Гаврилов Дмитрий Анатольевич: другие произведения.

Универсальный искусственный язык диал (введение)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Этo издание осуществляется в связи с большим интересом российских читателей - главным образом студентов и молодых ученых к разработкам на стыке науки и искусства, физики и лингвистики. В России о языке будущего столетия ДИАЛ было заявлено в 1990 году (см. Куликов В., Елкин С., Гаврилов Д., Универсальный язык Диал как средство межнационального и научного общения //Материалы XXV Научных чтений К. Э. Циолковского, секция Љ6 К. Э. Циолковский и философские проблемы освоения Космоса, Калуга, 1990. За рубежом с 1993 по 1994 гг. года материалы по Диалу распространялись под эгидой международной программы GALAXY NATION. Спустя двадцать лет появилась масса новых наработок, а это своего рода архив для любителей докопаться, откуда же всё началось.

  ВВЕДЕНИЕ.
  
  (воспроизводится по изданию:
  Куликов В.В., Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В., Универсальный искусственный язык hoom-диал, -М.: Galaxy Nation, 1994, - 118 c.
  
  Называя вещи, мы подражаем их сущности
  Сократ
  
  Главная функция языка - это отражение всех без исключения сторон вещей, свойств и отношений реального мира - и мира природы, и мира человека. По нашему предположению в своем развитии все языки проходят, в общих чертах, те же этапы, что и сама Вселенная. В различных частях этой Вселенной, тем самым, принципы построения знаковых систем подобны, а значит, возможно понимание языка и способа мышления иного, чем человек существа (в силу общности законов мироздания). Важно понимать, что всякое орудие труда в своих проявлениях и структуре отражает, запечатлевает как свойства внешнего человеку мира, так и свойства самого человека, использующего данное орудие, что роднит его с языком. Каждое из орудий труда есть всегда и средство передачи информации, общения людей, но единственным всеобщим и универсальным средством (а точнее, незаменимым эквивалентом, представителем всех орудий почти в том же смысле, в каком золото есть эквивалент товаров) является язык. Итак, в качестве орудия, язык является средством отражения всего окружающего в своих общих взаимосвязях и смысловых структурах, тогда как любое другое орудие всегда отражает лишь более частные свойства природы. Наряду с рубилом и палкой-копалкой человеческий язык был одним из самых эффективных приспособлений, сыгравших важную роль в выделении человека из мира животных и его выживании.
  Знаковые системы, собственно, состоят из знаков и связей между ними. Вещь (предмет, процесс, событие), которая служит для замещения, представления другой вещи в целях коммуникации (общения) и познания, мы называем здесь знаками. Произвольность, свобода преобразований и комбинаций знаков ограничена лишь законами реального мира.
  Будучи весьма гибким орудием, язык совершенствуется по мере усложнения трудовой деятельности обладателя языка. Музыка, живопись, графика, скульптура, театр, танец - особые средства познания, и в культуре их объединяют под общим названием "искусство". Математика - универсальный язык науки и техники, как специальных видов деятельности, направленных на выявление общих закономерностей мироздания (наука) и реализацию познаний, как частного (техника).
  Любой знак условен по своей сути. Следовательно, средствами всякого языка вполне возможно описать любые вещи, как бы сложны они ни были. Чувственная форма знаков в искусстве и абстрактно-условная - в математике, как правило, противопоставляются, хотя, по сути, это лишь стороны одной медали. Если бы люди легко воспринимали различные формы, быть может, и само содержание находило бы наиболее рациональное, эффективное и неожиданное применение.
  И здесь на помощь нам приходит общее свойство всех языков без исключения, а именно их полисемия! Оказывается, у одного и того же знака или сочетания знаков может быть несколько интерпретаций. И в тех узких местах точных наук, где язык математический бессилен, если бы удалось осуществить "перекодировку" понятий, решение смог бы найти ничего не подозревающий повар или музыкант. Причем, один из них оперировал бы, скажем, специями, второй - музыкальными аккордами. И каждый был бы доволен, ибо математик привел бы за счет такого сотрудничества задачу к логическому концу, композитор - написал бы новое произведение, а кулинар - "изобрел" секрет вкусного пирога. И вот, именно такими чудесными, незаменимыми для повсеместного распространения и всеобщей заинтересованности качествами обладает ДИАЛ, что возник на стыке искусственных языков познания, типа математики, и естественных языков. К последним мы относим также языки музыки и поэзии, магию древних.
  Фундаментальные принципы ДИАЛА были разработаны в самом начале 80-х годов В. В. Куликовым, а все последующее время вплоть до настоящих дней заняла детальная проверка языка в различных областях знания и составление базового словаря, в чем принимали активное участие С.В. Елкин и Д.А. Гаврилов, а также многочисленные энтузиасты: научные работники, аспиранты, студенты московских вузов. Проделанная работа, а также обучение групп подтвердили правильность выбора основ строения ДИАЛА, как универсального языка и продемонстрировали удивительную, в сравнении с иными языками, легкость и быстроту усвоения языка практически в любом возрасте.
  Принципы языка ДИАЛ, по крайней мере основные из них, таковы:
  1)Произвольность, полная условность обозначений, подобная той, что имеется в математике, возможность присвоить событию, процессу, вещи, объекту, субъекту любое знаковое имя. Но уж если это "имя" зафиксировано, то названия всех других вещей, вступающих во взаимодействие с первичной будут подчинены тем условностям и ограничениям, что связаны законами ДИАЛА с данным фиксированным именем.
  2) Конструктивность ДИАЛА. Построение высших синтаксических, знаковых и семантических форм из принятых в данном контексте за низшие. Действительно, все формы языка: слова, предлоги, местоимения, предложения... строятся, как в детском конструкторе, из тех форм, что принимаются за простейшие. При этом смысл, значение языковой формы тесно связаны с ее структурой.
  3) Изоморфизм языка, т. е. точное соответствие высших знаковых построений и функциональных структур.
  4) Идентификация любого знака через систему его координат, то есть через контекст, как семантический, ситуационный, так и знаково-синтаксический.
  И наконец, самый главный из принципов:
  5) Интерпретация каждой языковой формы как оператора симметрии! Для того, чтобы описать некоторую ситуацию на ДИАЛЕ, будь то семейный конфликт или процесс доказательства теоремы Ферма, надо сначала выявить все симметрии, присущие данной ситуации, и только потом уже сформировать цепь предложений-формул. Поскольку именно Теория симметрий, наиболее прогрессивная на сегодняшний день, глубоко разработанная в математике и широко применяемая в физике, положена в основу конструирования звуковых структур ДИАЛА, то она же является фундаментом музыкальной гармонии и рифмы ДИАЛА. Последовательное нарушение симметрии - источник саморазвития этого языка.
  В транскрипционном плане ДИАЛ строится на базе русского и латинизированных языков. Поэтому Вы должны постараться произносить все слова правильно: с должными ударением, длительностью и высотой тона, именно с той фонемой, что придает им соответствующий оттенок. ДИАЛ в звуковой своей форме рассчитан на хорошо тренированный голосовой аппарат.
  Первокирпичики ДИАЛА - категории всеобщности, фундаментальные понятия, однако по мере развития ХУУМ конкретность значений слов будет нарастать, достигая на некотором уровне движения своего предела. Он определяется характером наших конкретных знаний в той или иной области...
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) GreatYarick "Время выживать"(Постапокалипсис) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-2. Легион"(ЛитРПГ) В.Свободина "Темный лорд и светлая искусница"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) О.Обская "Возмутительно желанна, или Соблазн Его Величества"(Любовное фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези) Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) А.Шихорин "Ваш новый класс — Владыка демонов"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"