Обращая свой взгляд на памятники древней культуры, мы обогащаем свои традиции мудростью тысячелетнего опыта человечества в поисках Высшей Истины.
Сегодняшние блюстители чистоты веры мне могут возразить, зачем искать ответы на свои вопросы в древних культурах, зачем же изобретать велосипед? Предание уже существует. Догматы веры, отшлифованные потоком времени, сверкают на солнце золотыми россыпями богоизъявления. Ни что так не объединяет, цементирует нацию как устремление в едином порыве, в пламени веры общности людей, молящихся в Храме. Людей, устремленных к идеалам отстоявшимся, выверенным ни одним десятком веков, соответствующим характеру и мироощущению именно этого данного народа. Людям с другим менталитетом, родившимся на этой земле и считающим ее своей родиной, нужно присматриваться, прислушиваться, не навязывая своих миропонимании и мироощущений. Не пытаться подстроиться, изменить свои особенности в "плавильном котле", а органично влиться в монохромный пейзаж, не подавляя, а обогащая его новыми красками и запахами. Голосую за это двумя руками, но почему нельзя идти к Храму не проторенными путями, опираясь на классические каноны, а своим собственным путем поиска живого опыта веры? Нет единой дороги, которая ведет к Храму.
Возразят: так можно прийти к сектантству, впасть в ересь, в духовную прелесть, но разве механистическое впитывание догматов заучивание с помощью богословскою языка духовных законов может защитить 01 впадения в прелесть, в самообман, в психологизм, имитирующий духовное событие встречи? Если я на своем пути не буду нарушать заповеди, буду стойко переносить удары судьбы, то никакой дьявол не встанет между мной и Ним. Никто не может монополизировать таинство встречи между Человеком и Богом, даже церковь.
К сожалению, человеческая жизнь несовершенна. Декларируемая в нашем обществе свобода совести, как и ряд других "свобод" подвергается, в лучшем случае, давлению со стороны ревнителей чистоты веры. На благодатной почве под видом борьбы с псевдорелигиозными сектами взращиваются ростки нетерпимости ко всему "чуждому" и "чужому. Конечно, если религиозная организация манипулирует сознанием своих членов она не должна существовать. Нарушение гражданских прав карается законами секулярного общества . Но если гражданские права не нарушены, где критерий? Кто должен отделять "агнцев" от "козлищ"? Только ОН. Страшный Суд это его прерогатива.
Мы уже проходили борьбу за чистоту идеологии, когда делили людей на классы, мы проходили борьбу за чистоту крови... концлагеря, гулаги... У человечества в этом богатый опыт. Социум враждебен к человеку. Маленький комочек, только появившийся на свет, уже изначально, в колыбели становится изгоем. Впрочем, если жизнь жестока и несправедлива, то почему бы и не возникать человеконенавистническим теориям все логично, все правильно... Забываются краеугольные камни христианства: "Не судите и не судимы будете" или "Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара". А как нам, неустанно обустраивающим свою жизнь, относиться к тому, что почти все религии не приветствуют накопительство? Вспомним: "...либо Богу, либо Маммоне". Можно ли думать о бессмертии и отслеживать котировки акций, публикуемых в газете? Нет рецепта, нет готового ответа.
Возможно, неустанное горение души, соблюдение законности и труд не только ради личного обогащения, но и для повышения благосостояния всего общества, позволят предстать пред Его очами, но не жалким рабом, а Учеником, которому даровал встречу Учитель. Встречу с Ним надо заслужить.
Эти мысли и чаяния не новы, как и все в "подлунном мире". Человек во все века своего существования искал смысл жизни, жаждал приобщения к Истине, он хотел стать человеком гностическим, то есть знающим. Обратимся к истокам.
ЧТО ЗАВЕЩАЛИ НАМ ГНОСТИКИ, ЖАЖДАВШИЕ ПОЗНАНИЯ
Первый этап широкого религиозно-философского течения поздней античности и средневековья гностицизм. Его нельзя противопоставлять христианству, а надо рассматривать, как еще одну попытку человечества уйти от бессмысленности существования. Желание выйти за пределы обыденной жизни с ее хлопотами и тревогами в гностицизме выражено с еще большей силой, чем в христианстве.
Человек, находящийся в плену несовершенного мира, получает шанс на спасение через знания, которые ему помогает добыть (в греческой легенде 'эту роль играет Прометей) мудрая змея. Благодаря своей воле и интеллекту человек достигает свободы, и его истинным домом является Божественный свет. Отход от классических догматов и романтическое, вернее мистическое, освоение тайн Вселенной проявляется в гностицизме верой не только в "божественное знание". Он, напротив, весь пропитан пифагорианством его числовым мистицизмом, верой в перевоплощения и путешествие души от тела к телу. Гностики помещают между Богом и миром серию ипостасей, которые еще больше разъединяют идеальное и материальное, и только в гнозисе человек преодолевает свою двойственность (антикосмический дуализм) и разорванность. Через человека происходит преодоление бытием своей расщепленности и восстановление распавшейся гармонии.
К сожалению, большинство трудов гностиков было уничтожено, а оставшимся исследователи придали искаженный и примитивный смысл. Однако именно в этот период, используя мифологемы гностицизма, зародилось то, что составило внушительную и сложную основу всех эзотерических доктрин религиозно-мистическое учение Каббалы (буквально; т0, что получено). В этой связи хотелось бы привести высказывания о Каббале В. Шмакова из книги "Священная книга Тота. Вели-
кис Арканы Таро" и А. Шмакова "Международное тайное правительство".
"Учение Каббалы, имея непосредственную и тесную связь с древним Египтом, как на заре еврейской истории, так и впоследствии во времена великолепных Птолемеев, имело целый ряд блестящих представителей в Александрии во главе с Филоном. С наступлением средних веков, с прекращением, как научных исследований, так и истинных метафизических изысканий, Наука Царственная вербовала себе адептов в значительном большинстве из еврейского народа. Арабская, а затем мавританская культура и была той ночвой, на которой развились столпы новейшей Каббалы, Каббалы писаной: Исаак Альфали, Иосиф Каро, Авраам ди-Ботон, Авраам Бен-Давид...".
В. Шмаков считает, что таким путем судьбе было угодно, чтобы древнее учение фиванских Иерофантов сохранилось бы в недрах еврейского народа. Он по своей косности, замкнутости, недвижности и уединенности среди других и был идеально для этой миссии подготовлен самой судьбой.. Унаследовав в готовом виде самое возвышенное философское учение из всех бывших когда-либо, евреи сами не понимали истинной ценности, вверенного им судьбой сокровища. При этом всякая последовательность была окончательно нарушена, все перемешалось в одну кучу.
Именно в таком виде предстает Каббала перед взором искателя наших дней. Но, не взирая на все 'это, поистине достойно удивления, как сумели евреи сохранить науку древних святилищ на пути стольких тысячелетий!
Это как бы огромная ярмарка, - пишет А. Шмаков, где дорогие и дешевые товары выставлены с равными заботами и по одной и той же цене, где редчайший жемчуг лежит нередко в грязной коробке, либо, что еще чаще, в золотых сосудах нет ничего, кроме пыли и праха. Однако, если всю эту бесформенную массу, наряду со странными, даже недопустимыми у нас приемами ее сбыта представить себе в отвлеченном виде, то нельзя не испытать как
бы трепета уважения перед этим океаном идей, сошедшихся отовсюду, равно принимаемых с неизменной жадностью даже когда они заставляют мыслить вкривь и вкось, лишь бы в них слышался призыв к мышлению, лишь бы они казались поучительными в каком-нибудь отношении, лишь 6ы стремились, хотя на несколько шагов, приблизиться к горизонту истины затерянному в бесконечности".
К сожжению, я не историк и мое описание Каббалы, имеющее далеко не научный характер, основано не на проникновении в первоисточники, а представляет собой обзор интерпретации этих первоисточников. Скорее всего, это передача ощущений от первой встречи.
ТАИНСТВО КАББАЛЫ
Первое, что бросается в глаза это страстная яростная попытка дать ответ на мучившие человечество вопросы. Почему зло правит миром, в то время как Господь милосерден и справедлив? Какая связь между человеком и Богом, если человек ничтожен и ограничен? Бог безграничен и непознаваем. Ведь познать это ограничить.
Ответ Каббалы, на первый взгляд, удивительно прост. Господь есть сумма всех вещей. Любая идея содержит в себе противоречие и Бога. Вспомним Ф. Тютчева: "Мысль изреченная есть ложь". Дуализм мысли дуализм жизни. Бог познаваем и непознаваем. Он как линия горизонта: чем ближе ты к Нему подходишь, тем Он дальше от тебя отдаляется, излучая белый кристальный свет, который эманирует десятью сефиротами(в вольном переводе сапфирово синий", означающий светоностность Бога). Десять эманаций это десять ипостасей Бога в соединении с 22-мя буквами еврейского алфавита образуют конструкцию так называемою "древа жизни" затейливого симметричного узора соответствий. Каббалисты придавали мистический сакральный смысл, как буквам, так и 10 "главным" цифрам, образующим совместно Царство кругов, по 32-м откровениям которого мы в дальнейшем отправимся в путешествие.
Туманность и двойственность 10-ти божественных субстанций рождали мощные кровотоки магии и колдовства, во что, вконечном счете, и выродилась Каббала, но изначально 'это была стройная философско -религиозная система, впитавшая в преддверии Ренессанса каббалистические, герметические и христианские черты.
Синтез греческой философии и древней религии Египта герметизм, названный по имени его главного действующего лица Тота Гермеса Трисмегиста в сочетании с доктринами христианства породили христианскую Каббалу в рамках универсальной всечеловеческой религии.
Критики оккультизма Каббалы подчеркивали, что, несмотря на то, что каббалисты проповедовали недоверие к рассудку и логике, подавляющим своей двойственностью "естественность" природных инстинктов человека, сами создали жесткую конструкцию, систематизирующую всю вселенную до мельчайшей пылинки. Ну и что. Посмотрим на жесткую поэтическую форму сонета. Если пропустить сквозь нее молнию, рожденную столкновением мысли и чувства, то буйная чехарда красок гармонизируется мягко очерченными пределами.
Другое настораживает в Каббале это, опять-таки при декларации примата естественного природного чувства, причащения к сонму избранных, посвященных. Только знания спасают человека, а не праведная достойная жизнь.
Возможно блуждая в откровениях Царства кругов, каждый находит то, что он хочет найти, то, что он заслуживает, то, что может открыться ему. В этом Каббала перекликается с другими философскими течениями, в частности с экзистенциализмом человек познает свою экзистенцию (существование) в пограничных ситуациях, блуждая в дебрях абсурдного порочного мира. Так и мы, погружаясь в христианскую интерпретацию древней мудрости, восходя к Всевышнему через 9 концентрических сфер божественных ипостасей, может быть, ощутим на себе благодать крупиц Высшей Истины. Да снизойдет на пас Божественное Озарение.