Галашева Ирина : другие произведения.

Обзор финалистов конкурса "Такая разная любовь - 2011"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  -- ТРЛ - обзор финалистов
   Все нижесказанное -- мое частное мнение, я его не считаю единственно правильным. Поэзия -- не математика, здесь трудно найти единый критерий оценки таких разных работ.
   Благодарю всех финалистов за представленные на конкурсе произведения. Судить было нелегко: сильных стихотворений очень много. Прошу не огорчаться тех, кому поставила 5 и 6 баллов: вы уже в финале, значит, ваши работы достойные.
  
   1. Работха Радж Протабович, "Моя Венера"
   Обожаю полных дам
   В полтораста килограмм,
   Пышный бюст, огромный зад,
   Лучше в мире нет наград.
   К черту фитнес и диеты,
   Налегайте на конфеты,
   Чтобы нравиться всем нам -
   Настоящим мужикам.
   Я объехал всю страну,
   Чтоб найти себе жену.
   Видел много я толстушек
   Светских леди и простушек,
   Всех роднит их полнота -
   Неземная красота.
   У моей жены Венеры
   Грандиозные размеры.
   Как-то ей купил штаны
   Необъятной ширины.
   Их примерила мадам,
   Разошлись они по швам.
   Мне пришлось учиться шить,
   Чтоб Венеру нарядить.
   Счастлив я с моей супругой,
   Очень любим мы друг друга,
   Все друзья к нам ходят в дом,
   Очень вкусно кормят в нем.
   Целый день жена хлопочет,
   Угодить супругу хочет.
   Варит, жарит и печет,
   Потерял я блюдам счет.
   Как накормит и напоит,
   Сердце песней успокоит.
   Хорошо она поет:
   Как медведь в лесу ревет.
   С завистью глядят друзья
   Как живу с женою я.
   Их супруги злые стервы
   Целый день им треплют нервы,
   Деньги тратят на наряды,
   Не готовят маринады.
   Позабыли о котлетах,
   Прозябают на диетах,
   Вместе с ними, свет кляня,
   Голодают их мужья.
   Благодарен я судьбе,
   Идеал нашел в тебе.
   О, Венера, - ты мой свет,
   Лучше в целом мире нет!
  
   Легкое, соответствует заявленной категории - "юмор". Правдиво. Такая любовь к жене умиляет и радует.
Но к стихотворению есть небольшие претензии:
"Пышный бюст, огромный зад,
Лучше в мире нет наград. "
Во-первых, надо в конце первой строчки поставить тире, так как строка "Лучше в мире нет наград " объединяет все, что сказано выше. Во-вторых, эта самая "объединяющая строка" режет слух -- слишком стандартна и не очень хорошо смотрится в тексте. Есть и еще претензии к знакам препинания и шероховатости, например, строки о пении:
"Хорошо она поет:
   Как медведь в лесу ревет". Они по-детски беспомощны и не настолько смешные, чтобы оправдать их появление во взрослом забавном стихотворении.
А вот эта часть хороша:
   "С завистью глядят друзья
   Как живу с женою я.
   Их супруги злые стервы
   Целый день им треплют нервы,
   Деньги тратят на наряды,
   Не готовят маринады.
   Позабыли о котлетах,
   Прозябают на диетах,
   Вместе с ними, свет кляня,
   Голодают их мужья."
Стихотворение понравилось, но так как среди финалистов очень много достойных стихотворений, только 7 баллов. Спасибо за хорошее настроение и настоящий мужской взгляд на женскую красоту! :)


   2. Мельникова Лилия, "Элегия Массне"

   Элегия Массне звучала в старом парке,
   Мне о любви своей ты говорил так жарко!
   Возвышенную грусть рождали эти звуки,
   В порыве нежности сплетались наши руки.
  
   Мне этот день любви запомнился так ярко!
   Элегия Массне звучала в старом парке.
   О времени забыв, мы при луне бродили
   И много нежных слов друг другу подарили.
  
   Расстались мы с тобой, и годы пролетели.
   Но в памяти моей те дни не потускнели.
   Тенистый старый парк и первое признанье,
   Мелодии любви волшебное звучанье.
  
   "Ах, где же вы, дни любви?
   Сладкие сны,
   Юные грезы весны?"
   Прочитала стихотворение первый раз и оно разочаровало -- показалось сплошным набором штампов. "Так быть не должно!" - решила я и, ругая свою музыкальную неграмотность, разыскала "Элегию" Массне в исполнении Федора Шаляпина. Вот тут все встало на свои места. И старый парк, и воспоминания о первом признании ожили под это музыкальное сопровождение.
   Хорошее ретро. Жаль только, что рифмы и образы не отличаются оригинальностью. А потому твердые 7 баллов.

   3. Ивченко Елена, "Про тёплый дом на тихом берегу"
   Мне тридцать лет, мне многое известно,
   Я понимаю больше, чем могу,
   И всё-таки внутри пустует место,
   Где тёплый дом на тихом берегу.
  
   Там, в полумраке полудетских комнат,
   Нас ласково качают зеркала,
   И наконец-то я могу не помнить,
   Что я тебя кому-то отдала.
  
   Там плавятся железные забрала,
   Там руки замыкаются в кольцо,
   И всё быстрей от дальнего причала
   Навстречу мне плывёт твоё лицо.
   Первая строка слабая и, простите, смешная: в тридцать лет многие знания есть лишь заблуждения. Равно как и в сорок, и в пятьдесят. Очень многим возраст в 30 лет покажется если не началом жизни, то как минимум ее расцветом (это не о тех, кому меньше 35 - подростки и в 15 считают себя "слишком старыми" ).
Вторая строка хороша -- настраивает на серьезный лад. Следующие две вызывают тихую щемящую грусть. Автор попала в цель -- задела тонкие певучие струны в душе, всколыхнула детские воспоминания.
   Следующее четверостишие и две строки последнего -- лучшее, что есть в стихотворении.
Там, в полумраке полудетских комнат,
   Нас ласково качают зеркала,
   И наконец-то я могу не помнить,
   Что я тебя кому-то отдала.
  
   Там плавятся железные забрала,
   Там руки замыкаются в кольцо,
За них можно было бы смело поставить высший балл: оригинальные точные метафоры, живые образы и вместе с тем в строчках живет настоящее чувство...
Но, к сожалению, последние две строки на фоне этого откровенно слабые -- финал получается смазанным, непонятным. Жаль...
К сожалению, только 8 баллов.


   4. Та Сима, "Ххх"
   Ты не верь этим домыслам -
   Это все не от Бога.
   Мы летим в невесомости,
   Просто разной дорогой.
   Между звездными стаями
   И на Землю обратно...
   Как бороться с отчаяньем,
   Если боль ему рада?
   Как отдать тебя, Вольного,
   Свою тень расстворяя?
   Вырвать крылья покорные,
   Что тебя обнимали...
   Мы так много оставили
   на последнюю тризну.
   Слишком много для пламени,
   Слишком мало для жизни.
   Стихотворение понравилось. Очень. Мне близок мир, показанный автором: полеты, звездные стаи, крылья: человек как часть Космоса; человек больше, чем его видимая оболочка; жизнь -- это не только быт.
   "Как бороться с отчаяньем,
   Если боль ему рада?" - очень знакомо, очень точно.
   Теперь о недостатках. Первые же строчки построены так, что вызывают вопрос.
   "Ты не верь этим домыслам -
   Это все не от Бога."
   Не совсем понятно, то ли автор утверждает, что домыслы не от Бога, то ли не от Бога то, вокруг чего домыслы крутятся, то ли это попытка перессказа содержания домыслов.
   Плохие рифмы: "обратно" - "рада", "растворяя"- "обнимали".
   Последние четыре строки -- вопрос отдельный. То ли у автора не хватило мастерства, чтобы поточнее обрисовать ситуацию, то ли, наоборот, автор сказал все, что хотел, оставив воображению читателя право дорисовать картину самостоятельно. Будем считать, что верно второе.
   Стихотворение вызывает ощущение недосказанности. Словно читаешь вторую часть трилогии, не зная, о чем идет речь в первой. Но другое дело, что мне такие вещи нравятся больше, чем бытовые зарисовки.
Последние две строки похожи на афоризм.
   Хорошо, 8 баллов.

   5. Гаврильченко Алиса, "Полусвет"

Иссиня-черный вечер. Полусвет.
   Уютный ресторанчик дышит счастьем...
   Ну, как тут мне отрезать словом "нет",
   Чтоб ясно "да" звучало в одночасье?
  
   Довольно! Нарушаю этикет,
   Давно сковавший призрачным ненастьем!
   Любовь не спрятать. Для кого секрет,
   Что ваш браслет обвил мое запястье?
  
   Настанет утро, стянет пелену
   Ночей, и будто мир родится снова,
   А днем покинет тихую, одну.
  
   Сюжеты повторяя слово в слово,
   Подбросит день вам новую жену,
   Напомнив: имя ваше - Казанова.
  
Стихотворение ровное, красивое. Четверостишия хорошо передают атмосферу этого свидания - запретного, но такого желанного и волнующего. Необычный, но достаточно точный образ:
"Довольно! Нарушаю этикет,
   Давно сковавший призрачным ненастьем!"
   А вот эта часть требует дополнительных пояснений:
Настанет утро, стянет пелену
   Ночей, и будто мир родится снова,
   А днем покинет тихую, одну.
Кто кого покинет? Утро покинет лирическую героиню? Мир ее покинет? Предложение построено так, что трудно предположить что-то другое.
Финал многое поясняет, но, к сожалению, он прозвучал не так ярко, как начало. Эти строки выглядят просто как констатация факта. Этого ли ожидаем мы от героини, испытывающей запретную страсть, от героини, покинутой своим возлюбленным?
   Жаль, но только 8 баллов.


   6. Бойку Владислав, "Любовь, как вдохновение проста..."
   Связующая внутренняя нить
   Вне времени, помимо расстоянья.
  
   Казалось бы, так просто объяснить...
   Любовь к тебе - не чувство - состоянье.
  
   В твоих глазах - земная теплота.
   В моих глазах - небесное звучанье.
  
   Любовь, как вдохновение проста -
   Не ведает ни встречи, ни прощанья.
   Простое, самодостаточное объяснение. Красиво, вдохновенно, кратко.
   "В твоих глазах - земная теплота.
   В моих глазах - небесное звучанье."
   Единство земли и неба, музыка небесных хрустальных сфер; безмолвный разговор; тишина, вместившая в себя всё.
10 баллов.
   Правда, потеряна запятая после "вдохновения": надо "Любовь, как вдохновение, проста". Но это уже мелочи.
  

   Чиж Наталья Павловна, "Поэт и танцовщица"
   Она любила краски бури
   И ветра непокорный шквал,
   Когда дождя косые струи
   Он в землю весело вбивал.
   Когда дерзки, неугомонны,
   Как будто бы в угоду ей,
   Тугим набатом били волны
   В холодный колокол камней.
   Когда порывами лихими
   Покой был в бездну унесён,
   Её душа с душой стихии,
   Казалось, пела в унисон.
  
  
   Он был совсем другого рода,
   Не понимал штормов и бурь,
   Любил лишь ясную погоду
   И речки узенькой лазурь.
   Когда всё словно замирает
   И вечер нежно-серебрист,
   В цветах черёмухи играет
   Анданте ветер-пианист.
   И в миг пьянящего затишья
   На крыльях счастья, не дыша,
   Незримо, трепетно, чуть слышно
   Взмывала ввысь его душа.
  
  
   Он отдавал ей без остатка
   Свою безропотную Русь.
   Но даже то, что было сладко,
   Казалось горьким ей на вкус.
   Он ей дарил лесов отраду,
   Простор, что сам боготворил
   А ей... Ей этого не надо -
   Безумный мир её манил.
   Он уставал от безрассудства,
   От пылких истеричных слёз,
   И все мечтал скорей вернуться
   В спокойный мир своих берёз.
  
  
   Но не сбылось. Ждала напрасно
   Его черёмуха в саду.
   Скатилась жизнь закатом красным
   В густую, вязкую беду.
   Ему - крючок в хрустальном свете,
   Как вызов чёрной полосе.
   А ей - проезд в кабриолете
   И белый шарф на колесе.
   Очень хорошо! На мой вкус, одно из лучших стихотворений на конкурсе.
   Только вызывает вопрос строка "Не понимал штормов и бурь". А как же
"Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть."?

Мне кажется, "не понимал" - не совсем точно сказано. "Не любил" - будет точнее.
   10 баллов.


   Чиж Наталья Павловна, "Земли -- инеем..."
   Земли - инеем, небо - пятнами,
   Это, знаешь ли, к декабрю.
   Но не плачь, не грусти - я пятое
   Время года тебе подарю.
  
   Ты мне веришь, родная, милая?
   У небесных влиятельных дам
   Время года выпрошу, вымолю!
   И тебе без раздумий отдам.
  
   Прогони печаль одиночества
   И прими безграничную власть:
   Называй это время как хочется
   Да пушистыми кистями крась!
  
   Ну а мне пусть останется счастье
   Для тебя от зари до зари,
   Истребляя седые ненастья,
   Переписывать календари.
  
   Доброе, светлое, теплое стихотворение. Безусловно, это тоже любовь. И техника хороша. Но стихотворение не задевает за живое, не вызывает ни боли, ни восторга. 8 баллов
  

   9. Мудрова Татьяна Алексеевна, "Nature Morte"

NATURE MORTE

  

   Тонкий севр на столе стоит

   И саксонский фарфор с мечами:

   Я макаю сухой бисквит

   В непроглядность крепкого чая.

  

   Бёдра нимфы влажны со сна,

   И оборки грудь открывают:

   В теле стройном воплощена

   Всех мечей красота нагая.

  

   Так сверкают сквозь мрачный лес

   И манят нас, безумных, снова

   Кобальт синий благих небес

   И хрусталь в латунных оковах.

  

   В чашке ночь, а в стекле - рассвет

   В тесноте границ непреложных:

   Коль питья мне без формы нет,

   Ты глазурь оставь для пирожных.

  

   Жизнь - лишь прах для твоей красы;

   Смерть мне, если весь чай прольётся!

   ...А пастушка чешет власы,

   На латунном диске смеётся.

  

   Что хрусталь, что фарфор мне - плюнь!

   Ведь рассчитывать - пошло и мелко.

   Вот крушу я сухую латунь

   И крошу бисквит на тарелку.

  

   И пряду суровую нить,

   Прячу в мёд ядовитое жало,

   Чтоб тебя в силки заманить

   И силком стянуть с пьедестала.

  

   Опрокинут навзничь фарфор,

   Иглы стёкол в крови утопают;

   И пастушки наивный взор

   Лишь холодную сталь встречает.

  
   Красивое, необычное, образное стихотворение. Сложное: не очень удачно, сбивчиво, на мой взгляд, раскрыты чувства и действия главного героя. Чтобы понять его, понадобилось перечитать стихотворение не один раз.
   Стихотворение не совсем соответствует теме конкурса. Но сильное и глубокое. 9 баллов.


   Мудрова Татьяна Алексеевна, "Ах, мадам!"
      Душещипательный романс короля Луи XV Возлюбленного на смерть
      своих фавориток Помпадур и Дюбарри, чьи лица сливаются для него в одно
     
      Из дворца вы уходите в жуткую слякоть и холод,
      И деревья все в буре, и слезы теснят мою грудь;
      Жить в Версале прекрасно, пока ты и царствен, и молод,
      Умирать... ничего: перебьюсь и без вас как-нибудь.
     
      Буржуазке ль пристало в изящных салонах блистанье
      И мещанке ходить - что за стыд! - в кружевах - жемчугах?
      Хоть при жизни, мадам, вы помпезные строили зданья -
      Всё же в склепе чужом похоронен был легкий ваш прах.
     
      Вас Буше рисовал и Вольтер насмехался над вами,
      Но вы были собой, - ах, мадам! - и в добре, и во зле:
      Не унять, не задеть, не убить никакими словами,
      Что из пены и лилий мне в дар родилась на земле.
     
      Вы однажды вернетесь ко мне беспечальной и сильной,
      В синеве милых глаз, в изобильнейшем золоте кос,
      Поцелуете в губы при всех - только холод могильный
      Уж таится, мадам, в сердцевине прелестнейших роз.
     
      Осыпал я алмазами ваши лилейные плечи
      Без расчёта, но всё же в предвиденьи судного дня,
      Когда Бог мой со гневом в один непредвиденный вечер
      В пурпур пурпуры страшной со гневом оденет меня.
     
      И - одна изо всех - вы со мной тогда ложе делили,
      Утирали мой пот, врачевали мой скорбный недуг;
      А могли бы, мадам, не в своей одинокой могиле -
      Упокоиться в оспе, мой нежный и преданный друг.
     
      Под конец своих дней вы так пошло чихнули в корзину:
      "Погодите минуточку, добрый монсьё де Сансон!"
      Ах, не бойтесь: вдвоём одолеем мы ада стремнину.
      Что поделать, мадам: я по жизни мещанкой пленён!
  
   Одно из лучших стихотворений на конкурсе. Недостаток -- оно сложное, вмещает в себя много намеков на события, возможно, неизвестные читателю, и потому рискует остаться непонятым. Финал слишком слаб для такого драматического стихотворения.
   Автор, помимо аннотации, потрудился представить еще и живой, увлекательный рассказ о событиях, описанных в стихотворении, за что ей большое спасибо.
   Стихотворения автора необычны, претендуют не на уровень любителя, но на большую поэзию. Заставляют мысленно возвращаться к ним еще не раз. Согласна с Лидией Фогель: строки оставляют "музейное" впечатление -- как от прогулки по Эрмитажу.
   9 баллов.
  

   11. Василевский Андрей, "Попытка сонета"
   Тебя я ненавижу... и люблю.
   Как стар сюжет! Как страсти эти пошлы!..
   Любовь хлещу кнутом, как будто лошадь,
   и посылаю в бешеный аллюр.
   Не даст сейчас и самый мелкий грошик
   Щедрейший из Судей за жизнь мою.
   ..Следы плету по утренней пороше
   в слова; но заметает "не..." и "лю...."
  
   И кто-то посоветует - наплюй!..
   И кто-то посоветует - будь проще!..
   Конец один; и знаешь, я так больше
   не выдержу... зачем же взгляд ловлю?
   Зачем молю побыть чуть-чуть подольше?..
   Зачем я - ненавижу и люблю?!
  
   Эмоции автора просты и понятны.
   "Любовь хлещу кнутом, как будто лошадь,
   и посылаю в бешеный аллюр."
   Немного грубовато, но достаточно точно передает чувства отвергнутого влюбленного и все его попытки приблизиться к предмету обожания:
   "..Следы плету по утренней пороше
   в слова; но заметает "не..." и "лю....""
   Оригинальностью стихотворение, к сожалению, не отличается, о чем автор сам нам сообщает во второй строке. Стихотворение неплохое, но фоне остальных финалистов только 6 баллов.
  

   12. Калинин Андрей Анатольевич, "Встреча с весной"
Брызги на щёчках от яркого солнышка,
      Кудри до плеч полыхают огнём.
      Опустошён я до самого донышка
      И опьянён,
      И обожжён.
      Чудо воздушное, девица красная
      С милой улыбкой о чём-то своём
      Мимо меня упорхнула за счастьем:
      Встретить его
      Там, за углом.
      Глупая ты, и спина твоя белая! -
      Так зацепила улыбкой своей...
      Сам я - дурак. Ничего не поделаешь:
      Первый апрель.
      Первый апрель!

   Светло по-весеннему. Хороши строки
   "Опустошён я до самого донышка
   И опьянён,
   И обожжён. "
   Но "девица красная" выглядит здесь неуместно. Логика стихотворения нечеткая, эмоции запутаны и противоречивы. Только 5 баллов.
  

   13. Калинин Андрей Анатольевич, "Тет-а-тет"
   В заснеженном лесу тебя настигнув, -
      Не хватит пальцев, сколько лет назад, -
      Я заглянул как в непрочитанную книгу
      В твои застенчивые добрые глаза.
     
      Влюбившись вдруг отчаянно и глупо
      И, про любовь не зная как сказать,
      Поцеловал тебя как будто в губы
      В твои доверчивые нежные глаза.
     
      К чему стремиться надо и не надо,
      Что сделать можно, а чего нельзя,
      Мне подсказали молча, только взглядом
      Твои задумчивые строгие глаза.
     
      Я щедрым был на боль и огорченья,
      То, насмехаясь грубо, то дерзя...
      Но вновь и вновь дарили мне прощенье
      Твои заплаканные умные глаза.
     
      Не передать в словах как это сладко,
      Когда уж кажется, что нечего сказать,
      Лишь заглянуть тихонечко, украдкой
      В твои зелёные любимые глаза.
  
   Хорошее, глубокое, доброе стихотворение. Любовь настоящая, окрыляющая, помогающая, всепрощающая. Но, к сожалению, постоянно сбивается ритм и проблемы со знаками препинания. На фоне остальных финалистов только 7 баллов.
  

   Графов Емеля, "Храм на обломках прошлого"
   Где ты, моя любимая,
   Где ты, моя хорошая -
   Имя узором инея
   На подоконник брошено.
  
   Через метель февральскую,
   Выстудив нетерпение -
   Падаю в бездну, падаю
   От пустоты к рождению.
  
   Береговая линия -
   Храм на обломках прошлого,
   Поиски моря синего,
   Поиски невозможного.
  
   Тают снежинки искрами,
   Там, где полёт - падение,
   Сны или явь - всё истина,
   Истина - воскресение.
  
   Спасибо автору -- стихотворение захватило, закружило вереницей образов и эмоций. Понравилось. Хочется перечитывать.
   "Имя узором инея
   На подоконник брошено." - образно, точно.
   Щемящая боль потери, желание невозможного и -- благодаря любви -- возрождение.
   Претензии к финалу -- недостаточно сильный, смазанный и непонятный на фоне остального. 9 баллов.
  

   Gaia, "железнодорожное"
   словно кадры кино, дни бегут на усталом вокзале...
   поезда и народ... равнодушно орет мегафон...
   я сказала:
   -Прощай...
   ты ответил:
   -Увидимся, знаю...
  
   - Но пойми. Навсегда. И считай, что закончился сон...
  
   так померкла мечта и тепло потеряли ладони
   прочитавших любовь
   по-актерски, запомнив с листа...
   расставанья сигнал -
   инфернальные скрипы вагонов,
   ты - напротив стоял, я - смотрела, не видя лица...
  
   уходя - ухожу...без намека "вернуться обратно"
   скорый вдаль поспешит,
   позабыв на перроне тебя...
   я оставила все.
   впереди лишь черта - "невозвратность"...
   позади - только ты
   и жестокое слово "судьба"...
  
   нами сказано все... до отправки минут где-то двадцать...
   а дорога? на ней -
   полустанки, названия - нет...
   провожать и встречать было легче,
   чем просто расстаться,
   от разлук до стихов
   получая бесплатный билет?!
   Хорошо. Но не хватает свежих запоминающихся образов и сильного финала. 8 баллов.



   Gaia, "с теплым рассветом"

с теплым рассветом венчалась июльская мгла,
   ветры-стрибоги шептались о чем-то с землей...
   просто запомни, что в жизни твоей
   я - была,
   просто поверь, что уже отболела
   тобой.
   мир твой не станет ни чище, ни ярче, чем был...
   не разобьется стеклом, не взлетит в небеса,
   станет прощальною песнею черных ярил,
   что пробуждаются там, где
   сверкает роса...
   словно икона в окладе из нервных стихов,
   мятыми строчками падаю
   на календарь...
   мне - провожать и встречать без улыбок, без слов
   яблочный август и белый замерзший январь...
   болью омыта душа,
   ты ее не трави,
   дай ей агонию вынести или сгореть...
   пусть панихиду отслужит по нашей любви,
   первой, единственной, ранней, далекой,
   моей!
   нам не понять, не измерить мерилом судьбу...
   камни собрать и покаяться в мыслях своих?
   как по траве, я по крошеву счастья иду
   снова одна,
   но дышу и люблю
   за двоих...
  
   Первая любовь -- трепетная, сильная, нежная. Горькая, щемящая боль потери. Собственный мир, свой стиль и оригинальные образы. Недостатки: "cгореть" - "моей" - не рифма, "судьбу" - "иду" - рифма не точная. 9 баллов.
  

   Gaia, "заговорное"

уведи меня туда, где синь,
   вкус медовой августовской ночи,
   до истомы горькая полынь,
   где стихов неписаные строчки
   и богат молитвами амвон...
   колокольный клич с биеньем сердца
   затевает шепот-перезвон...
   образа и взгляды страстотерпцев
   нам пророчат: сокровенный миг
   ожиданья - трепетный и странный,
   за горой, за Белой, для двоих -
   вереницу новых испытаний.
  
   Разнотравье мягкое к утру
   царь-туман опутал млечной сетью.
   там, в кольце твоих горячих рук,
   мне прожить бы целое столетье.
   ворожеей-ведьмой назови,
   и ступай со мной за облаками,
   выстилая пОд ноги любви
   путь неблизкий - желтыми цветами...
   У автора большой потенциал -- хочется поставить закладку и через несколько лет заглянуть на страничку в поисках хорошей, сильной, отточенной поэзии.
Тот же колдовской, таинственный мир, что и в предыдущем стихотворении. Но здесь уже нет того эмоционального напряжения, что делает строки по-настящему сильными и заставляет их читать и перечитывать, ненароком запоминая.
   "там, в кольце твоих горячих рук,
   мне прожить бы целое столетье." - лучшие строки. Остальное -- фон, картинка, описание. Неплохо, но только 7 баллов.
  

   18. Петрова Юлия Александровна, "Пять заколдованных лилий"
  
Взываю я к силе, что древние знали и чтили.
   Взываю к тому, что блюли неподкупно и свято.
   Пусть в пламени сердца сгорают осколки гордыни,
   Крупицы морали и сладкие капли разврата.
  
   Плевать на обычаи, что оскудели с веками.
   Плевать на слова, одряхлевшие, ставшие пылью.
   Пусть в пламени сердца сгорают с ночными стихами
   Слова о любви, уж давно потерявшие крылья.
  
   А я подарю тебе пять заколдованных лилий.
   В себе заключают они пять извечных терзаний.
   Сплетённые в древний узор пять изысканных линий,
   Что станут началом конца и концом начинаний.
  
   Воскресшая будет нежна, как весенние грозы.
   Увядшая будет черна, как ночная прохлада.
   Та белая, будет свежа, как степные морозы.
   Бордовой давно наплевать на обет целибата.
  
   А пятая лилия свяжет с тобой нас навеки.
   И если тебе всё ж наскучили пошлые розы,
   То я подарю тебе пять заколдованных лилий,
   Впитавшие кислую кровь и солёные слёзы.
  
   Название не понравилось -- хорошо для детской сказки, но не более. Первые строки разочаровали пафосом:
   "Взываю я к силе, что древние знали и чтили.
   Взываю к тому, что блюли неподкупно и свято."
  
   А вот дальше строки, которые вполне могут стать афоризмом:
   "Пусть в пламени сердца сгорают осколки гордыни,
   Крупицы морали и сладкие капли разврата."
   Браво! Смело и точно!
  
   Аплодисмены следующему четверостишию:
  
   "Плевать на обычаи, что оскудели с веками.
   Плевать на слова, одряхлевшие, ставшие пылью.
   Пусть в пламени сердца сгорают с ночными стихами
   Слова о любви, уж давно потерявшие крылья."
  
   Только замечу, что слово "оскудели" здесь не совсем точно: обычаи обветшали, изжили себя.
  
   А вот дальше снова начинаются сказки о заколдованных лилиях. Либо стихотворение требует пояснения о реально существовавшем древнем обычае, связанном с этими лилиями, либо оно незрелое. Финал подвел:
   "То я подарю тебе пять заколдованных лилий,
   Впитавшие кислую кровь и солёные слёзы."
   "Соленые слезы" -- да, понятно. Но "кислая кровь" откровенно порит строки. Жаль, но только 7 баллов.


   19. Долина Даниэла, "Сезонные явления в жизни птиц"
   Мне нравится улетать
   Одной за осенними листьями,
   Мне нравится быть далеко,
   До самой весны, в краю
   Без холода, чтоб не спеша
   Собраться со светлыми мыслями.
   Поэтому, осень, и я -
   Со шпиля долой - на юг!
  
   Мне нравится тосковать
   И пить ностальгически стопками,
   Тянуть горизонт из окна
   И знать, что за ним - не ждут.
   Мне нравится не умирать,
   Шагами болезненно робкими
   Ходить, и доска за доской
   Выскрипывать вон уют.
  
   Весна, кочевой инстинкт.
   Назад полететь оголтелою
   Мне нравится, снова - на шпиль
   Да восемь ветров-рвачей.
   Настанет пора, соберусь
   И всё, что мне нравится, сделаю.
   У птиц перелётных спрошу
   Дорогу. С толпой грачей
  
   Вернусь. Я была и есть
   Такой, как они, перелётною:
   Без крова, что раз навсегда;
   Без вросших в скелет цепей.
   Подсудной, судимой не раз;
   С раскрытой в судах подноготною.
   ...Как птицу, меня отпусти,
   В неволе держать не смей!..
  
   Непростое стихотворение. С первого взгляда -- не о любви или не совсем о ней. Но откуда такая тоска? Почему ЛГ нравится это одиночество, эта ностальгия? Вероятно, потому, что где-то там, за этим далеким горизонтом, ее "не ждут" - не ждет тот, кто ей нужен. Такая боль, такая свобода, такая смелость рождаются только разрывом с тем, кто бесконечно дорог и нужен.
   Сильное, глубокое стихотворение. Хочется перечитывать, и с каждым прочтением открываешь новый пласт. 9 баллов.
  

   Воронина Татьяна, "Я соберу тебе букет цветов"
   Я соберу тебе букет цветов
   С весенней просеки от синих крон еловых,
   Букет из хрупких, тонких, нежных слов
   Ромашковых, а с поля - васильковых,
  
   Из них сплету венок дремучих снов
   Медвежьего угла из чащи дикой,
   Непуганых звериных островов
   Да аромата ранней земляники.
  
   Как невесом торжественный покой,
   Что переполнен мотыльками света...
   В твой день рожденья в дымке золотой,
   Весна уже рекой впадает в лето...
  
   Простенькое, доброе, светлое стихотворение. Хорошее, последнее четверостишие просто чудное. Но этот спокойный свет теряется на фоне сильных, переполненных эмоциями и болью стихов других финалистов. В предпоследней строчке запятая не нужна. Только 7 баллов.
  

   Воронина Татьяна, "Ангел"
   Шел, почти развеянный в дым,
   Худой, близорукий, небритый...
   Я спросила его: "Кто ты?",
   Отвечает: "Твой ангел-хранитель..." -
   "А разве такие бывают
   Ангелы?" - задумался на минутку.
   Говорит мне: "Не знаю,
   Возможно, это Всевышнего шутка,
   Подумай, кто я, чтоб спорить с небом? -
   Клоун, послушник, кукла..."
   Дождь мешался со снегом
   И пахли бензином руки...
   Под ногами шуршало,
   Туман поднимался над полем
   А душа отзывалась
   Какой-то неясной болью...
   "Ничего, если я крылья сниму?
   Просушить и почистить от грязи и пыли...
   Я, наверно, такой потому,
   Что меня никогда не любили...
   Райская жизнь - ерунда,
   А счастье - воздушный шарик...
   Мама была молода,
   А тут - ангеленыш-очкарик!
   За ним - еще ангелят мал-мала, -
   Вздохнул, помолчал, -
   Вот такие дела..."
  
   Время нитью непрочной
   Нас влечет за собой,
   День сменяется ночью,
   Свет становится мглой.
   Сон невнятный и чуткий,
   Гаснет свечки фитиль.
   Опрокинулись сутки
   Как пустая бутыль.
  
   С Богом спорить зело
   Перспектива не радует...
   Мокрого снега к утру намело -
   Он то тает, то падает...
   В черных прогалинах лес,
   Просыпается сонный город.
   Только ангел куда-то исчез,
   Сказав: "Подожди, я скоро!
   Я ведь раньше работал
   Близко, здесь за углом,
   И мечтал о полетах
   Ночами тайком..."
   Был сегодня, как будто, нежней,
   Грустно вздохнул, уходя,
   Крылья оставил у самых дверей,
   Взял капюшон от дождя...
  
   День свинцом переполнен
   И ползет под уклон,
   Лист ударился с воли
   О слепое стекло...
   Занемела рука...
   На ветвях суетятся вороны...
   Вдруг откуда-то издалека
   Дотянулся звонок телефона:
   "Я ушел - если можешь, прости! -
   К месту службы, смирив гордыню...
   Каждый должен свой крест нести,
   А тем более - мы, доныне
   Подневольные ангелы... Больше звонить не смогу...
   Виноват и поклялся Всевышнему...
   Ах, за крыльями? Может быть, забегу...
   Там в раю завалялись когда-то лишние..."
   Тишина. Телефон погиб...
   Я молчу в ответ: "До свидания!
   Не болей, себя береги...", -
   Ангел слышит на расстоянии...
   ...
   Только если в душе надлом,
   Мир вдруг кажется грубым, банальным и плоским -
   Накрываюсь я ангела ветхим крылом...
   ...А однажды видала с женой в "Перекрестке"...
  
   Нетривиально. Очень много деталей, что сделали стихотворение живым: дождь со снегом, пахнущие бензином руки. Состояние ЛГ, ее эмоции сотканы из описания мира внешнего:
   "Свет становится мглой.
   Сон невнятный и чуткий,
   Гаснет свечки фитиль.
   Опрокинулись сутки
   Как пустая бутыль."
  
   "День свинцом переполнен
   И ползет под уклон,
   Лист ударился с воли
   О слепое стекло...
   Занемела рука..."
  
   "Тишина. Телефон погиб..."
  
   Рваный, сбивчивый ритм здесь как раз кстати. 9 баллов
  

   Макуров Владимир, "Свитер"
   Я хотел бы стать пушистой пряжей
   Нежных бледно-радужных цветов...
   И клубком в твоих руках однажды
   Я свернуться медленно готов.
  
   Мягким стать хочу, чтоб руки сами
   Рвались к невесомости шальной...
   Ты б сидела надо мной часами,
   Каждый вечер проводя со мной.
  
   Ну, а я бы - петлями на спицы,
   Лишь бы знать: смогу к тебе прильнуть
   И с дыханьем неразрывно слиться,
   Долго грея трепетную грудь...
  
   Мило, но не более того. Идея забавная, но стихотворение не относится к сильным. К сожалению, спокойные светлые стихи выглядят блеклыми на фоне кипящих эмоциями или пронизанными болью. К сожалению...
   Не очень хорошо, непродуманно построено предложение:
   "Ну, а я бы - петлями на спицы,
   Лишь бы знать: смогу к тебе прильнуть"
   Ну, и "трепетная грудь" - слишком старый штамп. Автору спасибо за тихую, спокойную любовь и легкий юмор! Только 6 баллов.
  

   Макуров Владимир, "Пока ты рядом"
   В осеннем небе, словно на рябине,
   Зависли гроздья спелых ярких звёзд.
   Чтоб это видеть, в старенькой машине
   Тряслись вчера мы сотню пыльных вёрст.
  
   Пусть гроздья звёзд осыплются с рассветом,
   Пока ты рядом - мне печаль претит!
   Пока ты рядом, прожитое лето
   Туда, где звёзды светятся, летит...
  
   А как удобно любоваться ночью,
   Когда всё стёрлось - "можно" и "нельзя"!
   Щекой к щеке... И у тебя на мочке
   Серёжкою дрожит моя слеза...
  
   Неплохо. Образно, живо. Легко читается. Но вот мужская слеза от избытка романтических эмоций все портит. Она была бы понятна и оправдана, если бы ей предшествовали годы мучений, терзаний, долгая разлука. Слеза от того, что обрел то, что считал навсегда потерятнным, то, без чего жить нельзя -- да, возможно. Но слеза, ввызванная созерцанием звездного неба рядом с любимой -- это слишком...
   Кроме того, "претить" - это "вызывать у кого-л. чувство отвращения, быть неприятным." http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%EF%F0%E5%F2%E8%F2%FC
   Получается: "Пока ты рядом, мне печаль противна"? Не стоит в угоду рифме так пренебрегать смыслом!
  
   А вот первое четверостишие и строка "Пусть гроздья звёзд осыплются с рассветом" хороши!
   7 баллов.
  

   Макуров Владимир, "Дождь"
  
   Попадая в каждую травинку,
   Весь проселок в хлябкий брод размыв,
   Дождь стучит, как швейная машинка,
   Сшить пытаясь наш с тобой разрыв.
  
   И пускай такое будет вряд ли,
   Знаю я, мы оба в этот час
   Помним, что так звонко, будто капли,
   Иногда сердца людей стучат.
  
   Потому неясность бездорожья
   Я приму как божью благодать.
   Ты умела, словно этот дождик,
   То бурлить, то плавно затихать...
  
   Иглами втыкаются дождинки,
   Под ногами месиво плывет...
   Что-то неисправное в машинке
   Непрерывность тонких ниток рвет.
  
   Блестяще! Из трех стихотворений автора это -- самое сильное. Образно, логично. Эмоционально, оригинально и в то же время просто. Простим неточные рифмы "час"- "стучат", "бездорожья" - "дождик", а еще то, что слово "бурлить" неудачное и по отношению к дождю, и по отношению к женщине. 9 баллов.
  

   Санрин Камелия, "Любовное зелье разлуки"
  
   Я искала тебя повсюду,
   голубей рассылала стаями.
   Если требуешь - я забуду.
   Но прошу тебя - не настаивай!
  
   Я разлуки настойку горькую
   пью до капли, не сомневайся!
   А тебе флибустьеры зоркие
   говорят: она улыбается.
  
   Говорят: хороша немыслимо
   что ни день наряды меняет.
   Голубей рассылает с письмами,
   всех на бал к себе созывает.
  
   На моём балу-маскараде
   всё стеклом засверкает и оловом.
   И не вспомнит никто о награде
   за твою непокорную голову.
  
   Мишуру отличить не сумеют
   от твоих драгоценных камней,
   не подумают, что посмеет
   флибустьер явиться ко мне.
  
   И под маскою светской ненужности
   разглядишь меня - ты один.
   Приходи ко мне, гость мой суженый!
   Укради меня, укради!
  
   Красивая сказка, но среди "взрослых" зрелых стихотворений финалистов выглядит слишком по-детски. Плохая рифма: "сомневайся" - "улыбается". О технических огрехах автору и так сказали достаточно, не буду на них останавливаться. Однако сюжет интересный, логически последовательный, хороший финал. Пожелаем автору удачи и вдохновения! 7 баллов.
  

   Санрин Камелия, "Любить обречённых"
   Зачем любить обречённых?
   Разговаривать
   ни о чём,
   и бороться с желанием соблазнять.
  
   Есть вещи, которых лучше не знать:
   такие, как точный диагноз,
   общее состояние,
   и время, которое нам осталось.
  
   Мысли о жалости
   вызывают в тебе отвращение:
   "Ты ничего
   обо мне
   не знаешь.
   Убирайся!"
   (Замираю от страха)
   ...Эмоциональное преувеличение -
  
   конечно, знаю.
   (Шесть ложечек сахара
   На большую кружку чая).
  
   И ещё знаю,
   как ты любишь целоваться,
   забывать обо всём в медитации
   поцелуя.
   И если ревную -
   это тоже от знания.
   Разве можно забыть,
   как ты умеешь любить,
   открывая женщину заново?
   Как умеешь доказывать увлечённо,
   что мы все обречённые -
   на любовь,
   что без этого -
   точно, - не жить.
  
   Пронзительное, откровенное стихотворение. Сильный финал. 9 баллов.
  

   Санрин Камелия, "Хокку - зверская любовь"
  
   Никто не любит
   красавицу гадюку,
   замуж не зовёт.
  
   * * *
   Каждому люба
   толстая дура - корова
   теплокровная.
  
   * * *
   Глупо приходить
   на свидание с белкой,
   не взяв орешки.
  
   * * *
   Хороша сомиха!
   старый сом утопает
   в бездонных глазах.
  
   * * *
   Вьёт гнездо скворец,
   смотрит в небо, стараясь
   ноты не забыть.
  
   * * *
   Перестань лаять,
   влюблённая собака!
   Время мурлыкать.
  
   * * *
   Иглы любимой,
   как нежный пух подмышек,
   ёжик целует.
  
   * * *
   С улыбкой вспомнит
   прошедшее свиданье
   самка паука.
  
   * * *
   Не очаруют
   бабочку цветы, но лишь
   бабочка-мужик.
  
   Судя по двум предыдущим стихотворениям, автор обладает большим потенциалом. Но попытка писать хокку явно неудачная -- в лучшем случае это можно назвать пародией. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D1%83 -- определение хокку в Википедии.
   Оставим в стороне технический момент, разберемся с сутью, цитируя ту же Википедию: "Искусство написания хайку -- это умение в трех строках описать момент. В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счету, они приобретают особую весомость, значимость. Сказать много, используя лишь немного слов, -- главный принцип хайку."
   Увы! - главная задача хокку не только не решена -- здесь к ней и не пытались подобраться. Может, стоит хотя бы отнести это стихотворение к юмористическим? 5 баллов.
  

   Ганжа Павел Александрович, "Короткий взгляд"
  
  
   Хрустальный звон разбитого бокала
   Нелепо расплескался в тишине...
   Лицо из грез. Она его искала
   Всю жизнь. В реальном мире и во сне.
  
   Короткий взгляд мелькнул в толпе безликой,
   Расплавив за секунду сердца лед,
   Ожег ее зрачки зеркальным бликом
   И намекнул на нежных чувств полет.
  
   И словно прикоснулась тьма к закату
   Своим едва расправленным крылом...
   Круша души проржавленные латы,
   Смятение проникло в плоть сверлом.
  
   Лишь миг назад - полвыдоха, полвдоха-
   Она беспечно шла по мостовой
   И знала, что живет совсем неплохо -
   Довольной мышью в полной кладовой.
  
   Беспочвенная грусть не обижала
   Визитами ее холодный дом.
   Ей жалость не вонзала в сердце жало,
   Поскольку то покрыто вечным льдом.
  
   Не пела, не рыдала, не страдала.
   А если ближний рвал любовь из вен,
   От всякого публичного скандала
   Сбегала в облака замков и стен.
  
   И чтила постоянство это слепо,
   Не ведая, что холит бархат тьмы,
   А ценит пустоту и холод склепа,
   Уют тюрьмы и снежный зной зимы.
  
   О чувстве ярком даже не мечтала-
   Пусть гаснет пламя, и приходит мгла.
   Те листья, что остались после бала,
   В быту она давно дотла сожгла.
  
   Но вихря дуновение взметнуло
   Огонь свечи едва не до небес.
   И скука захлебнулась, утонула
   В безумном ожидании чудес.
  
   И тьма ее из плена отпустила,
   Накинув плащ с вельможного плеча.
   Пространство осветило, как светило,
   Надежды непогасшая свеча.
  
   Забавы небожителей жестоки,
   Но и отмерен власти их предел...
   Она к нему рванулась сквозь потоки
   Худых и толстых, потных, грязных тел.
  
   Им ни к чему приветствия и речи,
   Обряд знакомства, ряд имен своих.
   Ведь таинство случайной этой встречи
   Всегда судьба готовит для двоих.
  
   Не нужен шарм банальных объяснений.
   Слизнуло счастье липким языком
   С лица его печать дурных сомнений,
   Образовав застрявший в горле ком.
  
   По нервам обнаженным капли-плети
   Дождем хлестнули, дав ему сигнал -
   Единственную женщину на свете
   В промокшей незнакомке он узнал.
  
   Замки упали и открылись двери.
   Нет дела до друзей и до врагов.
   Насущные заботы и потери-
   Лишь дымка у далеких берегов.
  
   И палубой неверной корабельной
   Качнулся свет. А почва из-под ног
   Вверх потянулась песней колыбельной...
   Отныне больше он не одинок.
  
   Он чувство, неизвестное доселе-
   Пронзительную нежность, - ощутил.
   Ступил, чуть не свалившись с карусели,
   На мост, где не опробовал настил...
  
   Не стоит обижаться на погоду,
   Гремит напрасно гром над головой.
   Разбрызгивая счастье, словно воду,
   Шагнули в такт они по мостовой.
  
   Прохожие бесстрастно наблюдали
   За парочкой, и странной, и смешной,
   Не разглядев сверкающие дали,
   За бесконечной ливневой стеной
  
   Но, впрочем, пешеходов изумляло,
   Что кто-то без плащей и без зонтов
   Ступить под грозовое одеяло,
   Растянутое августом, готов.
  
   Значения они не придавали
   Чуть слышным недовольным голосам.
   Вдыхали дождь, а думали - едва ли...
   И шли назло ревущим небесам.
  
   Мгновения казались им часами,
   Без слов они сплетали разговор
   И не заметили, пожалуй, даже сами,
   Когда пророс из улиц старый двор.
  
   Здесь детство бриллиантом трехкаратным
   Блеснуло, пробежало стороной.
   Сюда водил он женщин многократно,
   Любимых же - ни разу, ни одной.
  
   Теперь другой сюжет, иное дело.
   Влюбленность - не химический процесс.
   Как птицы, бьются мысли в клетке тела:
   "Она - из настоящих, из принцесс!"
  
   Ступенька за ступенькой в пасть квартиры
   Отмерили шагами Млечный Путь.
   Дверь громыхнула выстрелом мортиры.
   Теперь уже назад не повернуть.
  
   Пещера кухни. Стол. Колодцы кружек.
   Поспешно сотворенный кипяток.
   Так привечал он множество подружек -
   Виток спирали... сорванный листок...
  
   Закончив череду приготовлений,
   По чашкам он разлил дежурный чай...
   И черная змея пустых сомнений
   Проникла ей под сердце невзначай.
  
   А тот ли это принц, о ком мечтала
   Наивная девчонка? И она
   Узнать решила качество металла
   Брони... Обручена? Обречена?
  
   В каком доспехе рыцарь перед леди
   Предстанет у святого алтаря?
   В железе? В серебре? В дешевой меди? -
   Тогда соединились души зря.
  
   А может, он - не рыцарь, обыватель,
   Умелый скороспелый донжуан,
   Бесчисленных девиц завоеватель,
   Романом маскирующий обман?
  
   От мудрой мысли вздрогнула невольно.
   На каверзный порог наткнулся плот.
   Нелепо и смешно, но больше - больно,
   Он не Айвенго и не Ланселот.
  
   В хрусталь зрачков взглянула, словно в дуло,
   C надеждой, но увидела там лед.
   Сломался стержень в ней. Она уснула,
   Прервав так и не начатый полет.
  
   Прокралась в песню их иная нота.
   О чем-то он пустом ее спросил.
   Она ему в ответ сказала что-то,
   Общаться нет желания и сил.
  
   Безмолвие, сродни оковам комы,
   Глотало горечь слов, сжимая пасть.
   Они, похоже, сотни лет знакомы,
   Исчезла в них безудержная страсть.
  
   Остались унизительная жалость
   Друг к другу и осколки волшебства,
   Глухое раздражение, усталость,
   Обрывки чувств - увядшая листва.
  
   Молчание допив, она поспешно
   Засобиралась. Ей уже пора.
   Прости. Прощай. Немного жаль, конечно,
   Что не продлится вечер до утра.
  
   Сухое расставание венчало
   Их встречу - теплым летом выпал снег.
   И лодки не доплыли до причала...
   Продолжился часов привычный бег.
  
   Захлопнулись клыками зверя двери.
   Почти скульптурой к стулу он прирос,
   В случившееся веря и не веря,
   Не находя ответа на вопрос...
  
   За что метлой пылинки чувств смахнула
   Судьба с их душ? Он шел, как скалолаз,
   К вершинам грез... Щекочет капля скулу,
   Наверное, попало что-то в глаз.
  
   Вернулось все к позиции начальной;
   Жевал в своей берлоге он хандру,
   Она брела по улице печальной
   И почему-то мерзла на ветру.
  
   И словно не случилось этой встречи.
   Они могли вращать земную ось,
   Но ношу, придавившую им плечи,
   До неба донести не удалось.
  
   Двух человек судьба не приласкала,
   Понять уже нельзя, по чьей вине...
   Хрустальный звон разбитого бокала
   Напрасно расплескался в тишине.
  
   Целый роман в стихах. Хорошо это или плохо? Если читается легко, на одном дыхании, захватывает и заставляет сопереживать героям -- хорошо. Единственная претезия -
"Слизнуло счастье липким языком
   С лица его печать дурных сомнений". Липкий язык у счастья быть не должен, это неприятные ощущения. Еще немного царапнуло "сверло смятения".
   Одно из лучших стихотворений на конкурсе. На высоте и техническая, и эмоциональная сторона.
   10 баллов.
  

   Зотов Дмитрий, "Видение любви"
   Она пришла, прекрасная, как фея.
   Улыбкой озарила тусклый мир.
   И он расцвел, стал краше и теплее,
   Он словно принял жизни эликсир.
  
   Я выполз из норы, сырой и затхлой,
   Где обитал, считая ночь за день.
   Там гнили вкус казался дивно сладким.
   Там светом я считал густую тень.
  
   И мутным взором обведя сухие скалы,
   Я замер, пораженный, чуть живой.
   Там золотая тень на солнце танцевала.
   Она была воздушной, неземной.
  
   Она манила, словно запах меда,
   Свела с ума, как жажда средь песков.
   Я потянулся к ней, забыв про лик урода,
   Про язвы, струпья, раны от шипов.
  
   Но в тот же миг она переменилась,
   Померкла, словно пламя на ветру.
   И отступив на шаг, на мили отдалилась.
   Я понял - ей изгой не по нутру.
  
   И уходя, она не обернулась,
   Не попыталась исцелить печаль.
   Своим крылом слегка меня коснулась
   И улетела в голубую даль.
  
   И видел я закаты и рассветы,
   Испытывал я радость, боль и страх.
   Но золотая тень исчезла в дымке где-то,
   Оставив только горечь на губах.
  
   Этому стихотворению очень не повезло -- читаю его после практически безупречного "Короткого взгляда". Может, поэтому разбор достаточно жесткий.
   "И он расцвел, стал краше и теплее,": "стал краше" - не подходит по стилю, "стал теплее" - плохо. Если бы стало на душе теплее, все было бы понятно. А так -- словно температура поднялась.
   Часто сбивается ритм. Финал слаб и логически неоправдан: герой должен был испытывать либо отчаянье, либо вечное благоговение перед любимой. А здесь лишь простая констатация фактов, что она исчезла, но жизнь продолжается. Слишком много штампов. 5 баллов.
  

   Давыдова Галина Петровна, "Мы с тобой как два барана"
  
   Мы с тобой, как два барана,
   Лбом уперлись, глаз не видим.
   Копим прошлые обиды,
   Пересчитываем раны.
  
   Мы с тобой - два павиана,
   Выясняем: кто самее.
   Может, станем поумнее?
   Слезем, наконец, с лианы?
  
   Мы с тобой - гиппопотамы,
   Не считаясь, давим весом,
   По взаимным интересам,
   Бьем в победные тамтамы.
  
   Весь зверинец в полном сборе.
   Всех животных перебрали.
   А людьми когда мы станем
   В бесконечной нашей ссоре?
  
   Поучительно, интересно, неплохо. Но на фоне глубоких лирических стихотворений выглядит простовато и даже грубо. В конце второй строчки третьего четверостишия лишняя запятая. "Весь зверинец в полном сборе" - неправильно построена фраза: либо "весь зверинец в сборе", либо "зверинец в полном сборе".
   6 баллов.
  

   Давыдова Галина Петровна, "Мне хорошо с тобою"
  
   Мне хорошо с тобою и светло,
   Когда болтаем далеко за полночь.
   Умеешь ты собою мир заполнить
   И подарить сердечное тепло.
   В тебе живут всегда весна и лето.
   С мальчишеским задором озорным
   Ты умудряешься движением одним
   Творить великолепные сюжеты.
   За это многое простить могу.
   А ты не видишь никакого смысла
   В моих обидах. И сбиваешь быстро
   Мой пыл словами: "Я тебя люблю!"
  
   Мысль хорошая, реализация подвела. Первые четыре строчки подарили надежду на хорошо сделанное стихотворение, а дальше постоянно сбивается ритм. Не совсем понятно, как одним движением можно творить сюжеты. Автор может писАть хорошо, но надо научиться работать над своими стихами. Удачи, вдохновения и желания творить! 6 баллов.
  

   Оставшие стихотворения уже были проанализированы в обзоре первой подгруппы http://samlib.ru/g/galashewa_i/trl_2011_1gruppa.shtml Поэтому попробую не повторяться и проставлю оценки по новой шкале -- по сравнению с остальными участниками финала.
  

   Константин Варб, "Концептка Любви"
   Вновь восхищаюсь вечной мудростью
      Дарить лучи вот той звезды;
      Ничтожно всё пред нею скудостью:
     
      Не удивись!
      Не удиви!!!
     
      Они пьянительны бездонностью;
      Их крепок хмель, но дельны ли
      Её пути пред небосклонностью:
     
      Определись!
      Определи!!!
     
      Они могущественны яростью
      Всесокрушительны они;
      Всё-всё устроят своей благостью:
     
      Не заслонись!
      Не заслони!!!
     
      Они зовут в полёт воздушностью,
      Но этот мир жесток, увы,
      Не поддавайся им с послушностью:
     
      Остановись!
      Останови!!!
     
      Она обманчивая малостью,
      И тем безжалостна - пойми;
      Исчезнет в мраке даже шалостью:
     
      Не погубись!
      Не погуби!!!
     
      Они мучительные томностью,
      Но это чистые лучи;
      Они пленяют верной скромностью:
     
      Разоблачись!
      Разоблачи!!!
     
      Всегда в зените своей радостью
      В безлунны ночи, в ясны дни;
      Всё будет сладким её сладостью:
     
      Не обманись!
      Не обмани!!!
  
   Стихотворения Константина отличает оригинальность стиля и глубина - чтобы попробовать понять, что он вложил в строки, их надо перечитывать несколько раз. Но это достоинство скорее философов, чем лириков. Кроме того, что стихотворение трудно читается, некоторые предложения построены неграмотно.
"Вновь восхищаюсь вечной мудростью
   Дарить лучи вот той звезды "
Предложение построено так, что читатель вынужден гадать, то ли звезда сама дарит лучи, то ли кто-то другой её лучи дарит.
"
Дельны ли" - некрасиво звучит в этом стхотворении, не изобилующим устаревшими словами.
"
Всё-всё устроят своей благостью " - "всё-всё" выглядит неоправданно и по-детски беспомощно: мол, не смог автор другие слова найти, вот и вынужден повториться.
"
Она обманчивая малостью " - надо "обманчива"
"
Они мучительные томностью " - надо "мучительны"
"
В безлунны ночи, в ясны дни " - некрасиво и неоправданно употребление кратких прилагательных.
   При всем уважении к автору, только 7 баллов
  

   33. Левская Ольга Сергеевна, "С Новым годом, Марина!"
  
   Марин? С Новым Годом, и счастьем, и всяческих благ.
   Всех благ, говорю - и богатого нового мужа!
   Дела? Как обычно. Работа? Пока что никак.
   Еще не придумал, что делать. На улице стужа.
   Мороз, говорю. Нет, не слышно. Не раньше весны.
   У нас потеплеет в июне, ты помнишь, наверно.
   Что снилось? Марин, ну ты дура! Какие там сны.
   Бессонница, года уж два. Нет, супруг я примерный.
   А помнишь? Не помнишь? Склероз и тебя подкосил?
   Ну-ну, сорок пять - это самое девичье время.
   Нет, я не язвлю. Язвы нет. И пока не запил.
   Ну ладно, уже завязал. А видался по лету - со всеми.
   Серега - в разъездах, вокзал, чемодан, самолет.
   Живет по дороге, девчонок два года не видел.
   Антоха - ну что ты, нет, этот чувак не помрет.
   И что, что болезный - а стойкостью бог не обидел...
   Наташка - в Москве. Где Людмила? Уехала в Рим.
   Ее вызвал брат, ну а мужа сказали оставить.
   Конечно, шучу. Вот сейчас мы тут с нею сидим.
   Приветы тебе, и супруга просила поздравить.
   У нас на столе - да, под шубой, ага, и грибы.
   Форель, запеченная с хренью - с лимоном и хреном.
   Шампанские вина. Коньяк прикупить я забыл.
   Конечно, старею. Уведомлю всенепременно...
  
   Антоха, привет. Представляешь, звонила она.
   Ну, эта - вторая твоя - и моя, не вторая.
   У них там, в Париже погода - ну просто весна.
   Мороз минус пять - и уже не доходят трамваи.
   Сказала, все в норме. Сказала, приедет потом.
   Когда - ну, наверное, скоро. Успеет, конечно.
   Мы завтра - до тещи, и мамы, а после - придем.
   Конечно, Антох. Все там будем. И все мы не вечны.
  
   Наташка? Ага, это я. Поздравляю, всего.
   Успеха, московской зарплаты, сибирского счастья.
   Приветы тебе. От Антона - ты помнишь его?
   С разводом забыла? Какие испанские страсти!
   Ох, сердце красавиц... Ты это, ему набери...
   Он снова в больнице. Ага, терапия, на месяц.
   Не надо, все есть. Деньги тоже. Наташ, не ори.
   Наташ, успокойся. Не надо. Могу и повесить.
   Да тут я, нормально. Я понял - не я виноват.
   Натаха, - приедешь - увидишь - он в полном порядке.
   Врачи говорят - а чего они все говорят...
   Да, будешь ходить и медсестрам таскать шоколадки...
   Людмиле привет? И тебе, говорит, не болеть.
   Заеду, куплю. Хорошо. Передам, и деньгами.
   А лучше - Маринке - она там проездом - букет...
   Жена не ревнует, она собирается к маме...
  
   Ну, Люд, ну чего ты. Не надо. Ты - счастье семьи.
   Я, честное слово, люблю. А Маринка - страшила.
   Пойдем завтра вместе. Моих навестим, и твоих.
   И после - Антона... Да, лучше б она не звонила.
  
   Драма, раскрытая в нескольких телефонных разговорах. Рассказ о грустном, но с юмором, о будничном, но заставляет задуматься о вечном. Множество деталей делают стихотворение живым, а его персонажей знакомыми. Сопереживаешь каждому. 10 баллов.
  

   34. Ковалевская Александра Викентьевна, "Весеннее"
  
   На тюрбаны тюльпанов глазела луна,
   Обещали тюльпаны зарю лепестков.
   Точно помню, сажала их в слово ВЕСНА,
   А взошла дерзко-алая глупость - ЛЮБОВЬ.
  
   Остаюсь при своем мнении: стихотворение замечательное. Свежее, образное, в одном четверостишии уместился целый мир. Легко запоминается. Но не совсем соответствует теме конкурса, за что - увы! - придется снизить оценку. На фоне остальных соперников только 8 баллов.
  

   Ковалевская Александра Викентьевна, "В чистом Word-e"
  
   щРН ДМЪ ГЮБЕПЬЕМЭЕ,
   концовку
   от суток,
   Час-другой
   на свиданье
   без веских
   причин
   Назовут
   несерьёзным,
   навешают
   шуток,
   Обобщат
   уравненьем
   "одна плюс один".
  
  
  
   Только вновь
   электронным
   сияньем
   расцвечен
   Будет вечер.
   Сквозь Windоws
   вы скажете
   мне:
   "Вот и я..."
   И опять
   в чистом Word-e
   беспечно
   Я пишу -
   как теплом
   на морозном
   окне.
   Мне нравится поэзия автора. Стихотворение современное, оригинальное, в то же время легко читается. Однако в отличие от "Весеннего", которое врезалось в память и всплывало несколько дней подряд, здесь не запомнилось ни строчки. 8 баллов.
  

   36. Габдулганиева Марзия, "Любовь-цветы"
  
   Прекрасен обычай - с цветами сравнить
   То имя, что сердцем дано мне любить
  
   Цветы, что впитали всей жизни красу,
   Я бережно с именем милым несу.
  
   Скажу я, что лола - тюльпан, а она
   цветет,как рубиновым цветом весна!
  
   Скажу я, глаза, словно бархат - ирис,
   они синевой увлекут меня ввысь.
  
   Скажу я - ромашковый солнечный цвет,
   Волос золотистых струится ответ...
  
   Замечу - в горах зацвела алыча,
   Ты взглянешь - становится кровь горяча.
  
   Скажу я - шипы эту розу хранят,
   И стрелы Амура мне сердце пронзят!
  
   О достоинствах и недостатках стихотворения было достаточно сказано в предыдущем обзоре http://samlib.ru/g/galashewa_i/trl_2011_1gruppa.shtml 7 баллов.

  
   Габдулганиева Марзия, "Куда исчезла радость"
  
   Куда исчезла радость? Почему
   Нужна она, а не букет из фраз,
   что слышу я, но сердцем не приму,
   Лишь притворюсь, что верю в них сейчас?
  
   Мой мир закрыт, очерчен, словно круг
   Диаметром длиною рук вразлет.
   Внутри - неистового сердца стук,
   ему б уйти за грань, где жизнь идёт...
  
   К чему слова мятежному уму,
   Коль аритмией взглядов полон мир?
   Полезней коконом их завязать в суму-
   нагим словам нельзя лететь в эфир.
  
   Одна, всегда одна...где добрый друг,
   Что с одобреньем тронет за плечо?
   Печально осознать, что нет заслуг,
   что нам дадут надежду ждать еще.
  
   Куда исчезла радость? Почему
   Мой мир закрыт, очерчен, словно круг.
   К чему слова адресовать уму?
   Одна, всегда одна... где добрый друг?
  
   Это стихотворение было одним из любимейших в первой группе поэзии. О его недостатках сказано в предыдущем обзоре, повторяться не буду http://samlib.ru/g/galashewa_i/trl_2011_1gruppa.shtml Осталось сравнить его с остальными финалистами. К сожалению, из-за технической стороны оно проигрывает и 10, и 9-балльным работам. И четкого, логически заверешенного сюжета нет тоже. Только 8 баллов.
  

   Габдулганиева Марзия, "Божественное воскресенье"
  
   Божественное воскресенье,
   ты еле дождалась его.
   И трепет пылкий, и волненье
   прогулки. Больше ничего.
  
   И нежно-хрупкое запястье
   в тепле ладони невзначай.
   Признайся, это было счастье,
   не говори ему - прощай.
  
   Честно говоря, на первом этапе предыдущее стихотворение автора мне понравилось больше. Однако с удивлением обнаружила, что запомнилось и вспоминалось с удовольствием именно это. 9 баллов.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"