Парамананда Пайонидхи Дас: другие произведения.

33 года в Исккон

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:


33 года в ИСККОН

Парамананда (Пайонидхи) дас

   История ИСККОН в Дании
   Первые преданные приехали в Данию проповедовать из Германии. Они открыли в Копенгагене проповеднический центр. Бхакти Бхушану Свами тогда звали Сучандра дас. Он был грихастхой и имел маленькую дочь Вишакху. Его жена Бхушакти ушла из ИСККОН и он настоял, чтобы дочь осталась у него. В тот же период (в 1974 году) к югу от Копенгагена открыли новый храм (Шлосс Реттершоф, им тогда управлял Хамсадутта). Сучандра с дочерью переехали туда. Однако мать девочки захотела забрать дочь и обратилась в полицию своей страны, Западной Германии, сообщив, что её ребенка похитили.
   Мне никогда не доводилось расспрашивать Махараджа лично об этой истории. Но как-то раз, во время санкиртаны (это произошло уже в восьмидесятых годах), я распространял книги в Копенгагене и повстречал бывшего шефа полиции города. Он взял у меня одну из книг Шрилы Прабхупады. Завязался разговор, и я узнал подробности того дела.
   Он рассказал, что Интерпол разыскивал маленькую девочку, похищенную опасным "культом сознания Кришны", который немецкая полиция характеризовала как равный банде Баадер-Майнхоф (печально известная группа террористов и грабителей банков). Ему было приказано отправиться в храм Харе Кришна, закрыть его, конфисковать книги, арестовать немецких преданных и отправить их обратно в Западную Германию. В итоге полиция нагрянула в тот проповеднический центр, и закрыла его. [Именно тогда полиция обнаружила небольшой арсенал нелегального оружия и 51 000 немецких марок наличными]. Департировали всех преданных. А дочь вернули матери. Очевидно, что Сучандре следовало вести себя более зрело, и не пытаться удерживать ребенка вдали от матери.
   Одной из проблем Харе Кришна в Дании также было то, что немецкие преданные санкиртаны в какой-то момент начали ходить по больницам: брали там одежду врачей и пытались распространять книги пациентам. Это было воспринято как очередное безумное поведение.
   Выслушав всю эту историю, я рассказал бывшему начальнику полиции Копенгагена о том, что присоединился к ИСККОН несколько позднее, в 1979 году; и вышло так, что я поучаствовал в дальнейшем развитии движения Харе Кришна в Дании. Узнав от меня о философии и учении Шрилы Прабхупады, тот человек понял, что гаудия-вайшнавизм -- это истинная религия, и был очень впечатлен. "Хотел бы я знать эти вещи тогда, -- сказал он. -- Я так рад, что встретил вас сегодня. Желаю ИСККОН всяческих успехов в Дании".
   Должен упомянуть, что моей первой книгой была "Бхагавад-гита" на немецком языке -- "Wie Sie ist". Прочитав её по-немецки я и стал преданным.
  
   Начало истории Пайонидхи даса
   Летом 1977 один друг из Германии показал мне "Бхагавад-гиту как она есть" Шрилы Прабхупады на немецком. Вскоре я начал её читать. Мне было не сложно: немецкий в школах Дании -- обязательный предмет.
   К тому времени я уже прочёл много разных книг по буддизму, был знаком с понятиями `карма' и `реинкарнация'. Но "Гита" Прабхупады не просто открыла мне глаза, а все объяснила. Я развил сильную привязанность к Кришне и мне казалось что всё это идёт непосредственно с моей предыдущей жизни.
   По милости Кришны в 1978 году в сентябре я встретил преданного из Швеции, Джанешвару прабху. Он приехал на санкиртану в тот город, где я жил. Я купил у него комплект книг и дал огромное пожертвование. Джанешвара был невероятно рад встретить человека, знакомого с "Бхагавад-гитой".
   Я получил приглашение -- визитку храма, расположенного в Швеции. Я очень внимательно прочитал все книги и через пять месяцев, в феврале 1979, отправился к преданным в Швецию, в прекрасный Коршнас Гард. Тогда храм в Коршнасе носил название "Храм Гаура Нитай, Нью-Радха-кунда".
   Первым моим вопросом, прямо с порога, был "Когда приедет Шрила Прабхупада?" Я жаждал слушать Шрилу Прабхупаду и встретиться с ним лично. Но, к моему огромному огорчению, мне сообщили, что Шрила Прабхупада покинул этот мир в 1977 году. Я был потрясен. Я так надеялся встретить Прабхупаду и стать его учеником. Я уже принял Прабхупаду в сердце как своего вечного духовного учителя.
   Моим вторым желанием было изучить книги Прабхупады и начать распространять их. Ведь от простого чтения этих книг моя жизнь изменилась.
   Я переехал в храм, оставив университет, квартиру, друзей, девушку и всю свою семью. Мне тогда только-только исполнилось 19. Никто не мог меня понять. Все были в недоумении и решили, что я сошел с ума. Да, я сходил с ума -- по Шриле Прабхупаде и Кришне.
   За пять месяцев до этого, в ноябре 1978, я чуть не погиб в мотоаварии. Как оказалось, это произошло через год после ухода Прабхупады. Тогда, лежа в больнице, я читал "Книгу о Кришне" и "Ишопанишад" Шрилы Прабхупады, читал их интенсивно, зная, что должен стать настоящим преданным.
   Итак, проведя четыре дня в Коршнас Гарде, Нью-Радха-кунде, я решил, что остаюсь здесь. Буду преданным, буду распространять книги Прабхупады, хочу помочь открыть центр ИСККОН в Дании. Вегаван Прабху стал для меня одновременно и духовным наставником, и доброжелателем. Он тогда являлся президентом храма в Коршнасе и региональным секретарем по Скандинавии. Вместе с Аджитом Прабху, еще одним учеником Шрилы Прабхупады, они открыли центр ИСККОН в Швеции. Также одним из первых преданных там был Смита Кришна Махарадж.
   Я часто прославляю Вегавана Прабху за то, что в ранние годы ИСККОН он привел так много преданных. В Швеции многие присоединились к Движению сознания Кришны именно благодаря усилиям и проповеди Вегавана Прабху. Я молюсь Кришне, чтобы в будущем все помнили о нем, сознавая, какую важную роль он сыграл. Все, кто знал Вегавана Прабху, говорят о нем исключительно хорошее. Он поистине необычный человек.
  
   Санкиртана
   Присоединившись к храму в 1979 году, я прошел подготовку бхакт и сразу же начал спрашивать, когда меня научат распространять книги, когда я смогу присоединиться к команде распространителей. Я очень этого хотел. Жаждал научиться распространять книги Прабхупады, сознавая, что содержится в его "Гите", "Ишопанишад", "Книге о Кришне".
   Бхакта-программ я проходил в ресторане "Говиндас" в Стокгольме. Там была ежедневная проповедническая программа. Я помогал Дхирашанте Махараджу и проповедовал всем гостям. Там же я научился готовить халаву.
   В то же время мне было разрешено каждый день делать сандаловую пасту для Божества Господа Нарасимхи, которому поклонялся Кришна Кшетра Прабху. Поклонение Шри Нарасимхе должно было защитить Харикешу, распространителей книг Шрилы Прабхупады в СССР и всех преданных в той стране.
   Мне очень хотелось побыстрее заняться распространением книг, поэтому моя бхакта-программ была короткой. Некоторые старшие преданные рекомендовали подождать, но, в итоге, всего через месяц или около того мне разрешили выйти на санкиртану. Девамрита Прабху (который сейчас стал Свами) сказал мне: "О, ты уже присоединился к сознательным преданным, очень хорошо!"
   В Швеции распространять книги мне было сложно. Ведь по-шведски я не говорил. Датский совсем не похож на шведский. Но, несмотря на это, в свой первый день я так старался, что распространил 14 больших книг. И постепенно начал делать больше.
  
   Кассеты
   Мне не нравилось распространять кассеты. Их выпускал Харикеша, это были записи его альбомов "Раса". Позднее, в 1981 году я говорил Харикеше, что продажа кассет в Дании незаконна, и предупреждал, что нас, преданных, арестуют, если мы продолжим их продавать. Но Харикеша был так жаден до денег, что не стал меня слушать.
   Нас действительно в итоге арестовали. В тот раз мы продали много записей за несколько дней. В одном городе в Ютландии (Дания) я продал 70 кассет за полтора часа. Меня и других преданных арестовали, я просидел целый день в тюрьме. Полиция была сурова с нами. Они чуть не конфисковали наш минивэн. Однако потом отпустили всех с предупреждением, учтя, что мы монахи и священники.
   С книгами у нас не возникало подобных проблем: это религиозные книги, и мы не продавали их, а просили пожертвование. Большинство демократических стран не возражают против сбора пожертвований в обмен на религиозные книги.
   Прошло много лет, и я встретил в письмах Прабхупады указание: "Не продавайте записи, сосредоточьтесь на моих книгах". В письме 1975 года от Шрилы Прабхупады к Аджите дасу в Швецию говорилось, что "любая продажа пластинок должна быть остановлена, вы должны просто распространять мои книги, это наш единственный бизнес..."
   Так или иначе, в то время любой, кто покупал запись, в подарок получал книжку Шрилы Прабхупады "Совершенные вопросы, совершенные ответы". Однажды лидер санкиртаны сказал мне, что если я распространю более 50 кассет, то получу подарок. Я распространил 64 и получил футболку с изображением Параматмы -- и был в восторге, просто на вершине блаженства.
  
   Копенгаген
   Я присоединился в феврале 1979, а летом в Копенгагене был открыт центр ИСККОН. Мне было 19, но я очень хотел распространять книги Прабхупады. В августе я задал вопрос Вегавану Прабху и Харикеше: можно ли мне участвовать в проповеди в Дании. Мне разрешили. И, хотя я был всего лишь новичком, в одиночку я 7 дней в неделю распространял книги, и так поддерживал храм. Другого дохода у храма не было, а пара грихастх, которые там жили, не ходили на санкиртану.
   Я продавал книги в поездах метро в Копенгагене и выходил на разных остановках. Иногда люди приглашали меня к себе домой, желая услышать больше о книгах и бхакти. Помню, как однажды встретил группу священников, их было около сорока. Они захотели, чтобы я пришел к ним и выступил, рассказал о Кришне. Они хотели понять концепцию реинкарнации, карма-бхакти и т.п. Другой раз на санкиртане я встретил свою тетю (сестру отца); она настояла, чтобы я пришел к ним домой и рассказал о Кришне. Они приготовили для меня вегетарианскую еду, дали горячее молоко и фрукты. В том же году меня пригласили выступить в средней школе в Вайле, в которую я ходил -- "Вайле Родкилде". Пригласили рассказать, как я бросил учёбу и стал монахом Харе Кришна.
   Распространяя книги, я приводил гостей на вечерние программы и воскресные пиры. В 1979 году у нас было огромное, пышное, празднование Джанмаштами в Копенгагене. Мы организовали его с помощью "Вишва Хинду Паришад". Пришло около тысячи человек -- мы арендовали зал. Там было очень много индусов. Это был самый первый проведенный в этом городе День Явления Кришны. Гопишвара прабху, очень добрый преданный из США и его жена, ученица Прабхупады из Германии, подготовили весь фестиваль.
   Изредка мы вдвоем с Гопишварой прабху выходили на харинаму. Однажды нас арестовали и продержали в тюрьме 3 часа. Мы начали петь Харе Кришна и "Намасте Нарасимхая". Гопешвара Прабху играл на фисгармонии, я -- на карталах, мы были в дхоти, куртах, с тилаками. Я стал требовать объяснений, почему мы в тюрьме, ведь мы монахи! Я был датским подданным и знал свои права. "Вам не стыдно арестовывать нас за воспевание Имени Бога в такой свободной стране, как Дания? Если арестуете нас снова за воспевание Имени Бога, и мы встретимся в суде, вы услышите наших адвокатов". Думаю, Господь Нарасимха привел нас в тюрьму, чтобы очистить это место Святыми Именами и прославлением. Нас отпустили, и после того случая ни один преданный на харинамах в Копенгагене не был арестован.
   Вскоре после Джанмаштами в наш центр приехал Илапати прабху (который в 1989 стал Бхакти Викашей Махараджем), вместе с ним был Прабхавишну Свами. Они собирали в Дании пожертвования для своей проповеднической программы в Бангладеше -- продавали кассеты ИСККОН. Я ходил вместе с ними. Так у меня появилось хоть какое-то общение.
   Иногда мы с Илапати прабху расходились в разные стороны и шли распространять именно книги. Однажды на меня напали: какие-то бандиты-мусульмане отняли книги, которые я носил с собой, и немедленно сожгли их. В тот день я дал обет, что такого больше никогда не случится, даже если мне придется драться с негодяями. Все это случилось прямо перед парком Тиволи в Копенгагене, в самом центре "свободной любящей Дании", страны религиозной терпимости и свободы!
   Через четыре месяца Гопишвар прабху с женой уехали. В декабре к нам в Копенгаген заехал Харикеша. Он был первым из гуру и Джи-Би-Си, кого мы увидели в этом центре, потому что никто тогда не воспринимал Данию всерьез, не верил, что Дания может принять Сознание Кришны -- это казалось невозможным. Считалось, что в Копенгагене было трудно контролировать чувства.
   Рави дас, ученик Прабхупады, новый президент храма в Копенгагене, распространяя книги от двери к двери, встретил девушку и женился на ней. Он не показывался в храме несколько дней, а потом появился с девушкой. Позже она получила инициацию и стала одной из первых переводчиц книг Прабхупады на датский -- перевела "Бхагавад-гиту". Ее звали Лилашакти даси.
   Вскоре в Копенгаген приехал Вайдьянатх прабху, он был родным братом Шачинанданы Свами. Вайдьянатх стал президентом храма, хотя мы с ним остались в храме вдвоём. Вайдьянатх старался изо всех сил, но ему тоже было очень тяжело контролировать чувства. Хотя я один выходил на санкиртану, распространяя книги с 9:30 утра и, порой, до 8 часов вечера, он мог разбудить меня в 3 утра. У меня не получалось отдыхать как следует, и как следствие, стало очень тяжело проводить на санкиртане много часов. Плюс мне не разрешали сидеть и читать книги Прабхупады по два часа в день, чего я очень хотел. Я ходил на санкиртану 6-7 дней в неделю и не мог уделять достаточно времени чтению книг Прабхупады.
   Еще до того, как стать преданным, я обладал решимостью в изучении языков и всегда усердно учился. В школе на экзамене по латыни я получил максимальную оценку, 13 баллов вместо 11. Я тогда даже купил несколько дополнительных книг, чтобы освоить грамматику. С книгами Прабхупады моя решимость только возросла. Я хотел изучать шастры, хотел действительно преуспеть в понимании шастр, считал, что инициированный священник-брахман должен очень хорошо знать писания.
   Более того, я постоянно испытывал желание читать больше чем 16 кругов, что совершенно не поощрялось храмовыми авторитетами.
   К январю 1980 года я совершенно выгорел от тяжелой тапасьи и отсутствия отдыха. В итоге я отправился на недельку в гости к своему немецкому другу и его семье -- мне хотелось получить всего несколько дней отдыха.
  
   Швеция и инициация
   Потом я позвонил Вегавану Прабху в Швецию. Он приехал в Данию, забрал меня. Оставаясь в Швеции, я занимался санкиртаной вплоть до своей инициации в 1980 году. Инициация была в период Джанмаштами, приурочена ко дню установления Шри Шри Гандхарвики-Гиридхари. Церемонией установления Божеств руководил приехавший в Швецию Джаятиртха. Я оказался самым первым преданным, который перед Шри Шри Гандхарвикой-Гиридхари получил от Харикеши четки и духовное имя. В тот день я перестал быть бхактой Пером и стал Пайонидхи дасом.
   Еще задолго до этого меня спрашивали, хочу ли я получить инициацию. Но Вегаван Прабху в одной из своих лекций упомянул, что Шрила Прабхупада советовал ждать инициации в течение года. Услышав эти слова, я принял их как добрый совет. Вегаван Прабху являлся для меня в то время настоящим наставником, и значил гораздо больше, чем Харикеша.
   Мы всегда распространяли книги Шрилы Прабхупады в дхоти. Один раз я попал на первые страницы газет Северной Швеции. Мы распространяли книги в минус 60 зимой 1980 года, это было в Кируне -- самом северном шведском городке. Люди там были очень дружелюбными, а пришедшее лето оказалось очень красивым.
  
   Дания, Индия, Германия
   Потом я вернулся в Данию и продолжил заниматься санкиртаной там. За проповедь в Дании принялся Девамрита Свами, и мы начали распространять книги в больших масштабах. Вскоре у нас образовалась путешествующая группа из 4 человек. К составу присоединился Камсари (теперь он Кешава-прия), затем - Адидева и Панча-мукха. Также с нами был Даша-аватар дас из Восточной Германии (в то время еще ГДР), в его страну Девамрита Свами и другие провозили книги контрабандой.
   Наш храм находился на Амагере в Копенгагене. Мы распространяли книги по всей Дании, я возглавлял списки распространителей каждую неделю. Кульминацией был большой марафон в декабре 1980. В тот год нас навестил Джаяпатака Свами. Когда мы вернулись с марафона, Харикеша приветствовал меня словами: "Вот идет махатма санкиртаны!"
   1981 год выдался очень занятым. Мы путешествовали по всей Дании и распространяли книги.
   Я получил брахманическое посвящение в 1981 году и выучил мантры Гаятри так же хорошо, как и все остальные. В Германии в 1982-83 годах мне пришлось научиться повторять Гаятри очень быстро. Немецкие преданные должны были стать более эффективными, а я путешествовал с ними. Кришна-Карнамрита дас (немецкий ученик Харикеши) говорил, что у нас есть 15 минут на то, чтобы почистить зубы, сходить в туалет, принять душ и одеться. Давалась 1 минута на повторение мантр Гаятри. 16 кругов следовало закончить за полтора часа. Как-то, уже гораздо позднее, в 1993 году в храме ИСККОН Бостона Ниранджана Свами задался вопросом, как это я так быстро повторяю свои утренние Гаятри-мантры. И я ему продемонстрировал, как можно успеть всё прочитать за минуту.
   Примерно в 1981-82 годах Девамрита сказал мне, что "мы должны зажечься в сознании Кришны". Но мы можем только одно -- прилагать усилия, стараться изо всех сил. Девамрита чувствовал себя виноватым, видя, как я день за днем выходил и распространял книги Шрилы Прабхупады, а он ничего не делал, кроме как оставался в храме, играя в великого Ишвару. В другой раз он сказал мне: "Ты король на Уокинг-стрит в Копенгагене". Сам он оставался "королем" храма. Пока вы распространяете книги Шрилы Прабхупады на улице, вы можете быть там королями, но, вернувшись в храм, кланяйтесь мне, ибо я король храма.
   Меня не заботила ложная гордыня тех, кто никогда не посвящал свою жизнь ежедневному распространению книг Шрилы Прабхупады. Я присоединился к ИСККОН не для того, чтобы служить Девамрите Свами, а чтобы служить Шриле Прабхупаде.
   В 1982 я отправился в Индию. Вместе с преданными из Дании мы побывали в ИСККОН Мумбая, в Маяпуре и во Вриндаване. В том году в храмовой комнате в Маяпуре стояли рядком вьясасаны 11 гуру и все кланялись им. В тот же год Девамрита Свами получил санньясу. В это время началась политика. После возвращения из Индии я поехал в Германию, в старый храм. В то время у Джаятиртхи, гуру и Джи-Би-Си по Великобритании, начались проблемы, он покинул ИСККОН, ушёл к Шридхаре Свами. Шридхара Махарадж, очевидно, не знал, насколько падшим был Джаятиртха.
   В Германии я присутствовал на установлении Божества Прахлады-Нрисимхи в храме Нава Джияда Нрисимха Кшетра в январе 1983. Мы устроили огромный книжный марафон, а когда вернулись в храм, то лидеры санкиртаны начали киртан Господу Нарасимхе, который продолжался всю ночь и до мангала-арати. Это было потрясающе. После установления Божества все преследования, которым подвергались местные преданные, прекратились по милости Господа Нарасимхадевы.
   На рождественский марафон Прабхупады я вернулся в Данию. В то время к ИСККОН присоединились Джахну дас и Лалитанатх. С президентом храма произошел скандал: его поймали с матаджи из Аргентины. Но распространение книг продолжалось. Джахну начал распространять больше, чем я. При этом он держал сигарету в одной руке, "Гиту" в другой -- так вот распространял и разговаривал с людьми. Прямо в пешеходной зоне Копенгагена. Я не рассказывал об этом другим преданным -- надеюсь, больше он так не делал. Джахну распространял очень хорошо, поэтому, уверен, Кришна был к нему в конце концов милостив.
  
   Картины, книги, и снова картины
   В 1983 я был в Германии и распространял картины. Все преданные тогда распространяли картины. Все собранные средства шли на печать русских "Бхагавад-гит" в маленьком формате. Эти книги бесплатно раздавались всем русским, если те выражали желание прочесть "Гиту". Иногда "Гиты" даже подбрасывали на борт русских кораблей, стоявших в гавани Копенгагена.
   Потом период с картинами закончился и я, наконец, смог снова распространять книги. С меня было довольно, я не хотел продавать картины, поскольку это не является обязанностью брахмачари. Я присоединился к ИСККОН, чтобы распространять книги Прабхупады. Тогда же, во время чтения джапы я получил удивительный даршан Господа Чайтаньи, это случилось в Нюрнберге. Я очень четко чувствовал присутствие Господа Гауранги.
   Распространяя книги Прабхупады в Германии, в 1983 году я установил свой личный рекорд: 183 большие книги. Это было 31 декабря. (Еще одним моим особым рекордом было распространение 500 средних книг: я сделал это в 1994 году, в Лас-Вегасе, во время концерта "Grateful Dead".)
   В Германии преданные стали продавать кассеты, собирая деньги "для голодающих детей Западной Бенгалии". Однако в Германии вы не можете собирать деньги на то, чего не делаете, поэтому немецкие власти хотели от ИСККОН полного отчета, куда и на что идет каждая собранная копейка. Часть денег действительно шла в Маяпур, поскольку Шрила Прабхупада начал там "Пищу для жизни". Шрила Прабхупада не раз писал письма, в которых приказывал "продавать мои книги и перестать продавать записи".
   Из Германии в 1984 году я вернулся в Данию. Девамрита Свами снова попросил меня продавать картины, уже для нового храма в Копенгагене: нужны были средства для установления Шри Шри Гаура-Нитай. Сначала я сказал, что весь этот бизнес с картинами из Гонконга незаконен и преступен, нарушает законы любой страны. В любой момент меня могут арестовать за это и бросить в тюрьму. Ну и, к тому же, я уже занимался этим в ИСККОН в Германии целый год и больше я не хочу. Я присоединился к ИСККОН, чтобы распространять книги Шрилы Прабхупады. Девамрита Свами ответил мне: "Хорошо. Но просто помоги на этот раз. Я никогда больше не попрошу тебя делать это. Потом сможешь вернуться к книгам".
   Картинный бизнес начал Бхавананда в Австралии. Это была обычная продажа мирских картин, которая понравилась Харикеше, Сухотре и Девамрите Свами.
   Итак, я сделал это. Я собрал много лакшми: несколько тысяч долларов. Они пошли на новую храмовую комнату, одежды Гаура-Нитай и севу. Шри Шри Гаура-Нитай были установлены. Однако храм находился на первом, нижнем этаже, и его следовало сделать звуконепроницаемым -- в противном случае будут беспокоиться соседи. Новый храм находился в очень богатом районе Копенгагена, Хеллеруп, в котором жила верхушка среднего класса. Здесь нельзя беспокоить соседей, иначе придется продавать недвижимость.
   То, что случилось дальше, изменило мою жизнь навсегда. Я потерял веру в лидеров из-за их эгоизма.
   Девамрита Свами сказал: "Хорошо. Теперь иди и дальше занимайся картинами". Я с удивлением ответил ему: "Девамрита Свами, ты же дал слово, что я вернусь к распространению книг!" Он сказал, что передумал. Я возразил, что это невозможно. И отправился поговорить с Харикешей, моим тогдашним гуру. Харикеша, по правде говоря, даже не знал о моей жертве. Не был в курсе, что я собрал все эти средства на новый храм. Я был дурак, что пожаловался Харикеше. Но именно тогда я, наконец, осознал, что Девамрита -- змея.
   Я продавал картины, чтобы помочь в поклонении Гаура-Нитай в Копенгагене. В конце концов, установление Божеств в Дании являлось очень особым событием. Однако мне никак не разрешали продолжить распространять книги. Харикеша и Девамрита давили на меня, чтобы я занимался картинами. Я решил, что с меня хватит, и получился конфликт. Мне пришлось покинуть храм, чтобы распространять книги Шрилы Прабхупады.
   Я уехал из храма в апреле 1984. Продолжал покупать в храме книги и шёл распространять их. Меня уже особо не приветствовали в храме Копенгагена из-за политики Девамриты Свами. А ведь я -- первый датский преданный, который помогал открыть храм в 1979 году.
   В первый день после ухода из храма, выйдя на санкиртану, я повстречал Джамадагни даса, одного из учеников Шрилы Прабхупады в Дании. Он рассказал мне, как Девамрита вел политику и против него. Джамадагни -- преданный, который перевел первые книги на датский. Перевел "Шри Ишопанишад", книгу "Кришна" и "Ведическую философию и религию" Сатсварупы Махараджа. Я, в свою очередь, рассказал Джамадагни о том, что случилось со мной.
   В то время все старшие преданные в храме уже переженились и давно перестали выходить на санкиртану. Мне завидовали, на меня злились. Я стал жить отдельно, и понимал, что это хороший повод расстаться с ИСККОН. Однако у меня была миссия. Именно за то, что я хотел распространять книги Шрилы Прабхупады, а не картины, за мою решимость, Харикеша обозвал меня "животным". Я получил письмо от Харикеши, в котором также говорилось, что я демон, потому что отказываюсь продавать все эти картины. Харикеша не был преданным санкиртаны: жил в комфорте храма и никогда не ходил на мангала-арати. С той поры я отверг Харикешу, понял, что он "асат". Я был, должно быть, первым в ИСККОН, кто понял, что это поддельный гуру.
   Одним из моих духовных братьев был Джанешвара из Швеции. Однажды на санкиртане он заявил, что Харикеша обладает всеми 8 мистическими способностями. Я хорошо знаю книги Прабхупады, поэтому спросил Джанешвару: "Неужели ты считаешь, что Харикеша умеет летать (лагхима-сиддхи), доставать предметы из далеких мест (прапти-сиддхи), и всё прочее?" Он сказал: "Да, абсолютно". Я был удивлен его наивной и ребяческой убежденностью. Просто глупо иметь такую слепую веру.
   Я решил прямо спросить Харикешу, есть ли у него мистические силы. И Харикеша не стал отрицать. Он был негодяем и мошенником, ему нравилось, чтобы преданные думали, что он такой же могущественный, как Шри Хануман или другие особые вайшнавы, проявляющие мистические способности. Тогда я спросил еще раз: "Джанешвара Прабху утверждает, что у вас есть все восемь мистических сил. Хочу узнать ваш ответ на это утверждение". Он не ответил прямо. В третий раз я задал вопрос уже таким образом, чтобы Харикеша не почувствовал в моих словах вызова, сказав: "Шрила Прабхупада говорил, что его мистические способности заключаются в том, что он превращает хиппи в вайшнавов и делает их `хэппи', счастливыми. При этом Шрила Прабхупада был против демонстрации так называемых мистических сил и магии ради обмана дешевых учеников". Он не мог возражать.
   Я понял, насколько материалистичным был мой гуру. Он всегда думал только о деньгах и хотел, чтобы преданные делали их любыми способами, даже нелегальными, вместо того, чтобы просто продавать книги Шрилы Прабхупады. На самом деле, мы даже не продаем книги -- мы просим пожертвования!
   В конце концов выяснилось, что Харикеша был мошенником, но формально это произошло только в 1998 году.
   Итак, после произошедшего я перестал повторять пранама-мантру Харикеше. Читал одну пранаму Шриле Прабхупаде. У меня, по большей части, не было никакой веры в этих высокопоставленных учеников Прабхупады. Они жили в удобствах, никогда не выходили на санкиртану и даже на харинаму. За исключением, конечно, особых случаев. В тот момент Кришна показал мне, что единственная необходимая вещь - это принимать прибежище исключительно у Прабхупады. Никто из этих лидеров, занимавшихся взаимной политикой и интригами, не являлся серьезным преданным. Харикеша и Девамрита выгнали всех старших преданных из Швеции, начиная с Вегавана Прабху и Аджиты Прабху. Харикеша и Девамрита завидовали Вегавану Прабху. Они выгнали всех тех учеников Прабхупады, что на самом деле обладали сознанием Кришны -- остались только те, кто им поддакивал.
   ИСККОН постепенно превращался в культ. Хамсадутта и его банда добыли целый штабель оружия, об этом узнала полиция. Сухотра (тогда еще Свами) в тот год пал с замужней ученицей Харикеши из Боливии. Позже Джи-Би-Си сделали Сухотру "ваначари", хотя он не следовал никакому ашраму. До сведения Джи-Би-Си так и не довели склонность Сухотры "выжигать" подчиненных ему. Интересно, что Бхактивайбхава Свами никогда не ввязывался в подобную чушь и всегда был добр ко всем преданным -- именно поэтому я его всегда уважал.
   Но мошенничество продолжалось. Жить в храме и быть лишенным возможности распространения книг было очень демонично. Поэтому я жил вне храма и продолжал распространять книги Прабхупады.
  
   Махарама
   Некоторое время я жил в храме ИСККОН в Австрии, пытался сотрудничать с Махарамой дасом. Он тогда был президентом храма в Вене и региональным секретарем по Австрии. Махарама был печально известен как распространитель книг из Германии, который часто во время санкиртаны ввязывался в кулачные драки. Харикеша поставил Махараму даса во главе Австрии, а Гуру-Гаурангу даса сделал региональным секретарем по Австрии и Швейцарии. Махарама частенько массировал Гуру-Гауранге ноги и потом вдыхал их запах, пародируя карми, затягивающегося сигаретой: "М-м-м-м, лотосные стопы!" -- приговаривал он. Хотел показать, как следует делать массаж старшим преданным. Он был совершенно сумасшедшим.
   Однажды, добираясь в Грац на большой рок-концерт, один из тех, на котором преданные распространяли прасад и книги, мы поймали два такси, чтобы доехать до железнодорожной станции. Доехали. И Махарама отказался заплатить таксистам, чуть не подрался с ними, чем вызвал большое волнение. Все таксисты засучили рукава, поэтому Махатме пришлось выдать деньги. Сердясь, он обругал таксистов: "Verdamte Sudras, проклятые шудры!" А мы все были одеты в вайшнавскую одежду -- в дхоти, с нами были и матаджи -- в сари. Мы представляли ИСККОН, и это выглядело очень плохо.
   Меня произошедшее сильно обеспокоило. Я поговорил на эту тему с одним преданным, а тот взял и передал все мои слова Махараме. Мы как раз ехали с фестиваля, после успешной проповеднической программы, в ходе которой я лично продал много "Бхагаватам". Мы все вместе ехали в минивэне. Я сидел рядом с Махарамой, тот вел машину.
   Махарама, узнав о моих словах, очень разозлился и начал кричать: "Что, думаешь, я в майе?!" Я ответил, что не согласен с тем, как он себя повел вчера в Вене с водителями такси, так не следовало делать. Никто никогда не осмеливался говорить Махараме что-либо в лицо. Но я не боялся его. Махарама немедленно остановил минивэн и просто выкинул меня на дорогу. Это случилось за сотни километров от Вены, было 2 часа ночи. Я оказался посреди шоссе в красивых горах Австрии.
   После санкиртаны у меня в кармане осталось немного лакшми. Эти средства помогли мне добраться до мотеля, но на еду уже не оставалось. На следующее утро я попросил у хозяев немного воды. Сказал, что я монах, и у меня нет денег. Я был одет в шафрановые дхоти и курту. Хозяйка мотеля принесла мне овсянку с фруктами и горячее молоко, была ко мне очень добра. Я поблагодарил матаджи за ее доброту.
   Должно быть, хозяева задавались вопросом, что это за религия такая, бросают своего монаха ночью на шоссе?
   Потом я вышел на трассу и автостопом к полудню добрался до Вены.
   Яркая сторона этого автостопа была в том, что я прочитал более ста кругов в красивых горах Австрии -- они действительно потрясающие. Сегодня я могу вспомнить эти живописные виды благодаря Махараме, иначе я никогда бы не увидел австрийские горы.
   Когда я появился в храме, Махарама велел мне извиниться. Я заявил ему, что пришел только за своим багажом. Потом позвонил в храм в Дании Адидеве, поговорил с Девамритой, потом позвонил Харикеше -- тот разговаривал со мной совершенно беспечно и бессердечно.
   Надо добавить, что Махарама был в принципе известен своим агрессивным поведением. Он часто выбрасывал преданных из фургона санкиртаны, когда считал, что те продали недостаточно книг. Некоторые возвращались в храм, другие уходили из ИСККОН. Все это правда, я ничего не выдумываю. Кришна тому свидетель. Даже Харикеша не мог контролировать его. Впрочем, он даже и не пытался, у Харикеши были свои мотивы. Так что Харикеша никак не поправил Махараму. А Шачинандана (который тогда ещё не стал санньяси) отругал меня, а потом задал вопрос: что я думаю о Харикеше. Я ответил: "Он -- хороший человек". Шачинандана разгневался: как это я смею считать Харикешу обычным человеком.
   Позже в 1986 году, Махарама стал гуру ИСККОН, но вскоре покинул движение. В том же году в Колумбии он столкнул ученика с лестницы и тот разбился насмерть. Больше его никогда не видели.
  
   Падаятра
  
   После Австрии я побыл некоторое время в Германии, в Бремене, размышляя, где продолжу свое служение Шриле Прабхупаде. Я покупал книги в немецком Би-Би-Ти и ежедневно распространял их людям, ходившим за покупками.
   Затем Харикеша написал мне письмо. Это был 1985 год. Харикеша предложил мне поехать на Падаятру в Индию. Руководители немного подобрели ко мне, потому что я собирал хорошие пожертвования и привлекал людей, которые присоединялись к храму в Копенгагене.
   Итак, в 1985 я оказался на Падаятре ИСККОН, приуроченной к столетию Господа Чайтаньи. Я распространял книги Прабхупады под жгущим индийским солнцем, но был рад находиться вместе с Локанатхой Свами и Джаядвайтой Свами. Джайадвайта Свами постоянно вдохновлял меня заново принять прибежище у Харикеши. Я много молился Прабхупаде и Кришне, и, когда приехал в Шри Рамешварам, мне приснился один сон, и я ему решил последовать.
   В Южной Индии, в 1985 году, там, где Господь Чайтанья посетил семь храмов, я получил мантру Нарасимха-гаятри от вайшнава из Шри-сампрадаи. Я чувствовал, что эта мантра мне очень знакома -- будто ко мне возвращается старый друг. Астролог из Мадхураи в Южной Индии сказал мне, что я был брахманом и вайшнавом из Шри-сампрадаи в прошлой жизни. В Какинаде (Андра-Прадеш), другой астролог сказал мне, что, кроме того, я был царем, должен был судить людей, но однажды совершил большую ошибку и поэтому родился на Западе, чтобы служить Господу Нарасимхе и распространять славу вишну-бхакти.
   Я вернулся в Данию в конце 1985. Моя индийская виза быстро закончилась: в те времена в Индии можно было оставаться только 6 месяцев, и обновить визу было не легко.
   В Дании Девамрита не разрешил мне остаться в храме. По милости Кришны, я встретил одного человека, искреннюю душу, он помог мне. Я месяц жил в Мальмё у немецкого ученика Прабхупады, его звали Бхарата Прабху. В этом шведском городе он открыл небольшой храм. Я начал распространять книги Прабхупады. Собирая пожертвования, я помог этим преданным найти помещение для храма побольше. И вскоре смог снова уехать в Индию, чтобы присоединиться к продолжавшейся в Южной Индии Падаятре. Мне хотелось избегнуть ядовитой политики, в то время всё это для меня было слишком.
   В Индии я тоже занимался санкиртаной. Я долго был лидером автобусной санкиртаны "Вриндавана Санкиртана". В течение пары месяцев мы распространяли ежедневно по 1000-2000 книг. В Южной Индии, в Неллоре мы за два дня распространили 10 000 "Бхагавад-гит" на телугу. Причем эти книги были только что из типографии. На следующий 1986 год мы с командой санкиртаны побывали на Кумбха-меле в Харидваре: приехали на автобусе из ИСККОН Мумбаи в количестве четырех человек и распространили тысячи книг.
   Во Вриндаване я посещал места игр Кришны. Я побывал в Джаганнатха Пури, Симхачалам, Мангала Гири и Аховалам. Во Вриндаване кроме книг делал и другую севу. Неделю я провел в Кешаваджи Гаудия Матхе: меня туда отправил президент вриндаванского храма Дамодара Пандит Прабху.
   Когда я занимался служением в храме Кришна-Баларама, Дамодара Пандит Прабху послал меня в Матхуру для сбора пожертвований на Джанмаштами. Он сказал: "Хочу, чтобы ты остался в храме Шрилы Нараяны Махараджа в Матхуре, это храм Гаудия-матха". Я спросил, действительно ли можно оставаться там. Он ответил, что Шрила Нараяна Махарадж очень близок со Шрилой Прабхупадой, он знал его задолго до отъезда Прабхупады в США, и именно в этом Матхе Шрила Прабхупада принял санньясу. Я был очень удивлен: меня всегда учили, что в Гаудия-матхе не любят Шрилу Прабхупаду.
   Шрила Нараяна Махарадж уделил мне очень много внимания. Каждое утро он давал лекции, а я сидел и слушал, хотя и не понимал хинди. Он знал это и поэтому любезно переводил все на английский, делал это для меня лично, хотя его проповедь слушали еще около 40 преданных.
   Шрила Нараяна Махарадж беспокоился обо мне больше, чем кто-либо из тех, кого я когда-либо встречал в ИСККОН. Я очень быстро понял, почему он является дорогим другом Шрилы Прабхупады. Я был так впечатлен его искренней любовью и заботой обо всех. Он был свободен от любых материальных желаний, я понял это очень быстро. Никаких стремлений к имени, славе, прибылям и рангам. Он всегда повторял джапу, что мне очень нравилось: потому что в ИСККОН нам говорили не повторять слишком много джапы. Но он повторял Святые Имена всегда, если не проповедовал кому-то.
   Я пробыл в Матхуре около недели, обошел всех пожизненных членов ИСККОН, собрал пожертвования на Джанмаштами.
   После этого я каждый год стал навещать Шрилу Нараяну Махараджа во Вриндаване и задавать ему вопросы. Потому что, несомненно, он был истинным садху -- у меня не было сомнений. Он всегда был рад снова встретиться со мной. Он посоветовал мне ежедневно изучать "Манах-шикшу" Шрилы Рагхунатха даса Госвами, попросил очень внимательно прочитать все книги Шрилы Бхактивинода Тхакура, и сказал, что "Шри Чайтанья-шикшамрита" будет особенно важна для меня.
   Затем к нему начали ходить старшие преданные ИСККОН и началась политика.
   Старшие преданные ИСККОН расспрашивали меня о Шриле Нараяне Махарадже и вскоре тоже начали ходить к нему. Там были Тамал Кришна Махарадж, Гирирадж Свами, Бхуриджана, Шиварама Свами, Шаччинандана Свами, Б.Б.Говинда, Джадурани и другие. Шрила Прабхупада попросил Шрилу Нараяну Махараджа в 1977 году, перед своим уходом: если какие-либо преданные из ИСККОН придут к Вам за шикшей, пожалуйста, постарайтесь помочь им. Это было одним из последних наставлений Прабхупады.
   Шрила Нараяна Махарадж ответил на все мои вопросы о сознании Кришны, вдохновил читать 64 круга каждый день. Он всегда подчеркивал одно: чтобы понять Радха-Кришну через гуру-парампару, следует воспевать минимум 64 круга в день, даже если поначалу кажется, что это много. Я очень обязан ему.
   В общей сложности, я пробыл в Индии два года. Я заболел желтухой, и, не успев полностью поправиться, вернулся в Швецию. Я не знал, что делать дальше.
   К тому моменту, как в 1986 году я вернулся в Европу, Харикеша уже выгнал Девамриту Свами из своей зоны, поссорившись с ним из-за интриг. Не жалейте Девамриту Свами, когда тот рассказывает слезливую историю, как плохо с ним обращался Харикеша. Девамрита просто захотел получить место Харикеши, заменить его, стать новым ачарьей, а Харикеша, конечно, не мог такого допустить, и поэтому велел Девамрите собрать вещи и уезжать.
  
   Адидева, Девамрита и Нью-Вриндаван
   В Дании Девамрита поставил одного сумашедшего на пост президента храма. Его звали Адидева. Он невероятно мне завидовал и не слушал добрых советов. Когда Адидева был новичком в храме, то бегал вокруг ашрама голышом, я делал ему выговор за ненадлежащий вид, а он потом жаловался Харикеше, что я хочу быть его гуру. Он забывал рассказать Харикеше про свою проблему с гамчей: преданные ведь голыми не бегают. Адидева никогда не читал маха-мантру. Годами он повторял "шнык-шнак харе-критна". Когда он проводил арати, то держал раковину другой стороной. Он всё делал не так, и имел при этом раздутое ложное эго.
   Пока я находился в Австрии с Махарамой, я получил некоторые лакшми от датского правительства -- пособие. Поэтому я сказал Адидеве, что он может взять для храма эти деньги, предупредив, что если мне они понадобятся, я попрошу их обратно. Он согласился. Когда я в 1984 году собрался уезжать из венского храма, после того случая с Махарамой, и звонил Адидеве, тот отказался возвращать мне деньги. Я обратился к Девамрите -- тот тоже отказался. Только у Харикеши оставалось что-то святое, он велел им вернуть мне моё. Харикеша знал: если они откажутся, я пойду в датскую полицию, а это навредит проповеди.
   Вскоре после вынужденного отъезда Девамриты из датского ИСККОН, Адидева тоже уехал -- стал тем маявади, каким и являлся всегда. Мне его до сих пор очень жаль, ведь его не обучили толком в Сознании Кришны. Наверное, я один за него молюсь, хочу, чтобы он вернулся к Прабхупаде и Кришне. Но сначала, правда, ему следует обучиться в Сознании Кришны.
   С Девамритой Свами у меня было столько проблем. Всё это его высокомерие и надменное поведение жителя Нью-Йорка, множество его обид на меня за все эти годы...
   Препятствия я воспринимал как милость Кришны, памятуя Пандавов. Я молился о том, чтобы на протяжении всей жизни придерживаться верной дхармы и справедливости, стараясь ни кого не оскорблять, полностью предаваясь Радхе и Кришне, Махапрабху и Нарасимхе. И, прежде всего, Прабхупаде. Любые препятствия -- ничто иное, как милость Кришны. Мы должны быть очень осторожны и не делать ничего такого, что оттолкнёт преданных от лотосных стоп Кришны. Ведь не каждый настолько решителен, чтобы оставаться несмотря ни на что.
   В 1986, когда Девамрита собрался в Нью-Вриндаван, я его предупреждал: в этом месте полно отклонений. Девамрита стал в Нью-Вриндаване президентом общины, свой пост сравнивал с положением "мэра" при лидере Киртанананде. Через пару лет он был исключён из ИСККОН вместе с другими членами Нью-Вриндавана.
   Киртананда после убийства Сулочаны Прабху сбежал во Вриндаван. Я знаю об этом, потому что встретил его там. Это было в июне 1986 года. Он даже пытался провести свою собаку внутрь храма Радха-Рамана, таким он был безумцем. Вишвамбара Госвами из этого храма, мой хороший знакомый, рассказывал мне о том случае с отвращением.
   Я почти позабыл о Девамрите Свами и его злости на меня, пока однажды зимним днем 1990 года, распространяя книги в Торонто, не оглянулся и не увидел за своей спиной Девамриту Свами. Это произошло на Янг-стрит и Блур: знаменитый перекресток в Торонто. Девамрита был в западной одежде и удивился, увидев меня. Он пригласил меня к себе в гости в Нью-Вриндаван.
   С какой стати я должен был отправляться в Нью-Вриндаван в те времена? Зная Девамриту, я понимал, что он захочет меня завербовать, как только я там окажусь. Киртананда и группа его фанатичных последователей были изгнаны из ИСККОН, а Девамрита являлся одним из верных ему людей. "Но вас же исключили из ИСККОН! -- сказал я. -- Я хочу быть уверен, что у меня не возникнет проблем из-за посещения вашей общины. И заранее предупреждаю: я не присоединюсь к вам, не стану частью этого сообщества".
   Потом я рассказал ему, что сейчас возвращаюсь в Бостон, а там встречают Новый год вместе с санкиртаной из Нью-Вриндавана (тогда их санкиртана подразумевала продажу кепок и наклеек, а вовсе не книг Прабхупады). Я собирался вернуться в Бостон, а потом, в начале 1991, улететь в Индию на курсы VIHE во Вриндаване (это Вриндаванский институт высшего образования).
   Многим преданным было любопытно, что происходит в Нью-Вриндаване, поэтому я всё же согласился поехать и посмотреть, что это за безумие такое. Девамрита Свами организовал мне поездку с одной матаджи из Бостона. Это было не идеально -- она была матаджи, но я знал ее по храму, она часто приходила на нашу программу. В Бостоне она продавала цветы и часто ездила в Нью-Вриндаван.
   Итак, когда я приехал в Нью-Вриндаван, то увидел Девамриту Свами в христианской монашеской робе и без тилаки. Ему массировала стопы женщина-санньяси "Пьюрити Свамини".
   Да, в Нью-Вриндаване носили монашьи робы, отказались от тилаков, и не только это. В Нью-Вриндаване пели все песни на английском. Например, Нарасимха-арати превратилась в английскую песню: "Вся слава Нарасимхадеву, Он убил Хираньякашипу" и т. д. Они не повторяли вслух мантры, держали мурти Прабхупады зимой на улице, выдумав божество Прабхупады-Будды, Прабхупада-буддхападу. Известно было о насилии Киртананады над детьми и об убийстве Сулочаны.
   Я сказал Девамрите Свами, что ему следует побрить голову и сбрить бороду, а также нанести тилак. А он ответил: "Тебе не так повезло. Я следую Киртананде". Но это следование заставило его переодеться в монашеские робы и отрастить бороду. Он поддерживал своего нового гуру изо всех сил, чтобы иметь власть и управлять.
   Вернувшись в Бостон, я позвонил Девамрите Свами в Нью-Вриндаван. Хотя он никогда не являлся моим доброжелателем, я ему искренне желал добра. "Вы являетесь частью преступной группировки, -- сказал я. -- Киртананда -- убийца и педофил, вы убили Сулочану Прабху. Позор вам, Девамрита Свами". Он предложил мне сказать всё это Киртанананде непосредственно. Я сразу подумал: неужели Девамрита хочет, чтобы Киртанананда и меня заодно убил, прислал ко мне киллера? Таков радужный мир невежества.
   В 1996 мы снова встретились. Он подошел ко мне и сказал: "Купи мне тиффин!" Это было в Маяпуре на фестивале Гаура-пурнимы. В то время, после ареста Киртананды, Девамрита Свами вернулся в ИСККОН в статусе полноправного Джи-Би-Си, гуру и санньяси. Я тогда едва выживал, был бедным брахмачари, а тут Девамрита Свами вдруг подходит ко мне и просит купить ему шоколадный тиффин! Будь у меня много, или просто достаточно, лакшми, я мог бы подумать об этом. Но в то время я мало ел и часто одалживал у своего лондонского друга Джады Бхараты Прабху. Я подумал, какую же гордость надо иметь, чтобы после всего, подняв голову, расхаживать по Маяпуру, словно павлин. Но, по крайней мере, он обрил голову и вернулся к нормальным стандартам ИСККОН, и больше не являлся слепым последователем Киртананды.
   Если честно, я предпочитаю вспоминать хорошее время, оно тоже было. Помню, как однажды Девамрита пришел "проверить" мою санкиртану и притворился покупателем. Я распространял тогда книги одному пожилому человеку, а Девамрита, переодетый в обычную западную одежду, подошёл к нам и спросил, сколько стоит книга. Я ответил, что мы обычно не называем цену, а просто просим пожертвование, и он дал мне 100 датских крон (это примерно 20 долларов США). Я вручил ему "Smagen af en anden verden", что переводится как "Вкус другого мира" -- это сборник, объединяющий 3 разные книги Шрилы Прабхупады. На обложке было красивое изображение Радхи-Кришны на качелях. Пожилой мужчина понаблюдал за нашим разговором и скопировал поступок Девамриты, тоже дав мне 100 крон. Следует заметить, что обычно нам жертвовали 20 или 30 крон. Потом я сказал "спасибо" Девамрите за помощь, и мы посмеялись тогда: может быть, надо так почаще делать, тогда пожертвования увеличатся. Мы с ним так сильно смеялись, это были счастливые дни. Эти средства шли на воскресные пиры, мы надеялись "разбудить" прасадом наших скучающих гостей.
   Годы спустя Девамрита Свами извинился передо мной, и я простил его, видя в нём хорошее.
   Уход Харикеши
   Я много лет назад понял, что Харикеша нечестен. Есть так много причин отвергнуть фальшивого гуру. У него не было садханы, он был материалистом, он много раз говорил Джи-Би-Си, что хочет жениться, хотя являлся санньяси. Он ушел в 1998 году с миллионами долларов, украденными из ИСККОН, и женился на своей ученице, став её третьим мужем.
   Харикеше удалось уйти из ИСККОН с миллионами, так и не будучи арестованным. В течение многих лет у него имелся секретный банковский счет, и его ученик Лочан управлял этим счетом. Туда поступали, среди прочего, и деньги с продаж кассет "Раса". Так что одна мистическая сила у Харикеши всё же была -- воровать у Движения Шрилы Прабхупады.
   Еще в 1996 году я говорил Джи-Би-Си, что Харикеша упадет, но они были слишком невежественны, чтобы прислушаться к хорошему совету.
   С 1979 года я знал, что Харикеша в денежном отношении нечестен. Когда он записывал свой первый альбом "Oasis" из цикла "Rasa", у него еще не имелось полноценной музыкальной группы. Поэтому он обратился к сессионным музыкантам и пообещал заплатить им за работу. Они помогали ему неделю, но он не дал им ни копейки. Я повстречал двоих из них однажды во время распространения книг в Стокгольме. Они рассказали эту историю. Я понимал, что они не лгут. Они зарабатывают на жизнь музыкой.
   Харикеша хорошо знал обо всем, что происходит в ИСККОН. В 1986 году я рассказал ему, как встретил в Какинаде (штат Андхра-Прадеш) бывших учеников Гурукулы, узнал от них о сексуальных домогательствах учителей в Маяпуре. Харикеша велел мне заткнуться, иначе люди Бхавананды убьют меня.
   В 1989 я собрался уехать из Скандинавии в Нью-Йорк, а оттуда -- на калифорнийскую Падаятру. Я очень устал от коррупции в местном ИСККОН. Стоявшие при власти злоупотребляли положением и использовали деньги санкиртаны на покупку дорогих автомобилей. Я стал выступать против подобного. Я написал Харикеше письмо о том, почему хочу покинуть его зону, а также сказал: "Я знаю, что вы ленивы и привязаны к женщинам, власти, ложному престижу и, особенно, деньгам, поэтому в ИСККОН у вас есть прозвище: `cвами с большими деньгами'. Поэтому вы не подходите для того, чтобы быть моим гуру". Он был рад отпустить меня в США.
   Если ваш Гуру учит апасиддханте, вы должны отвергнуть его. Если он не повторяет 64 круга, вы должны отвергнуть его. Если вы сами не повторяете 64 круга, вам должно быть стыдно -- вы не соответствуете стандарту, вам пора повзрослеть. Шрила Нараяна Махарадж сказал мне, что если не повторяешь 64 круга, приступай к этому скорее, по крайней мере, читай 32 круга, если ты очень падший. А если не можешь повторять 32 -- то минимум 25 кругов. А иначе тебе следует утопиться в озере. В некоторых Гаудия-матхах вообще повторяют 4 круга в день, поэтому Шрила Прабхупада ввел в ИСККОН правило по меньшей мере 16 кругов, сказав, что лучше так, чем ничего.
  
   Аиндра и харинама в Дании
   Как вы знаете, Аиндра Прабху в 1986 году организовал вриндаванский 24-часовой киртан. В 1987 году я провёл много времени с Аиндрой Прабху, будучи во Вриндаване. Он предложил нам устроить в Копенгагене ежедневную харинаму. Я рассказал ему о большой пешеходной улице Строгет. Он сказал: "Заставьте всех ежедневно выходить на харинаму и воспевать по 8 часов в день". Я сказал, что никто не будет ходить по 8 часов и воспевать, так было в 70-х, но те годы давно прошли. Тогда он предложил нам сесть и воспевать, а затем вдобавок распространять книги и прасад. Я ответил, что если президент храма и Джи-Би-Си согласятся, у нас все получится. Я же обычно сосредотачивался на распространении книг. Эта программа действительно началась, в конце 1987-начале 1988 года. Мы ежедневно воспевали по 8 часов и раздавали прасад. Мне в основном приходилось готовить халаву, я сам предлагал её Нарасимха-шалаграма-шиле, Говардхана-шиле и Шриле Прабхупаде. На киртанах было трое, иногда семеро, а иногда 12 преданных или больше. Сотни тысяч людей проходили мимо нас каждый день, получая прасад, книги и приглашение в храм. Было много пожертвований: от 50 до 400 долларов оказывалось в коробке для пожертвований. Программа проходила два года, с 1987 по 1989 года.
   В 1989 году я поехал в США, чтобы помочь восстановить там распространение книг. Локанатх Махарадж попросил меня вести киртаны на калифорнийской Падаятре. К сожалению, программа в Копенгагене без меня постепенно, за несколько месяцев, развалилась.
   Аиндра Прабху вдохновил Рама Рая Прабху начать аналогичную программу в Нью-Йорке. Она продолжается уже долгое время. Я считаю, это хороший вариант, чтобы давать людям книги, прасад и маха-мантру.
   Вспоминаю, как однажды в Копенгагене к нам подошел статс-секретарь Датской консервативной политической партии и задал много вопросов. Некоторые из министров много раз видели, как мы поем, поэтому послали за книгами и материалами о Харе Кришна. Тот человек передал мне 500 датских крон (это около 80 долларов США) и попросил у меня несколько книг. Я дал ему столько, сколько мог, и сколько он с еще одним секретарем могли унести. Датский фолькетинг (парламент) находится недалеко от того места, где мы ежедневно воспевали.
   Всегда что-то происходило. В другой раз к нам подошли студенты университета. Они попросили нас прийти в университет и сделать программу на четыре часа: петь, раздавать книги и прасад. Мы, конечно, пошли туда.
   Когда я встречался с Аиндрой Прабху в последний раз, во Вриндаване в 2010 году, он говорил мне, что повторяет по 120 кругов в день. Я делал то же самое, будучи во Вриндаване.
  
   Изменения в книгах
   Помню, как увидел переиздание "Бхагавад-гиты" Джайадвайты Свами. Мне она не понравилась, я счел ее фальшивой и возмутительной: Джайадвайта Свами внес опасные, тонкие, несанкционированные изменения в текст Шрилы Прабхупады. Спустя некоторое время, на Картику в 1987 году проводилось собрание по поводу изменений, которые внёс Джайадвайта. Многие преданные там присутствовали. Никому не нравились изменения. Встреча проходила в классе местной Гурукулы. Преданные стояли даже за пределами комнаты и обсуждали новое издание.
  
   Вайшнавы
  
   Самадхи Шрилы Кришна даса Бабаджи находится на Павана Сароваре. Он ежедневно повторял 2-3 лакха Имен в дни Экадаши и Вишну-таттвы, повторял день и ночь, без сна, всегда внутренне поглощенный настроением духовного мира. Я всегда приезжаю в Нандаграм, когда нахожусь во Вриндаване, для меня важно предложить свои полные поклоны его лотосным стопам и молить его о милости.
   Шрила Бхакти Ракшак Шридхара Махарадж был любимым санньяси Шрилы Бхактисиддханты Прабхупады, и именно он поместил Шрилу Бхактисиддханту Прабхупаду в самадхи. Он был очень близок со Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой, жил в его доме как в Аллахабхаде, так и в Калькутте. Шрила Прабхупада пожертвовал лакшми, чтобы напечатать книгу Шрилы Шридхара Махараджа "Шри Шри Прапанна-дживанамритам". Один преданный рассказал мне, как Бхагаван дас во Франции сжёг книги Шрилы Шридхары Махараджа (это случилось в Нью-Майяпуре ИСККОН), а месяц спустя упал с пути бхакти. Если вы прочтете написанные Шридхарой Махараджем молитвы, то поймете, каким ученым-вайшнавом он был.
   Мне посчастливилось иметь общение духовного брата Шрилы Прабхупады -- Шрилы Бхакти Вайбхавы Пури Махараджа. Он был одним из моих шикша-гуру. В Индии, в 1992 году, когда Махарадж открывал храм во Вриндаване, меня попросили вести киртан во время установления Божеств: Господа Чайтаньи и Шри Шри Радха-Кришны.
   В 1994 году я жил в ИСККОН в Беркли. Его Святейшество Бхакти Сварупа Дамодар Махарадж и другие преданные из Института Бхактиведанты останавливались поблизости. Он читал лекции по "Шримад Бхагаватам". Бхакти Сварупа Дамодар Махарадж благодарил меня за распространение книг Шрилы Прабхупады в Беркли: я ежедневно распространял книги на Телеграф Авеню, у меня уходило по 100-200 книг. Бхакти Сварупа Дамодар Махарадж был очень удивительный вайшнав, и он очень уважал и любил моего дикша-гуру, Шрилу Бхактиведанту Нараяну Махараджа.
  
   США и Великобритания
   В конце 1994 и по конец 1995 года я жил в Потомаке, в храме ИСККОН. Я выходил на санкиртану ежедневно и распространял 100-200 книг. Мне приходилось тратить по 2 часа в одну сторону, чтобы доехать на санкиртану в Национальный торговый центр в Вашингтоне (округ Колумбия). По средам я приглашал преданных и готовил пир, делая подношения Шри Гирираджу и Угра-Нарасимха Шалаграма шиле.
   Божество Мадан-Мохан, которое находится на алтаре в Потомаке, привезли из Нью-Йорка, из храма на 26-й и 2-й Авеню. Так что это одно из первых Божеств Кришны в ИСККОН.
   В Потомаке в 1995 году разрешили поклонение полубогам. В храме, в Зале культуры, выступали майявади миссии Рамы Кришны и проповедовали против ИСККОН. Другой санньяси-майявади совершал огненное жертвоприношение на лужайке перед храмом. Я выступил против подобного и обратился в совет храма. Совет состоял из Мукунды Махараджа, Арчиты даса, Сатшивары даса, Ануттамы даса и Шеши даса. В итоге именно меня попросили покинуть храм, потому что я был противником поклонения полубогам и Пуджи Сатья Нараяны. Вернувшись в Вашингтон, я решил больше никогда не работать с Потомаком. Я пожаловался в Джи-Би-Си -- написал длинное письмо -- и они отменили это глупое решение, но передо мной так никто не извинился. Как обычно, подобные люди сделают всё, чтобы получить деньги в свои карманы: в 1997 году они вновь пригласили меня в Потомак, как распространителя. Но я сказал нет, спасибо, я не могу тратить время, собирая деньги для лидеров, которые не следуют Шриле Прабхупаде. Шеша говорил мне, что всё в прошлом, однако, так и не признал, что участвовал в мошенничестве.
   Когда я распространял книги Шрилы Прабхупады в Сиэтле, то жил в храме некоторое время. Навайогендра Свами, ученик Шрилы Прабхупады, как-то читал лекцию в день Лакшми-пуджи. Он сказал аудитории, что брахманы в Кали-югу прокляты Лакшми-деви, поэтому у них нет денег, и стал призывать людей нести ему деньги. Историю о Бхригу Муни Навайогендра Свами использовал, чтобы оказать давление на прихожан. Он хотел получать все больше и больше денег. Ему уже дали несколько тысяч, но он продолжал настаивать на большем. Присутствовавший там Джи-Би-Си Харивилас дас слышал всё, но не возразил. Я сказал Навайогендре Махараджу в лицо, что Шрила Прабхупада не был бы доволен таким агрессивным желанием денег. Он пришел в ярость, стал обзывать меня и заявил, что западные преданные никогда не станут настоящими преданными. Я же был очень вежлив и добр, просто смиренно предложил ему не быть таким агрессивным. Харивилас попросил меня покинуть храм. Я пожаловался в Джи-Би-Си на этот инцидент. Они, конечно, не сняли Харивиласа, но наложили на него ограничения и добавили пост со-Джи-Би-Си для Северной Калифорнии.
   В 1996 году я был в Великобритании. На Сохо-стрит в Лондоне президентом храма был Махадьюти Свами. А я являлся там начальником храма, лидером санкиртаны и лидером ашрама. И распространял книги Шрилы Прабхупады. Затем я переехал в Бхактиведанта Мэнор, жил там в офисе санкиртаны -- мне выделили эту комнату, чтобы я мог поклоняться своим Шалаграма- и Говардхана-шилам.
   Я распространил много книг в Ирландии, где также был номером первым. Впервые я приехал в Ирландию в 1993 году, чтобы помочь санкиртане. Трибхуванатх Прабху назначил меня лидером санкиртаны. Пока я был там, распространение книг утроилось. Я ежедневно распространял по 150 средних книг. Провел успешный декабрьский марафон в Дублине. Но жизнь в ИСККОН всегда смешивалась с политикой. Мы отказались продавать книги, которые были подарены президентом Балабхадрой из Шотландии, и для распространения брали книги непосредственно у Би-Би-Ти.
   Деньги, лакшми, предназначены для использования в проповеди, однако Трибхуванатх и Балабхадра из Дублина придумали "схему". Шотландия собирала деньги на несуществующий FFL, "Пищу для жизни" (на самом деле этой программы в Шотландии не проводилось), затем покупали книги у Би-Би-Ти, передавали книги в Ирландию. В итоге Шотландия получала книжные баллы, а Ирландии можно было не тратить деньги на покупку книг у издательства. Часть денег с продаж этих книг шла в карманы Трибхуванатхи прабху, он использовал их, как ему заблагорассудится, частично на фестивальные программы и на его африканскую проповедь. Таким образом, самой по себе санкиртаны в Шотландии не было.
   Балабхадра, который был гуру, набивал карманы деньгами, а свой дом наполнил электрогитарами. Позднее, к 2008 году, его разоблачили, когда он захотел посмотреть на грудь своих учениц, видимо, вообразив себя Кришной. Он оказался весьма неприятным демоном, наслаждавшимся высоким положением гуру в ИСККОН и жадным до денег. Балабхадра научился у Бхагавана и у Джаятиртхи стилю и подаче себя, а также "сверхэффективному" жесткому управлению.
   Шиварама Свами, Джи-Би-Си, хотел, чтобы я оставался в Ирландии лидером санкиртаны, но Трибхуванатх вел против меня политику из-за своей денежной схемы. Трудно добиться справедливости от тех, кто использует свое старшинство перед вами.
   Из Мэнора в 1997 году я переехал в Вашингтон, округ Колумбия. На этот раз я поселился не в храме, а в квартире. Мы снимали ее на двоих с бхактой Джейкобом из Дании. Квартира находилась в Вашингтоне, это было очень удобно: можно просто сосредоточиться на распространении книг и не отвлекаться на дела в храме.
   Перед отъездом из Мэнора мне подарили очень трогательную открытку: она была подписана всеми преданными санкиртаны, они просили меня остаться и продолжать распространять книги вместе с ними.
   Переезд из храма дал мне возможность повторять 64 круга в день и читать по 5 часов в день, писать вайшнавские статьи и находиться вдали от политики.
   С 1997 по 2000 год я занимался санкиртаной в Вашингтоне. Нас было трое Виджитатма, Нарасимха и я. Ежедневно каждый из нас распространял по 100-200 средних книг в день. Средства я отдавал в храм Бостона, для Шри Шри Радха-Гопиваллабхи и Шрилы Прабхупады. В то время храм ИСККОН в Бостоне был номером один в США по распространению книг.
   Всем, кого мы встречали мы вручали наклейку с Джаганнатхой и ссылкой на Vedabase.net. Таким образом, если кто-то не брал книгу, он мог найти книги в интернете и прочитать. Этих наклеек мы распространили порядка десяти миллионов. Я до сих пор часто встречаю людей, которые говорят мне: "По ссылке на наклейке я нашел в интернете книгу и прочитал, а потом заказал бумажную версию на сайте Би-Би-Ти". Кроме того, так они покупали 2-3 книги, а в интернете могли получить целый комплект, читая онлайн.
   До сих пор многие люди, которых я встречаю на санкиртане, предпочитают читать книги Шрилы Прабхупады в интернете, поэтому я отсылаю их на сайты Vedabase [vedabase.io] и Prabhupadabooks.com. Наклейка Джаганнатхи хороша тем, что каждый может пойти и прочитать книги, независимо от того, пожертвовал он на книги или нет.
   Вашингтон (округ Колумбия) -- это моё место санкиртаны. Я могу распространять здесь много книг. Хотя хороших отношений внутри общины в США я не обрел. Мне не нравятся холодные и безличные отношения, которые здесь царят. Из всех сообществ преданных, которые я видел, а это общины Европы, США и Канады, мне больше всего всегда нравились преданные ИСККОН Сохо и Бхактиведанта Мэнора.
  
   Шрила Нараяна Махарадж
   Шрила Нараяна Махарадж начал свое мировое турне в 1996 году, когда я занимался служением в поместье Бхактиведанты в Англии, распространяя книги Шрилы Прабхупады. Шрила Нараяна Махарадж приехал в Бхактиведанта Мэнор и пришел в храм. Президент храма в тот день попросил меня петь Гуру-пуджу. Нараяна Махарадж послушал и сказал, что моё пение было красивым и сильным.
   Потом я пришел увидеться с Махараджем в дом Субала Сакхи Прабху. У меня был вопрос к нему по поводу утверждения, что Господь Нарасимха однажды явился в образе кошки и льва. Нараяна Махарадж ответил, что об этом сказано в комментариях ачарьев. Позже я узнал, что эта форма называется Бидал-нарасимха. Я сказал ему, что хочу написать книгу о Господе Нарасимхе, и Нараяна Махарадж сказал, что мое исследование будет очень полезно для всех гаудия-вайшнавов.
   Через год после падения Харикеши, в июне 1999, я приехал на фестиваль в честь приезда Шрилы Нараяны Махараджа, это было в Спрингфилде, штат Вирджиния, в 1999 году. Тогда я получил повторное посвящение от Шрилы Нараяны Махараджа, Шрилы Гурудева. Я обратился к нему и готов был ждать привычный год, но сказал, что знает меня уже много лет, и дал мне дикшу, имя Парамананда дас, а также повторил свое наставление -- повторять 64 круга в день.
   Шрила Гурудев тогда встретился с Баладевой Видхьябхушаной дасом, учеником Сатсварупы Махараджа, и спросил: где моя переписка со Шрилой Прабхупадой? Дело в том, что Сатсварупа Махарадж заимствовал у него много писем, написанных Шрилой Прабхупадой Шриле Нараяне Махараджу. Там было множество писем, годы переписки. Шрила Нараяна Махарадж хотел их вернуть. Предполагалось, что письма станут частью "Прабхупада-лиламриты", но ни одно письмо Шрилы Прабхупады Шриле Нараяне Махараджу не было возвращено. Баладева извинялся: "Махарадж, они все сгорели в пожаре на ферме Гита Нагари". Я подумал тогда, "одолжить -- означает потерять". У Шрилы Гурудева остались фотокопии некоторых писем, и позже он поделился ими в небольшой книге "Письма из Америки".
   В 2001 году я был менеджером фестиваля Шрилы Гурудева в Вирджинии, проходившем в лесопарке Принца Уильямса. На фестиваль приехало более тысячи преданных, он длился неделю. Шрила Гурудев был очень доволен мной и просил меня принять санньясу и путешествовать вместе с ним по миру. Однако я тогда вступил в грихастха-ашрам, моему сыну было всего 3 года. Он ответил мне: "Оставайся в грихастха-ашраме, но будь непривязанным, как Шукадева Госвами".
   В 2005 году Шрила Прабхупада пришел ко мне во сне и сказал, что хочет, чтобы я всегда оставался в его ИСККОН. Тогда я решил вернуться, чтобы продолжать распространять книги в ИСККОН. Я узнал множество прекрасных вещей за время, проведенное в Гаудия-матхе. Если бы не тот сон со Шрилой Прабхупадой, я бы никогда не вернулся в ИСККОН.
   Шрила Нараяна Махарадж был чистым вайшнавом и другом Шрилы Прабхупады, Есть даже одно письмо, в котором Шрила Прабхупада благодарит Шрилу Нараяну Махараджа за то, что тот подтолкнул его к принятию санньясы. Когда Шрила Прабхупада принимал санньясу, Шрила Нараяна Махарадж проводил для него ягью, огненное жертвоприношение, а годы спустя он своими руками поместил Шрилу Прабхупаду в самадхи во Вриндаване. Он был очень дорог Шриле Прабхупаде.
   Когда в 1996 году Шрила Нараяна Махарадж начал проповедовать на Западе, многие преданные, которые покинули ИСККОН из-за плохого менеджмента, либо падения своих гуру, либо своего собственного падения, смогли восстановиться в бхакти благодаря заботе Шрилы Нараяны Махараджа. Он подобрал всех этих преданных, в которых, казалось, больше не нуждался ИСККОН, и помог им. Он постоянно повторял: "У меня нет никаких заслуг, все заслуги принадлежат Свами Махараджу, Шриле Прабхупаде. Я просто даю немного воды вашей лиане бхакти".
   Когда Шрила Нараяна Махарадж начал проповедь в Европе и США, он очень хотел увидеть все храмы, открытые Шрилой Прабхупадой: он так сильно любил Шрилу Прабхупаду. Он путешествовал по всему миру с 1996 по 2010 год, и оставил тело в Джаганнатха-Пури, памятуя Господа Чайтанью, Господа Джаганнатху и Шри Шри Радху-Кришну. Он был таким возвышенным вайшнавом. Я всегда думаю о нем с преданностью и скучаю по нему.
   Шрила Нараяна Махарадж дал мне наставление ежедневно повторять 64 круга, что является стандартом, установленным Господом Гаурангой. Я знаю, что некоторые преданные в ИСККОН неуважительно относятся к Шриле Нараяне Махараджу, и не буду иметь никаких отношений с теми, кто оскорбит моего Гурудева. Некоторые преданные думают, что Матх моего Гурудева -- это какой-то отклонившийся Гаудия-матх, но это очень оскорбительное мышление. Такие Джи-Би-Си, как Девамрита Свами, Бхакти Чару Свами и Бхактивайбхава Свами, просили меня отказаться от имени, данного Шрилой Нараяной Махараджем. Однако эти люди не являются моими друзьями и доброжелателями. Мой давний друг Бхакти Викаша Свами просил меня принять реинициацию у него, отказаться от дикши моего Гурудева. Я написал ему в ответ: "Махарадж, а повторяешь ли ты 64 круга каждый день? И при этом ты просишь меня отказаться от дикши, данной моим гуру?" Тогда он перестал со мной разговаривать, обращаясь со мной, будто я ему враг.
   В ИСККОН часто повторно инициируют учеников Шрилы Нараяны Махараджа, потому что те хотят быть частью ИСККОН; однако давать повторную инициацию ученику, получившему надлежащую дикшу -- большое оскорбление, вайшнава-апарадха.
   Я распространяю книги Шрилы Прабхупады, независимо от того, в ИСККОН я или в Гаудия-матхе. Это не изменится, как и моя связь со Шрилой Прабхупадой. Это не просто внешняя сева, это часть того, что я делаю в этом теле.
  
   Распространение книг - моя жизнь
   Большинство преданных не посвящают жизнь распространению книг. Они посвящают ее комфорту. Шрила Прабхупада говорил, что распространитель книг делает служение тысячи санньяси, которые не занимаются распространением книг. Распространение книг до сих пор - моя жизнь и душа. Не выходить на санкиртану (особенно во время Марафона Прабхупады в декабре) -- очень болезненно для меня. Я провёл большую часть своей жизни, каждый божий день распространяя книги Шрилы Прабхупады.
   Самое удивительное -- это встречать людей на улице на Западе и распространять им книги. Мой самый большой результат с большими книгами -- это 1983 год. Во время Рождественского марафона Прабхупады в Германии я распространил 183 большие книги. В последствии, я распространил более 700 средних книг на открытии Музея коренных американцев в Вашингтоне. И самое большое количество -- 3500 книг -- я раздал на Ратха-ятре 4 июля, это было также в Вашингтоне. Правда, это были маленькие книги о воспевании Харе Кришна, и мы распространяли их бесплатно.
   В 2010 году мое сердце сказало: "Прекрати жесткую тапасью", -- поэтому мне пришлось прекратить распространять книги Шрилы Прабхупады в сильный холод и жару. Я уже не смог заниматься распространением книг в морозную погоду, как делал это в свои двадцать. В том же году я решил устроиться на временную работу, стал кассиром в магазине. Однако Шримати Радхарани пришла ко мне во сне и сказала: ты дорогой преданный Кришны, не делай такого. Я стал писать книги о бхакти, воспеваю Харе Кришна, и, в зависимости от милости Шри Шри Радхи Кришны, когда могу -- распространяю книги Шрилы Прабхупады и свои собственные книги "Шри Нарасимха" и "Вайшнава-амрита", именно так я поддерживаю свою жизнь.
   Слава Шриле Прабхупаде! Слава брихад-мриданге!

Парамананда (Пайонидхи) дас

2012 -2021 гг.

  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"