Как-то в один субботний вечер посмотрел телевизионный фильм "Мой муж гений".
Фильм, вроде, сделан профессионально, сценарий написан по мотивам книги жены Л. Ландау Конкордии Терентьевны Ландау-Дробанцевой, актёры подобраны со вкусом, культура операторской и режиссёрской работы налицо...
Тем не менее, фильм не получился.
Беда всех фильмов-биографий - они дают только внешнее представление о судьбе человека, героя данного фильма.Содержание же фильма, то, что называется ныне модным словом контент, представляет собой сублимации, комплексы, чаяния самих создателей фильма и имеют отдалённое отношение к внутреннему миру человека, которому посвящён фильм.
В нашем же случае за основу взяты эпизоды личной жизни знаменитого физика, нежели "этапы славного пути", что с одной стороны делают фильм более демократичным, человечным, ибо образ героя фильма становится менее ходульным, иконным, а с другой - вторжение в интимную область личной жизни вступает в конфликт с негласными этическими нормами.
Для чего делался этот фильм: показать, что гению всё позволено, что он не такой, как мы, что если даже он грешит, то всё равно "грех гения" - выше житейской мерзости и обыденности? Или с помощью фактов, взятых из жизни знаменитого человека, порассуждать об этических нормах, человеческих ценностях, житейской мудрости?
Какая сверхзадача, по Станиславскому, стояла перед съёмочной группой?
К сожалению, сама эпоха, в которой творил Ландау- его открытия, рождаемые, наверняка, в муках, общение с товарищами по цеху, интриги в среде научных работников, злой гений вождя всех народов, козни его приспешников, героический подвиг тех, кто противостоял и режиму, и внешнему врагу, и спас страну от порабощения - гламурный и заштампованный антураж, на фоне которого внимание авторов приковано к совсем иному.
В центре событий не научные открытия Л. Ландау, а его житейское кредо - "Пакт о ненападении супругов друг на друга".
Вообще-то, копание в грязном белье личной жизни знаменитостей стало привычным делом в среде киношников.
Одно дело мемуары близких родственников (хотя сейчас о дружбе или близкой связи со знаменитостью может написать кто ни попадя), которые можно издавать или не издавать, и совсем другое - экранизация этих мемуаров и демонстрация этой продукции в электронных СМИ.
Многим родственникам просто лень подавать в суд, хотя многое, что выставляется на всеобщее обозрение циничными "инженерами человеческих душ", вполне подпадает под статьи УК РФ.
К нарушениям Закона относится и демонстрация компромата по TV, например, как это было в случае с человеком, похожим на прокурора, под глумливые комментарии журналиста С. Доренко.
Интимная жизнь человека -табу для чужого глаза. Претензии друг другу могут предъявлять только партнёры (жёны, мужья, любовники, любовницы...), совесть этого человека или Сам Господь Бог. Общественному суду эта жизнь не подвластна.
Обсуждение же этого фильма под руководством Гордона, которое началось после его просмотра, было ещё мерзостнее, чем сам фильм.
Всяко-разно коллеги и родственники рассказывали всяко-разно о том, что происходило в жизни знаменитого физика.
Одна родственница, например, рассказала, что эпизод со шкафом и в книге, и в фильме показан совсем не так: мол-де, как ей самой рассказывала по телефону Кора, Ландау открыл шкаф для того, чтобы достать чистое бельё для любовных утех, и, увидев в нём свою жену, запер её в шкафу. Бедняжка просидела в нём аж до конца рандеву... А ещё говорят, что в анекдотах всё гиперболизировано.
Противники фильма привели на обсуждение даже мед. работника, которая работала в те годы в 50-ой больнице, для того, чтобы она подтвердила отсутствие в течение полутора месяцев сына и жены Ландау в его палате после катастрофы.
Игорь, сын Ландау и наш коллега по "Самиздату", присутствующий на обсуждении, объяснил эту ситуацию тем, что он хотя и смутно помнит даты, но действительно долго не приходил, потому что боялся. Он даже в институте к доске с объявлениями, где вывешивались сводки о состоянии больного, боялся подойти... Жена же Ландау, Кора, сразу после катастрофы попала в больницу при Академии Наук с тяжёлым заболеванием.
Ну, и кто посмеет их осудить, и для чего это вообще надо было выносить на суд зрителей?
Маразм на маразме.
Ещё более меня удивила статья Игоря Ландау, где он как бы поддержал теорию своего отца о ненападении супругов друг на друга.
Каждый человек выбирает себе модель супружеских отношений по своему вкусу. Выбор, как правило, не очень велик.
1. Муж и жена имеют любовников на стороне.
2. Муж и жена не изменяют друг другу.
3. Изменяет кто-то один.
Во всех случаях надо уважать человеческое достоинство своего партнёра, и ни какая гениальность и презрение к лицемерию не является оправданием. Во время обсуждения фильма сам Игорь декларировал: "Гению позволено всё только в той области, где он гений".
Если человек (я абстрагируюсь от героев фильма и говорю только о семейных коллизиях в любой семье) видит, что партнёр не разделяет его точку зрения, а сам он отказываться от своего образа жизни не хочет, то он должен уйти из семьи.
Если же женщина (или мужчина) перед венчанием принимали эти условия, а потом не смогли вести такой образ жизни, то их вины особой в этом нет. Любая любящая женщина уверена, что переделает своего избранника.
Кроме того, появляться при людях с женой и любовницей одновременно - удар по самолюбию любящей женщины, которая не принимает правил игры.
То, что показано в фильме и говорится в книге жены Коры, говорит о противоречиях в теории Ландау о семейной жизни. В одном случае он декларирует главные ценности жизни - любовь и творчество, а другом случае утверждает, что не любит своих молоденьких партнёрш, ибо любит только свою жену. Академик, преклоняющийся перед женской красотой, может посещать картинные галереи и получать эстетическое удовольствие от созерцания полотен великих мастеров.
Когда же, он хочет, говоря его словами, "освоить" эту красоту, то сиё называется не любовью, а совсем другими словами.
Есть люди, которые являются однолюбами, испытывающие непередаваемое наслаждениедаже от одного запаха или осязания родного человека, и они ни за какие коврижки не захотят отдаваться чужим дядькам или тёткам, как бы их не пугал Гарик в своейстатье "Еще несколько слов о Льве Ландау" снижением количества половых актов.
"У вас прекрасные отношения и те 4-5 раз в месяц, что вы занимаетесь любовью, вы делаете это с обоюдным удовольствием. Ни вам, ни ей не хочется это делать чаще и вы, иногда почти с недоумением, вспоминаете, что еще пару лет назад секс был для вас обоих почти ежедневной потребностью". (с) И. Ландау
Кстати, Игорь мог бы уже, и определиться и в своём отношении к фильму. В одном СМИ о его отношении к фильму пишут:
По словам Архипцовой, "в отличие от некоторых представителей научного сообщества, сын и наследник Ландау -- академик Игорь Ландау с трактовкой образа великого физика согласен", пишет РИА Новости
А в другом СМИ читаешь совсем другое.
http://www.izvestia.ru/lpage/article3121873/
Игорь Ландау, сын академика, профессор Бернского университета:
"Этот фильм не о моем отце. Главный герой не имеет даже отдаленного сходства с Ландау. Этот персонаж откровенно жалок. Такого человека не могли любить женщины. Таким человеком не могли восхищаться ученики. Такой человек ничего не достиг бы в науке. Таким человеком не мог бы гордиться сын".
И самое главное - конечно же, "нестыковочки" в теории Льва Ландау "О семейной жизни" ничуть не умаляют его вклада в мировую науку.
Хочется только посочувствовать Игорю Ландау, что семейная жизнь его уважаемых родителей послужила поводом для обсуждения этих вечных вопросов об ЭТИКЕ и НРАВСТВЕННОСТИ. Эти вопросы относятся как к самим семейным отношениям, так и к праву художников вторгаться в личную жизнь РЕАЛЬНЫХ людей.