Геращенко Андрей Евгеньевич : другие произведения.

Вдали от Родины воспринимаешь ее совсем по-иному (интервью с Валерием Строкиным)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Андрей Геращенко беседует с писателем Валерием Строкиным о литературе и жизни. Впервые опубликовано 31.12.2010 на портале "Фонд Русское единство": http://rusedin.ru/2010/12/31/vdali-ot-rodinyi-vosprinimaesh-ee-sovsem-po-inomu/

  Андрей ГЕРАЩЕНКО
  
  Вдали от Родины воспринимаешь ее совсем по-иному
  
  У многих зарубежных русских писателей есть желание создать координационный писательский центр всей ойкумены зарубежья. Читателю это будет крайне интересно: людям, пожившим в других странах, есть что сказать. Кстати, они будут более искренними в оценке того, что происходит у нас.
  
  Наш собеседник - один из белорусских писателей, постепенно обретающий всё большую популярность не только в Белоруссии, но и за её пределами благодаря своему творчеству - интересным современным остросюжетным повестям и рассказам о войне, "горячих точках", простым житейским историям, приключенческим и историческим романам. Почти пять лет член Союза писателей Белоруссии В.В. Строкин прожил в эмиграции в Мадриде, но затем вернулся на родину.
  
  - Валерий Витальевич, расскажите немного о себе.
   - Я родился в Туле в августе 1968 года в семье военного. Так как в то время (я говорю о Советском Союзе) семьи военнослужащих не сидели на месте, то мне пришлось побывать вместе с отцом и матерью и в Азербайджане - в Степанакерте, Коби, Баку, и в социалистической Германии. Десятилетку я уже заканчивал в городе Бресте. После школы работал на Брестском заводе газовой аппаратуры, потом служил в армии в Ярославской области. За годы службы успел объездить почти всё Золотое кольцо России. После армии вернулся в Белоруссию, окончил университет по специальности "инженер-строитель", работал. Возможно, что все эти перемещения в какой-то степени повлияли на мое становление как писателя - довелось увидеть много интересных мест, познакомиться с множеством замечательных людей.
   - И когда вы начали писать?
   - Ещё в школе. Отношение к литературе у меня было особое - пишущих людей я почитал за чародеев или магов, а книги их естественным продуктивным чудом. В детстве я не испытывал книжного голода, так как мой отец был большой книголюб и оставил для меня большую и интересную библиотеку.
   Собственные первые пробы пера у меня появились в 12-13 лет, но тогда я, конечно, не задумывался о том, что у меня когда-нибудь будут свои книги. Самые первые публикации у меня появились в местной газете и в республиканской газете "Вестник культуры". Печатали мои короткие прозаические рассказы, потому что в таких газетах, как правило, фантастику не принимали. Тем не менее, я выиграл городской конкурс на лучшее фантастическое произведение, которое обещали напечатать в городской газете в её приложении. Но после распада Советского Союза по финансовым причинам приложение закрыли. В 1997 году в Полоцке вышел сборник прозы молодых авторов "Долгая долгая ночь", в котором был опубликован мой рассказ "Собачий вальс" о войне в Чечне. Позднее, с 2001 года, я начал более или менее регулярно печататься в сборниках фантастики и приключений. Так были опубликованы мои любимые вещи "Там, где есть Тьма, там есть Свет", "Баловень Судьбы", "Я - Степан Разин".
  Практически все они были фантастическими произведениями, кроме "Степана Разина". В 2005 году я вступил в члены Союза писателей Белоруссии. В литсоюзовских сборниках в основном представлена так называемая "реалистическая" проза. В писательских организациях на фантастику по-прежнему смотрят свысока. Тем не менее, осенью этого года в минском издательстве "Харвест" вышла очередная моя книга под общим названием "Рама". Там собраны повести и роман, жанр которых принято определять, как "альтернативная история". Продолжаю работать, помня о том, что, как говорил Оскар Уайльд, "человека, занимающегося бесполезным делом, оправдывает великая любовь к этому делу".
   - Хорошо, а как вы относитесь к тому, что современная молодежь, да и большинство людей сейчас не читают книг, а сидят в Интернете? Недаром же старик Брэдбери недавно сказал, что у него есть чувство, что книга постепенно умирает.
   - И пусть сидят - Интернет заполнен не только порнографией, а ещё и сотнями интереснейших библиотек. Любую книгу сейчас можно найти и прочесть, не выходя из дома. Кстати, там много авторских сайтов, и судя по их посещаемости, люди, продолжают читать, и таких любителей немало. Не важно, на каком носителе будет информация художественной литературы - на бумаге, диске, или это будет аудиокнига, детский электронный букварь. Все-таки вначале было слово, а уже потом электронный бит. Люди будут читать и будут интересоваться книгами. Интересно посмотреть фильм "Мастер и Маргариту", но ещё интереснее прочитать - как правило, читатель выбирает главного героя, вживается в него и живет его жизнью, представляет его себе по-своему. Ни один фильм так нельзя снять, как написана книга. Вспомните фильмы по мотивам братьев Стругацких. Кстати, это американцы привыкли снимать по мотивам комиксов, особенно в последнее время, а нашему человеку всегда есть что сказать. Книга - это не просто история, литературное произведение, это, прежде всего, душа и боль писателя. И пусть она визуально меняется, но её продолжают читать или слушать. Профессия человека, создающего художественный литературный текст, никогда не исчезнет, она востребована людьми, без литературы мир станет серым и неполноценным.
   - Вы говорите, что в Вашем творчестве больше всего фантастических произведений. А чем так привлекает вас фантастика?
   - Прежде всего, фантастика значительно свободнее, чем любая другая область литературы. Это литература предельных ситуаций, где можно не испытывать никаких ограничений в подаче сюжета, фона, героев. Можно смоделировать любую ситуацию: что нас ожидает в будущем, что было в прошлом. Фантастика учит видеть и воспринимать вероятные возможности развития явлений, происходящих в обществе, в космосе. Ведь для воображения нет ни одной запретной области: идеология, национальные вопросы, философия, политика, религия, первые контакты с пришельцами. Фантастика учит и задает вопросы, программирует и выступает в роли футуролога. Примеры? Жюль Верн, Герберт Уэллс, Ефремов - его "Час быка"! Фантастика может воссоздать прошлое. У Обручева, Гарри Гаррисона, Кира Булычева, Айзека Азимова и других писателей очень много исторических произведений. Фантастика не признает консерватизма - она всегда впереди. Как у Лемма и Стругацких, рассматривающих социологические модели, обобщающие действительность и выявляющие новые тенденции и закономерности для будущего.
  Наши классики никогда не обходили стороной фантастику. "Нос" Гоголя - чем не фантастика? Фантастику писали Одоевский, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстые, Брюсов, Платонов, Козачинский, Пикуль и многие другие.
   - А о чем вы пишете в своих книгах?
   - В романе "Там, где есть Тьма, там есть и Свет" вопрос касался того, что произошло бы после третьей мировой войны, "Сага о голубой Планете" посвящена экологической катастрофе, "Баловень Судьбы" и "Иван-царевич и серый волк" - чистое фэнтези: много юмора и напоминаний о том, что надо помнить наши русские сказки. "Степан Разин" гораздо серьезнее - я попытался привести малоисследованные стороны его биографии, особенно напомнить о Персидском походе, смерти старшего брата и как она на него повлияла. Но это уже не фантастика, а исторический роман, как и "Смерть Кощея бессмертного" о войне россов и готов и предательском убийстве первого росского вождя Буса и его старейшин. В повести "Так и кончается жизнь" я опять вернулся к теме войны и жестокости, которая звучала у меня в рассказах "Собачий вальс", "Реквием", "Охота". Все они о локальных конфликтах, которые в 90-е годы раздирали Россию, и о том, как это влияло на простого человека, его отношение к жизни и смерти, к катастрофе, которая вдруг неожиданно может коснуться лично его. Довольно просто смотреть по телевизору репортажи из "горячих точек" - а если самому там неожиданно оказаться? С кем ты, кто ты и для чего - примерно такие вопросы я задавал себе и читателю.
   - В этих произведениях часто звучит тема России, но ведь вы белорусский автор?
   - Наоборот - русский! Это гражданство белорусское - все мои корни в России. Из Строкиных мы первые пустили в Белоруссии корни, но это было ещё до распада СССР, тогда было не важно, где жить - все ощущали себя гражданами единой и могучей страны. Много пишут о негативе, который предшествовал распаду, но я сейчас не об этом - была общая страна и все были равны. У меня отец спокойно путешествовал на поезде из Бреста во Владивосток к своему брату, и денег хватало, а сейчас попробуйте? Это длинный разговор и вряд ли он уместится в небольшое интервью. Да - я русский, но на творчество влияет не национальность, а то глубинное окружение, которое сопровождает вас с раннего детства. Я путешествовал вместе с отцом, у нас была и есть прекрасная библиотека, я прочитал много книг, мой дед воевал с Буденным и служил на КВЖД. Его фотографии в буденовке на коне с шашкой - словами не передать гордость и уважение, которые они вызывают. Шинель, портупея, маузер и шашка, а рядом - Орлик, его конь! Какие ассоциации они могут вызвать у пацана? Особенно после просмотра "Неуловимых мстителей" или "Свадьбы в Малиновке".
  Потом приезд в Брест, и вот мы живем в доме, от которого десять минут до Брестской крепости. В детстве я её всю излазил, и в катакомбах бывал, полуобвалившихся казематах - с друзьями хотели найти скелеты, автоматы и новые надписи "Умру за Родину!", нацарапанные на оплавленном красном кирпиче. Мы знали, что там люди умирали за Родину! Вот вам и влияние, и патриотизм, и героизм - к таким словам я не отношусь превратно, подвигу всегда есть место, и пассионариев для подвигов всегда хватало. Пусть я живу в Белоруссии. Брест - Берестье некогда входило в Киевскую Русь, а Полоцким княжеством правили отпрыски Владимира Святого. Дело не в границах, а в людях - мы одинаковые. Когда закончилась Вторая мировая война, и белорусская земля оскудела людьми на одну треть, кто её заселил, кто пришёл помогать отстраивать города и заводы? У нас одинаковая кровь, это сейчас её стараются разбавить национализмом и "самостийностью".
   - Я знаю, что некоторое время вы прожили в Испании?
   - Почти пять лет. Это наследственное, я же говорил, что в детстве много путешествовал, вот и потянуло - и не жалею. Во всяком случае, пожив на чужбине, приобрел колоссальный жизненный опыт и, кстати, там не прерывал свою литературную деятельность - успел поучаствовать в нескольких сборниках фантастики, которые выходили в издательстве "Славянский путь" в Минске. И там же приобрел множество профессиональных навыков, и теперь знаю - попав в любую страну, даже не зная её языка, сумею выжить. Многое пережил, многое понял, хотя бы то, почему белоэмигранты стрелялись на Елисейских полях, бросались вниз головой с Венецианских мостов.
   - Почему?
   - Ностальгия. Нет, и не будет другой такой страны, как Россия - я говорю об ощущениях эмиграции 20-30-х годов, но не только. Разве Нобелевская премия принесла Бунину радость и счастье на чужбине? Он практически всю раздал её белоэмигрантам. Разве Деникин служил фашистам? Писатель Максимов, находясь в Париже, разве писал пошлости? Нет, создавал вечное - роман об адмирале Колчаке. Многие люди там оказывались не из-за корысти. Я не вернулся оттуда богатым и знаменитым, но всегда хотел, чтобы мой первый сын Никита родился не на чужбине, а на своей, родной земле. Хотя, помню, как меня шокировал после европейского порядка первый день в Москве: стаи бродячих собак на вокзале, бомжи, жуликоватые таксисты, грузчики, ждущие чаевых проводницы, а потом - Брест, раннее утро, подъезд родительского дома, который заполняет и забивает нос запахом кислых щей. Но все это не было разочарованием - 2004 год был хорошим годом, цинизм в людях поселился позже.
   - Цинизм?
   - Ну да, один из белорусских брендов - толерантность народа. Это не толерантность, а усталость. У молодого поколения она превратилась в цинизм - мол, мы такие спокойные, скромные, короче - "пофигисты". Нет, сейчас необходимо писать о том, что люди устали и не доверяют тем, кто ими правит, - и это касается любой страны. В моде не ум, а посредственность - она ярко выражена в рекламе и в телевизионных шоу. Вот что сейчас правит миром. Выгода понятна: чем тупее большинство, тем легче править меньшинству - вот о чем надо писать, но это не значит, что написанное завтра напечатают. Проще освещать скандалы искусственно популяризованных личностей и копаться в их грязном белье, которое они с удовольствием представляют ради собственной рекламы - для них забвение подобно смерти. А вообще так и хочется сказать: "Русские писатели всех стран - объединяйтесь"!
   - Что Вы хотите этим сказать?
   - Ну, например, есть Союз писателей Белоруссии и России, писательские союзы Украины и Казахстана, но получается, что нет русских писателей в Польше, Франции, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Испании. А они есть - я даже знаю многих и переписываюсь по Интернету. Знаете, о чем они пишут? О русских людях, о жизни, которая у нас здесь, сейчас, и о той жизни, которую они хотели бы здесь видеть. Среди них много талантливых людей, но кто о них знает? Практически никто, пару литературных любителей, которые рыскают по Интернету, выбирая не желтые странички, а знания. У многих зарубежных русских писателей есть желание создать координационный писательский центр всей ойкумены зарубежья. Поверьте, читателю это будет крайне интересно: людям, пожившим в других странах, за другим барьером, есть что сказать. Кстати, они будут более искренними в оценке того, что происходит у нас.
  Такой координационный центр только обогатил бы русскую литературу, а возможно, показал бы новые художественные направления. Вдали от Родины воспринимаешь ее совсем по-иному, болезненнее, что ли. Хочется защитить, когда её ругают, выпятить грудь, когда узнаешь о её победах и достижениях. Вот над этим я тоже сейчас работаю вместе со своими друзьями. Знаете, ведь писатель - это не просто художник, это душа людей, которые его окружают. А книги - это не просто книги, они, не сочтите за высокопарность, странички, вырванные из моей души.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"