Фрейдгейм Лазарь : другие произведения.

Москва серебростольная (Прогулка по Москве)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  

Лазарь Фрейдгейм

  

Москва серебростольная

(Прогулка по Москве)

  
   Москва - большой город. Целый мир. Это Москва реальная, Москва виртуальная, Москва запечатленная в живописи, графике, материале... Я с сокровенным чувством блуждаю по моей Москве. Порой связанной с событиями собственной жизни, порой с удачами или ошибками коллекционера. Привычно и ювелирно-красочно звучит - Москва златоглавая. Москва торжественного многоголосья колоколов или парадных салютов. Не умаляя достоинства 'сорока сороков' вызолоченных куполов, хочу обратить внимание на Москву 'серебростольную', отмечая при этом и столичные достоинства города и уютность серебра московского быта и стола.
  
   Прожита долгая большая жизнь. В Москве - корни семейных ветвей, там живут близкие друзья, да и город и его закоулки живут во мне. Живет и тяга к старому русскому серебру, как и любовь к Москве. В симбиозе этих двух привязанностей родилась идея коллекции изделий из серебра с видами Москвы. Подобные вещи стали для меня некоторым материальным отражением непрерывной связи с городом, с интимно-своей Москвой.
  
   Как и любой предмет привязанности, такая коллекция таит обилие сложностей и бездонную возможность поиска и исследований. Можно было бы подойти к имеющимся предметам с позиций анализа многообразия техники изготовления. Это и ручная работа, штамповка, ковка или литье. Это и множество приемов старинной черни, современная кубачинская или Северная чернь. Это все многообразие технологий создания серебряного изделия. Но сейчас я пренебрегу всеми этими особенностями каждой вещи и сконцентрируюсь на видах, перекочевавших усилиями мастеров и художников с улиц и площадей Москвы на изделия. Мы попытаемся изменить направление переноса и пойдем в обратном направлении - от видов на серебре в город.
  
   У многих есть любимые уголки города, в которые хочется попасть, вернуться... Иногда одному, иногда в шумной компании, иногда с путеводителем в руках или хорошей толстой книгой по архитектуре и истории за столом. Сегодня я организую экскурсию по разновековой Москве, перебирая обычные (или не совсем обычные) изделия российского серебра. Они стоят и лежат на полках. Их не много. Я беру их оттуда и сразу перешагиваю из пространства небольшой квартиры на просторы великого города. Для этой экскурсии не потребуется комфортабельный лимузин или гладко катящийся современный автобус. Не пригодится и самолет, со сверхзвуковой скоростью покрывающий расстояния. Ближе всего будут карета или телега, но наше путешествие позволит обойтись и без них. Я предполагаю, что если вам, как и мне, уже немало лет и запас сил не чрезмерен, то можно позволить себе вольность участия в путешествии с полной гарантией в конце достижения пункта отправления. Потребуется поддаться желаниям и возможностям экскурсовода, да еще призовем некоторые возможности транспорта со сверхсветовой скоростью, попросту говоря, машины времени. У кого есть интерес к такому виртуальному путешествию, присоединяйтесь.
  
   Интерес и некоторое знакомство со старым русским серебром не были увязаны с непреодолимым стремлением к собирательству, бытовавшим с детства. Для этого не было ни материальных возможностей, ни мысленных устремлений. В семье матери от ее родителей осталось столовое серебро и предметы старого быта, которые не успели отнести в Торгсин (магазин для торговли с иностранцами, скупавший (преимущественно у обычных москвичей, совсем не у иностранцев) изделия из драгоценных металлов и ценные бумаги - предвоенная модификация скупки, подобной ломбарду). Это серебро, завернутое в старую наволочку, обычно лежало в дальнем углу шкафа. Но при праздничных семейных застольях всех размеров многообразие ложек, вилок, ножей - сервировочных и индивидуального пользования - переходило на стол. Я до сих пор повседневно пользуюсь предметами из той наволочки, доставшимися мне по наследству из хозяйства бабушки, знать которую мне не довелось. Оказалось, что среди них были изделия очень известных российских фирм.
  
   В каждом городе есть места - фетиши, мимо которых не может пройти ни один знакомящийся с городом человек. Так сказать, лицо города. Не мало таких мест и в Москве. Так уж устроена столичная жизнь и суета, что сюда дорога приводит многократно. Так и сюжеты нашей московианы. Кремль! Не претендую на каталожную полноту серебряных изделий с изображением Кремля и Красной площади.
  
   Портсигар дает возможность охватить взглядом классическую панораму Кремля с Большого каменного моста (Фиг. 1). Панораму Кремля организует строй башен церквей и колоколен. Иван Великий занял центр, его обрамляют силуэты соборов. Соразмерно этим вертикалям устремились в высь башни Кремлевской стены. Слева, как бы намекая на даль, виден Большой Кремлевский дворец. В Левом углу портсигара в ветвях деревьев спрятана подпись автора - Миронов. Клейма: овал 875 с профилем рабочего с молотком, знак дельта Московского пробирного управления, ЮХА - предположительно Ювелирный художественный комбинат, 1953-54 гг. (Здесь, как и далее, приводятся в основном данные по каталогу под редакцией Постниковой-Лосевой*, * - см. примечания).
  

0x01 graphic

Фиг. 1

  
   Почти тот же ракурс, но с совершенно другими пропорциями представлен на ювелирно проработанной панораме на памятном знаке по случаю II международной конференции по истории сердечно-сосудистой хирургии, выполненном в 2002 г. главным художником Московского монетного двора В. М. Ерохиным (Фиг. 2). Здесь центром композиции стал Большой кремлевский дворец архитектора К.А. Тона. Знак выполнен с такой детализацией, что, кажется, можно различить кирпичную кладку башен, узор наличников и буквы на верхнем ярусе колокольни Ивана Великого. Размер знака 70 х 40 х 5 мм. Памятный знак имеет клеймо пробы "СрМ925", женский профиль в круге, именник "ММД" и "БМ". Еще одна деталь этой ювелирной работы: по данным архива Московского монетного двора знак был выпущен тиражом 27 экземпляров!
  

0x01 graphic

Фиг. 2

  
   На старой театральной сумочке с цепочкой (проба 84, Москва, мастер Ф.А.А. - Ф.А. Абакумов, владелец ювелирного заведения 1868-1908 гг., пробер А.А/1891 - А.А. Арцибашев (1891-96) в черненном геометрическом орнаменте тот же ракурс панорамы Кремля (Фиг. 3). Исторические изменения (а они, к сожалению, очень большие) в таком масштабе увидеть трудно.
  

0x01 graphic

Фиг. 3

  
   Очень похожее впечатление производят подстаканники (Фиг. 4) с аналогичным рисунками с чернью. Подстаканники сделаны на Великоустюжской фабрике "Северная чернь" в 1961 г. (СЧ1) и 1968 г. (СЧ8).
  

0x01 graphic

Фиг. 4

  
   Многочисленны серебряные изделия с видами Красной площади. В первую очередь это виды храма Василия Блаженного и Спасской башни. Многократно появляется изображение мавзолея Ленина.
  
   Тончайше проработанное изображение Покровского собора - Храма Василия Блаженного на Красной площади в рамке геометрического орнамента выполнено на обратной стороне большой (диаметром 6 см) ложки для варенья с витой ручкой (Фиг. 5). Ручка тоже украшена чернью. Ложка сделана в 1880 г. в Москве в мастерской В. С. Семенова. (Клейма: 84-ГМ*, И.К/1880 и ВС). В. С. Семенов основал фабрику серебряных изделий в 1852 г., в 1873 г. - 40 рабочих. В начале ХХ века его дело продолжила дочь М.В. Семенова. Маленькие индивидуальные ложки для варенья из этого комплекта имеют стилизованные изображения того же собора или Спасской башни.
  

0x01 graphic

Фиг. 5

  
   Спасская башня - частый гость на современных серебряных изделиях, посвященных Москве. Спасская башня и куранты на ней являются символом Москвы, особенно для не москвичей. Взглянем на Спасскую башню в изображении на массивном портсигаре, изготовленном в 1955 г. (Фиг. 6). Строгая стройность готики над средневековой стеной из кирпича. Изображение помещено в виньетку, оттененную колосьями (клейма: АМЮ5 и лопатка с профилем и пробой 875).
  

0x01 graphic

Фиг. 6

  
   А вот тот же сюжет в образовавшемся у меня чайном наборе - подстаканнике с прорезной надписью "МОСКВА" и чайной ложке (Фиг. 7). Подстаканник (МЮЗ8 - Московский ювелирный завод, пробирное клеймо со звездой 875) сделан 1968 г., ложка изготовлена в том же году, но на производстве "Северная чернь". Кажется, что они сделаны в комплекте заодно.
  

0x01 graphic

Фиг. 7

  
   Нам всем знаком вид мавзолея Ленина, построенного в 1934 г. по проекту академика А.В. Щусева. Вне современных дискуссий о достоинствах его назначения, можно отметить гармоничность мавзолея в ансамбле Красной площади, а также решение его в формах главенствовавшего в то время в мировой архитектуре стиля Art Deco. Но в рамках нашей экскурсии я хочу предложить вам шаг в прошлое, в 1924 г., когда
   был построен деревянный Мавзолей. Мавзолей представлял собой усеченную ступенчатую пирамиду. Для долговечности деревянные детали были покрыты масляный лаком, в результате чего сооружение имело строгий светло-коричневый цвет. Тяги, двери и колонны верхнего портика были сделаны из черного дуба (Фиг. 8). Деревянный мавзолей просуществовал пять лет.
  

0x01 graphic

Фиг. 8

  
   К этому времени нас подвел редчайший портсигар 1920х годов. На нем внутри пятиконечной звезды изображен этот мавзолей (Фиг. 9). Рядом как бы в почетном карауле застыл на века красноармеец в буденовке со склоненным в трауре флагом. Под звездой - символ единения рабочих и крестьян - серп и молот. Все символы революции совмещены в гравированной миниатюре - точное в деталях соответствие времени, подчеркивающее подлинность изделия. Маркировка: только клеймо 84, показывающее, что была использована старая заготовка. Аналогично поступали художники изделий агитационного фарфора, использовавшие как основу тарелки Императорского фарфорового завода.

0x01 graphic

Фиг. 9

  
   Мы поднимаемся на бельведер дворца, расположенного на кромке одного из московских холмов (Фиг. 10). Вниз ярусами спускается регулярный парк, скрываясь нижним ярусом в пруде. Белые лебеди вальяжно проплывают вдоль неземной красоты зелени, расхаживают журавли и павлины. Толпами собирались здесь люди посмотреть на сад, на редких зверей и птиц. А там дальше - совсем не парковая красота: ансамбль московского Кремля. Это взгляд издалека с верхнего яруса дома Пашкова, построенного в 1784 году архитектором В.И. Баженовым.
  

0x01 graphic

Фиг.10

  
   Вы можете сравнить реалистическую картинку нашего века на портсигаре (Фиг. 11) с только что увиденным глазами современников в начале XIX века. Изменились пропорции восприятия этой уникально элегантной постройки, которую порой можно воспринять как украшение сценической площадки. Нижние ярусы парка съедены наслоениями культурного слоя. Вода пруда ушла в грунт. Лебедей вытеснили машины...
  
   На портсигаре изображен вид на дом Пашкова с раскрытой под ним книгой, подчеркивающей вхождение этого особняка в Государственную публичную библиотеку. Клеймо изготовителя АМЮ3 - Артель "Московский ювелир", 1953 г., пробирное клеймо: лопатка с профилем и буквой дельта - 875. Имеется некоторое несоответствие в клеймах, т.к. клеймо с пробой в виде лопатки было введено с 1954 г. В те годы были выпущены портсигары, шкатулки, пудреницы, подстаканники с изображениями Кремля, гостиницы Москва, Большого театра и др.

0x01 graphic

Фиг. 11

  
   В нашем путешествии во времени отмотаем еще сотню лет. Исчез серый асфальт. К палисаднику вдоль двухэтажных особняков приблизились палисадники противоположной стороны, а с двух сторон бульвара, расположенного посреди Садового кольца, проложены добротные мощенные булыжником проезды для парадных выездов, лихих извозчиков и неспешных телег. Когда-то город был защищен земляным валом, совпадающим на большом участке с нынешним Садовым кольцом. На въезде в город нужно проехать через ограничительные ворота или проезд в земляном валу. Где-то эти въезды не привлекательны, как и базарные площади перед ними, где-то - обращают на себя внимание столичным шиком. Такие ворота строились также в качестве триумфальных арок. Вот посмотрите, именно таковы Красные ворота. Деревянные Красные ворота сгорели в 1753 году и были воссозданы в камне в 1755-57 гг. архитектором Д.В. Ухтомским (Фиг. 12). Они просуществовали почти двести лет и были снесены в 1927 г.

0x01 graphic

Фиг. 12

  
   Для нас кавычки в названии "Красные ворота" естественны, потому что оно давно обозначает станцию метро или площадь на сохранившем свое название Садовом кольце. Но мы идем по городу, не ведающему о машинах, а тем более о метро. Красные ворота - это также естественно, как когда-то белый город. Это просто без всякой образности цвет въездных ворот. Мы проектируем на это черненый рисунок небольшого серебряного портсигара (может быть, коробочки для нюхательного табака) конца XIX века (Фиг. 13). Клейма: 84-ГМ. Пробирный мастер С.М / 1896 - С.Н. Милютин, Москва, 1896 г.
  

0x01 graphic

Фиг. 13

  
   А на следующей экскурсионной остановке я готов предложить спор с гигантским гандикапом: ну, например, 100 к 1. Я плачу вам 100, если вы правильно называете место нашей следующей остановки. А если вы ошибаетесь, то платите мне только 1, ну скажем, рубль. Я держу в руках водочную стопку с чернью. На ней надпись: "Москва Дума". Клеймо 84 и женская голова в кокошнике, обращенная вправо, - по каталогу 1908 - 1926 гг. Вы уже смеетесь над вашим гидом: быть ему голым! Вы, конечно, сразу назовете место около Исторического музея (бывшая Воскресенская площадь), где в 1890-92 гг. по проекту Д.Н. Чичагова было построено здание специально для Московской городской думы (Фиг. 14), а большинству читателей оно знакомо как здание бывшего Центрального музея Ленина.
  

0x01 graphic

Фиг. 14

   Давайте разбираться. На стопке изображен двухэтажный особняк в архитектурных формах XVIII века (Фиг. 15). Вы можете попытаться отстаивать свое мнение, предположив, что на месте старого особняка было построено новое здание. Но вы не выиграли пари. История оказалась другой. На стопке помещено стилизованное изображение дома Шереметева (улица Воздвиженка, 6). Некогда главный дом большой усадьбы. Дом располагался в глубине парадного двора, обращённого в сторону улицы Воздвиженки (как раз перед зданием Военторга, тоже исчезнувшим и замененным внешне схожим новоделом). От улицы его отделяла монументальная каменная ограда с колоннами. От шереметевской усадьбы на Воздвиженке сохранился так называемый "наугольный дом" (Воздвиженка, 8) В доме Шереметева в разное время размещалось множество учреждений, в том числе интересующая нас Московская городская дума. Если соучастники прогулки по Москве честные, то им придется признать пари проигранным.
  

0x01 graphic

Фиг. 15

  
   С местонахождением следующего здания спора не будет, хотя никто из нас этого сооружения не видел. Каждый мало-мальски знакомый с историей Москвы, по личным впечатлениям или по московским заметкам Гиляровского, представляет место, где почти 250 лет стояло здание Сухаревой (или Сухаревской) башни. Она была построена в1692-95 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка). Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту архитектора М.И. Чоглокова (Фиг. 16).
  

0x01 graphic

Фиг. 16

  
   В старом путеводителе можно прочесть о Сухаревой башне примерно следующее. Кому из россиян, даже не бывавших в Москве, не известно название Сухаревой башни? Про нее знают, что это превысокая, громадная башня и что ее видно отовсюду в Москве, как и храм Христа Спасителя. Поэтому-то почти всякий приезжающий в Москву считает непременным долгом прежде всего побывать в Кремле, взойти на колокольню Ивана Великого, помолиться в храме Спасителя, а потом хоть проехать подле Сухаревой башни, которая издавна славилась какими-то бывшими на ней чудесами, а теперь знаменита огромным резервуаром, снабжающим Москву чистой водой. В 1829 году в крыле башни было устроено водохранилище из чугунных плит, вмещающее в себе до 7 тысяч ведер воды, которая посредством паровой машины поднимается сюда из водопровода от села Мытищи. Все это заставляет глядеть на Сухареву башню с искренним вниманием.
  
   Мы с вами подходим к этому месту по уютной Сретенке, и массив башни с каждым шагом захватывает все большую часть поля зрения (Фиг. 17). Это не удивительно: мы уже слышали - "превысокая, громадная башня". Высота башни достигала 30 сажень. (Заглянем в справочник перевода старых мар: 1 сажень = 2,13 метра. Итого: почти 65 метров). Не так уж много даже шпилей и маковок церквей дотягивались до такой высоты.
  

0x01 graphic

Фиг. 17

  
   Сегодняшний наш маршрут определяется не московской топографией или архитектурными параллелями, а топографией чайных ложек у меня на домашнем стенде. Традиционно мастера не стремились в миниатюрах, умещающихся на чайных ложках, к документальной точности. Они стремились передать впечатление, сформировавшееся в более чем столетней давности фантазии мастера.
  
   Москва на серебре мне видится не только в фотографически точных миниатюрах, но и в стилизованных изображениях. Особенно это часто относится к миниатюрам на ложках, когда изображение ассоциируется с каким-либо московским сооружением, но если рассматривать скрупулезно, то можно отметить и несоответствия. Верхняя полка моего стенда: шесть маленьких ложечек для варенья 1879 г., сделанных на уже упоминавшейся фабрике В.С. Семенова (Фиг. 18). Витые ручки без эмали. Рисунок на выпуклой обратной стороне ложки обрамлен позолоченной каемкой без каких-либо орнаментов. С ювелирной аккуратностью выполнены ансамбли Большого кремлевского дворца и Соборной площади, Спасской и Кутафьей башен. На нижних полочках того же стенда - большой набор ложек, выполненных с гравировкой рисунков и их химическим чернением (Фиг. 19). На рисунках Спасская башня, Угловая башня, Соборная площадь, Храм Христа Спасителя, Сухарева башня, ансамбли церквей... Каждая ложка имеет овальное клеймо: 84 с женской головкой в кокошнике, обращенной влево - 1899-1908 гг., со знаком дельта Московского пробирного управления. Именник мастера "Г.М." - Г.А. Митрофанов, владелец мастерской золотого и серебряного дела - 1908-17 гг.
  

0x01 graphic

Фиг. 18

0x01 graphic

Фиг. 19

  
   Если вам, дорогой читатель, покажется, что автор "загнул", вы можете исключить эти ложки из коллекции предметов, относящихся к Москве. Но я, когда беру их в руки, чувствую себя уютно на московских площадях и в московских переулках.
  
   Вся моя коллекция очень субъективная, личная, порожденная ностальгическим стремлением приблизиться к отдаленной Москве. Поэтому особенно мне хочется привести вас в район Таганки, сохранившей (или вернувшей) частично старые названия улиц, отражающие ремесленную специфику занятий и типичную (увы, конечно, не без временных наслоений и включений) послепожарную (после 1812 г.) застройку. Я жил в этом районе десятки лет и хочу воспользоваться серебром, чтобы привлечь вас к золотым отблескам этих мест.
  
   В этой связи сделаем еще один финт: ведомые клеймом, выйдем на улицу Москвы. Как понимаю, читателей журнала не надо знакомить с клеймом Ивана Хлебникова. Это клеймо с двуглавым орлом Поставщика Высочайшего Двора узнаваемо. Я как-то описывал забавную историю приобретения столовой ложки Хлебникова в идеальном состоянии на уличном развале в Лос-Анджелесе за 25 центов. Но сейчас не о находках и неожиданностях...
  
   Большое серебряное производство Хлебниковых в Москве. Вот что сказано в каталоге М.М. Постниковой*: "Хлебников Иван Петрович, до 1867 г. работал в Петербурге. В 1870 г. или 1871 г. основал фирму в Москве. По данным 1882 г. работало на фабрике 150-200 человек. Годовой оборот от 200 до 300 тысяч рублей. В 1897 г. имел 2 паровые машины, 1 паровой котел, выработано продукции на 172 372 руб."
  
   Подробную справку найдем в двухтомнике А.Н. Иванова*: "Хлебников Иван Петрович (1819 - 1881) - московский купец 1-ой гильдии, работал в С.-Петербурге до 1867 г., в 1869/70 году основал в Москве фирму на базе ювелирного дела, существовавшего с 1840 г.; поставщик великих князей Константина Николаевича (с 1872 г.) и Владимира Александровича (с 1877 г.) и Высочайшего Двора (с 1881 г.). По сведениям 1882 г. на фабрике вырабатывалось до 500 пудов серебра.
   Инициалы на клеймах: "И.Х", "Хлебниковъ" (естественно, по орфографии до 1917 г в клейме было "ять" вместо "е"). Фирма постоянный участник всероссийских и международных выставок (1875 г. - Митава, 1876 - Филадельфия, 1878 и 1879 - Париж, 1882 - Москва).
   В 1888 году на базе одной из лучших в России фирм по производству серебряных, золотых и ювелирных изделий было основано Товарищество. В 1898 году фабрика в Москве находилась по адресу: Швивая горка, собственный дом.
   Основатель фирмы Иван Хлебников (1819-1881) был погребен в Спасо-Андрониковском монастыре, там же, где и великий иконописец А. Рублев. Однако могилы ни того, ни другого не сохранились: некрополь был разрушен в большевистские времена. В сентябре 2014 г. в Москве состоялся П международный ювелирный форум. В последний день был дан благотворительный бал "Во славу ювелиров России". Все собранные средства предназначены на восстановление Памятного знака на месте захоронения выдающегося ювелира России Ивана Хлебникова в Спасо-Андрониковом монастыре (рядом с могилой Андрея Рублева).
  
   В 1918 году фирма прекратила свое существование, фабрика на Швивой горке была национализирована и переименована в Московский Платиновый завод" (Фиг. 20).
  

0x01 graphic

Фиг.20

  
   А теперь заглянем по этим наводкам в район Таганки, ближе к Яузским воротам. Таганский холм издавна получил название Швивая горка, которую в просторечье порой называли Вшивой. (Происхождение названия не от последнего созвучия, а от поселения швей). Даже для людей, почти не знающих Москву, объяснить очень просто - горка за высотным домом на Котельнической набережной. Именно этот высотный дом скрывает даже вблизи от глаз любопытных этот старый московский район, находящийся в 10 минутах хода от Таганки. На вершине холма стоит многострадальная одноглавая церковь Никиты XVI века. От этого века мало что сохранилось в Москве. Я много лет прожил в доме напротив этой церкви, то разрушаемой, то восстанавливаемой советской властью. Сейчас она стала центром вновь расцветшей Ново-Афонской обители.
  

0x01 graphic

Фиг. 20а

   Доброе старое время проглядывает с ярлыка фирмы Хлебниковых (Фиг. 20а). Символически московской выглядит плакетка Товарищества И.П. Хлебникова, сыновья и Ко (Фиг. 20б).
  

0x01 graphic

Фиг. 20б

  
   В этом тихом уголке Таганки многое напоминает времена Хлебникова. И теперь мы можем насытить клеймо фирмы Хлебникова реальными московскими видами. Ничуть не менее конкретными, чем виды Москвы на серебряных изделиях. Хлебников и Таганка - они связаны неразрывно и работой и домом. В этой связи я привожу сегодняшние фотографии этих исторических для серебряного производства России XIX века мест: фабрика Хлебникова (затем Платиновый завод) (Фиг. 20), имение напротив (Фиг. 21), по преданиям местожительство основателя фирмы Ивана Хлебникова, и дом его сына М. Хлебникова на углу Гончарной улицы и Рюмина переулка (Фиг. 22).
  

0x01 graphic

Фиг. 21

0x01 graphic

Фиг.22

  Таганка отметилась рядом важных ювелирных адресов. Приведу только имена двух выдающихся мастеров, прославившихся изготовлением изделий с многоцветной эмалью. В 1853 году на Таганке в 1-ом Гончарном переулке (в доме Лежнева) была открыта ювелирная фабрика известнейшего эмальера П.А. Овчинникова. Ювелирной России хорошо был знаком дом Рюкертов на Воронцовской улице, д. 23.
  

0x01 graphic

Фиг. 22а

  
  Как пример замечательных изделий мастерской Ф. Рюккерта приведу музейный экземпляр портсигара с многоцветной перегородчатой эмалью, центральный рисунок которой соответствует нашей тематике.

0x01 graphic

Фиг.22б

  
   "Г. Черятов" или "Г.Ч." - Григорий Кузьмич Черятов - одно из самых малоизвестных российских клейм, принадлежавшее замечательному ювелиру (Фиг. 23). Как говорят о чем-то малозаметном, но очень ценном: мал золотник, да дорог. Изделия с таким клеймом встречаются реже, чем изделия фирмы Фаберже. Цена их - на вес золота. Двуглавый орел не дополняет клеймо - Его Императорское Величество не был в числе заказчиков мастерской Черятова. Но он поставлял единичные изделия и изделия малыми сериями фирме Федора Лорие (ЛОРIЕ), популярность которого была соразмерна популярности Фаберже, или Хлебникова, или Грачевых. Иногда клеймо "ЕЧ" (Егор Черятов) внутри ромба сопутствовало изделиям с клеймом "ЛОРIЕ". Изделия Черятова трудно спутать с другими. Вот я держу в руках столовый набор, включающий половник и столовые ложки. Я позволяю себе такой кивок в сторону не видов московской архитектуры на картуше, а именнику московского мастера, потому что вновь хочу увести вас в уголок старой Москвы.
  

0x01 graphic

Фиг. 23

  
   В самом фешенебельном районе Москвы - на Кузнецком Мосту в Доме Московского купеческого общества (Фиг. 24) помещался фирменный магазин Федора Лорие.
  

0x01 graphic

Фиг. 24

  
   В этом же здании был магазин московского отделения фирмы Фаберже. Дом в почти неизмененном виде стоит и сегодня. В XIX веке это место выглядело значительно красивей. Экипажи, роскошно одетые посетители дорогих магазинов и домов последних мод... Время упрятало реку Неглинную в трубу, Кузнецкий мост через нее засыпало землей (так он и похоронен в целости-сохранности под слоями земли и асфальта). Импозантная публика перевелась сама собой или с помощью мастеров новой моды с винтовками и наганами. В этом отношении серебряным изделиям старых мастеров была уготовлена лучшая судьба: они могут жить веками. (Если, конечно, какой-нибудь маньяк не повелит переплавить их для покупки пулеметов, танков или заводов). Я с удовольствием подошел бы к этому дому в его прошлом, чтобы прочесть некогда, возможно, похожую вывеску (Фиг. 25).
  

0x01 graphic

Фиг. 25

  
   На первом этаже в этом доме сегодня, кажется, ресторан (Фиг. 26).
  

0x01 graphic

Фиг. 26

  
   На другом углу сто лет тому назад зазывал к себе "Яр". Я думаю, что сегодняшнему ресторану также далеко до "Яра", как изделиям современных московских ювелирных магазинов до изделий, которые продавались в тех фирменных магазинах Фаберже и Лорие. Разница аукционных цен на эти изделия - тому подтверждение. Да даже, если не держать в руках уникальную работу Черятова, может быть, впервые проданную в магазине Лорие, этот дом на Кузнецком Мосту можно и так с полным правом отметить в истории "серебряной" Москвы.
  
   По тому же Кузнецкому Мосту прямо напротив Дома Московского купеческого общества - с другой стороны Неглинки - в разбомбленном в 1941 г. пассаже Солодовникова был расположен магазин Товарищества Хлебниковых. На фиг. 26а в правой части здания с двух углов видны вывески этой фирмы.
  

0x01 graphic

Фиг. 26а

  
   Серебро не обходит стороной новую московскую архитектуру. Упомяну строгий памятный знак - плакетку, - посвященную истории сердечно-сосудистой хирурги. На ней - новое здание Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева (Фиг. 27). Пока это менее интересно. Меня влечет старое время, вероятно, дань возрасту.
  

0x01 graphic

Фиг. 27

   С легкой руки М.А. Булгакова говорят: "Рукописи не горят!". Дело рук человеческих не исчезает бесследно. Замечательные изделия из серебра разных столетий доносят до нас отзвуки прошлых веков, лики многовекового серебростольного города. В том числе и являя нам облик того, что было стерто временем с лица земли и того, что стоит под каждодневной угрозой и еще может исчезнуть со временем.
  
  
   Примечания:
  
   ГМ - герб Москвы - представляет собой изображение Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змея.
  
   М.М. Постникова-Лосева, Н.Г. Платонова, Б.Л. Ульянова "Золотое и серебряное дело XV - XX вв.", М., 1983, 376 с.
  
   А.Н. Иванов, "Мастера золотого и серебряного дела в России (1600 - 1926)", Т. 1 и 2, М., 2002
  
  
   P.S.
  
Возвращаясь к предложенному пари о Московской городской думе, хочу дополнительно привести фотографию дома на Воздвиженке, где много лет располагалась Городская дума до её переезда в специально построенное здание на Воскресенской площади.
  

 []

   Ради объективности хочу сказать, что всё же нет абсолютной уверенности в моём выигрыше пари...
  
  
 []
 []
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   25
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"