Г Р Уппалиц : другие произведения.

Легенды о мумие

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Однажды мне попалось на глаза такое утверждение:
   Всё проверено до вас. Как известно, древние египтяне периода Нового Царства широко практиковали удешевленный способ обработки мумий - пропитывали их смесью крепкого содового раствора с антибиотиками.
   Простейшей пробой "достоверности древнеегипетского происхождения" сомнительных мумий до сих пор служит помещение небольшого кусочка ткани покойничка в чашку Петри с культурой микробов. От настоящего древнеегипетского (!) материала СОВРЕМЕННЫЕ микробы дохнут.
   По той же причине, в Средние Века, арабы добывали мумии, рубили их на куски и продавали как целебное "мумиё". На залежах "ископаемого антибиотика" держалась вся слава знаменитой "арабской медицины".
   Так что можете не бояться. Микробы утрачивают приспособляемость к антибиотикам сравнительно быстро. Им проще вырабатывать её заново...
  
   пост номер 827
  
  
  
  
   Поскольку это типичное заблуждение, требующее детального объяснения, начнем, пожалуй, с источника мифотворчества. Итак в 80-х годах некоей Деборой Мартин, исследовавшей частицу костной ткани мумии нубийца, жившего в IV веке до н.э. был обнаружен - тетрациклин.
  
   Делаем себе пометку, что тетрациклин - один из антибиотиков класса поликетидов, близких по химическому строению и биологическим свойствам. Первый представитель этого класса антибиотиков был открыт в 1945 году. Сам тетрациклин, являющийся полусинтетическим антибиотиком открыт был в 1952 году. Тетрациклины представляют собой жёлтые кристаллические вещества, устойчивые в твёрдом состоянии. В определённых условиях растворы тетрациклинов флюоресцируют.
  
   Именно благодаря этой особенности тетрациклина его и удалось обнаружить, потому как под рукой у Деборы не было обычного микроскопа (который, как правило использовался для таких работ) и сотрудница лаборатории предложила воспользоваться ультрафиолетовым микроскопом. Благодаря этой случайности и было сделано открытие, заставившее научный мир в поте лица добывать информацию, а всяческим неучам ею спекулировать.
  
   Ученым предстояло выяснить действительно ли это тетрациклин, попал ли он при жизни, или посмертно, в организм и известно ли было о его свойствах, как антибиотика древним. Установить подлинность тетрациклина помог химик Джеймс Вут. Он выделил интересовавшее ученых вещество из костной ткани нубийца и выяснил, что оно все еще может уничтожать бактерии. Позднее, Марк Нельсон из фирмы 'Паратек-фармацевтика' установил его точную молекулярную структуру (на самом деле в природе существует целое семейство тетрациклинов). Подтверждение того, что антибиотик попал в организм нубийца при его жизни, дало исследование остеонов - микроскопических составляющих корковой кости (таких как верхние слои костных тканей).
  
   В ходе длительных исследований этой и ряда других мумий было выявлено, что употребление тетрациклина было прижизненным и велось как правило с интервалом, география потребления оказалась очень обширной и не имела какой-либо привязки к полу или возрасту обнаруженных останков. Длительные исследования привели ученых к выводу, что основой такого тетрациклинового засилья было повсеместное употребление в рацион пива.
  
   Однако не надо так уж радоваться. Ничего общего с известным нам пивом этот напиток не имел. Дальнейшие исследования самых разных ученых подтвердили такой способ производства тетрациклина, как недопеченный хлеб ломаный на куски и сбродивший потом в нечто подобное хлебному квасу.
  
   Выяснив, что древние нубийцы и египтяне принимали тетрациклин в больших количествах, исследователи задались вопросом, обладал ли он лечебными свойствами. В книге "Еда - дар Осириса" Уильям Дж. Дерби и его коллеги приводят археологические, исторические и этнографические свидетельства использования пива в качестве наполнителя клизм, для ухода за полостью рта и других гигиенических промываний. Все это свидетельствует о том, что египтяне давно знали о целебных свойствах этого напитка.
  
   Теперь про мумие.
   Существует масса мнений о его происхождении и еще больше легенд и мифов вокруг этого препарата.
  
   Мумиё было известно еще в древние времена и имело широкое распространение в Иране, Аравии, Средней Азии, Индии, Китае и в других странах Востока.
   По данным А. Ш. Шакирова (1967), в дошедших до нас рукописях на русском, арабском, персидском, турецком, китайском, индийском, азербайджанском языках - мумиё расценивается как надежное лекарство от многих заболеваний и применяется в народной медицине в современных условиях. Слово 'мумиё' (Шакиров, 1973), т. е. 'сохраняющий тело', греческого происхождения. Арабское название 'мумиё' - 'хафиз-ал-алжссод' переводится так же. То, что у иранцев обозначает 'мумиё', арабы именуют 'аракул джибол', т. е. 'горный пот'. В Бирме это 'као-туи' ('кровь горы'), в Тибете, Монголии - 'бараг-шун' ('сок скалы') - горное переваренное; на языке хунза - 'горный мед салад-жит'. В Сибири и на Алтае мумиё называют 'горным маслом', 'каменным маслом'.
   Существует легенда, рассказанная мне еще в глубоком детстве папой :)
  
   В древние времена жил в Иране царь Фиридун, который стал первым обладателем мумие. Легенда рассказывает, как один из военачальников царя однажды на охоте выследил джейрана и пустил в него стрелу, насквозь пронзив хребет. Вторая стрела попала в ногу животного. Но джейран не упал и стал убегать. Он достиг пещеры в скалистой горе и исчез в ней.
   Каково же было удивление стрелков, вернувшихся через неделю на место неудачной охоты: джейран с торчащей в спине стрелой спокойно щипал траву возле пещеры, будто ничего с ним и не случилось. Устроив облаву, охотники поймали животное. Снаружи и внутри раны они увидели какое-то черное воскообразное вещество. Его обнаружили и в пещере, собрали и преподнесли царю Фиридуну. Тот приказал мудрецам выяснить, какими свойствами вещество обладает.
   И мудрецы доложили: черное жидковатое вещество просачивается из трещин скал. Его лижут животные и клюют птицы, и вот исцеляются их болезни, заживают пораненные места и переломленные кости. Царь тут же распорядился поставить у пещеры часового, а вход заложить большим камнем. Пещеру открывали один раз в год, чтобы снимать накопившееся мумие и после обработки отправлять в царскую сокровищницу.
   Местность эта находится на севере Ирана и называется Дороб, отсюда иранское мумие - 'мумие доробий'. И сейчас в горах Дороба ежегодно добывается 600-1200 г этого целебного вещества.
  
  
   В Европе о нем тоже знали по крайней мере со времен Аристотеля, который еще в IV веке до и. э. описал лечебные свойства мумие и указал, как проверяется его качество. Но, поначалу, мумие как лекарство не привлекло к себе особого внимания медицинского мира Западной Европы. Слава к нему придет гораздо позднее в Средние века.
   Мумие - это общепринятое современное название вещества. В Бирме его называют 'чао-туи' - кровь горы, арабы - 'оракул-джтбол' - горный пот, в Монголии И Тибете - 'барапнун' - сок скалы, в Сибири - 'каменное масло', в Киргизии - 'архар-таш', на Алтае - 'барахшин' - горное масло, в Древнем Египте оно было известно как 'иллирийская смола'.
   Существуют две версии возникновения названия мумие. Одни лингвисты считают, что это слово греческое и в буквальном переводе означает 'сохраняющее, защищающее тело*. Другие утверждают, что слово 'мумие' придумали арабы, преобразовав из персидского 'мум' - воск.
   По своему составу мумие напоминает вещество, которое в III тысячелетии до н. э. египтяне использовали для бальзамирования тел умерших. Ученые предполагают, что одной из причин разграбления египетских пирамид и других захоронений был мум. В лечебных целях использовали ткань, в которую были обернуты мумии.
   То есть единого мнение о мумие, как и единого мнения о происхождении слова нет.
  
   По современным представлениям, порядок бальзамирования в Египте включал в себя следующие стадии:
   1 стадия. Извлечение мозга. Мозг в основном извлекали, вводя металлический крюк или ложку в ноздри или проталкивая их к мозгу через решетчатую кость, и выскабливали столько мозга, сколько было возможно. У некоторых мумий мозг не удален. Иногда мозг доставали из черепа через глазницы. Существует запись случая, когда череп очищали через большое затылочное отверстие после удаления первого шейного позвонка. После того, как тело доставали из натрона, череп обычно, набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Один автор рассказывает об извлечении 27 футов льняного бинта из черепа мумии. Иногда череп наполнялся смолой, которую вводили в жидком виде с помощью воронки.
   2 стадия. Извлечение внутренностей. Во многих случаях внутренности из тела не извлекали. В ранний период разрез делался вертикально на левом боку, начиная от нижнего края ребер к гребню подвздошной кости. Такие разрезы были от 5 до 6 дюймов в длину. В более поздний период разрез становится наклонным, проводится от точки возле левого переднего гребешка подвздошной кости по направлению к лобковой кости. Как вариант, разрез проводился вертикально от сращения лобковых костей по направлению к пупку. В конце 26-й династии (665-527гг. до н.э.) внутренности из некоторых тел извлекали через анальное отверстие. Разрез обычно делался кремниевым ножом, носившим название "эфиопский камень" из-за своего черного цвета. Все внутренности за исключением почек и сердца извлекались, промывались и погружались в пальмовое вино или натрон ( об их дальнейшем размещении мы расскажем ниже).
   3 стадия. Обработка натроном. Натрон - это соль, получаемая из высохших озер в пустыне, состоит из хлорида, карбоната и сульфата натрия и нитрата натрия и калия. Из-за его разъедающего воздействия на тело бальзамировщикам приходилось прикреплять ногти к пальцам покойного во время вымачивания тела. Это делалось путем обвязывания ногтей нитью или медной или золотой проволокой. Иногда на пальцы рук и ног с той же целью надевались металлические наперстки. После этого тело было готово к обработке натроном. Ранние египтологи полагали, что тела клали в водный раствор натрона, как это описывал Геродот. Современные исследователи, изучая оригиналы Геродота и другие первоисточники, обнаружили ошибки в текстах переводов, приведшие к неправильному изложению материала. Современные изыскания, в ходе которых был воспроизведен процесс бальзамирования, пришли к заключению, что только путем погружения тела на некоторую глубину в сухую концентрированную соль можно обезводить и сохранить его. Эксперименты с растворами натрона различной концентрации и погружением в них тел были неудачными и не предотвращали разложения.
   4 стадия. Извлечение из натрона. К концу 20 дня погружения в натрон тело обмывалось водой и высушивалось на солнце.
   5 стадия. Пеленание и применение благовоний. Тело внутри и снаружи покрывалось слоем смолы или смеси смолы и сала. Череп обрабатывался, как указанно выше. Внутренности в тех случаях, когда их изымали из тела и не возвращали обратно, помещали в четыре специальных сосуда (канопы), крышки которых были увенчаны головами четырех детей бога Гора. Каждый кувшин содержал определенную часть внутренностей. В кувшине, увенчанном человеческой головой, представляющей бога Имсета, была печень. Кувшин, покрытый крышкой с головой шакала, изображающей бога Дуамутефа, содержал желудок. Кувшин с обезьяньей головой изображал бога Хапи и содержал легкие. В четвертом кувшине, с головой ястреба, представляющей бога Кабек-Сневефа, хранился кишечник. Нигде не упоминается о том, куда помещались селезенка, поджелудочная железа и тазовые органы.
   Канопы были разного размера и изготовлялись из разных материалов. Они были от 9 до 18 дюймов высотой и от 4 дюймов в диаметре и делались из алебастра, известняка, базальта, глины и др. материалов. Когда внутренности помещались в эти кувшины, миниатюрные изображения каноп возвращали в полости тела, которые набивали соломой, пропитанными смолой льняными бинтами или мхом и лишайником. Канопы обычно ставили в деревянный ящик и хранили возле тела.
   Если внутренности возвращали в тело, они обычно заворачивались в четыре отдельных свертка, которым придавались образы указанных выше богов. Вначале разрезы не зашивали, а просто притягивали их края друг к другу. Иногда края разрезов склеивали смолой или воском, однако существуют записи времен 18, 20 и 21 династий (1700, 1250 и 1000 гг. до н.э.) о случаях, когда разрезы сшивались, шов напоминает современный. Защитный или нет, разрез покрывался пластинкой из воска или металла, на которой был выгравирован глаз Осириса, египетского бога мертвых.
  
   Существовало несколько (точнее всего 4) свидетельства авторов того времени, которых часто цитируют, говоря о бальзамировании.
   Самое ранее описание принадлежит греческому историку Геродоту, жившему около 484 г. до н.э.: "Существует целая группа людей, посвятивших себя этой цели (бальзамированию) и занимающихся этим искусством; эти люди, когда к ним приносят покойника, показывают заказчикам деревянные модели готовых мумий; самым совершенным они считают то, что мне кажется просто неприличным; они показывают второй образец хуже первого и дешевле его; третья модель самая дешевая. Потом они спрашивают, в соответствии с какой моделью родственники хотели бы забальзамировать своего покойника.
   Договорившись о цене, родич немедленно уходят, а бальзамировщик, оставшись дома, приступают к бальзамированию. Прежде всего, изогнутым куском железа они достают мозг через ноздри; часть его извлекается этим способом, остаток- заливая определенные снадобья. После этого, сделав сбоку разрез острым эфиопским камнем, они извлекают все внутренности; очистив полость и промыв ее пальмовым вином, натирают ее измельченными ароматическими веществами. Потом, заполнив живот чистой измельченной миррой и корицей и другими благовониями, включая ладан, они зашивают его снова; сделав это, они опускают тело в натрий, где и держат его 70 дней; законом запрещается оставлять его дольше.
   По прошествии 70 дней сначала они обмывают труп, затем заворачивают все тело в бинты, нарезанные из хлопка, которые натерты камедью, веществом, которое египтяне используют вместо клея. Родственники, получив назад тело, берут деревянный ящик, сделанный в форме человеческого тела, и кладут туда покойника; закрыв гроб, его хранят в погребальном склепе, где гробы размещают стоймя вдоль стен. Вышеописанный способ- самый дорогой из всех.
   Для тех, кто выбирает среднюю модель, желая избежать лишних трат, тело готовят к погребению следующим образом. Прежде всего наполняют спринцовки маслом кедра, чтобы влить его в живот покойника, не делая никаких разрезов и не изымая внутренности, но вводя масло через анус, после чего его закупоривают, чтобы помешать жидкости вылиться, и кладут тело в соль на определенное количество дней, по истечении которых удаляется то, что было введено; жидкость эта обладает такой силой, что кишечник и другие внутренности выливаются вместе с нею в растворенном состоянии; c другой стороны, натрий воздействует на плоть так, что не остается ничего, кроме кожи и костей. Сделав все это, они возвращают тело без всякой дальнейшей обработки.
   Третий способ бальзамирования для тех, кто весьма ограничен в средствах, и заключается он в следующем. Промыв внутренности сурьмой они кладут тело в соль на 70 дней и после этого возвращают родным".
   Второй автор- Диодорус Сикулус, жил около 45 г. до н.э.: "Когда кто-либо из египтян умирает, все его родственники и друзья, посыпав землей головы, бродят, рыдая по городу до того времени, когда тело должно быть погребено. В течение этого времени они воздерживаются от мытья и употребления вина и всякого рода удовольствий; также они не носят дорогих одежд. Похороны проводятся 3 способами: один очень дорогой, второй дешевле, третий - самый дешевый. В первом случае это стоит талант серебром (1200 долларов); во втором- 20 мин (300 долларов); третий требует очень небольших затрат (75 долларов).
   Те, кто заботятся о мертвом, делают это так, как их научили сведущие в искусстве предки. Они, показывая родственникам покойного счет на каждый вид погребения, спрашивают, какой способ для них предпочтительнее. Договорившись, они обрабатывают тело по выбранному способу. Сначала тот, кто называется писцом, размечает на левом боку, сколько нужно отрезать. Затем тот, кто называется резальщиком, эфиопским камнем отрезает столько плоти, сколько предписано правилами, и тут же убегает так быстро, как только может. Присутствующие преследуют его, бросают в него камнями, проклинают его, выражая таким образом все отвращение к тому, что он сделал, ибо кто бы ни причинял телу вред, наносил раны, он достоин, по их мнению, настоящей ненависти; но тот, кто именуется бальзамировщиком, достоин чести и уважения; они почитаются подобно жрецам и допускаются в храм как святые, для них нет запрета. Когда они приходят бальзамировать покойника, один из них погружает руки через рану в живот и вытаскивает все внутренности, кроме сердца и почек. Другой промывает внутренности пальмовым вином и различными благовониями. Потом, вымыв тело, они смазывают его в течение 30 дней маслом кедра и другими растираниями, а после - миррой и корицей и прочим, что не только надолго сохраняет тело, но и придает ему сладкий запах; после чего они доставляют тело к родственникам так, что все члены его остаются целыми и неповрежденными, никакая часть тела не изменена. Красота и форма лица те же, что и при жизни и даже волоски бровей и ресниц остаются теми же, что и прежде. Этот способ помогает многим египтянам, хранящим мертвые тела своих предков в домах, видеть неизменное выражение лица тех, кто умер за много лет до их рождения, как если бы они все еще жили среди них".
   Третье описание дано Плутархом, жившим между 50 и 100 гг. новой эры: "Живот вскрывается, внутренности изымают и бросают в реку Нил, тело выставляют на солнце. Полости грудной клетки и живота затем заполняют мазями и ароматическими веществами".
   Четвертое описание сделано Перфрием, который жил около 230-300 гг. новой эры: "Когда те, кто обихаживает мертвых, проводят бальзамирование кого-либо из уважаемых граждан, они сначала изымают содержимое живота и помещают его в разные сосуды, выставленные на солнце, и произносят от имени покойного следующую молитву, которую Эвфантус перевел с египетского на греческий: "О Солнце, наш повелитель, и вы, боги, дарующие жизнь людям, примите меня и допустите в жилище вечных богов, ибо я, пока жил в этом мире, поклонялся божествам, которых родители мои научили меня чтить. Я всегда почитал родителей, давших жизнь моему телу, я никогда не убил никого из людей, не ограбил никого, не причинил никому никакого горя, но если я сделал что-то вредное для моей души, съев или выпив что-то, запрещенное законом, то проступок этот совершен был не мною, но тем, что содержится у меня в груди". Это относится к внутренностям в сосуде, который затем бросают в реку Нил. Тело после этого остается чистым, т.к. произнесена молитва о прощении за его проступки и грехи, и бальзамировщик готовит его к погребению в соответствии с требованиями ритуала".
   Как можно заметить, существует разница в методах бальзамирования, описанных вышеупомянутыми авторами. Возможно, это объясняется неточностями при переписке и переводах рукописей с оригиналов, но нельзя исключить и недостоверность первичной информации, которую использовали эти историки. Египтологи в целом не принимают во внимание отчет Плутарха и Перфрия как ненадежные, потому что содержимое брюшной полости размещалось в контейнерах, которые хранились возле тела, или помещалось обратно в тело. Что же касается отчетов Геродота и Диодоруса, они признаются в целом достоверными. Однако и они страдают неточностями, т.к. масло кедра очень едкое, и считается, что покрытие тела натроном происходило до заполнения полостей туловища благовониями и другими веществами.
  
   Так вот есть мнение, что у состоятельных египетских покойников внутренности бальзамировались в вине, а у бедных в пиве.
  
   Но все это не имеет никакого отношения к тому ажиотажу, которое сотворило мумие в средние века, как и к самому мумие и уж тем более к тетрациклину.
  
   Потому как в VII веке, когда арабы захватили Египет. При грабеже древних гробниц были найдены бальзамированные тела умерших. В веществе, 'вечно сохранявшем' тело человека, узнали мумие.
  
   Египетские мумии стали предметом большого бизнеса. Сначала мумие просто соскабливали с бальзамированных трупов и вывозили в другие страны, продавая по баснословным ценам под названием 'мумия могильная'. В XII веке арабский путешественник Абу аль-Латиф писал, что 'мумию - смесь смолы и мирры' можно дешево купить только в Египте. Затем стали продавать и сами бальзамированные тела. Когда не хватало 'настоящих' египетских мумий, прибегали к искусственному изготовлению их.
  
  
  
   Исследователь египетской культуры писатель Петер Элебрахт считал, что именно волшебное мумие стало первопричиной разграбления египетских пирамид и других захоронений.
   Слухи о волшебной смоле, добываемой в горах Иллирии, постепенно овладевали умами. Все мало-мальски богатые люди стремились иметь в своей домашней аптечке хоть капельку этого целебного снадобья. Стараясь удовлетворить все возрастающий спрос, древние авантюристы приспособились добывать мумие, соскабливая его с черепов и костей забальзамированных покойников.
   Согласно сообщению лекаря Абд эль-Лятифа, датируемому примерно 1200 годом, мумие, полученное их трех человеческих черепов, продавалось за полдирхема - немалую цену И по нынешним временам, ведь дирхем - серебряная монета весом 297 граммов. Предприимчивые купцы Каира и Александрии нанимали целые толпы египетских крестьян для раскопок некрополей.
   Дальше - больше. Поскольку 'бальзамированного сырья' все равно не хватало, мошенники и вовсе перестали церемониться. В XVI веке для изготовления волшебного - зелья уже использовались свеженькие трупы казненных преступников и умерших людей. Целые шайки грабителей раскапывали на кладбищах могилы, похищая только что похороненные тела, расчленяли их и вываривали в котлах до тех пор, пока мышцы не отделялись от костей. Маслянистая жидкость отводилась из котла по системе специальных трубок и разливалась в склянки, которые потом сбывались хворым и недужным за бешеные деньги.
   Согласно документам, в 1420 году городской судья Каира приказал сечь нескольких таких грабителей могил до тех пор, пока они не признаются, что изготавливали в своей 'салотопке' ходкое 'лекарственное зелье'. В 1564 году французский врач Ги де Фонтен из Наварры засвидетельствовал, что на складе одного из торговцев мумие в Александрии обнаружил груды тел рабов, которые предназначались для переработки в пресловутое снадобье. Там же один из торговцев предложил ему 40 разновидностей мумие, приготовленных главным образом из тел мертвых рабов. Трупы обрабатывали битумом и высушивали на солнце, в результате тела становились похожими на египетские мумии. И здесь опять можно прибегнуть к свидетельству Шекспира. Вспомните: носовой платок Отелло, переданный им в качестве талисмана Дездемоне, был пропитан 'влагой из сердец мумий'. И уж совсем документально звучат строки из произведения 'Птица в клетке' другого знаменитого английского поэта - Д. Шелли: 'Сделай мумие из моего тела и продай меня аптекарю'.
   В 1585 году агент турецкой торговой компании Джон Сандерсон сообщал другу, что получил заказ переправить морем из Каира в Англию шестьсот фунтов высушенной мертвечины в виде всеисцеляющего средства.
   Египетские власти пытались положить конец торговле трупами, издавая жестокие законы. Однако никакие запреты не могли остановить экспорт мумие: прибыли были столь высоки, что контрабандные рейсы продолжались. И вполне можно понять короля Людовика XVI, отказавшегося использовать подарок шахиншаха. Ведь в красивом серебряном сосуде вполне могла находиться 'выварка из мертвых рабов и преступников'...
  
  
   Кстати, черное вещество, хранившееся в серебряном флаконе, подаренном некогда французскому королю Людовику XIV персидским шахом под видом мумие, оказалось, по заключению современных экспертов, асфальтовой смолой. Правда, не исключено, что флакон попросту подменили.
  
   Говорят, что придворный врач и личный аптекарь Людовика Савари расстроился до слез, когда ему запретили распечатать флакон и велели запереть его в дальний сундук. Но король Франции пуще всего боялся отравления и потому велел упрятать флакончик подальше от греха...
  
  
   Но тем не менее согласно хроникам того времени, придворный врач нажил немалое состояние, приторговывая 'омолаживающим кремом' собственного изготовления, за который богатые дворянки готовы были платить любые деньги. А жена самого Савари (опять-таки по слухам) хотя и не числилась в красавицах, но была знаменита тем, что до шестидесяти лет не имела на лице ни одной морщинки...
  
  
   Однако к тому что именно продавалось под трендом мумие очевидно сей флакон не имел никакого отношения.
   В ход, ради наживы, шли уже не только мумии, но и свежеумершие трупы и труппы животных, например, известно описание его приготовления из собаки. Естественно, такое шарлатанство сильно подрывало веру в эффективность подлинного мумие. Составитель авторитетной в свое время фармакопеи восточной медицины 'Подарок правоверным' Мухаммед Мумин писал: 'В древние времена было принято мумифицировать трупы, чтобы сохранить их от гниения на долгое время. Тело обрабатывалось мумие, медом, смолой, дегтем и другими веществами. После затвердевания тело хранили несколько веков. Невежественные люди принимали эти трупы за настоящее мумие'.
  
  
   Знаменитый французский врач Амбруаз Парэ (1509-1580) запрещал употребление мумие в больших дозах на том основании, что никто толком не знает, что это такое. Во всяком случае, аналогия мумие с мумиями постепенно была изжита, и теперь этим термином называют лишь лекарственное средство.
  
  
   Все это варварство ничуть не отражалось на спросе "мумии могильной" и нашло немалое отражение в творчестве Шекспира, Шелли и множества других.
  
  
   Нда... так вот. НИКОГДА указаный назгуглом способ идентификации подлинности мумий не применялся. По крайней мере учеными, а не шарлатанами :)
  
   И кроме того, в статье о таком головокружительном открытии Деборы Мартин есть последний абзац:
   Сейчас многие фармакологи обеспокоены появлением все большего количества устойчивых к воздействию антибиотиков бактерий. А интересно существовала ли такая проблема в древности? Ученые исследовали костные ткани старых экземпляров, чтобы найти следы реакции надкостницы - огрубения, появляющиеся в результате ее заражения. Оказалось, что с течением времени (определяемого возрастом костей) число заражений не увеличилось. Это говорит о том, что, по всей видимости, устойчивые к антибиотикам бактерии за это время не развились. Мы же, 1600 лет спустя, вполне им подвержены и пострадать от них может любой. Что ж, в таком случае, археологи будущего выяснят это по нашей с вами вдетой ткани.
  
   Да, и одним из самых достоверных способов физического датирования биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения был предложен Уиллардом Либби в 1946 году и сие есть - радиоуглеродный анализ.
  
  
  
  
  Смотрящий На Огонь
   Читал, что восторги насчёт точности и достоверности радиоуглеродного анализа чрезмерно преувеличены. Что помню - основная идея базируется на стабильности содержания изотопа углерода в атмосфере. При этом, ныне считается доказанной связь количества изотопа и солнечной активности. И сейчас специалисты морщат лбы, чтоб составить калибровочные таблицы поправок.
  
  
  Жайворонок Ольга Васильевна
  :) Ну.... во-первых один из самых точных, совершенно не значит истину в последней инстанции, во-вторых... есть масса сложностей и у него - одно дело проводить анализ частиц "свежеиспеченной" археологической находки, другое - музейному экспонату, который кто только и как только уже не исследовал :)
   и... если интересно вот почитать по теме есть:))
  
  
  Альба
   Пара несущественных поправок:
   1. Самых бедных, особенно в южных номах, не мумифицировали вовсе - погребали в песке, и они мумифицировались естественным образом.
   2. Бинты для пеленания могли быть и изо льна. Вообще семья предоставляла ткань для пеленания, и зачастую это были просто старые одежды и т.д., даже не у самых бедных погребенцев. Ткань могла использоваться и для набивки мумии, но могли и другое напихать...
   3. Сердце оставалось внутри мумии. По содержимому каноп были колебания в зависимости от периода и нома, равно как по способу извлечения внутренностей и видам разрезов и их дальнейшей обработке.
  
   Вообще не так давно была издана книга была издана книга
   Там довольно полно и интересно написано, хотя есть и косяки с переводом.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"