Картина продана 16.11.2013 на аукционе Gene Shapiro New York, участвовала 26.11.2014 в аукционе Bonham's London. Возможно, дата 1910 или 1911.
Другое
Эскиз декораций для постановки пьесы А. М. Ремизова "Трагедия об Иуде принце Искариотском" (не осуществлена). Первоначально находился в собрании Е.И.Рерих (Рерих. 1916. С. 99 -- воспр. С. 218; Эрнст. С. 120 -- воспр.; Exhibition. P. 35 N147. Pl.61).
Дары порою разные приносим,
кто камни в злате, кто мечи,
но зёрна те, засеянные в "озимь"
тьмой будут или Свет Свечи.
Кто просто "умывает руки",
как бремя снял с себя Пилат.
К другим послав Христа на муки,
а мог вернуть в Прекрасный Сад.
Иуда сделал выбор тоже,
Ункрада не смогла отговорить.
Не осознав Ученье Божье,
"во благо" зло ушёл творить.
Карма не судит, лишь одарит.
Она не сеет, только жнёт.
Кто в царском троне восседает,
таких же слуг к себе возьмёт
И свита обезьяньего царя
внесла во двор дары "тройные".
Кто ж знал, что ценностью у "дикаря"
считались головы людские...
Фрид Траум "Мысли вслух"
Значение слова по Ефремовой: Озимь - 1. Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом. 2. Всходы таких злаков.
P.S.
" Алексей Ремизов в своей "Трагедии о Иуде" придает другие значения образу распутья, чтобы лучше объяснить свою интерпретацию о Иуде.
В "Трагедии", перед тем как убить отца. Иуда рассказывает, что познакомился с необыкновенным человеком, которого зовут Иисус. Иуда сразу понимает, кто такой Он:
"Он больше всякого мстителя, он сильнее пророка, посылающего на землю огонь и мор, он выше человека <...>. Он несет оправдание жизни, он даст новый закон" [5, 45]
Но он еще понимает, что Ему нужен человек, который согласится принять бремя последней вины -- предательства:
"Вот остановился он на распутье у трех дорог. Он ждет себе другого... и такой должен прийти к нему, измученный, нигде не находя себе утешения, готовый принять на себя последнюю и самую тяжкую вину, чтобы своим последним грехом переполнить грех и жертвою своею открыть ему путь" [5,46].
Иисус не будет продолжать свой путь, будет стоять на распутье пока не появится этот измученный человек. Только когда Иуда осознаёт, что убил отца и женился на матери, он понимает, что именно его ждет Иисус для тяжелой задачи предательства. Такая мысль о том, что поступок Иуды был ключом для миссии Иисуса, обсуждали Ремизов с Максимилианом Волошином, который защищал ее в разных статьях и произведениях [см: 2; 4]
"Иуда понял, что его преследует рок, что ему суждено осуществить в своей жизни жестокое веление судьбы. В это время уже распространилась слава об Иисусе Христе и его учении. Иуда решает идти к Иисусу затем, чтобы предать его. Ункрада пытается остановить принца, но он уходит исполнить предначертанное."
"Когда он идет к Иисусу, делает на себе крест. Но иудин крест появляется именно в образе распутья. Под словом "распутье" скрывается другое слово -- "распятие". Когда Иуда говорит, что идет на распутье, на самом деле это значит, что он идет на свое личное распятие. Благодаря этой игре слов понятно, что Иуде тоже назначен крест, только это не крест небесной славы Иисуса, а крест пустоты, неопределенности, чужого, крест всех тех, кто не принадлежат человеческому миру. Поэтому, когда Иуда уходит нараспутье, последнее, что Ункрада замечает -- это то, что у него "нет больше тени", как бывает у некоторых нечистых. Значит, переступив запрещение отцеубийства и кровосмешения, в конце пьесы Иуда стал потусторонним существом, навечно распятым на распутье."
"В пьесе, при всей серьезности поставленной проблемы - психологическое осмысление евангельского сюжета - есть странная сцена: к Пилату прибывают гости. Это - обезьяний царь Асыка I со своей свитой. Послы несут дары. Их шествие сопровождается маршем, музыку которого написал известный поэт и музыкант Михаил Алексеевич Кузмин. (Он же, кстати, создал в свое время и музыкальное оформление к постановке "Бесовского действа")."
И. Гарсия-Сала г. Барселона "Распутье и Иуда"
Диалектика рационального и эмоционального в искусстве слова.
Сб. науч. статей к 60-летию А.М.Буланова. Волгоград, "Панорама", 2005, с. 224-22
"На основе этого эскиза Рерих выполнил картину "Дары", где изображено шествие послов, несущих на блюдах человеческие головы. В пьесе не говорится, какие именно дары преподнесли послы обезьяньего царя Асыки под звуки марша Кузмина.
Рерих по-своему истолковал этот сюжет. Странная смесь трагедии и фарса в пьесе Ремизова вызвала в воображении художника столь зловещий образ."
Воспроизводится по изданию:
Короткина Л.В. К вопросу об эскизах Н.К. Рериха к пьесе А.М. Ремизова "Трагедия об Иуде, принце Искариотском" // Государственный Русский музей. Отечественное искусство. X-XX век. Выпуcк III. СПб.: Palace Edition, 1997. С. 80-90.