В своем небольшом эссе "Шопен", посвященному творчеству композитора Ф. Шопена, Б. Л. Пастернак поднимает вопросы реализма в музыке. Он сравнивает особенности романтизма и реализма в музыке. Рассуждает о том, что легко быть реалистом в искусстве, за исключением такого вида искусства, как музыка. Музыка больше других видов склонна к романтизму, образы реализма в ней выражаются с трудом. Но Ф. Шопен пожалуй был единственным, кто был приверженцем реализма и кому удавалось полноценно выразить его в музыке. Краткий анализ некоторых произведений этого великого и гениального композитора помогает Б. Л. Пастернаку наглядно проиллюстрировать свои рассуждения и полнее показать роль Ф. Шопена в становлении и развитии реализма, как художественного направления.