|
|
||
Рассказы. 4 группа. 1 тур |
Здравствуйте, уважаемые участники нашего сказочного конкурса! Кому как, а мне хвалить всегда нравилось больше, чем критиковать. По душе мне находить достоинства, потому что нередко их сложнее заметить, нежели изъяны. К тому же, критикуя, поневоле вступаешь в конфликт с тем, кому высказываешь свое нелицеприятное мнение. Я же конфликтных ситуаций не люблю. Но не будем забывать, что критика критике - рознь. У меня нет цели с высоты своей недостижимой мудрости (коей, понятно, и в помине нет) раскритиковать всё и вся в пух и перья. Я всего лишь хочу поделиться с авторами мыслями, наблюдениями и впечатлениями, которые подарили их произведения. Конечно, далеко не во всем моё мнение совпадёт с авторским. Местами, возможно, и совсем не совпадёт. Но это не значит, что я пришла к вам с камнем за пазухой и вызываю на драку за текст. Нет! Все, к чему я стремлюсь - показать свою точку зрения на ваше произведение. И если этот обзор поможет вам с иного ракурса увидеть как достоинства, так и недочёты своих текстов, подскажет, как в будущем подчеркивать первые и избавляться от последних, буду очень рада! И спасибо всем вам огромное за СКАЗОЧНОЕ удовольствие, которое я получила, читая ваши истории! Выворотень "Торный путь" Больше всего понравилось чуть-чуть насмешливое и покровительственное отношение автора к герою. Сама история хорошая, симпатичная, душевно рассказанная. Читается на одном дыхании, и, что приятно: от сюжета не отвлекают ни опечатки, ни прочие речевые огрехи. Мужичок строит дом на "нехорошем" месте, хотя соседи по доброте душевной предупреждают его - не надо, парень, сам себе приключения на голову найдешь... Мог бы и послушаться "гласа народа", который, как известно, "глас Божий". Ан нет, упрямство победило. И получил герой неприятности по полной программе. Попытался было повоевать с источником своих бед, но так увлекся, что и не заметил, как перенял повадки да привычки этого самого "неприятеля". Жизнь, еще вчера казавшаяся такой простой и приятной, превратилась в тяжкое испытание, которое и жизнью-то с большой натяжкой можно назвать. Завела кривая, заплутал парень, и выхода днём с огнём не видит... Финал - печален. Аллегорий в рассказе - масса. Вторых планов и подтекстов - тоже. На каждого читателя по своему смыслу найдется. Но, к сожалению, с точки зрения сказки, кажется притянутой за уши сама "затравка": момент, когда Ваня решает дом на торной тропе ставить. Вот если бы тут, по ходу сюжета, героя в буквальном смысле слова попутал бес или еще какая нечисть: запудрил бы бедолаге мозги так, что тот бы уже и выбора не имел, или сыграл бы на какой-нибудь не очень симпатичной черте характера Вани - лени, например, или там, жадности - вопросов бы не было! У автора тут же появились бы возможности так лихо раскрутить сюжет, что сказка бы получила самую высокую оценку! Но... автор настаивает на обычном - отнюдь не сказочном - упрямстве героя. Что и приводит героя в финале к унылой серой стене и конкретной такой депрессии. А ведь всё могло повернуться и самым волшебным образом: победил бы Ваня чары злые, очухался от них, да и сделал выводы соответствующие... Вот почему и думается, что с точки зрения с к а з к и момент завязки сюжета оказался непродуманным. Орландо-и-Марта "Принц на белом коне" Отменная история, отлично написана, безупречна в композиционном отношении. Читала, буквально как в детстве, затаив дыхание сначала и до самого конца, до внезапной и абсолютно неожиданной развязки. Больше всего впечатлили богатая фантазия автора (авторов?) и тонкий, на грани иронии, юмор. Особо хочу отметить тщательность, с которой текст вычитан: так, словно готовится к печати. Собственно, а что есть размещение текста в СИ, как не публикация? Ну и что, что виртуальная? Как бы то ни было - большой плюс автору: чувствуется, что человек уважает своё дело, ему нравится не только процесс творчества, но и довольно нудный, скрупулёзный труд по финальной вычитке произведения. Могла бы еще долго говорить о достоинствах "Принца на белом коне", но превосходная работа говорит сама за себя! Посему умолкаю и перехожу к следующему тексту. Мафин "В поисках Каро" Понравилось, как автор переосмыслил известную сказочную фабулу, при которой герой отправляется на поиски похищенной возлюбленной, по пути обращаясь за помощью к могущественным силам Природы. Сюжет данной истории - своеобразная инверсия вышеописанной фабулы: на поиски пропавшего возлюбленного отправляется героиня, причем достоинства этого человека видит только она: чувство к нему ослепляет её. Пересказывать дальше не стану - лучше почитайте сами, так как рассказ обладает всеми достоинствами сказки, которую мы хотели бы видеть на нашем конкурсе: полно волшебства, неожиданностей, и венцом всему - назидание, явный плод долгих раздумий и жизненного опыта автора. Огорчило вот что: много ошибок в пунктуации при оформлении прямой речи, в передаче интонаций персонажей, а также длинные предложения, которые откровенно затрудняют восприятие текста и снижают его выразительность. На эти недостатки автору указывал еще преноминатор. Однако автор внёс исправления только по тем ошибкам, которые отметил мой коллега... Жаль. Кара "Гончие Арвада" Не сказка даже - притча. Читала, а рядом витали тени Джека Лондона, Александра Грина... Рассказ динамичный, с первых строк и до финала держащий читателя в напряжении. Характеры героев выполнены яркими, крупными мазками, ничего лишнего, все работает на сюжет. Зловещая легенда создает невыносимое ожидание катарсиса... Развязка же, вопреки читательским опасениям (кровь, клыки, впивающиеся в горло, и прочие страсти) проста и мудра. О ее возможности начинаешь догадываться приблизительно в середине повествования, но все равно трепещешь: а вдруг автор собьется с курса и приведёт к иному финалу? Автор ожиданий не обманывает и закон сказки соблюдает неукоснительно: прежде чем к герою придёт воздаяние - неважно, за грех или за доброе дело - к нему приходит ОСОЗНАНИЕ, жизнь вдруг предстает перед ним во всей своей простоте и ясности... Если всё делаешь правильно, поступаешь по совести - открывающаяся картина наполняет тебя радостью и светом. Если же нет - не остается в душе ничего, кроме горечи сожаления и искреннего раскаяния... И пусть не сбивает вас с толку кажущийся открытым финал: все именно так, как надо. Один из лучших текстов, которые я читала на этом конкурсе. Сударева И. "Темная сказка (с элементами светлого)" Сказка совершенно отвечает цели конкурса - это история для взрослых, которые думают, что всё-то они в жизни поняли и знают. А автор им лукаво так: "Не-е-ет, братцы, не тут-то было..." Рассказ подкупает искренностью и силой сопереживания автора главному герою. Назидание не высказано отдельной строкой: всё повествование и есть одно большое наставление. Воистину: "Сказка ложь, да в ней намёк..." Добро только тогда сильно, когда оно умеет воздвигать препятствия на пути зла. Грош цена "добренькому" добру, которое попустительствует злу: такое добро первым окажется жертвой деструктивных сил! В то же время счастливый финал оставляет читающему надежду, что раз уж здесь, в такой безвыходной ситуации, все закончилось хорошо, то и в его жизни возможны чудеса... Жаль только, что чистота жанра не соблюдена до конца: сюда проникла политика. Читала и думала - ведь главный герой мог просто быть чистой доверчивой до наивности душой, просто сделать кому-то добро, получить в ответ страшное зло и впасть в черное отчаяние. Которое - до чего реальный, жизненный поворот сюжета - и превратило обычного человека в приверженца Темных сил. Такое может быть и безо всякой политики: в жизни часто случается, что, не сумев замкнуть на себе цепочку зла, не "заземлившись" в момент столкновения с лихом, добрый чернеет, ожесточается, черствеет сердцем. Но таковы были воля и полное право автора - построить сюжет именно на политике и провести параллели с реальностью, в которой существуем здесь и сейчас все мы. Мы же, организуя конкурс, объявили в Правилах, что намеренно уходим от политических тем: игры политиканов - лишь частный случай в извечной борьбе лжи и истины, зла и добра. Впрочем, то, что сказка, несмотря на политическую подоплеку, все же прошла преноминацию (в отличие от многих других политических басен-памфлетов, которые были нам поданы), и сейчас участвует в конкурсе, говорит о многом: ее общечеловеческий посыл очевиден. Сабельникова М.В. "Исполняющий желания" У рассказа интересная интрига, и читала я его с удовольствием. Прекрасная философская история о дружбе, об умении быть благодарным за сделанное добро, о даре жертвовать собой ради других. Всё это в полной мере показывают оба героя сказки - разные, но очень близкие по духу. Назидание преподнесено спокойно, исподволь, без понуканий и принуждения, а просто в процессе повествования. Параллельно с ним объясняется и другая жизненная мудрость: если чего-то очень сильно хочешь, лучше исполняй свои желания сам, не проси об этом никого, даже Высшие силы. Поскольку у этих самых Высших сил весьма своеобразные чувство юмора и понятие о справедливости: чаще всего "заказанные к исполнению" желания обернутся против тебя, и даже исполняясь, всё равно преподнесут жизненный урок - жестокий, беспощадный, как правило... Мысль, хотя и не новая, но обыграна в оригинальном ракурсе, что бальзамом пролилось на душу старого книжного червя, то бишь мою. И очень порадовал финал: неожиданный, мощный, как яркий, стройный аккорд. Расстроилась вот от чего: текст автором, похоже, не вычитан. Между тем, делать это надо обязательно с каждым текстом (или попросить друзей подсобить - ведь собственный глаз настолько "замыливается" порой, что в своем тексте опечаток не видишь). Как ни крути, а многочисленные ошибки цепляют и отвлекают от собственно сюжета, что досадно. А в нашем - конкурсном - случае еще и баллов, увы, не прибавляет... Однако замечания замечаниями, но самое главное впечатление, которое оставляет текст: у автора внушительный потенциал, много нестандартных идей, которые только и ждут, чтобы их воплотили в слове! Овчинникова Л.О. "Дом Бро" Классическая сказка: захватывающая история борьбы зла против добра, и трудной победы последнего. Рассказ похож на дремлющий вулкан: внешне спокойный, на самом деле наполнен эмоциями. Фантазии автора и что-то готическое в атмосфере этой истории - завораживают. Это - большие плюсы "Дома Бро" К минусам отнесла бы "рваный" слог повествования, к нему трудно приноровиться, это смущает, отвлекает от самой сказки. От неё ведь ждешь немного другого, особенно - от классической, в качестве которой "Дом Бро" и пришёл на наш конкурс. Сказке, мне думается, больше подходит слог плавный, нерезкий: чтобы ничто не мешало вникать в сюжет и в назидание, которое желает донести до читателя автор. При этом против самого такого стиля ничего не имею - он своеобразен и придает текстам автора необычный, дополнительный вкус, как кушанью - пряность. Я с удовольствием прочитала всё, что относится к циклу историй о Бро; как часть серии, "Дом Бро" - идеально выдержан в том же стиле, что и другие рассказы. Колдун В. "Историческая справедливость" Хорошая и остроумная работа: сказка с элементами фантастики. Необычный сюжет, грамотная композиция, развязку ждёшь с нетерпением и до самого финала пребываешь в состоянии напряжённого ожидания. Больше - что говорить? Просто советую читать: это не только развлечет вас, но и заставит призадуматься о жизни. А от сказки только того и требуется, не так ли? Шепотом автору: пожа-а-алуйста, вычитайте текст на предмет запятых. Кому как, а мне порой трудно без них догадаться, на чём автор хотел бы акцентировать внимание читателя. Знаки препинания для того и придуманы, чтобы передавать нюансы речи на письме. Пожалейте хороший текст: он заслуживает более бережного к себе отношения :))) Жарнова И. "Веселенькая ночка" Сказка в полной мере соответствует названию - весело, местами и вообще - смешно. У меня, правда, сложилось впечатление, что историю можно было бы изложить покороче, но автору просто хотелось поиграть - пофантазировать: как поживает древняя нечисть в условиях недоразвитого капитализма в отдельно взятой стране. Отдаю должное - это очень хорошо удалось, хотя не все эти, так тщательно прописанные сценки, работают на сюжет. Сюжет же прост: приходит в волшебный лес горожанка Варя за красотой и молодостью, дабы жизнь свою бабью одинокую устроить. Добыть красу долговечную можно, найдя цветок папоротника. Сопровождают её в походе за цветком остроумный ежонок и некто Игнат. Он заколдован: поплатился рабством у Лешего за то, что решил сыграть на чувствах у неровно дышавшей к нему девушки, вызвав у той ревность (ну, по молодой глупости, словом...) Естественно, мечтает он от Лешего освободиться, да для этого ему тот же самый цветок надобен. Об этом по ходу дела и сообщает он Варваре... Находят они тот самый папоротник, и добрая душа Варя, вместо того, чтобы взять искомый цветок себе, использует его, чтобы освободить Игната от лешачьих чар... А за что, спрашивается? А вот так вот вдруг - с бухты-барахты. Я понимаю, конечно, что это - одна из особенностей национального характера наших милых женщин - и в пожар сама, и коня на скаку, и вообще, за мужчину всё сделать, а он, милый, нехай лежит себе на диване иль на печи, да жует калачи... Ну, хорошо, я согласна - когда есть любовь, еще и не на такое способна женщина! Однако в тексте "Веселой ночки" лав стори нету, посему и неубедительно внезапное Варино решение. Ни намёка нету в тексте перед этим, что между нею и Игнатом хоть искорка какая проскочила... Потому нет и внутренней логики у финального развития событий. Кроме этого, в сказке ведь, насколько я понимаю - свои законы. Сказка учить должна. Причем выводы из сказки должны вытекать однозначные: черное - это черное, а белое - это белое. Если мы не будем иметь ориентиры, мы заплутаем, не будем знать, как все ж таки правильно поступать. Заколдованный сказочный герой по негласному уставу сказки обязан что-то такое совершить сам, чтобы избавиться от злых чар, очиститься через испытания. Особенно если он расплачивается за провинность - как в данном случае Игнат. Сказка должна учить тому, что ничего само собой в этой жизни не даётся, всё заслужить надо, да не только 15-ю годами отсидки у Лешего в прислугах да слёзной историей про грешки молодости, а более реальным чем-то. Вот, например, почему Игнат ничего не предпринял, чтобы из той же ямы выбраться? Почему сидел и ждал, сложа руки, пока ворон за него это сделает? Почему Игнат заслал на "дискотеку" лесной нечисти ежонка, а не попытался сам договориться с лесной братией (уж за 15-то лет мог бы научиться с ними общаться)? И где хоть слово сказано о добром, отзывчивом Варином характере или о внезапной любви, вспыхнувшей у нее к Игнату, чтобы хоть как-то объяснить ее альтруистический поступок? Она ведь даже никак не отреагировала на его неприглядную историю с однокурсницей - очередная нечисть появилась... Нечисть-то как раз вполне могла бы и подождать. Вместо неё упомянуть бы автору про "искорку" жалости да сочувствия, в Варином сердце вспыхнувшую - до чего было бы к месту! Про шальную надежду, что ежели мужичка она от чар избавит, то он, благодарный, всю оставшуюся жизнь рядом будет! Между тем так и остаётся непонятным - что ж такое в Вариных мыслях происходило, чем так Игнат ее "зацепил", что отдала она ему щедрой рукой свой шанс на вечную красоту? Если в будущем при чтении "Веселой ночки" у читателя подобные вопросы возникать не будут - уверена: этот, в остальном совершенно прелестный, рассказ станет по-настоящему сказкой! Той, что учит доброму, умному, вечному, а не только развлекает симпатичной, полной фантазий, веселой историей с хорошим концом. Аннов Ф.И. "Источник" Еще одна философская притча на нашем конкурсе. Читала, с удовольствием отмечая слог автора, умелую стилизацию, продуманные повороты сюжета. Медитативная, сказала бы я, история. Работа сделана мастерски, за что и получает от меня высокую оценку. Пересказывать не буду - пусть каждый составит свое мнение сам, лично прикоснется к откровениям, которыми в довольно необычной форме щедро поделился с нами автор.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"