Галанин : другие произведения.

Летчик для воздушного парада

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мой собеседник - заместитель командира 1-го полка чкаловской дивизии по воспитательной работе подполковник Алексей Струговщиков стал одним из тех летчиков, которым была доверена честь представлять свое соединение на воздушном параде в Монине.

  Летчик для воздушного парада
  
  В 2007 году в России - сплошные юбилеи, причем авиационные. В июне исполнилось 70 лет эпохальному перелету экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс. А в августе в Чкаловском и Монине отметили День ВВС, причем опять же юбилейный, 95-й по счету. По этому случаю в Монине 11 августа состоялся грандиозный авиационный праздник, в котором приняли участие и три экипажа из прославленной 8-й авиационной дивизии особого назначения, которая базируется на Чкаловском аэродроме. Причем наши летчики находились во главе эскадры из различных воздушных судов:
  от транспортных кораблей, до истребителей, от вертолетов до стратегических бомбардировщиков.
  Интересно, что чкаловцы в этом году тоже отмечают юбилей. В октябре исполнится 65 лет со дня основания 8-й авиационной дивизии особого назначения. Она была создана в грозовом 42-м году, и только за годы войны летчики соединения выполнили 80 тыс. боевых вылетов, перевезли 290 тыс. военнослужащих, 26 тыс. тонн грузов. На машинах дивизии совершил свой единственный перелет по воздуху (на конференцию в Тегеран) Иосиф Сталин.
  И сейчас летчики из Чкаловского возят важных персон. Но все же основной деятельностью "воздушных извозчиков" является доставка важных грузов (как военных, так и гуманитарных) во все точки земного шара.
  Мой собеседник - заместитель командира 1-го полка чкаловской дивизии по воспитательной работе подполковник Алексей Струговщиков как раз и стал одним из тех летчиков, которым была доверена честь представлять свое соединение на воздушном параде в Монине. Сам он только что вернулся из далекой командировки. Летали за экватор, в Конго, с важным грузом. "Что конкретно перевозили - военная тайна, - таинственно говорит Алексей Михайлович. - У нас же одна из самых секретных частей в России, так вам все и расскажи".
  Действительно, в ВВС России авиационная дивизия особого назначения едва ли не самое засекреченное подразделение. Причина - специальные задания, к выполнению которых экипажи, базирующиеся в Чкаловском, должны быть готовы в любую секунду. Такой порядок несения службы был заведен с момента формирования, что и не мудрено, ведь здесь служат только лучшие.
  Алексей Струговщиков в чкаловской дивизии уже более 20 лет. В Щелково он приехал сразу после того, как в 1984 году окончил Балашовское авиационное училище. За это время налетал уже почти 5,5 тысячи часов. И это притом что Алексей последние три года (с того момента, как стал заместителем командира полка) в небо поднимается меньше (200 вместо 400 - 450 часов в год, когда был простым летчиком). Зато ему доверяют самые ответственные задания.
  Он тоже много кого возил из важных персон. Особенно запомнились полеты с Виктором Черномырдиным, Валентиной Матвиенко, помощником Президента России и секретарем Совета безопасности Юрием Батуриным. Хотя... "К каждому полету нужно относиться серьезно, - говорит Алексей Струговщиков. - Секундная расслабленность может привести к катастрофе. Никогда не забуду один из полетов, когда откуда ни возьмись налетел такой боковой ветер, что самолет начало сносить. Всего-то секунды три нас помотало, но их я запомнил на всю жизнь. Слава советским сталеварам, обычно так мы говорим, когда все хорошо заканчивается".
  Кстати, летчики - народ суеверный. Неписаные правила нужно соблюдать четко. И писаные тоже, ведь одно из самых главных правил - не справлять нужду перед винтами, иначе в небе все может плохо закончиться. А еще нельзя бриться в полете, стричь ногти перед вылетом, возвращаться домой за забытыми вещами, загадывать время прилета обратно на базу, шить перед вылетом что-либо. Да и фотографироваться перед полетом нежелательно.
  Верить в это или нет - каждый для себя решает сам. Но приметы все же срабатывают. Был у Алексея Струговщикова товарищ по эскадрилье, Андрей Староверов. Так вот, семь лет назад перед вылетом в Батуми он вместе с экипажем решил сфотографироваться на старте. Через несколько дней то, что осталось от экипажа, привезли в Чкаловский: Ил-18 разбился при заходе на посадку. Ребят похоронили на кладбище в деревне Леонихе, рядом с поселком Чкаловским. В семьях погибших остались 14 детей.
  Но об этом летчики стараются не думать - они делают свою работу. Вот и Алексей Струговщиков где только не был. Летал в Чечню, возил туда гуманитарную помощь, а оттуда - раненых бойцов. Когда несколько лет назад из-за безалаберности чиновников остались без северного завоза Певек, Мыс Шмидта, бухта Провидения, то людей, обреченных на голодную и холодную зиму, спасли именно летчики чкаловской дивизии.
  А вообще заместитель командира полка Струговщиков оказался скромным человеком. Очень не хотел, чтобы про него написали в газете. "Засмеют же потом товарищи по полку, - признался он. - Скажут, выпендривается".
  А еще оказалось, что Алексей Михайлович возглавляет жилкомиссию. Только вот почему-то сам с женой и двумя дочерьми по-прежнему ютится в "двушке", а многие его коллеги проживают в значительно лучших условиях. Вот такую бы скромность нашим госчиновникам иметь...
  Я не мог не спросить о том, какими мы им, летчикам, видимся сверху. Ведь дивизионные самолеты мы каждый день видим в небе Щелкова. "А вы знаете, город очень изменился за последнее время к лучшему, - признался Алексей Струговщиков. - Особенно хорошо сверху площадь Ленина видна с реконструированным кинотеатром. Выделяется "Гиперглобус". Но особенно красиво город смотрится вечером, когда зажигаются все огни. А вот Фрязино выглядит скромнее".
  Про авиационный праздник подполковник Струговщиков говорит с уважением. Дивизии давно не доверяли такой чести - сразу тремя экипажами участвовать в воздушном параде. Возглавил колонну Ил-18, настоящий самолет-труженик, летающий уже сорок лет. За ним последовали Ан-12 и Ан-26, а далее - знаменитый "Антей", один из самых больших воздушных кораблей в мире. Зрители увидели и Ту-95 - стратегический ракетоносец. Сложность заключалась в том, что каждый тяжелый самолет сопровождали более легкие и маневренные истребители и штурмовики из пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи". А это нелегко сделать на таких скоростях, да еще на малых высотах.
  На празднике побывали десятков тысяч человек. Авиашоу в России любят. Ну а наши летчики готовы и впредь продемонстрировать все то, что умеют.
  
  Алексей ГАЛАНИН
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"