Я много раз видел определение, что такое есть ЭПИГРАММА, но и у меня самого выработалось свое представление об этом виде литературы.
Эпиграмма по умолчанию не может быть больше двух строф, ибо это блистательная, остроумная и язвительная (иногда добрая, все зависит от отношения к объекту эпиграмм) насмешка, а насмешка должна быть сестрой таланта - емкой и краткой. Франзузы к определению эпиграммы присобачили слово ПУАНТ (pointe), острота, неожиданный поворот.
Хорошая эпиграмма - редкость, большинство эпиграмм смотрятся как банально-тривиальное зарифмованное оскорбление. Даже такой мастер эпиграмм, как Гафт, позволяет себе НЕПОЗВОЛЯЕМОЕ. Сборник его эпиграмм открывает гадость.
http://lib.ru/ANEKDOTY/gaft.txt
>И. Алферовой
Не будет у тебя успеха,
Ведь ты, красавица, не Пьеха.
В постели делай свой успех -
На сцене это делать - грех!
И средь интимнейших утех
Ирина лучше б.... й всех.
Кончай хождение по мукам,
Сыграй с искусством ты разлуку.
Что это? Так оскорбить очаровательную, красивую, обаятельную женщину и прекрасную актрису, имеющую заслуженный успех у зрителей. Ая-яй.
Я тоже грешу рифмованными оскорблениями, но есть несколько эпиграмм, которыми я могу гордиться.
Например:
>Посвящается сборнику "ПИСЬМО НА САЛФЕТКЕ" Шведова и Зеленцова
Поэты Шведов, Зеленцов, улёгшись под одной обложкой,
письмом застыли на салфетке, а брэнд издателя - клеймо.
Так связь времён, в конце концов, свои прокладывая стёжки,
Первые два "патрона" - вообще не эпиграммы, я называю сие ПОСВЯЩЕНИЯМИ (кто-то называет длинные стихи, имеющие адресата, сатирическими или юмористическими). Вторые две эпиграммки можно назвать "не нарушающими чистоту жанра", хотя и в образцы жанра не годятся.
Как видите, эпиграмы реваншистам-гитлерофилам мне удаются лучше, чем эпиграммы, посвященные джугашвиленышам, оруженосцам Тоталитаризма&Патернализма.