Галеев Игорь Валерьевич : другие произведения.

За душой к Злобину. Душ19

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  За душой к Злобину
  
  Я терялся в догадках.
  Признаюсь - грешен - искал эту про?клятую рукопись в его бумагах, все перерыл и напрасно - как в воду канула. А ее читала Наталья Аркадьевна, и Злобин знаком с основным содержанием гипотезы. Он, как я убедился, непоколеби?мо верит в ее истинность - это при всем его скептицизме!
  Да, мне было обидно. Как же! С Сергеем мы почти друзья. Как бы то ни было, но осмысленное дало ему возможность найти себя, жизнетвор?но перемениться. Может быть, это же помогло бы и мне жить со смыслом?
  Наталья Аркадьевна ничего не объясняла, она и теперь относится ко мне как к подростку, Злобин туманно распространял?ся о каком-то пунктике, который, якобы, явился смертельным при?говором в его жизни. Его презрительное отношение ко мне и мои слабые попытки сойтись с ним "на короткую" ногу не давали воз?можности поговорить откровенно. Попробуйте объясниться с чело?веком, если он иронизирует по каждому вашему слову.
  Правда, еще до "Душегуба" я слышал от Натальи Аркадьевны интересные суж?дения о Вековом и его поисках, но тогда я так и не смог соста?вить цельную и логичную систему "теории".
  Короче говоря, я пу?тался, пугался и тайно злился на Векового. Какие могут быть между нами секреты? Глупо скрывать идею. В порывах отчаяния я считал, что Вековой попросту набивает себе цену.
  Но, несмотря на все это, жить с ним всегда интересно, по крайней мере, без мыслей не по?мрешь.
  Помимо споров и бесед на самые разнообразные темы, всю зиму мы изыскивали время для развлечений. Ходили на рыбалку, по субботам - в баню: гоняли березовыми вениками застоявшуюся кровь. А дома - чай, печка...
  
  Но весной все пошло наперекосяк. Дела у Сергея в школе не ладились. Нагрянула районная комиссия, проверяли в основном уроки Сергея, Натальи Аркадьевны и Арка?дия Александровича. Придрались к планам, хотя они были состав?лены на уровне. Собрали педсовет, влетело больше всех, конечно, Сергею. Его рады были турнуть сразу, но пока не смогли найти замену. Обозвали вопросительный метод кустарщиной и волюнта-ризмом, а поведение Аркадия Александровича местничеством. Пе?ред отъездом сделали выговоры, наплодили ценных указаний, по?хвалили идеологическую бдительность Савиной и в один из пого?жих деньков, подхватив баулы с рыбкой, исчезли.
  В нашу скромную холостяцкую квартиру зачастила Наталья Ар?кадьевна. Могу признаться, что я когда-то мечтал о подобной любви и потому немного завидую Сергею, старающемуся не заме?чать преданных взглядов Грай. Он попросту побаивается ее пыл?ких чувств, при ее появлении начинает говорить о литературе или о житейских мелочах. Наталья Аркадьевна всегда слушает его с восхищением, скорее всего не вникая в существо сказанного. Ухо?дя, она смущенно просит проводить; он через полчаса возвращает?ся, укладывается спать, не отвечает на мои шутки. И это Вековой-то!
  
  Весна пришла незаметно. Мы ходили в лес, ставили банки под ожившие березы, пили холодный, бодрящий напиток - "кровь при?роды", грелись на солнце, читали или разговаривали. В эти весенние дни жизнь текла, как старый мед - приторно, густо.
  Вы думаете, я не понимал, что рядом со мной поэт? Понимал, понимал... И я пони?мал, что Сергей не тот, что раньше и писать он, черт возьми, стал классно!
  Но читать дает мало, потому что все, что, по его мнению, несовершенно, сжигает. Разведет во дворе костерчик - листы задер?живаются над теплом, резко вспыхивают и пластинками разлетается пепел... Вы бы видели.
  - Инквизитор!- кричу с крыльца.
  Читаешь его, как в другой мир ныряешь, страдаешь и смеешься, а в конце - дзынь - кусочек льда в руках растаял. И ждешь, когда он снова скажет: "Я на столе положил, прочти".
  А в марте засел за поэму. Свободно начал, легко и как-то основательно, словно на всю жизнь писать примерился.
  Просто стихи перестал писать.
  Странно, но и о природе не пишет, а ведь любит эти места и до какого-то девического упоения восхища?ется ими.
  Зимой, когда буран обрушивался на поселок, он торопился на улицу. Бродил часа два-три, и как же неспокойно мне было си?деть одному, слушать ветер, ждать... Приятнее писать за столом или говорить с ним, когда он приходит после таких ночных гуляний.
  
   Зайдет, напустит холода, рукавицы и брюки покрыты ледяной кор?кой, сбросит одежду и сидит у печки, распаренный, пьет крепкий чай, то и дело проводит рукой по волосам и разгорячено рассужда?ет:
  - Что бы там ни плели ужасного о мироздании, а жить хорошо! Есть минуты, ради которых все можно перенести, и в награду ощу?тить полноту и радость жизни. Когда способен мыслить, жить не скучно. Но как сделать, чтобы варварство предков вызывало жела?ние искоренить сегодняшнее зло?
  - А если садизм и злоба в нашей природе?- присаживаюсь на табурет поближе.
  - Природа через нас себя совершенствует. Не экономическая, а нравственная программа должна быть в основе любых преобразо?ваний. Иначе человеческой жизни не будет. Мы убедились, что, получив необходимые материальные блага, человек не становится духовнее. Дело в другом - в совершенствовании психогенетичес?ком.
  - А что ты под человеческой жизнью подразумеваешь?
  - Деятельную радость. Чтобы человек, радуясь своим творческим успехам, не мешал другим, понимаешь? Для этого нужно понимать, что рядом с тобой живут ущемленные, ограниченные в чем-то люди, и что они, если и зарабатывают себе только на хлеб и одежду, остав?ляют продукт и тебе - более зрелому, чем они сами. Ты растешь благодаря им и за них.
  - Ну, а что делать, к примеру, пьяницам?
  - Таких нужно лечить.
  - Всех не вылечишь, есть и не алкоголики, а цель и радость у них одна - выпить. Их много. Чему они должны радоваться?
  - Будут радоваться их дети, если мы их научим жить деятельно, если мы им сумеем, вопреки влиянию отцов, показать красоту и воз?можности духа. Когда человек знает себе цену и не чувствует себя ограниченным шпунтиком в механизме, кем-то наскоро и безответ?ственно пущенном в ход, он будет стремиться выразить свою лучшую суть, а не пить. Тогда будут совершенствоваться его организм и со?знание, тогда он приблизится к истине.
  - К истине?
  - Да, к истине.
  В минуты откровения его голос звучит по-особенному. Догадав?шись, что коснулся чего-то важного, я осторожно спрашиваю:
  - Истин много, о какой ты говоришь?
  - Истина одна,- смотрит в глаза и добавляет,- Бог.
  - Бог?! Сережа, да ты серьезно?
  Он смеется:
  - Не делай укоризненных глаз. Мой бог - сознание,- и уже с иронией добавляет: - Абстрактное сознание. Подумай, вечны мате?рия, время, пространство, почему бы и сознанию не быть вечным?
  
  А я ли не думал? Еще в универе думал. Мы все тогда пытались думать.
  Но утверждает же философия, что любое обращение мысли Духу ли, к Разуму ли, к Идее - в лучшем случае, необоснованный идеализм, ограниченность мышления, это давно доказано. И в разго?воре с другим человеком я бы посмеялся над подобным заявлением.
  Но передо мной Вековой! И не тот Сережа, что одержимо бегал с книжками по общаге и библиотекам. Сегодня нельзя не признавать его деятельность, которая задевает не одного меня - всех, кто с ним сталкивается, его успехи заставляют задумываться даже Савину. Да, даже ее! Она ненавидит Векового, но все-таки посещает новый спек?такль своего идейного противника.
  Я растерялся. Как же отреагиро?вать на его вопрос? Рассмеяться? Замкнется, уйдет в себя, и тогда вообще ничего не узнаешь. Спорить? Навряд ли он захочет.
  Наконец я нашелся:
  - Да ты сам несколько лет назад высмеивал идеалистов.
  - Может быть. Идеалисты здесь ни при чем. Истина нейтральна, ее нельзя разодрать на половинки.
  - Но все давно обходятся без Бога и ничего - живут, создают,- не сдаюсь я.
  - Вряд ли обходятся. А совесть? А с Богом - это обязательно в церковь и креститься? Чтобы чаще Господь замечал-л?- насмешливо растягивает он "л".- Бога видят, когда о смерти или подлости ду?мают, справедливости добиваются. Кем или чем мы рождены? куда идем? к чему пришли? почему мы, а не другие? какие мы?- эти воп?росы рождены сознанием. В этих вопросах Бог.
  - И все же, что это за Бог?
  - А тебе его на облачке, с венцом на голове нужно видеть? Каков ты, таков для тебя и Бог, по образу и подобию твоему.
  - Для меня Бог - это то, что еще не познано,- я волнуюсь и тороплюсь,- то есть неоткрытые законы природы. Вот что можно назвать Богом. Ты же подразумеваешь другое?
  - Да, другое. И объяснять не буду. Тебе факты нужны: вот нога Бога, вот его глаза, вот здесь он прошел, здесь спит...
  Сергей начинает злиться, хотя злиться - не то слово, это раньше он ожесточался, а теперь у него появилась привычка беззлобно иро-низировать, я по опыту знаю: спорить он в такие моменты не распо-ложен. Но меня от его иронии распекло, я оскорбился.
  - Ты считаешь, что я не способен понимать? Ты что, не можешь объяснить, как ты сам понимаешь?
  - Я понимаю, что Бог во мне, а я в нем,- с усмешкой отвечает,- и я понимаю, что вести дебаты об этом бесполезно. Словесное объяс?нение не внесет здесь ясности, а другой, более продуктивной формы общения, другой логики доказательств пока нет. Самому чувство?вать надо и воображать.
  Я замолкаю, отворачиваюсь, вконец обижаюсь на тон и на то, что Сергей после этих слов встает и, извинившись, отправляется в комнату - писать. А я после этих споров ничем не могу заниматься - пусть и для меня был бы подобный или даже какой угодно бог, главное - он дает энергию, найти бы стержень, тогда можно горы ворочать!
  
  
  И я интенсивно искал своего Бога.
  Мучился над философскими трудами, читал трактаты писателей, вычерчивал различные схемы.
  Глупо получалось: вселенная, в ее центре земля, на ней человек, а Бог должен быть - и во вселенной, и на Земле, и в человеке, а кто же тогда человек - полубог, что ли?
  Потом, когда прочел рассказ Векового "Гнойник"" где он затрагивает тему души, пришлось все?рьез задуматься - не тронулся ли Сергей умом, не баптист ли он?
  После этого рассказа я не мог и не хотел успокаиваться и каждый день приставал к Сергею с вопросами. Он мало что мне открыл, но выяснилось, что в существование души он верит! Чуть ли не в ма-териальном смысле!
  Его сложное, с использованием научных терми?нов объяснение поразило и перевернуло к чертовой бабушке все мои представления о человеке. Я остался без почвы. Мне нужно было плыть, искать берег, и я поплыл.
  Дело в том, что двусмысленная фраза в конце одного из наших неудачных разговоров насторожи?ла меня, и благодаря ей я решился посетить Злобина. Вековой, пре?рвав мою пылкую тираду, как бы в шутку бросил: "А о душе тебе кое-что мог бы рассказать тот же Злобин". Несерьезно вроде бы сказал, но таким тоном, будто Злобин действительно знает нечто существенное.
  На следующий день я и отправился в поселковую квартиру фельдшера.
  
  Вы сами помните эти апрельские вечера. Снег покрывается ледя?ным панцирем, хрустит.
  Я сошел с проезжей дороги на посыпанную шлаком тропинку и, пройдя в проулок, вышел к четырехквартирному одноэтажному строению.
  Тихо.
  Тявкнула собачонка, и я запоздало вспоминаю об угрозе нападения ее более габаритных сородичей, при?кидываю спасительный маршрут унизительного бегства, как вдруг раздается женский окрик:
  - Цыц, шалопай! Кого это там несет?
  Увидев меня, женщина спускается с крыльца. Собачонка так и вертится, так и заискивает у ее ног.
  - А где Злобин живет?- громко спрашиваю.
  - Вон там, с краю,- с наглым любопытством заглядывает мне в лицо.- Что-то я вас не признаю. Или вы у Сергея Юрьевича живете?
  - Да, у него,- отворачиваюсь и спешу уйти.
  - Ты не смотри, что света нет, у него окна одеялами завешаны! Я останавливаюсь.
  - А зачем?
  - А кто его знает! Разве он станет объяснять. Ветилинар и есть ветилинар, да и чокнутый он!
  Женщина намеревается еще что-то добавить, но я разворачива?юсь и решительно направляюсь к крыльцу Злобина.
  
  Голая некрашеная дверь, черное окно, разноголосый скрип ступе?нек.
  Неизвестно от чего мне становится одиноко, бесприютно. "Ка?кого черта несет сюда?"- тоскливо спрашиваю себя, но все-таки на?бираюсь мужества довести дело до конца и два раза несмело ударяю пальцами по оконной раме.
  Дверь почти моментально отворяется, в темноте коридора, как пунктуальный швейцар, меня встречает сам хозяин - Петр Константинович Злобин.
  Сделав осторожный шаг вперед, он удивленно меня разглядывает, высовывает голову за дверь, осматривает улицу и еще раз пристально изучает меня недоверчивым взглядом.
  - Вы?! Ко мне? Э... да...- и догадывается,- ну, проходи, Забавин, раз пришел. Я, может быть, тебя и поджидаю. Ты один, а?
  Он в последний раз осматривает улицу, пропускает меня вперед, закрывает на вертушку дверь и спешит в дом.
  В кухне после темных сеней до боли в глазах светло, большое одеяло аккуратно облегает окно. Я для себя отмечаю: с улицы света вообще не видно. Пахнет горелым и чем-то кислым.
  Злобин насмешливо любуется моим удивлением и тоже с придирчивым интересом осматривает свое холостяцкое жилье.
  Ну как же, здесь есть чему уди?виться: повсюду раскидано бессчетное количество разнообразнейших предметов, в невообразимом хаосе, в пыли и мусоре прямо на полу стоят ящики, валяются бутылки, банки, чайники, бидоны, термосы; на столе среди грязной посуды покоится замусоленная двухконфорная плитка; холодная печка, заставленная тюбиками, колбами, обу?вью, утюгами, кастрюлями, стопками газет и журналов, по всей видимости, давно не топится. В одной куче свалены ящики с консерва?ми, мешки с крупами и сахаром, там же пузатятся два небольших бочонка с огурцами.
  - Я все оптом покупаю, чтобы не бегать в этот дурацкий мага?зин. Нет необходимости в очереди стоять. Ты, наверно, соседушку мою успел выслушать - вздорная бабенка, не бери в голову. Дож?дется, что и эту собачонку мышьяком попотчую. Ты, Забавин, на хлам не смотри, это все дело несерьезное, проходи сюда.
  На дверном проеме между комнатой и кухней висит полосатое одеяло, оно, как поспешно объясняет Злобин, "имеет целью сохра?нять тепло". Дров он не заготовил, пользуется обогревателем - боль?шим самодельным "козлом".
  - Все равно под матрасом спать приходится,- признается любезно. Радостно и смешно ему меня видеть.
  "Что же, поговорим с душевным человеком!"- подбадриваю себя.
  Смешон-то больше он сам - в каких-то несуразно-широких штанах, тяжелых валенках, в сальной телогрейке, напяленной на теплое белье, и с суетливым манерничаньем.
  
  В комнате, куда, приподнявши край одеяла, всемилостивейше при?гласил меня фельдшер, царит все тот же катастрофический беспоря?док. Здесь, царствуя над безалаберностью, красуется огромная, лит?ров на двадцать бутыль.
  - Со спиртом,- отвечает на мой взгляд Петр Константинович,- годовой запас для медицинских нужд. Да что же я?! Сейчас чайку поставлю. То есть в ответном порыве за гостеприимство. А ты садись. Ага, очечки протри. Вон, к рефлектору поближе, пристраивай?ся. Холода, холода...
  Он возвращается на кухню, а я садиться не решаюсь, разглядываю лекарства на этажерке и гадаю, чем бы мог заниматься этот сорока-летний человек до моего прихода.
  На кровати, заваленной грудой одеял, замечаю книгу, подхожу, смотрю название: "Смерть меня по?дождет" Федосеева. На полу валяются журналы "Техника молоде?жи", "Вокруг света", "Мода" и Гоголь "Мертвые души". Окно, так же как и кухонное, наглухо задрапировано одеялами. На стене у вхо?да кнопками прикреплен плакат: в бутылке на троне восседает от?вратительнейший зеленый черт, рядом с бутылкой, облокотившись на нее, чуть держится на ногах малюсенький гаденький гражданин с великолепным красным носом, а со стороны восходящего солнца над?вигается непобедимая троица - Здоровье, Труд и Нравственность, они несут красочный транспарант, на котором красным по белому сияют, слова: "Болезнь легче предупредить, чем излечить". Озаглав?лен плакат почему-то так: "Министерство здравоохранения предуп?реждает!" Сбоку от этого министерского шедевра - японский кален?дарь с видами на море и горы, среди которых демонстрируют досто?инства женского пола полуобнаженные натурщицы с невинными гла?зами.
  
  
  - Вы как рак-отшельник здесь сидите, Петр Константинович,- замечаю я бесшумно вошедшего Злобина,- мечтаете, что ли?
  Он не отвечает, быстренько подходит, вырывает у меня из рук "Мертвые души", забрасывает за этажерку и, нисколько не смутив?шись своим негостеприимным выпадом, спокойно усаживается на кровать в ворох простыней и одеял.
  - Мечтаю? А как же! Как и Сергей Юрьевич, гипотезирую то есть. И подумываю еще кое над чем экспериментальным... Ты на мое убогое жилище не смотри, я, в основном, в медпункте живу, а здесь так, ночую... Н-да... Ну, как там Сергей Юрьевич, обидчик мой, по?живает? Что же это ты один ко мне сунулся? Он-то визитом меня не удостаивает.
  - Я поговорить пришёл,- с ходу бухаю,- о душе...
  - Так, так... проболтался он тебе, значит!- испуганно дергает головой Злобин.
  - Что проболтал?
  - Нет?! Не говорил? О медпункте то есть? Ну, о зрелище моем?- он привстает и усердно заглядывает мне в глаза.
  - О каком зрелище?
  - Значит... не сказал!- успокаивается,- не хитри, Забавушка. И зачем это ты ко мне с вопросом о душе пришествовал? Ты у Сергея Юрьевича бесенят ищи, он поболее моего знает.
  - Я знаю, в наше время глупо вопросом о душе мучиться... Сер?гей обронил в разговоре, что вы, мол, лучше о душе знаете. Вот я и к вам.
  - Лучше? Так и сказал?! Хитры они, то есть Сергей Юрьевич. Ну ничего, я одну идейку уже в запасе имею. Проверочную. Аукнется! До слез довел! Это же неприлично получилось, а, Забавин?
  Я уверяю, что ничего особенного и неприличного в слезах не было: нервы - вот и все.
  - Нервы? Правильно, Забавин, нервы, и потому ты далеко не первый... Давай-ка, закурим,- подает он мне пачку папирос,- или ты опять бросил? Ну, не удивляйся. Я все знаю, у меня все записа?но, как один мой знакомый говорил... О душе, значит, хочешь? Душа, она, Забавин, есть. Не знаю как у тебя, а во мне она с детства звучит. Музыка, понимаешь ли... На разные пакости порой тянуло, а душа приказывала: "не сметь", то есть чувствовал я ее присутствие... Ты Гоголя читал? Я вот взялся. Предвидел Коля, что души-то есть мертвые, а есть живые. Тогда времена мертвых были, а сейчас настает эпоха живых, как Сергей Юрьевич... Так ты что о душе-то хотел? Нет, Забавин, я тебе ничего рассказывать не буду. Ты не жалеешь, не зовешь, не плачешь, а потому тебе и петля... Сергей Юрьевич все знает, а ты учись, смотри, выбирай. Ты меня слушать и воспринимать серьезно не хочешь, и противен я тебе к тому же, что - точно?
  
  
  К концу этого сумбурного монолога Злобин настраивается игри?во, по-видимому, потому-то и начал высокомерно пристукивать ла?донью по ляжке, беспардонно шмыгать носом, хихикать.
  - Да нет же, почему же,- я пытаюсь свести разговор на нейт?ральный лад.
  - Вижу, и не отрицай. Тебе или по моим путям пойти, или по Сергея Юрьевича, и то и другое - смертельно, то есть гибельно и безнадежно. Знаешь, почему? Потому что мы друг другу мешаем, так-то... Хотя я его не понимаю, а он понимает меня. Понимает, сочув?ствует и восхищает! Вот это его и спасает, но еще посмотрим!
  Его грязные пальцы бесстрашно комкают дымящуюся папиросу, но через секунду он чувствует боль, дует на ожог, и, глянув исподло?бья, заявляет:
  - А ты, Забавин, своим путем пойдешь, в меркантильность то есть. Шел бы ты домой, Сергею Юрьевичу привет передать. Мы на днях встретимся, может быть, и поговорим о душе.
  Как тут не смутиться? Гонит он меня, без всякой дипломатии выд?воряет.
  Но что мне делать? Нужно уходить, не могу же я вконец унизиться перед этим самолюбивым фельдшеришкой!
  Я встаю и мол?ча направляюсь к двери.
  - Хотел я тебя чаем угостить, да не обижайся, потом как-нибудь, если... не отвернешься. Такие, как ты, обидчивы до самолюбия.
  Гадко мне. Буркаю: "Спокойной ночи",- и спешу выскользнуть.
  
  
  Дикое негодование кипит в моей душе.
  Улица и ночь встречают от?чаянным равнодушием и холодом.
  Как всегда, безумствует этот охот?ский злорадный ветер!
  Как осточертел он, как осточертела эта тош?нотная погода!
  Проклятое место. Здесь все постепенно сходят с ума.
  Но нет худа без добра. К единственному доселе запаху перележав?шего снега тонко и ароматно примешиваются запахи запоздалой вес?ны.
  Я почти бегу и специально, до боли в висках в груди, в полную силу вдыхаю сочный влажный воздух...
  И уже подходя к дому, сам себе восклицаю:
  "А ну его к черту! Пусть сходит с ума за своими одеялами!"
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"