Аннотация: Все началось с пришествия драконов. Когда они спустятся на землю в следующий раз - все закончится.
Муравей не может целиком узреть слона - слон
слишком велик, чтобы поместиться в его глаза.
Слон же не видит малого - где муравьиный хвост,
и где голова - слон видит целый муравейник. Так
кто мы для творца, и видит ли он каждого
из нас в отдельности, если и мы целиком
его узреть не в силах?
Тайабади.
вместо пролога
Гэсер Татори. История от начала времен
Мы будем говорить только о том, что знаем.
Нам известно, что у истоков истории стояли драконы. Все, что было прежде, покрыто мраком давности, а посему за начало времен разумно будет принять пришествие драконов.
Одни полагают, что эти крылатые ящеры явились к нам изгнанниками из рая, другие утверждают - они посланцы иных миров. Однако доподлинно известно только одно: когда драконы спустились на Землю, она была настолько мала, что вмещалась в пределы долины, именуемой ныне Обетованной. В ней имелся сад, устроенный на подобии райского, в котором кормились звери: волки, лошади, львы, орлы и люди. С трех сторон ту долину окаймляли горы, а с запада - море. И куда ни глянь за ее пределы, всюду царили мрак, стужа и белое безмолвие зимы.
Когда началась битва между драконами и обитателями сада, драконий огонь отогрел сушу и море. Снега и льды растаяли, и зима двинулась вспять, отступая к окраинам. Туда же по следу лета устремились и люди. Они были самыми слабыми из всех и первыми оставили поле битвы.
Вторыми то же самое проделали орлы. Только морская гладь освободилась от ледяных оков и заплескалась волнами, они встали на крыло и перелетели с побережья Земли на западный берег моря. Заодно с ними, в орлиных когтях улетела еще одна старая волчица.
Третьими пустились в бегство лошади. Они ускакали на северо-восток, где после зимней спячки образовались пастбища богатые травой, которая пришлась лошадям по вкусу. С табуном лошадей бежало и двое волков.
Львы, покинув Землю, частью направились на юг, и засели пустынную равнину, а частью на север и обустроились на побережье тамошнего моря. Следует знать, что на юг вместе со львами ушла еще и пара кобылиц.
Волчья стая оставила поле битвы последней, прежде измотав борьбой одного дракона (а число их было три). Истратив весь свой пыл, тот рухнул на землю и остался умирать, когда двое других пустились в погоню за волками.
Волки бежали на восток. И в бегстве уморили двух других драконов. Первый помер севернее Небесных гор, а второй - в смычке Небесных и Крыши Мира. Останками первого образовалась Драконья гряда, а останками второго - Драконьи горы.
Так закончилась первая звериная битва, и так Земля распростерлась по всей суше. В тех местах, где обосновались бывшие обитатели сада, возникли со временем государства. На западном берегу Внутреннего моря образовался Рум, на северо-восточном - его придаток Восточный Румийская империя. На побережье северного моря установилось королевство Северных Львов, которые сами себя называли "морскими". На южной равнине не возникло никакой державы, но там вольными прайтами стали хозяйничать потомки первых львов. Восточнее изначальной Земли укрепилась Дариана, и ей подчинялись четыре других государства: Согд, Бактриана, Хозр и Маргилана. Южнее этих стран, за неприступными кряжами Крыши Мира руками отважных первопроходцев был воздвигнут Хинд. В степях севернее Абескурана и на берегах Соленного озера образовалась конфедерация кочевых племен Массагето, что в переводе с языка кочевников означает "от семени коня". На восток от них укрепились сарматы - те же лошадники, а еще восточнее, за Драконьей грядой - северные волки. К югу от них правили волки малой стаи. Им удалось подчинить своей власти племена фаунов, что в переводе с их языка означает "потомство дракона", и создать свою державу - Син. А на месте изначальной Земли возникло маленькое княжество Терзерум, что значит "Земля обета". Просуществовав недолго, оно досталось сначала Западному Руму, позже - Дариане, а в конце - Восточным руминам.
Велик, прекрасен, красочен был древний мир, но дням его подходил конец. Рушилось то, что достойно восхищения, и на его обломках камнями прошлого воздвигалось здание будущего.
глава I
Коро Чубин
Когда лошади, оставив изначальную Землю, ушли
за Понтийское море и, разжившись на тучных
пастбищах, заняли западную половину степи, случилось
так, что часть их перемешалась с поселившимися в тех
местах людьми. От этого смешения возникло племя
"дари". Этот народ, разделившись надвое, оставил степи
и берегами Абескурана ушел на юг. Те, что ушли западным
берегом, заселили плоскогорье на юге и назвали новую
родину Дарианой. А те, что прошли восточным берегом - заняли предгорья Небесных гор и Крыши Мира. Там они
основали четыре государства: в оазисах - Согд, в горах -
Бактриану, на южном берегу Соленого озера -Хорзу,
а в узкой долине между Небесными и Крышей Мира -
Маргилану. Земли те были плодородны, солнце над
ними - жарким, а потомство кобылиц отличалось
трудолюбием и выносливостью, так что те страны
вскоре стали процветать и разрастаться.
Гэсер Татори. Истрия от начала времен.
В столице он занимал самую завидную должность. Даже для отпрысков Пяти семейств место командующего дворцовой стражей - это синекура. А дитю греха, коим, по сути, являлся Коро Чубин, она должна была представляться даром Всевышнего и милостью судьбы.
Мать его была самой благородной крови - она приходилась племянницей прежнему царю и двоюродной теткой нынешнему. А вот с отцом Коро Чубину повезло меньше. Его отец был табунщик - вождь племени массагетов, бежавший из родных кочевий под натиском врагов.
Закон предписывает вельможным дари вступать в брак только с себе подобными, а юношам и девицам царского рода - исключительно с ближайшими родственниками, и лучше всего, когда мужем и женой становятся братья и сестра. У матери Коро Чубина было трое родных братьев, двенадцать двоюродных, еще больше троюродных, было несколько свободных от обязательств дядьев, и один овдовевший дед, все еще в силе. Одним словом выбор был богатый. Но она всем принцам крови, мужам, осененным божественным благоволением, предпочла дикаря массагета. Чем мог пленить ее невежественный табунщик, непонятно. Единственно, что было в нем замечательно, так это наглость и огонь в глазах. Вот царевна и запалилась его огнем и, презрев закон, впала грех, самый страшный из тех, в который может впасть дочь дари.
Одним словом, кем бы ни бала мать Коро Чубина, и из какого бы благородно чрева он ни вышел, а, как ни крути, явился он в этот мир ублюдком. И пропал бы он зазря, не успев получить имени, и оборвалась бы его жизнь в тот же день, как он родился, и бросили бы его на растерзание храмовым псам, почитаемым за чистильщиков, если бы в те дни отец нынешнего государя, царь Хосрой II не испытывал крайнюю нужду в лучной коннице, которую привел с собой с берегов Соленого озера вождь массагетов. Младенца оставили во дворце залогом верности табунщика, самого табунщика отправили на войну, а царевну, которую он обесчестил, передали на поруки магам.
До трех лет Коро Чубин рос в гареме, среди евнухов, стариков и женщин. У последних он научился всяческим уловкам, к коим не брезгует прибегать женский пол, и в особенности освоил науку лить слезы в три ручья при малейшем поводе. Эту его способность по достоинству оценили наставники царевича Ануширвана и приставили к своему воспитаннику в качестве бачи - мальчика для биться. Вот тут слезы Коро Чубина воистину полились рекой. Проказничал царевич, а наказывали бачи - охаживали плетьми на глазах у наследника. При этом бачи полагалось кричать, как можно громче, да жалобней.
Надо сказать, что царевич Ануширван рос добрым и справедливым мальчиком. Ему было больно видеть, как из-за него страдает Коро Чубин. Чтобы успокоить свое жалостливое сердце и с тем, чтобы загладить вину, после экзекуций он забирал бачи к себе. Пока лекари врачевали спину Коро Чубина, царевич угощал его сладостями и фруктами. И еще надо знать, что царевич Ануширван был большой проказник, и по этой причине бачи сделался частым его гостем. А вскоре мальчики и вовсе стали неразлучны.
Во второй раз жизнь Коро Чубина должна была оборваться после проигранной битвы под Авником. В ней армия руминов, предводительствуемая имеретинцем Ираклием, наголову разбила дарийское войско, командовал которым брат царя Хосроя II - сардар Дариуш. Чтобы обеспечить отступление и спасти остатки войска, Дариуш выделил сильный арьергард и поставил над ним табунщика. Последний справился с задачей - дарийское войско благополучно отступило. Но арьергард погиб, а табунщик сгинул. А вместе с ним отпала и потребность в заложнике. Однако Коро Чубину опять повезло. Его взял под свою защиту царевич Ануширван, назначив своим ристальщиком.
Новая должность мало отличалась от первой - Коро Чубина, как и прежде держали для битья. Только теперь взамен зала экзекуций местом битья сделалось ристалище, и плеть сменилась мечом и копьем, а удары наносились рукой самого наследника. Во время учебных схваток, на которых царевич оттачивал боевое искусство, ристальщик имел право отбиваться, но сам атаковать не смел. Наследник совершенствовался в умении разить, а Коро Чубин учился уворачиваться. Первый в своем деле достиг не многого, а второй добился совершенства. Случались дни, когда ни один удар царевича не достигал своей цели.
В третий раз Коро Чубин сменил должность, когда царь Хосрой II отошел в мир иной, и на троне его сменил наследник. Приняв бразды правления, Ануширван больше всего озаботился тем, кому доверить свою безопасность и не нашел претендента лучшего, чем Кора Чубин. Царь Ануширван назначил ристальщика командующим дворцовой стражей.
Тогда многие вознегодовали, и первым сардар Дариуш. Он напомнил племяннику, что не было никогда такого, чтобы человек низкого происхождения занимал столь ответственную должность, и что негоже попирать законы, освященные веками. В ответ Ануширван сказал:
- Дядюшка, я знаю, что вызвал у тебя недовольство, и, чтобы загладить вину, я готов объявить при свидетелях, что когда придет время жениться, я остановлю свой выбор на одной из твоих дочерей. А чтобы ты впредь не сердился на своего племянника, обещаю приставить наставником к своему первенцу твоего сына и моего возлюбленного брата.
- Царь царей, ты великодушен, и длань твоей милости, как рука пророка во век не оскудеет, - поблагодарил сардар Дариуш. - Но помяни мое слово, тот, кого ты к себе приблизил, однажды предаст тебя.
- Коро Чубин любит меня, - возразил Ануширван.
- Мы все тебя любим. Но вспомни, как звучит его имя . Он сын той грешницы, которую отлучили от семьи и заточили в стенах храма, как в темнице. Его отец - дикарь, который был послан мною на верную смерть. Думаешь, ублюдок сможет забыть, чей отец и чей дядя обрекли его на сиротство? Такое не забывается, и не пытайся его умилостивить. Твое благодушие обернется однажды бедой, и за все свои милости ты получишь Черную Неблагодарность, потому что таково его имя!
На что Ануширван только посмеялся.
- Мир устроен подло, - пожаловался новоиспеченный царь тем же вечером, оставшись наедине с Коро Чубином. - Мой дядя прав, утверждая, что на благодарность рассчитывать глупо. Люди измельчали. Или изначально были такими? Благородство, честность и все прочее в подомном духе, на мой взгляд, это достояние легенд и мифов. Мне думается, что благородство и честность были выдуманы поэтами, чтобы приукрасить мир. Согласись, возвышенные порывы гораздо чаще встречаются в книгах, нежели в жизни. Взять хотя бы витязя Рустама, чьи подвиги так замечательно описаны поэтом Фердаусом. Что больше всего отличало легендарного витязя?
- Сила, - ответил Коро Чубин. - И благородство.
- Верно, - согласился Ануширван, - и это тоже. Но я бы в первую очередь выделил другие качества: бескорыстность и верность долгу. Как ты справедливо заметил, он от рождения был наделен невероятной силой. Витязь Рустам один мог выйти против целой армии. Против него был бессилен и царь древней дарийской земли. Понимаешь ты это? Витязь Рустам имел полную возможность свергнуть царя и возложить на свою голову его корону. А вместо этого он взялся защитить престол от нашествия врагов, попросив в уплату за труды только табун лошадей и стадо баранов, чтобы было чем кормиться. А когда он с успехом покончил с этим делом, и после того, как на земле появился пророк, он оставил и табун свой, и стадо и пошел за посланцем Господа, чтобы оберегать его и помогать нести свет истины. А где нынче можно увидеть подобное благородство и бескорыстность? Нынешние витязи другого сорта. Если они и служат государю, то больше из корысти. Причем служат из рук вон плохо, - Ануширван насупился. - И за примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы моего любимого дядюшку. Он больше других возмущался по поводу твоего назначения. А почему? Ну, во-первых, из глупой спеси. А во-вторых, и это главное, потому что метил посадить на твое место своего бестолкового сыночка. А зачем мне еще один неумеха, подобный своему отцу? Витязь Рустам за два года расправился с полчищами магоджей и гамоджей, а мой дядя уже столько лет не может разделаться с Румом, который, если разобраться стоит на глиняных ногах.
- Отправьте меня на войну, - попросился Коро Чубин. - Я буду биться в вашу славу подобно бесстрашному Рустаму.
Ануширван нетерпеливо отмахнулся.
- К чему это? Ты погибнешь, как твой отец, и с кем я тогда останусь? Да, и не хочу я войны. Я бы предпочел решать все споры миром. Но это, к сожалению, невозможно. Следует признать, что мир и согласие это тот заманчивый плод, который, как ни тянись за ним, не сорвать с дерева. Народы и страны воюют испокон веков, с тех пор, как драконы отогрели землю, и жар их опалил души первых людей и зверей.
- Драконы были ниспосланы Всевышним, - напомнил Коро Чубин известную истину. - Их огонь это агни - сосредоточение божественной сущности. Разве можем мы желать мира, когда Всевышний ведет свою тысячелетнюю войну ?
- Так, то Всевышний, - недовольно ответил Ануширван. - Он может биться тысячу раз по тысячу лет, а нам длительные войны не по силам. Я не имею ничего против скоротечных войн, но наша война с Румом длится уже сотню лет. Поверь мне, такое не может кончиться ничем хорошим. Однажды эта бестолковая война разрушит нашу державу. Возможно, это случится при мне, а может быть позже, при моих детях или внуках, если таковые народятся, я не знаю. Но я знаю наверняка, что мы на пороге бедствий.
- Откуда вы это можете знать, если только-только воссели на трон? Поцарствуйте немного, - посоветовал он, - глядишь, и жизнь покажется не такой уж мрачной и печальной, как вам представляется сейчас.
- Эх, друг мой, - вздохнул Ануширван. - Я царь от рождения. Я сын царя, и внук его. Я видел, как правят мои предки. Они только тем и занимались, что пытались привести своих подданных и слуг к единству. Мой дед пытался достигнуть цели жесткой рукой, а мой отец - прибегнув к вере. Но чего они добились? При деде страна изнывала от мятежей. Не успевал он подавить одно восстание, как тут же в другом месте разгоралось новое. Отец же окружил себя жрецами, и те с неистовством принялись учить народ праведной жизни, а грешников бросать на растерзание голодным храмовым псам. И что же больше стало праведников? Нет. В наследство от отца мне достались самые подлые подданные, не обладающие и толикой добродетелей, к коим призывает вера.
- Так-таки и нет ни у кого? - усомнился Коро Чубин. - Такого не бывает, чтобы все обстояло плохо. Среди множества дурных людей всегда найдется горстка честных. И в череде бед и огорчений всегда промелькнет хоть маленькая радость. Вы преувеличиваете, господин.
- Безусловно, - согласился Ануширван, - я преувеличиваю, чтобы отчетливо показать порочность мира. Люди за исключением той малости, на которую ты указал, лживы и вероломны. Но самый их большой порок в корысти. Именно она разобщает людей. Мой дед бился, чтобы согнать своих подданных в единую стаю. Отец пытался сплотить людей с помощью единой веры. Для чего? Чтобы заручиться силой. Потому что только сплоченность делает державу сильной! Но, к сожалению, ни дед, ни отец не преуспел в затеянном деле. Они оставили решать неразрешенную задачу мне. Так к какой силе должен я прибегнуть, какой чудодейственной молитвой заручиться, чтобы преуспеть? Я не знаю.
В утешение господину Коро Чубин сказал:
- У вас есть мудрые советники, они подскажут.
- О да, они подскажут. Только каждый будет советовать свое. И чью подсказку мне выбрать?
Коро Чубин не нашел, чем ответить.
- В старинных книгах, - продолжил Ануширван, - пишут, что в давние времена, когда создавалась держава, народ дари был малочислен - одно племя, а лучше сказать, одна семья. Но придя с севера на эти земли, они покорили народы, живущие здесь. Удалось им это в силу сплоченности. Народы, покоренные первыми дари, были разобщены, как мы теперь, а мои предки держались друг за друга, как братья. Таковыми они и были.
- И у вас есть братья, - напомнил Коро Чубин.
- Мои братья хуже врагов. И у меня их слишком много. Сплоченным может быть только небольшое братство. А там, где народу много, там царят разногласие и раздор. Обрати внимание, у руминов прежде было примерно то же. Когда их старая империя рушилась, нашелся у них человек, вокруг которого сплотилось двенадцать братьев. Этот человек проповедовал странные на первый взгляд вещи. Он уверял, что гибнущий мир спасет любовь. Над ним смеялись и мало, кто его слушал, но те, кто пошел за ним, воспламенились его речами, и любовь утвердилась между ними, как должно быть между истинными братьями. Те, первые, были сильны своим единодушием, и любовь делала их еще честнее, отважней, преданней и трудолюбивее. Она делала их лучшими из поданных румийского царя. Если, кто из них был купец, то на него можно было твердо положиться. Если землепашец, то закрома у него ломились, потому что нивы его орошались потом. А если он брал в руки оружие, то надежней и преданней воина трудно было сыскать. Так что нет ничего удивительного в том, что в скором времени царь приблизил к себе этих братьев, а потом и весь народ заставил жить по их законам и научиться их молитвам. Но следует знать, что молитва, слетевшая с множества уст, теряет силу, а один для всех закон - обман. Посмотри, сейчас весь Рум чтит того человека, как своего пророка и следует его заветам. Но много ли ты видел честных купцов среди руминов? И много ли ты знаешь среди них крестьян?
- На их нивах трудятся рабы.
- Верно! А кто сражается в войске Рума? Наемники и инородцы с их окраин. И как сражаются?
- Не хуже нашего.
- Опять же верно! Что мы, что румины сражаемся из рук вон плохо.
- Думаю, что многие готовы поспорить с вами.
- Уже сотню лет длится война между Румом и Дарианой. Сотню лет! - Ануширван посмотрел на Коро Чубина недоумевающим взглядом. - Что это за война такая, которой века мало? Что это за война, в которой никто не может добиться превосходства?
Коро Чубин счел необходимым заметить:
- Такое случается. Когда силы равны, победе сложно определиться с выбором.
- Равенства в силе не бывает! - с жаром заявил Ануширван. - Признаю, по молодости лет я мало что смыслю в войнах. Но что такое война? По сути это большая драка. А в драке, как всем известно, не бывает пата. А когда такое случается, это означает только то, что дрались понарошку. В настоящей же драке всегда один берет верх над другим. Победе сложно сделать выбор, - закончил Ануширван, - когда нет ее достойных. И знай, что, когда в драке двое дерущихся проявляют слабость, всегда отыщется тритий, кто покажет силу.
- А ком вы? - спросил Коро Чубин. - О Массагето?
Ануширван опять поморщился, будто ему наскучила эта беседа. Однако Коро Чубин не отступил.
- Степных воинов отличает удаль, согласен, - сказал он. - Но они разобщены еще больше, чем ваши подданные, каждый из них бьется сам по себе. Не думаю, что массагеты способны явить силу.
- Не способны, верно.
- Тогда кто же?
- Не знаю. Но кто-то, будь уверен, явит.
Коро Чубин задумался.
- Рум и Дариана величайшие державы мира, - сказал он, перебирая варианты. - В их армиях собран весь цвет воинства, а в сокровищницах - богатства всей вселенной. Пусть обе державы не столь могущественны, как прежде, но и теперь никто не может сравниться с ними. Посудите сами, - предложил он собеседнику. - На севере обитают варвары, еще более дикие, чем массагеты. На берегу Внутреннего моря - книжники-омеретяне. Эти никогда не умели воевать. На юге - погонщики верблюдов и скитальцы пустыни. У этих нет вождя и даже достойного имени. На востоке - согдаки и бактрийцы, но те наши союзники, к тому же сплошь купцы и земледельцы, для которых война худшая из бед. Правда еще дальше на востоке стоит Син, и, говорят, будто эта империя весьма богата. Но она расположилась на краю земли, за Небесными горами и за непроходимой пустыней. Перевалить через Небесные и пересечь пустыню можно только на спине дракона, это всем известно, а драконы давно перевелись. Так что, мне думается, нет у них возможности явиться к нам и показать свою силу. И еще я думаю, что нет и империи такой, а рассказы о драконьем народе, живущем на краю земли - вранье. Я так полагаю, что за Небесными горами и за Драконьей грядой обрывается суша, а за краем ее - бездна. Во всяком случае, с начала времен никто оттуда не являлся. Так о какой третьей силе вы говорите?
Ануширван не ответил.
- На Крышу Мира, прячась от властей, поднимаются лихие люди. Бактрийцы жалуются на них. Я слышал, они сбиваются в шайки, и некоторые из них велики числом. Говорят, этими шайками верховодят люди необычной наружности. Белобрысые и голубоглазые. Говорят, у них нет и кровинки в лице. В Аведе написано, что нелюди подобного вида должны спуститься с заснеженных вершин, когда зима во второй раз нагрянет на землю.
Ануширван перебил Коро Чубина:
- Друг мой, довольно. Не желаю слушать глупости подобного рода.
- Я всего лишь пытался определить третью силу, о которой вы говорили, - сказал в свое оправдание Коро Чубин.
- И я пытался, да не смог. Не думаю, что тебе это удастся. Но можешь поверить мне на слово, мы обречены, и наша держава на пороге бедствий. И дело вовсе не в снежных белобрысых пришельцах, без кровинки в лице, да с голубыми глазами. Скажи, где ты видел людей белой масти? Такая и у лошадей редкость. А чтобы и глаза при этом были голубого цвета, это уж точно невидаль.
- Так сказано же, что нелюди, а не люди. И знайте, господин, что во всех донесениях, что приходят из Бактрианы и предгорий Согда, говорится одно и тоже: в горах появились белые люди.
- О вещах подобного сорта начинают говорить всегда, когда предчувствуют близость несчастий. Это старая привычка - малевать беду с нечеловеческим обликом, будто люди сами себе навредить не могут. И разговоры о твоих белых пришельцах лишний раз подтверждают мои слова. Мы слишком долго благоденствовали. Привыкли к роскоши, привыкли к славе и позабыли о том, что ради первого и второго надобно трудиться. Так всегда бывает, - взялся разъяснить свою мысль Ануширван. - Отцы добывают земли, отцы воздвигают стены, наполняют житницы хлебами. А дети их пользуются готовым. И если отцы потрудились на славу, то добра хватает и внукам. Наши предки были трудолюбивы, они воздвигли великую державу. Многие поколения их потомков пользовались плодами их трудов. Но как показывает опыт, дети таких отцов, выросшие в роскоши и неге, не проявляют способность и желание трудиться. Они не выносят усилий, а вкус пота и крови вызывает у них изжогу. Мы сто лет бились с Румом и не сумели побить врага, потому что бились без усилий. Но когда против нас станет сильный враг, верь мне, мы будем обречены на гибель. И Румийская империя тоже!
- На гибель? - Коро Чубина покривился. - Против гибели руминов не возражаю. Но вашу державу защитит заступничество небесного владыки и сила, заключенная в ваших добродетелях.
- В каких?
- В вашем благонравии, в вашем благородстве, отваге и мудрости. Вы убережете Дариану!
Ануширван восхитился словами Коро Чубина.
- Отвага? Мудрость?! - воскликнул он. - О да. Чего-чего, а этого у меня не отнять! Но что толку в добродетелях, если я ничего не знаю?
- Чего вы не знаете?
- Об этом я твержу тебе весь вечер! Я воссел на трон и не знаю, как мне быть. Я не знаю, каким надо быть царем, чтобы сохранить державу. Я не знаю, что мне делать!
- Как, что делать? - изумился Коро Чубин. - Править. Для начала можно изгнать пришельцев с Крыши Мира.
Ануширван горько усмехнулся.
- И то верно. Что может быть проще? Однако в моем положении, думается мне, лучшим решением будет - ничего не делать. Когда не знаешь, что предпринять, разумно не предпринимать ничего и отстраниться от дел. Вот я и отстраняюсь. Во всяком случае, на время.
Слова царя произвели на Коро Чубина тягостное впечатление. Заканчивая разговор, он все-таки заметил:
- Осведомители и пограничники с восточных рубежей доносят, что белобрысые пришельцы говорят на неведомом языке и называют себя серами.
- Ну и что?
- "Сер" по ихнему означает "человек". Они называют себя людьми, будто все остальные нелюди!
глава II
Марк
Та старая волчица, что перелетела в орлиных когтях
через море, была немощна и страдала от лишаев. Ее
худая шкура выдержала почти весь полет, но под конец
порвалась. Волчица рухнула на землю и здорово ушиблась. Она утратила подвижность членов и не смогла защитить себя, когда на нее набросился человек - один из тех, кто раньше других обосновался на том побережье моря. Он брал волчицу много раз, и та, в конце концов, зачала. И через положенный срок понесла. Волчица, хоть и хворая, а потомство дала здоровое. Ее детеныши выросли крепкими и свирепыми по-волчьи. Войдя в возраст, они захватили весь тот берег моря и основали свою державу. Их стали называть руминами, по имени их отца. Позже часть руминов перебралась на восточное побережье и основала другую державу, получившую название "Восточный Рум".
Гэсер Татори. История от начала времен.
Свет брызнул в глаза, только они приоткрылись. В голове сверкнула молния, и болью пронзило тело. "Чертово кафское, - простонал Марк и с трудом заставил глаза остаться открытыми. - Утром оно всегда напомнит о себе". Потолок плыл в вышине, по нему пробегала рябь, как по глади моря, а на лепнине за ночь образовались пятна. "Как это нас угораздило? - удивился Марк. - Чем это мы загадили лепнину? - и тут же сообразил. - Нет, это не потолок, это внутри меня так гадко. Так гадко, что в глазах рябит. Надо же было так набраться, о, боги и герои".
Запахи давешнего пиршества отравляли воздух, так что нечем было дышать. Кто-то сопел в ухо, а потом взял и потерся об него потным боком. Запах чужого тела и чужого дыхания вызвали возмущение в утробе. "Надо подниматься", - повелел себе Марк. И только он привстал, как содержимое желудка всколыхнулось и жгучей волной попросилось наружу. Он согнулся пополам и со стоном выблевал на спящую рядом шлюху. "Сейчас попросится и низом", - почувствовал Марк, вскочил и, схватившись за живот, пустился вон из комнаты.
Во дворе деревья, строения, гипсовые фигуры заходили ходуном, а земля стала уплывать из-под ног, будто палуба корабля, попавшего в шторм. Он едва успел донести до нужника.
Освободившись от лишнего, он почувствовал себя гораздо лучше. А выкупавшись в бассейне, так вообще, наполовину ожил.
Марк вернулся в розарий и первым делом пнул своего компаньона. После этого принялся одеваться. Натянул тунику, подпоясался ремнем, но не смог найти меч и сандалии. Проходя мимо Кая, пнул его второй раз, но уже сильнее. Тот только простонал в ответ.
- Вставай, пьянчужка, - повелел Марк.
После продолжительных поисков меч нашелся в судне.
- Кто его туда опустил?!
От его крика проснулась шлюха.
Марк пнул по судну, и его содержимое полетело в ее сторону. Пол в увядших лепестках забрызгало нечистотами, а меч со звоном упал к ногам полусонной шлюхи.
- Отмой, - распорядился Марк. - Да живо!
Теперь предстояло отыскать сандалии. Один нашелся на скатерти, в луже пролитого вина, а другой почему-то под головой у Кая.
- Уже полдень, - раздраженно напомнил Марк. - Пора выбираться из этой конюшни.
Обувшись, он взвалил спящего компаньона на спину, вынес во двор и бросил в бассейн.
В бедуинской корчме, куда они попали, после публичного дома, было дымно, но в распахнутые настежь окна задувало прохладный воздух, и главное там подавали горячую, щедро приправленную перцем верблюжью похлебку, к которой Марка успел пристрастился за время своих ночных похождений.
Кай заказал себе пальмовую араку.
После первой чаши, Кай облегченно вздохнул, расслабился и, развалился на кошме из верблюжьей шерсти, объявил:
- Предпочитаю лечить подобное подобным, - он с сочувствием посмотрел на друга, у которого на лице от острой и горячей похлебки выступил обильный пот. - Вкусно?
- Это не важно, - ответил Марк и добавил нравоучительно. - Был бы ты поумнее, последовал бы моему примеру.
- А говорят, что истина в вине.
- А это вранье, - Марк отложил ложку и, поднесся глиняную миску ко рту, одним долгим глотком выпил остаток варева. - Вот ты начал день с вина, - продолжил он, бросив на скатерть опорожненную посуду, - а я с острой похлебки. Согласен, тебе сразу полегчало, а меня все еще мутит. Но скоро болезнь выйдет из меня потом, а вот ты снова сделаешься пьяным.
- Чего и добиваюсь.
- Дурачина, тебе сегодня в сенате заседать, - напомнил Марк. - Опять будешь носом клевать на виду у всех.
- А это, как ты верно выразился, неважно, - Кай зевнул. - Могу носом клевать, могу слюни пускать и пукать от блаженства, главное, чтобы я к месту поднимал мандат, а за этим всегда проследят добрые люди. К тому же сегодняшнее заседание обещает быть забавным. Докладывает преподобный Маврикий...
- Пастырь?
- Вот именно. А оппонирует ему Тит Красс. Очень надеюсь, что твой папаша разнесет старого зануду в пух и прах, как это он умеет.
- Не факт.
Этой осенью Кай прошел жребий Золотого пера и уже как месяц состоял постоянным заседателем сената. А Марк Красс провалился. Оставалась возможность купить мандат с аукциона - десять из общего числа всегда выставляются на торг, - но отец поскупился. Тит Красс сказал сыну: "Фортуна отвернулась от тебя. Но мы не будем брать ее сзади. В этом году я ставлю перед тобой другую задачу - тебе необходимо жениться. Это не так трудно, как вытянуть золотое перо. Во всяком случае, с женитьбой не все решает случай". На выбор сыну Тит Красс предложил две кандидатуры. Первая - Марцела Сола. По отцу и матери она из самых старых нобилей, а дядюшка у нее - император и воюет сейчас на севере, во Фризах. Вторая - Юлия, дочь сенатора Маврикия. Тит Красс отдавал предпочтение последней. "Единобожцы нынче набирают силу, и у них большинство голосов в сенате, - объяснял отец сыну. - Мне бы очень хотелось заручиться их поддержкой. Маврикий возглавляет их общину (они его называют "пастырь", будто они - это стадо овец). К тому же старик богат и имеет связи на Востоке. Короче говоря, если тебе удастся надеть хомут на его дочурку, я буду тебе крайне признателен. Мне нужны связи и влияние единобожца, а тебе не помешают его деньги, потому что, как нам обоим известно, сам себя обеспечить ты не умеешь".
Марцела была смазлива, но не более. И глупа, как курица. Но зато с ней было весело делить компанию. Она любила посмеяться, была обучена восточным танцам и умела себя подать. С ней, без сомнения, можно было бы развлечься. Но жениться...
С Юлией все обстояло наоборот. Лицом ее боги, вроде, не обидели, но она всегда носила такую постную мину, будто год обходилась без пищи. Детство и первую юность она провела в монастыре и, по всей видимости, выдалась еще скучнее и занудливее своего папаши. Какова она по стати, сложно было сказать, так как платья выбирала согласно избранной религии - просторные. Они висели на ней точно мешок. Однако походка ее отличалась легкостью, и ноги, кажется, были прямые. А вот с бедрами не задалось - чувствовался под платьем излишек жира. Забавно, конечно же, было бы соблазнить монахиню, но, опять-таки, куда на такой жениться. Так что Марк Красс уже месяц, как уклонялся от порученного дела.
- Что ты этим хочешь сказать?
Марк утер краем туники губы и глотнул горячего чая из лепестков дарийской розы.
- Даже если сегодня преподобный Маврикий, - ответил он, - превзойдет самого себя и будет сыпать благоглупостями, как никогда прежде, я думаю, отец воздержится от острот и не поднимет старого зануду на смех.
Кай высказал сомнение:
- С какой стати?
- Кай Друз, ты теперь сенатор, - Марк подал знак корчмарю посчитать обед, - и тебя взялась содержать республика. Ты ей обходишься в четыре тысячи сестерций в год. На эти деньги можно жить безбедно и, главное, свободно. А я все еще нахожусь на содержании у своего отца и по этой причине вынужден повиноваться. Так вот, отец мне повелел жениться.
Кай вскинул бровь.
- Вот как?
А Марк сказал:
- Не удивляйся. Самое интересное - на ком?
Его компаньон придал лицу заинтересованное выражение.
- Отец поручил мне захомутать Юлию Маврикию.
Вот теперь Кай Друз изумился не понарошку. А Марк продолжил:
- Так не думаешь же ты, что Тит Красс, поручив сыну столь ответственное дело, будет вставлять палки в его колеса? Напротив, Тит Красс постарается изо всех сил содействовать успеху, и мне думается, что он очарует Маврикия еще раньше, чем сын охмурит его дочурку.
Кай исторг из себя жалобный стон:
- Боги всемогущие, я не верю. Марк Красс, твой папаша спятил!
- Увы.
- Юлию Маврикию, монахиню! - еще жалобней простонал Кай Друз. - Боги, она же холодна, как рыба! Ты точно согласен в нее вставлять?
Марк отмахнулся.
- А это, опять-таки, не важно.
Кай сокрушенно затряс головой.
- Боги, боги, боги. Что происходит с этим миром, и что творится с нами? Мы сегодня весь день говорим о том, что для нас не важно, - подошел корчмарь с доской и показал мелом выписанный счет.
- Рассчитаешься?
Кай бросил на скатерть монету.
- Предлагаю, поговорим о том, что поистине важно для двух приятелей, пока еще не женатых. Чем ты собираешься занять сегодняшний вечер?
- Я собираюсь наведаться к отцу, - пожаловался Марк.
Кай сделался еще печальней:
- Безнадежный вариант.
- Как знать.
- Я могу одолжить сто сестерций , - предложил Кай Друз, - но тогда нам до конца декады не на что будет веселиться.
Марк поблагодарил друга.
- В тебе-то я никогда не сомневался, - признался он. - Но я попробую выжать деньги из отца. К тому же мне требуется серебро, а не латунь.
Марк поднялся с кошмы, и Кай последовал его примеру.
- В любом случае после заседания, - сказал новоиспеченный сенатор, - я буду ждать тебя в бойцовском зале. Сегодня бьются Спитамен и скиф Зарин.
Расставшись с другом, Марк направился на ипподром.
Там его поджидала Милашка. Марк давно мечтал ее выкупить, но пока не получалось. И виной тому была болезненная, непреодолимая страсть. Она высасывала из Марка деньги, как то не удавалось ни одной из шлюх.
Милашка встретила молодого повесу радостным ржанием. Она забила копытами и потянулась к нему через барьер. Просунула морду и вытянула губы, как для поцелуя.
Марку всегда казалось, что Милашка источает истинно женскую влюбленность, и запах ее привязанности радовал и, как ни странно, льстил его самолюбию.