЕВСТУПАЮТ в войну, Германия контролирует большую территорию Франции, а Россия ПОЛУЧАЕТ желаемое. Исчезает мотив для войны для России, а вот Франция и Великобритания делают все, что бы выдавить ее с захваченных позиций, пока дипломатическим путем. А тут, МИР БЕЗ ПОБЕДЫ. Он почти подписан, как в Германии начинается бардак. И это шанс для Франции и Великобритании, выбить сильного континентального соперника, в продолжительный нокаут, и все зависит от действий русской стороны. Сохранится ли Австро-Венгрия и Германия в хоть каком либо виде или нет. Тут возможная вилка, схожая участию русских войск в подавлении революций 1848 года. Явится ли опять с востока ужасные казаки, да русские жандармы или нет. Вырастит ли к 40-ым годам русофобское поколение в этих странах, как это произошло в прошлом? Тут жирный вопрос....
   С подписанием Перемирия, Гинденбурга более беспокоило брожения в базах Флота, чем его табель о ранге по отношению к Великобритании. В принципе, как всякий государственник, у него была одно, но важная задача - спасти страну. Так как блестящий план летнего наступления провалился, по причине крайней ретивости Брусилова, опрокинувшего Восточный Фронт и заставившего в очередной раз ввести имевшийся резервы в бой, не там, где планировалось и сулило Германии окончательную победу на Западном Фронте, а бросить в бездонную пропасть Востока. Итогом стал пат, когда Франция де-факто повержена, но судьба Германии весит на волоске. И уже не по причине русской армии, а причин внутреннего характера. И как все хорошо начиналось. Вот-вот Россия выйдет с позором из войны, вот-вот не станет Восточного Фронта, но, всегда это вездесущее но. Теперь, в конце 1917 года, у Германии не было иной возможности остановить войну, как через посредников, попытаться договорится с Англией. Главное, Шеер должен был пересилить себя, и отказаться, во имя будущего Германии, от заносчивой идеи паритета морских сил. В итоге, специальное соглашение с Великобританией, касающегося корабельного состава "Кайзер Марин" было подписано без особых препирательств. Основу Флота на двадцать пять лет ставят - два ЛК типа "Bayern", четыре типа "Kenig", два ЛКРЛ "Derfflinger". У страны была возможность достроить "Wurtemberg" и "Sachsen", а так же на выбор два из семи уже заложенных линейных крейсера. Тем самым численность состава Hochseeflotte до формулы 8-4. Все остальные единицы должны будут разоружены и разобраны на металл. Из легких сил немцам оставлялись восемь ЛКР "Kunigsberg", с возможностью замены через двадцать лет и 24 ЭМ. Строго запрещалось разрабатывать и иметь ПЛ. Стоит отметить, что водоизмещения Ersatz - кораблей, должно не превышать на 10%, водоизмещения заменяемых. Для линкоров это было 35.400 тонн, для линейных крейсеров - 38.800 тонн, для броненосных крейсеров - 18.250 тонн, для КРЛ - 7.800 тонн, эсминцы (лидеры) не более 2.200 тонн. Почему же Германия так легко отделалась? По водоизмещению 1/3 от RN. Англичанам, стало невыгодно усиление и Франции (ее интересы вообще не рассматривались), а особенно России, в случае окончательной победы и это соглашение, как и немаловажно большие репарации, за нанесенный ущерб во время неограниченной подводной войны, вполне устраивала их. На континенте оставался еще сильный игрок, способный со временем опять бросить вызов или Франции, или России. Кроме этого к этому же стремились и САША, ведя свою игру против Великобритании. Принимая программу 1916 года (8+6), и стремясь к 1925 году иметь в составе Флота 49 дредноутов, САША осознано шло на конфронтацию с Владыкой Морей, но им нужен был союзник в Европе. Тут был выбор либо Германия, либо Россия. Так как Германия, согласилась на поставленные условия и вошла в кильватер политике Лондона, выбор пал на Россию. Но для Николая Николаевича, главным было удержать приобретенное, и не лезть в большую политику, довольствую пока статусом региональной Державы. САША рискнули и, увы, проиграли, так как спустя 15 лет повторилась ситуация с "Dreadnought"...
   В 1921 году зарубежном произошла очередная революция в кораблестроении. Американский имели козырь из шести новейших эскадренных линкоров типа "South Dakota" по бронированию и артиллерии, превосходившие лучшие зарубежные аналоги, проигрывая некоторым оппонентам лишь по скорости. Но эпоха сверхдредноутов завершалась. То, что в новых линейных кораблях ("Einheitsschiff") должны были сочетаться качества, как и эскадренного линкора, так и линейного крейсера, осознавалась многими. Но первые же выкладки показывали, что добиться желаемого результата можно лишь при водоизмещении около 50.000 тонн, при этом стоимость подобных "предельных линкоров" взлетами до небес, а размерения огромных кораблей сулили сложности при их базировании. Так что дальше рассуждений о целесообразности подобных кораблей дело не шло, пока не произошло Ютландское сражение. Оргвыводы были сделаны незамедлительно. Если ЛКРЛ, показали себя не с лучшей стороны, по причине не достаточной защищенности, то действия быстроходной 5-ой эскадры линейных кораблей, при всей глупости ее командира, так бездарно руководившего сильнейшим соединением, показало, что сочетание умеренной скорости, конечно меньшей, чем у ЛКРЛ, но большей на 2-3 узла, чем у эскадренных ЛК, и линкоровского бронирования - это и есть золотая середина. И хотя деление на ЛК и ЛКРЛ еще некоторое время при проектировании продолжалось, и итоговый проект назывался "линейный крейсер проекта 1921", но он объединил в себе качества обоих видов. Сообщение же британской прессы о закладке 26 октября 1921 года четырех новых линейных крейсера "Invincible", "Inflexible", "Indomitable" и "Indefatigable", было простым констатацией факта, пока не стали ясны общие черты проекта G-3. Американские линкоры, устарели прямо на стапелях, и строительство их более не имеет смысла. Так что Адмиралтейство могло спокойно за десть лет сократить свой линейный флот до 23 единиц ("Revenge", "Royal Oak", "Royal Sovereign", "Ramillies", "Resolution", "Queen Elizabeth", "Warspite", "Valiant", "Barham", "Malaya", "Tiger", "Lion", "Princess Royal", "Renown", "Repulse", "Hood", "Howe", "Rodney", "Anson", "Invincible", "Inflexible", "Indomitable" и "Indefatigable") без потери превосходства. Этот "джокер", вызвал истерию в американской прессе и привел к отставке некоторых адмиралов, и на все попытки военных увеличит ассигнования, Сенат отвечал пока отказом. Еще летом 1916 г., Конгресс разрешил Комитету по военно-морским делам заняться разработкой проекта так называемого "maximum battleship". Проектировщикам ставилась создать линкор имеющий "максимальные размеры, максимальное водоизмещение, максимальную толщину брони должна сделать его самым лучшим линейным кораблем или крейсером, который когда-либо видел мир". Но даже эти смутные определения требовали некого ограничения. Водоизмещение 60.000 т., длина - 300 метрами (995 футов); ширина 32 метрами (105 футов) и осадкой 9, 75 м. (32 фута). Максимальная скорость 35 - 36 узлов; запас топлива на 72 часа полного хода. Мощность СУ - 250.000 л.с. Вооружение должно было составить десять 457 мм (18"), 16 - 152 мм орудий и четыре ТА. Итогом работ проектировщиков стало четыре варианта "предельного" линкора:
   1. Максимально защищенный, 70.000 т. Скорость - 26,5 узл. Мощность СУ - 65.000 л.с., ГК 12-16"/50, стоимость - 24.800.000$.
   2. Максимально вооруженный. 70.000 т. Скорость - 26,5 узл. Мощность СУ - 65.000 л.с., ГК 24-16"/50, (ЧЕТЫРЕ ШЕСТИОРУДИЙНЫЕ башни!!!), стоимость - 24.900.000$.
   3. Предельно быстроходный. 63.500 т. Скорость - 30 узл. Мощность СУ - 90.000 л.с., ГК 12-16"/50, стоимость - 25.100.000$.
   4. "Запредельный". 80.000 т. Скорость - 25,2 узл. Мощность СУ - 90.000 л.с., ГК 24-16"/50, стоимость - 27.700.000$.
   Четверка новых "паритетных", как окрестила их пресса, линкоров должны были обойтись в 100.000.000$, что без учета затрат на создание обслуживающей базы, пирсов и прочих "мелочей", требовало астрономических расходов, и пока шли дебаты было решено достроить четырех "Colorado" и четыре ЛК типа "South Dakota" ("South Dakota", "Indiana", "Montana", "North Carolina"), при полном отказе от строительства линейных крейсеров типа "Lexington".
   Cообщив о строительстве линейных кораблей типа "Invincible", англичане на время решили непростую для себя геополитическую задачу....
   Усиление Великобритании, не могло не сказаться на политике России. Было ясно, что наступила эпоха охлаждения отношений между Россией и Великобританией, что не могло не сулить не приятности. Заполучив контроль над Дарданеллами и Босфором, Россия получила двух опасных противников - Англию и Францию. И одно уже это не позволяло "забалтывать" вопрос о новой судостроительной программе, не смотря на внутреннюю экономическую и политическую нестабильность. Конечно, это была отговорка, что типа "принять участие в новой военно-морской гонке у России не было пока не финансовых ни технических возможностей". Просто это не обсуждалось, потому, что перед флотом ставились новые задачи, кои не могли быть решены без "хорошо отточенных инструментов".
Недальновидность довоенной морской политики была очевидной. Еще в начале 1918 года, на стратегической игре было признано, что единственными капитальными кораблями, которые хоть от части соответствовать требованиям боевой эффективности, была четверка "Измаилов", да единственный черноморский "Николай I". И только отчасти это компенсировалось начавшейся модернизации, как частичной, для пары "Измаил" - "Бородино", так и почти полной, для "Кинбурн" - "Наварин". Но вопрос о строительстве новых единиц с повестки дня не снимался. Только острее встал вопрос, каких единиц? Морской Генеральный штаб в 1917-18 годах провел "мониторинг" ситуации в кораблестроительной области промышленности. Так как довоенная программа не была выполнена даже частично, только кое-что удалось построить во время Великой Войны, что лишь покрывало боевые потери. Итогом этого поистине долгостроя стала ситуация, что разной степени готовности находилось большое количество кораблей, "опоздавших на войну". Большой процент готовности этих единиц не позволял пустить их на металлолом, а достраивать по исходному проекту было бы безумием.
   Для выяснения ситуации в судостроении, были сформированы особые комиссии. Первая "Инженерная" имела задачу изучить вопрос деятельности предприятий во время войны, выявить недостатки и проработать вопрос конкурсных работ на новую уже послевоенную судостроительную программу. Вторая, "Штабная" проработать вопрос будущей стратегии в случаи войны с Японией, Великобританией и Германией. Первую возглавили А.Н. Крылов и И.Г.Бубнов, вторую Колчак и В. Бубнов. И почти сразу же разразился скандал. "Высочайшей волей" был заказан на "Навале" линейный корабль "Синоп". Подписан, сей указ, был в конце 1920 года, как замена погибшей "Императрицы Марии", а уже второго января 1921 года заказан второй корабль - "Чесма". Это вызвало не удовольствие Северных заводов, довольствовавшихся пока достройкой уже заказанных единиц. Так как проект ЛК предложенный В.П.Костенко, был и вправду передовым, то "группа товарищей" пошла на грязный ход, предав огласке секретный меморандум, о допущенных на южных заводах халатностях при проектировании, неаккуратной сборке и вопиющих ошибках при выполнениях прошлых заказах. Все это в купе могло стать истинной причиной гибели "Императрицы Марии" на рейде Севастополя. На грязный, но уместный выпад, "Наваль" ответил, что лица участвующие при выработке новой программы строительства Флота, халатны не менее их. Раз они уже "пробили" строительство "белых слонов" для БФ и навязали подобный же проект ЧФ. Причем "мы не только и несколько повторили негодный проект, но и постоянно стремились сделать его лучше, чему доказательством является линейный корабль "Николай I", только отчасти относящийся к типу "Севастополь"". Начавшиеся расследование подтвердило правоту обоих конкурентов, и наказание понесли все участники конфликта.
   Строительство "Синопа" стало делом чести, для концерна с "запачканной" репутацией. "Наваль" сознавал, что от выполнения этого заказа зависит судьба предприятия, постаралась построить корабли по последнему слову техники. И тут не последнюю роль сыграл отказ американцев от ЛКРЛ "Lexington". Так как часть оборудования, уже было заказано, Костенко, стремясь создать полноценные боевые единицы, не уступающие кораблям типа "Invincible", предложил установить на "Синопе" и "Чесме". Заказ на оборудование был оформлен без промедления. Так на линкорах появились американские ТЭУ и ПК. Если с ГК (406/45), было более-менее понятно, а вот касательно к СК, по проекту размещенным в шести башнях, было много вопросов. Казематное размещение, было обще принято, а вот башенное, хотя и сулило выгоду, но имело некоторые недостатки, так пока не решенные технически, и памятные по 152-мм башенным установкам ЭБР типа "Бородино". Разгорелся жаркий спор, в котором победил здравый смыл, опробовать двух-, трехорудийные установки на крейсерах "дабы проверить их качества в деле", так с легкой руки Колчака, крейсера "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов" стали башенными. Что открывало новую страницу истории военного кораблестроении.
   К вопросу башенного размещения артиллерии приходили не раз. Впервые после РЯВ, он поднимался в проектах крейсеров в 1907-08 годах. Большинство аванпроектов этого периода, были быстроходными (28-29 узлов) и башенными, а по составу вооружения смешанными - 203 мм, 152 мм, 120 мм. Затем к перспективному проектированию вернулись в 1910 году, и именно в этот год появляется эскизный проект мощнейшего 12-152 мм КРЛ, в трехорудийных башнях, расположенных линейно - возвышенно. Но в тот период подобные башенные установки были капризны и имели меньшую скорострельность, чем палубные или казематные. Поэтому в ТУ 1912-1914 года было принято решение, строить легкие крейсера, размещая часть артиллерии в палубных установках, а часть в казематах. Но при этом появляется предложение о размещение 130 мм в СПАРЕННЫХ установках, но тогда, ссылаясь на возможные сложности и долговременность разработки, это техническое решение проблемы было отложено на неопределенный срок. И этот вердикт вынесли артиллеристы! Затянувшее строительство КРЛ "Светлана" усугубило ситуацию на Флоте, где чувствовалось сильнейшая нехватка легких сил, так как основу крейсеров составляли корабли хоть и потс-РЯВ постройки, но по проектам еще конца XIX века. Хорошим подспорьем БФ стала передача Германией трех КРЛ - "Coln", "Dresden" и "Pillau", как компенсация за КРЛ "Муравьев-Амурский" и "Адмирал Невельской".
   В программе 1919 года было прописано, перевооружить, первую пару кораблей черноморской серии ("Адмирал Нахимов" и "Адмирал Лазарев") на манер "Hawkins" - на 6*1 - 190 мм, что позволяло изначально большое водоизмещение. А вот башенное размещение опять вызвало бурю споров. Подобно британскому КРЛ "Enterprise", они по существу были, хотя запоздалым, но экспериментом. "Адмирал Истомин", стал трех башенным КРЛ, одна башня - носовая, две кормовые, линейно-возвышенные. Он получил вполне удачные двухорудийные башни, которые нашли свое применение на ЛК типа "Синоп". А вот трехорудийные для "Адмирала Корнилова" изначально не задались. И ввод в строй крейсера затянулся на долгие четыре года, хотя было признано, что именно этот вариант и сулит выигрыш. Так как башни имели большой вес, он получил, только две (нос-корма). Спустя десять лет, последний долгострой РИФ вошел в состав Средиземного Флота. Шел 1924 год.
   Оказавшись перед фактом войны на три фронта (против Японии, Великобритании и Германии), выработка стратегии действия флота, в случае конфликта, была сопряжена с внешнеполитическими усилиями, добиться лояльных отношений с Великобританией, дабы на время снять непосильную для страны угрозу конфронтации с де-факто первой державой мира. Поэтому, волевым решением Николай Николаевич ввел мораторий на запрет строительства ПЛ, что было с благосклонностью встречено англичанами. Но этот запрет не свернул проектных и опытных работ по перспективным крейсерским подводным лодкам, что в период с 1923 по 1930 годы велись, как во всех проектных НИО судостроительных корпорация, так и в техническом отделе при Морском Генеральном Штабе. Но эти разработки пока не отражались на судостроительных программах 1925, 1927, 1930 финансовых годов, где первостепенными задачами были пополнение флота всеми классами кораблей. Если заказ на два дополнительных линейных корабля по улучшенному проекту типа "Синоп", было одобрено всеми инстанциями безоговорочно, то вот тип линейного корабля для Балтики и Тихого Океана вызывал бурю споров. Исходя из теории смешанных "ударных соединений" выработанной адмиралом В.Бубнов, следовало, что оптимальным составом "боевой группы" должны были стать: два быстроходных линейных корабля, четыре легких крейсера, четыре гидроавиатранспорта (затем АВ) и 8 эсминцев. Здесь сказался опыт операций Черноморского флота, когда вместо неповоротливых и мало управляемых бригад и дивизий, впервые появились "маневренные группы", которые свободно решали возникавшие задачи. Для Средиземноморского Флота, количественной формулой был определен состав: 8 линейных кораблей, 16 крейсеров, 16 авианосцев, 32 эсминца. Резервный Флот (ЧФ): 4 "старых" линейных корабля, 4 крейсеров, 16 эсминцев, 18 ПЛ. Главной задачей Средиземного Флота, на период его строительства, было обеспечение морской составляющей обороны Дарданелл и Босфора, но уже в 1927 году, появились первые проработки атакующих действий. Стоит отметить, что все мировые державы в будущем миров конфликте не рассматривали генеральное морское сражение для завоевания морского превосходство, здраво рассуждая, что в сражении линейных сил, любой флот оказывался просто раздавленным мощью RN. Но, каждая страна искала способ сократить количественный разрыв. Для России, ситуация осложнялась, тем, что любое строительство специализированных крейсеров - рейдеров, однозначно означало приближение войны с Великобританией, что полностью противоречило желанию Николая Николаевича, но он как человек опытный осознавал, что конфликт неизбежен и ареной новой "Восточной войны" станет Средиземное Море и Малая Азия, Японское море и Манчжурия. Поэтому, нужды СФ и ТОФ удовлетворялись в первую очередь, для БФ и АФ же, решено строить только легкие крейсера и эсминцы. Отказ от строительства линейных кораблей, привел к "отклику на местах". "Святопетровск" беззащитен не только от сильнейшего флота мира, но и от Шведского флота, с его броненосцами береговой обороны! "Gustaf V" свободно может войти в Неву и своими орудиями напомнить о Шведских территориальных претензиях. Это преступная халатность, когда Морской Генеральный Штаб больше заботит защита Царьграда и Владивостока, чем собственной столицы...". Абсурдность этих обвинений была понятна морскому ведомству, и являлось "некрытой" попыткой протолкнуть строительство линейных кораблей для Балтики, консорциумом "Балтийские Верфи". На специальном совещании Генерального Морского Штаба было принято решение о нецелесообразности строительства для Балтики классов кораблей более 10.000 тонн, так как "для данного ТВД со сложнейшей навигационной обстановкой, корабли больших размерений, подобны слону в посудной лавке". И вот спустя некоторое время, при выборе типов кораблей для БФ и АФ, все-таки встал вопрос о строительстве капитальных кораблей. Только вариант D: увеличенный до 9.000 тонн "Sverige", 24-25 узлов, броня: пояс 200 -- 80 мм, башни 200 -- 120 мм, рубка 180 мм, палуба 90 мм. 4 - 305/52 мм, 6 -180 мм, 12 зенитных 76 мм; хоть как-то устраивал моряков, так как остальные предложения были либо небольшими дредноутами в 25.000 тонн, либо броненосными крейсерами в 28.000 тонн, что заведомо не устраивало заказчика, но именно у проекта "SuperSverige" был влиятельный противник - Колчак. Еще при выработке довоенной программы он жестко критиковал предложения о строительстве ББО, так как "никакое соединение ББО не сможет заменить один полноценный дредноут". Требования к проектам изменилось, и водоизмещение было ограничено цифрой 16.000 тонн, но четко прописывалось, что корабли должны развивать скорость не менее 25 узлов. Проект получил неофициальное название "турбинный броненосец". Так как проектный отдел Адмиралтейского завода был занять разработкой проекта 47.000 ЛК по программе "1927 года", то, здраво рассудив, что всех контрактов не получишь, просто отправил обновленный вариант N5 (без средней башни), что был разработан еще до войны для конкурса на броненосный крейсер для Балтики. Но произошло обратное, проект заинтересовал и Техническому отделу МГШ срочно приказали его детально проработать. Как потом писал один из создателей "Богатыря": "проект родился, как всякая импровизация спонтанно. Так как любой другой тип корабля по тактическим соображениям не подходил для действий на Балтике, мы проследили, что среднее водоизмещение последних предвоенных броненосных крейсеров оказалось в районе 16.000-17.500 тонн, и хотя они проигрывали по многим статьям ЛКРЛ, для "минной позиции" были в самый раз. Оставалось, только единообразить вооружение, и обеспечит контрактную скорость в 25-27 узлов". Итогом этой работы стал, стал броненосный крейсер, 16.400 тонн, ТЭУ, 27 узлов, бронирование: пояс до 210 (130+80) мм, башни и барбеты до 203 мм, палуба 40-50+25-35 мм. Вооружение: 6 - 305 мм/52, 8-180 мм, 12 - 102 мм, 6 ТА. Второй, после родоначальника этой ветки крейсеров Schwerer Kreuzer (Panzerschiff), - невезучего "Blucher"....
   Разработка крейсера совпала с принятием дести летней программы развития флота.
   Средиземный Флот. 1925 год. (В скобках по штату).
   4 (8) линейных кораблей ("Синоп" (1923), "Чесма" (1924), "Измаил" (1919), "Кинбурн" (1920));
   6 (16) крейсеров (4 типа (условно) "Светлана" - "Адмирал Нахимов" (1918), Адмирал Лазарев" (1918), "Адмирал Истомин" (1922), "Адмирал Корнилов" (1924), 2 типа "Kunigsberg" - "Очаков" ("Coln", 1917) и "Кагул" (Dresden, 1917));
   2 (16) гидроавиатранспорта/авианосцев ("Император Александр I" (1924), "Император Николай I" (1925)).
   30 (32) эсминца (из них 8 типа "Дерзкий" (1915), 8 типа "Керчь" (1917), 4 типа "Тенедос" (1919-20), 6 типа "Стремительный" (1922-23)).
   Резервный Флот. (Флот Черного Моря).
   6 линейных корабля. (Учебная бригада линейных кораблей). В составе:
   "Император Николай I" (1919-20) - флагман учебной эскадры,
   "Императрица Мария" (поднята в 1918, восстановлена 1920-21),
   "Императрица Екатерина Великая" (1915),
   "Император Александр III" (1917),
   "Севастополь" (1914), прошел модернизацию в 1920-22 году, получили "наделки", усиленно бронирование до уровня "Екатерины". Изменен состав среднего калибра.
   "Петропавловск" (1914). Аналогично ситершипу.
   3 крейсера - "Меркурий", "Азов" и "Прут". После модернизации и частичной перестройки сведены в резервную бригаду ЧФ, с 1921 года крейсера - минзаги, замена котлов, скорость 21 узл., могли брать до 350 мин.
   25 подводных лодок (из них - 6 типа "Г", 6 типа "АГ", 6 типа "Лебедь", 3 типа "Нарвал", 3 "Нерпа" и "Краб").
   Стоит отметить, что выполнение довоенных программ было завершено только к концу 1922 года, но, не смотря на это, в состав Средиземноморского Флота (1924-25 г.г.) вошло ряд новейших кораблей ничем не уступающих своим мировым аналогам.
   1. Два быстроходных линкора - "Синоп" и "Чесма".
   44 500 т 240x30x10,1 м. ТЭУ-4, 16 ПК, 180 000 л.с., 32,5 уз. Броня: пояс 275+100 мм, башни до 400 мм, барбеты 375 - 250 мм, палубы 70+35 мм, рубки 300-200 мм. 9-406 мм/45, 20-152 мм/50.
   2. Две авиаматки (гидроавиатранспорта) - "Император Александр I" и "Император Николай I".
   12 000 т (полн.) 175x28х7,5м; 2 ПТ, 4 ПК, 23 000 л.с., 22,5 уз. Броня: борт 51 мм, палуба 36 мм, рубка 80 мм. 12x1 - 102-мм, 8x1 - 40-мм, 6x2 - 7,62 мм, 4 катапульты, 26 гидросамолетов.
   3. Шесть эсминцев типа "Стремительный".
   2126-2700 т; 119,7-126,78x11,32x4,1 м; 2 ТЗА, 5 ПК, 50 000 л.с., 35,5-36,7 уз., 530 т нефти, 2900 (16) миль. 4x1 - 130 мм/55, 4x2 - 40 мм, 4x3 - 450 мм ТА, 80 мин.
   Кроме этого, для Средиземного Флота было достроено четыре, из двенадцати заказанных ЭМ типа "Тенедос", но по измененному проекту. СФ, требовался лидер, подобный британским "шекспирам" и, только начавшим проходить сдаточные испытания для Балтики, двум экс - немцам - S-113 и S-116. "Желательно иметь на эсминце не менее пяти орудий калибром 152 мм", - так гласила установка МТК при изменении состава вооружения новых - старых эсминцев. "Улучшенный тип "Новик" со скоростью, увеличенной до предела, но не менее 40 уз­лов, считая непременным условием преиму­щество в скорости 5 узлов перед самым быстроходным крейсером иностранных флотов". Но желание одно, а действительность другое. Опыт, полученный при испытаниях немецких супер - лидеров, показал, что сочетать мореходность - скорость - дальность и вооружение, при усилении вооружения, крайне сложно. Но черты аванпроекта уже были видны:
   Водоизмещение - 1450/1680/1720 т.
   Размерения - 105х9,4х4 м.
   Мощность механизмов - не менее 37000 л.с. (желательно 40000 - 45000 л.с.).
   Максимальная скорость хода - не менее 36 узлов (желательно 37,5-38 узл.).
   При рассмотрении проектов были выделены следующие проекты вооружения:
   - шесть 102/60 мм, 2х2 - 40 мм, 4х2 - 7,62 мм, 3х3 - 450 мм ТА.
   - пять 130/55 мм, зенитное вооружение аналогично первому проекту, 2х4-5 - 450 мм ТА.
   - четыре 152/50 мм, зенитное вооружение аналогично первому проекту, 1-2х4-5 - 450 мм ТА.
   Противоречивость требуемых характеристик видна не вооруженным глазом и причина в французской инициативе в виде Contre-Torpilleurs. Разработка этого аванпроекта и вылилось в создание балтийских - "Сметливых", черноморских "Стремительный" и тихоокеанских - "Боевых"....
   Усиление Средиземного Флота, не осталось "незамеченным" геополитическим противникам России...
   ФРАНЦИЯ. Программа довоенного судостроения была не выполнения. Принято говорить, что количество зарубежных предприятий-смежников при строительстве боевых кораблей в России было велико, но примечательный факт того, что паропроводы для ЛК типа "Normandie" были заказаны в Австро-Венгрии (Шкода), говорит о том, что экономическая интеграция стран Западной Европы и рыночные отношения диктуют свои правила. И заказ чего-то ни было загранице даже для более продвинутой в техническом отношении Франции, не является чем-то зазорным. Но именно этот "первый" звоночек в начале войны, когда груз для строящихся ЛК был арестован на границе, стал роковым для всех сверхдредноутов Франции. Затяжная война, захват немцами целого ряда заводов, уже готовых башенных установок и орудий. Кроме этого мобилизация страны, лишившая заводы квалифицированных специалистов, не дали стране возможности достроить корабли. Далее следовал каскад причин, от принятия уже готовых флотских 340 и 138 мм на вооружение армии, до растрат заводчиков, которые расходовали материалы по собственному усмотрению. Это все и привело к свертыванию программы строительства "Normandie", наравне с тем, что появления "Invincible" и не возможностью разогнать эскадренные линкоры, даже за счет удлинения корпуса или демонтажа одной башенной установки и вставки дополнительных КО. Достройка "Normandie" и систершипов стоила баснословно дорого, по причине требуемого нового заказа, как на орудия, так и на башенные установки, а любая перестройка уже почти готовых кораблей или же строительство ЛК типа "Lyon" было вообще мало вероятно, из-за поднебесных цифр расходов, ведь страна готовилась к новому раунду континентальной войны и на артиллерию, танки и авиацию тратились огромные суммы. Единственно на что были выделены средства, так это на строительство четырех КРЛ типа "Duguay Trouin", шести лидеров "Jaguar" и двенадцать "Bourrasque". Это покажется странным, но, по моему мнению "Вашингтонский" договор, не имел ни какой роли для двух стран - Франции и Италии. Строили, почти все, что хотели. По крайне мере каждый извращался по-своему. Французы с завидным постоянством строили 2.200-3.400 Contre-Torpilleurs, а Итальянцы странные 7.000 крейсера-скауты. Эти корабли, по большому счету, были "неведомыми зверюшками", но не порожденными какими-то ни было ограничениями. Для сравнения возьмем и сравним Contre-Torpilleurs "Jaguar" и Torpilleurs d'Escadre "Bourrasque". Первые проработки кораблей программы 1922 года начались осенью 1917 года, когда 4-ый отдел Генштаба начал приступил к проектированию двух типов кораблей. ЭМ, 1.500, 33 узла и "корабля больших размерений, с мощным вооружением, большой скоростью хода", т.е. наделенным качествами присущие легкому крейсеру, но крейсером так таковым не являющимся. Следовательно, и без S-113 французы, в стремлении создать мощный, но небольшой корабль-гибрид, пришли к тому же решению, что и немцы. Но, увеличив водоизмещение на 1.000 тонн, вооружение изменилось незначительно! "Jaguar" - 5*1*130/40 и 2*75, "Bourrasque" - 4*1*130/40 и 1*75. И ВСЕ. Причем одно 130 мм со временем с "Jaguar" демонтировалось! Одним словом парадокс. Но парадокс непораженный ничем, а, следовательно "пути господни неисповедимы" и в голове адмиралов мог родиться любой самый фантастический урод.
   По программе 1922 года были заказаны первые современные 8.000 тонные крейсера, главной особенностью которых было полное пренебрежение к бронированию. То, что французскому флоту требовались корабли подобного класса, было бесспорно. Но возникает резонный вопрос, почему же когда имеется повсеместное усиление вооружения эсминцев, крейсера, в задачах которых стоит борьба с ними, вообще не имеют адекватную защиту? Защита "Duguay Trouin", должна быть не хуже последних крейсеров военных лет. Броня: пояс 90 (КО и МО) - 50 мм, палуба 50 мм, траверсы 40, рубка 80 мм, погреба до 80 мм, башни и барбеты 50 мм. ГК размещен линейно-возвышенно, в закрытых установках, что на крейсерах произошло в первые в мире. Но вот стоимость подобных кораблей, была все-таки слишком высока, да и водоизмещение было бы признано излишне. И после двух трех серий быстроходных 10.000 тонных КРЛ, водоизмещение подобных кораблей уменьшилось до 7.000 - 5.000 тонн, как и изменилась специализация. Но об этом ниже. А пока, французы увлеченно строят подводный флот, закладывая все новые и новые "600-тонные" и "1000 тонные" ПЛ, дабы в новом раунде использовать этот козырь на все сто. Ведь даже в нашей реальности отношения между бывшими союзниками, по окончании войны, заметно охладели, а так же нельзя забывать тот факт, что консервативное французское морское командование, питало к "Туманному Альбиону" вполне обоснованное недоверие. Аналогично, многие высокопоставленные офицеры RN, испытывали точно такие же чувства к континентальному соседу. А в случае вышеописанной ситуации, когда Великобритания из своих интересов не добивает Германию, а идет на соглашение, предавая союзническим интересам, то у Франции опять есть противник на море и опять ей следует проявлять "галльскую" смекалку, создав доселе не виданные боевые единицы. Ими и должны стать - Croiseur de Combat. Водоизмещением 17.500 тонн, скоростью 34-36 узлов, вооружением: из восьми 305/55, универсальная артиллерия - 130 мм. Бронирование из расчета защиты от 8 дюймовых орудий (пояс - 110 мм, палуба - 80 мм). Но это будет потом, а пока, флот пополняется легкими силами, а проекты как рейдеров, так и АВ только прорабатываются в STCN.
   (продолжение следует)
  

Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"