Гайдукова Людмила Александровна : другие произведения.

Культы и ритуальные церемонии в Древнем Египте

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Институтская курсовая работа по Истории Древнего Мира. II курс

  П Л А Н:
  
  1. Введение. К истории возникновения некоторых ритуалов.
  
  2. Наиболее почитаемые боги египетского пантеона, их символы и культы.
  
  3. Египетские храмы.
  
  4. Жречество.
  
  5. Народные земледельческие верования и обряды.
  
  6. Загробные представления египтян. Погребальные культы.
  
  7. Древнеегипетская "Книга мёртвых.
  
  8. Заключение.
  ___________________________________
  
  
  
  1. К истории возникновения некоторых ритуалов
  
  Существует множество различных версий о том, откуда пошли древние культы богов и богинь Египта. Так как эти варианты истолкования основываются на источниках, то можно считать, что все они по-своему верны, поскольку освещают какой-либо отрезок исторического процесса. Здесь я бы хотела изложить ещё один взгляд на проблему. Эту точку зрения нельзя назвать авторской в полной мере, ибо она частично отражает позиции людей, склонных считать неоспоримым вмешательство в земные дела представителей других цивилизаций.
  
  Наверное, сейчас нет никого, кто бы не слышал об Атлантиде. Существует несколько версий, на мой взгляд, достаточно доказывающих то, что Атлантида всё-таки существовала, и её жители не представляли собой продукт эволюции животных. В связи с этим вполне вероятным представляется такой вариант развития событий. Несколько представителей атлантической цивилизации (по всей видимости, их было девять, и именно они положили начало понятию божественной Эннеады у древних египтян) колонизовали территорию будущего Нижнего Египта и вошли в непосредственный контакт с обитавшими здесь племенами, находившимися ещё на стадии родоплеменных отношений. Потеряв связь со своим народом, и сознательно стремясь ускорить процесс собственной ассимиляции с местными жителями, переселенцы во многом утратили прежние способности, отличавшие их от коренных обитателей долины Нила и констатирующие высокий уровень их культурно-нравственного развития. Местное население было уверено, что перед ними - боги. Атланты обладали высоким ростом (от двух до трёх метров), светлой кожей, глазами и волосами (вспомним, что в жертву Осирису выбирались только рыжеволосые люди, символизировавшие собой бога зерна), а также они умели по желанию дублировать своим обликом птиц, зверей и растения. Срок жизни переселенцев был значительно длиннее, поскольку их внутреннее время подчинялось совершенно иным ритмам и циклам.
  
  Многие технические достижения представители более высокоразвитой культуры передали местным жителям непосредственно в той форме, в которой сами ими пользовались. Возможно, к данной группе относится возделывание земледельческих культур. Другие знания коренные обитатели долины Нила трансформировали на свой манер. Так, например, у переселенцев существовала письменность, в корне отличная от позднейшей египетской. Своими угловатыми формами знаки этой письменности отдалённо напоминали шумерскую клинопись. Текст наносился без соблюдения строк, и чтение его было затруднено тем, что отдельный знак не имел строго определённого значения буквы, символа или понятия. Информация, заключённая в тексте, передавалась телепатически, и для её восприятия человек должен был использовать дополнительные средства остановки сознания: наркотические смолы или травы-галлюциногены. Техника рисунчатого изображения человеческих фигур также была заимствована у переселенцев.
  
  Думается, что подобная гипотеза не лишена смысла, поскольку этому имеется много косвенных свидетельств. Например, арабский путешественник и историк аль-Масуди в своих описаниях пирамид упоминает "оружие из нержавеющего металла" и "предметы из гибкого небьющегося стекла", то есть пластмассы, которая появилась столетия спустя после Масуди(1). В период Древнего царства сначала было принято изображать фигуры людей и животных в погребальных камерах (в гробнице II династии в Избет эль-Вальда есть изображение её хозяина за столом с едой. Оно должно было магическим образом кормить и поить умершего(2), а потом до IV династии эти изображения исчезают. Египтяне опасались, что они могут навредить останкам покойного. С одной стороны, этот факт свидетельствует о дальнейшем развитии религии и её догматизации, но, с другой стороны, первоначальное решение такой сложной проблемы, как обеспечение покойного после смерти всем необходимым, наводит на мысли о подсказке умелого мага (жреца), очень давно практикующего подобный способ.
  
  Вопрос о загробных верованиях египтян, на мой взгляд, тоже не может быть решён однозначно. Ведь столь гипертрофированно развитый культ "жизни после смерти" не может не иметь под собой логического обоснования. Вот что пишет по этому поводу С.Н.Лазарев, российский исследователь в области парапсихологии и медицины: "...повышенная привязанность к земному деформирует полевые структуры и приводит к болезням. Я попытался найти способы блокировки этого. Неожиданно выяснилось, что усиление контакта с загробным миром блокирует зацепленность за земное и способствует развитию духовных структур... Это помогло мне понять культуру Египта, понять, почему раньше такие огромные средства, титанические усилия тратились на то, чтобы обеспечить существование человека после смерти. Культура загробного мира была значительно весомее земной реальности, и, глядя на колоссальные строения древних Фив, я начал понимать, что здания на Земле должны отвечать не интересам тела, а интересам духа. Оказывается, одним из главных условий первых этапов развития цивилизации было развитие форм контактов с загробным миром и закрепление их в материальных символах"(3).
  
  Таким образом, возможно предположить, что египтяне знали о системе связей мира живых и загробного мира. Возникает вопрос: откуда жрецы родоплеменных объединений получали столь сложные сведения? С чьей подачи начали строиться пирамиды? И кто явился первым теоретиком и толкователем египетской теософии? Я считаю, что здесь не обошлось без представителей более древней и мудрой расы - атлантов.
  
  Если придерживаться этой точки зрения, то можно объяснить происхождение многих культов и ритуалов, а также то, почему боги и богини Древнего Египта столь реалистичны в своей основе. Они жили рядом с людьми, так же питались и работали. Но боги обладали более глубокими знаниями, развитыми умениями, и, если они передали свой опыт людям, то почему бы не предположить, что помимо любви к беззащитным перед силами природы туземцам, они испытывали горячее желание возродить на новой почве тот мир, который хорошо знали и от которого были оторваны по тем или иным причинам.
  
  Эта теория кажется достаточно фантастичной, но ведь и история египетского народа представляется красивой сказкой при взгляде на неё с высоты тысячелетий. Сколько здесь непознанного, неразгаданного, сколько разных гипотез ещё ждут своего подтверждения! Именно таинственность и привлекла меня при выборе темы, а также обилие, красота и многозначность самих ритуалов, мудрость магических заклинаний - древних легенд, и глубокое уважение к носителям этой мудрости, в первую очередь, к сословию жречества.
  
  При подготовке данной работы я пользовалась исследованиями советских и российских, а также зарубежных авторов. Перечень материалов, отобранных мной для освещения темы, далеко не полон, но и он в достаточной мере отражает особенности культов и ритуалов Древнего Египта.
  ___________________________________
  
  
  
  2. Наиболее почитаемые боги египетского пантеона, их символы и культы
  
  О религии Древнего Египта нам известно достаточно много, и можно с уверенностью сказать, что это одна из красивейших теологических систем Древнего Мира с разветвлённым пантеоном божеств, со своими мифологическими представлениями и культовыми церемониями. Религия не была достоянием одного жреческого сословия или аристократических кругов во главе с "живым богом" фараоном, большую долю в её развитие внесли простые египтяне, связывавшие все сложные мировые процессы со своей жизнью. Земледельческие культы, почитание неба, земли и воды являются особой областью в египетской религии.
  
  Боги египтян глубоко человечны, жизненны, но нельзя не признать, что каждый из божественных образов словно выходит из таинственной системы мироздания ради людей и снова возвращается к этому первоисточнику, где черпает силу для нового сошествия в земной мир. Это смешение небесной тайны с жизненной реальностью и составляет одну из главных отличительных черт египетской религии.
  
  Космогонических мифов и мифов о происхождении человека у египтян было достаточно много. Связано это, по-видимому, с особенностями номовой организации Египта. Большинство исследователей признаёт, что древнейшей формой религии было почитание местных номовых божеств-покровителей. Этот культ оказался чрезвычайно устойчивым и держался до самого конца истории Древнего Египта, сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам. Каждый ном чтил своё священное животное, теологическое объяснение этому мы находим в мифе об Осирисе(4). Там же содержатся сведения об учреждении культа Осириса его женой и сестрой Исидой.
  
  Но не все боги, фигурирующие в многочисленных египетских сказаниях, сделались чем-то большим, чем простые мифологические образы. Многие из них продолжали существовать лишь в представлении людей, не имея храмов и ритуала. Они стали достоянием фольклора и позднее - теологии. Другие же сделались великими богами Египта.
  
  Почитание солнца было распространено почти во всей стране, но средоточие этого культа находилось в Гелиополе. Солнце почитали под именем Ра (солнечного диска), Атума (старца-заката) и Хепра (жука-восхода). Боги Амон и Атон также почитались как солнечные диски. В древней мифологии и Осирис в какой-то мере представлялся дневным светилом. Несмотря на то, что этому не находится подтверждений в египетских текстах, Диодор и Макробий однозначно отождествляли его с Солнцем(5). Современные авторы, стоящие на этой позиции, аргументируют свою точку зрения прежде всего тем, что предание о смерти Осириса лучше всего согласуется с солярными явлениями.
  
  Здесь надо кое-что сказать и о символе солнца. В разные времена он видоизменялся. Первоначально это был человекоподобный бог солнца, плывущий в своей небесной ладье. Позднее знак человекоподобного бога удалили из письма, и произвели некоторую переделку солнечных колец. Удалена была и ладья. При Эхнатоне солнце изображалось лучистым многоруким. Однако символ небесной ладьи сохранил своё значение. Во многих памятниках мы видим в центре её изображение фараона, что явно говорит о его отождествлении с солнцем(6). Почитание фараона в этом образе производилось в солнечном храме.
  
  Видное место в представлениях о солнце и его сыне занимало "празднество 30-летия" фараона. В храме солнца времён Аменхотепа IV есть два рельефа, посвящённых этому празднеству. На камне из солнечного храма в старой столице фараон слева приносит жертву многорукому лучистому солнцу, а справа шествует в его лучах. За царём следуют верховный жрец и верховный сановник. Жрец изображён с бритой головой, в рубашке с длинными рукавами и повязкой на голове, концы которой свешиваются на плечи. У сановника повязка поверх накладных волос. Одет он в короткое опоясание с передником. Жрец несёт палку с надетыми на неё сандалиями царя и ларчик или скамеечку. У сановника в руках только свиток(7).
  
  Таким образом, культ солнца занимал особое место в системе верований древних египтян. Не менее значительным представлялся и культ луны.
  
  Луна, служившая мерилом времени, стала рассматриваться как божество счёта. С древним культом луны был связан позднейший культ бога Тота-ибиса, покровителя писцов и учёных. В мифе об Осирисе появление Тота связано с изменением времени (бог Ра остановил свою небесную ладью) и божественной мудростью (именно он научил Исиду заклинанию, которое вернуло к жизни её сына).
  
  Небо в образе Нут почиталось по всей стране, хотя сама Нут продолжала играть роль лишь в мифах. Богиня неба олицетворяла тип женщины, женской любви и весёлости. Корова Хатор; весёлая Нейт - богиня, пришедшая из ливийского пантеона; кошка Бастет - эти и другие женские божества явились как бы продолжением культа неба и женского начала. Недаром Хатор и Исида имели сходные черты небесной коровы.
  
  Сама Исида, первоначально почитавшаяся как богиня плодородия, позднее стала символом женщины, идеалом жены и матери. По свидетельствам собственно египетских источников и Плутарха, плач Исиды и её сестры Нефтиды по Осирису явился прототипом всех египетских причитаний по умершим(8).
  
  Древнейшим из общеегипетских богов был сокол Гор, которому поклонялись, в основном, в Иераконполе и в Эдфу. Первоначально Гор относился к солнечному мифу, позднее предстал идеалом хорошего сына, в нём видели торжество правого дела.
  
  Пта особо почитался в Мемфисе. Этот древний великий бог Египта покровительствовал мастеровым, и его верховный жрец занимал при дворе положение главного художника.
  ___________________________________
  
  
  
  3. Египетские храмы
  
  Первоначально внешние образы и символы, под которыми египтяне воспринимали своих богов, носили простейший характер, что свидетельствовало о первобытной простоте эпохи, в которую возникли эти божества. Они несут посох, как туземцы-бедуины, богини держат в руках тростниковый стебель, их короны сделаны из плетёного камыша, пары страусовых перьев или рожек овцы(9). Однако с течением времени атрибутика богов усложнялась. В немалой степени это объясняется тем, что боги представлялись как "цари людей", а потому им частично передавались символы власти фараона. Египетская корона, венчавшая божества, означала, что они являются покровителями фараона и его страны. Довольно простая одежда, отсутствие в ней надуманной символики ещё раз свидетельствует о реальности и жизненности этих богов.
  
  Все официальные культовые церемонии производились в храмах, которые являлись не только местом поклонения высшим силам, но и средоточием божественной мудрости. Именно в храм люди приносили подарки богам, веря в то, что на них снизойдёт частичка откровения, которое поможет им получить желаемое в земной и загробной жизни. Египтяне смотрели на храм, как на обитель божества, и потому его внутреннее расположение было составлено по образцу додинастического дома. Несмотря на то, что впоследствии структура храма и терпела некоторые изменения, однако принцип построения остался тем же. Каменные храмы, сменившие храмы из плетёного камыша, сохраняют черты древней планировки. За передним двором возвышается колоннадный зал, в глубине которого находятся небольшие покои с предметами и утварью для храмовой службы. Посередине задних комнат располагалось небольшое помещение, где стоял наос, высеченный из цельного куска гранита. Он заключал в себе изображение бога - небольшую каменную или деревянную фигурку, искусно украшенную.
  
  Служение обитавшему в идоле божеству заключалось в снабжении его вещами необходимости и роскоши. Приношения в храм, сначала доставлявшиеся без обряда, вызвали постепенно образ сложного ритуала, почти одинакового во всех храмах. Снаружи, на переднем дворе, стоял большой жертвенник, на который в дни праздников приносили обильные жертвы. Иногда из храма выносили статую божества на время ритуальной церемонии.
  ___________________________________
  
  
  
  4. Жречество
  
  Вполне естественно, что сложные храмовые ритуалы не могли совершаться без предварительной подготовки и должного руководства. Именно отправление обрядов и стало одной из функций жреческого сословия в Египте.
  
  В древнейшие времена жреческое служение являлось одной из обязанностей местного владыки, бывшего главой жрецов в своей области. Позднее эти функции стал выполнять фараон. Верховный жрец того или иного бога заменял его в культовых служениях на местах. Верховного жреца на должность назначал сам фараон, обращаясь к нему с установленной речью из окна дворца. Приняв должность, новый верховный жрец выходил из дворца и, в свою очередь, обращался к подчинённым с речью, восхваляющей фараона, в которой он обещал верно служить богу и его воплощению на земле - царю(10). Самые древние и почётные должности ("Великий Ясновидец" - жрец Ра в Гелиополе или "Великий Начальник Мастеров" - жрец Пта в Мемфисе) требовали двух заместителей, являвшихся высокими по положению людьми. Существовали заместители и менее древнего происхождения ("надзиратели"). Именно из этих крупных жреческих корпораций вышли древнейшие известные нам богословские тексты.
  
  Внешне служители богов выглядели очень скромно, но по их виду сразу же можно было отличить представителей жреческого сословия. Простые наряды и опрятности ради выбритые головы были свойственны им, как слугам своего божества. При Эхнатоне, когда изменилась общая традиционная жреческая одежда, высокопоставленные представители этого сословия ходили с выбритой головой и в новой столице. В одной из царских гробниц имеется изображение верховных жрецов храма солнца - с бритыми головами, в длинных одеждах с рукавами, перехваченными передниками. Иногда у них встречается повязка вокруг головы(11).
  
  Культовые функции жрецов были довольно разнообразны, особенно в поздний период. Жрецы выполняли религиозные обряды, жертвоприношения. В фиванских храмах ежедневно совершалось 60 религиозных церемоний. В определённые дни устраивались более или менее торжественные праздники, на некоторых из них происходили пышные процессии, воспроизводившие сцены из жизни богов. Помимо обслуживания культа богов, жрецы ведали сложным погребальным ритуалом: мумификацией трупов, обрядами захоронения, заупокойной магией с её длинными формулами и особой письменностью, заведовали гробницами и некрополями, выполняли поминальные обряды. Кроме всего этого, в ведении жрецов находились храмовые земли, а в военное время они становились во главе храмового ополчения.
  
  Что касается женщин, то в древние времена они были в основном жрицами Нейт и Хатор. Их служба заключалась в танцах и потрясении систром перед божеством в праздничные дни. Особая категория жриц оставляла штат так называемых "наложниц бога". В определённые дни их оставляли в уединённой комнате, где они испытывали мистический транс. Никому не дозволялось видеть, что происходит в этой комнате, но один из жрецов через специальную акустическую систему имел возможность слышать речи женщины, находившейся в трансе. Впоследствии такие откровения стали записываться. Как видно, этот процесс очень напоминает процедуру пророчества дельфийской пифии в святилище Аполлона в Древней Греции.
  
  Таким образом, обычный титул жреца "служитель бога" не отражает всей широты и глубины действий представителей этого сословия, которое я бы назвала, скорее, сословием мудрецов. Недаром в руках жрецов сосредоточились многие, если не все, отрасли науки.
  ___________________________________
  
  
  
  5. Народные земледельческие верования и обряды
  
  Одним из древнейших пластов комплекса египетской религии являются народные земледельческие верования и обряды. Многие боги изначально носили в себе черты покровителей земледелия, символизируя собой жизненную силу и плодородие. Это и хоптосский Мин, и фиванский Амон, и элефантинский Хнум, и богиня Дельты Исида, и др.(12) Но центральной фигурой народной земледельческой религии был Осирис.
  
  Образ его чрезвычайно сложен. Изначально он считался местным богом-покровителем Бусириса в Дельте(13) и в то же время был тесно связан с культом плодородия. Осирис постоянно изображался с растительными атрибутами: с лотосом, в кустах виноградника и т.п. Обряды, посвящённые этому богу, справлялись как по официальному скользящему календарю жрецами, так и простыми земледельцами в дни, приуроченные к различным сельскохозяйственным событиям. Надо отметить, что многие жреческие праздники, вероятно, были ни чем иным, как древними сельскими торжествами, в течение веков до неузнаваемости изменившимися под воздействием разработанного церковного ритуала и утратившими (из-за ошибок в календаре) свою связь с сезонным циклом. Для примера здесь можно привести несколько обрядов, ярко иллюстрирующих их сельскохозяйственный характер.
  
  Например, срывание дамб и пуск воды в каналы и на поля, отмечалось как праздник бракосочетания Нила, понятого, как мужское начало, с нивой-женщиной. На одном берегу реки перед плотиной возвышалась так называемая "невеста" - фигура в виде усечённого конуса с вершиной, засеянной маисом или просом. Поднимающаяся вода начинала омывать "невесту" за 1-2 недели до открытия плотины. В древности этот обычай выглядел как приношение в жертву Нилу юной девушки для того, чтобы река широко разливалась.
  
  Следующий обряд был связан с посадкой семян и сопровождался траурным ритуалом погребения бога зерна. Женщины в этот день плакали и причитали, а мужчины спешили поскорее окончить скорбный обряд, и их действия были идентичны процессу похорон.
  
  Связанные с Осирисом праздники по официальному календарю описаны греческими авторами и запечатлены в памятниках(14). Даты этих праздников ежегодно сдвигались по причине подвижности древнеегипетского календаря. На озере недалеко от города Саиса, где по преданию находилась могила Осириса, устраивались мистерии, инсценировавшие страдания бога. Вслед за этим из храмовых покоев выносили позолоченную статую коровы с золотым солнцем между рогами, что должно было символизировать поиски Исидой тела мёртвого Осириса. Характерной чертой этого праздника была ночная иллюминация. К внешним стенам домов рядами привязывали лампы, которые горели всю ночь. Этот обычай соблюдался не только в Саисе, но и во всём Египте. Освещение домов на одну ночь наводит на мысль о том, что этот праздник был днём поминовения усопших, то есть служил поминовению не только бога Осириса, но вообще всех умерших. Ведь, согласно широко распространённому поверью, духи покойников один раз в году ночью навещают свои прежние жилища; готовясь к этому торжественному событию, люди специально для душ откладывают про запас пищу и от могилы до дома зажигают длинный ряд ламп.
  
  То, что Осирис отождествлялся с духом хлеба, подтверждают найденные при раскопках его изображения, делавшиеся в виде силуэта человеческой фигуры из посеянного зерна на слое земли, которую насыпали на особую деревянную раму: проросшие злаки создавали как бы живое изображение бога. Часты находки ритуальных фигурок Осириса, изготовлявшихся из земли, зерна и пряностей(15).
  
  В смерти и воскресении великого бога египтяне черпали не только материальную поддержку и пропитание в этой жизни, но также надежду на вечную жизнь в загробном мире.
  ___________________________________
  
  
  
  6. Загробные представления египтян. Погребальные культы
  
  Прежде, чем говорить о сложных ритуалах, связанных с погребальным культом, нужно хотя бы вкратце упомянуть о загробных представлениях египтян. Вселенная в их понимании состояла из пяти частей: небо, земля, вода, горы, потустороннее. Самого себя египтянин воспринимал как совокупность нескольких составляющих: тело, душа (БА), имя (РЕН), тень, двойник (КА). От правильного и гармоничного взаимодействия этих сущностей зависели жизнь и здоровье человека. Когда наступала смерть, все эти субстанции отделялись друг от друга и начинали вести независимое существование, а место единой личности занимал дух (АХ). Египтяне считали, что посмертная судьба КА связана с судьбой самого тела. КА не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжён всем необходимым; КА может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, КА может надолго пережить его. Именно посредством своего двойника умерший поддерживает связь с живым миром.
  
  У египтян была уверенность, что на некоторые события в ином мире можно влиять и отсюда, из мира живых. Для этой цели прибегали к магии. Магия египтян, по сути, очень близка к действиям, совершаемым шаманами, и направлена на воздействие на потусторонние силы. Обряды, проводящиеся "здесь", имеют результаты "там". Только очень немногие чародеи умеют магически действовать непосредственно в этом мире. Существовало представление о том, что покойный с того света может влиять на нашу жизнь. Подтверждение этому мы находим в письмах умершим с различными просьбами(16).
  
  Отсюда следует, что дуализм, который был свойственен египетскому мышлению, нашёл своё прямое отражение в обрядности.
  
  О посмертной судьбе у египтян в разное время существовали различные представления. В эпоху Древнего Царства преобладало поверье, что покойник (или его КА) попадает на "поля Иалу", расположенные на Западе, и продолжает там вести ту жизнь, которую вёл в этом мире. В древнейшую эпоху существовало представление об особых божествах-покровителях умерших. Известно много заупокойных божеств, чтившихся в разных местностях: Анубис в Сиуте, Сокар в Мемфисе, Хентиементиу в Абидосе и др. Но в период Древнего Царства на первое место в качестве покровителя умерших выдвигаются два божества, с образами которых отныне и связывается погребальный культ: солнечный бог Ра и воскресающий бог растительности Осирис.
  
  Центром, откуда распространялись солярные представления о царстве мёртвых, был Гелиополь, средоточие культа Ра. Согласно этим представлениям, души умерших стремятся попасть в солнечную лодку Ра и вместе с ним совершать ежесуточное движение по небу. Исходной точкой этих верований о связи души покойника с солнцем, очевидно, служила идея о Западе, как о стране умерших: уходящее на запад солнце озаряет своим светом эту страну. У египтян было смутное представление о таинственной стране мрака - дуат, куда нисходит солнце ночью и где пребывают души умерших.
  
  Но гораздо большую важность получила в египетском погребальном культе связь его с образом Осириса. В одной из своих ипостасей Осирис был правителем и судьёй в царстве мёртвых. Египтянам, которые не только верили в загробную жизнь, но тратили много времени, трудов и денег на подготовку к ней, эта функция бога должна была казаться не менее важной, чем функция оплодотворения земли. Кроме того, в культе Осириса эти функции тесно связаны между собой. Опуская тела мёртвых в могилу, египтяне отдавали их на попечение того, кто из праха мог поднять их к жизни вечной, подобно тому, как благодаря этому богу весной прорастают из-под земли семена. Осириса просили о покровительстве покойнику. Больше того, пытались магически отождествить умершего с этим богом. Красноречивым свидетельством в пользу такой связи являются набитые зерном статуэтки Осириса на могилах. Эти изображения были одновременно символом и орудием воскресения. Бог, который при жизни кормил людей своим телом, а после смерти открывал перед ними надежду на вечное блаженство в загробном мире, естественно, занимал в сознании верующих главенствующее место. Неудивительно поэтому, что культ Осириса затмил в Египте культы всех других богов.
  
  Вследствие такой глубокой веры египтян в загробную жизнь и воздаяние, необычное развитие получили погребальные культы. Погребения додинастической эпохи ничем особенным не выделяются: покойников хоронили в небольших овальных ямах в скорченном виде на боку, с небогатым инвентарём, иногда рассекали тело на части(17). Но со времени первых династий погребальный ритуал заметно меняется. Могилы-гробницы постепенно делаются более обширными и сложными, возвышаются над уровнем земли, принимают форму каменной мастабы (невысокой усечённой пирамиды), а с III династии - форму огромной пирамиды. В эпоху Среднего Царства царские пирамиды стали гораздо скромнее по размерам; позже их вообще перестали строить, заменив высеченными в скалах погребальными храмами-гробницами.
  
  Египетская гробница предназначалась с одной стороны для сохранения тела умершего, а с другой - для принесения жертв. Вследствие этого она разделялась на две части: погребальную камеру и подземные помещения для поминовения (молельню). Изображения в гробницах знати с течением времени существенно менялись. Так как существует взаимосвязь изменения оформления молелен и погребальных камер, то можно на примере Древнего Царства проследить одну из линий развития религии и выявить преемственность взглядов египтян.
  
  В гробнице II династии в Избет эль-Вальда есть изображение её хозяина за столом с едой. Оно должно было магическим образом кормить и поить умершего.
  
  После сооружения гробниц в Избет эль-Вальда изображения полностью исчезают из погребальных камер до VI династии - египтяне опасались, что они могут вредить останкам покойного. Отсутствие изображений в склепе при III - V династиях являлось самым твёрдым правилом в оформлении гробниц, которое никогда не нарушалось. Но изображения этого времени все помещались в молельне. Наряду с культовыми сценами встречается много сцен из повседневной жизни.
  
  С воцарением Хеопса возникает новое оформление мастабы, суть которого заключается в умалении роли молельни, происходившее по соображениям стиля, что привело в рамках прежних представлений к усиленному развитию склепов. Для этого времени характерно появление каменных голов умерших, которые замуровывали в стенах погребальной камеры. В гробницах традиционного стиля присутствуют только имена умерших, начертанные на поминальной плите. Но в рамках религиозных представлений египтян оба способа были надёжны, так как сохранялось либо имя, либо портрет человека, − его равноправные сущности.
  
  С конца IV династии вновь увеличилась роль молелен, а функции погребальной камеры сократились до сохранения тела.
  
  К началу VI династии все наземные помещения оказались до предела заполненными изображениями. Страх перед изображениями в склепе постепенно преодолевается, но сперва изображались только неодушевлённые предметы, а иероглифы людей, животных, птиц либо опускают, либо увечат, чтобы сделать их безопасными. Страх появляется потому, что египтянин боится, что ожившее изображение может вредить покойному, но это не является наследием первобытного восприятия. Остаётся предположить, что перед нами - плод достаточно отвлечённых религиозных представлений начала Древнего Царства. Но страх этот отступает перед насущной необходимостью. Таким образом, снова увеличивается роль погребальной камеры. На увеличение роли погребальной камеры в ущерб молельне указывает также тенденция приближать к ней хранилище статуй, жилище Двойника (сердаб).
  
  Итак, в Древнем Царстве было два периода (время Хеопса и VI династия), когда умаление роли молельни, происходившее по разным причинам, вызывало усиленное развитие погребальной камеры. Хотя внешние проявления этого процесса были различны, смысл его один и тот же - компенсировать недостаток изображений в молельне или возможность их разрушения. Представление о гробнице как о жилище мёртвого при этом коренным образом не менялось, но лишь акцентировалась одна или другая его сторона. Процесс развития изображений также не прерывался, - происходило постепенное увеличение их роли от простого дублёра ритуальных действий до главного гаранта загробной жизни. Таким образом, основа религиозных представлений оставалась неизменной, менялась лишь форма их проявления(18).
  
  Вера в магическую силу изображений не потеряла своего значения и в последующие времена. С этим связано не только появление многочисленных рисунков на стенах гробниц, но и обряд мумификации. Существуют различные предположения о том, каковы были первоначальные мотивы мумификации трупов. Возможно даже, что сначала религиозные представления не играли здесь никакой роли(19). Однако в Египте времён фараонов высокоразвитая техника бальзамирования и сложность погребального ритуала были тесно связаны с весьма разнообразными религиозно-мистическими верованиями. В мумии превращались тела царей, их сановников, а позже и людей среднего социального слоя. Сложная техника мумификации, постепенно совершенствовавшаяся, имела целью предохранить тело от гниения и сохранить его возможно более продолжительное время. Насколько хорошо удавалось это жрецам, в руках которых находилось данное искусство, видно из того, что по крайней мере от эпохи Нового Царства (с XVI в. до н.э.) множество мумий прекрасно сохранилось до наших дней.
  ___________________________________
  
  
  
  7. Древнеегипетская "Книга мёртвых"
  
  В загробных представлениях египтян огромное место занимала вера в магическую силу слова. В этом смысле большой интерес представляет Древнеегипетская книга мёртвых. Подлинное название переводится как "Изречение выхода в день". В нём отражается основная суть текста: помочь умершему миновать все опасности загробного мира, пройти посмертный суд и вместе с солнечной лодкой бога Ра вновь вернуться на землю, то есть ожить, воскреснуть, "обновиться". Победить смерть, чтобы потом вести духовно-чувственное существование в омоложенном, прекрасном, нестареющем теле на вечно прекрасной плодородной земле в окружении своих родных и близких.
  
  Ещё до объединения Египта в одно государство, в дописьменный период, начал складываться сборник заупокойных формул; позже он был записан. Обнаружив этот сборник в кон. XIX в. Масперо назвал его "Текстами Пирамид". Данное произведение было записью погребального ритуала и касалось царской особы. Именно в "Текстах Пирамид" была найдена "Книга Мёртвых". Она заключала в себе возгласы и формулы, сопровождавшие заупокойные обряды, заклинания против демонов, пресмыкающихся и других врагов умершего царя, молитвы и обрывки мифов, служившие тем же магическим целям.
  
  Иероглифы "Книги Мёртвых" выведены зелёным цветом, так как именно этот цвет символизировал собой воскресение Осириса, а, следовательно, и умершего.
  
  Впоследствии в заупокойных текстах появляются рисунки и карты. Это объясняется тем, что достижение мест вечного блаженства было нелёгким, а порой даже смертельно опасным, и становилось невозможным без точного знания топографии загробного мира и представления "в лицо" его обитателей.
  
  С конца Среднего Царства распространяются заупокойные наставления на папирусах, в отличие от древнего начертания на стенах гробниц и саркофагов. Таким образом, "Книга Мёртвых" стала самостоятельным произведением, выделившись из прочих религиозных текстов.
  
  "Книга Мёртвых" представляет собой сборник различных по назначению изречений (главы). Их можно разделить на три категории:
  
  1) молитвы и гимны различным богам,
  2) магические заклинания и
  3) записи погребального ритуала.
  
  Порядок и число изречений в разных списках различны.
  
  Морэ делит содержание "Книги Мёртвых" на четыре части:
  
  1) гл. 1 - 16: шествие погребальной процессии к некрополю; молитвы о "выходе в день"; гимны Солнцу и Осирису.
  
  2) гл. 17 - 63: "выход в день" и возрождение умершего; его победа над силами тьмы; бессилие врагов; власть умершего над стихиями.
  
  3) гл. 64 - 129: "выход в день" - превращение умершего в божество; приобщение его к солнечной ладье; познание разных таинств; возвращение в гробницу; загробный суд.
  
  4) гл. 130 - 162: прославление умершего (тексты, предназначенные для чтения в течение года и имеющие целью обезопасить мумию)(20).
  
  Египтяне считали, что "Книгу Мёртвых" написал бог Тот. Он же придумал все заклинания. С течением времени в тексте происходили значительные изменения. Первоначально умерший царь пожирает богов, вселяет ужас. Впоследствии боги превращаются в беспристрастных судей, перед которыми покойный должен держать ответ о своих земных делах.
  
  Немалое место уделялось ритуальным амулетам, каждый из которых служил одной единственной цели и должен был оберегать своего хозяина в загробном мире. Например, скарабей клался на сердце умершего, чтобы оно молчало на суде о его дурных делах. А небольшие статуэтки ушебти сопровождались следующей надписью:
  
  Я возглашаю:
  О мой верный ушебти,
  Если хозяин твой будет вызван затем,
  Чтобы работать там, о мой верный ушебти,
  Чтобы работу всю выполнить в Херет-Нечер;
  Чтоб на плечах своих, о мой верный ушебти,
  Мне самому перед ними тяготы страшной не несть,
  Должен ответить ты, о мой верный ушебти,
  Ты за меня ответишь: "Я сделаю это. Я здесь!"
  Возделаешь ты поля,
  Обустроишь берег крутой
  И через реку песок
  С запада на восток,
  Перевезёшь за меня,
  Ушебти преданный мой!(21)
  
  Необходимо отметить, что "Книга Мёртвых" является одним из главных источников по изучению египетской обрядности, наряду с прочими письменными свидетельствами, дошедших до нас в свитках папируса или надписях на стенах пирамид и храмов, а также, безусловно, памятниками материальной культуры.
  ___________________________________
  
  
  
  8. Заключение
  
  В заключение хотелось бы сказать, что столь обширная тема, конечно, не получила полного раскрытия в формате данной работы. То, что здесь было коротко изложено: история возникновения некоторых культов и ритуалов, их связь с образами египетских богов, основные направления развития обрядности, описания ритуалов и др. - может найти своё дальнейшее выражение в новых исследованиях. На основе имеющегося фактического материала и теоретических разработок разных авторов уже сейчас можно значительно расширить любой из пунктов данной работы. Но не надо забывать, что далеко не всё ещё открыто, расшифровано, понято. И что египетская история для современных исследователей - это неиссякаемый кладезь загадок.
  ___________________________________
  
  
  
  Примечания:
  
  (1) Книга тайн. - М: Общество по изучению тайн и загадок земли, 1991. - с. 105.
  (2) Большаков А.О. Из истории египетской идеологии Старого царства// Вопросы Древней Истории, 1982, No 2
  (3) Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Кн. II. - СПб: Академия Парапсихологии, 1995.
  (4) Фрэзер. Золотая ветвь. - М, 1980. - С. 405.
  (5) Там же. - С.426.
  (6) Перепёлкин Ю.Я. Жрец царя во главе государства//Вопросы древней истории, 1989, No 3
  (7) Там же. - С. 19
  (8) Фрэзер. Золотая ветвь. - М, 1980.
  (9) Брэстед Ю. История Египта. - М, 1915
  (10) Перепёлкин Ю.Я. Жрец царя во главе государства//Вопросы древней истории, 1989, No 3. С. 15
  (11) Перепёлкин Ю.Я. Жрец царя во главе государства//Вопросы древней истории, 1989, No 3
  (12) Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М, 1964
  (13) Брэстед Ю. История Египта. - М, 1915. Т. 1, с. 62
  (14) Фрэзер. Золотая ветвь. - М, 1980
  (15) Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М, 1964
  (16) Чегодаев М.А. Древнеегипетская книга мёртвых//Вопросы истории, 1994, No 8
  (17) Б.Тураев. История Древнего Востока. - Т. 1. С. 184
  (18) Большаков А.О. Из истории египетской идеологии Старого царства// Вопросы Древней Истории, 1982, No 2
  (19) Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М, 1964
  (20) Чегодаев М.А. Древнеегипетская книга мёртвых//Вопросы истории, 1994, No 8
  (21) Моё стихотворное переложение заклинания из текста "Книги Мёртвых" (гл. 6) в пер. Чегодаева (Чегодаев М.А. Древнеегипетская книга мёртвых//Вопросы истории, 1994, No 8)
  ___________________________________
  
  
  
  Использованная литература:
  
  Большаков А.О. Из истории египетской идеологии Старого царства// Вопросы Древней Истории, 1982, No 2
  
  Брэстед Ю. История Египта. - М, 1915. Т. 1
  
  Книга тайн. - М: Общество по изучению тайн и загадок земли, 1991. - С. 105.
  
  Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Кн. II. - СПб: Академия Парапсихологии, 1995.
  
  Перепёлкин Ю.Я. Жрец царя во главе государства//Вопросы древней истории, 1989, No 3
  
  Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М, 1964
  
  Фрэзер. Золотая ветвь. - М, 1980
  
  Чегодаев М.А. Древнеегипетская книга мёртвых//Вопросы истории, 1994, No 8
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"