В статье "Благоухание" Николай Константинович Рерих писал: "Когда однажды меня спросили, какая разница между Востоком и Западом, я сказал: "Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают"". Действительно, во всём мире с дивной красотой и чарующим ароматом этого цветка люди связывают всё самое сокровенное: с распусканием бутона -- лучшие надежды, с увяданием -- мысли о закате жизни. Не случайно художник одну из своих загадочных и самых многоплановых картин назвал "Тайна Розы" (1933, Государственный музей Востока). В ней нашла отражение необычайно богатая символика розы. Она -- символ завершённости, полноты и совершенства, символ вечно меняющегося и открывающегося новыми гранями мира. С ней ассоциируется идея мистического центра (Роза мира), сердца, Рая. В Древнем Египте роза -- священный цветок "царицы богов" -- богини Исиды. В еврейской Каббале роза -- сердце творения, образ единства. В античной мифологии это священный цветок Афродиты. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран роза стала символом времени, смерти и воскресения.
535
"Иногда переходное время молчания является лучшим накопителем. Сознание в степени чувствознания дает понять, какое действие отвечает необходимости. Из составных частей развитых аур особенно трудно видеть насыщенный зеленый и благородный рубиновый. Два противоположения - изумруд и рубин. Первый есть синтез, и второй есть самоотверженностьподвига. В туманных проявлениях оба могут встречаться, но чистыми можно видеть их редко, как редко бывают синтез и подвиг. Изумруд ближе к чаше,рубин - к глазу Брамы."