|
|
||
Время в формальной системе бесконечного времени не движется. Все судьбы заранее записаны в священной Книге Великого Духа, летописи тайн мирозданья. Настоящего нет, оно уже в прошлом, а прошлое начинается в будущем и течет сзаду- наперед. А будешь оглядываться, отстанешь в изнанке будущего. Кому этого хочется? Иное дело мифы и сказки - тут всë правда.На Острове Чудь, омываемом Воздушным Океаном, всегда царит лето. Деревья к сроку сбрасывают свои наряды, но тут же обзаводятся обновой. И конец лета знаменуется Праздником Улетающих Птиц, а потом снова начинается лето.Потому Добрячки и пользуются только песочными часами, они самые точные. Захотелось начать все сначала - просто переверни часы. И начнется новый отсчет.Разве какие-то часы умеют считать время назад?Секреты же Вечного Времени-Вне-Времени находятся в ведении только одного из двенадцати Главных Хранителей, который следит за исправностью механизма Хронометра Истории. После того, как Вековые Дубы десять раз сбросят листву, он проверяет огранку камней, вычищает пыль и смазывает ходики. Но если что-то сломается всерьез в этом Измерителе Времени, никто этого даже не почувствует.Однако не правы те, кто полагает, что Добрячки за свою долгую жизнь устают от Времени. Они относятся к нему с великим почтением и всяким новшествам предпочитают традиционный образ жизни, высоко ценят старый хлам, который называют антиквариатом воспоминаний, и потому уважительно благоговеют к пропитанным пылью Времени странноватым Дымоходам из старинного Ордена Дымовой Завесы, ибо их главная историческая миссия - сохранить туманы, тем самым, оправдывая само название - Чудесный Остров Туманов.От этого пошло имя маленького лесного народца - Чýди или чýдики. Возможно, кто-то встречал другое название обители Добрячков: Рахмания, Хай-Бресейл, Ги-Бразил, Инис-Авалон, Тир-Нанг, Фейриния, Остров Блаженных, Страна вечной юности, Земля-над-Волнами, Мифопоэйкония. Все эти названия неверны. Добрячки живут на Чудесном Острове Туманов. "ПРОЕМ В ЧАЩЕ" - книга-лабиринт, где каждая глава - тайна. Этот рассказ Главного Хранителя Грез - Марливка по прозвищу Не-Спи-На-Ходу, дурдалиса из рода Дерзкий Тополь, кажущийся очень простым сюжетом, на самом деле содержит в себе загадки и парадоксы, достойные пристального анализа. |
РЫЦАРЬ ОРДЕНА ДЫМОХОДОВ,
или
Подарок, который никому не нужен
(Примечание: Отрывок из книги "Проем в Чаще".) Я, Марливк Не-Спи-На-Ходу, Главный Хранитель Грез, Толкователь Снов и Сказок, Великий Рассказчик Острова Туманов, летописец событий Царства Добрячков Зеленой Чащи, вдохновленный всевидящим оком Учителя Школы Суфлеров, покорителя Магического Архидокса, незабвенного Теофраста Бомбаст фон Гогенгейма, который не написал ни одного рецепта, где не было бы скрытого смысла, а ума в нем всегда было в избытке, прошу читателя моих скромных записок не пройти мимо зерен Истины и почерпнуть в бытописании жизни маленького лесного народца мудрость, которая есть живая часть разума благословенной Природы.
Умение мыслить правильно - это ремесло, которому учатся всю жизнь. Логика - вот ключ к выходу из обманчивого Labirinthusа, полного внутренних противоречий окружающего нас мира. То, что с первого взгляда кажется простым, на самом деле - сложно, и видимый порядок вещей может всегда обернуться путаницей в голове. Умение распутывать узелки парадоксального отличают разум от придорожного булыжника.
Боггарт Уилл-Струйка-Дыма потерял свою любимую кукурузную курительную трубку. Трудно себе представить Боггарта Уилла без трубки во рту. Он даже жевал пищу, не вынимая трубку изо рта. И спал с нею, старательно загасив перстом, отчего указательный палец у него всегда был измазан пеплом. Что и говорить, это для него была большая потеря.
Но такое случилось. У некоторых предметов есть свойство исчезать бесследно, и появляются они также неожиданно, - когда хотят. Вы замечали?
Привыкая к каким-то вещам, без которых уже не можем обходиться, неизбежно наделяем их самостоятельностью и собственным характером. В силу привычки мы становимся равнодушными и небережливыми, тогда вещи не прощают нам безразличие и нарушают установленный для них порядок. Они пропадают, одни - на время, другие насовсем.
Видимо, что-то подобное произошло и с трубкой Боггарта Уилла. Желтая кукурузная трубочка с отполированным янтарным мундштуком однажды покинула пространство кармана своего хозяина и поменяла местоположение.
Возможно, свою роль в исчезновении трубки сыграл именно янтарный мундштук.
Давно замечено, что янтарь обладает волшебным свойством притягивать к себе то, что ему под силу передвинуть. Кто-то придумал, что деревья отдают смолу морю, а оно производит красивый желтый камень. Не совсем верно.
Янтарь - это окаменевшие в воде лучи Солнца, он сохраняет в себе частичку той космической энергии, которая привязывает планеты к светилу галактики Млечного Пути.
Благодаря янтарю Добрячки узнали тайну Света, научились его накапливать и использовать себе во благо. Из него делают курительные мундштуки, набалдашники посоха, резные фигурки животных или просто хранят в мешочках, изредка перебирая, каждый раз удивляясь разнообразию форм и цветов.
Этот философский камень заменяет им магнит, поскольку жители Туманной Чуди предпочитают обходиться без металлов, которых и нет в воздушном пространстве, окружающем Чэдь-Остров.
Конечно, они знают, что такое олово, свинец или серебро, этого добра полно внутри Горы Девяти Разочарований, а в Роднике Смеющегося Ручейника среди песка находят золотые самородки, но их никто не собирает, Добрячки полагают их вредными для здоровья и слишком тяжелыми, чтобы носить при себе.
Природа изобрела много такого, что заменяет металлы наилучшим образом. То, что в земле спрятано, считают Добрячки, там должно и остаться, и тщательно охраняют тайны кладов.
Иное дело - вода. Она дарит жизнь и всякие полезные безделушки, которые особенно ценят дети туманов: ракушки, жемчуг, кораллы и, конечно, янтарь.
Гилли Ду-Съешь-Орех бродил по лесу, созерцая величественную Природу. Нет ничего более увлекательного, чем пробираться сквозь заросли луговых трав по лесным полянам без всякого дела, вдыхая ароматы разноцветья, наслаждаясь покоем и негой нежаркого утреннего солнца.
Сделав привал у Могилы Упавшего С Неба Жллудя, Гилли Ду позавтракал спелыми ягодами земляники и каплей росы из Колокольчика. Он любил на сытый желудок рассматривать древние письмена на блестящем черном граните, придумывая разные значения каждого символического знака.
Гилли Ду часто приходил сюда, чувствуя приобщение к какой-то тайне. Добрячки верят: если собрать здесь трбвы и набить ими подушку, то сон будет отменный и не станут мучить ночные кошмары. Гилли Ду так и сделал, хотя и раньше не жаловался ни на бессонницу, ни на дурные видйния.
Гилли Ду уже не мог припомнить точный смысл каждого элемента письма старинных черт и ризов, и потому лишь догадывался, что там написано, видно, что-то очень возвышенно-романтическое - само место к тому обязывало.
PERDIDOENLASOMBRAMEDITEUNMOMENTODIOSMIOQUESOLOSSEQUEDANLOSMUERTOSLOSMUERTOS 20
Автор стихотворной эпитафии, высеченной на камне, - один из первых Двенадцати Главных Хранителей, основавших общину чэдей на Чудь-Острове, Форегрин Таранная Башня. Он погиб в очень молодом для Добрячков возрасте трехсотсорока лет, защищая детей туманов от нападения злобных нйжитей-муроков. Каждый Добрячок слышал о нем, а многие знают наизусть героическую поэму "Битва Очарованной Лещины, или Песнь Форенгрина, великого воина, стража Пылающей Двери".
Форегрина из рода Каргорушей Утешительного Вереска, Хранителя Слез, Усмирителя Печали, похоронили в той самой метеоритной воронке, которую назвали Могилой Упавшего С Неба Жллудя. На останках метеорита древними знаками черт и ризов высечены слова, которые довольно приблизительно звучат так:
В компании ночных теней -
Блуждающих во мраке ночи фей
Застынь на миг среди могил
Тех, кого помнил и любил.
О Боже, как им одиноко
Томиться во земле глубокой!
Те ли это слова, или нет, с уверенностью не смог подтвердить даже Мудрлн Дубовая Колода, Главный Хранитель Знаков, первый знаток старинных алфавитов и протоклинописного письма. Поющий Башмачник придал стихотворную форму этому переводу.
На поляне, известной как "Глаз Растущего Дракона", проводились ежегодные мистерии - Ритуал Поминовения. Цетром действия Ткачей Сновидений был необыкновенный Черный Камень Силы, судя по всему, осколок крупного метеорита. Раньше здесь ничего не росло, земля была выжженная и пустынная. Потом что-то произошло, что назвали чудом обновления, и вокруг Могилы Упавшего С Неба Жллудя сначала появились ведьмины кочки, а потом и вся поляна покрылась обычной и весьма буйной растительностью.
Гилли Ду никак не ожидал увидеть на земле, прямо под Черным Камнем Силы, курительную трубочку с янтарным мундштуком и очень обрадовался. Если у Добрячка завелась находка, день прошел не зря.
Гилли Ду никогда не курил табак, но всегда с восхищением смотрел на Боггарта Уилла, окутанного клубами ароматного дыма.
"В хозяйстве пригодится", - решил Гилли Ду.
Ему даже в голову не пришло, что трубку мог по рассеянности потерять его лучший друг, Боггарт Уилл. Что тут удивляться? Боггарт Уилл никогда ничего не терял и вовсе не был рассеянным.
И Гилли Ду мог, конечно, быть более внимательным. Если бы он подумал, где уже видел эту трубку, то неприменно вспомнил. Однако Добрячки сначала радуются находке, а уж потом думают. А чаще всего и не ломают себе голову вовсе, раз и навсегда решив: раз так все произошло, так тому и быть.
Гилли Ду не терпелось попробовать трубочку в действии. И он отправился к Поющему Башмачнику попросить у того табачку. Конечно, он мог пойти и к Боггарту Уиллу, тогда эта история имела бы совсем иной сюжет, но Уилл-Струйка-Дыма жил на пятьдесят локтей дальше, чем Копоша Прибей-Каблук.
Зачем же выбирать путь длиннее, когда есть путь короче? Добрячки никогда не ходят кружилом, они же не Лешйни какие-нибудь.
Копоша Прибей-Каблук даже не поинтересовался, для чего Гилли Ду понадобился табак. Мало ли к чему? Грядку ли удобрить или волосы посыпать. Еще табаком присыпали башмаки, чтобы Жучки-Древоеды не устаивали в них жилище.
У запасливого Добрячка всего было достатке, чего ни спроси.
Копоша-Башмачник охотно поделился с Гилли Ду своим отменным табачком, который выращивал сам, особого сорта под названием Горгония. Для придания высушенному табаку приятного аромата, он смешивал его с почками смородины, цветами жасмина и иными пряностями. У каждого Добрячка был свой секрет приготовления и хранения курительной смеси.
Усевшись рядом с мастером подметного дела, который самозабвенно мудрил что-то с узелками шнурков, Гилли Ду тут же набил трубочку и раскурил угольком из очага. Колечко дыма, похожее на вращающийся бублик с невидимым моторчиком, взлетело в небо и понеслось, увлекаемое эфирным ветром, к планете Сатурн.
Еще одна затяжка - и у Гилли Ду закружилась голова от непривычки. Он подавился дымом забористого табачка, закашлялся и стал чихать, будто нанюхался толченного острого перца. Даже слезы брызнули из глаз, хотя ему вовсе не хотелось плакать.
Гилли Ду был очень доволен, что у него появилась своя трубочка, хотя курение не доставило ему никакого удовольствия. "Как это Боггарт Уилл втягивает в себя горячий дым и не чихает?" - удивлялся Гилли Ду и затыкал нос, чтобы снова не чихнуть.
Но Чъхало не отставал, прилип к Гилли Ду как смола к коре - не отодрать.
- Чур меня от Чъха чъхающего и Чъха-Чурълки, чихбть я на них хотел!
Нужно сказать, что Добрячки признают Чихблу, Зевоту, Икоту, Чесотку, Лихомбнку и Скуку живыми существами. Поскольку всякие Негуды, Нйжити, Лишйнии (не путать с Лешйнями, Лйшими, Лешакбми), Хворубы и прочая погань инорокая не имеет своего обличья, они проявляются под разными личинами, доставляя Добрячкам, Доброжилам, Доброхотам и прочим дъвьим людям массу неприятностей.
Чтобы избавиться от этой напасти иногда достаточно сказать: "Чур меня!". От Мшбнок Лохматых помогает посыпание волос табаком, помазание березовым дегтем и расчесывание гребнем из рыбьих костей. От Икоты избавляет заговор: "Икота, Икота, домой вернись и снова не родись, оставь меня, перейди на себя!" - как произнесешь три раза, икотание сразу проходит.
Чихала и Лихоманка - самые привязчивые из нйжитей, с ними бороться труднее, но и на них есть управа. А со Скукой каждый Добрячок расправляется по-своему, тут общих рецептов избавления нет.
За этим занятием - избавлением от Чиха - застал его пробегавший мимо Добрячок из семейства Дубовиков по имени Чэдик Шмуль и по прозвищу - Простошныра.
Дубовики - это те Добрячки, кто селится среди корней Вечных Дубов, в дуплах деревьев или строят себе жилища из дубовых листьев и желудей. В отличие от Полйвников и Козюлек, Дубовики не образуют отдельные общины, и объединение их в самостоятельное семейство - довольно условное. Как и Березники или Ясенники, Дубовики выбирают свое тотемное дерево и ухаживают за ними, мирно уживаясь в ареале Зеленой Чащи с Добрячками и Дикуньками иной жилищной ориентации.
Он куда-то очень торопился по своим делам, но остановился, чтобы поприветствовать знакомых Добрячков. Ритуал приветствия у Добрячков строго соблюдается.
- Пусть у вас всегда будет нос в табаке!- поздоровался Чудик Шмуль.
Так он пожелал, чтобы у Гилли Ду и Поющего Башмачника в доме был всего достаток.
- И тебе желаю приручить Земляного Червя! - не остался в долгу Копоша Прибей-Каблук.
Этим он хотел сказать, что желает прохожему хорошего урожая бобов и земляники, потому что Земляные Черви - лучшие удобрители грядок Добрячков. Добрячок, с которым сталкиваешься по дороге, величается Встрйчник. Прошу не путать с теми Лесовикбми, кто поджидает путника на дороге, чтобы морочить ему голову и сбивать с пути.
Гилли Ду ничего не сказал, зато несколько раз громко чихнул и высыпал на себя горячие искорки.
- Ой, горю! - завопил Гилли Ду и принялся скакать вокруг Поющего Башмачника, отряхивая с себя огоньки, чем очень рассмешил Чудика Шмуля.
Когда глотаешь дым,
следи за тем,
Чтоб с дуру
не сгореть совсем!
- пропел Копоша Прибей-Каблук, развязывая шнурочный узелок.
Во избежание нового загорания Гилли Ду вытряхнул табак из трубки на землю и старательно затоптал искры.
- Что это тебе взбрело в голову, Гилли Ду, чихать на огонь? Ты же никогда не курил! - удивился Чудик Шмуль.
Добрячки почтительно относятся к Огню, почитая его полезным, но обладающим и разрушительной силой. Чихать на него ни в коем случае нельзя, а то Огонь подумает, что его без надобности раздувают, и накажет за это. Пренебрежительное отношение Огню всячески порицается, ибо в Зеленой Роще это может привести к большому бедствию.
- Трубка еще хорошенько не обкурена, потому слишком дымит, - оправдал свое неумение Гилли Ду. - А чихаю я оттого, что на меня напал Чихающий Чихала.
- Дай-ка посмотреть,- Чудик Шмуль бесцеремонно забрал из кармана жилета Гилли Ду кукурузную трубку. Он ее всю ощупал, пососал мундштук, продул его и даже сунул острый крючковатый нос в чубук, потом осмотрел дно трубки на просвет, нет ли прогбра.
Трубка была хорошо ошкурена, с толстыми стенками, защищенными нагаром, дно тщательно заделано голубой глиной. Единственным изъяном можно было считать прогрызенный зубами мундштук, что, однако, не мешало курению.
- Хорошая трубка у Боггарта Уилла и обкурена как надо,- подвел итог своему исследованию Чудик Шмуль. - С такой трубкой примут даже в Орден Дымовой Завесы.
Всем известно, что члены Ордена - весьма уважаемые Добрячки. Они по очереди несут дымную вахту в Башне Стражи, предупреждая о лесных пожарах, нашествии саранчи, набегах враждебных инороких кошмариков или иных неприятностях, привлекаются к окуриванию огородов и задымлению от паразитов новых жилищ. Они же возглавляют торжественное шествие, Парад Дымоходов, во время ежегодного Праздника Ландышей, которым отмечается Рубеж Весны, хотя никто уже даже не помнит, когда зима последний раз переходила Рубеж Осени.
На Острове Чудь, омываемом Воздушным Океаном, всегда царит лето. Деревья к сроку сбрасывают свои наряды, но тут же обзаводятся обновой. И конец лета знаменуется Праздником Улетающих Птиц, а потом снова начинается лето.
Зима существует, но больше в преданиях. О влиянии музыки на рисунок снежинок пишутся научные трактаты, но авторы этих глубокомысленных произведений сами снежинки давно не видели. Снег бывает высоко в горах, однако там Добрячки не живут, предпочитая общину Зеленой Чащи.
Так что мистические ритуалы, которые старательно сохраняет старомодный Орден Дымовой Завесы - скорее дань истории, как крылья у цветочных фей, которые давно уже пользуются более совершенными способами перемещения в пространстве.
История - самая глупая из всех наук, считает большинство Добрячков. Никто не помнит, что было позавчера, события недельной давности смешиваются с двухнедельными, а что было в глухой древности и подавно изъедено коррозией памяти. Что толку придумывать всякие хронологии, искажающие прошлое?
Время в формальной системе бесконечного времени не движется. Все судьбы заранее записаны в Священной Книге Великого Духа, летописи тайн мирозданья. Настоящего нет, оно уже в прошлом, а прошлое начинается в будущем и течет сзаду наперед. А будешь оглядываться, отстанешь в изнанке будущего. Кому этого хочется?
Иное дело мифы и сказки - тут всл правда.
Потому Добрячки и пользуются только песочными часами, они самые точные. Захотелось начать все сначала - просто переверни часы. И начнется новый отсчет.
Разве какие-то часы умеют считать время назад?
Секреты же Вечного Времени-Вне-Времени находятся в ведении только одного из Двенадцати Главных Хранителей, Криви Копыто-Задом-Наперед из старинного рода Припбсников Спокойной Бузины, который следит за исправностью механизма Хронометра Истории. После того, как Вековые Дубы десять раз сбросят листву, он проверяет огранку камней, вычищает пыль и смазывает ходики. Но если что-то сломается всерьез в этом Измерителе Времени, никто этого даже не почувствует.
Однако не правы те, кто полагает, что Добрячки за свою долгую жизнь устают от Времени. Они относятся к нему с великим почтением и всяким новшествам предпочитают традиционный образ жизни, высоко ценят старый хлам, который называют антиквариатом воспоминаний, и потому уважительно благоговеют к пропитанным пылью Времени странноватым Дымоходам из старинного Ордена Дымовой Завесы, ибо их главная историческая миссия - сохранить туманы, тем самым, оправдывая само название - Чудесный Остров Туманов.
От этого пошло имя маленького лесного народца - Чэди или чэдики. Возможно, кто-то встречал другое название обители Добрячков: Рахмания, Хай-Бресейл, Ги-Бразил, Инис-Авалон, Тир-Нанг, Фейриния, Остров Блаженных, Страна вечной юности, Земля-над-Волнами, Мифопоэйкония. Все эти названия неверны. Добрячки живут на Чудесном Острове Туманов.
Однако все эти соображения так и не успели утрястись в голове потрясенного Гилли Ду. Мечта о темно-сизой орденской мантии Дымохода растворилась в тумане разочарования.
- Что ты имеешь в виду? У Боггарта Уилла такая же трубка? - спросил раздосадованный Гилли Ду, обтирая об одежду слюни Чудика Шмуля.
Ему совсем не понравилось, что у его хорошо обкуренной кукурузной трубки появился вдруг новый хозяин.
- Ты куда-то торопился, уважаемый Простошныра? Не задерживаю ли я тебя своими разговорами? - ехидно спросил Гилли Ду, надеясь, что у Чудика Шмуля есть куда как более важные дела, чем совать нос в чужие трубки.
- Действительно, я и забыл! Хотел собрать еловую живицу для киселя,- сообщил Чудик Шмуль,- но это не к спеху. Меня больше интересует, откуда у тебя трубка Боггарта Уилла. Подарить ее он не мог, потому что ты не куришь. Так ведь, уважаемый Гилли Ду?
Чудик Шмуль в упор уставился на Гилли Ду вытаращенными глазами. И дело было вовсе не в том, что он их таращил от удивления, просто они всегда были такими, - готовыми выкатиться из орбит. И нос свой он совал во все лишь потому, что видел предметы не совсем ясно, и на нюх прояснял то, что не воспринимал на глаз или на зуб.
- Эту трубку я нашел у Могилы Упавшего С Неба Желудя, - вынужден был признаться Гилли Ду. - Уж не подумал ли ты чего дурного обо мне, а, Шмуль? Мне и в голову не приходило, что Боггарт Уилл разбрасывает свои трубки, где ни попадя. Если ты заметил, на ней нет портрета Уилла-Струйка-Дыма, а кукурузные трубки - такая же редкость, как шишки в лесу. Только ты со своим удивительным чутьем определяешь имя владельца по следам его зубов.
Все же Гилли Ду чувствовал себя неловко оттого, что кто-то мог подумать, будто он без спроса взял у Боггарта Уилла его трубку. Способ выйти из такого щекотливого положения, ему не приходил в голову.
Предложение Чудика Шмуля оказалось как нельзя кстати:
- Могу по пути отнести трубку Боггарту Уиллу,- сказал Чудик Шмуль, быстро смекнувший, что Боггарт Уилл-Струйка-Дыма, член Ордена Дымовой Завесы, чья курительная трубка обязательно занесена в Реестр Инструментов Дымохода, в благодарность за возвращение утерянной вещи угостит его чем-нибудь вкусненьким, ореховыми пряниками, например, или, скажем, сушеной дыней. По правде говоря, Чудик Шмуль не отказался бы и от засахаренных семечек огурца.
Гилли Ду сразу же согласился отослать трубку с оказией.
- Передай от меня привет моему другу Боггарту Уиллу. Его дым виден издалека, и Слизняки не получат приглашение от Улитки на ягодный десерт, - произнес он напутственные слова. (Тут нужно пояснить, что Добрячки считают Улиток полезными насекомыми, охотно делятся с ними урожаем и даже используют их для перевозки грузов, а Слизняки - вредители огородиков, их отгоняют рассыпанным табаком или дымом.) - Пусть эта замечательная кукурузная трубка будет для него подарком в этот чудесный солнечный день.
Кабы ему ведать, какие события последуют за этими, вполне доброжелательными, словами, он бы скорее промолчал. Хотя, как знать... Запуская змея в небо, всегда стоит подумать, кому он свалится на голову.
Во время диалога двух Добрячков Копоша Прибей-Каблук, занятый увлекательнейшим делом - распутыванием петель и узелков на шнурках ботинка, принесенного ему в починку, пропустил все содержание беседы мимо ушей. Когда же Гилли Ду сообщил ему, что бросил курить и отсылает кукурузную трубочку Боггарту Уиллу, Поющий Башмачник тут же сочинил прощальный стихотворный экспромт под названием
"Гимн раскаявшегося курильщика":
Чубук табачным полон жаром,
Приятен мне смолистый смог.
И никогда, из выгоды иль даром,
Курить бы бросить я не смог.
Привычка эта стала неизменной,
В работе мне помощницей была,
Хоть я ее признаю все же вредной -
Причиной кашля и другого зла.
Чудик Шмуль с охотой тут же направил стопы к хижине Боггарта Уилла, насвистывая веселую мелодию в честь засахаренных огуречных семечек.
Боггарт Уилл сидел на пне, сосал корень хрена, так как привык все время держать что-то во рту, чаще всего - мундштук трубки, и с грустью глядел куда-то в даль.
О чем думал печальный рыцарь Ордена Дымовой Завесы?
О чем же еще? Конечно, о всесильном Времени, которое сокрушает непоколебимые скалы, стирает в труху вековые Дубы Зеленой Чащи, словно это какие-то перестоявшие Мухоморы, измеряет жизнь планет и галактик.
Добрячки живут не вечно, но очень долго, за это время многие вещи ветшают и приходят в упадок, разрушаются и разносятся ветром на все четыре стороны света. Чэдям остаются только воспоминания о тех предметах, которые когда-то употреблялись ими в обиходе или просто были милы сердцу.
Но их место занимают другие предметы, и новые воспоминания вытесняют старые, одно накладывается на другое, как падающие листья. Все тленно, к сожалению.
Сейчас же горе потери было так живо в нем, что хотелось унестись песчинкой бытия куда-нибудь в пучину космоса и там сгинуть в черной дыре неизвестности. Казалось, ничто не сможет заменить ему любимую вещь, больше чем вещь, - друга, частицу сердца.
Как же иначе! Каждый его вдох и выдох были связаны с НЕЙ.
Кукурузная трубка Боггарта Уилла пропала, растворилась в небытие, улетучилась как аромат усохших цветов, как сон, как утренняя роса на полуденном Солнце.
Осталась память, печаль утраты и еще... стыд. Как он покажется на глаза своим соратникам, членам Ордена Дымовой Завесы, как смогут они доверять ему, если он даже не сохранил свое оружие - трубку, о которой есть запись в Полном Реестре Инструментов Дымохода?
"Как это случилось? И мог ли я этого избежать? Чем я так прогневил Судьбу? Почему она решила меня наказать?", - мучился угрызениями совести Боггарт Уилл-Струйка-Дыма.
Возможно, теперь его будут за глаза называть: Глупый Богги-Растеряха. Он не трубку потерял, а свое имя...
Где-То-Там - так называлась заморская страна, откуда пришла традиция присоединять курительные трубки плетенным кожаным пояском к карманам брюк или жилета, вследствие чего они никогда не терялись. Какая предусмотрительность!
Боггарт Уилл никогда не стал бы привязывать к одежде песочные часы или обеденную ложку (ключей у Добрячков от роду не водилось, ибо они никогда ничего не запирали; исключение составлял Пригистис Тихоня, Хранитель Книг Великого Духа, да и тот запирал свой сундук не ключом, а печатью Непоколебимого Утесника или, в крайнем случае - ивовым прутиком). Привязывать к ноге трубку во рту, конечно, тоже нелепо, но сейчас бы он это сделал. Если бы...
Но трубки с ним не было.
И Боггарт Уилл горестно думал о том, как ему жить дальше.
Кто бы мог подумать, что Удача носит имя Простошныра? Почему бы нет, если Утйря называлась Богги?
Боггарт Уилл в глубокой задумчивости даже не заметил появления Чудика Шмуля. Тому пришлось раскачивать окаменевшего, как доисторический кузнечик, Добрячка, прежде чем тот вернулся по эту сторону событий и стал что-то понимать. Извлечение хренового корня изо рта способствовало обретению реальности. Пара оплеух довершила дело.
- Приветствую тебя, уважаемый Боггарт Уилл-Струйка-Дыма, чтоб мне провалиться, а тебе - утонуть в кленовом сиропе! - видимо, Чудик Шмуль приготовил эту фразу заранее, потому что на такие удачные экспромты он был не способен, а заимствовать чужие приветствия у Добрячков считается неуместным. Это как украсть чужую мысль и выдать ее за плод своего ума. Вот и приходилось заблаговременно придумывать что-то оригинальное, чтобы в нужный момент не попасть впросак.
Согласитесь, мир стал гораздо более дружелюбным с тех пор, как приветствия готовятся загодя.
- Рад видеть тебя, уважаемый Чудик Шмуль,- сказал Боггарт Уилл таким тоном, как будто спотыкнулся о дохлую мышь.- Кленовый сироп - это как раз то, чего мне сейчас не хватает.
Шмуль со свистом втянул ноздрями воздух и не обнаружил никаких признаков дымления табака.
- Надеюсь, ты еще больше обрадуешься мне, когда получишь то, что я принес, - Простошныра протянул Боггарту Уиллу сверток в листе репейника.
- Спасибо за угощение,- унылым голосом поблагодарил гостя Боггарт Уилл, посчитав, что это привычный в таких случаях сладкий подарок.- К сожалению, я совсем потерял аппетит.
- Не думаю, что навсегда! - Простошныра почти силой всучил хозяину сверток. - Ты потерял что-то совсем другое.
- И тебе об этом известно? Значит, уже все говорят,- совсем скис Боггарт Уилл.
- Гилли Ду велел передать тебе подарок и еще что-то сказал про десерт, но я позабыл в дороге, - Чудик Шмуль так заразительно расхохотался, а Боггарт Уилл подумал, что тот над ним просто издевается.
Действительно, что же смешного в том, что визитер потерял в дороге устное послание Гилли Ду? А если его друг передал важное сообщение? О трубке?
Боггарт Уилл хотел схватить Простошныру за грудки и вытрясти из него затерявшиеся слова Гилли Ду, каких бы это усилий ни потребовало. Но гость, учуяв неладное, оказался довольно проворным и вовремя отскочил в сторону.
- Зачем же так нервничать, Боггарт Уилл? Покури свою трубку и успокойся,- предложил перемирие Простошныра с безопасного расстояния.
- Что-о-о?! - еще миг, и он бросился бы снова на обидчика, но тут сверток развернулся и из листа репейника выпала кукурузная трубка и расшитый кисет с табаком.
Боггарт Уилл очумело уставился на разбросанные по земле дары.
Чудик Шмуль понял, что больше ему ничего не угрожает, и приблизился к остолбеневшему Боггарту Уиллу. Тот схватил с земли трубку с кисетом и бросился обнимать гостя, все еще не веря, что случилось чудо.
- Откуда это?! Говори скорее!
Освободившись от объятий, Чудик Шмуль вновь объяснил:
- ТВОЙ ДРУГ, ГИЛЛИ ДУ, ПО ПРОЗВИЩУ СЪЕШЬ-ОРЕХ,
В ЭТОТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ ДАРИТ ТЕБЕ
СВОЮ ТРУБКУ С ОТЛИЧНЫМ ТАБАЧКОМ!
Гость выдержал многозначительную паузу и добавил:
- Он еще что-то говорил о твоем мастерстве в приготовлении сладких огуречных семечек!
Чудик Шмуль вполне обосновано полагал, что справедливость восстановлена, и настало время получить желанное угощение.
- Гора семечек! Целая гора и еще полгоры!- вскричал радостный Боггарт Уилл, еще минуту назад готовый отдать за свою трубку все богатства мира. Да что там мира - всей Вселенной. И все свои закрома - в придачу.
Чудик Шмуль зажмурился и представил, какое сладкое богатство ему привалило:
ГОР
ГОРА
ГОРА С
ГОРА СЕМЕЧЕК
ГОРА СЕМЕЧЕК
ГОРА СЕМЕЧЕК
ГОРА СЕМЕЧЕК
ГОРА E СЕМЕЧЕК
Но тут Боггарта Уилла словно холодной водой окатили.
- Постой-ка, милейший Чудик Шмуль... Ты что-то там сказал о трубке... ЧЬЮ трубку дарит мне Гилли Ду-Съешь-Орех?
- Свою! Гилли Ду великодушно дарит тебе свою трубку, - повторил Простошныра.
Боггарт Уилл слился цветом со своим колпаком, а потом стал синеть как срезанная ножка Подберезовика.
Простошныра почувствовал, что от него уплывает и гора сладких семечек, и полгоры, и даже жменю он не получит теперь от взбешенного Боггарта Уилла.
- Ты хочешь сказать, что Гилли Ду подарил мне мою же трубку и еще потребовал за это вознаграждение? Правильно ли я тебя понял, Чудик Шмуль по прозвищу Простошныра? - засунув трубку в карман, Боггарт Уилл с воинственным видом начал наступление на гостя, которого только что обнимал и благодарил.
Конечно, у вспыльчивых Добрячков настроение меняется как направление ветра перед бурей, но все же не до такой степени, когда плюс уже не отличить от минуса.
- Это же моя собственная трубка! - бушевал Боггарт Уилл.- Она описана в Полном Реестре нашего Ордена, что могут подтвердить все его члены! Какой же это подарок? Разве можно дарить то, что ему не принадлежит? Где прячется этот жестокосердный Гилли Ду, даритель чужих трубок и поедатель чужих семечек? Подать его сюда - я сотру его в пыль и развею по ветру!
Чудик Шмуль едва поспевал за Боггартом Уиллом, который ринулся искать Гилли Ду у Поющего Башмачника.
Гилли Ду очень повезло, что он ушел домой и не попался под горячую руку. Он и не догадывался, какая туча сгустилась над его головой (в запале кажется, что старая дружба не стоит и кукурузного огрызка).
Веселый Башмачник вызвался рассудить спор.
- Я потерял трубку, а Чудик Шмуль мне ее вернул. Какое право имеет Гилли Ду дарить мне мою трубку! - возмущался Боггарт Уилл-Струйка-Дыма, подпрыгивая от негодования как надувной мячик.
- Я всего лишь выполнил просьбу Гилли Ду передать от него в подарок Боггарту Уиллу трубку с табаком! - оправдывался Чудик Шмуль. - Если бы я знал, что его так рассердит подарок от Гилли Ду, я бы сам подарил тебе эту трубку.
- А-а-а-а! - завопил Боггарт Уилл, готовый растерзать всякого, кто подарит ему его же трубку.
- Замолчите оба! - потребовал Копоша Прибей-Каблук, у него уже голова шла кругом от этих воплей. - Раскури трубку, Богги, и успокойся. Дайте мне подумать.
Разрешение такой запутанной ситуации очень напоминает развязывание узелков на шнурках. Сначала нужно найти конец, потом постепенно распутывать петли, одну за другой, но так, чтобы не запутать еще больше.
Есть такие хитрые приспособления, с которыми можно подцепить любую петлю. И Поющий Башмачник решился пойти на уловку, чтобы объяснить сердитому Дымоходу, в чем он ошибается.
Принюхавшись к табаку, который раскурил Боггарт Уилл, он сразу узнал его по аромату смородиновой добавки.
- Это моя трубка, Боггарт Уилл, потому что она дымит моим табачком. Кому нужна трубка без табака? Это просто кусок высушенного кукурузного початка, никому он не нужен.
Поющий Башмачник говорил очень серьезно, хотя сдержать смех стоило ему больших усилий.
Боггарт Уилл онемел от такого поворота событий. Он хватал воздух ртом как выброшенная на берег рыба и не мог ничего возразить.
Чудик Шмуль решил, что его обходят на повороте:
- Я тоже могу сказать, что это моя трубка, потому что это я забрал ее у Гилли Ду, и она лежала в моем кармане!- на всякий случай Простошныра старался не приближаться к воинственному рыцарю Дымовой Завесы.- Стала бы чужая вещь просто так лежать в моем кармане? - обратился Чудик Шмуль к прибежавшему на крики Зеленухе Флю.
Не вошедший в курс дела Встречник, решил, что Добрячки ищут нового хозяина для кукурузной трубки, и нужно проявить смекалку, чтобы ее получить.
- Раз Судьба этой курительной трубки зависит от меня, - Зеленуха Флю ткнул длинным ногтем куда-то в небо, где, по всей видимости, обитают вересковые, вишневые, фарфоровые, пеньковые и кукурузные покровители курительных трубок, - значит, это моя трубка!
Спор разгорелся с новой силой.
По соседству от Поющего Башмачника, в домике из еловых шишек, жил добряк-хромоножка Простодэм по прозвищу Филька-Шиш. В отличие от красноколпачных Добрячков этот шишовик носил на голове малиновый берет и на единственной ноге - гольф в оранжевую полоску. К вельветовым шароварам он зачем-то привязывал длинный хвост, сплетенный из конского волоса.
Правую ногу Филька-Шиш потерял из-за своего чрезмерного любопытства. Уверовав в теорию, согласно которой все старые деревья падают в одну сторону, он пометил в Зеленой Чаще весь сухостой и тщательно записывал данные, сверяясь с походным компасом. Подолгу ожидая, когда дерево упадет, чтобы подтвердить его гипотезу, однажды он своего дождался, но дерево, вопреки теории, упало совсем в другую сторону, где и концентрировалась научная мысль.
На издевки типа: "Так куда падают деревья?" или - "Требует ли Истина повторения опыта?" - Филька-Шиш со смехом отвечал: "Нет правила без исключения, и Фубос движется задом-наперед!". Потеря конечности не испортила ему характер, но охладила интерес к науке.
В одном аспекте Простодум оказался прав: действительно, марсианский спутник Фобос, нарушая космический порядок вращения небесных тел вслед за часовой стрелкой, движется в обратном направлении, то есть навстречу правильному спутнику Деймосу.
Зикл Прядь-До-Пяди, Главный Хранитель Священного Огня, Светильника Знаний, на основании астрономических наблюдений за спутниками Марса открыл Закон Противоположности: существует такой вид материальной структуры, в которой нет различия между материей и нематерией, между твердым веществом и жидким, верхом и низом, правым и левым, движением и неподвижностью, между существованием и небытием. Эта теория вызвала бурные споры в научных кругах Острова Туманов. Белдый IV Башка-В-Решето, президент Академии Чэдских Наук, предложил считать спутник Фобос несуществующим, и все на этом успокоились.
Так вот, вся кампания спорщиков направилась за советом к Простодуму, известному своим научным подходом к распутыванию узелков.
Филька-Фиш долго не мог понять, чего от него хотят, и бесцельно теребил свой хвост.
- Почему у какой-то кукурузной трубки столько хозяев? - недоумевал Шишовик в малиновом берете.
- Скажи лучше, как нам быть? - попросил Чудик Шмуль.
- Как мне вернуть свою трубку? - спрашивал обессиленный препирательством Боггарт Уилл.
Все ждали, пока Простодум складывал исходные данные в аксиомы, потом аксиомы - в мини-теоремы и мини-теоремы в макро-выводы. Наконец, Простодум подвел итог своему исследованию истинности притязаний всех Добрячков на желтую кукурузную трубку с янтарным мундштуком:
- Поступим так: вы все потеряете эту трубку. А Боггарт Уилл найдет трубку и будет счастлив.
Минута ушла на размышление.
- Это не выход! - засомневался Зеленуха Флю, лисунок из рода Серебряной Пихты.
- Почему же? Если трубка вернется к Боггарту Уиллу, это будет по справедливости. Кто станет претендовать на трубку, которую нашел Боггарт Уилл? - Филька-Фиш привел неотразимый довод.
- Зачем же ее снова терять?- усомнился в силе логики Чудик Шмуль.- От Гилли Ду она и так вернулась к Боггарту Уиллу - теперь трубка и так его, я от своих притязаний на имущество отказываюсь!
Таким образом, довод в пользу кармана Простошныры отпал сам собой. Со стороны Чудика Шмуля это был благородный жест, ибо в этот день он ничего не приобрел кроме потери сладких огуречных семечек.
Но тут заупрямился Боггарт Уилл:
- Почему я должен принимать подарок от Гилли Ду, если это моя трубка? Такой подарок мне не нужен.
- Если Боггарт Уилл отказывается от такого хорошего подарка, пусть Чудик Шмуль вернет трубку Гилли Ду,- продолжил свою игру Поющий Башмачник.
Боггарт Уилл с досады стал выщипывать у себя волосы на макушке. Из-за своего упрямства он оставался без любимой трубки, а всю вину свалил на лучшего друга.
- У меня есть другое решение,- оживился Зеленуха Флю. - Почему бы тебе, Боггарт Уилл, не заходить почаще к Гилли Ду, чтобы покурить эту трубку?
- Что за нелепость ты предлагаешь?- снова возбудился Боггарт Уилл.- Разве ты пойдешь в гости к Простодуму, чтобы поносить свой колпак? Я хочу курить свою трубку, когда мне вздумается, а не когда я хожу в гости!
- Я не терял свой колпак, - резонно возразил Зеленуха Флю.
- Друзья, не стоит ссориться из-за кукурузного початка,- призвал к примирению Поющий Башмачник.- Иного выхода нет. Боггарт Уилл, ты должен потерять трубку Гилли Ду и найти свою трубку. Так все проблемы решатся, и мы сможем попить чайку с брусничным фонданом (это такое белое твердое тесто из сахара, Добрячки готовят его с добавлением ягодного сиропа).
Мысль о сладком угощении не успела глубоко проникнуть в мозги Зеленухи Флю и он спросил:
- А если кто-то другой найдет трубку, снова потерянную Боггартом Уиллом?
- Ну, уж я никому не скажу, где я ее потеряю!- наконец-то ухватился за идею Боггарт Уилл.
- Иди сейчас же домой и потеряй трубку там,- посоветовал Поющий Башмачник. - А я закончу работу с сапожками, который принес Жмур Худой-Башмак. Не дело ходить по миру с таким именем.
Получив в дорогу по куску брусничного фондана, Добрячки поздравили друг друга с успешным решением ПРОБЛЕМЫ кукурузной трубки с янтарным мундштуком. Больше всех был доволен Боггарт Уилл, которому предстояло явиться на дымную вахту в Башню Стражи во всеоружии настоящего Дымохода.
Друзья решили подарить Гилли Ду песню, которую сочинил для него Копоша Прибей-Каблук:
Песня для дудки Добрячка Гилли Ду
Веселый малый Гилли
Ду сидит с дудочкой в пру-
Ду, дует, что есть сил, на во-
Ду, несмотря на непого-
Ду. Ду-ду!
Ду-ду-ду!
Славный гномик Гилли
Ду совсем не мелит ерун-
Ду, хоть на дуре возит во-
Ду, сочиняет дубам о-
Ду: "Дубу".
Ду-бу-ду!
Наивный чудик Гилли
Ду дуршлаком черпал бе-
Ду, возмутилось Лъхо: "Ду!
К тебе я в гости не пой-
Ду! Дудки,
Дурень, Ду!"
Добрый кроха Гилли
Ду совсем не то имел в ви-
Ду: закинув песню, как у-
Ду, восславил он свобо-
Ду. Ду-у-у-у!
Ду-ду-у-у!
У дикуньки Гилли
Ду душегубов нет в ро-
Ду: ни рыб, ни мух, ни кака-
Ду не обижал он сро-
Ду! Добрый дух -
Дурит: "Ду-ду!"
Милый друг мой, Гилли
Ду, не грози шальному лю-
Ду: много дурости повсю-
Ду, но дуралей не каждый -
дуб. Теперь буду
Дуть как Ду:
Ду-ду-у-у!
* * *
P.S. От автора: ДЕТИ ТУМАНОВ - они могут находиться где угодно, везде, где-то рядом, под боком. Но как точнее узнать, где? Они становятся видимыми, когда мы этого хотим. Выдающиеся умы древних не смущало общение с маленькими человечками, что сегодня вызывает недоверие у тех, кто может только тупо крутить пальцем у виска. Сократ и Ямвлих разговаривали с тенями божественной природы, Наполеон - с маленьким красным гномом, Шекспир - с Озорным Пуком... Вовсе не глупый человек, Платон в своем диалоге "Федон" писал: "Среди многих живых существ, которые населяют землю, есть и маленькие люди: одни живут в глубине суши, другие по краю воздуха, как мы селимся на берегу моря, третьи на островах, омываемых воздухом, невдалеке от материка. Короче говоря, что для наших нужд вода, море, то для них воздух, а что для нас воздух, для них - эфир. Зной и прохлада так у них сочетаются, что эти люди никогда не болеют и живут дольше нашего. И зрением, и слухом, и разумом, и всем остальным они отличаются от нас настолько же, насколько воздух отличен чистотою от воды или эфир от воздуха. Есть у них и храмы, и священные рощи богов, и боги действительно обитают в этих святилищах и через знамения, вещания, видения общаются с людьми. И эти маленькие люди видят солнце, луну и звезды такими, каковы они на самом деле. И спутник всего этого - полное блаженство". Эти живые создания, во многом схожие с нами, населяют свой собственный мир, возможно, непонятный нам из-за недоразвитости наших чувств, неспособности понять и прочувствовать Природу во всем ее многообразии. Эти гномы могут сказать о себе: "Мы сделаны из эфира и в эфире живем". Но этот эфир - не лекарство и не воздух. Это невидимая и неосязаемая среда наподобие атмосферы Земли, если сказать проще: это сон наяву. Я называю их Добрячками, а где-то их зовут Фейри, Гоблинами, Дриадами, Сильвестрами, Гномами, Сильфами, Барабашками, Карликами, Цвергами... Имен много, но по сути все они - Домовые, охранители и берегини. Парацельс сравнивал их сложную природу с цветом, возникшим из смешения разных красок. Отдельные элементы получившегося цвета не видны глазу, так и человек должен обладать особой чувствительностью к движению духовной материи, созвучием к эфирным колебаниям, чтобы войти в контакт с природными духами. Правда, есть и злые духи, их немало. Как и везде, Добро сражается со Злом, - это вечное противостояние и называется Жизнь.