Рассказ из книги "Русские ночи". Эпиграфом служит формула, которой в Риме объявляется об избрании папы. В произведении описывается бал, посвященный победе в войне. Съехавшиеся на праздник люди веселятся. Всюду музыка и танцы. И только главному герою не до веселья. Он еще чувствует дыхание войны, он еще не отошел от той трагедии, которая разыгрывалась буквально недавно. Ему еще мерещится повсюду смерть. И в его воображении танцующие люди превращаются в танцующих скелетов, музыканты играют не на музыкальных инструментах, а на человеческих костях. Создается ощущение, что пары кружатся не по полу, а по гробам тех, кто был убит на этой войне и еще не стал достоянием истории. Веселые, жизнерадостные картины сменяются картинами ужаса, словно мрачный параллельный мир оживает и вторгается в мир живых.
Слишком быстро люди забывают все плохое, слишком быстро высыхают слезы и люди вновь готовы танцевать и веселиться всю ночь напролет. И только редкие личности способны на бунт против такой поверхностности и легкомысленности.