Герасимов Валентин Изосимович : другие произведения.

Торичелевая Пустота

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Детективная история с гибелью судна и капитана в период революции и развалда СССР.


  
   Т О Р И Ч Е Л Е В А Я П У С Т О Т А
  
   Торичелевая пустота - образуется от уменьшение атмосферного давления, возникающая в сосудах, после откачки из них воздуха. Наружное атмосферное давление остается прежним, и разница в давлении внутри сосудов и наружного создает значительное давление на стенки сосудов снаружи.
   Моряки впервые столкнулись с этим физическим феноменом на больших балкерах - судах для перевозки навалочных грузов- руды, угля, удобрений. На судах имеются трюма в которые грузится груз, который сверху закрывается трюмными крышками, которые защищают трюма от попадания морской воды в шторма. Крышки ставятся на резиновые прокладки и представляют собой сложные складывающие или скользящие конструкции. Суда грузоподъемностью 50.000 --- 200.000 тонн - огромные монстры с навалочными грузами- руды, угля, в одну сторону идут пустые без груза. По условиям остойчивости при плавании судна в шторм, одно или два трюма в середине судна заполняются морской водой, как груз, чтобы судно хорошо `сидело' в воде - имело большую осадке чем в балласте т. е. без груза. Перед приходом к порту погрузки эту воду нужно откачать, ведь судно должно возить груз. Моряки откачивали воду из трюмов мощными насосами производительностью до 1000 тонн в час при закрытых трюмных крышках. Трюм с закрытой плотно крышкой с морской водой в нем до 10.000 тонн, которая откачивается
   насосом из главной машины. Получается трюм- сосуд, из которого откачивается вода, которая занимала три четверти трюма. Резко увеличивается атмосферное давление на крышку трюма , и она ломается и проваливается в трюм. После нескольких таких аварий на судах, морякам дали инструкцию : при откачке воды из трюма в большом количестве, нужно обязательно приоткрыть крышку трюма уравняв внутреннее давление с наружным. Эффекта торичелевой пустоты нужно избегать.
   В 1996 году уже перестало существовать `империя зла', как называли нашу страну наши друзья в сенате США, - наша любимая Родина- СССР. Образовались, отколовшиеся от нее, самостоятельные государства. Самым неспокойным была Грузия, состоящая из многих национальностей, каждая из которых требовала власти.
   Первым избранным президентом, выбранным демократическим путем, был Звиярд Гамсохурдия, который распустил все органы советской власти, выпустил всех заключенных с уголовными статьями, а политический осужденных там не было, и организовал из них боевые, революционные отряды, выдав им оружие. Проигравшим выборы, был бывший министр иностранных дел СССР господин Шеварнадзе, который сразу выехал в заграницу. Народ раскололся на кланы гамсохурдистов и шеварнадзистов, которые возглавляли их родственники. В объявленном независимом государстве Грузия наступил хаос и беспредел. Бригады революционеров национализировали магазины с продовольствием, набирали продуктов и водки. Командир отряда выдавал расписку, написанную от руки, директору магазина за продукты, которая являлась документом к оплате в центральном банке Грузии. На дороге останавливались частные автомашины, в основном Волги, и забирались командиром вооруженного отряда для революционных нужд под расписку. Расписка гласила, что имущество национализировано для нужд государства и его стоимость должна быть оплачена Госбанком Грузии. Многие отряды жили, питались на торговых судах, стоящих в портах Черного моря, по распоряжению самого президента. Торговый флот остался без управления из Москвы и стоял в портах мира без работы. В основном порту Грузии Батуми скопилось много неотправленного груза, и он теперь принадлежал только Грузии, значит ее чиновникам. Нужно груз продать, а деньги разделить между собой в зависимости от должности. В Батумском порту было несколько грузовых районов, и каждый захватил свой груз. В Англии, в Лондоне, нашли нашего, сбежавшего туда, бывшего советского бизнесмена Тарасенко, помогающего продавать ворованное советское имущество. Первым пароходом из Батуми общими усилиями и снарядили теплоход ` Композитор Дунаевский' c 30.000 тонн разного приватизированного груза в Антверпен. Каждый трюм принадлежал одному владельцу груза, который направил на судно двух сопровождающих, чтобы груз не разворовали. Груз должны были продать в Антверпене тем, кто купит прямо у причала.
   Я попал на этот пароход случайно в Антверпене. Я работал капитаном-наставником и проверял работу экипажа теплохода `Капитан Гаврилов' в рейсе Ленинград- Антверпен. Закончив проверку , я распрощался с экипажем и сошел на берег в Антверпене. Я собирался найти там судно нашего Министерства Морского Флота, идущее в Ленинград, но такого не оказалось, и агент фирмы `Транснаутик ` посоветовал мне `покантоваться' пару дней на теплоходе под флагом Грузии `Композитор Дунаенвский', стоящим на соседнем причале , а потом кто-нибудь и подойдет. Советский Союз развалился недавно, но на бывших русских судах работали еще капитаны, которые только за оплату питания обычно пускали русских моряков на проживание, для ожидания попутного судна или другой какой-то причине.
   Капитан этого судна Смирницкий Петр Николаевич оказался мне ровесником и с удовольствием предоставил мне свободную каюту для проживания. Его теплоход, построенный в Болгарии, принадлежавший Грузии, представлял в данное время из себя кусок металлолома с липовыми документами. Двери в каютах не закрывались из-за того, что замки отсутствовали, на трех каютах дверей вообще не было. Вход в них был просто занавешен старым одеялом. Столовая офицеров была забита досками, там после того, как занимали ее отряды самообороны, ничего не осталось, кроме стен. Все что можно было унести, они забрали, покидая судно перед выходом в рейс. Все питались в столовой команды, где были столы, но не было кресел и стульев, а вместо них были сбиты из досок скамейки. Из посуды были побитые тарелки для супа, и они же для второго. Из столовых приборов были только алюминиевые ложки и самодельные ножи для резки хлеба, который пек повар больше похожие на лепешки. В углу стоял старый телевизор и видеомагнитофон с потертыми кассетами. Мне еле-еле нашли белье с ржавыми пятнами и дырками, полотенце и подушку c одеялом без пододеяльника. Душ был без смесителя вместе с туалетом без стульчака. Если бы я увидел все это заранее, я ,конечно, бы остановился в гостинице для моряков, но заплатив за три дня за питание пятнадцать долларов, отступать было поздно.
   После прихода к власти народного президента Гамсохурдия люди из его клана приближенных и родственников стали начальниками разных отделов и министерств, сместив прежних, которые примкнули к клану Шеварнадзе. Такой же раскол был в экипаже. В обед одна группа сидела за одним столом, а их политические противники за другим. Весь экипаж вместе с сопровождающими груз составлял сорок человек. Все это рассказал мне капитан этого судна Петр Николаевич за рюмкой коньяка и чашечкой кофе со слезами на глазах вечером в своей каюте. Пару раз возникали даже драки, которые с трудом удалось остановить. Многие из членов экипажа матросы, мотористы были направлены отделом кадров Грузинского пароходства из отрядов самообороны и защиты революции по указанию Министра Морского и Военного Флота Грузии господина Жабы Иосилиани, отсидевшему десять лет в тюрьме за изнасилования женщин и грабеж - ВОРА В ЗАКОНЕ. На встрече c двух министров Вооруженных сил Грузии и России один представился, как генерал Грачев П.А., а второй просто вор в законе Жаба Иосилиани.
  
  
  
   В экипаже было несколько человек от Жабы, и они `держали верха', и не работали. И как было не заплакать старому капитану, привыкшему к порядку от такого экипажа. Но выход судна за границу в рейс был большой редкостью в то время.
   Судно уже стояло в порту пять дней. В Батуми трюмах был погружен разный груз: кровельное железа для покрытия крыш домов, прутковое железо для строительства панелей домов, тяжелые отливки по несколько тонн, тяжелые металлические крышки для неизвестных целей , стальные листы для ремонта корпусов судов, а самое ценное - пакеты досок любой толщины длиной 4-5 метров, цемент в мешках и вилочные дизельные погрузчики груза на ходу. Все продавалось прямо у борта судна по договорным ценам, минуя таможню, или потом владелец груза предъявлял документы для налога. Четырнадцать владельцев груза регулярно по телефону докладывали в Батуми о результатах продажи своего груза и получали указания. Согласно приказам, они начали покупать подержанные автомашины разных марок, и скоро у борта судна стояло порядка двадцати штук. Они познакомились с городом Антверпеном, посетили дешевые публичные дома, в которых даже не продают спиртное. Заплатил, cделал свое сексуальное дело и выходи в другую дверь на выход. Ни тебе ни выпить, ни потанцевать под хорошую музыку. Как тут устоять перед соблазном, купив `Лендровер' или `Мерседес' и даже `Фолькцваген', которым от 10 и более лет, не попробовать свою машину на дорогах Антверпена. Без номеров, с одними продажными документами грузинские джентльмены выехали в вечернее время c территории порта на городские автодороги. Но не долго колонна из машин без номеров с иностранными гражданами ездила по вечерней трассе. Всех мгновенно арестовала. Их автомашины уже полицейские шоферы пригнали к борту судна, грузинских водителей привезли на борт судна после оформления и оплаты солидных штрафов в полицейском участке , после чего у них сразу испортилось настроение и впечатление об Антверпене. Мне повезло, что в Антверпен пришел теплоход "Пионер Выборга', идущий в Санкт-Петербург, и я зашел к капитану поблагодарить его за гостеприимство. На прощанье мы выпили по рюмке коньяку за то, чтобы этот
   `бардак' на флоте закончился, хотя каждый из нас мало в это верил. Машина развала флота набрала обороты, и остановить ее никто не хотел. Капитан Петр Николаевич рассказал:
   -------Грузинский торговый флот состоит из судов для перевозки руды, угля, бокситов. Есть танкера. Всего около 26 судов. Мы же занимались перевозкой бокситов из Анголы в Союз. Все связи с министерством России прерваны, перевозить нечего, как я знаю у Вас в России не лучше. У нас многие суда арестованы за границей, и моряки бедствуют без зарплаты и даже питания. В своем экипаже у меня одна надежда на старпома, стармеха, да на себя. Начальство пароходства приняло решение все суда, которые не арестованы в портах, гнать в Китай или в Пакистан на металлолом. Мы сейчас идем в балласте в Новороссийск, грузимся металлоломом и в Пакистан на разделку.
   Мы тепло распрощались, и я отбыл на свой теплоход. Через четыре дня я был в Санкт-Петербурге и снова окунулся в рутинную, морскую, береговую работу. Я рассказал коллегам о своем житие на теплоходе Грузинского пароходства, и мы посочувствовали капитану теплохода `Композитор Дунаевский'.
   Через полтора месяца пришла информация по флотам о необычном явлении, случившимся с этим теплоходом.
   В Китайском море в августе месяце было получено сообщение всеми судами этого района сигнал бедствия с теплохода `Композитор Дунаевский'. В указанную точку гибели судна через два часа подошли три судна и подобрали две шлюпки с членами экипажа. Погода была удовлетворительная, на поверхности моря судна не обнаружено. Экипаж в составе 19 человек был доставлен в Сингапур. Из объяснений команды выяснено следующее. После выгрузки груза металлолома в Китае, судно последовало в Пакистан на разделку на металлолом. По правилам плавания в балласте, / без груза /, судно взяло в третий трюм 5000 тонн морской воды в качестве балласта. Капитан Смирницкий П. Н. , старший помощник Крамаренко Г.В., старший механик Колесников В.В. решили проверить, как идет откачка воды из трюма номер 4. Они собрались у грузового лючка и открыли его.
   Неожиданно их троих втянуло в трюм, они упали с высоты десяти метров и погибли. Судно ударилось, видимо, о топляк и трюма один, два, три получили пробоину. Все происходило в ночное время. Дали сигнал SOS и начали спускать шлюпки. Через полчаса судно затонуло. Машинный и Судовой журналы в панике забрать не смогли.
   Выводы : троих старших командиров втянуло в трюм после открытия грузового лючка, размером один метр на метр. Сила ТОРИЧЕЛЕВОЙ ПУСТОТЫ от разницы давлений может достигать значительных величин даже повреждения крышек трюмов, рассчитанных на давление 2 тонн на 1 метр квадратный. Еще раз напоминаем морякам, уравнивать наружное давление с внутренним в пустом трюме при откачке балласта, путем открытия большой крышки трюма судовой гидравликой.
   Я вспомнил капитана Смирницкого Петра Николаевича и его криминальный экипаж. И сила ТОРИЧЕЛЕВОЙ ПУСТОТЫ мне показалась ошибочной.
   При разнице давлений наружного воздуха в 760 мм ртутного столба и давлением в трюме в 740 мм, 20 мм ртутного столба дадут силу на площадь лючка 100 см кв = 2632 ньютона = 263,2 килограмма . То есть нужно приложить к крышке лючка силу в 263 килограмма, чтобы его открыть. Трем морякам капитану, старшему механику и старпому не хватит сил, чтобы поднять крышку вверх, преодолев этот вес. Сила ТОРИЧЕЛЕВОЙ ПУСТОТЫ здесь не причем. Как сообщил агент из Китая, за выгрузку 25.000 тонн металлолома из Ильичевска капитану было выплачено 50.000 долларов США наличными по указанию Грузинского Пароходства для расчета с экипажем после Пакистана и покупки авиабилетов для членов экипажа. Деньги были выплачены капитану в его каюте, и никто об этом не знал. Но в экипаже были члены экипажа с уголовным прошлым, видимо, из Китая они позвонили в Батуми, и там какой-то клерк рассказал, что капитану дадут наличные для расчета с экипажем в Пакистане и покупку билетов для экипажа. Мол, доберетесь до дома, не беспокойтесь. Криминальная группа экипажа убила троих старших командиров. Затем бандиты вскрыла сейф, взяла деньги, разделила по своим понятиям между членами экипажа, открыла кингстоны, и когда судно уже было готово через несколько минут потонуть, объявили сигнал бедствия, сели в шлюпку и хладнокровно наблюдали, как судно утонуло. Оставшиеся 19 членов экипажа были доставлены в Сингапур, они дали такие же объяснения властям Сингапура и были доставлены в Киев, а затем в Батуми, где повторили свои показания. Время было революционное, и объяснение безграмотной комиссии о причинах гибели троих моряков и судна из-за действия ТОРИЧЕЛЕВОЙ ПУСТОТЫ большому начальству было не понятно, но очень понравилось, уж очень слово красивое.
  
   К О Н Е Ц
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"