Аннотация: Лирическая тема в рубаи испытывает философское осмысление, притом, первые две стихотворные строки (бейт) представляют собой предпосылку, третья строка - итог, который закрепляется афористическим выражением в последнем полустишии.
Какабадзе Манана
Фурсин Олег.
Несчастье опустилось на седую голову Его
в тот миг, когда Всевышний создал человека,
Зато безмерным было счастье Сатаны: Он выше
Бога стал, - создав теорию сверхчеловека.
Была исполнена борьба извечная Добра и Зла -
молитвой и смирением ... и фарсом, и обманом...
Тысячелетья минули, века, - и битва Бога с
Сатаной закончилась триумфом недочеловека.
Рубаи, перенятые из иранского устного народного творчества (фольклорные названия - дубайти, таране), вошли в персидско-таджикскую литературу в IX-X вв. стараниями средневековых поэтов Востока - Ханзале, Рудаки (858-941 гг.), который считается зачинателем жанра, и др.
При краткости поэтической формы рубаи, воплощая в себе глубокие философские размышления и жизненную мудрость поэтов, является философски насыщенным и наиболее емким по содержанию жанром восточной лирической поэзии.
Лирическая тема в рубаи испытывает философское осмысление, притом, первые две стихотворные строки (бейт) представляют собой предпосылку, третья строка - итог, который закрепляется афористическим выражением в последнем полустишии.