Мужчина, лет сорока с небольшим, спортивного телосложения, в джинсовом костюме, с лицом, напоминающим какого-то актёра из отечественных боевиков - эдакого мачо, - крадучись шёл вдоль кирпичной стены обшарпанного четырёхэтажного здания. Летняя ночь стрекотала сверчками, никаких других звуков не было, город спал. Человек раздраженно отмахнулся от назойливого комара. Под ногами хрустнула раздавленная об асфальт коробка из-под спичек. На лице выразилась гримаса разочарования от такой неосторожности. Поглядывая на окна однообразных домов, тянущихся вдоль узкой улочки, он явно искал конкретный дом. Табличка на углу одного из них с противоположной стороны в слабом свете одинокого фонаря обнаружила цифру "6".
- Шесть, - шёпотом, одними губами произнёс "мачо", - моя, значит, нечётная, о'кей, мне нужен седьмой, не этот ли?
Он добрался до угла дома, вдоль которого шел, задрал голову - указание на номер строения отсутствовало. Миновал палисадничек, разделяющий дома, оглянулся. Улица была пустынна и безмолвна, ни одного горящего окна. Полтретьего - самый сон у мирных граждан.
Осмотр следующего дома также ничего не дал. Не всегда провинциальные городки отличаются аккуратностью в обозначении улиц и номеров зданий. А зачем? Для местных это лишнее, а иногородних бывает мало. Это тебе не областной центр или столица. Впрочем, и в столице порой не так просто найти нужный дом - только на язык, что до Киева, и вся надежда.
Прижавшись спиной к теневому торцу дома - фонарь остался позади, - мужчина замер. Показалось, что хлопнула дверь подъезда с внутренней стороны двора. Настырный комар не отпускал свою добычу и противно зудел над головой.
- Лёш, ты тут? - раздался женский шёпот совсем рядом где-то за углом.
В ответ вяло зашуршала трава или кусты, треснула сломанная ветка, и пьяный мужской баритон с хрипотцой пробормотал что-то невнятное, типа: "да иди ты на...".
- Ах ты, собака такая! - уже почти в голос выпалила женщина. - Ты когда, чёрт, прекратишь пить, мерзавец? Ну-ка, живо домой... Давай, давай, поднимайся.
Послышалась возня, сопровождающаяся беззлобной женской бранью, кряхтением, сопением и сплёвыванием пьяного мужика. Банальная семейная ситуация: муженёк не дошел до подъезда трёх шагов, рухнул в кусты под окнами соседей с первого этажа, а те донесли женушке: мол, иди, забери своего, явился ни свет ни заря... Что-то в этом роде. До оскомины предсказуемый сценарий.
Притаившийся за углом человек дождался, когда дверь подъезда вновь хлопнула и, пригнувшись, прокрался под окнами к самому подъезду. Над ним ржавая табличка "Дом N 7, подъезд 1" и список квартир. Потянул ручку на себя и оказался внутри. В подъезде, воняющем кошками, мочой и перегаром, тускло горела чудом уцелевшая лампочка. Наверх, вероятно на третий этаж, поднималась супружеская пара. Перебранка продолжалась. Сотрясание перил, мычание, кряхтенье, сбивчивые шарканья шагов, шуршание и треск рвущейся одежды - всё свидетельствовало о больших сложностях при преодолении каждой ступеньки.
Ночной визитёр не отрываясь смотрел на обитую железом закрытую дверь под лестничным маршем. Она вела в подвал...
Не дожидаясь, когда шум наверху стихнет - скорее он был сейчас на руку, - человек звякнул отмычками и распахнул чуть скрипнувшую дверь, осторожно прикрыл её за собой и спустился в темноту. Маленький фонарик осветил подвальный коридор, больше походящий на лабиринт. "Немцы пленные строили. Сразу после войны", - подумал мужчина и, мягко ступая ногами, обутыми в тёмные кроссовки, двинулся вдоль деревянных сараев.
В одном из узких тупичков, где напротив крохотного вентиляционного окошка, зияющего высоко в стене и до половины заваленного снаружи землёй вмеремешку с мусором, была дверь. На ней просматривалась полустёршаяся и поблёкшая от времени, рисованная графитом и тушью картинка: торс культуриста в натуральную величину с гротескными мышцами, тщательно проработанными до каждого волоконца, и очень условно обозначенным лицом. Дверь отличалась от прочих крепостью, тщательно подогнанными шлифованными досками и массивным амбарным ржавым замком.
Человек дотянулся до окошка и закрыл его прихваченным по дороге грязным куском поролона, порылся в кармане, вынул сначала связку отмычек, секунду смотрел на неё, потом убрал назад и достал ключ.
- Похоже, замок родной, смазать бы..., - прошептал "мачо" и облизал пересохшие губы. Было заметно его волнение. Он вставил ключ в скважину, повернул с некоторым усилием, и замок открылся. Скоба легко откинулась, обнаружив следы сохранившегося солидола. Очевидно, механизм был нафарширован смазкой заботливым хозяином.
Оставив замок в кольце косяка, человек потянул за ручку. Дверь не шла.
- Всё правильно, - сказал он и обвёл лучом фонарика весь периметр двери. Почти на равном расстоянии от петель, практически посередине между ними в крайней доске был кружок от сучка, в центре которого еле заметное отверстие. Пришлось потратить некоторое время на поиски шурупа, который нашёлся в соседнем отсеке подвала, одиноко лежащий на бетонном полу. Используя как штопор, человек завинтил его в сучок, дёрнул и вынул коричневый кругляшок, словно пробку из бутылки. Просунув палец в образовавшееся отверстие и пошарив в нём, "мачо" удовлетворённо хмыкнул. Достал из куртки хирургический зажим с длинными "губками". Чьё-то хитроумное устройство неопытной руке чужака поддалось не сразу. Несколько минут были потрачены на то, чтобы ухватить зажимом тонкую сталистую проволоку-струну и, прижимая плечом дверное полотно, открыть-таки прочный засов, запирающий дверь изнутри.
Помещение каморки, куда вошёл человек, имело высокий пол и низкие потолки - приходилось стоять, чуть сгорбившись и опустив голову. Паутина, затхлый воздух, сундук, тумбочка, две табуретки, куча окаменевших от времени окурков в миске, обветшалый и рассыпающийся от прикосновения плакат с изображением группы "Биттлз" на стене.
Человека мало интересовал интерьер, но больше привлекала левая, глухая на первый взгляд, стенка. Посвятив её изучению некоторое время, мужчина нашёл шляпки гвоздей-имитаторов, после извлечения которых стена-дверь легко распахнулась наружу. Точнее, внутрь крохотного потайного г-образного помещения, заканчивающегося с одного конца кирпичной стеной, а с другого - деревянной стенкой, за которой находился тот самый подвальный тупичок с единственной дверью и окном напротив. Стенка также открывалась и запиралась хитроумным способом посредством толстенных кусков арматуры, выполняющих роль запоров-анкеров. Сняв дощатый тяжёлый щит, человек вновь оказался у двери с культуристом. Он вставил на место пробку-сучок, повесил и запер замок, вернулся в г-образный закуток и водрузил на место стенку-щит.
Ощущая себя, как в гробнице, "мачо" сел на корточки, достал сигарету и закурил. Пол здесь был земляным и несколько ниже, чем в коридорах подвала. Луч фонаря высветил маленького паучка, вялую мокрицу и несколько почерневших полусгнивших окурков папирос - возможно, "Беломора" или "Казбека".
Закончив перекур, человек вдавил окурок в землю, выпрямился, поднял штанину, вынул из закрепленного на ноге чехла охотничий нож и произнёс, обращаясь к самому себе:
- Ну, что ж, Серж, потрудимся маленько?
Рыть нетоптаную, изрытую червями и прочими насекомыми землю пополам со шлаком было легко, но нож - не лучший для этого инструмент. Тем не менее, помогая руками с закатанными выше локтей рукавами рубахи - куртку пришлось снять, - человек по имени Серж довольно быстро убрал от торцевой кирпичной стены полкуба грунта, под которым обнаружился круглый люк из нержавеющего сплава с двойным винтовым запором. Немало попотев, люк удалось открыть. Из лаза пахнуло сухим и относительно свежим воздухом. Вниз вёл лоткообразный бетонный спуск под 40-45-градусным уклоном с металлическими скобами по бокам вместо перил.
Серж убрал нож, надел куртку, застегнулся на все пуговицы, зажал зубами фонарь и, приноровившись, спустился в люк, закрыв за собой крышку. Изнутри тоже имелась механическая задвижка, которая незамедлительно была приведена в действие. Спуск с уменьшающимся уклоном был коротким, метров восемь-десять, переходил в горизонтальный пол и завершался ещё одним люком. Это, скорее, была дверь овальной и чуть выпуклой формы высотой более полутора метров. Она тоже имела запоры, но была полуоткрыта. Не издав ни звука, дверь тяжело распахнулась - чувствовалась увесистость и конструктивная основательность - и впустила Сержа. Освещая фонариком дорогу, он переходил из комнаты в комнату, следуя указателям на стенах, пока не попал в довольно просторный зал с рядами крепежей для лавок или стульев. Это было похоже на конференц- или небольшой кинозал. Кажется, в соответствующей - задней - стене даже была дырка для кинопроектора. А если так, то за перегородкой имеется и будка киномеханика. Безусловно, весь комплекс помещений представлял собой бомбоубежище. Однако никаких признаков посещения этого места людьми, хотя бы изредка, не было. Словно именно об этом сооружении все, кому следовало знать, забыли.
Поразмышляв недолго, Серж оборвал свои мысли короткой фразой, произнесённой вслух и в полный голос:
- Ладно, всё это лирика.
Необычно звучал здесь голос. Очень необычно. Не то чтобы с эхом, или так называемым "эффектом холла", а как-то мертвенно и глухо. Стены тоже, наверное, должны быть "назвученными" по аналогии с намоленными церковными, прежде чем научиться отражать звуковые волны. Не знают они здесь ни голоса, ни пения, ни грохота, ни стука. Не знают и потому молчат. Да просто не умеют говорить.
- Ну вот, опять лирика, - вновь сказал Серж, но уже тише, и подошел к той стене, где мог бы размещаться экран, будь эта комната кинозалом...
2.
Как и большинство стен бомбоубежища, она была оштукатурена и покрашена белой масляной краской. В самом низу, почти у пола, так что сразу и не заметишь, имелась длинная строчка, старательно выведенная простым карандашом с мягким грифелем. Непосвящённый человек вряд ли смог бы её прочитать. Большинство знаков - латинские буквы или их фрагменты, некоторые из которых имитировали жесты азбуки глухонемых; знаки препинания и пробелы между словами заменялись символами, похожими на буквы. Так что внешне надпись выглядела как полная абракадабра.
Но Серж знал эту тайнопись, которой обучил его один товарищ. Это произошло в колонии строгого режима лет 15 назад.
Серж - Сергей Владимирович Полеха по кличке Палёный, отбывал тогда наказание по статье 108 ч.2 упраздненного позже УК РСФСР за "умышленное тяжкое телесное повреждение при отягчающих обстоятельствах". Степень вины участников конфликта, в результате которого Полеха оказался на скамье, была спорна, адвокат попался слабенький - уж какого предоставил суд, несмотря на отказ подсудимого от защиты, - а свидетели дела давали сбивчивые и противоречивые показания. Но 8 лет лишения свободы явились итогом разборки в "Малине" - так назывался ресторан, где собирался весь криминальный мир города Саратова, что на Волге.
На зоне Серж водил дружбу, точнее, был в одной семье с неким ШЩршей, тульским бандитом, имевшим солидный срок за серию разбойных нападений и одно убийство. ШЩрша отличался от других интеллектом, эрудицией и задатками аристократического воспитания. Кроме того, имел за плечами 2 курса экономического института. А ШЩршей прозвали за манеру двигаться, ходить - "шуршать", внезапно и незаметно появляться там, где его никто не ждал, и привычку использовать слово "шуршать" вместо "идти": "Эй, шурши сюда, базар есть...".
Так вот этот Шурша переписывался с одним институтским приятелем с использованием якобы лично придуманной ещё в школе тайнописи - не то чтобы цензуру позлить, а скорее для сокрытия некоторых крамольных высказываний в адрес действующего в стране строя или порядков, установленных в колонии.
Шурша, очень сблизившись с Сержем, передал ему свой алфавит и несколько простых правил "правописания и грамматики", когда пришёл срок "откидываться с зоны".
В переписке друг с другом на протяжении трёх лет, пока Серж досиживал свой "восьмерик", шифр очень помогал, когда передавалась информация "сомнительного" содержания. Надо отметить, что цензоры на ППЧ не очень обращали внимание на вкрапленные в письма непонятные словечки или куски предложений, а то и целые абзацы, относя их к дефектам почерка и манере переписки, изобилующей латинскими изречениями, пословицами и цитатами. Надо сказать, друзья очень преуспели в искусстве камуфляжа запретных фрагментов своих манускриптов.
После "отсидки" Сергей Полеха навестил Шуршу, который проживал в Туле. Тот не стал скрывать, что серьёзно болен: какая-то онкология с метастазами в мозг уже давно включила роковой таймер, и по прогнозам врачей оставалось совсем ничего...
Серж несколько месяцев не покидал семью больного друга: пожилую мать, в молодости знатную особу дворянского происхождения, молоденькую племянницу, студентку пединститута, и девяностапятилетнюю бабушку, ещё довольно бодрую и не собирающуюся покидать этот мир. Будучи детдомовцем, Сергей родственников не имел. Ни к кому за свои 34 года, из которых 8 провёл в колонии, привязаться особенно не успел. Ни квартиры, ни семьи, ни мало-мальски постоянной подруги не было. Детдомовских друзей раскидала по миру жизнь. И потому так случилось, что единственными близкими людьми стали Шурша и его немногочисленная родня. Устроившись в какую-то строительную контору снабженцем - помогли связи друга, - Полеха нёс в дом неплохую зарплату и кой-какие левые доходы, ничем не обделяя фирму, в которой работал. Директор сам подсказывал, на чём можно "наварить" лишнюю копейку. Мать и все домочадцы Шурши тепло и с благодарностью принимали Сержа, его всестороннюю помощь семье, и умирающий сокамерник в последние дни своей жизни доверил другу необычную тайну.
...Полехе пришлось лечь животом на пыльный бетонный пол, чтобы прочесть надпись, - так низко она располагалась на стене. Он живо представил себе, что именно в этой позе лежал когда-то, а точнее 34 года назад, автор, старательно вырисовывающий каждый символ.
"Здорово, потомок! Пришёл? Понимаешь, что здесь написано? Значит, нас уже нет на свете. Тогда всё, что найдёшь, - по праву твоё. Слева от стены дверь. Там коридор. Иди по нему и заходи в третью дверь справа. В этой конуре четыре заначки (по числу главных участников банды "Кабана"). Смотри внимательно на пол, бери лом и работай. Лом в будке киномеханика. Привет семье, не кашляй! 1973 год".
Серж встал, быстро прошёл в указанном направлении, на ходу отряхивая одежду. "Конура" представляла собой какое-то подсобное помещение в несколько квадратных метров. Никаких коммуникаций, ниш, вентиляционных отверстий не было - голые стены, ровный потолок и пол.
Луч фонаря тщательно прошёлся по поверхности пола. Он не был однороден. В левом дальнем от двери углу зияло круглое отверстие с рваными краями грубо проломленной бетонной стяжки. Яма с полметра глубиной была пуста. Только горстки земли вокруг, побелевшие от пыли. Остальная поверхность бетона имела явные следы вмешательства уже после "сдачи объекта". Идеально ровное во всех помещениях покрытие здесь не отличалось безупречностью. Бетон, очевидно, вскрывался не раз и заливался вторично. Структура цементных заплаток выделялась на фоне "материнской" основы. Серж побил пяткой в нескольких особо подозрительных местах, потушил фонарь, чтобы раньше времени не сели аккумуляторы, и закурил.
- Серега, слушай меня внимательно, - начал Шурша, когда Полеха вколол ему очередную дозу промедола. Пара кубиков алкалоида опия давала отдышку от невыносимых болей на час-полтора максимум. - Сядь рядом, не гоношись. Писец мне, братишка, время моё вышло. Так и не успел ни хрена... Ну да ладно, пусть там..., - Шурша облизнул пересохшие губы и посмотрел на потолок, - хоть что-то есть. Только это и успокаивает. - Он тронул иссушенной рукой уголок выглядывающей из-под подушки книжки с золочёной надписью "Евангелие". - Грехи все отмолил, вроде. Прощения не жду, но прошу, неустанно..., у всех. Сел? Не шурши и слушай.
...Серж выслушал рассказ, мало впечатляющий своими деталями. В общем-то, обычная криминальная история начала семидесятых, когда бравые пацаны стихийно сбивались в банды налётчиков, гоп-стопников, квартирных и майданных воров. Ничего оригинального, за исключением названия - "банда Кабана" - оно показалось знакомым: то ли газеты писали, то ли разговоры где-то звучали о знаменитой тульской группировке. Сергей терпеливо дослушал исповедь друга о своих похождениях и сомнительных подвигах; в другой обстановке "герой" мог бы, наверное, похвастаться ими и заслуженно претендовать на дополнительный авторитет, однако сейчас только горькая необходимость вынуждала рассказчика признаваться в нераскрытых преступлениях, зверских ограблениях и жестоких убийствах по всей области. А необходимость заключалась в следующем. Трое подельников Шурши, знакомые чуть ли не с детсада, являлись основными организаторами банды. Они договорились на заре своего криминального восхождения к звёздам воровского мира, что всю добычу будут "тарить" в известном только им месте. Свой уркаганский притон, названный кильдимом, они организовали в подростковом возрасте в подвале одного из домов-сталинок их родного города. Там они курили первые сигареты, распивали самогон, бренчали на гитаре, отрабатывали смертоносные удары по самопальным макиварам, развлекались с девчонками свободных нравов. Сюда же приносили для дележа и первую добычу. Когда её стало много, а сбыт налажен не был, возникла задача - куда прятать.
И тут один из товарищей предложил организовать тайник прямо тут, в кильдиме. Долго долбили ломами и кувалдами бетон, пытаясь добраться до грунта, а потом вспомнили, что в одном из подвалов соседнего дома кто-то видел в неприметном закутке земляные полы...
Спустя несколько месяцев этот небольшой участок был обнесён тёсаными досками и превратился в крепкий новый сарай, хозяином которого формально стал один из жильцов дома, родственник компаньона Шурши.
Если сначала речь шла об организации тайника в виде зарытого в землю сундука, то теперь, когда по чистой случайности был обнаружен люк в никому не известный доселе бетонный бункер, планы поменялись. О таинственном подземелье, по всей видимости, никто в городе не знал. Наблюдали долго, секрет хранили свято, принюхивались и прислушивались к разговорам об архитектуре и градостроительстве... В городе имелось несколько бомбоубежищ. Друзья побывали во всех, о которых удалось узнать. Ни одно из них не было столь целомудренным, как то, на которое они случайно нарвались. Да и конструкцией с планировкой оно довольно сильно отличалось от других. Было впечатление, что его строительство было особо строго засекречено, архитекторы и строители ликвидированы, а немногочисленные информированные чиновники репрессированы. Возможно, данные где и хранились, но были потеряны из виду. Могло такое быть в послевоенной стране советской? Кто теперь знает?
Оставалось фактом само существование сооружения, похоже, никак не связанного с архитектурой дома, под которым имелся единственный туда вход.
В разбойной команде было единогласно принято жёсткое правило: "казну" делить на четыре части (по числу главарей), хоронить в четырёх отдельных погребках и не крысятничать, то есть не зариться на чужое. Если случится с кем несчастье, отдать родне. На том и порешили.
Спустя несколько лет в живых остался только Шурша. Остальные после громкого процесса кончили трагически: одного прирезали на пересылке, второго расстреляли, третий пропал без вести на Шонтымском руднике. И все в один год. А о рядовых членах и речь вести не стоило. Будто рок повис над бандой. Короче говоря, её финал был предрешён, когда организаторы сгинули с лица земли.
А Шурша, чудом избежав правосудия, затаился. Отсиделся несколько лет в Забайкалье у друганов по малолетке. Потом "вынырнул из тины", вернулся тайком на родину, вскрыл свой тайник и лихорадочно "сделал ноги" подальше из европейской части РСФСР. Погуляв всего года полтора по липовым документам и бездарно промотав целое состояние, снова угодил за решётку, где и познакомился с Сергеем Полехой. Никакого высшего образования он отродясь не имел, а про экономический институт выдумал для форса. Переписывался на зоне со школьным товарищем. Вот он-то и был экономистом по образованию и хоть высоко потом пошёл, но однокашнику своему всегда сочувствовал и связи с ним почему-то не рвал.
Исповедь на том кончалась. Город, адрес дома и ориентиры заначки Шурша с облегчением выдал другу и через сутки скончался.
Полеха не стал сразу покидать дом товарища. Месяцев пять он был ещё главным кормильцем, опорой и надеждой семьи, которая стала почти родной. Пытался крутить роман с племянницей-студенткой, которая явно симпатизировала Сергею, но была по-провинциальному невинна и застенчива.
Вскоре кладоискательский зуд настойчиво повлёк его вон. Город Новомосковск, бывший Сталиногорск, а ещё ранее поселок Бобрики, был совсем недалеко от Тулы.
По дороге произошло непредвиденное. Двоим бритоголовым отморозкам на вокзале не понравилось то ли лицо Палёного, то ли его взгляд. И случилось то, что обычно и случается в таких ситуациях: слово зА слово, чем-то пС столу... Пробитый кастетом череп одного отморозка и сломанная челюсть другого разрешили конфликт, но отложили надолго первоначальные планы.
Только спустя 7 лет после смерти Шурши, когда за плечами уже было 2 срока, Палёный со справкой об освобождении ринулся в поход за сокровищами банды Кабана...
...Докурив сигарету, Полеха встал. Хотелось есть, да и сигареты кончались.
Брошенная в вокзальной камере хранения сумка с жалкими пожитками - все, что имелось у Сержа на сегодняшний день. За последние годы жизнь на воле так изменилась... Ориентироваться в ней без денег, надёжного тыла, верных и сильных товарищей было затруднительно. А найти своё место и подавно нелегко. Ни тыла, ни родственников, ни друзей, кроме разбросанных по России зоновских кентов, ни денег. Вся надежда покоилась сейчас здесь, под ногами.
Он, включив фонарь, ещё раз оглядел пол и уже явственно различил три пятна, обозначающих места погребения бесхозных теперь кладов. Если там только советские рубли - дело дрянь. Шурша, умирая, ничего не сказал по этому поводу.
Вход в каморку с ломом нашёлся быстро. Кроме лома, там оказались кирка, лопата с коротким черенком, кувалда и фомка.
Первый удар по бетону вызвал неприятные чувства. Грохот могли услышать жильцы дома. А могли ли? Судя по расположению всего подземного строения и, в частности, "подсобки", Серж мог сейчас находиться и вне периметра дома N7. А глубина подземелья внушала уверенность, что всякие опасения можно отбросить.
Несколько коротких, но основательных взмахов проломили корку восьмисантиметровой стяжки, и лом упёрся в дерево. Поддев край бетона, Полеха чуть ли не целиком приподнял керамзито-цементную плиту, под которой оказался средних размеров ящик с буквой "М" на его крышке. Нарисованная красной краской буква наверняка обозначала имя владельца. Или прозвище.
Киркой выломав две доски, Серж нашёл в ящике аккуратный старинный чемодан с закованными в железо углами. Вес его вселял надежду. Замок открылся легко. Рублями здесь и не пахло. То было золото и камни: кольца, перстни, броши, браслеты, цепочки и прочая ювелирная мишура. А тяжёлый, видимо золотой, кастет особо выделялся среди мелочи.
- Ну, дают ребята, это уже от жира, - пробормотал Серж, подивившись изделию и примеряя его на кисть.
В отдельных мешочках типа кисета - горсть золотых коронок, несколько десятков золотых царских червонцев и два странных кулончика или ладанки наподобие подвески с цепочкой. Форма их очень напоминала то ли краба, то ли травяного клопа, во всю спину которого красовался плоский матовый камень. В жестяной коробочке из-под леденцов или табака, завёрнутый в вату, лежал ещё более странный предмет - что-то вроде крупного жука из тёмного твёрдого материала с одним глазком-камушком на голове и кольцом под ним. Вещица вместе с одним из кулончиков и золотыми червонцами отправилась в карман. Килограммов на десять чемоданчик тянул. Ну что ж, можно было предположить, что в остальных тайниках приблизительно то же самое, раз всё делилось поровну. Хотя, кто знает?
Полеха вернул деревянный контейнер на место, закидал бетонным мусором и привалил плитой. Можно было этого и не делать. Но врождённое чистоплюйство и скрупулёзность в любом деле заставили поступить именно так. Он даже инструмент вернул в "будку киномеханика".
Так же педантично был задраен и засыпан землёй люк, снят деревянный щит, имитирующий глухую стенку, открыт сарай-кильдим и т.д. Вплоть до последних манипуляций со струной и запиранием замка на ключ. Даже кусок поролона, вынутый из "слухового окошка", оказался на том же месте бетонного пола, где его подобрал ночной гость.
На улице уже светило солнце, короткая июньская ночь давно закончилась.
Не замеченный никем мужчина с чемоданчиком в руке вынырнул из подъезда и, обгоняя немногочисленных прохожих, быстрой походкой пошёл через центр города на вокзал, где недалеко была и стоянка пригородных автобусов.
3.
Первый утренний рейс до Тулы был в 6-20. Автобусы ходили каждые 20 минут. Городок в свете летнего солнца приглянулся Полехе. Он не стал садиться на первый транспорт, не торопясь позавтракал в привокзальном ресторане, полюбезничал с симпатичной барменшей, обменял 200 долларов на рубли в круглосуточном пункте обмена валюты, перекинулся несколькими фразами с интеллигентного вида мужчиной на стоянке такси. Клади на руках не было. Чемоданчик покоился в камере хранения в ячейке, соседствующей с первой, где лежала сумка с тряпками, маленьким фотоальбомом и пачкой писем от нескольких "особо ценных корешей". В куртке - паспорт, справка об освобождении, ну и кое-что, не очень оттягивающее карманы. На душе было спокойно и комфортно. Безмятежность Сержа удивляла даже его самого. Все планы последних восьми лет сводились только к поездке в город Новомосковск Тульской области, где похожее на сказку откровение Шурши могло так и остаться сказкой, если, к примеру, вожделенный дом стал бы жертвой градостроительной реконструкции. Теперь же подтверждённая исповедь, реализованная мечта и её осязаемое вещественное воплощение приводили в состояние некой прострации. Жизнь перевернула очередную страницу, и лист был чист. Его чем-то нужно было заполнять. Дальше этого утра грёзы Сергея Полехи не распространялись. Обратно в зону он не собирался. Строить планы на будущее приходилось буквально на ходу.
Серж запрыгнул в автобус, отправившийся в Тулу в 7-20.
...Дрёма накатилась быстро, и начала сниться всякая ерунда. Драка с лысыми "быками" на тульском вокзале, зоновская братия, Шурша, его племянница Нина, золотой кастет, ночной поход по подземному лабиринту и одна из дверей, которая единственная была закрыта и чем-то вскользь показалась приметной Сержу.
Когда он полуочнулся от дремоты, сон, ещё не ушедший совсем, продолжал фиксировать внимание на этой двери. Внутренний взор вместе с лучом фонарика придирчиво осматривал её, пытаясь зацепиться за главную деталь, ускользнувшую ночью от внимания Полехи.
Автобус затормозил в каком-то населённом пункте. В салон поднялась девушка с сумкой, на ходу поблагодарив водителя и сунув ему в руку купюру. Свободных мест было достаточно, но девушка, бегло обведя взглядом пассажиров, предпочла соседство с симпатичным мужчиной, напомнившим ей какого-то актёра.
- Здрасьте, - сказала она, остановившись возле Сергея и сконфуженно улыбаясь, - не занято?
- Садись, садись, не занято.
- Вы до Тулы?
- Ага.
Сон слетел окончательно. Полеха поёрзал в кресле и уселся в пол-оборота к девушке.
Это была рыжая с длинными волосами, забранными в конский хвост, слегка канапушчатая провинциалочка в лёгком светлом платьице. В руках обычный полиэтиленовый пакет с надписью "Айсберри", заполненный чем-то, и дамская сумочка через плечо. На шее шнурок с мобильником. Грудастая деваха с осиной талией годилась соседу в дочки, однако это не помешало им включиться в ни к чему не обязывающий диалог.
- А ты далеко?
- Тоже в Тулу, к отцу. Он там живёт.
- А ты местная?
- Из Быковки, я с матерью живу.
- А что не с отцом?
- У него другая семья... Но я с ними дружу. Бываю у них часто.
- Учишься?
- Да... То есть пытаюсь поступить в универ в этом году. Уже второй раз. В прошлом году не прошла...
- А на кого?
- На агроинженера.
- Готовишься? Уверенность есть?
Девушка впервые посмотрела на соседа, смутилась и покраснела.
- Поступлю.
- Меня Сергей зовут. А тебя?
- Марина.
Она зашуршала пакетом и протянула руку. Ладошка, оказавшаяся прохладной и чуть влажной, утонула в смуглой лапище Сержа.
- А вы так на актёра одного похожи, на...
- Игоря Лифанова, - вымученно улыбнулся Полеха.
- Ага, на его героя Василия Клинцова! - обрадовано воскликнула Марина. - Он мне так нравится в фильме "Егерь".
- Лучше б он был на меня похож. Не люблю быть на кого-то похожим, я как бы сам по себе. А мне все - Лифанов, Лифанов!
Рыжеволосая смутилась ещё больше.
- Но он такой классный.
- Я тоже, Марин. Просто его все знают, а меня никто. Почти.
- Ой, даже голос похож...
Серж снисходительно посмотрел на соседку, примирительно улыбнулся и сменил тему:
- А я к другу еду. Верней, к его семье. Он умер давно, а мать с сестрёнкой остались, я их давно не видел.
Почему-то захотелось заменить племянницу на сестру, не вдаваясь в детали родства своих знакомых.
- А ты... вы местный?
- Да, ладно, давай на "ты", о'кей?
- Давай! - обрадовалась Марина. - Хочешь кваса холодного, пока не нагрелся? Прямо сейчас из холодильника, - девица полезла в пакет и вынула литровую бутылку, - кисленький! Сами делаем.
Она живо отвинтила пробку и протянула своему новому знакомому.
- Не побрезгуешь?
- Да что ты! Пей!
Полеха с удовольствием сделал два глотка.
- А ты будешь? Спасибо, - вытирая губы ладонью, вернул он бутыль Марине, - чудо, а не квас!
Девушка тоже попила, прикрыв глаза. Ресницы её были куда длиннее, чем показалось вначале, их бледно-рыжеватый цвет скрывал истинную длину и пушистость. Макияжа не было совсем. Сергей представил, как может выглядеть эта девушка, если её пропустить через руки хорошего визажиста. Немного потеряв над собой контроль, он жадно поедал Марину взглядом: юная кожа с множеством весёлых родинок-веснушек, лебединая шея, разрез платья на груди обнаруживал края тонкого ажурного лифчика, обрамляющего округлые упругие груди. Живые складки на платье, облегающем талию и бедра, дрожание коленок, поддерживающих пакет.
- Да положи ты его на пол, - не выдержал клон знаменитого актёра и решительным движением снял сумку с тут же стыдливо сдвинувшихся коленок. Пакет он поставил у своих ног, принял бутылку из рук Марины.
- Ещё можно? - спросил он.
- Пей, конечно! - радостно разрешила соседка.
Он не хотел пить, но сделал это, как бы упрочивая союз с юной барышней. Прикоснувшись губами к влажному горлышку, словно поцеловавшись с очаровательной попутчицей, отпил символический глоток. Удовлетворённо крякнул и сунул квас в пакет.
Девушка улыбалась и уже смелее смотрела на своего приятеля.
Автобус въезжал в город, и это навевало некоторую грусть. Лёгкая болтовня двух соседей всё больше приобретала напряжённые нотки - расставаться явно не хотелось обоим.
- Я когда-то работал здесь в строительной фирме, потом уехал на заработки за Урал. Ты спрашивала, не местный ли я. Нет, я с Поволжья. Детдомовский. Семьёй до сих пор не обзавёлся, всё некогда было, да и кандидатки достойной тоже. А друзья... Все разлетелись кто куда. Как-то так вышло, что нет у меня никого. Вот только Валентина Георгиевна, друга мать, да Нинка, сестра его. Бабка ещё была у них, да, наверное, померла уже. Ей тогда-то уже под сто было.
Марина прониклась грустными нотками в рассказе собеседника и спросила:
- А ты давно их не видел?
- Восемь лет почти.
- Эх ты, вот это да! А перезванивались хоть?
- Нет, они, кажется, переехали куда-то, телефоны сменились... Потерялись мы, в общем. Была пара писем...
- И как же ты будешь их искать?
Марина невольно тронула рукой локоть Сергея. Тот сделал вид, что не заметил, поглядывая то в окно, то на златовласую прелестницу.
- Пойду на прежний адрес, попытаюсь узнать, куда переехали. Или через адресный стол.
- А где они жили, Серёж?
- Да в центре, у Московского вокзала, на Путейской...
- Знаю... А если не найдёшь?
- Не найду? - Сергей посмотрел на Марину задумчиво. - Тогда не знаю. Не хочу и думать об этом, - и вновь отвернулся к окну.
- Дай мне твой телефон, - как-то по-деловому и категорично попросила девушка, будто в её голове родился удачный план. Она распахнула свой слайдер, приготовившись набирать номер.
- Хм, ты знаешь... Я потерял свой телефон. В поезде ехал, где-то на перроне ночью выронил, наверное. Да я сейчас в Туле куплю. Слушай, Марин, не бросай меня сразу. Я сто лет здесь не был, такие перемены вокруг... - Сергей обаятельно улыбнулся и взял её ладонь в свою. - Потеряюсь без тебя.
Марина застыла с улыбкой на лице, глаза её лучились нежностью и плохо скрываемой радостью...
Через час Сергей с Мариной были в центре Тулы в салоне МТС. Приобретя телефон и обменявшись номерами, они не стали расставаться и отправились в ювелирный магазин на центральном рынке. В отделе скупки народу было не так много, толстый продавец с неснимаемой со лба лупой бойко обслуживал посетителей, выковыривая камешки и взвешивая на электронных весах золотые изделия.
- Здравствуйте, - Серж молча, когда подошла его очередь, подкинул на ладони царский червонец.
- Редкая вещь..., - рассматривал под лупой монету толстяк, - при Екатерине Второй почти не чеканились..., а тут именно её, 1763 года, - он поднял глаза на посетителя и чуть наклонившись, тихо спросил: - Много у Вас таких?
- Одна, от бабули осталась. Я знаю, что редкая и дорогая. Сколько дадите? Деньги срочно нужны, - и покосился на спутницу, стоящую рядом.
Толстяк помолчал, ещё раз взглянув на реликвию.
- 100 баксов.
- Как вас зовут, простите? - спросил Сергей, стараясь придать лицу заинтересованное и мирное выражение.
- Антон, - всё же несколько напрягшись, ответил тот.
Серж молча буквально выдернул из пухлых волосатых пальцев "Екатерину" и, сказав: "Мало", стремительно вышел из салона, увлекая под руку Марину.
- А сколько хотите? - крикнул вдогонку скупщик.
- Дай посмотреть, - попросила девушка. Повертев в руках нумизматическую ценность, она спросила: - А это действительно редкость?
- Похоже, что да.
- А что, он мало предложил?
- Уверен, что мало. Они жулики все, Марин. Ничего, сейчас выясним истинную цену.
- А зачем ты продаёшь? А может, лучше коллекционеров найти? А где ты её взял?
- Тебе на какой вопрос сперва ответить: на первый, второй или третий? - рассмеялся Сергей и сильней прижал руку очаровательной подруги к своему телу. Сейчас он чувствовал себя вновь юным, счастливым и беззаботным. Он еле сдерживался, чтобы не начать болтать всякие глупости, петь или насвистывать любимые мелодии. Сердце подсказывало, что девчонка уже влюблена в него... Впрочем, он тоже испытывал к ней непростые чувства. При этом понимал, что делать серьёзные выводы рановато, а уж тем более строить совместные планы на будущее. Тем не менее ощущение влюблённости было определённым, и оставалось только желать, чтобы оно не покидало обоих как можно дольше. И вообще, рыжие всегда нравились Сержу Полехе. С детства.
Тут же на рынке нашлись две ювелирные точки, в одной из которых Сергею приглянулся улыбчивый армянин лет тридцати. Незаметно понаблюдав минут десять за тем, как тот обслуживает людей - по большей части это были, очевидно, постоянные клиенты, - и уже зная его имя, протиснул голову в окошко палатки и, лучезарно улыбаясь, поздоровался:
- Привет, Гарик!
- Привет, дорогой, - заулыбался в ответ армянин, ожидая продолжения.
- Мне тебя порекомендовали хорошие люди. Меня Серегой зовут, - пришлось через узкое оконце просунуть ещё и руку для приветствия. - Дело есть, - и, перейдя на шёпот, добавил: - Девушке моей серьги хорошие надо бы сделать, поможешь?
Ювелир оживился, привстал, заглянув за спину клиента, оценивающе посмотрел на девицу, заинтересованно и понимающе цокнул языком и, грохоча стулом, открыл дверь:
- Заходи, Серёжа, и невесту зови.
У армян врождённый дар к общению и сближению. Через 15 минут, когда серьги, оказавшиеся "случайно" в наличии (клиентка давняя принесла на продажу), уже были по достоинству оценены и примерены, все трое перемывали кости Антону, этому "жирному обманщику" со скупки, которому знакомые Сержа не раз якобы сдавали золото, и все оставались недовольны этим пройдохой. Конкурентов не любит никто, хотя Гарик не раз подчеркнул, что, мол, "какой он мне конкурент, Антон этот?! У меня - уважаемые клиенты! Меня в Баку помнят и уважают. У меня - изделия, Серёжа, ты посмотри! А у него что? А, слушай!.."
- Да, Гарик, кстати, о цене мы договорились - семьсот баксов, значит семьсот, но у меня ещё к тебе вопрос. Я пока не продаю, но консультация твоя нужна всё равно. Взгляни-ка.
И только сейчас Полеха достал из кармана монету и с интересом стал наблюдать за общительным бакинцем.
Гарик поцокал языком, посопел, покряхтел и в заключение сказал:
- Если есть ещё, не продавай, я возьму.
- Да ладно, Гарик, что ты, не продаю я..., впрочем, тебе уступлю. Сколько дашь?
После длинных признаний во взаимном уважении, честности и клятвенных заверениях, что "своих" Гарик никогда "не кидает", обе стороны пришли к согласию, что бартер будет справедливым, если за серёжки с бриллиантовыми глазками в оплату пойдёт монета.
Серж и его "невеста", пока длился весь разговор, несколько раз переглядывались, но эмоции сдерживали успешно, правда, Марина часто краснела, шокированная подарком. Однако в душе сомневалась - а не трюк ли это с серёжками, только чтобы продать подороже монетку? Она была права отчасти. Полеха преследовал две цели одновременно. И добился своего. Гарик не отставал:
- Ещё есть?
- Я слышал, ты считаешься истинным мастером и ценителем красивых вещей. Но ты ещё и коллекционер, что ли? - одновременно с комплиментами и заданным вопросом Сергей достал из кармана следующие три червонца. Гарик не глядя расплатился, выложив 2100 долларов. Недолго сопротивляясь, он всё-таки принял назад одного "мёртвого американского президента", хотя предложено было три на сдачу.
Расставались друзьями. Обменялись телефонами. Полеха обещал на днях заскочить, показать кое-какие безделушки. Знакомство следовало закрепить. Оно, безусловно, оказалось очень ценным.
Когда парочка двигалась в сторону кафе, обескураженная подарком и счастливая Марина обняла за шею Сержа и поцеловала в щеку. Тот заговорил что-то не очень внятное и поймал губы девушки. На минуту они так и застыли посреди снующих людей. Это была очень романтичная сцена.
За трапезой в кафе Марина позвонила отцу, сказав, что приехала, но задержится на время, поскольку встретила старых друзей и сидит с ними в кафе. Отец не возражал, привыкнув к самостоятельности дочери. Видимо, ничто в их отношениях с родителями пока не противоречило семейным порядкам...
4.
На вещевом рынке Сергею были куплены новые джинсы, красивая футболка и лёгкие светлые сандалии. Старые вещи он выбрасывать не стал, сложил в пакет. Теперь предстояло решить, как быть дальше. Разогретые шампанским чувства требовали продолжения банкета. Счастливая Марина уже откровенно висла на своём бой-френде, которому это только льстило. Соскучившийся по женскому общению, он чувствовал себя на седьмом небе, тем более таких девчонок у него ещё не было. Больше девицы лёгкого поведения, да и то в прошлой жизни. Одна только в школе девчушка, с которой Серега сидел за одной партой, вызывала схожие с теперешними чувства. Тоже рыжая.
Решили съездить на Путейскую к семье Шурши.
Новые жильцы поведали, что бабка, которой сейчас 102 года (!), ещё жива, но находится в доме престарелых. Нина вышла замуж, потом разошлась, растит дочь и имеет отдельную квартиру недалеко, на улице Ленина, а Валентина Георгиевна живёт в соседнем доме. Вот так всё оказалось просто.
Серж предложил Марине временно разбежаться: он навестит знакомых, а она - к отцу. Хотелось бы без свидетелей объясниться с родственниками Шурши. А ближе к вечеру договорились созвониться и встретиться. На том и порешили, хотя Марина немного приуныла. Сергей проводил её до остановки, они долго целовались, пропустив несколько автобусов, и, наконец, расстались.
...Звонок заверещал птичьей трелью. Дверь открылась почти сразу. Нарядно одетая Валентина Георгиевна, немного изменившаяся за прошедшие годы, сразу узнала Сержа.
- Батюшки, Серёженька! - она обняла его, сдержала слёзы. - Ну-ка, идём-ка, расскажешь всё мне, - сбросила, видимо, только что надетые туфли, немного суетливо провела друга семьи на небольшую кухоньку однокомнатной квартиры, пообмахивала тряпкой стул и стол, усадила гостя, поставила на плиту чайник. - А я только собралась к Ниночке ехать, у Дашеньки день рожденья сегодня...
- О! А сколько ей?
Бабушкино лицо умилённо просияло:
- Четыре годика моей лапушке. Такая она, Серёж, красивенькая, прелесть, ангелочек просто! Так, всё. Рассказывай. Нет, подожди! Как нашёл-то меня?
- Новые жильцы подсказали.
- Ага. Ну-ну...
- Ну, я писал Вам в самом начале, что случилось на вокзале. Это всё не по моей вине, просто рок какой-то. Никого не трогал...
- Да уж, не трогал, голову парню проломил, по новостям тогда передавали о драке той. Ларёк разнесли, витрину выбили, осколками людей порезало ни в чём неповинных...
- Да их два бугая было! И я один...
- Ладно. Ты мне скажи, куда ты тогда сорвался так спешно?
- Я в Новомосковск собирался ехать. По просьбе Шу... Геннадия.
- Как по просьбе Геннадия? - удивлённо подняла брови Валентина Георгиевна.
- Он перед смертью просил как-нибудь съездить туда, место там одно есть, где они с друзьями припрятали кое-что из...
- Не надо, я поняла... И нИчего туда ездить больше. Видишь, как всё обернулось?
- Да я уже съездил. Там всё посносили. Нет ничего.
- Вот и слава богу! А когда успел?
- Да по дороге к вам.
Засвистел чайник.
- Сейчас чайку попьём, и проводишь меня, Нина рада будет. На внучку посмотришь. Ты знаешь, Серёж, как ни странно, она так на Геночку похожа иногда, особенно когда смеется. Сам увидишь.
Женщина хлопотала, разливая чай, накладывая в вазочку печенье, конфеты. А Серж восхищённо смотрел на неё - ведь 76 лет уже, а не скажешь, - и по-своему радовался встрече. Если бы у него была семья, мать, наверное, всё вот так сейчас и выглядело бы. Сын вернулся домой, а седая старушка-мать встречает его чаем... В памяти зазвучали слова из уголовной лирики на эту тему: "Сын твой вернулся домой, а мать на перроне встречала...".
Встретить ты сына пришла,
Добрая милая мама,
Долго его ты ждала,
Невеста его ждать не стала.
- Валентина Георгиевна, вы мне как мама были, а Генка как брат... Я денег вам с Ниной принёс немного, потом ещё будет. На работу вот устроюсь.
Полеха выложил на стол семь тысяч рублей. Хотел больше, но предстоящая вечером встреча с юной пассией могла потребовать определённых расходов, и Серж пожалел, что не продал Гарику лишних пару-троечку червонцев. Или ещё что-нибудь. Однако спешки в этом деле не должно быть. Тут надо ещё подумать, как реализовать бандитскую казну. То, что половина по праву принадлежит семье Шурши, это безусловно, другое дело - как всё это преподнести?
- Ну что ты, Серёженька, - женщина смотрела на деньги, - тебе сейчас самому устраиваться надо...
- Тёть Валь, не беспокойтесь, я с деньгами!
Валентина Георгиевна подозрительно прищурилась.
- Откуда это у тебя деньги, интересно знать, в тюрьме заработал?
- Да! - уверенно-вызывающе, но с улыбкой произнёс Серж.
- Прямо уж в тюрьме? И что же там за производство было?
- Платы для телевизоров паяли, ящики колотили...
- Ай, перестань! - махнула тряпкой тётя Валя, усаживаясь за стол и пододвигая гостю чашку с чаем и вазочку с конфетами, - знаю я, какие сейчас заработки там. Все производства стоят. Не в лесу живем, вон, - кивнула она на крохотный телевизор, - информация кругом.
- Да врут они всё, не везде так. Сейчас на зонах налаживается и производство, и работа зекам есть. Кто хочет, работает, не хочешь - сиди, пальцы гни... Да и потом, тёть Валь, мы же все взрослые люди, и Генка вон какой был... знатный. Деньги не только на промзоне заработать можно.