Аннотация: Рассказ о болезни молодого человека и победы над ней при помощи странного лекаря "Маэстро".
Роман
Дорога в другую жизнь
Глава 1
Болезнь
Уже два месяца Антон Петрович чувствовал себя неважно. У него постоянно держалась температура, иногда после еды его тошнило, и побаливал желудок. К тому же с самого утра наступала не проходящая усталость, словно ему было не сорок два, а все семьдесят. От болей в желудке и позывов к рвоте Антон Старцев спасался Но-шпой, а вот с температурой ничего поделать не мог, тридцать семь и два утром и столько же вечером. Усталость он старался не замечать, хотя с каждым днем это становилось все труднее. Антон понимал, что ему давно пора показаться к врачу, но вместо больницы упорно шел на работу. Диагноз он поставил себе сам - гастрит или возможно, даже язва. Последнее в его понимании означало лечь под нож хирурга, а этого он не мог представить себе даже в дурном сне и потому лечил себя сам. Из книжек по народной медицине он вычитал несколько рецептов от болей в желудке и пил натощак разные отвары из трав и глотал перед сном барсучий жир. Иногда ему казалось, что это помогает, но это был самообман, и вскоре Антон Петрович в этом убедился. Однажды он потерял сознание.
Это случилось поздним вечером на работе. Рабочий день на фабрике деревянной игрушки, где Старцев работал дизайнером, давно закончился, но охрана привыкла к тому, что художник постоянно задерживается, и не обратила на отсутствие пропуска в ячейке никакого внимания. Причина таких "вечеровок" была одна. Однажды Антон увидел небольшой буклет работ чешского дизайнера Новика. Его поразили работы чеха. Это были деревянные картины в рамках и без них, на фанере и клееных деревянных щитах самого разного размера и формы. Картины напоминали деревянную мозаику, набранную из небольших крашеных деревянных квадратиков. Пластинки были окрашены прозрачной акриловой краской разных цветов, сквозь которую просвечивала фактура дерева. Из них художник "лепил" ландшафт картины; фигурки людей и животных он рисовал прямо по фону в детском примитивном стиле. Антона поразила гармония цвета, и глубина философской мысли художника. В небольшой аннотации к работам сообщалось, что некоторые работы Новика хранятся в Национальном музее Праги.
Антон Петровича словно ударило током при виде этих картин, и он немедленно решил попробовать. Тематикой своих работ Антон избрал мотивы русских народных сказок. Первая же картина оказалась настолько удачной, что некоторые из сослуживцев, видевших ее, просили продать ее им или сделать такую же. Но Старцев решил оставить картину и повесил ее на стену в своем кабинете. Через неделю она исчезла.
Ключ от кабинета Антон носил с собой, и дубликат имелся только у Людочки - секретарши директора фабрики. Ключ у нее оказался на месте. Старцев ничего не понимал. Ближе к обеду ситуация разрешилась. К нему в кабинет, загадочно улыбаясь, вошел директор фабрики Демин Алексей Алексеевич. В одной руке он держал дымящуюся сигарету, в другой кружку с кофе. Поздоровавшись, Демин сел на стул к противоположной стороне письменного стола, за которым работал Антон.
- Где у тебя пепельница? - спросил он.
- Нету.
Директор стряхнул пепел на пол.
- Ты ничего не потерял? - отхлебнув кофе, улыбнулся он.
- Что вы имеете в виду?
- Картину твою имею. Я ее внучке хотел показать. Ей три годика недавно исполнилось, мать красок накупила, маркеры, карандаши цветные, все есть, но не любит ребенок рисовать. Думаю, пусть поглядит, как красиво у нас взрослый дядя рисует, а сегодня привезу обратно. А картина до того ей понравилась, что Юля весь вечер ходит по квартире, деда, кто это? Я говорю - Емеля на печи. А почему печь на дороге? А куда он поехал? Во дворец к принцессе? Я ей,- мама же читала тебе эту сказку. Вечером стали ее спать укладывать, а она картину тащит с собой в кроватку. Еле уговорил ее повесить Емелю на стенку над кроватью. Словом, я хочу, чтобы ты ее мне продал. Сколько?
- Да я не думал как-то, - несколько растерялся Антон Петрович.
- А надо думать, - поучительно заметил директор. - Любой труд стоит денег. Я думаю рублей двести, как?
Старцев пожал плечами.
- Я понимаю, - улыбнулся Демин. - Ты хотел бы больше, но мне, как твоему начальнику положена скидка, так?
Антон Петрович пожал плечами.
Демин вытащил из внутреннего кармана пиджака бумажник и выложил на стол две сторублевые купюры.
- На обеды тебе.
Потушив сигарету о подошву ботинка, он бросил окурок в урну, но не попал и, поднявшись со стула, деловито заметил:
- Сегодня же скажу Людочке, чтобы выдала тебе пепельницу.
- Я же не курю.
- А как быть с твоим директором, а?
Демин ушел. Антон поднял с пола еще дымящийся смятый окурок, с отвращением плюнул на него и бросил окурок в урну. Он не слишком поверил рассказу директора о внучке, которую не могли уложить спать без картины. Скорее всего, картина понравилась самому директору, известному своими пристрастиями ко всему новому и необычному. Как бы то ни было, Антон решил продолжить работу, но картины больше в кабинете не оставлять. Очень скоро он нашел и способ реализации своих работ. Антон познакомился с молодым человеком, торгующим в палатке на центральном рынке китайскими штамповками с металлическим напылением. Парня звали Андреем, и он быстро оценил работы Старцева по его выражению на пять баллов и согласился их продавать. О цене договорились быстро, Антон Петрович торговаться не умел. В среднем по тысяче за каждую, остальная прибыль продавцу.
Старцев, в среднем, "производил" полторы, две картины в неделю. В палатке они не залеживались, но денег в кармане у него практически не прибавилось. Большая часть прибыли доставалась жене, часть уходила на краски и фанеру, но зато теперь Антон обедал в рабочей столовой, чего раньше себе не позволял. Он даже обзавелся чайником и долгими вечерами пил чай с конфетами и печеньем. Так продолжалось четыре месяца. Однажды Андрей попросил его посмотреть за товаром, ему было необходимо срочно отлучиться минут на двадцать. Антона подозвал к себе сосед Андрея по палатке.
- Мы обычно своих не сдаем, - тихо сказал он. - Но он тебя лохарит, как пацана.
- В каком смысле?
- Он твои деревяшки дешевле пяти косарей не продает, а вчера скинул лебедей за девять. Короче, он на твоих картинках имеет не меньше полтины в месяц. Понял? Я сам в душе художник, рисовал даже когда-то, мне не надо рассказывать, что это за работа.
- И что мне делать?
- Сам думай, - пожал парень плечами. - Только я тебе ничего не говорил. Кстати, там за четвертым выходом с рынка павильон стоит под вывеской толи "Искусство Прикамья", толи "Народные промыслы Прикамья", короче, хозяйкой в нем баба твоих годов, баба она нормальная, точно говорю, реальную цену тебе даст.
- А вот и я, - вынырнул из толпы покупателей Андрей. - Ну, показывай, что принес, - кивнул он на большой холщовый ранец, висевший на плече у Антона.
- Да, нет, тут заготовки пока, - соврал Антон. - Я за деньгами пришел, краски надо срочно купить.
- А, ну, давай, - согласился Андрей и быстро отсчитал три тысячи за предыдущий заказ. - Когда принесешь-то?
- А что, хорошо продаются?
- Да как тебе сказать, они же у тебя детсадовские, а на детей, пока они маленькие, родители денег не жалеют. Я, конечно, накидываю сотню другую, иначе какой смысл продавать, берут.
- Может, подороже будешь брать?
- Сколько ты хочешь?
- В среднем тысячи по четыре.
- Ты пошутил что ли? - рассмеялся Андрей. - Я по этой-то цене иногда еле сдаю, иногда даже по номиналу, чтобы покупателей не растерять. Рублей пятьсот могу накинуть, но не больше.
- Ладно, - кивнул Антон Петрович и двинулся по проходу между палатками.
- Что ладно-то? - крикнул ему в след Андрей, но Старцев ушел, так и не пояснив, что он имел в виду.
Павильон он нашел быстро, хотя у этого четвертого выхода если и бывал, то крайне редко. Хозяйка оказалась на месте. После продолжительного осмотра работ, она сняла очки и посмотрела на автора.
- Весьма любопытная техника исполнения, никогда такой не встречала. Вы уже показывали их кому-нибудь из специалистов, я имею в виду профессиональных художников?
- Нет, но продавать пробовал.
- А вы где работаете?
- На фабрике игрушки художником-дизайнером.
- Я так и подумала, - улыбнулась женщина. Я не так давно купила вашу игрушку, я имею в виду вашей фабрики, - медведя на колесиках, так вот у него и на этой картине, мордочки очень похожи.
- Мишка - моя игрушка, - улыбнулся в ответ Антон.
- Вы говорите, пробовали продавать. По какой цене, если не секрет?
- От пяти до десяти тысяч.
- Ага? - удивилась женщина. - Весьма приличная цена. И что, хорошо покупали?
- В общем, да.
- Хорошо, сейчас мы составим с вами договор, к вашей цене я прибавлю пятнадцать процентов, и это будет ее рыночная стоимость. Скажите, у вас есть удостоверение частного предпринимателя?
- Нет.
- Получается, я не имею права принимать у вас картины на продажу. Мы поступим следующим образом. Я приму у вас работы по трудовому соглашению, вы будете получать те же деньги, но я буду удерживать у вас существующие налоги.
Женщина вопросительно посмотрела на Антона.
- Я согласен.
- Меня зовут Вероника Селиверстовна. Можно просто Вероника или даже Вера, я не обижусь. А вас как?
- Антон Петрович, лучше просто Антон.
- Ну, что ж? С какой цены думаете начать за эти работы?
- Я думаю, четыре тысячи за каждую, в среднем, - проглотил слюну Антон, в пересохшее неожиданно горло.
- Хорошо, - согласилась Вероника. - Но если в течении месяца работы не продадутся, я оставляю за собой право снизить цену на двадцать процентов или вы будете должны их забрать.
- Я согласен.
- Пойдемте в павильон, покажу вам, что у нас вообще есть, - предложила Вероника. Они вышли из маленькой, жаркой комнатушки в миниатюрный торговый зал. Осмотр не занял много времени, как и знакомство с молоденькой продавщицей. Вероника представила ей Антона Петровича, как нового работника. Девушку звали Надей.
- Раньше мы еще чеканку продавали, она всегда пользовалась неплохим спросом, теперь, вот, осталась резьба, керамика, фарфор, лаковая миниатюра, живопись. В общем, тоже ничего, - пояснила она.
Вернувшись после осмотра обратно в "кабинет" хозяйки павильона для заключения трудового соглашения, Вероника еще раз внимательно осмотрела картины.
- Пусть будет по-вашему, - улыбнулась она. Быстро произведя расчеты на калькуляторе, она показала итог Антону. - Это цена, по которой они будут предложены.
- Я думал, будет больше, - удивился Старцев.
- Пятнадцать процентов, как договаривались.
Антон Петрович вышел из павильона с легким сердцем. Душа его ликовала. Наконец-то он сможет реализовать то, о чем мечтал всю свою жизнь, например, увеличить жилплощадь и построить собственную мастерскую. Однако за первую неделю из трех продалась всего одна работа. Сказывалась удаленность павильона от центрального входа и внутренняя конкуренция. Если в палатке у Андрея его картины выгодно отличались от штамповок, в павильоне можно было выбрать приличную вазу или керамику, резьбу или живопись. Но Старцев расценил это, как недостаток в своей работе, как художника. Было необходимо повысить качество, и Антон Петрович укорил себя в том, что в погоне за деньгами упустил главное. Он начал экспериментировать. Попробовал применить опил разной калибровки, из очень мелкого выклеивал тропинки и дороги, из крупного деревья. Неплохо получились ели, они выглядели мохнатыми, но все равно "чужими". Единственной находкой, вписывающейся в общее содержание картин, был, как ни странно, камень. Его фактура передавалась посредством того же опила с последующей шлифовкой и многослойной окраской. Антон попробовал применить аэрограф, работать им оказалось быстро и удобно, а переходы света и тени, тонов и полутонов, создавали эффект псевдоглубины и объема.
Старцев немедленно принес картину в павильон.
- У-у, - отрицательно покачала головой Вероника Селиверстовна. - Я ее не возьму. Смотрится она эффектно, но, по отношению к вашим прежним работам, это подделка. Не обижайтесь, Антон, но это просто открытка на дереве. Я смотрю, вы ее пытались доработать кистью?
- Да, по контуру.
Вероника развела руками.
- Откройте любую современную детскую книжку, вы увидите то же самое. Дерево, как живое существо, за всем этим пропадает. Вы разве сами не видите?
- Это эксперимент, и кажется неудачный, - усмехнулся Старцев.
- Ну, кому-то, может и понравится, - подернула бровями Вероника. - Кстати, вас, ведь, не было две недели, все ваши работы продались. Пойдемте в кассу, если есть деньги, я с вами рассчитаюсь.
Вернувшись в мастерскую на фабрике, Антон спрятал картину за шкаф. Он чувствовал себя подавленным и опустошенным.
- Что там у нас со шнуровками? - услышал он голос Алексея Алексеевича. Директор входил к нему в кабинет с неизменной кружкой кофе и сигаретой. Антон переставил с подоконника на стол пепельницу, в которую точил карандаши.
- Вытряхни, - глянул на него Демин. - С утра тебя ищу. Так что со шнуровками, сроки- то все вышли.
Антон достал из ящика стола эскизы, выполненные цветными карандашами. "Шнуровками" назывались игрушки для двух-трех летних малышей, рассчитанные на разработку моторики пальцев.
- Мы вытачиваем вот такое кольцо с пазом, - начал объяснять Антон Петрович. - Сверлим в нем четыре отверстия под шнурки, а в эти пазы поочередно вставляются три комплекта ног и голов с руками разных зверюшек. Таким образом, кольцо играет роль туловища, а ноги и головы надо подобрать соответственно и затем прошнуровать. Словом, у ребенка будет двойная задача.
- Директор удовлетворенно кивнул. - К вечеру воспроизведи все это в натуре и ко мне на комиссию. Будем принимать твое ноу-хау. Что еще?
- Есть еще кораблик, но он в работе.
- Ладно, - поднялся директор, направляясь к выходу. - Кстати, давно хотел тебе сказать, - вспомнил он. - Ко мне тут знакомые в гости заходили на той неделе, посмотрели твою картину, просят сделать что-нибудь для них. Сделаешь?
- Сделаю.
- Только чтоб не лучше, чем у меня, - заметил Демин. - Сколько будет стоить?
- Три тысячи,- не задумываясь, ответил Антон.
Директор не удивился, загадочно улыбнувшись, он сделал плавный глубокий кивок головой.
- Алексей Алексеевич, - остановил его в дверях Антон. - А у меня уже есть готовая картина.
- Покажи, - развернулся директор.
Антон вытащил из-за шкафа работу, которую носил в павильон и подал ее Алексей Алексеевичу.
- Как называется? - поинтересовался тот, не глядя, поставив на стол кружку с недопитым кофе.
- Летающий клоун.
На картине был изображен воздушный шар на фоне ярко-голубого неба, из корзины которого торчала "мордашка" клоуна. Он приветливо махал рукой и улыбался. Внизу была земля, дорожки, выклеенные из опила, деревья, квадратные крыши домов.
Некоторое время директор молчаливо рассматривал картину на вытянутых руках, поджав губы. Затем, ни слова не говоря, вышел из кабинета, забыв взять со стола кружку с недопитым кофе. Антон так и не понял странного поведения Демина.
Демин ворвался в кабинет Старцева на следующее утро. Широко улыбаясь, приветливо протянул Антону худосочную руку.
- Представляешь, еду вчера домой и ругаю тебя, на чем свет стоит. Думаю, заставлю тебя сделать мне такую же, а медведей верну. Привез, показал ее внучке, она и спрашивает - деда, ты ее себе захотел повесить? Я говорю - тебе привез, Юля. Тебе ее дядя художник подарил. Она посмотрела, наверно, с полминуты и говорит - мне не надо, моя лучше. Я удивился, конечно, снял медведей и поставил их рядом. Действительно, медведи лучше. Чем не пойму, но в этой как будто чего-то не хватает. Позвонил Петьке, он в соседнем доме живет, он без всяких эких отстегнул мне три тысячи и ушел довольный, как...- не нашел Алексей Алексеевич подходящего слова для сравнения и удовлетворенно рассмеялся. - Вот, держи, честно заработанные...две с половиной.
Болезнь подкрадывалась исподволь. Сначала это была просто усталость, наступающая к обеду, вместо которого Антон закрывался в кабинете и ложился отдыхать, на выставленные в ряд, стулья. Постепенно в желудке появилось неприятное ощущение, поначалу исчезающее после еды. Через месяц оно переросло, в подкатывающую к горлу, тошноту, и временами возрастала температура. Несмотря на все эти симптомы, Антон Петрович продолжал много трудиться. У него даже завелась сберегательная книжка, на которой он накопил восемь тысяч рублей. Между тем, болезнь прогрессировала. В желудке появились тянущие боли, перемежаемые с резями, от которых впору было лезть на стенку. Антон Петрович уже не мог работать как раньше. Он был вынужден отдыхать, ложась на стулья, несколько раз за вечер, а приходя домой, с трудом проглатывал, приготовленный женой, ужин и валился спать. Засыпал Антон под недовольное бурчание жены.
- Опять без секса что ли? Что, прикажешь мне мужика искать? Я, ведь, найду, - сердито выговаривала она, дыша в лицо мужа перегаром. Этот запах в последнее время стал появляться у нее все чаще и чаще. Отработав двадцать пять лет на вредном производстве, она вышла на пенсию "по сетке" и стала домохозяйкой.
- Опять выпила? - с трудом пошевелил языком Антон, открывая глаза.
- Причем тут выпила или не выпила? Я химию из организма вывожу. Знаешь, сколько я ее наглоталась? А ты лежишь тут, как бревно. Не понимаешь что ли, что мне секс нужен? Я, ведь, живая пока.
- А деньги тебе нужны?
- И деньги нужны, и секс нужен. Секс даже больше.
- Если деньги нужны, тогда спи и мне не мешай, а то ни денег не увидишь, ни секса.
- Паразит проклятый, - толкнула мужа Катерина в лоб, поворачиваясь к нему спиной. - А что это у тебя лоб горячий? - развернулась она обратно. - Простыл что ли? Говорила тебе, выпей со мной стопку водки, не захотел. Да лучше бы ты пил, чем валялся тут сейчас, как полено. Через некоторое время бурчание Катерины плавно переросло в храп.
Свою последнюю работу Старцев выполнил на клееном щите неправильной формы многоугольника, кромка которого от плавных кривых переходила в тупые и острые углы. На картине была изображено высохшее море, состоящее из одинаково-желтых квадратов. По этому безжизненному пространству были разбросаны серые камни до самого горизонта, присмотревшись к которым, можно было увидеть завуалированные лица людей, искаженные гримасами боли, отчаяния и страха. Клочок свинцового неба занимал не более шестой части картины. Унылый пейзаж слегка оживляли разноцветные ракушки, вписанные в общий фон картины. Закончив работу, Антон Петрович отнес ее в павильон.
Вероника встретила его сдержанной улыбкой. Когда она увидела картину, улыбка исчезла, женщина пристально впилась в нее глазами.
- Что-то новенькое у нас, - задумчиво произнесла она вполголоса.
Несколько раз поправив никуда не сползающие очки, Вероника оторвала взгляд от картины и вопросительно посмотрела на Старцева.
- А как называется? - спросила она после продолжительной паузы.
- Время собирать камни.
- Я ее возьму, - открыла Вероника журнал учета и стала заполнять соответствующую графу. - Только я не думаю, что ее купят быстро. Сколько ты за нее хочешь?
- Восемь.
Ручка застыла в воздухе, потом медленно опустилась на другую графу и аккуратно вывела восьмерку.
Антон облегченно выдохнул и улыбнулся. Попрощавшись и выйдя из павильона, он почувствовал, что у него подгибаются колени. Его слегка пошатывало и как всегда, тошнило. Это случилось за день до первого обморока.
Антон очнулся от звука гулких шагов, эхом отдающих по коридору. Старцев с удивлением обнаружил себя лежащим на полу в своем кабинете. Что с ним произошло, он совершенно не помнил. С трудом поднявшись на четвереньки, он ухватился руками за стол и выпрямился. Колени предательски дрожали, пол покачивался, как палуба корабля. В открытую щель двери Антон увидел блуждающий луч света. Он понял, что к нему идет охранник. Последний не стал зажигать в коридоре свет и освещает дорогу фонариком. С трудом обойдя стол, Старцев плюхнулся на стул и откинулся на спинку. Слабость во всем теле была неимоверной, лоб покрылся испариной, к горлу подкатывала тошнота. Казалось, еще немного, и его вырвет прямо на стол. Неожиданно тошнота сменилась резкой болью. Антон нашел в ящике стола таблетки Но-шпы и, не запивая, вода стояла на подоконнике, сунул в рот три штуки. Слюна наполнилась горечью, но боль пошла на убыль.
- Ты чего домой-то не идешь? - весело поинтересовался охранник дядя Миша, появляясь в дверях. - С женой, что ли поссорились?
Припадая на одну ногу, он вошел в кабинет.
- Я гляжу, пропуска твоего нету и нету. Думаю, может, забыл оставить, - продолжил он. - Потом вышел из будки на обход, гляжу, свет у тебя горит в окне.
Дядя Миша сел на стул и достал сигарету без фильтра, но поискав глазами пепельницу, прикуривать не стал.
- Ты же не куришь, я и забыл совсем. Ты чего молчишь-то? Рассказывай, давай.
- Что рассказывать?
- Да ты бледный какой, - удивленно протянул охранник. - Слушай, а ты не заболел часом, пашешь тут каждый день с утра до ночи? Может, скорую вызвать?
- Не надо скорую, - покачал отрицательно головой Антон. - У вас там в будке телефон работает?
- На той неделе еще подключили.
- Жене надо позвонить.
- Пошли, позвонишь.
Дядя Миша поднялся и двинулся к двери. Антон Петрович глянул на часы, они показывали половину первого ночи. Собравшись с силами, Старцев оторвался от стула и, стараясь ступать твердо, сделал шаг в сторону выхода. Силы потихоньку возвращались. Он закрыл кабинет, оставив включенным свет и ориентируясь на свет фонарика, зашагал по коридору. Впрочем, он и так знал каждый закоулок на этой фабрике и каждую ступеньку. Они спустились со второго этажа и вышли на улицу.
- Закрывать на замок? - кивнул дядя Миша на входную дверь.
- Не надо.
- Здесь на всю ночь что ли останешься?
- Так автобусы уже не ходят, а мне километра три пилить, - пояснил Антон.
- Такси вызови по телефону, на такси- то уж заработал наверно? Днями и ночами здесь.
- Да нет, не заработал еще.
- Ну-у, - разочарованно протянул охранник. - Плевал бы я тогда на такую работу.
Антон Петрович усмехнулся.
- Зря усмехаешься,- заметил дядя Миша. - У нас как? Сутки отдежурил, двое дома. И поспать когда можно, особенно когда вдвоем стали дежурить. А три тысячи отдай, не греши. Да пенсия три, вот и живем помаленьку.
Дядя Миша торжествующе посмотрел на Антона. Они подошли к сторожевой будке, охранник распахнул перед ним дверь.
- А напарник твой где? - удивленно спросил Антон.
- Он через час будет. На шабашку уехал. У него же ЗИЛок свой. Так, накидали всякой обрези, повез одной бабке в деревню. Давай, звони иди, я пока здесь покурю.
Антон поднялся по ступенькам на КПП, снял трубку телефона и набрал номер.
- Да, - раздался через минуту сонный голос жены.
- Это я.
- Ну?
- Я сегодня на фабрике останусь, буду завтра.
- На фабрике? - резко спросила жена.
- Работу одну надо закончить. Можешь сама перезвонить на КПП, убедиться.
- Ладно, я поняла, - откликнулась Катя и повесила трубку.
Антон опустился в жесткое кожаное кресло на железных ножках. Точно такие же стояли в актовом зале фабрики. Он очень удивился, когда почувствовал, что кресло куда-то едет. Прислушавшись, он услышал шум двигателя и чьи-то голоса, доносящиеся, как из работающего на малой громкости, репродуктора. Впрочем, кресло тоже перестало быть таковым, чтобы удостовериться, что он не сидит, а лежит на чем-то жестком, Антон пошевелился и попытался открыть глаза. Белое мутное пятно расплылось прямо перед ним и тут же угасло.
Глава 2
Больница
Антон открыл глаза и первое, что он увидел, незнакомый матовый плафон, висящий под потолком на длинном белом шнуре. Он приподнял голову и посмотрел по сторонам. Вдоль стен, окрашенных голубой краской, стояли три кровати с тумбочками между ними, две были аккуратно заправлены, на третьей сидел усатый лысеющий мужчина лет пятидесяти, а на четвертой лежал он сам.
- Проснулся? - улыбнулся "усатый" одной половинкой рта. Его рыжий ус при этом смешно подпрыгнул.
Антон невольно улыбнулся и кивнул. Голос мужчины был похож на юношеский дискант. Старцев попытался подняться и не смог, его руки были привязаны вдоль туловища длинным, поперек груди, полотенцем.
- Подожди, отвяжу, - быстро поднялся мужчина. - Тебе же ночью капельницы ставили, вот и привязали тебя, чтобы не дергался. Он размотал полотенце, и Старцев сел на кровати.
- Виктор, - протянул ему мужчина ладонь правой руки.
- Антон.
- Лянчин я, может, слыхал?
- Нет, - помотал головой Антон. Голова немного кружилась и во всем теле было ощущение слабости, но он чувствовал себя намного лучше.
- А ты в каком районе живешь?
- Октябрьском.
- Тогда все ясно, я-то в Заречье. Я в ЖКО работаю механиком-электромехаником.
- Как это? - не понял Антон.
- Утюги, кофеварки, кофемолки, миксеры, пиксеры, стиральные, швейные машины чиню народу. В моем районе меня каждая собака знает, да и из других заказы бывают.
- А почему в ЖКО? - опять удивился Антон. - Этим же быткомбинат занимался.
- Вот именно, что занимался. Разорился он. Одни телики ремонтирует. Ребят-то телевизионщиков я хорошо знаю.
- А что это за отделение?
- А хрен его знает, - усмехнулся Виктор. - Дальше по коридору - неврология, а нашу палату и еще две рядом называют камчаткой.
- А почему камчатка?
- Неопределенные лежат или временные. Скоро врачиха придет, можешь у нее спросить.
- А ты кто - временный или неопределенный.
- Я оба вместе, - с усмешкой вздохнул Виктор.- Приговор жду.
Антон поднялся с кровати. Головокружение прошло, но колени дрожали. Сделав несколько шагов по палате, он подошел к окну. Этаж был первый, за окном росли деревья и во все горло щебетали птицы.
- А кто меня в больничное переодел? - спросил Старцев.
- Не помнишь что ли? - рассмеялся Виктор. - Медсестра молоденькая.
- Шутишь? Я же восемьдесят килограмм с лишним.
- Что испугался? - ущипнул его сосед в поясницу. - Тебя уже переодетого привезли сюда на каталке.
Антон почувствовал, что устал и вернулся на кровать. Виктор остался у окна, на лице у него застыла странная, блуждающая улыбка.
- Время собирать камни, - произнес Антон Петрович, глядя в потолок.
- Что говоришь? - откликнулся сосед.
Антон не ответил, повернув голову, он увидел, что входная дверь распахнулась, и в палату вошла энергичная худощавая женщина в белом халате. Поздоровавшись, она крупными шагами пересекла палату по диагонали и остановилась у кровати Антона.
- Очнулись, Антон Петрович?
Чуть прищурив глаза, она внимательно заглянула ему в лицо. - Что-то вы бледный. Слабость ощущаете?
- Есть немного.
- Что-нибудь болит?
- Да нет вроде.
- Вроде или не болит?
- Не болит. Скажите, а что у меня может быть? Я, что, сознание потерял?
- Возможно, нервное истощение. Со слов вашего охранника, вы много работали последнее время. Надо будет сдать все анализы, включая сахар, а пока отдыхайте. Врач круто развернулась и направилась к выходу.
- А со мной-то что, Маргарита Леонидовна? - крикнул ей вслед Виктор.
- А вам не сказали?
- Никто ничего не говорил.
- Вас завтра переведут в хирургию.
- Вот и приговор, - усмехнулся Виктор и бухнулся на кровать.
- А что у тебя? - осторожно спросил Антон.
- Панкреатит. Хронический.
- А что это, я в медицине ноль?
- Воспаление железы поджелудочной.
- Слушай, а как оно выражается, я хочу сказать, какие симптомы?
- Тошнит, режет в левом боку под ребрами. Голова болит, хотя, может и не от этого. На очко толком сходить не можешь.
- А ты сознание терял?
- Сколько раз. Домой иду под этим делом, меня хлоп менты в вытрезвитель. А мне таблетки надо по времени пить. Я брык с копыт, глаза закатываются, менты в панике. Сейчас уже знают, забирать перестали. Я иной раз думаю, особенно зимой, не дойду, замерзну, забрали бы лучше. Все равно с меня инвалида взять нечего, нет, проедут мимо, как будто не видят.
- Ты же говорил, что в ЖКО работаешь? - удивился Антон.
- Работаю, конечно, когда не пью. Только в милиции этого не знают.
- А что в хирургии?
- Да вырежут железу и выпнут, - голос Виктора и без того высокий, стал еще выше, словно он перешел на визг. - А через полгода на свидание к богу. Так, скажет он, что же ты Виктор Семенович Лянчин до самой смерти допился? Годков- то тебе всего сорок девять, отправляйся-ка ты в ад к чертям на костре гореть, пока вся твоя цистерна спирта из тебя не выгорит.
Антон повернул голову в сторону соседа. Тот лежал, заложив руки за голову, и нервно теребил ус нижней губой.
- Ты извини, что я столько спрашиваю. Я просто первый раз в больницу попал.
Лянчин удивленно посмотрел на Антона.
- А что в молчанку-то играть, я скоро в нее вот так наиграюсь, - чиркнув пальцем по горлу, расхохотался Виктор.
- Значит, если бы ты бросил пить, может, и железу не пришлось бы удалять?
- Кто его знает, может, и не пришлось бы. Только это судьба, от нее, Антон никуда не убежишь, а захочешь, догонит и такого пинка даст, чтобы не дергался. Вот, у меня архаровец. Окончил школу, не отличник, но учился нормально, поступил в институт. Спрашивается, что человеку надо? На третьем курсе сел на иглу, и не только сам, товарищей своих за собой поволок. Взяли его, когда наркотики продавал, как говорят, с поличным. Понял?
- И что с ним?
- Посадили, конечно. Дали шесть лет, говорят еще по-божески. Что это, как не судьба?
Антон был не согласен с Лянчиным, но возражать не стал. Уж слишком убежден был Виктор в правоте своих слов и чувствовалась в этой убежденности тонкая ниточка, за которую держится этот человек, разуверившийся в самом себе и в жизни все потерявший.
- Дочка, - продолжал Виктор. - В шестнадцать лет принесла в подоле мне внука. Я глянул, ешки-матрешки, ребенок-то смуглый. Кто его отец - спрашиваю. Молчит. Ну, раз говорить не хочешь, корми его сама. Ревела, ревела, потом заявляет, он меня изнасиловал. Как это, ты что пьяная была? Нет, говорит. Бил он что ли тебя? Не бил. Тогда говорю, не п....., дочка, не мог он тебя изнасиловать. Сама дала. Пословицу русскую народную знаешь, - если баба не захочет, мужик не вскочит. Судьба. А сам я. Двадцать лет пахал, как проклятый, без выходных и праздников. Баба-то моя, как дочка родилась, больше и не рабатывала. Домой приду, она сидит у телевизора и семечки щелкает. Весь пол в шелухе. Еще таких же, как она соседок позовет. Вот, пусть теперь без меня со своими делами разбираются, а я буду отдыхать спокойненько на том свете и над ними посмеиваться.
- А ты давно пить начал?
- Да при Горбачеве. Помнишь борьбу его с алкоголем, когда виноградники вырубали?
- Помню, - улыбнулся Виктор. - У нас тогда талоны на водку за полгода пропали, тесть, как узнал, вторые полгода со мной не разговаривал.
- Да, работа-то сам знаешь, какая у меня была. С населением. Водка тогда стала самой твердой валютой, потому что дефицит. До талонов еще за ней километровые очереди выстраивались. До драк дело доходило, с милицией торговали. А без нее ни навоз на сад привезти, ни пиломатериал. Я как раз в то время домик на саду строил. Тариф, помню, был, или пузырь за машину, или пятнадцать рублей, а то и двадцать пять, а пузырь стоил всего четыре. Так и пошло, дурное-то дело нехитрое.
- Не жалеешь?
- Нет, - протянул Виктор. - О другом жалею. - После небольшой паузы, тихо сказал он. - Папку с мамкой не успел попроведать.
- А где они?
- Они уже давно в земле лежат рядышком. Здесь в городе на кладбище в Троицу ездят поминать, а у нас в деревне в Семик в середине июня. Как раз в следующие выходные.
Из левого глаза Лянчина выкатилась крупная, непрошеная слеза. Стрельнув на Антона глазами, Виктор быстро смахнул ее рукой. Помолчав минуту-другую, он неожиданно рассмеялся. Антон удивленно посмотрел на соседа.
- Я тебе, вроде как, исповедовался. Но ничего, один раз в жизни можно, так ведь, Антон?
- Иногда даже нужно, - не сразу ответил Старцев. Повернув голову в сторону Лянчина, он улыбнулся. Уронив руку на лоб, тот мирно спал, слегка шевеля во сне губами, словно продолжая о чем-то рассказывать.
Виктор не проснулся ни к обеду, ни к ужину. Обеспокоенный Антон, позвал медсестру. Та обнаружила в его тумбочке пузырек с сильнодействующим снотворным.
- Вы видели, как он пил таблетки?
- Нет, не видел, - отрицательно покачал головой Старцев.
Медсестра убежала и вернулась с врачом. Он посчитал пульс, измерил давление и заглянул в пузырек. Тот оказался полным, одна таблетка была расколота пополам. Врач показал пузырек и половинку таблетки медсестре.
- Вы в него заглядывали?
Девушка покраснела. - Он что, с полтаблетки целый день спит, вы хотите сказать?
- Чему вас только в училище учат? - улыбнулся врач. - Это же Азалептин, красавица вы моя.
На следующее утро в четверть восьмого в палату заглянула медсестра. И хотя Ляничин с Антоном уже проснулись, они тут же закрыли глаза и сделали вид, что спят.
- Ты что кричишь, Дина, не видишь, человек спит, - громким шепотом прошипел Виктор.
- Ему на сахар в лабораторию натощак к полвосьмому, а вас в хирургию переводят. Идите, завтракайте и сдавайте постельное. Сестра-хозяйка сейчас будет. Антон Петрович, - обратилась она к Старцева. - Вас ждут в лаборатории, там кровь на анализ принимают всего один час.
Антон не реагировал. Медсестра подошла к кровати и тронула его за плечо.
- Антон Петрович, - протянула она, нагнувшись.
Старцев молниеносно выбросил руку и поймал ее за шею.
- Ай! - вскрикнула девушка. - Пустите немедленно, вы что себе позволяете!
- Поцеловать тебя хочет, - рассмеялся Лянчин. - Жена дома осталась, я сейчас на завтрак уйду, можно сказать, все условия есть.
- Вот ушли бы, тогда бы и лез обниматься, - приняла шутку девушка.
Антон освободил руку.
- Ты что это? - продолжал посмеиваться Виктор. - К молоденьким пристаешь?
Антон и сам не знал, что на него нашло, и, усевшись на кровати, только укоризненно покачал головой.
- Смотри, у нее парень есть, правда, не сказать, чтобы сильно здоровый, но накренделять сможет, - шутливо добавил Виктор.
- Ой, уж, не сильно, - не согласилась Дина. - Как прижмет, фиг вырвешься от него. Я даже его как-то до крови ущипнула, ему хоть бы что.
Еще раз напомнив Старцеву немедленно отправиться в лабораторию, она ушла.
- Ну, что? Будь здоров, Антон, - протянул ему руку Лянчин, улыбаясь одной половиной рта.