|
|
||
Для журнала "Культпоход", 2005 г. |
Галерея имени братьев Люмьер, расположенная в Центральном Доме Художника на Крымском валу, порадовала любителей фотографии: здесь прошла юбилейная выставка работ замечательного фотографа - Наума Грановского, которому в 2005 году исполнилось бы девяносто пять лет. 50 снимков фотохудожника, объединенных названием "Город солнца", посвящены одному из самых изумительных городов мира - Москве. От выставки осталось чудесное послевкусие - ароматная смесь ностальгии, нежности и веселого удивления. Такие же чувства испытываешь, разглядывая детские и юношеские фотографии своих родителей: тут и радость узнавания, и трепет перед неумолимым временем, и любовь к этим, таким знакомым и в то же время таким неведомым лицам. С фотографий Наума Грановского на нас смотрит светлая, просторная Москва, в которой всем хватит места, для каждого найдется "хоть краешек земли" - Москва, любовь к которой он пронес через всю жизнь. Грановский начал фотографировать Москву еще в 20-е годы прошлого века. Потом, спустя десятилетия, он возвращался на те же улицы, к тем же объектам, чтобы "задокументировать" произошедшие в облике столицы изменения. Получилась самая настоящая летопись, которую с интересом и любопытством мы читаем. Надо было видеть, как разглядывают фотографии люди разных поколений! Женщина лет 35-40 увлеченно вглядывается в изображение гостиницы "Украина" и трех мостов через Москва-реку. На заднем плане уже есть и знаменитый дом-книжка, тогда - здание СЭВ. Снимок сделан в 60-х годах... А вот фотография начала 70-х: площадь у Никитских ворот и здание ТАССа; на торце дома, глядящего на церковь, где венчался Пушкин - тройной лик Маркса-Энгельса-Ленина. На этих снимках - мир ее детства... Рядом ее десятилетняя дочка - для нее это фотоснимки седой старины... Рядом человек лет 25-30 внимательно слушает пожилого мужчину, в голосе которого слышатся ностальгические нотки: "Видишь, Тверская возле центрального телеграфа, липы еще на ней..." Под снимком дата: 1930-е годы. А рядом фотоснимок, сделанный с той же точки, только 20 лет спустя. Липы вдоль тротуаров уже не растут. А вот это что? Да это же Арбат! Или не Арбат? Бульвар, скамейки, трамвайные пути... В подписи сказано - все-таки Арбат. Ох, Триумфальная арка, да где? Еще на старом месте, в конце Тверской... И трамвайные пути сквозь нее проходят!!! Забор вдоль Склифа, а рядом - Сухарева башня во всей своей тяжеловесной красе! Садовое кольцо возле Красных ворот... да правда ли, оно ли? Садовая уходит вдаль, к Сретенке, и сколько хватает глаз - и в самом деле вся в садах-палисадниках... Кремлевская набережная без привычных гостиницы "Россия" и Котельнической высотки на заднем плане... Первое московское такси марки "Форд" - 1926 год... Активное автомобильное движение по Красной площади в 1937 году, регулировщик в белом кителе... А вот монументальная скульптура девушки с веслом встречает посетителей Центрального парка культуры и отдыха имени Горького, за ее спиной фонтаны создают прохладу посреди знойного летнего дня... Эти ранние зарисовки московских архитектуры и быта молодого Грановского перемежаются с поздними снимками зрелого мастера. На них - столица второй половины ХХ века: масштабная, величественная, устремленная в перспективу, в завтрашний день! Прямо-таки физически ощущаешь, какой энтузиазм вызывало у фотографа фантастическое по тем временам преображение Москвы. Подобное с нашим городом происходит разве что в последние лет десять... И как знать, может, фотоснимки Грановского вдохновят нового летописца запечатлеть нашу Москву, образца 2005 года? А Грановский оставил нам на память свою неповторимую эпоху. Ее дух во всем: в ракурсах, которые он находил, в композиции снимков, в выборе натуры, в отображении атмосферы времени через детали городского быта, одежду людей, в его вере в светлое будущее, которая вообще отличала фотохудожников того времени... Среди его фоторабот преобладают кадры, сделанные с верхней точки съемки. Коллеги смеялись: "нет ни одной крыши в Москве, которую не облазил бы Грановский". Но ведь когда любишь свое дело, преодолимы любые преграды и барьеры; ни пространство, ни возраст, ни время - не помеха... Поэтому вместе с мастером стремительно проносимся сквозь время и мы - из двадцатых годов прошлого века через вихрь десятилетий в первую пятилетку нынешнего. Мелькают улицы и здания нашего удивительного города, неповторимые в своеобразии причудливо перемешанных стилей и столетий. Убеждаешься: так было и сто, и, наверняка, двести, и даже триста лет тому назад. И с выставки уходишь, веря, что даже многие века спустя Москва останется самой собой: вечно юной красавицей, кокетливо примеряющей бабушкины наряды...
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"