Аннотация: О женщинах гонщицах, участницах ралли-рейдов, в том числе о первом женском экипаже в России.
Скорость женского рода
Осень конца 90-х, пыльный маленький город на окраине России, до границы с Казахстаном всего 10 км. Судьба распорядилась таким образом, что я работала там несколько лет. Вокруг на сотни километров степи с пожухлой травой и золотыми полями созревшей пшеницы. Ветер гоняет столбы пыли по городу, завихряя их в маленькие смерчи, песок скрипит на зубах и забивает глаза, когда возвращаешься с работы домой. Медленно, но постоянно действует на нервы пустота, скука и безнадежность этого места. И вот однажды вялое течение жизни этого города взрывается ярким пятном события мирового масштаба: здесь пройдет этап международного Мастер-ралли Париж - Москва - Улан-Батор - Пекин.
Тогда это было похоже на высадку инопланетян. Я еще не имела никакого отношения ни к автомобилям, ни к скорости, ни к гонкам. Что поразило в первую очередь, это огромная толпа участников на ярких гоночных машинах, незнакомые спортивные иномарки, я даже не могла их различить по моделям. А мотогонщики в своих яйцеобразных шлемах, на ревущих эндуро просто сразили наповал! Трасса проходила через город, вернее финиш одного участка был перед городом, а старт следующего - от гоночного лагеря на территории аэропорта. Поскольку это был обычный рабочий день, мне необходимо было быть в офисе, но на мое счастье проехать сквозь город и миновать дорогу под нашими окнами - невозможно. В итоге, я простояла 2 часа, прижавшись к окну, высматривая каждый экипаж и вздрагивая от очередного рева иноземного двигателя.
Потом я жадно читала сводку новостей в российской прессе, силясь найти что-то значимое об этой гонке именно на "моем" этапе. И хотя ничего сверхестественного я не прочла, память до сих пор хранит то первое знакомство с миром ралли-рейдов: бездорожья и палаточного лагеря в холодной, ночной степи, бесстрашных пилотов и хладнокровных штурманов, адского труда и, конечно, жажды скорости.
С тех прошло больше 6 лет, я давно сама села за руль, а живя в Москве стала свидетелем многих не менее ярких событий в мире автоспорта, но то первое ралли, по-прежнему кажется самым значим, сыгравшем свою роль в моей тяге к дорогам и путешествиям.
Если бы мне хоть кто-то в то время сказал, что участие в ралли возможно для женщин, и что, самое главное, есть такие гонщицы, я бы не поверила! Но сегодня, когда весь мир помнит победу в главной гонке - Дакар 2001 немки Ютты Кляйншмидт, врятли остались скептики, которые могут сомневаться в возможностях и удачах женского пола в ралли-рейдах.
Победы приносят счастье, а гонка в ралли-рейде поднимает человека на самый верх экстремальных ощущений полета, скорости и риска. А как вы думаете, одинаковые ли причины заставляют мужчину или женщину садится за руль гоночного автомобиля, чтобы на протяжении нескольких суток преодолевать сотни километров бездорожья?
В России есть только один женский экипаж, участвующий во всех этапах российских ралли-рейдов: пилот - Катерина Ястремская и штурман - Елена Правдина.
За несколько лет тренировок и соревнований девушки добились действительно впечатляющих результатов. К примеру, в 2004 году экипаж хорошо выступил во всех этапах Чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам: минибаха "Снежные холмы" - Подмосковье, рейд "Хазарские степи" - Астрахань, минибаха "Луга 2004" - Ленинградская область, Международная Баха "Тихий Дон" - Ростовская область, Баха "Москва-Петушки", Баха "Бологое" - Тверская область.
Особенно хотелось бы отметить тяжелую трехдневную гонку "Хазарские степи" 2004 под Астраханью. Для преодоления более чем 1100 км бездорожья, в том числе по пустыне на старт вышло 50 экипажей. Однако до финиша дошли лишь 17 участников! И девушки в том числе! Участники отзываются о нем как о самой интересной и живописной гоночной трассе. Однако, это также самый продолжительный и тяжелый рейд, в котором ломаются не только машины, но люди. "Нива" женского экипажа тоже ломалась, но грамотное сопровождение и хорошие механики успевали вовремя восстановить машину Катерины и Елены.
Когда я впервые спросила знакомого гонщика о нашей женской команде, мой вопрос вызвал широкую улыбку, как естественную реакцию мужчины на женщину за рулем. Я сразу подумала, ну вот сейчас начнется: неконструктивный рассказ и море критики. К счастью я ошиблась, мне был данный короткий, но лаконичный портрет женского раллийного экипажа, в котором особенно приятно было слышать нотки неподдельного уважения: "Две молоденькие девчонки под кураторством известного гонщика, который к тому же муж одной из них. Катаются они достаточно давно и обычно в силу осторожной манеры езды доезжают до финиша, что уже хорошо для женской команды. В последнее время у них реальный прогресс, поскольку ездить они, конечно же, стали гораздо лучше, чем в начале".
Сами девушки тоже сказали, что главное для них - добраться до финишного флага. Пусть даже с приличным отставанием от лидеров, но зато уложившись в зачетное время, заработав очки и заняв определенное место. Это лучше, чем совсем сойти с трассы. Такой подход к гонкам, безусловно, отличается от мужского. И отличие именно в том, на мой взгляд, что женщина более безопасный водитель. Мужчины часто намеренно идут на огромный риск и иногда переоценивают себя.
Это снаружи, то, что видят окружающие, друзья, соратники, коллеги, а что же внутри? Что таится в женской душе, прокладывающей свой путь среди жестких мужских правил? Наше время полно противоречий, пожалуй "женская" тема особенно популярна среди критиков: феминизация, эмансипация, бизес-вумен, железная леди, что только не придумают. А женщина, она какой была по своей изначальной природе, такой и осталась, просто не все успевают в погоне за материальными богатствами распознать настоящую женскую душу, такую же ранимую и нуждающуюся в защите, как и во все времена, даже если она ведет штурвал гоночного авто. Убедитесь сами!
На мои вопросы ответила штурман женского экипажа ралли-рейдов Елена Правдина:
Во время гонки, что для Вас важнее всего? Есть ли что-то, чего Вы опасаетесь, и наоборот, то, чего всякий раз ждете от гонки, с замиранием сердца, с предвкушением победы, духа соревнований или поиска приключений? Испытываете ли Вы счастливое чувство преодоления себя или стихии (бездорожья и сопутствующих опасностей) во время ралли?
Е.П.: И ожидание, и замирание сердца, и страх - все присутствует. До предвкушения победы пока далеко, опыта маловато, главное увидеть финишный флаг. Важнее всего доехать с неплохим результатом, внутренне отметить умывание многих "нормальных", т.е. мужских экипажей, самолюбие, понимаете ли. А опасаюсь вылетов, переворотов, поломок, капризничания техники, ну и своих ошибок - всего, что отдаляет экипаж от финиша, а приключений найти хочется меньше всего. Во время соревнований испытываю ужасные чувства - трясет, колбасит, ремни жмут, шлем падает на глаза, все мешает. А после финиша начинается: "Так, в следующий раз надо...".
Какие эмоции вызывает у вас Ваша гоночная машина? Ассоциации с живым человеком, другом? Каким? Вы сами какие-то работы выполняете по ремонту, подготовке к ралли? Может какие-то "обряды" перед стартом?
Е.П.: Все машинки живые, не только гоночные, я и гражданские одушевляю, да, конечно, машины - мои друзья и подруги. Боевые особенно дороги, потому что мучаются с нами - они же не виноваты. Подготовка - прежде всего в тренировках, машину готовят и ремонтируют механики, если в "полях" не дай бог поломка, ремонтировать придется самой, ну что в моих силах - сделаю. Перед стартом никаких обрядов, выдохнули и... поехали.
Это цитата из знаменитой книги Д.Фаулза "Волхв": "Прошло много времени, прежде чем я понял, почему некоторые люди, например автогонщики, питают болезненное пристрастие к скорости. Смерть не заглядывает им в лицо, но, стоит остановиться, чтобы прикинуть дальнейший маршрут, - всякий раз дышит в затылок."
Вопрос: А с чем связано Ваше пристрастие к скорости и ралли-рейдам? Есть ли доля правды в цитате из книги? Что больше всего манит в дорогу, в рейд?
Е.П.: Не могу объяснить. В обычной жизни я скорость не люблю и боюсь, особенно боюсь ездить пассажиром, бывает до тошноты, но как только вижу стартовую отмашку, страх уходит и включается голова, а она у штурмана работает за троих. Может быть, такой способ преодолеть себя. Но он, правда, так и не помогает, все равно боюсь. Это мой парадокс, боюсь ездить справа и езжу штурманом в ралли-рейде.
Что или кто привел Вас в автоспорт и ралли-рейды? Мечтаете о Дакаре?
Е.П.: Как обычно случай. Купила Ниву, познакомилась с Нива-Клубом, приехала поболеть за клубную команду на этап в Коломну. Когда я увидела эти машинки - мое сердце навсегда пропало. А глядя вослед стартующим девчонкам (это была моя Катька) подумалось, что я так никогда не смогу. Потом случилось судить много соревнований от кольца до трофи-рейдов, организовывала джип-спринты, но ехать боялась, хотя тайно безумно хотела. Потом все банально - влюбилась в одного из гонщиков, он в
меня. Ну и вот результат. А сейчас живем с ним счастливо, дом полон комбинезонов, шлемов, кругом валяются старые дорожные книги, и я выслушиваю шутливые упреки, что я его использовала, дабы попасть в мир ралли-рейдов. В принципе, я не отрицаю, когда поступило предложение быть штурманом в единственном женском экипаже, мне
пришлось оставить своего пилота без штурмана. Правда, иногда мы опять соединяемся в экипаж, вот на следующей неделе едем на Кубок вместе.
Дакар... О! Дакар... КОНЕЧНО, МЕЧТАЮ!!!!
Ну и лирическое отступление о "нас":
Катерина и я - художницы по профессии, обе работаем в рекламе. Наши мужья - пилоты, поэтому в домах царит атмосфера ралли-рейдов и никакого недопонимания. Мы
вчетвером можем спорить о машинах, о регламентах, о судействе, об организации соревнований (я ко всем своим недостаткам еще и судья по автоспорту 1 категории по версии РАФ).
Вот такие они наши героини: нежные и слабые, умные и смелые - как настоящие женщины.
За границей, конечно, ситуация несколько иная. Там давно никого не удивишь победами женщин за рулем. Экономика простая - где большой автомобильный бизнес, там всегда есть место для шоу, для подогрева интереса у публики за счет женских команд, кроме того, автомобильные концерны готовы вкладывать колоссальные средства в раскрутку новых моделей внедорожников, а уж кто сидит за рулем авто, мужчина или женина - рынок найдет своего покупателя по обе стороны баррикады.
Когда я на днях услышала об очередной победе в Дакаре 2005 самой известной гонщицы на планете - Ютты Кляйншмидт, я восприняла эту новость, как нечто само собой разумеющееся. Третье место среди сильнейших мужских команд - это уже в порядке вещей. Но вот что интересно. Знакомясь со спортивной карьерой Ютты, я была поражена, что ее путь в автоспорт - вовсе не банальный коммерческий ход или совпадение интересов компании и амбиций этой необычной женщины. Даже самый громкий контракт с Volkswagen в 2002 году, с подписанием которого для Ютты началась новая эра в автоспорте, связанная с испытанием и продвижением на рынок тогда еще нового Volkswagen Touareg, стал лишь закономерным итогом ее огромного труда и личных качеств.
А начиналось все с того, что в 25 лет Ютта впервые услышала о гонках в пустыне и лично посетила один их чемпионатов на мотоциклах, но пока лишь в качестве зрителя. Та поездка так перевернула ее представление об автоспорте, что она буквально заболела мечтой принять участие в гонках среди песчаных дюн. Спустя пол года Ютта сделала это, став одним из пилотов в египетской гонке по пустыне "Ралли Фараона". Там, среди песков и пирамид, Ютта стремилась выполнить первый прыжок на байке через дюну. Сама она говорит, что в тот миг была не совсем готова к этому трюку, но тем не менее, выполнила его, хотя и закончился он не удачно - помешала слишком большая скорость.
Как вы думаете, где Ютта готовила свой первый мотоцикл к гонкам? В автомастерской? Наверно так, если бы она была у Ютты. Нет, эта женщина, в столь юном возрасте самостоятельно занималась доработкой железного друга, где бы вы думали? У себя на кухне! Чтобы спустить байк на лифте на улицу, Ютте пришлось снять один из цилиндров, иначе мотоцикл просто не проходил в проем двери лифта! Вы только представьте, что на кухне хозяйки рядом с посудой и кофеваркой покоились запчасти для гоночного мотоцикла.
Ютта рассказывает, что ралли по пескам на автомобиле - тяжелый труд. Ралли на мотоцикле - просто ад. Первая гонка на мотоцикле дала колоссальный опыт, который Ютта положила в основу ее спортивной карьеры. В 1992 Ютта приняла решение попрощаться с работой обычного автомобильного инженера, и посвятить свою жизнь гонкам. В этом же году Ютта приняла участие в первом автомобильном ралли в песках в команде Жан-Луис Шлессера. Этот мужчина, будучи ее другом, сыграл немаловажную роль в ее развитии как гонщицы.
Получается схожая картина: женщины приходят в мир ралли-рейдов, однажды став свидетелем одной их гонок. Это событие настолько впечатляет, что идея принять участие в гонках самой - становится и мечтой и смыслом жизни одновременно. А еще рядом, как правило, оказывается мужчина - друг и вдохновитель, а как иначе, что может женщина без искренней мужской поддержки?
Чем еще притягательны ралли-рейды, так это отсутствием жестких возрастных цензов. Гонки по пересеченной местности можно проходить в любом возрасте, главное иметь богатый опыт, чтобы добиваться побед. Есть успешные пилоты, которым за 50 лет, но они все еще принадлежат к элите автоспорта в ралли-рейдах. Ютте Кляйншмидт чуть больше сорока и от этого ее победы на самых сложных трассах впечатляют еще больше!
Пожелаем всем отважным женщинам - участницам ралли-рейдов удачи и мужской поддержки во всем!