Однажды весенним утром Ходжа Насреддин верхом на осле въехал в великий город Багдад. На базарной площади он привязал ослика к столбу у таверны, расстелил перед ним коврик и положил на него раскрытую священную книгу, а сам пошел купить свежих лепешек на обед. Вокруг ослика собралась толпа любопытных и кто-то спросил: "зачем ты положил перед ослом священную книгу, вместо того, чтобы его накормить?"
Ослик при этих словах топнул копытом и протяжно взревел
"Иа-а-а-а!"
" Видишь ли" сказал Ходжа Насреддин "мы с моим осликом ищем ответ на извечный вопрос: "что есть истина?"
" И ты нашел ответ?"
Да и не один.
"Вот первая истина: мы с осликом проголодались и хотим есть
А вторую истину я открою вам после обеда".
И Насреддин принялся уплетать свежие лепешки, густо намазанные медом, не забывая при этом угощать ослика, а толпа продолжала ждать когда же он откроет вторую истину.
Когда оба наелись, Насреддин посмотрел на толпу и сказал: " мой осел благородного происхождения. Его дедушка возил отца великого багдадского халифа Харуна-аль Рашида, да благословит Аллах его имя. А вы уважаемые жители столь долго ожидающие, что я вам открою вторую истину мало чем отличаетесь от этого благородного животного."
"А в чем же третья истина?" - спросил подозрительного вида человек в потрепанном халате с большим кинжалом за поясом.
"Третья истина заключается в том, что пока объясняешь первые две, следи чтобы тебя не облапошили. Ты думаешь, я не вижу, как один твой сообщник, пока я с тобой болтаю, пытается украсть моего осла, а второй - залезть в мой кошелек." Оба вора тут же скрылись
"А зачем же ты положил перед ослом священную книгу, Это же святотатство? " - спросил затесавшийся в толпу мулла
"А это четвертая истина, Я поспорил с халифом, что за двадцать лет научу ослика богословию. Он мне дал тысячу золотых, но предупредил, что если я не смогу этого сделать, то мне отрубят голову"
" Ну так попрощайся со своей головой глупец! Где это видано, чтобы осел научился читать?"
"Не суди опрометчиво" ответил Ходжа Насреддин.
" Так поступают многие правители, обещая своим подданным в будущем "манну небесную". Но глупые вы мои, за двадцать лет кто-то из нас троих помрет- либо халиф, либо осел,либо я. А полученные тысяча золотых убедительно доказывают, что умный человек всегда извлечет пользу от общения с "сильным мира сего".
Но тут Ходжа Насреддин заметил, что юркий маленький человечек отделился от толпы и побежал к стражникам.
"А теперь пятая истина: получив пользу от властителя лучше вовремя исчезнуть и тем самым сохранить свою голову на плечах, иначе придется раньше времени отправиться в рай, держа ее в руках наподобие фонаря".
И с этими словами он вскочил на ослика и понесся к городским воротам. Он, как всегда успел вовремя.