Юрьевич Алексей : другие произведения.

Сотые микрорайоны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда реальность плавно ускользает... Вдруг замечаешь бессмыслицу в обычном порядке вещей и понимаешь, что где-то вкралась ошибка. И от нее меняется мир.

  Сотые микрорайоны
  
  1.Пикапчик
  
  Виталий лет с тридцати загорелся мечтой побывать на юго-западе своего родного города. Там еще с советских времён расположились сотые микрорайоны. Но если в конце восьмидесятых на карте этого дальнего отростка города значился лишь сто второй микрорайон, то к десятым годам там вырос и сто десятый, и даже сто тринадцатый...
  
  Никаких дел и знакомых, к которым в сотые надо было бы ехать, у Виталия не имелось. Так что его интерес к Юго-Западу Города носил чисто познавательный характер - как же, живя в городе всю жизнь, и не побывать на перспективной, быстро растущей окраине? В первый раз он побывал в сотых микрорайонах в тринадцатом году, чуть более тридцати лет от роду...
   102 мкр-н Улан-Удэ [Алексей]
  Местность там горная, дорога всё дальше уходит к сопкам, покрытым лесом. Но год за годом от сосен освобождались всё новые плато и склоны, закладывались фундаменты новых жилых комплексов, так кто что за соснами вдали маячили сутулые фигуры кранов.
  
  За это время жизнь Виталия менялась - из молодого возраста он постепенно переместился в средний, но романтичная мечта побывать там, куда его не просят, едва ли не усилилась. События жизни набирали свой ход, Виталий терял одну работу, находил другую; потерял маму, женился, развелся, но сотые манили по-прежнему...
  
  И вот в очередной раз он решил просто так, для себя, проехаться в сотые. Сел на маршрутное такси, вышел где-то еще в середине сотых, в микрорайоне сто десятом. Стояла ранняя осень, и Виталий не спеша шел мимо высокого глинистого обрыва, на котором протянулась вереница пятиэтажек, а слева склон обходила дорога до крайних микрорайонов.
  
  Неожиданно, из-за спины Виталия выехал мини-грузовик и встал перед ним. Японский белый грузовичок имел пустой открытый кузов без фургона. А в кабине за рулем Виталий увидел знакомое лицо своего дяди... Тот предложил подвезти его дальше - еще выше на горные склоны, на новые микрорайоны.
  А Виталию того и надо!
  
  И вот, сидя в кабине с родным дядей (а это брат его мамы), Виталий видел, как они поднимаются по дороге вверх, слева от горы, оставляя справа на вершине строящийся Дом культуры.
  
  Вот они добрались до края открытой площадки позади стройки, где возились рабочие в касках, размечая подъездные пути и будущий сквер, и немного проехали дальше. Виталий удивился, зачем строить Дом культуры так далеко центра, тем более, говорили, это будет театр.
  
  За открытой площадкой в виду Дома культуры, полукругом шли небольшие одно и двухэтажные дома из серого камня.
  
  Дядя остановил машину у такого здания с левого края, и они зашли в дом. Квартира дяди оказалась на первом этаже. Тетя Валя оказалась там же. Дядя куда-то вышел, тетя возилась поодаль, кажется на кухне, и Виталию представилась возможность оглядеться в зале.
  
  Вдоль стен стояли шкафы, полки были уставлены книгами, привычными для Виталия по старой квартире дяди с тетей. Дети их уже стали взрослые, жили отдельно. И Виталий, припоминая свои визиты к родным в детстве и юности, рассматривал названия на корешках книг.
  Вот старый Словарь по этике - в той же светло-серой обложке...
  
  "Удивительно, что книги из старой квартиры они все перевезли сюда" - безотчётно пришла в голову Виталия мысль.
  
  Он еще раз оглядел комнату. Словно какая-то загадка была в этом нежданном визите в самый дальний, самый высокогорный из сотых микрорайон, точный номер которого он даже не успел узнать.
  
  Виталий вернулся к мысли, почему все книги оказались здесь - поначалу удивил знакомый Словарь по этике - почему тетя его не выбросила?"
  
  Но Виталий вспомнил, как тетя говорила ему и маме вскоре смерти дяди: "Я и мой сын выбросили все книги, оставили в основном словари". Так что Виталий будто бы успокоился: все вроде бы сходилась - это же словарь по этике и потому он в самом деле был сохранён .... Но успокоиться до конца Виталию все равно что-то не давало. Где-то таился подвох.
  И цепочка умозаключений увлекла его далее.
  
  Остальные книги на этих полках - далеко не словари - вот и темно-зеленые тома югославского писателя Нушича, чьи юмористические рассказы Виталий читал в детстве. Но тетка с причудами могла выбросить и Нушича, и остальные книги, купленные дядей. Но они здесь - на старых темно-коричневых полках, почему-то в стиле восьмидесятых годов, хотя квартира новая.
  
  Да и нынешние дядя с тетей - явно преуспевающие люди (раз уж купили новостройку, и у дяди грузовичок), в таком случае логично было бы видеть вокруг современные голые стеллажи..
  И ладно бы книги! В конце-концов, они могли заново приобрести такие же издания на буккросинге или на "Авито". Но Виталий ощущал, что в этих размышлениях таится еще какая-то неувязка, диссонирующая с тем, что вокруг и вообще - с нежданным путешествием к новому горному микрорайону...
  
  Виталий присел на кресло. Из окна открывался вид на Дворец культуры. "Сейчас же ДК вроде не строят? Так, надо повторить мысли, раз в них где-то притаился изъян. Итак, зацепкой стал Словарь по этике. Далее, книги из старой квартиры дяди и тети. Почему их выбросили? Ах, потому, что мой дядя еще в десятом году умер. Умер? Умер!!!"
  
  Виталий соскочил со старомодного кресла как ужаленный: "Так... а кто подвёз меня сюда?! У дяди даже прав не было при жизни, и жил он до конца дней в бедности - обычный преподаватель вуза, с чего у него будет пикапчик? Да и лет дяде уже за семьдесят должно быть, а не сорок-пятьдесят, привычные по воспоминаниям моей молодости. Но именно на средний возраст выглядел дядя, когда несколько минут назад привёз сюда в кабине грузовичка! А мне самому уже за сорок!!!".
  
  Виталий лихорадочно оглядывал невозможные мебель и прочую обстановку: "Проклятый Словарь по этике! Из-за него я начал копаться в памяти. Как я сразу не сообразил, что Дома культуры в сотых микрорайонах не должно быть - не советские времена, а строящееся за окном здание больше напоминает старый Дворец культуры на противоположной окраине города, тоже на высоком холме".
  
  2. Спаситель
  
  "Если дядя не настоящий, то и дом тоже не тот", - догадался Виталий и прошёл по зале в сторону прихожей. Видимо, тетя на кухне услышала заскрипевшие половицы и крикнула племяннику: "Виталя, останься, я полдник готовлю!"
  
  Виталий стремглав выскочил в прихожую, заскочил с лёту в туфли, смяв задники, сдёрнул с крючка куртку и выскочил из входной двери.
  
  Но дом словно погнался за ним - хотя был сложен из серого камня. Открытая дверь ухватила нашего героя за полы куртки, которую Виталий держал в охапке.
  
  Он обернулся, чтобы освободить куртку, зацепившуюся за фигурную ручку из латуни. А когда бросился по ступеням крыльца вниз - перед ним расстилалась темно-зелёная болотная жижа, метра на два окружая крыльцо, хотя несколько минут назад, заходя в дом с дядей, всё было чисто...
  
  - Давай, парень, давай прыгай, - раздался издали мужской крик.
  
  Виталий прыгнул - и приземлился на твердой почве. Обернулся - а серый дом с хлюпаньем погружался в трясину. Когда крыша дома полностью исчезла в темной субстанции, та мгновенно высохла, и стало сухо и твердо. Место бывшего дома ничем не выделялось на поле перед Домом культуры, рядом стояли похожие на дом дяди серые каменные дома, чуть дальше краснели пятиэтажки экономкласса.
  
  Виталий снова обернулся: впереди, метрах в ста - на полпути от Дома культуры, спешил человечек, отчаянно размахивая руками. Видимо, это он и кричал Виталию, помогая покинуть дом-ловушку. За спиной спасителя вставала желтая громада Дома культуры, ниже за холмом - виднелись остальные сотые микрорайоны, уже известные Виталию, а еще ниже - словно плыл, окутанный серой дымкой, его родной город.
  
  - Меня не надо бояться! - весело крикнул человек, приближаясь к Виталию знакомой походкой. - Виталий, держись!
  
  Ступая по раскисшему от недавнего дождя суглинку, незнакомец умудрялся передвигаться быстрыми размашистыми шагами. За его спиной здание Дома культуры, выстроенное в древнеримском стиле, и не думало исчезать, в отличие от одноэтажного дома дяди, из которого Виталий выскочил пару минут назад, вспомнив, что настоящий дядя давно умер...
  
  И окружающий ландшафт нового микрорайона выглядел вполне натуральным - холмы, меж ними в оврагах - остатки соснового леса; поодаль - строительные краны у возводимых зданий из красного кирпича. Всё выглядело, как и в остальных, тоже не до конца освоенных сотых микрорайонах. И человек, окликнувший Виталия по имени, вроде тоже настоящий, осталось лишь узнать его.
  
  Наконец глаза Виталия с его минус двумя диоптриями разглядели старого, вернее не очень старого знакомого - летом две тысячи пятнадцатого Виталий учился с ним на курсах менеджера по рекламе от Центра занятости.
  
  - Меня не надо бояться. Или ты думал, что все в этом микрорайоне мёртвые? - сказал Сергей. Несмотря на прохладный осенний день, парень стоял перед Виталием в легкой ветровке нараспашку и в белой футболке.
  Виталий озадаченно спросил:
  
  - Сергей?
  
  - Он самый.
  
  - Так что ты делаешь здесь? Тоже что ли умер? Вроде моложе меня был...
  
  - Так же как ты, пришел сюда своим ходом. Но не умирал, - лицо Сергея исказилось легким беспокойством.
  
  - Я думал, что сплю. Вот только проснуться не могу, - Виталий демонстративно ущипнул себя за руку, довольно чувствительно смяв кожу сквозь рукав куртки.
  
  3. Кафе "Пойдешь-не-вернешься"
  
  Полутемное кафе оказалось немноголюдно.
  Лишь суровый бармен за стойкой мясистыми руками подкидывал бутылку. И официантка лет тридцати семи, подошла с подносом к столику с Сергеем и Виталием.
  
  Интерьер напомнил Виталию деревянную закусочную в старом парке, в которую он заходил, когда ему было лет одиннадцать. Там, не в пример нынешнему кафе, было много народу, и официантка, несшая поднос среди толпы наткнулась на маленького Виталия и снисходительно отстранила мальчишку в сторону. Спустя более тридцати лет, официантка напоминала ту форменным темно-синим платьем с кружевным фартуком и кажется даже симпатичным лицом.
  
   Виталия уже было не провести нестареющими лицами и он ожидал от женщины, похожей на отроческое воспоминание, очередного подвоха этого безумного микрорайона. Но миловидная женщина отошла на кухню. Лишь бармен продолжал, взбалтывая бутылку, смотреть на единственных посетителей тяжелым взглядом. Но выглядел он вполне современно: наголо стриженый бородач в футболке.
  
  Сергей сидел за столиком напротив Виталия и уж с четверть часа рассказывал об устройстве сто тридцатого микрорайона:
  
  - Понимаешь, в восьмидесятые годы ты уже встречался с этими сущностями... Помнишь, тебе было лет пять и после прогулки с дядей и мамой по детскому скверу, ты уснул.
  
  - Да, помню. Мне привиделось, будто мы с мамой и дядей все еще не спеша гуляем по скверу и над нами вдоль ограды стоят гиганты - высокие фигуры людей, похожие на древнегреческие статуи, только желтоватого цвета, и высотой примерно в три-четыре человеческих роста. Двое или трое юношей с лицами древних греков и кудрявыми волосами.
  
  - И помнишь, что они сказали вам?
  
  - Они дружно скандировали нам: "Вы пришли сюда...". Дальше не помню, но судя по тону, какое-то наставление или предостережение.
  
  Сергей начал пояснять:
  - Напрямую обратиться к взрослым они не могли, так как невидимы и взрослые этих духов не чувствуют никак. Лишь ты - ребёнок лет четырех что-то уловил, и то не сразу, а во время сна после прогулки. Они предостерегали вас от грядущих бедствий девяностых и двухтысячных. Ты как ребёнок мог их воспринимать, но не понял сути наставлений. А в сознание к взрослым стучаться бесполезно. Ну разве кроме таких как ты, иначе бы ты сюда не попал. Такая дилемма.
  
  - Теперь я понял. Эти незримые статуи пытались уберечь дядю и маму от ранней смерти. Но не получилось.
  
  Сергей успокоил Виталия:
  - Ничего! Зато в двадцать первом веке они исправили ошибку. И теперь сущности обрели материальный облик. И живут в самых настоящих домах. Так что ты не бойся: ты не во сне и не умер.
  
  - А как же дом дяди?
  
  - А это залётный дух. Они принимают облик родственников, чтоб заманить путников. Это неизбежные накладки, ведь возможностью материализоваться в таком месте как сто тридцатый микрорайон, пользуются посторонние духи. Но ты вовремя сбежал из дома.
  
  - А ты, Сергей, - засомневался Виталий, - тоже материализовавшийся дух?
  
  - Я же сказал, я как ты. Просто немного нестандартный человек. Как и ты. Помнишь, где мы познакомились?
  
  - На курсах от Центра занятости населения.
  
  - Вот так незадачливые люди - немного не от мира сего, не могут найти себе место в жизни. Зато рано или поздно находят выход в иной мир, как в этот заколдованный горный микрорайон. Он притянул к себе настойчивого путника.
  
   Виталий спросил:
   - Погоди. Почему меня привез сюда опасный дух в образе дяди на пикапчике?
  
   - Лучше бы ты не спрашивал, мой друг!
  
  Бармен подошел к ним с бутылкой коктейля в руках и грубо завопил:
  - Да ты, парень, заколебал нашего интеллигента вопросами! Другие сразу верят! А Серёга еще корячится, порядочного изображая.
  
  Виталий оправдался:
  - Я не виноват. Он сам меня сюда пригласил!
  
  Бородач не унимался:
  - Пацан, ты че, самый умный? И че, те больше всех надо?
  
  - Не-не! Ваш Сергей меня спас!
  
  Сергей же, испуганно косясь на бородача за своей спиной, вскричал:
  - Виталя! В Доме дяди была конкурирующая организация!
  
  - Ты че, слил инфу?! - бармен толкнул Сергея локтем и занес бутылку над головой Виталия.
  
  Сергей закричал бармену:
  - Вино не меньше тысячи стоит!
  
  - Нет, бутылку я создал, - неосторожно признался сказал бармен и крикнул уже Виталию. - Ну ты че или кого?..
  
  Виталию оставалось опять спасаться бегством. Он вынырнул из-за стола и бросился к выходу.
  Допрыгнув до входной двери, он ощутил как бармен запустил в него бутылкой...
  
  Но Виталий уже знал, что она не настоящая. И не успев коснуться спины Виталия, бутыль исчезла. Тут же пропал и антураж кафе. Виталий оказался в темном подвале.
  
   Впереди вместо изящной двери с колокольчиками висела кривая металлическая дверь. Виталий толкнул ее, но она не отворялась ни на улицу, ни внутрь.
  
  Дверь и стены дома в самом деле оказались настоящими. Зато вместе с убранством кафе исчезли бармен и Сергей, понял Виталий.
  
  Неожиданно в полосках света, бьющих снаружи через широкие щели двери, Виталий увидел женщину-официантку. Она стояла в полумраке и в смятении обмахивала кружевным фартуком лицо.
  
  - Вы кто? Тоже злой дух?
  
  - Я человек! Иначе бы я уже растаяла с этими астральными гангстерами, - испуганно ответила напарница по нежданному заточению в тёмном подвале.
  
  - Человек? Ошибка: в этом подвале два человека и одна женщина, - прозвучал из темноты голос Сергея. - Да, и я не гангстер. Я их помощник. Как и ты, Лида. Духом из нас был лишь бармен. Я говорил правду, я - человек. Потому и не исчез, когда ты, Виталий, догадался об иллюзорности кафе. Да и насчет дома я был честен. Виртуальное кафе мы разместили в подвале настоящего дома.
  
  - А вы с какого года? - спросил Виталий, догадавшись, что сходство этой официантки с ее коллегой из детского воспоминания, вряд ли случайно.
  
  - С пятьдесят третьего...
  
  - Нет, я не про возраст. Из какого вы года сюда прибыли?
  
  - Из девяностого, - осторожно ответила женщина.
  
  - Да я уже перегнал вас! Мне сорок четыре будет. Помните того мальчишку в кафе на краю парка? Ну которого вы толкнули в час пик, когда посетителей было много?
  Это был я.
  
  
  
  4. Дом культуры
  
  - Виталий, Лида! Мы, люди остались, - голос Сергея во мраке стал приближаться. - А духи дематериализовались, так как ты, Виталий, понял, что бутылка и остальной антураж были временной субстанцией.
  
  Наконец, в луче света, бьющем из дверной щели, забелело лицо Сергея.
  
  - Лида, - обратился он к официантке, - ты не переживай. Прорвёмся.
  Рядом с Сергеем мелькнуло ее заплаканное лицо в чепчике.
  
  Затем Сергей посмотрел на дверь из подвала:
  - Виталя, а ты чё стоишь? Дверь-то открыта.
  
  - Я толкал, не открывается.
  
  - Тебя сковал страх. Размахнись посильней.
  
  Виталий пнул ногой дверь, и та со скрежетом вышла из косяка. Трое человек вывалились на улицу: Виталий, официантка Лида и Сергей. Они, щурясь на солнечном свету, оглядели пейзаж.
  
  На юге, над строящимися таунхаусами, вставали горы, покрытые соснами. Виталий оглянулся налево. Там, через поле, всё так же желтело здание Дома культуры.
  
  А Сергей сказал официантке:
  - Лида, вот теперь вы даже немного младше Виталия. Причуды духов вас уравняли.
  
  - А что? - спросила женщина.
  
  - Мы вас вытащили из девяностого года, чтобы спасти. Хотели и Виталия с его родными еще в восемьдесят третьем, но не получалось, силы было маловато. А так, - он посмотрел на Виталия, - мы давно наблюдаем за такими людьми.
  
  - Я помню, меня в детстве отругала бабушка, а мама вечером в спальне сказала: Я где-то читала, что, вполне может быть, что за нами следят наши далекие потомки. Так наверно твой потомок науськал бабу на ругань...
  
  Сергей изумился:
  - Поразительно! Разве что мы не ваши потомки. Мама твоя была проницательна. Но времени нет на объяснения, кто мы. Вас, Лида и Виталя, ожидает Дом культуры.
  
  Лида отозвалась:
  - Это еще что? Еще раз в здание-ловушку?
  
   - Всяко лучше того, ожидало бы тебя в девяностые годы. А вот Виталий прожил их. Ну поверь тогда на слово. Потом расскажем, если получится...
  
  - Серега, я устала от сюрпризов! Там бармен на посетителя накинулся. А я чем помочь могла? Не уверена, что Виталий сможет и дальше всех чудовищ дематериализовывать.
  
  - Но, но, Лида! У тебя выбора нет. Вперёд, в пустое здание!
  
  Виталий возразил:
  - Его же еще не сдали, я там видел рабочих, когда проезжал сюда с дядей.
  
  - Именно потому нам пора в Дом культуры. Будешь творителем. Я же молодой, совка не помню почти. А ты аутентичные интерьеры воскресишь.
  
  * * *
  Широкий коридор загибался полукругом как и в старом ДК, знакомом Виталию с детства. Барельефы на стенах были старые, словно здание не только что отстроили, а оно в самом деле сохранилось с тридцатых годов. Белые пионеры с горнами замерли в процессии за такими же комсомольцами со знаменем. За ними по стене стояли гипсовые же доярки в платьях и косынках, рабочие в комбинезонах с молотами, инженеры или ученые в очках, замершие перед чертежными досками...
  
  Лида, Сергей и Виталий оглядывали внутреннюю стену с вылепленной на ней героической историей страны, в которой Сергей только родился, Виталий провёл всё детство, а Лида даже всю жизнь, пока вчера ее не взяли прямо из закусочной в девяностом году.
  
  - Вот ты вспомнил свой Дворец культуры, и в этом ДК не надо ремонта делать - почти, - наставлял Сергей.
  
  - А я тогда на что? - спросила Лида.
  
  - Интерьеры украшать.
  
  - В смысле украшать? Собой что ли? - удивилась женщина, но не успела получить ответ.
  
  Зазвучал мужской голос из громкоговорителя под лепным потолком: "Внимание, через пару минут начнется киносеанс. Все выходы будут перекрыты. Кто не спрятался, я не виноват".
  
  Едва в гулком коридоре затихло эхо от громкоговорителя, как за окнами стало темно - резко, будто солнце выключили.
  
  Лида завизжала от ужаса.
  
  Постепенно в коридоре засветились желтые плафоны светильников на стене.
  
  - Приехали, - сказал Сергей. - Сейчас кино будут показывать...
  
  И коридоры Дома культуры заполнили звуки - стук, шарканье бесчисленных ног, гул голосов - мужских, женских, иногда детских.
  
  - Вечерний киносеанс, что ли? А люди где? - потрясённо говорил Виталий, вспоминая, как в первой половине восьмидесятых по вечерам тот - настоящий Дворец культуры, - заполняла немалая толпа.
  
  Совсем рядом с замершей троицей шла толпа, но ее не было видно. Звуки покашливания, обрывки разговоров пугали контрастом обыденности и невидимости:
  
  "Завтра на дачу поедем... Ты бы на индийский фильм пошла... Мама, я уроки завтра сделаю... В "Прогрессе" на прошлой неделе показывали..."
  
  Но Виталий пошел за звуками толпы, пока за полукругом коридора не показалась открытая дверь в кинозал. Красный занавес висел в стороне.
  
  - А кого показывают-то? - спросила Лида, тихо подошедшая сзади.
  
  Сергей ответил:
  - Если хороший фильм, то все зрители окажутся здесь в видимом обличье. Телепортация должна удасться. Если фильм сплотит в едином порыве публику, то в момент кульминации, энергии зрителей хватит на их перемещение сюда. А пока мы ловим только звуковые призраки
  
  5. Последний киносеанс
  
  Виталий зашел внутрь кинозала, но далеко не прошел - места были заняты невидимками, поэтому он, робея, остановился на проходе. Рядом остановилась Лида.
  
   Сергей приблизился к Виталию и сказал шепотом:
  - Сейчас начнётся фильм, и если он удачный, то нам повезёт - люди проникнутся благими чувствами и соскользнут в будущее - в сто тридцатый микрорайон.
  
  Лида опасливо возразила:
  - А если там будут плохие чувства показывать? И всех зрителей охватит гнев или отчаяние, куда они тогда "соскользнут"?
  
  Сергей нахмурился:
  - Попадут в конкурирующую организацию, в какой-нибудь адский дом - наподобие того, который чуть не скушал Виталия...
  
  Но тут какая-то мысль пришла ему в голову:
  - Ваш билетик, пожалуйста, - сказал Сергей в пустоту, под которой скрипнули половицы. Протянул руку, и на его ладони появился билетик: пару секунд Сергей пристально рассматривал его. Затем оторвал корешок и вернул призраку - пустота подхватила билет и понесла по воздуху в зрительный зал.
  
  - Это французский фильм "Искатели приключений", - обрадованно оповестил Сергей.
  
  - Ну я же говорила! Девушка, а потом Ален Делон там погибают!
  
  Сергей быстро проговорил:
  - Нам лучше уходить из кинозала, а то мало того, что сами сгинем, так и всех зрителей погубим! К злым духам все попадём.
  
  - Ну как сказать, фильм-то светлый, - обнадёжил Виталий. - Недавно пересматривал "Искателей приключений" на Ютьюбе. - А какая там музыка замечательная! Она дарит надежду.
  
  Лида поддакнула:
  - Будем надеяться, что светлого в фильме больше.
  
  Сергей поддержал рискованную идею Виталия:
  - Ну если Ален Делон в фильме играет - это один из киношедевров. Нам повезло.
  
  Лида всё же с сомнением покачала головой:
  - В те времена нередко был удлинённый киносеанс. Перед фильмом показывали киножурнал "Восточная Сибирь" с несколькими сюжетами или даже короткометражный фильм. Помню, в кинотеатре "Дружба" как-то показали документальный фильм о морских обитателях с подводным съемками. Медузы плавали всякие...
  
  Сергей возразил:
  - Так это вроде нейтральные сюжеты.
  
  Лида подозрительно глядя на Виталия, ответила:
  - Как сказать. Даже если сеанс не был удлинённым, нередко вначале показывали киножурналы - "Фитиль" или "Ералаш". А там сюжетцы - ого-го-го бывали! На злобу дня.
  
  Но Виталий оказался настойчив:
  - Ну там мелочь показывали. Главное, фильм. Идёмте в кинозал! Если получится этот кинозал телепортировать в будущее, то и мою маму спасём - она здесь неподалёку живёт.
  
  Но Лида как воду глядела. Начавшийся первый сюжет "Ералаша" сразу перепугал даже Виталия.
  
  - Ребята, это про нас. Почти, - прошептал он цепенея. - Чернуха перестройки.
  
  - В чем дело? - спросил Сергей.
  
  - Это про машину времени в телефонной будке. Дети что-то убирают, суетятся - метафора перестройки. А один сопливый школьник вызывает исторических личностей...
  
  И наша троица продолжила заворожённо смотреть на экран, молясь, чтобы зрители оказались равнодушны...
  
  Через пару минут, когда в клубах дыма растаял вождь народов, раздался голос полного мальчика, замахнувшегося на незадачливого изобретателя: "Ты бы еще Берию вызвал!". И зал зашёлся в гомерическом хохоте.
  
  - Ах ты, негодный мальчишка, - закричала официантка на Виталия. - Опять ты мне дорогу перебежал - тогда в кафе надо было тебя подносом огреть посильнее! Из-за тебя мы сейчас провалимся в тартарары! И еще сотни людей погубим вместо того, чтобы спасти!
  
  - Нам каюк, - успел прошептать Сергей.
  
  И задрожали стены, закачалась гигантская люстра, висящая на цепи над залом, а с барельефов над экраном посыпалась гипсовая лепнина. Экран погас, потому как исчез луч света из кинопроекторской. И наступила тьма.
  
  6. На дне
  
  Виталий прислушался. Как он и ожидал, звуки огромного кинозала исчезли. В темноте он лишь слышал дыхание Лиды и Сергея.
  
  - Я виноват. Надо было дождаться другого сеанса.
  
  - Я ведь предлагал, - голос Сергея в темноте звучал неожиданно легко и спокойно, без укоризны.
  
  Голос симпатичной официантки звучал совсем не дружелюбно:
  
  - Ты слишком самонадеян, мальчик... ты так и не вырос, в душе остался тем же подростком одиннадцати лет. Терпения тебе не хватает. Ты действовал по принципу "так сойдет", и мы пытались телепортировать людей с первого попавшегося сеанса.
  
  - Согласен, - мрачно признался Виталий. - И что теперь, куда идти?
  
  - А никуда! - выкрикнула официантка.
  
  - Здание слишком большое, - пояснил Сергей. - Из него сложнее выбраться, чем из дома дяди или из кафе.
  
  Виталий вытащил смартфон и нажал фонарик. Телефон вспыхнул, но сразу разрядился, экран погас. Он снова полез в карман и нащупал там зажигалку. Виталий не курил, но ее как-то дали в киоске на сдачу.
  
  Он чиркнул колесиком. Но - ни искры.
  
  Раздался возбужденный голос Сергея:
  
  - Я понял, мы окружены Мраком! Это абсолютная категория. Такой Мрак не помогут рассеять обычные источники света. Глубоко же мы провалились! Нам испытание - найдем ли мы свет в себе? Виталий, ты же у нас в аспирантуре учился. Что есть Свет по мистико-религиозным представлениям разных народов?
  
  - Свет есть отсутствие мрака. Погодите! - и Виталий нахмурил в темноте лоб, сжал виски.
  
  - Ну давай, Виталя, вспоминай, аспирант ты наш без степени, - нетерпеливо вскричала Лида. - Учение свет, а не учение тьма. Даже я что-то вспомнила из школьной программы.
  
  - Иначе говоря, истина есть Свет, - подхватил ее мысль Виталий. - А ложь и заблуждения - мрак невежества. Сходится: заблуждения от корня блуждать. А блуждают в темноте.
  
  - Ну скажи тогда какую-нибудь истину! - возопил Сергей. - А то в этом мраке скоро воздух исчезнет.
  
  - Ум человека не зависит от образования, - выдал Виталий неожиданный для многих результат недавнего исселедования.
  
  И в черноте вокруг трех людей появилось синее мерцание как от маленьких лампочек или далеких звёзд.
  
  - Жми дальше, - сказала Лида.
  
  И Виталий выпалил:
  - Бодрость духа помогает выйти из сложных ситуаций.
  
  Свет стал ярче - обозначились очертания кинозала: часть потолка, сцена.
  
  - Мы все трое тут помогаем друг другу спастись, - осторожно сказал Виталий.
  
  Стал виден затылок Сергея, оглядывающего появляющийся интерьер и черты лица Лиды, широко распахнувшей глаза.
  
  Наконец, воодушевленный Виталий рискнул высказать предположение:
  
  - Я, Лида и Сергей - друзья, нас сплотили испытания.
  
  В рассеивающихся сумерках Виталий разглядел балкон на противоположной стороне зала.
  
  - Я все понял, - произнес Виталий.
  
  Но тут свет сразу уменьшился.
  Лида вскрикнула.
  Опять стали едва различимы ближайшие предметы.
  
  - Луна вертится вокруг Земли, - продолжил Виталий.
  
  Но освещенность осталась прежней.
  
  - Не говори банальностей, того, что и так понятно, - пояснил Сергей.
  
  Виталий догадался:
  - Получается, не всякая правда есть Истина.
  
  Сергей подтвердил:
  - Да, Истина связана с моралью. А факты природы никак не зависят от людской нравственности.
  
  Наконец Виталий набрался духа и выпалил в темноту:
   - Я искал счастье.
  
  Уровень освещённости опять не изменился, а через несколько секунд даже стал снижаться. Тени от Лиды, Виталия и Сергея полезли на стену, увеличиваясь в размерах.
  
  Сергей же невозмутимо прокомментировал:
  - Банальность. Все и так ищут счастья. Другое дело, что редко кто понимает, что скрывается под счастьем. И ты тоже. Поэтому ты не счастья искал на самом деле.
  
  Наконец Виталию пришла мысль простая и сложная одновременно. Смысла советоваться с товарищами не было, ибо любая произнесенная фраза здесь действовала на свет.
  
  - Я люблю вас Лида!
  
  Ярко вспыхнула люстра.
  
  А Виталий, глядя на ошарашенное лицо официантки, продолжил резать правду-матку, не сказанную бы при любых других обстоятельствах, по крайней мере в такой форме:
  
  - Я люблю вас с отрочества, с того дня в закусочной на краю парка, когда увидел вас в форме официантки. Люблю вас, хоть убей.
  
  И разом загорелись светильники на стенах.
  
  Лида смотрела на Виталия молча, шокированная откровенным признанием и ярким светом.
  
  Слышались голоса людей, стук откидываемых сидений и топот ног, устремившихся к выходам.
  
  Пустой кинозал был ярко освещен. И в нем - шум от зрителей, выходящих после фильма...
  
  Сергей сухо описал ситуацию:
  
  - Зрители не проявились, но и не пропали - мы снова слышим их звуки.
  
  7. Точка отсчёта
  
  Ночью за темным окном светил дальний огонек. Виталий, лежа на кровати, укрытой синим покрывалом, смотрел на огонек долго, пока не уснул.
  
  И вдруг резкий переход от тьмы к свету: он увидел яркое утро в своей спальне дома. Мама трясёт его и говорит: "Виталя, вставай! Пора в детский сад!
  
  И он вспомнил, что ему три года и ему в самом деле пора в младшую группу, в детский сад...
  
  Когда в садике наступил мертвый час, Виталий уснул против обыкновения быстро и легко. И во сне он гулял в парке с мамой и дядей. Мама была в шифоновом черном платье, а дядя в клетчатой рубашке, модной в начале восьмидесятых.
  
  "Маме двадцать девять лет, а дяде и того меньше... для меня совсем молодежь", - на пару минут Виталия охватило прозрение. Ему вспомнилась будущая жизнь: "Они этим летом намного меня младше! Мне ведь сорок четыре стукнет осенью две тысячи двадцать второго..."
  
  Виталий наклонился, чтобы подтянуть сползший носок и увидел перед своим носом летний асфальт с трещинками. Но когда поднял голову, к нему со сторону ограды наклонился гигантский юноша с древнегреческим лицом в длинном одеянии. Который и вынес вердикт: "Задание выполнено неудовлетворительно! Переписать начисто!"
  
  И он понял, что ему придётся переписывать жизнь заново, с начала сознательного возраста, заново пережить все мучительные моменты выбора, точки развилки, когда будущее могло пойти разными путями. И неудачный переход после девятого класса в другую школу, и краткая учеба в университете и перевод в другой вуз, и тысячи мелочей - вздорных, печальных или ненужных, что и составляют ежедневную ткань жизни и без которых она была бы иной. Вспомнилось и нелепое стремление стать журналистом, и нелепые пробы пера и... еще более нелепая любовь к официантке, которая ему в матери годится, но из-за перемещения во времени, Лида оказалась младше Виталия почти на семь лет.
  
  И день сменился серыми сумерками у подножия Дворца культуры. Виталий - уже постарше - лет пяти-шести, заходит через пролом в каменной стене Дворца культуры в пещеру.
  
  Снаружи остаётся мама и дневной свет. А в кромешной темноте он слышит голоса: "Мы машины, нас создали ученые тысячи лет назад. Наши создатели умерли, а мы остались - в этой темноте. И мы ждали тебя, мальчик. Ты поможешь выйти нам на свободу".
  
  И он вышел на дневной свет, и мама отвела его домой.
  
  Той же весной по телевизору появился толстый (как показалось Виталию) дядька с лысиной и огромным коричневым пятном на ней. Бабушка принялась им восхищаться: "Ой какой молодой, какой молодец!" Но Виталий, с ней не споря, внутри себя возмущался: "Какой же он молодой, если лысый!".
  
  В том же году Виталий пошел в школу. И была школа советская, а стала антисоветская... но это жизнь вокруг стала почти диаметрально противоположной прежним установкам... И перемены сделали Дворец культуры ненужным, кино перестали показывать, и даже крыша его обвалилась прямо в зрительный зал...
  
  Но множество духов из кинофильмов навеки засело в темных переходах Дворца, которые тянулись вниз до города, образуя сеть бункеров и бомбоубежищ, доверху заваленных каким-то хламом, вместо давно разворованных аптечек и противогазов.
  
  Когда в двадцать первом веке строители воссоздали копию Дворца в сто тридцатом микрорайоне (назвав почему-то Домом культуры), духи стали стекаться и туда. И одним из них был Виталий. Он все-таки умер - только не понял, когда и отчего. Наверно потому, вся страна уже была мертва. Просто этого никто не заметил.
  
  И остались духи. Которым снится, что они люди. Куда-то бегут, работают, отдыхают, женятся, разводятся, любят и ненавидят, скучают и радуются, обижаются и боятся. А бояться уже нечего. Они же духи.
  
  Эпилог
  
  - Лида, давай поженимся и уедем домой, в СССР!
  
  - А как мы уедем, если мы мертвые?
  
  - Да ну, врёшь!
  
  - Нет, это Сергей нам наврал, что мы живые. Нас уже нет, - сказала Лида, поправляя кружевной фартук. - СССР умер. И мы вместе с ним. Потому я не постарела, а ты еще мальчишка. А не стареют лишь духи.
  
  - Лида, пусть ничего вокруг нет, темнота, но мы-то есть!
  
  - Так в том и суть духов: физического тела нет, а мысли есть.
  
  - Я мыслю, значит я существую. Ты не знаешь философии.
  
  Лида улыбнулась:
  - Разве философия что-то меняет? Мир не зависит от наших представлений о нем.
  
  - Многие физики с тобой поспорили бы. Ты квантовой физики не знаешь, а особенно ее интерпретации.
  
  - Значит, не всё так печально?
  
  - Если мы найдем точку отсчёта, я смогу изменить мир. Скажи лишь, что тоже любишь меня.
  
  - Я дам тебе Точку опоры и ты перевернешь мир.
  
  Оглавление
  1. Пикапчик https://m.vk.com/wall24753701_1809
  2. Спаситель. https://m.vk.com/wall24753701_1813
  3.Кафе "Пойдешь-не-вернешься" https://vk.com/wall24753701_1819
  4. Дом культуры https://vk.com/wall24753701_1826
  5. Последний киносеанс https://vk.com/wall24753701_1830
  6. На дне https://m.vk.com/wall24753701_1841
  7. Точка отсчета https://m.vk.com/wall24753701_1848
  
  https://youtu.be/3b7hKvRimaM
  
  https://youtu.be/o5dnk_68AjY
  
  https://youtu.be/IBcuB48vG24
   https://youtu.be/3b7hKvRimaM https://youtu.be/o5dnk_68AjY https://youtu.be/3
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"