Гайдукова Людмила Александровна : другие произведения.

О допустимости использования атласных тканей в реконструкциях одежды Руси xi−xiii вв

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Несколько слов о том, насколько допустимо использовать шёлковые атласные ткани в реконструкциях одежды Руси XI−XIII вв. Данная заметка не претендует на полноту освещения вопроса, её цель − обозначить проблему и указать основные направления, по которым желающие смогут самостоятельно продолжить работу с источниками.
  
  Что такое атлас? В Википедии читаем:
  Атлас (араб., буквально − гладкий) − плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.
  
  На сайте, посвящённом текстилю, имеется более подробное описание:
  Атлас − по-арабски "гладкий". Искусственная или натуральная шелковая ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью и матовая с изнанки, иногда с введением шерстяного или льняного утка. На лицевой стороне тканей атласного переплетения видны только нити основы (основной атлас) или только нити утка (уточный атлас). Более ценное волокно всегда идет по лицевой стороне. Соотношение хода утка к основе 1:5 и более, что и позволяет достичь особой гладкости ткани. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае и позднее вместе с технологией выращивания тутового шелкопряда и обработки шелка-сырца был вывезен по Великому шелковому пути через Среднюю Азию на Ближний Восток и в Европу, где в эпоху Возрождения было налажено собственное производство атласа. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используется до сегодняшних дней для изготовления одежды, платков, галстуков, как подкладочная ткань, как материал для праздничных церковных облачений.
  
  Издавна монополией на производство шёлка пользовался Китай, откуда эта дорогая и красивая ткань по Великому Шёлковому Пути ввозилась в страны Передней и Средней Азии, и в Европу. По легенде атлас впервые создали тоже в Китае. Уже в XII веке он приобрел популярность в некоторых странах Европы, в XIII веке пришел в Италию, в XIV веке - в Англию. В русском быту атлас известен со времён контактов Древней Руси с Византией.
  
  В Византийской империи популярность шёлковых тканей обусловлена не только обширной торговлей с Востоком. В VI веке в Грецию была перенесена культура тутового шелкопряда, и шелк стали производить в Византии, что сделало его дешевым и доступным почти всем слоям общества.
  
  В связи с политическими успехами X−XI вв. Византия испытала значительный хозяйственный и художественный подъем, что отразилось и на шелковом ткацком деле, которое в эпоху X−XII вв. достигло здесь особого расцвета. Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые ткани, ковры. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями. Изготовление шелковых тканей стало в Византии государственной монополией.
  
  Использование тяжёлых плотных тканей в одежде во многом диктовалось веянием моды. При византийском дворе был введен восточный этикет со всей его роскошью. В одежде влияние Востока выразилось главным образом в роскошных дорогих материях; вместо легких шерстяных тканей, из которых делались классические костюмы, на костюмы византийских вельмож идут тяжелые шелковые, атласные и парчовые ткани, падающие неподвижными складками. Дорогие шелковые ткани, конечно, имели право носить только высокие сановники, а самые дорогие − только члены императорской фамилии. Названия этих тканей неоднократно встречаются в упоминаниях письменных источников того периода; о том, как выглядела сшитая из них одежда, мы можем судить по источникам изобразительным (фрескам и мозаикам); сохранились также образцы XII в.
  
  То есть, атласный шёлк в Византийской империи X−XII вв. не был редкостью, и можно говорить о том, что он ввозился на Русь вследствие развившихся и укрепившихся к тому времени торговых связей. (см.: Фейхнер М.В. "Изделия шелкоткацких мастерских Византии в Древней Руси")
  
  Нельзя забывать и о том, что большой поток торговцев из арабского мира (где находились очень развитые государства, вырабатывавшие собственный качественный шёлк и получавшие шёлк из Китая по Великому Шёлковому пути), шёл на Русь через Булгар. (см.: Фейхнер М.В. "Шёлк в торговых связях Владимиро-Суздальской Руси со Средней Азией") Следовательно, и это подтверждают археологические находки, − шёлковые ткани в костюмах древних русичей не просто присутствовали, а были достаточно распространённым явлением. Атлас с большой долей вероятности мог входить в их число.
  
  Теперь обратимся к западным источникам. Но при анализе их необходимо помнить, что атлас там часто назывался "сатином".
  
  "...При вскрытии гробницы короля Италии Бернарда (797-818 гг.) был обнаружен огромный, длиной в тридцать локтей, плащ из белого дамасского атласа с золотыми бордюрами, вышитый по углам золотом и цветным шелком". (Л.М. Горбачева, Костюм средневекового Запада, М., 2000, стр. 47). Есть упоминания о том, что при поздних Каролингах (до 987г.) некоторые детали облачения для литургии (в особенности головные уборы) шились из малинового атласа.
  
  В Европе шёлк был очень дорогим и популярным материалом. В Англии и Германии имелись сословные ограничения на использование шелковых тканей. Так, в Англии сквайрам запрещалось носить одежду из бархата и дамаска. Она была допустима только для рыцарей. Тогда как дешевые шелковые ткани - сатин, например, разрешалось носить сквайрам (Дракон No 10 роты св. Георгия).
  
  Обычно, из-за высокой стоимости средний класс использовал шелк мелкими кусочками − на подкладку видимых отворотов одежды - тогда как основная часть одежды была подбита льном. Целиком шелковые подкладки в основном носили женщины.
  
   Средневековый шелк был не обязательно тонким и струящимся, он бывал и плотным, тяжелым. Образцов таких тканей сохранилось множество, в т.ч. узорной златотканой и сребротканой парчи. Первоначально такой шелк вырабатывался в Византии, мусульманской Испании, Сицилии (есть образцы XII в.), после и в Италии.
  
  Таким образом, получается следующая картина. Соседи Руси XI−XIII вв. − в первую очередь, Византия, а также восточные страны и королевства Запада − достаточно широко использовали в своих костюмах атласный шёлк. В изобразительных, письменных и археологических источниках мы неоднократно находим подтверждения тому, что на территории Руси шёлковая одежда, а также одежда, отделанная шёлком, тоже не была редкостью. А принимая во внимание ещё и вопросы экспорта византийской моды на Русь, можно сделать вывод о допустимости использования в реконструкции костюма данного периода такой ткани, как атласный шёлк.
  ______________________
  
  
  Литература и ссылки:
  
  1. Фейхнер М.В. Изделия шелкоткацких мастерских Византии в Древней Руси
  
  2. Фейхнер М.В. Шёлк в торговых связях Владимиро-Суздальской Руси со Средней Азией
  
  3. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме
  
  4. Шёлк в Западных королевствах (дискуссия):
  http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=25339
  
  5. Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": В 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; Под ред. Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; Сост. В. Л. Виноградова. − Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965−1984.
  http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/ss4/ss4-0272.htm
  
  6. Ткань атлас (описание): http://ru.wikipedia.org/wiki/Атлас_(ткань)
  
  7. Ткань атлас (описание): http://www.uralteks.ru/articles.php?uid=15
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"