Гаев Юрий Александрович : другие произведения.

Летчица по имени Полина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Летчица по имени Полина
  
  
  Мой эрудированный сосед-студент на вопрос, кто такая Полина Осипенко, не задумываясь, ответил: "Какая-нибудь революционерка". Вторая попытка была - "Известная в прошлом спортсменка". Не угадал он и в третий раз, посчитав Осипенко героиней Великой Отечественной войны. Опрос еще нескольких 20-30-летних молодых людей подтвердил: судьба знаменитой в прошлом летчицы для нынешней молодежи - terra incognita.
  Она погибла 11 мая 1939 года вместе с напарником-пилотом Анатолием Серовым. Газета "Правда" тогда писала: "Трагическая гибель Анатолия Серова и Полины Осипенко - тяжелая утрата для народа. Боль щемит сердце, но став плесом к плечу, мы еще теснее сомкнем ряды". Обоих летчиков похоронили на Красной площади как героев.
  Многие годы биография этой женщины, простой крестьянки, ставшей за несколько лет знаменитой летчицей, была примером того, что в Стране Советов "героем становится любой". Между тем, сталинский сапог прошел и по её жизни. Как не удивительно, но некоторые открывшиеся в последние годы факты биографии Полины Осипенко до сих пор мало известны.
  Полина родилась 8 октября 1907 года в одной из самых бедных хат села Новоспасовка Бердянского уезда. В семье деревенского ремесленника Дениса Дудника это был девятый ребенок. Когда девочка подросла, пошла, как и многие её сверстницы, нянькой по зажиточным семьям, батрачила у кулаков. Поучиться в церковно-приходской школе смогла только два года. В 1927 году вся семья Дудников вступила в колхоз. Прошло два года - и вот, уже комсомолка, активистка Полина едет в Киев на курсы птицеводов. Окончив их с похвальной грамотой, возвратилась в село, став инструктором по организации птицеводческих ферм. В 1930-м Полину Дудник назначают заведующей птицефабрикой. Казалось, своя жизненная дорога найдена навсегда.
  Однажды на колхозный луг возле Новоспасовки приземлились две диковинные металлические птицы. Растолкав толпу сбежавшихся к самолетам крестьян, Полина протиснулась вперед. Подошла поближе, потрогала одну из машин. В кабине увидела женщину в кожаной куртке и шлеме. Набравшись смелости, спросила:
  - А вам не страшно летать?
  - Нет, совсем не страшно. Но я не летчик, - с улыбкой ответила собеседница. - Я врач и самолетом управлять не могу.
  - А женщина может быть летчиком?
  - Почему же нет? И вы сможете летать.
  Вскоре самолеты ушли в небо. Толпа постепенно рассеялась. Только маленькая птичница Полина долго стояла на опустевшем лугу, повторяя про себя, казалось, невероятные слова: "И вы тоже сможете летать".
  Так когда-то описывали журналисты день, определивший судьбу сельской дивчины. "Летать!" - стало её заветной мечтой. Знакомый с детства односельчанин Костя, служивший в Качинской летной школе под Севастополем, написал, что она может приехать и устроиться официанткой в столовую школы. Работая официанткой, Полина все свободное время отдавала чтению книг. Наконец решилась подать рапорт начальнику школы с просьбой о зачислении, обещая быть упорной в овладении знаниями и летным мастерством, как и подобает комсомолке. Таких рапортов было несколько, и все они долго оставались без ответа: начальник школы считал, что авиация - дело не женское. В 1932 году Полина все же была зачислена и через год окончила училище, став военным летчиком. Приказом Генерального штаба РККА Полину Денисовну Дудник направляют в одну из авиачастей Харьковского гарнизона, где, оценив летное мастерство, назначают командиром звена. Дальнейшие места службы - авиачасти Житомира и Киева. Весной 1935-го Полину (замуж она вышла за однополчанина Александра Осипенко, которого знала еще по летной школе) переводят в Московский военный округ, а затем назначают инспектором ВВС при Генштабе.
  В 1936 году Полина Осипенко участвовала во Всесоюзном совещании жен командного и начальствующего состава РККА в Кремле, где была представлена руководству страны. С высокой трибуны она заявила: "Обещаю летать выше всех девушек мира!". Это выступление, так же как и встречи женщины-летчицы с вождями СССР, широко комментировались по радио и в газетах. За активную общественную деятельность Осипенко награждают орденом Трудового Красного Знамени. С этого времени летчица по имени Полина начинает штурмовать высоты мировых авиационных рекордов.
  Сначала она решила перекрыть достижение итальянской летчицы Негрон, гидросамолет которой поднялся на высоту 6200 метров. Свой гидросамолет Полина осваивала в районе Севастополя, где находилась крупная летная база. 22 мая 1937 года Осипенко установила мировой рекорд, поднявшись на высоту 9100 метров. Здесь же через два дня был установлен мировой рекорд при полете с грузом - Полина поднялась на гидросамолете на высоту 7009 метров с грузом 1000 кг. Газетные вырезки того времени, хранящиеся в музее села Осипенко (так с 1939-го именуется Новоспасовка), свидетельствуют о большом общественном резонансе первых спортивных побед советской летчицы. После высотных рекордов Осипенко решила перелететь страну с юга на север. Разрешение на столь дальний полет и подбор экипажа дал лично нарком обороны маршал Климент Ворошилов. 2 июля 1938 года экипаж в составе Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (Севастополь - Киев - Новгород - Архангельск) преодолев с грузом 5,5 тонны за 10 часов 33 минуты 2372 км. Объятиями, цветами и улыбками встретила героических женщин после перелета Москва. Осипенко наградили орденом Ленина, присвоили звание капитана. 6 июля "Правда" опубликовала стихотворение Александра Твардовского "Полина", начинавшееся словами:
  "Над великой русскою равниной,
  Над простором нив, лесов и вод -
  Летчица по имени Полина
  Совершила славный перелет".
  О том, как готовился и проходил перелет, Полина Осипенко написала книгу "От Черного к Белому морю", выпущенную Росиздатом в 1938 году.
  Следующим шагом в развитии советского женского воздухоплавания должен был стать беспосадочный полет на дальний Восток. Командиром корабля назначили Валентину Гризодубову, она специально и давно готовилась к этому полету. Вторым пилотом назвали П. Осипенко, хотя уверенности в том, что она согласится на вторую роль, не было. Но от Полины пришла телеграмма: "Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелете". Третьим членом экипажа стала штурман Марина Раскова.
  Запорожец Евгений Гинзбург, работавший в 1938-ом начальником опытно-испытательной станции завода имени Баранова, выпускавшего авиационные двигатели, помнит, что предприятие получило правительственное задание на подготовку в кратчайшие сроки восьми улучшенных двигателей М-86. Выполнением ответственного задания занялись две бригады слесарей, руководил которыми мастер сборочного цеха Алексей Булатников. Через полтора месяца двигатели были собраны, испытаны и отправлены в Москву. Для чего они предназначались, никто не знал. Только потом стало известно, что два М-86 поставили на самолет "Родина" конструктора П. Сухого, на котором знаменитые летчицы совершили легендарный полет. За участие в осуществлении перелета мастер Булатников был награжден орденом "Знак Почета".
  24 сентября 1938 года двухмоторный ДБ-2 ("Родина"), взлетев с подмосковного аэродрома, взял курс на Дальний Восток. Низкая сплошная облачность мешала полету уже со старта, штурману Расковой приходилось прокладывать курс по прибором. Пробираясь сквозь облака, самолет долго шел в слепом полете. Вскоре обнаружился еще один коварный враг - обледенение. Чтобы сбить лед с лопастей пропеллера, летчицы до придела увеличили обороты винта. Донимала болтанка. После Урала связь с землей прервалась.
  Из-за отсутствия связи летчицы прошли мимо города Комсомольск-на-Амуре. Когда показалось Охотское море, тревожно вспыхнула лампочка, сигнализируя, что бензина осталось на полчаса. Командир корабля Гризодубова решила садиться в тайге с убранным шасси. Она приказала Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка в первую очередь опасна для сидящего впереди штурмана. Самолет посадили на болота в верховьях таежной реки Амгунь. Потом оказалось, что за 26 часов 29 мину т беспосадочного полета "Родины" было преодолено расстояние в 6450 км. Мировой рекорд дальности полета для женщин оказался перекрыт более чем на полторы тысячи км.
  Точного места приземления "Родины" никто не знал. Начались поиски. От Байкала до Охотского моря над тайгой, горными хребтами, непроходимыми болотами летали самолеты. Охотники, жители далеких поселков ушли в таежную глушь. 3 октября экипаж был обнаружен с воздуха. Из села Керби вышел катер "Дальневосточный", который, дойдя до верховьев бурной Амгуни, подобрал в тайге героических женщин.
  На каждой станции, в каждом городе, от Керби до Москвы их встречали восторженные толпы людей. За свой подвиг Гризодубова, Осипенко и Раскова, первыми из женщин страны, получили звание Героев Советского Союза.
   1 мая 1939 года Полина Осипенко участвовала в воздушном параде, пролетев в группе скоростных истребителей над Красной площадью. После парада сообщила друзьям, что надумала лететь в Америку, до Нью-Йорка. А через несколько дней, 11 мая, совершая совместный полет с Героем Советского Союза комбригом Анатолием Серовым майор Полина Осипенко погибла. Существует версия, что пилоты разбились из-за неслаженности своих действий. Полет совершался на спаренном самолете, автономное управление было в передней и задней кабинах. Пока летчики спорили, кому управлять, машина разбилась. В официальном сообщении, обнародованном "Правдой", никаких подробностей трагедии не сообщалось. Тысячи людей провожали в последний путь отважных пилотов, прах которых замуровали в Кремлевскую стену.
  После гибели летчицы её родное село стало называться Осипенко. С 1968 года в селе работает исторический музей имени Героя Советского Союза П.Д.Осипенко. По словам директора музея Олега Будяка, некоторые важные эпизоды биографии знаменитой летчицы многие годы замалчивались или фальсифицировались. Семья Дудник была многодетной, но не бедствовала, как писали советские журналисты. Отец Полины занимался ремесленничеством, а Новоспасовка, имевшая до революции статус казачьей станицы, была очень зажиточной. В феврале 1926 года Полина Дудник вышла замуж за односельчанина, которого звали Степан Говяз. Он был военным летчиком и сыграл решающую роль в том, что супруга тоже выбрала авиацию. В апреле 1931-го Полина Говяз уехала из Новоспасовки, где работала птичницей, к своему мужу в Качу, где тот служил. Стараниями Степана она была устроена в военную столовую сначала уборщицей, затем официанткой и помзавстоловой. Степан же подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов, которую Полина закончила в 1933-м.
  Когда Полину стали готовить к установлению авиационных рекордов, супругов-летчиков специально разлучили, отправив Степана на службу в Ростовскую облкастьт. Он, хоть и был талантливым пилотом, почему-то не вписался в биографию будущей героини. Степан этого не понимал, продолжая поддерживать связь с женой. Тогда его репрессировали.
  Осенью 38-го Степан Говяз из заключения писал родственникам: "Годы счастья ушли с того дня, когда меня перевели в Ростовскую летную школу, а её по окончании - в Харьковскую авиабригаду, и как мы не старались сойтись, отдельные лица разбивали нас своими переводами и разделами в разные стороны, что и привело к окончательному разрыву". И далее: "В марте 1939 г. я выйду на волю, и не приеду до тех пор, пока обратно не восстановлюсь в авиацию и не получу звание. Не подумайте, что я преступник в полном смысле слова, что я враг народа. Нет". Очевидно, что Степан не считал себя в чем-то виноватым, но его освобождения так и не произошло. О причинах этого можно только догадываться.
  В 1934 году Полина Говяз (скорей всего "по заданию партии") вторично вышла замуж за военного летчика Александра Осипенко, ставшего впоследствии Героем Советского Союза (за участие в войне в Испании) и генерал-лейтенантом авиации. Однако до 1936 года она носила фамилию Говяз. Можно полагать, что при подготовке к Всесоюзному совещанию жен командного и начальствующего состава РККА в Кремле её биография подверглась "чистке". В графе "социальное положение" появилась запись "батрачка". Из личного и партийного дела исчезли сведения о первом замужестве. Обласканная партией и советским правительством, талантливая летчица Полина Осипенко набирала высоту, а в это время человек, выведший её к авиации, гнил в одном из гулаговских лагерей.
  О дальнейшей судьбе Говяза известно немного. Перед арестом он успел вторично жениться. В Мариуполе живет его сын Александр, о рождении которого Степан узнал уже в заключении. Работники музея Осипенко много лет разыскивают следы Степана, однако никаких документов не только о его судимости, пребывании в лагерях, но даже о военной службе не обнаружено. Очевидно, чтобы не запятнать образцовый образ женщины-героини Полины Осипенко, все данные о её первом муже основательно уничтожили.
  Истинная причина гибели Полины Осипенко и Анатолия Серова до сих пор неясна. Писатель Владимир Сиренко, уроженец Новоспасовки, высказывает такое предположение: "Жена Серова, известная красавица-актриса, была "легальной" любовницей писателя Константина Симонова, приближенного к сталинскому двору. Полина Осипенко тоже приблизилась к этому двору. Став известной всему миру, могла заинтересоваться, куда делся её первый муж, столько для неё сделавший, может, даже, пыталась освободить его. Разве не могли их посадить в один самолет, что-то "не докрутить" или "перекрутить", чтобы он через некоторое время упал? Мне трудно поверить, что два таких аса не смогли найти выход из катастрофической ситуации, в конце концов, своевременно покинув кабину самолета и приземлившись на парашютах".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"