Пьеса "Саломея" была написана Оскаром Уайльдом в 1891 году на французском языке. В 1893 году впервые опубликована во Франции. А в 1894 году издана в Лондоне на английском языке с иллюстрациями Обри Бердслея. В основе сюжета - библейская история об Иоанне Крестителе (в пьесе - Иоканаан) и царевне Саломее, падчерице тетрарха Ирода Антипы. Царевна влюбляется в пророка, заключённого в темнице её отчима, но Иоканаан отвергает её. Разгневанная Саломея танцует перед Иродом Танец семи покрывал, требуя в награду голову пророка на серебряном блюде.
Алла Назимова в роли Саломеи. Фильм "Саломея", 1922 год
На рубеже XX века русская культура находилась на небывалом подъёме. Творческая интеллигенция активно искала новые способы и формы выражения, соответствующие изменившемуся времени. Поэтому столь яркое явление, как творчество Оскара Уайльда, не могло остаться незамеченным. Произведения английского писателя и его статьи, наполненные парадоксальными идеями, декларировали новые принципы эстетизма в искусстве и жизни. И эти принципы оказались очень созвучны собственным исканиям представителей русской культуры. Семена упали на благодатную почву и дали обильный урожай.
Уайльдом "заболели" сначала литературные круги: петербургский журнал "Северный вестник"; творческое объединение "Мир искусства", занимавшееся помимо всего прочего издательской деятельностью и организацией международных выставок; чуть позже подключились московские журналы "Скорпион" и "Весы". К 1900 году широкой публике стали доступны не только критические статьи и обзоры творчества Уайльда, но и достаточное количество переводов его произведений.
Так же, как русские литераторы изучали наследие Оскара Уайльда, русские художники интересовались творчеством Обри Бердслея. Имена этих двух англичан стояли неразрывно рядом: о них писали, им подражали, открывались целые школы последователей, копирующих отдельные принципы, стили и приёмы. Поэтому, когда пьеса Уайльда "Саломея" (с иллюстрациями Бердслея) попала в Россию, она сразу была принята подавляющим числом представителей творческих кругов.
Первые попытки поставить "Саломею" в театре оказались безуспешными: в царской России, так же, как и в Англии, существовал запрет на то, чтобы выводить на сцену библейских персонажей. Но в 1904 году баронесса Анна Игнатьевна Радошевская представила публике версию пьесы под названием "Пляска семи покрывал". Имена персонажей были изменены, действие перенесено в Древний Египет, и таким образом спектакль смог миновать цензурный барьер. "Пляска семи покрывал" была поставлена в петербургском Литературном театре О.В. Некрасовой-Колчинской, и эту постановку можно считать первой по произведениям Оскара Уайльда, осуществлённой в России.
Позже режиссёры Гардин, Мейерхольд и Евреинов* тоже пытались обойти запрет и поставить "Саломею". Но по разным причинам их проекты не состоялись, удалось только показать публике отдельно "Танец семи покрывал".
Эту задумку в 1908 году осуществил Николай Николаевич Евреинов в театре В.Ф.Комиссаржевской. Эскизы костюмов были подготовлены художником Николаем Калмаковым, партию Саломеи танцевала Леонтина Пуни. Постановка была решена в юмористическом ключе, танец заканчивался несением гробовидного сундука с табличкой: "Осторожно, Оскар Уайльд!"
Николай Калмаков. Эскиз костюма Саломеи к несостоявшейся постановке в театре Комиссаржевской, 1908 г.
В том же 1908 году актриса Ида Львовна Рубинштейн на собственные средства подготовила постановку "Саломеи"**. Музыку к этому проекту написал Александр Глазунов, художником-оформителем выступил Леон Бакст. Спектакль был заявлен 3 ноября 1908 года как частный спектакль Иды Рубинштейн в Михайловском театре в Петербурге, но не состоялся. Частично он был осуществлен 20 декабря 1908 года на Вечере художественных танцев в Большом зале Петербургской консерватории в постановке В.Э. Мейерхольда и в хореографии Михаила Фокина. На вечере Ида Рубинштейн исполнила "Танец семи покрывал", разворачивая в пластическом танце одно за другим тяжёлые парчовые покрывала. В финале на ней оставалось платье, сплошь украшенное рядами цветных бус, сшитое по эскизу Бакста.
Леон Бакст. Эскиз костюма "Саломея" для Иды Рубинштейн, 1908 г.
Ида Рубинштейн в роли Саломеи, 1908 г.
После Октябрьской революции в России цензурный запрет на постановки с библейскими персонажами перестал действовать, и к пьесе Уайльда одновременно обратились Малый театр (Саломея - Ольга Гзовская) и Камерный театр (Саломея - Алиса Коонен).
Сцена из спектакля "Саломея" в Камерном театре. Режиссёр А.Я.Таиров, 1917 г.
В 1917 году режиссёром Камерного театра был Александр Яковлевич Таиров, а ведущим декоратором - Александра Александровна Экстер. Эскизы костюмов и декораций к "Саломее", разработанные Экстер, выполнены в стиле кубофутуризма - стремительно развивающегося в то время художественного направления. По замыслу дизайнера, декорации и костюмы должны были превратиться в активного носителя действия, максимально подчёркивая режиссёрскую идею, а не служить только лишь декоративным фоном. Поэтому Александра Экстер отказалась от точного использования археологических образцов, внеся в свои работы значительную долю условности. Партию Саломеи в спектакле исполняла Алиса Коонен, партию Иоканаана - Николай Церетелли.
Александра Экстер. Эскиз костюмов к спектаклю "Саломея" в Камерном театре, 1917 г.
Кубистскую "Саломею" Таирова в обществе восприняли неоднозначно, но это была яркая работа, полная новаторства. Спектакль активно обсуждали ещё и потому, что в том же 1917 году в Малом театре шла другая постановка - с Ольгой Гзовской в роли Саломеи. Её образ сильно отличался от образа, созданного Алисой Коонен, и вообще настроение спектакля было совершенно иным. Поклонники таировской "Саломеи" называли постановку в Малом театре "ребячески-беспомощной и аляповато-наивной".
Алиса Коонен в роли Саломеи. Камерный театр, 1917 г.
Ольга Гзовская в роли Саломеи. Малый театр, 1917 г.
Говоря о русских образах "Саломеи", невозможно не вспомнить и замечательный фильм 1922 года, снятый в США режиссёром, актрисой и танцовщицей Аллой Назимовой (настоящее имя Аделаида Левентон). Она же сыграла в фильме роль Саломеи. Назимова родилась в Российской империи, в Ялте. В 1905 году уехала на гастроли в США и, завоевав большую симпатию публики, осталась там продолжать работу.
Алла Назимова в роли Саломеи. Фильм "Саломея" 1922 г.
_________________
*О неудавшейся постановке Н.Евреинова в театре Комиссаржевской см. статью Елены Струтинской "Легенда о "Саломее"" (по ссылке ниже)
** Подробнее о проекте Иды Рубинштейн см. ссылку "Ида Рубинштейн: биография, фото, картины"
_________________
Ссылки для тех, кто хочет нырнуть глубже:
Николай Калмаков: галерея работ
philologist.livejournal.com/6097723.html
Елена Струтинская. Легенда о "Саломее" (статья о несостоявшемся спектакле "Саломеи" в театре Комиссаржевской)