Эта статья о женщинах - начинающих автолюбительницах. Как научится грамотно управлять автомобилем, справится со страхом, граничащим с ужасом перед сложными перекрестками? Как вообще перестать нервничать и покрываться холодным потом под дикий рев сзади стоящих машин, выражающих свое крайнее недовольство сочетанием зеленого светофора и вашего заглохшего авто перед ним? С чего начать, как выбрать автошколу, а может брать уроки у своего собственного мужа-водителя?
Казалось бы в наш век, когда в любой автошколе половина слушателей - женщины, совсем привычным стало явление дамы за рулем. Специализированные издания пестрят ироничными очерками о нелегкой жизни автовладелец, а научится водить машину можно в любой из сотен автошкол открытых в столице или любом другом российском городе. Сегодня сдать на права, ознаменовав в своей жизни новую эру автовладельца и начинающего водителя, не проблема. Тем не менее, общаясь с женщинами водителями как опытными, так и начинающими, мне приходится постоянно слышать рассказы, пронизанные страхами перед автомобилем.
Женщины ездят не хуже мужчин, а просто иначе. Давно не секрет, что число аварий совершенных женщинами, гораздо ниже, тем более серьезных ДТП, связанных с управлением в нетрезвом виде или с летальным исходом. Такая статистика наводит на мысль о более аккуратной и сдержанной езде со стороны женщин водителей. Однако когда подобная сдержанность граничит с неуверенностью и излишней щепетильностью, недооценкой своих способностей - все это и приводит к тому, что когда в экстренной или сколь нибудь нестандартной дорожной ситуации, необходимо спокойно проехать участок, слегка прибавив скорость, женщина судорожно давит на тормоз. Помню свои первые поездки по ледяной колее на полноприводном автомобиле. Вместо того, чтобы следовать непреложным инструкциям, поддерживая обороты на одном уровне, я всякий раз нажимала на тормоз, когда машину начинало слегка трясти на льду, и сразу мой автомобиль швыряло в сторону, и кроме страха за свою жизнь и безопасность пассажиров в голове ни одной мысли!
Часто у начинающих водительниц страх рождается не только из-за отсутствия опыта управления, но из-за не достаточного знания Правил дорожного движения. Согласитесь, когда вы стоите первой на перекрестке с "живым" регулировщиком, сложно сохранить железное спокойствие, когда надо уже трогаться с места, а знаки, которые он вам демонстрирует, понятны так же, как египетские иероглифы. А перекресток со знаком "уступи дорогу", часто ли мы грамотно его проезжаем? Несемся на авось, и получаем взамен свирепый взгляд встречного водителя, которому не уступили не из-за соображений нахального превосходства, а элементарного неконтролируемого движения, пренебрежения дорожными знаками.
Большой процент женщин в автошколах - это отнюдь не возросший интерес к автомобилям, это всего лишь отголосок тех времен, когда вождение автомобиля в нашей стране было исключительным правом мужчин. И если раньше женщине водителю могли за одну только внешность простить проезд на красный свет, сейчас ситуация изменилась. Сотрудников ГИБДД уже не удивляет молодая красивая леди за рулем сверкающего авто. Гораздо важнее как она управляет машиной. Необходимость знания Правил дорожного движения сегодня уже к счастью стало основой безопасной езды для большинства женщин, которые поначалу говорили о себе, что выучить правила и сесть за руль - это что-то из области фантастики.
Существует интересная точка зрения о различии в душевном состоянии водителей разного пола. Мужчины готовы на любые подвиги, едва научившись отличать рулевое колесо от запаски. Женщины, наоборот, даже став опытным водителем, до конца так и не могут расстаться со страхом перед узкими воротами гаража при парковке или избавиться от забывчивости каждый раз снимать машину с ручного тормоза.
Гоночные порывы мужчин, равно как необоснованная робость женщин на дороге могут являться причиной одной и той же аварии. Однозначно, что абсолютное большинство людей не рождаются Шумахерами. И даже для того, чтобы стать рядовым участником региональных ралли, нужны определенные способности. Однако для того, чтобы спокойно ездить на работу, возить родственников на дачу и детей к морю, исключительные способности вовсе не требуются. Самая большая ошибка женщин, порождающая страх, это неверное предположение, "что уж я то никогда не научусь водить автомобиль грамотно и бесстрашно". Хотя опять же понятие страха надо различать. Есть страх, который мешает нам спокойно оценивать дорожную обстановку, а есть страх, который держит людей в рамках и не позволяет рисковать без повода. Во втором случае, на мой взгляд, у мужчин как раз граница безрисковой езды более размыта: "Я хочу понять и почувствовать, где та грань, за которой удача оставляет меня", так отозвался один из моих друзей - опытный водитель, отвечая на мой вопрос о причине слишком быстрой езды по городу. Женщина, наоборот, никогда не станет рисковать, не убедившись, что данный маневр полностью безвреден для окружающих машин и пешеходов.
Самый верный способ избавиться от страхов - доверить процесс обучения вождению опытному инструктору. И вот здесь рождается еще одна крупная дилемма для прекрасного пола: кого выбрать в инструкторы? Любимого мужа? Подругу - опытного водителя? Инструктора автошколы?
Женщины, чьи мужья активно поддерживают увлечение автомобилем своей второй половины, как правило, очень быстро перенимают практику хорошего вождения. Если при этом муж не критикует ошибки во время езды и не свирепеет от малейшего бестолкового поведения жены на дороге, а спокойно объясняет ошибки уже после урока вождения, можно считать, что из женщины выйдет хороший водитель и через короткий промежуток времени она сможет без проблем заменить мужчину в дороге, да и в целом облегчить семейную жизнь, не отрывая мужа от жесткого рабочего графика на перевозку детей или вечерний шоппинг. А уж как будет радоваться любой супруг при возможности пропустить лишнюю кружечку пива, зная, что его выручит жена и доставит домой!
Другое дело, если супруг, оказавшись в кресле пассажира буквально готов съесть свою несчастную водительницу, моментально раздражается, постоянно дает советы, нервируя жену. Невозможно найти двух людей с одинаковым стилем вождения. Поэтому очень важно понимать и принимать стиль вождения друг друга, главное, чтобы он не граничил с заведомо опасным.
Если все же избавиться от надоедливой и мешающей критики мужа не удается, то по вполне понятным причинам, женщина будет претендовать на одиночные выезды или захочет взять в помощницы свою подругу. Чтож, этот вариант себя часто оправдывает. Женщина-наставница рядом в машине сможет, по крайней мере, воодушевить новичка и заставит забыть вас о первоначальном страхе. Некоторые специалисты даже утверждают, что женщина - инструктор более терпелива в процессе обучения, поскольку хорошо помнит свои такие же робкие первые выезды. Так что, если даже у вас нет хорошей подруги - опытного водителя, а желание заполучить инструктора женщину кажется единственно возможным, чтобы справиться с рулем авто, обращайтесь в автошколу, наверняка вам помогут в этом вопросе. В любой крупной автошколе найдется хотя бы одна женщина инструктор или просто водитель женщина с большим стажем и высоким уровнем мастерства вождения.
Наверно не будет лишним напомнить, что в любом случае для своих первых поездок лучше всего выбрать время выходного дня, с минимально загруженными дорогами, например, утром. Но никак не пятничный вечер, когда поток дачников вас просто сметет с дороги, а рвущиеся домой из офисов люди будут буквально шокированы буковкой "У" на заднем стекле автомобиля плетущегося перед ними. Кстати, в хорошей автошколе вам обязательно дадут возможность отработать любой жизненно важный для вас маршрут с инструктором: "дом-работа", "работа-спорт клуб" или "дом-дача".
В Москве насчитывается уже несколько сотен автошкол, тогда как в середине восьмидесятых в столице действовало всего 15 подобных организаций. В целом же по России зарегистрировано около 3700 учебных заведений, осуществляющих подготовку водителей различных категорий.
Известные столичные автошколы давно предлагают помимо базовых курсов обучающих на права категории "А" и "В" массу дополнительных и полезных практических занятий от "буксировки автомобиля" и "замены колеса" до "заправки автомобиля" (specially for women!)
Можно пойти дальше и пройти углубленный курс по зимней эксплуатации автомобиля и особенностей вождения по льду и снегу. Хотя в последнем случае я бы посоветовала уже обратить внимание на более серьезное обучение, а именно на так называемые курсы контраварийной подготовки. Многие называют их школой экстремального вождения, хотя настоящие профессионалы не любят это словосочетание, поскольку любой экстрим считают неоправданным риском. Стоимость данных курсов всегда на порядок выше обычных, однако, опыт полученный при обучении бесценен, так как речь идет о вашей жизни и безопасности окружающих в сложных дорожных условиях. Так, например, если сегодняшняя стоимость стандартного курса обучения с последующим экзаменом в ГИБДД и получением прав колеблется в пределах 100 $, цена на курсы контраварийной подготовки находятся в пределах 10 - 25 $ в час.
При выборе курсов продвинутого вождения будьте бдительны, число настоящих профессионалов у нас не так уж велико. Даже в Москве, по мнению специалистов, не больше пары десятков инструкторов, курсы которых отвечают высоким требованиям контраварийной подготовки. Наиболее известны на этом поприще Центр Контраварийной Подготовки Водителей "МастерКласс", конечно, знаменитая школа Э. Цыганкова, Школа водительского мастерства "Кватро" и ряд других.
Чтобы составить у вас общее представление о том, чему учат на вышеобозначенных курсах, приведу выдержку из программы Центра "МастерКласс":
• Техника безопасного преодоления открытых колодцев, "лежачих полицейских", канав и других неровностей.
• Управление автомобилем с помощью перераспределения нагрузки по осям и колесам.
• Техника и Тактика безопасного движения в городе.
• Техника и Тактика прохождения поворотах различной крутизны.
• Экстренное перестроение и торможение для предотвращения аварий.
• Перестроения в плотных городских потоках, ориентация по зеркалам заднего вида.
• Маневрирование в ограниченных пространствах.
• Освоение динамических и статических габаритов автомобиля.
• Маневрирование задним ходом.
• Все виды парковки автомобиля.
Курсы высокого уровня сложности для тех, кто постоянно использует автомобиль: Нестандартные приемы стабилизации автомобиля (занятия на льду: прекращение заносов, сносов и вращения автомобиля в начальной фазе); "Школа вращения" (занятия на льду: управление заносами, сносами и вращением автомобиля в любой фазе; Активное маневрирование (занятия на асфальте).
"Программа парковки" или очень важные курсы "Реабилитация после аварии" также преподаются в Центре. Кстати, у женщин подобные курсы реабилитации пользуются повышенным спросом, и не потому что мы, совершаем больше аварий, вовсе нет. Женщины - натуры глубоко эмоциональные, и порою попрощаться с плохими воспоминаниями после автомобильной аварии очень сложно. Специалисты Центра утверждают, что пройдя соответствующую программу подготовки, женщина вновь смело сядет за руль, причем будет в состоянии справится с управлением в ситуациях гораздо сложнее чем та, которая привела к аварии в прошлом.
Кроме всего прочего, в хорошей автошколе вам обязательно прочтут лекции об устройстве автомобиля, предоставят возможность попробовать свои силы на компьютере - симуляторе, что немаловажный фактор в процессе обучения. Самые продвинутые автошколы предлагают дистанционное обучение через Интернет, помимо этого есть возможность пройти пробный экзамен в режиме on-line. Хороший сайт в интернете - не только реклама и престиж для автошколы, это в первую очередь всесторонняя информационная поддержка. Согласитесь полезно, оказавшись на сайте школы прочитать не только прайс-лист на услуги, но и получить исчерпывающую информацию о правилах постановки на учет транспортных средств, изменениях в КОАП, советы по страхованию автомобиля, включая наступление страховых случаев и т.д. В Москве такими яркими примерами являются Автошколы "Авто-online" и "Кабриолет".
После выбора автошколы, вернемся к процессу обучения, а вернее к тем страхам, которые подстерегают женщин буквально на каждом углу! Помните себя за рулем инструкторской машины или новичка водителя на дороге? Со стороны кажется смешным, а вот девушке, судорожно сжимающей руль, путающей педали, пристально всматривающейся через лобовое стекло на дорогу, при этом придвинувшись ближе к рулю, как будто от этого лучше видно ситуацию, вовсе не до смеха! Чтобы освободится от напряжения, необходимо успокоиться, водительское кресло привести в удобное для вас положение, поскольку после инструктора или мужа положение кресла явно не рассчитано под ваш рост. От привычки сидеть в машине как можно больше выдвинувшись вперед (вплотную к рулю) также надо освободится, такая посадка не только не улучшает видимость, наоборот, вы теряете возможность нормально оценить дорогу в боковые зеркала. В целом, если посмотреть на стиль вождения женщины-новичка можно подумать, что будучи нежной и мягкой натурой, оказавшись в машине дама начинает ощущать себя словно за рычагами трактора. Соглашусь, что стандартное обучение на ВАЗовских моделях, особенно на классике, "убитой" предыдущими учениками, не дает возможности поворачивать руль одним пальчиком, а переключение скорости не происходит по инициативе порыва легкого ветерка. Тем не менее, слишком боевое поведение не заставит автомобиль ехать стабильно и спокойно, скорее вы будете похожи на кузнечика передвигающегося мелкими рывками. При управлении машиной лучше всего расслабить мышцы, трезво прокрутить в голове сложный перекресток, стараться вырабатывать непринужденный стиль езды. И еще такой момент. Любой маневр на дороге надо делать быстро. Если вы решились повернуть на перекрестке налево, надо это делать, причем быстро и уверенно. Встать посреди оживленного движения из-за страха, что вы что-то неправильно делаете, еще хуже, чем проехать с ошибками. А уж это вечное раздумывание об обгоне, когда за вами выстраивается хвост из ждущих вашего звездного маневра водителей, а вы между делом выключаете сигнал обгона, потому как боитесь, что и обогнать не обгоните и очередь создали, гудящую. Спасибо вам за это не скажут точно!
Характерная черта поведения новичков на дороге - движение посередине. Помню свою первую поездку за город. По шоссе меня все время вело влево. Друзья спрашивали (и как только отважились ехать со мной, имеющей трехдневный опыт вождения!) почему мы едем посередине трассы, а я говорила, что вроде с машиной что-то не то. Спустя месяцы догадалась - обычная реакция новичка. Почему это происходит? Многие из начинающих именно посередине дороги чувствуют себя наиболее безопасно, в то время как обочина вселяет неосознанный страх, прежде всего связанный с боязнью соскользнуть в канаву или наехать на какое-то препятствие, не говоря о пешеходах. Движение посередине дает иллюзорную надежду на маневр в любую сторону, главное подальше от опасности. Кажется что дорога шире и оттого спокойнее на душе. А представьте, каково встречным водителям издалека заметившим ваш "оригинальный" стиль? В лучшем случае недоуменно хмыкнут, в худшем могут устроить проверку на прочность ваших нервов, проехав так близко с бортом вашего авто, что вы инстинктивно дернете руль резко вправо.
Бороться со страхом нелегко. Большинство женщин проигрывает в этой борьбе не из-за слабости нервов, а из-за недостатка воли. И они постепенно перестают ездить. Статистика разных стран показывает, что среди женщин, успешно сдавших экзамен на право вождения, регулярно ездит на автомобиле едва одна треть, более одной трети пользуются автомобилем только от случая к случаю, а остальные, очевидно, положили свои водительские права подальше от людских глаз и от себя самой.
Еще более любопытная статистика связанна с возрастом женщин за рулем. Наверняка вы обращали внимание, что за окнами проносящихся мимо автомобилей мелькают лица в основном девушек и молодых женщин, явно не пенсионного возраста. Да и в автошколе вы редко встретите "ученика" женского пола старше 45 лет. Тем не менее, женщины бальзаковского возраста и выше редко, но приходят учиться в автошколы. Это как правило женщины одинокие, которым автомобиль достался по наследству или муж по каким-то причинам водить не может, а необходимость передвигаться на машине высокая. Женщины, у которых взрослые дети редко сами проявляют большое желание оказаться за рулем. Зачем, если 30 летний сын готов с радостью взять столь "хлопотное" дело на себя.
На самом деле, не столь уж важно есть ли в семье молодые и энергичные люди, для которых эксплуатация автомобиля является делом легким и приятным. С возрастом женщинам, как впрочем и мужчинам, начинает казаться что, только молодым под силу справиться с городским трафиком. И зрение ухудшается и реакция слабая. Такой подход - не более чем страх перед самим собой. Возраст приносит с собой не только плохое зрения, к примеру. Прожитые годы - это мудрость, рассудительность, дисциплинированность и осторожность за рулем в первую очередь! В пожилом возрасте и большинство мужей, особенно во время длительных поездок, начинают считать для себя очень удобной возможность чередоваться с кем-нибудь за рулем.
Очень непредусмотрительно поступают те женщины, которые ездят мало. Неопытный водитель в любом возрасте опасен. Поэтому сколько бы вам не было лет, если есть желание и необходимость водить авто, надо это делать постоянно, и избавляться от своих страхов.
Удивительная вещь - так много как об автомобилизме женщины не говорят даже о ведении домашнего хозяйства. При этом страх перед столкновениями и авариями прямо пропорционален интересу к авто. Очевидно, все дело здесь в нашей непостижимой женской логике.