Гаврюченков Юрий Фёдорович : другие произведения.

Образ вашего героя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   В самотёке и не только я встречаю, главным образом, плоские, картонные характеры. Однако нетрудно сделать своего героя и даже второстепенных персонажей яркими, живыми, глубокими, интересными. Это чисто техническая работа, она занимает относительно немного времени и довольно проста. Надо только не лениться.
   У Эмиля Золя биографии персонажей к роману "Деньги" составили более ста страниц рукописного текста. Человек старался. Роман удался. Как так получилось? Я вам расскажу как.
   Чтобы создать выпуклый и живой характер, желающие работать руками могут взять бумажку и ручку, умницы, стремящиеся работать головой, пусть включат компьютер.
   Для создания живого, выпуклого образа героя и второстепенных персонажей неплохо было бы найти фотографию похожего на них человека. Желающие работать руками пусть распечатают фотографию на цветном принтере и вклеят в досье, интернет-гики могут сделать всё это в бесплотном электронном виде. В любом случае, дело надо заводить на каждого персонажа, чей характер вы желаете сделать по-настоящему интересным, а не оставить блеклым и ходульным. Под фотографией вы указываете особые приметы и даёте описание внешности. Да-да, словесное, хотя у вас есть фотография! Это описание в дальнейшем будет упоминаться в романе. Так будет создан образный портрет.
   Персонажей необходимо показывать всесторонне. Тургенев на отдельных листках выписывал формулярные списки всех действующих лиц. Формуляр на каждое действующее лицо выглядел так:
  Имя, пол
  Дата и место рождения
  Вес, рост, цвет волос, глаз, телосложение, форма лица, черты лица, здоровье
   Так уж получается в этой нашей реальной жизни, что физические и умственные особенности влияют на выбор профессии, а профессия накладывает отпечаток на внешность и психику.
   Внешние данные играют значительную роль в становлении характера. Общество формирует характер, исходя из внешних данных человека. Соответственно, разного облика люди воспринимают мир по-разному. Всё это желательно учитывать при создании своего идеального вымышленного мира.
   Составление биографий важно не только при написании текста, но и при доработке черновика. Сверяясь с досье, автор устраняет неточности в описании и поведении персонажей, он, старательное сцуко, дополняет отдельные детали!
   Какое коварство по отношению к менее усердным коллегам!
   Досье помогает уяснить главное в характере героя. Его манеру действовать, чувствовать и мыслить. Определить, не возникает ли по ходу написания романа случайных подмен и смешений, противоречий в облике и характере персонажа. Определить, насколько полно и последовательно обрисован характер, внешность и манеры. Как заметил советский писатель П.А. Павленко: "Тело, как и лицо, бывает умным, глупым, нахальным и деликатным. Уменье двигаться важнее уменья улыбаться". И это воистину так.
   Ещё в досье можно добавить манеру говорить, тон, тембр, скорость, продолжительность фразы (привет, физическое развитие, осанка и объём лёгких!), характерные речевые обороты, специфический словечки, профессиональный юмор, сленг, ошибки. Всё это составные части живого характера.
   Желательно написать для себя, не для читателя даже, вехи в биографии героя или второстепенного персонажа. Это события, которые напрямую повлияли на формирование его характера и опосредованно на поведение героя в романе. По умственной возможности, укажите всё, что сформировало его привычки, убеждения, взгляды, наклонности, привязанности, суеверия. Читателя радует трогательная любовь автора к мелочам. То, что вы написали для себя в досье, вы можете не показывать в романе вообще никак, а можете изредка подавать по ходу дела отдельными кусочками, чтобы читатель пробовал сам сложить мозаику и таким образом дополнительно развлекался. Однако ни при каких обстоятельствах не подавайте биографию в виде анкетной справки, что любят делать МТА, да и отдельные состоявшиеся писатели. Это отсушит читательский интерес.
   Перейдём от теории к практике.
   Часто бывает так, что характеры рождают сюжет.
   Можно захуячить остросюжетный роман с социально проблематикой в духе Даниила Корецкого. Технически это несложно. Главное, создать выразительные типические образы и развесить крючки, цепляющие читателя. Например, хорошим, годным крючком является АНТАГОНИЗОМ!
   Надо ли говорить, что мальчик, выросший в шахтёрской семье с парой старших братьев и сильно пьющим отцом, будет отличаться от мальчика, воспитанного мамой и бабушкой в столице? Да это будут люди словно из разных стран! И, как это часто бывает в семье алкоголиков, парень может возненавидеть пьянство, съебаться из грёбаной семейки, любой ценой устроиться на юридический факультет и получить койко-место в общаге, чтобы выбиться в люди. Из него выйдет усердный, жёсткий и непьющий прокурорский следак. А мальчик из хорошей семьи с неплохим стартом может пойти по пути наименьшего сопротивления и начать обогащаться преступным путём. Даже преуспеть в этом, благодаря соответствующим знакомым из своего столичного круга. И вот, эти два героя влюбляются в одну девушку... Посадит ли следак конкурента? Будет ли это плодом ревности или выполнения служебных обязанностей? Или богатый преступник успеет раньше подкупить следователя, а потом сажать его станет нельзя, поскольку следак сам повис на коррупционном крючке? И девушка, девушка... Вот где раздолье для внутреннего конфликта между сторонами характера: борьбы любви с алчностью, страха с чувством долга, классовой ненависти с благоразумием. Можно закрутить любой сложности сюжет, если у вас есть пачка основательных досье.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"