Геращенко Андрей Евгеньевич : другие произведения.

Русский дом в Белоруссии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ""Русский дом" в Белоруссии" (интервью А.Геращенко отделу Белоруссии Института стран СНГ, 28 января 2010 года, информационно-аналитический портал "Материк"). Данный материал практически взорвал белорусскую общественность. После его публикации автор столкнулся с перспективой политических репрессий, так как заявил, что белорусы - неотъемлемая часть русского народа.

  "Русский дом" в Белоруссии
  Уже полгода в Витебске, столице известного музыкального международного фестиваля "Славянский Базар", ведет свою работу Витебское общественное объединение "Русский дом". В октябре 2009 года организация была принята в состав Координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников при Посольстве Российской Федерации в Белоруссии. И это неудивительно, ведь нынешние члены "Русского дома" уже не один год участвуют в движении российских соотечественников в Белоруссии. Ранее они входили в состав Витебского отделения Республиканского общественного объединение "Русское общество". Собеседник "Материка" - председатель ВОО "Русский дом", писатель Андрей Геращенко.
  - Андрей Евгеньевич, расскажите о вашей организации.
  - "Русский дом" по многим показателям является нетипичной организацией российских соотечественников. Так, например, средний возраст членов объединения - 33 года.
  - Как строится работа в вашем объединении?
  - "Русский дом" в соответствии с действующим белорусским законодательством является т.н. цельной организацией, т.е. не может образовывать отделения с правами юридического лица. Однако Устав позволяет нам в рамках "Русского дома" создавать ассоциации, клубы и кружки по направлениям деятельности и интересам. И мы намерены активно использовать такую возможность. Уже сейчас в "Русском доме" работают Молодёжная ассоциация и Ассоциация писателей. Такой подход позволит сделать деятельность объединения более разнообразной и насыщенной. Так, Молодёжная ассоциация (координатор Д.С. Скорынкин) занимается военно-патриотическими мероприятиями, организацией туристических походов, спортивных соревнований, разнообразного досуга с использованием элементов русской народной игровой культуры.
  Ассоциация писателей "Русского дома" (координатор В.В. Строкин), объединяет как литераторов, входящих в Союз писателей Белоруссии (т.е. имеющих официальный писательский статус), так и тех авторов, которые имеют литературные публикации и книги, но по каким-либо причинам не входят в официальный писательский союз. Вообще же мы полагаем, что пришло время создания Союза писателей Русского Зарубежья, который бы не только способствовал объединению зарубежных русских писателей, но и продвигал бы, в том числе и в России, многообразную зарубежную русскую литературу.
  Опыт деятельности двух упомянутых ассоциаций свидетельствует о том, что "клубный" метод работы представляется наиболее удачным, используя который мы рассчитываем охватить самые различные стороны общественной жизни и сделать деятельность "Русского дома" максимально разнообразной.
  - Расскажите о мероприятиях "Русского дома".
  - Главными и уже традиционными мероприятиями ВОО "Русский дом" являются республиканская спартакиада соотечественников "Мы - наследники Победы" и конкурс исполнителей русской музыки и песни "Город княгини Ольги". В июне 2010 года также состоится концерт и вечер поэзии, посвящённый 100-летию со Дня рождения Александра Твардовского. Посольство Российской Федерации в Белоруссии оказывает "Русскому дому" посильную помощь, но у нас есть и свои возможности, которые мы стараемся использовать. Так, наше объединение активно сотрудничает с Центром национальных культур Центра культуры "Витебск", совместно с которым в прошлом году мы провели Неделю русской культуры. Наши мероприятия мы стараемся проводить совместно с Витебским городским русским культурным центром "Русь".
  - "Русский дом" - это сугубо русская национальная организация?
  - Несомненно. Но я хотел бы подчеркнуть, что мы именно русская организация, а не узко этническое объединение великороссов. В "Русском доме" много и белорусов, которые не забыли о том, что они природные русские люди. Мы принципиально представляем себя не в качестве диаспоры за рубежом, а как общественную организацию неотъемлемой части русского народа, оказавшегося разделённым с Великой Россией вследствие геополитических потрясений конца XX века. В этом отношении Белоруссия видится мне скорее ещё одним русским государством, нежели инонациональным образованием. Во взаимоотношениях России и Белоруссии более правильно оперировать теми критериями, которыми мы оценивали отношения ГДР и ФРГ, Северной и Южной Кореи или же современных Германии и Австрии, Черногории и Сербии.
  К сожалению, в российской печати в силу сформированных еще в советское время стереотипов (чего стоит только история о том, что белорусов, якобы, обижает слово "Белоруссия" - хотя именно так и называется моя Родина согласно всем правилам русского языка) крайне редко можно прочесть объективную информацию о национальном самоопределении и национальном составе народа Белоруссии.
  - Насколько благополучным представляется вам положение с русским языком и русской культурой в Белоруссии?
  - Ситуация с национально-культурным вопросом в Белоруссии вообще не такая простая, каковой она, видимо, представляется со стороны, в том числе в самой России и Русском Зарубежье. Да, в Белоруссии русский язык является государственным и основным в обиходе и о дискриминации по национальному признаку (русских, да и других национальностей) не может быть и речи. Но не все знают или понимают то, что сама национальная самоидентификация жителей Белоруссии - весьма сложный вопрос. Белорусы о человеке явно нерусской внешности так и говорят "нерусский" или же "нярусский" в зависимости от региона. А православные белорусы и вовсе зачастую считают себя частью русского народа.
  Белорусский язык не имеет широкого хождения и употребления - это, скорее, язык местной "самастойнай" интеллигенции. Окончательно он был создан в начале прошлого века и является искусственной смесью различных местных диалектов. При этом создатели белорусского языка старались в основном опираться на те элементы местных говоров, которые были наиболее далёкими от общепринятого русского языка, преднамеренно игнорируя то, что было близко к русской лексике и фонетике.
  Конечно, в деревне широко распространены белорусские, точнее западнорусские, говоры и диалекты, однако они куда ближе к русскому языку, нежели к официальному белорусскому, да и между собой различаются в весьма большой степени (см. М.Тарасевич "О национально-культурном составе коренного народа Белоруссии", http://vitrusdom.narod.ru/muza.rar, "Точка зрения на претензии "своемовных", http://vitrusdom.narod.ru/tochkazr.rar).
  Национальное самоопределение в Белоруссии - вопрос, скорее, политический - те белорусы, кто считает себя русскими, не видят своего будущего без единства с Россией, с русским народом. Те же, кто смотрит в сторону Европы, имеет польские, униатские или католические корни, или просто следует выгодной коньюктуре "незалежнасти", везде и всюду подчёркивают свою нерусскость и европейскость в противовес "русской азиатчине". Они считают себя не столько белорусами, сколько литвинами (не путать с литовцами), ностальгируя не просто по временам Великого княжества Литовского, а по выдуманному ими мифическому облику этого средневекового государства. При этом намеренно замалчивая о русской составляющей ВКЛ.
  Следует отметить, что еще с советских времен именно белорусы-литвины практически полностью контролируют ряд значимых сфер в области культуры - театры, СМИ, издательства и т.п., что и приводит к иллюзии проживания в Белоруссии как бы совершенно иного, не русского народа. К сожалению, в рядах литвинов немало и русских (великороссов), приехавших из самой России, выучивших официальный белорусский язык и не понимающих, что таким образом они играют на руку тем недругам Русского мира, что хотят навечно оторвать Белую Русь от России и окончательно лишить белорусов их исконной русскости. Один из самых ярких примеров подобных заблуждений - ушедший из жизни руководитель ВИА "Песняры" Владимир Мулявин, родившийся и выросший в Сибири.
  Во многом благодаря деятельности пролитвински настроенных россиян, многие белорусы искренне верят, что они и в самом деле "забыли" родной язык и пытаются развивать белорусскую культуру. Однако при более глубоком рассмотрении становится понятно, что вся эта белорусизация - не более, чем попытка расколоть единый русский народ и внушить белорусам мысль о том, что они - нерусские и их дальнейшая успешная судьба связана с Европой, точнее с католической Польшей, а не с Россией.
  И при этом, многие выходцы из России призывают нас "уважать местную культуру и язык", как будто они, а не мы здесь родились, и не наши предки жили на этой исконно русской земле со времён Полоцкого и Турово-Пинского княжеств, как будто бы у нас не было единых со смолянами и псковичами славянских предков - кривичей.
  Гораздо больше удивляет, что так же поступают и многие нынешние российские писатели и политики - они готовы демонстрировать свои уважение и дружбу к белорусам-литвинам, печатать их переводы в России, приглашать их на разные экскурсии в Москву и совершенно не замечают русских белорусов, которые и являются их единокровными соплеменниками и составляют большинство белорусского народа. А потом почему-то удивляются, почему это братья-белорусы смотрят в сторону Европы. А потому и смотрят, что это совсем не те русские белорусы, с которыми и нужно было бы выстраивать отношения.
  - Однако Белоруссия - все же единственная постсоветская республика, закрепившая государственный статус русского языка?
  - В Белоруссии русский язык, действительно, является государственным. Но это потому, что официальной белорусской "мовой" владеют от силы 5% населения. С таким же успехом, "мову" можно было бы объявить государственной в Смоленске или Пскове.
  Поэтому государственность русского языка в Белоруссии - дань здравому смыслу. Если бы сегодня предложили перевести на белорусский язык всё делопроизводство, это просто привело бы к параличу государственного управления и даже социальному взрыву. Сегодня это просто невозможно. Русский язык - это язык молодёжи, язык инженеров, рабочих и врачей, сельских тружеников и военных - то есть родной язык белорусского народа. Но пример Украины говорит о том, что в случае активной белорусизации, точнее дерусификации в отдалённой перспективе вполне возможно увеличить сферу белорусского языка и затем оторвать белорусов от русской цивилизации. Поэтому пересмотр прежней политики России в Белоруссии, смещение крена сотрудничества от попыток наладить отношения с проевропейскими белорусами-литвинами к поддержке русских белорусов является непременным условием сохранения Белоруссии в качестве ближайшего союзника России.
  Отдел Белоруссии Института стран СНГ
  Информационно-аналитический портал "Материк" 28 января 2010 года
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"