В начале Малой Пречистой, на праздник Рождества Приснодевы Марии, батька затеплил в хате перед иконами лампаду. Она маленькая, светло-коричневая, из толстого полупрозрачного стекла с загнутыми наружу краями. Фитиль плавал в жидкости, поддерживающей горение. В банку-пол-литровку, наполненную до половины рожью нового урожая, мать поставила под кивотом свечу, зажгла её от лампады.
В сей день выполняли только неотложную работу, в том числе осуществляя догляд по хозяйству. Негромко беседовали. Среди разговоров я запомнил тот, что касался батькиного плена. По его словам, население Германии в ту пору было преимущественно протестантским да католическим. Христиане далеко не все относились терпимо к фашизму. Это подарило возможность выжить многим военнопленным. Между Старыми Бобовичами под Новозыбковом и страной в центре Европы сохранялась связь, проложенная много столетий назад Иисусом Христом, сыном Марии.
Гитлер планировал быструю победу. И увяз в снежных полях, промёрзших лесах. С пленными тоже пошло наперекосяк. Эпидемии, которые не могли не вспыхнуть из-за антисанитарии и переполненности шталага, сначала косили заключённых, вынужденных жить за двумя рядами колючей проволоки. Затем перекинулись на охранников, начав распространяться среди немцев.
В итоге положение военнопленных, переживших дизентерию и тиф, согласно рассказу моего родителя, стало улучшаться. Хозяева шталага 8 А поняли: тщательная санобработка в их интересах. Обрабатывали от вшей одежду. Сбривали волосы у пленных. Из числа узников концлагеря были назначены парикмахеры. Мёртвых могильщики своевременно хоронили в общей яме. Смрад начал выветриваться из барака.
Батька был убеждён, что не будь в Германии верующих христиан, простых жителей, судьба военнопленных из СССР и разных уголков континента оказалась бы ещё более суровой.