Герасимов Анатолий Макарович : другие произведения.

Человек в разумной жизни вселенной

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В этой статье я делаю попытку показать существование универсального разума во вселенной, начиная от человека, и, заканчивая мировым континуумом, а также объяснить механизмы взаимодействия разных его видов в сохранении мировой гармонии. Статья не является Јнаучной" в строгом понимании этого слова, но есть концепция, основанная на осмыслении близких по теме взглядов философской и теологиче"ской направленности в несколько нетрадиционном ракурсе. При этом особое внимание уделяется Јчеловеку разумному", его месту и назначению в человеческом социуме, а также влиянию на его развитие или самоуничтожение

  Человек в разумной жизни вселенной.
  
   В этой статье я делаю попытку показать существование универсального разума во вселенной, начиная от человека, и, заканчивая мировым континуумом, а также объяснить механизмы взаимодействия разных его видов в сохранении мировой гармонии. Статья не является "научной" в строгом понимании этого слова, но есть концепция, основанная на осмыслении близких по теме взглядов философской и теологичеќской направленности в несколько нетрадиционном ракурсе. При этом особое внимание уделяется "человеку разумному", его месту и назначению в человеческом социуме, а также влиянию на его развитие или самоуничтожение.
  Терминология, которую я использую, несколько отличается от принятой и обусловлена моим собственным пониманием данной проблемы.
  
  
  Предлагаемая терминология.
  Видовой социум - это мысќлящая совокупность элементов матеќриального мира, обладающих общими признаќками.
  Сознание - это индивидуальное ощущение бытия. Сознание пассивно.
  Рассудок - это производная часть носителя сознания, управляющая поведением носителя в конкретных условиях бытия Р.- способен к эволюции. Он обеспечивает самосознание носителя, данное ему в личных ощущениях (его "Эго"). Рассудок активен. Основная функция рассудка - обеспечение продолжения рода и, исходя из этого, стремление к самосохранению.
  Разум - конструкция, направляющая деятельность рассудка, исходя из заложенной в ней сверхзадачи. Разум может быть видовой и индивидуальный.
  
   Сознание и рассудок животного.
  
   Способ воспроизводства, сравнительная характеристика строения организма, обќмена веќществ человека и животных, наличие атавизмов у человека, говорят о родстве или, по крайней мере, о длительном периоде совместного пребывания их в относиќтельном симбиозе на нашей планете. Важнейшим свойством сознания является способность отражать мир. Нервная система животного и его мозг получают информацию из вне, и перерабатывают ее путем сложных биохимических и биофизических реакций. Но их органическая природа не способна донести до организма и воспроизвести в целом общую картину передаваемых ощущений. Представим, что сидим в кинотеатре. Из кинобудки вырывается сноп света и падает на экран. В самом потоке мы не различаете информации. Но на экране видны происходящие события. Так же в радио, телевидении, телефоне. Значит, нужен воспринимающий экран. Такой экран не может быть органического или неорганического происхождения. Должно быть энергетическое поле, являющееся функцией или продуктом самого мозга. Это поле - есть сознание.
  Рассудок животных представлен сложной биолого-кибернетической само регулируемой и само обучающейся сисќтеќмой, созданной природой для адекватного управления организмом в условиях окружающей среды. Мышление животных осуществляется образами и проќстейшими символами, значеќние которых напрямую связано с удовлетворением их естеќственных потребностей и продолжением рода. Оно строго детерминировано с природой и имеет лишь ограничительные видовые барьеры, препятствующие конфликтам с ней.
  Итак, организм животного в процессе своей жизнедеятельности создает три энергетических поля.
  1. Биополе первого порядка, как результат проявления биохимических и биофизических процессов в живом организме. Оно, как кокон, охватывает все тело.
  Его напряженность неравномерна и возрастает по направлению к головному мозгу.
  2. Биополе второго порядка ( сознание), создаваемое мозгом для общего восприятия, поступающей извне информации.
  3. Биополе третьего порядка (рассудок)
  Главное отличие животного от человека в том, что его рассудок не обладает волей, свободой выбора и нравственной составляющей поведения.
  При достижении в ходе эволюции живого организма высшего и предельного для него уровня биологического развития он получает из энергетического поля вселенной сгусток особого рода сформированной энергии. Соединившись с рассудком, она просветляет его самосознание, дает особые инструменты видения и познания мира, накопления, анализа, использования и обмена информацией. Наделяет человека волей, правом свободы выбора, показывает путь самосовершенствования в соответствии с общими законами развития мирового континуума. Человек становиться, как бы доверенным лицом Высшего Разума, посредником между ним и органической природой.
  
   Я предлагаю объединить эти основные составляющие в единый термин и условно назвать их общим, знакомым нам термином, - "Душа". Это четвертое энергетическое (ментальное) поле, присущее лишь человеку.
  
  
   А. Индивидуальный разум.
  
  
   Душа человека.
  
  Примечательно, но еще Макарий Великий, в своем толковании видения пророка Иезекиила объяснял: "Чеќтыре животныя, носящия колесницу, представляли собою образ владычественных умственных сил души. Как орел царствует над птицами, лев над дикими зверями, вол над кроткими животными, а человек над всеми тварями; так и в душе есть более царственные силы умственные, то есть, воля, совесть, ум и сила любви. Ими управќляется душевная колесќница, в них почивает Бог".
   Вынесу пока за скобки механизм появления у человека этой конструкции. Скажу лишь, что, по моему мнению, душа не является продуктом эволюции природы и, следовательно, не подчиняется ее законам. Это дух, менќтальное тело, обособленќное в виде особой энергетической, но в тоже время материальной, субстанции, и, несущее в себе общие понятия законов вселенной и нравственности, а также механизм их исполнения. Таким образом, мышление человека предќставляет совокупность души и рассудка. Как я допускал выше, душа состоит из трех частей: 1.Общей матрицы Бытия ( совесть). 2. Разума. 3. Воли.
  Общая матрица - это конструкция из общих понятий и принципов Бытия. Ее описал еще И.Кант в "Критике чистого разума" (категории). Она состоит из двух частей - онтологиќчеќской и морально-нравственной. Онтолоќгическая часть содержит общие принципы бытия - пространство, время, вселенная, исќтина, свобода, Бог, душа, бессмертие. Она гармонизирует отношеќние человека с окќружающим миром, направляет его познания, ориентирует определение высших ступеней в иерархии ценностей и гармонию Бытия.
   Другая, морально-нравственная часть, состоит из понятий добра и зла, долга, справедливости, любви и т.п. моральных ориентиров. Эта, вторая, часть матрицы с достаточным основанием может быть названа Совестью.
  Для чего создана такая конструкция? Она облегчает человеку возможќность отличить зерна от плевел. Опытные, эмпирические знания, получаемые человеќком, едиќничны, а потому случайны и, что бы не было хаоса в мышлении, ему заранее закладываќются априорные всеобщие и необходимые понятия о получаемых впоследќствии знаниях. Кирпичики эмпирических знаний, отвечающие требованиям понятий матрицы, укладываќются Разумом в ячейки конструкции, возводя здания не только научных открытий, но и морали. Достаточно укрепившись, они сами могут стать осознанным руководством к дейќствию человека.
  Хочу подчеркнуть, что все категории, заложенные в матрице, первонаќчально, до опытно, не могут быть осознаны человеком, так как не несут никакой конќкретной инфорќмации. Они являются лишь шаблонами, контрольными понятиями особенно важными в до-эмпирической фазе развития личности и в период накоплеќния жизненќного опыта.
  
   Разум.
  
  Поскольку Разум есть составная часть души, он также не является продуктом эволюции.
  Разум, как и Душа в целом, дается человеку в качестве инструмента свободы выбора, регулятора осознанного нравственного существования и самосовершенствоваќния. Разум, объединившись с рассудком, становится направляющей и корректирующей частью мышления человека. Он помогает рассудку сделать правильный выбор, но не подавляет его. Взаимодействия рассудка с Разумом, по моему представлению, происходит следующим образом. Решая задачи, поставленные извне или изнутри организма, рассудок соотносится с памятью и, если находит в ней положительный опыт решения, то предпринимает самостоятельные действия. Элементарные задачи взаимодействия со средой могут вообще решаться на уровне рефлексов. В случае отсутствия в памяти соответствующего опыта рассудок, обработав поступившую информацию, выносит предварительное решение на рассмотрение Разума. Тот накладывает его на матрицу Совести. При этом Совесть выступает не в роли блокировщицы, а в роли помощќника - консультанта. Получив сигнал о наличии противоречий, Разум может или отќменить решеќние рассудка, или разрешить реализацию.
  Таким образом, человек сам должен решать, как ему поступить. В этом и заключаќется главная и определяющая особенность человека - свобода его выбора.
  
   Воля.
  
   Таким образом, человек может проигнорировать предупреќждение Совести и принять приятное для чувств, но пагубное для развития личности решение об удовлетворении своих желаний. Но во власти человека задуматься о нравственных поќследствиях такого решения, прислушаться к своей Совести и избежать искушения с поќмощью третьей части Души - Воли.
  Воля применяется Разумом в том случае, когда надо преодолеть сопротивление расќсудка. Это всегда насильственная, неприятная для сознания операция. Часто испольќзуемый меќханизм Воли тренирует Душу, делает проще и безболезненней ее применеќние. И наоборот. Любое, даже незначительное "послабление" Разума в пользу расќсудка при несогласии Совести не проходит бесследно. Приятное и легкое всегда проще принять, чем трудное и маќлоприятное. Жить "не раздумывая" легче, чем обќременять себя долгом и заботой, о ком-либо. Поэтому человек, давший себе послабќление однажды, с большей легкостью пойдет на следующий компромисс. Частое потакание человеком своим чувственным, но чрезмерным желаниям приводит к тому, что Воле все труднее подключаться к нейтрализации неправедных решений, Разум все реже апеллирует к Соќвести, Матрица перестает наполќняться "кирпичиками" положительного опыта и постеќпенно атрофируется за ненаќдобностью. Рассудок, не получая отказа от Разума, постепенно перестает обращаться к нему за "экспертизой" и начинает принимать окончательные решения на своем уровне. Человек все глубже и глубже опускается в трясину безнравственности. Разум, теряющий свои функции, постепенно угасает и едва теплится в человеке.
  Обратная картина бывает, если человек следует велениям своей Совести. В этом слуќчае, как отмечалось выше, абстрактные априорные категории его "Общей матрицы" заполняќются эмпирическими кирпичиками его собственного опыта, обоќгащают и просветляют Душу человека, делают ее совершеннее.
  На пути само совершенствования человек не должен искать оправданий своим неќблагоќвидным поступкам, дескать "нечистая сила попутала, я тут не при чем", не должен ссылаться на происки против него, каких-то злых потусторонних сил. Он должен исходить из того, что в каждом греховном человеке сидит свой собственный дьявол, который постоќянно искушает его. При ослабленной Совести и ложных жизќненных приоритетах дьявоќлом человека становятся его чрезмерные необузданные желания, которые, не находя соќпротивления со стороны Разума, постепенно захватыќвают человека, низводя его на уроќвень ниже животного; поскольку у последнего имеются природные ограничительные барьеры, позволяющие выживать тому или иному виду, а у человека свобода выбора поќзволяет переступить через любые барьеры.
  Таким образом, можно сделать вывод, что Общая матрица Бытия даќется человеку в наќзидание и для ориентации; Разум - в управление, познание и развитие; Воля - для разрешения противоречий; а Душа в целом - во спасение (о последнем - ниже). Можно предположить, что такие энергетические образования стандартны и появляются в необходимом количестве в социуме, субъекты которого достигли необходимого уровня развития, для воссоединения с ними в определенный период их жизни.
  
  
  
   Б. Коллективный Разум социума.
  
   В природе есть масса подтверждений существования коллективного разума. Возьмем органический мир и начнем прямо с человека. Его мозг состоит из элементов, каждый из которых не обладает рассудком, но все вместе они его создают. Как говорилось выше, он является плацдармом для размещения Души с ее Разумом. Это индивидуальный Разум. Теперь вспомним жизнь муравейника. Каждая буќкашка - это биологиќческий робот и она не разумна. Но все вмеќсте они занимаются разумной, целенаправленќной работой, где каждая из них знает свои обязанности. Такое возможно только при возќникновении особого, объединяющего их поля, образующего коллективный разум. То же можно сказать о пчелах, термитах и т.д., Это же относится пракќтически ко всем стадным животным. Главќное, чтобы число составляющих его элементов было достаточным для возникновения неќобходимых связей. Несколько лет назад на побережье Южной Амеќрики выбросились тыќсячи дельфинов, в основном самки с детенышами, Много таких слуќчаев с китами. Лемминги, внезапно собираются в огромные стаи, мигрируют и бросаются с берега в реки и озера. Что толќкает животных на смерть? Ученые объясняют это нехватќкой питания, загрязнением среды обитаќния, инстинктом терриќтории и прочее. Они счиќтают, что для сбалансирования природы она вложила в живое существо две противоборќствующие проќграммы: тягу к жизни и саќмоуничтожению. Не буду с ними споќрить. Только внесу некотоќрую поправку. Эта программа, если и заложена, то не в отдельќную особь, а в их коллективный разум, представляющий собой "видовой социум". Несомненно, что каждое отдельно взятое животное не намеќрено погибать, у него действует инќстинкт самосоќхранения. Но, когда социум перехоќдит определенќную черту безопасности, то у него включается меќханизм самоќуничтожения. Вот он и гонит ничего не подозреќвающую особь к роќковому концу.
  Мне могут возразить, как может социум направлять, образующий его вид, на самоуничтожение, когда при этом должен погибнуть сам? В данном случае видовой социум представляет собой одну из разновидностей коллективного Разума широко распространенного во вселенной. Такой социум, имея разум, не обќладает сознанием и рассудком, что-то вроде кибернетической машины. Он моќжет логически мыслить, анализировать, саморазвиваться, но у него нет чувства "Я" и, стало быть, нет инќстинкта самосохранения. Если он понимает, что дальше развиќваться не может, то чтобы не нанести вреда окружающему миру, включает механизм самоуничтоќжения.
   Все сказанное не может не относится к обществу людей. Поэтому можно предполоќжить, что развитие цивилизации есть целенаправленная деятельность видового социума или Разума всего человечества. Учитывая, что уровень развития цивилизации на Земле достиг тупиковой стадии и находится в стагнации, а само общество превратилось в агресќсивных потребителей, не исключена вероятность включения механизма самоуничтожения нашего социума, как это, видимо, неоднократно происходило и раньше в истории человеќчества.
  Таким образом, любой тип разума представляет собой пОлевую энергетическую субстанцию, лишенную чувства "Я", не обладающую эмоциями, но наделенную рациональным творческим началом и стремлением к гармонии. Однако, между индивидуальным и коллективным (видовым) разумом есть разница. У человека, взаимодействуя с его рассудком и сознанием, данный ему индивидуальный разум создает одухотворенную личность, познающую себя и окружающий мир, а также предоставляет право свободного и самостоятельного выбора пути к достижению гармонии в соответствии с полученной "матрицей бытия". Возможно, подобные энергетические образования возникают в биологических этносах и соединяются со своими потенциальными носителями при их необходимой эволюционной развитости.
  Видовой разум лишь творчески корректирует и направляет эволюцию своего социума в целях развития мирового континуума и достижения всеобщей гармонии, определяемой Вселенским разумом. При этом, видовой разум коллективных живых существ стремится к сохранению и развитию популяции, не вступающей в противоречие с законами природы. Коллективный разум человечества, направляя движение общества, базируется на тенденциях развития индивидуального разума большинства людей, их самостоятельного духовного совершенствования.
  Что касается небиологического разума, то не стоит забывать, что органическая материя есть не что иное, как особым образом сорганизованная неорганическая. Вряд ли, логически мыслящий человек решиться утверждать, что в материальных образованиях при определенных условиях не могут возникать достаточно устойчиќвые связи, подходящие для возникновения мыслительных процессов. Во всех косќмических образоваќниях, достаточных по объему материи, проќисходят внутренние химические и энергетические проќцессы, коќторые нужны для их существования. Все переживают периоды младенчества, взросления, стаќрости и, наконец, смерти, переходя в другие виды материи и энергии. Многие из них могут быть по-своему разумны. Так что биолоќгическая форма разума далеко не единственная и занимает весьма скромное место в иерархии интелќлектуальных ценностей.
  
   В. Откуда появился Разум?
  
  Теперь возникает законный вопрос - если Разум не продукт эволюции, то каким образом появилась Душа у человека с ее Разумом, волей и совестью, а так же видовой Разум с его императивом "не навреди" окружающему миру? Думаю, что причину надо искать в мировом континууме. Но для этого надо принять за аксиому истину, что бесконечная вселенная существовала, существует и будет существовать вечно. Первородный хаос, который был, как утверждают некоторые, первичным не мог иметь никаких само организующих начал и тем более не был способен создавать какие-либо законы своего развития (если бы мог, то это уже не хаос, а Разум).
  Если принять вышеуказанную аксиому, а, также, согласившись с наличием целесообразности и жесткой детерминированности в природе, мы не можем не прийти к выводу, что только организующий и обязательно разумный фактор Мироздания может проявлять целесообразность в действиях, создавать законы природы, определять направления и осуществлять "эволюцию", т.е. развитие материи на пути к какой-то ведомой только ему цели
  Таким образом, аксиома о вечности и бесконечности мирового континуума должна быть дополнена категорией его разумности.
  Можно предположить, что разум вселенной, как сущности, не обладает эмоциями в привычном нам понимании. Его механизм и направленность деятельности относятся к разряду трансцендентных проблем. Единственно, в чем можно быть уверенным, что деятельность этой сущности направлена на самосовершенствование, обеспечение порядка и гармонии мирового континуума.
   Вполне вероятно, что для управления локальными процессами во вселенной мировой Разум создает разумные образования, наделяя их определенной сверхзадачей, направленной на общую гармонизацию развития.
   Но, если видовой Разум нацелен на гармонизацию и соблюдение баланса на местах, то наделение человека Душой с ее сознательным стремлением к достижению нравственного совершенства имеет принципиально другие цели. Душа - это данное человеку "сверху" ментальное образование - после его смерти не исчезает, а входит в контакт с мировым Разумом, неся ему информацию о механизмах и путях сознательного нравственного самосовершенствования. Возможно, такая информация ему нужна для конструктивных целей. Не исключено, что носитель созревшей "нравственной" Души будет иметь в будущем преференции, и в случае реинкарнации вновь получит Душу для "воспитания". В противном случае подобного не случиться и носитель останется животным, ибо человек без морали и есть животное.
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"