Произошло это дело во времена давние и дремучие. И было оно такое.
Жили поживали разные племена - меря, мурома, берендеи, весь, вятичи, мещёра, чудь, ямь и много ещё всяких иных. Из дикой дикости уже почти выбрались, Перунов, Ярил и Даждьбогов своих позабыли, а вождей и жрецов заменили князьями и попами.
А коли есть князи, так есть и княжества. А княжество есть ни что иное, как частная собственность, княжья собственность. А там где есть частная собственность , всегда есть желание одного собственника отжать собственности у другого. Если уж не всю, то хоть кусок отхватить.
Потому и бились князьки друг против дружки люто и беспродышно. Всякий против всякого, и брат на брата ходил и сын на отца, и один на всех и все на одного. Вся *политика*, только и была что предать, сговориться и предать, напасть, отбиться, на другого напасть, отбиться, с третьим договориться на четвёртого напасть, предать и ... так вкруговую.
То что народишку от той политики не сладко жилось, это мягко сказать, война какая она ни будь из народа не только в переносном, но и в прямом смысле кровушку сосёт. А уж князёк который и в мирное то время шкурит народец как липку, на войну то и вовсе может последние портки с лаптями забрать.
Но ... сколько верёвочка ни вейся, а конец и ей будет. Он и пришёл с приходом монголов. *Отец* монгольской нации Чингисхан (мир его праху) волею судеб до Руси толком не добрался, другими делами был занят. Только маленько пошерстил южные окраины, да наших волжских соседей пощемил.
Сынам Темуджиновым тоже как то Русь не задалась, стращали конечно и маленько давали ей просраться, но не особо усердствовали.
Ну а вот внучёк Чингизовый - Бату хан решил, что мол не порядок это когда не все поголовно у монгола под пяткой пищат, да ещё и злобствуют на него. Поднял своих батырей и пошёл на Русь. Зашёл не втихаря, не тайком, а как есть напором и лютостью. Навтыкал князьям до сыти. Те то, по привычке каждый сам отбиться пробовали, да не на тот размер примерялись. Пожёг городов и селищь Бату хан немеряно, побил и в полон забрал людей несчитано.
Те князьки до которых Бату хан не дошёл сами к нему прибежали, мол не губи, не лютуй с нами, будем тебе и холопами и ясачниками.
Вот тут то и явил себя Бату хан не только воинским начальником, но мудрым политиком. А ума политического было ему, где набраться, при дворе деда своего Темуджина, и отца Джучи, которые умели, многими и разными покорёнными народами повелевать.
И объявил он князькам такую свою волю. Отныне вы все, со всей своей частной собственностью становитесь собственностью улуса Джучи, то есть моей. А так как мне не досуг тут вас каждого лично пасти и за каждым пригляд держать, и других дел у меня полоно окромя вас, то оставлю я здесь малую рать своих нукеров, коих назову баскаки, что значит сборщики ясака. Вот им то и будете этот ясак (контрибуцию) исправно выплачивать. Но и им тоже тут за вами за каждым по лесам гонять ни к чему, а потому назначу одного из вас главным по всем податным делам.
И будет так; вы все ясак будете ему, этому главному приносить, а уж он и будет с баскаками дела иметь. Ну а коли, который из вас артачиться начнёт, в дурь переть или в отказ какой, то даю ему право принуждать и карать своей волей отказчика. Ну а уж если он не управится, а мне на кого пожалобится, то не взыщите, пришлю тогда своих батырей, что бы дурные головы в правильный меридиан ввести.
На сём после вручения тамги на великое княжение одному из князей и отбыл Бату хан в свой стольный город Сарай Бату. А на том месте где его ставка походная была и появилось село Батыево Владимирской губернии, Суздальского уезда. А в совсем недальнем от него пути за рекой Нерлью село Баскаки как место резиденции его здешних управленцев.
Долго потом вся эта бодяга с данью длилась. И сам Бату хан помер, и последыши его не один ушёл в шатёр предков, а система им построенная работала, да не один век. И вот что их того получилось.
Первое так это то, что стал один из князьков главнее из раньше равных. Остальным смириться пришлось. А уж когда отпрыски этих главных князей стали в Орде воспитываться, под видом заложников, да стали с ордынцами родниться, тут остальные и попритухли. На миру то конечно хвосты торчком держали, а в делах перед главным то князьком шею гнули, к чему постепенно и привыкли. Ну и главный то князёк тоже сопли не сосал, не только в пользу монголов усердствовал, но и свой шкурный интерес соблюдал. Раз вся дань через него теперь шла, так что то из неё и к его лапкам прилипало. Как он свои дела с баскаками обтяпывал, то только ему и тем баскакам ведомо, а они ведь тоже люди и про свой интерес не в последнюю очередь помышляют.
Бывали конечно и накладки, то князёк какой дуранёт, то главный княз с баскаками лишнего скрысятят. Ну, тогда приходили *столичные* раздавали всем кому положено пинков и затрещин, ставили плотины в местах прорыва, и всё возвращалось на круги свои.
А так как изначально главными стали владимирские князья, а потом их преемники московские, то и богатели эти княжества, и силёнки набирали быстрее и больше чем другие. Не быстро и не просто всё это было, да только при первом же удобном случае именно из этих то князей и вылупились первые цари на Руси. А если есть царь, значит есть и царство. А царство это уже не частная собственность - княжество, это уже государство.
Ну а там и Орда на нет сошла, и других ворогов разогнали. Так и объявилось Московское царство-государство.
Ничего нового то я тут не рассказал, а весь сказ вот к чему вёл. Стало нонче в чести всяким раньшим рьяным деятелям истуканы ставить, в их честь и нашу славу. Даже иной раз до дури доходят, то человеку с собачьей кличкой Колчак, то иноземному женералю Маннергейму, то какому то ещё атаману Будённым забитому, то чехам паскудным пленным и иной нечисти.
А вот настоящему то изначальному созидателю Российской государственности Бату хану нет памятника, нигде и никакого.
А он того заслужил, он в порядок привёл все эти земли, в единое управление, и единое состояние. Хоть и делал он это в своих шкурных интересах, а польза то нам всем вышла. Он посеял зерно из которого наше государство вышло. Долго конечно его народ своей кровушкой поливал, сначала зерно, потом росток, потом побег, но ведь выросло.
На мой сужденье хорошо бы его Бату хана истукан позади мавзолея Ленина угнездился бы. Так чтобы подошвы истукана на уровне верха мавзолея были бы, а сам он в полный рост вышиной чуть ниже верха Кремлёвской стены. И что бы в одной руке у него был буздыган, а в другой к народу раскрытой ладонью лежало бы семечко.
Ну а уж если пожадничают на это место, то поставить такой истукан на месте его бывшей ставки, на месте села Батыево, на владимирско-суздальской дороге. Самого то села уже нет, его в 954 г признали не перспективным, и оно и загибло. Только плита там лежит на берегу Чертовика в память о том, что оно такое тут было.
И это будет справедливо.
Продукция произведена в Мастерской Механического Разума в 7528г.