Феликсов Александр Иванович : другие произведения.

Перцепции дилетанта о романе А. Елинок "Алчность". Вторичная проза

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Предисловие:
  Писатели, которые испытывают наибольшую неприязнь к критикам, к которым относится и А.Элинек, дают сами себе оценку и подвергают анализу. Поэтому критика могла выглядеть, как упражнение для школьника: нужное подчеркнуть.
  Как выразить отношение к произведению, после блестящей самокритики огромного таланта (относится к писателю), знающего об особенностях своего текста лучше, чем кто-либо.
  
  Роман определили развлекательным, что же, прецедент, созданный "Человеческой комедией" это допускает.
  Назову и я свои впечатления шутливыми, чтобы не давать автору гандикапа (она и так Нобелевский лауреат).
  В русской литературе к развлекательным - отнесли: "Горе от ума", "Вишневый сад", а в качестве поэмы преподнесли "Мертвые души" - все это, думаю, из чувства самосохранения - отойти от эпицентра взрыва, замести следы и, конечно, спрятать Лукавого. Из этого всего - следует, что "Алчность" - комедийная поэма и, в пандан (автор прямо назвала себя поэтом), поэтому (инфицировался омонимией от А.Е.) стилевую иноходь можно уподобить, например, поэтике И. Бродского: невыразительное слово в начальной фразе, угадываемое только интуицией художника, расцветает фейерверком ассоциаций и смыслов - в последующей. Прием этот восходит к каламбуру - острословию времен Золотой литературы.
  А. Елинек владеет искусством каламбура в совершенстве, вот только на него не предполагается смех, как реакция, да что там - просто вызвать улыбку. Юмор в "Алчности", по спектру расположен за черным, - зловещий, растворенный в миазмах Венецианского карнавала. Суть его - десаюрализация смерти - в тучные годы (во времена мора этого не требуется) и сексуальная разнузданность (извиняюсь за навязчивый элемент компаративизма).
  Может ли поэзия быть осквернена трупными пятнами? Но этот вопрос затмевает удивление (главная оценка в литературе); неужели универсалистский роман Музиля можно было написать в поэтической форме. А. Елинек максимально охватывает жизнь до мелочей, как в эпилептическом припадке, свойственном пророкам.
  "Алчность" - постмодернистский апофеоз. Обычная нарративная литература разрабатывает до нескольких концепций. В "Алчности" текст формируется идеями в каждом отрезке ( А.Е. это кокетливо оправдывает повышенной скучливостью), отсюда еще одна не часто встречаемая особенность стиля - афористичность.
  Тон бесстрастного повествования "речевой нерв... никогда не удастся вытянуть из меня без наркоза", в котором даже грубая лексика, - изначально являющаяся эмоциональным брасом, - реагирует экстрасистольным всплеском, только когда дело доходит до гендерных отношений. Этот "пунктик", превратился в кумулятивный снаряд, направленный в Шекспира, "Укрощение строптивой", Стринберга (женонеудачника), и разной степени им присных, за убиенную голубизну в "Лолите".
  Кого-то может шокировать индиферрентное описание любовного свидания: без романтического флера, в терминах, связанных с машинерией процесса, нарочито детализированного. Но возможно, здесь надо учитывать, что лексика - результат изучения контрацепции в школе I ступени Евросоюза, зато - физика, математика, экология, медицина, криминалистика и, прочие естественные науки, - обнаруживают в себе, неоцененные лексические россыпи и перлы, для освоения изящной словесности.
  Главы романа разделены на части, читаемые на одном дыхании, как принято в поэзии, даже не предполагающей музыкального сопровождения, чтобы избежать асфексии у исполнителя, (гуманно), используются паузы даже не обусловленные содержанием.
  Курт Янишь - вселенское зло с половыми признаками мужчины (решающее обстоятельство). Его жандармская служба - символ институтов аппарата подавления, за которыми легитимизировалась мужская сущность. Курт Янишь - адаптированный к современным условиям Чичиков, - не алчет мертвых душ, ему препятствием - живые; сатир, жрец золотого тельца, приносящий на алтарь жертвы из лиц женского пола без порока и, принимающий дары недвижимым имуществом, - "Ничто которое тоже требует стен, без которых не было бы никакого Ничто". Ничто - (термин из расширенного определения экзистенциализма), пытается стать Всем путем поглощения Всего.
  "Объяли воды до души моей". Равно как и "пересохли источники в чреве моем". Не отсюда ли причины Богоборчества А. Елинек и рефренная метафора жизни - вода; вода как стихия, ее агрегатные состояния и метафизическая сущность.
  Месседж романа с элементами допустимой экстраполяции:
  1. Осуществить половую сепарацию; отделить агнцев от козлищ;
  2. Преодолеть тупиковую мужецентричную картину мира. Для этого: переписать религиозные догматы, пример: триединство будет выглядеть следующим образом: Богиня Мать, Богиня Дочь, Божия Душа Святая.
  3. Написать манифест сексуальной революции, цель которой - ротация гендерных ролей.
  4. Переход к вегетативному размножению (отсюда политические попутчики "зеленые").
  В романе явно присутствуют мунипулитивные технологии: игра на страхах и ущемленном достоинстве "Женщины грязные как рыбзавод". С их помощью мобилизовать амазонок в менапаузе, как боевую кагорту.
  Уже пал Нобелевский комитет, заколебалась католическая церковь, репродуктивные технологии грозят воплощением интенции автора: заставить принимать взаимное притяжение полов, как атавизм.
  PS Писать в стиле А.Е., наверное, вполне по плечу хорошему литературному рабу, но передать инферальное дыхание ее прозы вряд ли возможно; все большие писатели не состоялись бы без этого условия.
  Мировая литература ударилась об отбойник "Алчности" с силой - что уцелеть, скорее всего, удастся лишь мелкотравчатой, на могиле с мемориалом из мемуаров. Полагаю, образуются клубы почитателей творчества А. Елинек, подобие клубов Музиля, и не только феминисток.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"