Говорухина Юлия Анатольевна : другие произведения.

Чернобыль до Чернобыля

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор рецензии Юлия Анатольевна Говорухина, литературовед, доктор филологических наук. "Однако произошло нечто, переведшее роман в разряд трендовых. В мае этого года вышел американский сериал "Чернобыль"..."

  Юлия Говорухина
  
  
  Чернобыль до Чернобыля
  
  Новый роман Игоря Гергенрёдера 'Солнце больше солнца' был опубликован сначала на страницах журнала 'Литературный европеец', а затем - на многочисленных интернет-страницах. Малознакомое российскому читателю имя автора и неброское по современным меркам название не сделали это произведение событием, откликов и рецензий практически нет.
  Однако произошло нечто, переведшее роман в разряд трендовых. В мае этого года вышел американский сериал 'Чернобыль', обогнавший по рейтингу 'Игру престолов' и вызвавший волну дискуссий и самых противоречивых откликов. Казалось бы, тема катастрофы, цены человеческой жизни в условиях тоталитарной системы к концу 1990-х годов была выговорена литературой, однако вновь стала актуальной, попала в 'нерв времени'.
  Так же, как и сериал, роман Гергенрёдера может вызывать вопросы о достоверности и предвзятости изображенного, в обоих текстах есть стереотипы и некоторая предсказуемость, оба можно назвать своего рода политическими высказываниями. В обоих звучит мысль о том, что вопросы внешнеполитической репутации оказываются важнее человеческой жизни и оправдывают жертвы, оба об умалчивании реальных трагедий, в обоих появляется герой, в ходе сюжета переосмысливающий былые прочные убеждения (Щербина в 'Чернобыле' и Маркел Неделяев в 'Солнце...'), в обоих катастрофа - это и тема, и символ, и повод поговорить о современности. Рифмующиеся друг с другом, они наводят на мысль о том, что Чернобыль в 1986-ом - это наказание за неисправленные ошибки, сделанные в 1950-е.
  Катастрофа в 'Солнце больше солнца' - испытание атомной бомбы в тоцких военных лагерях 14 сентября 1954 года и взрыв в засекреченном городе Челябинск-40 29 сентября 1957 года (реальные происшествия, к которым обращается автор, подключая свидетельства очевидцев). Если в сериале на первом плане события аварии и ее последствия, то в романе взрывы происходят ближе к финалу и сами по себе оказываются неизбежным следствием выбора, сделанного страной в революционные годы. На первом же плане - сюжет становления героя, который начинает свой жизненный путь увлеченным одними убеждениями, а завершает противоположными (еще одна катастрофа, личная, идеологическая).
  При всей, казалось бы, неяркости названия, в нем не только содержится главный образ романа, но и сконцентрировано силовое поле текста. Прописная буква позволяет различить Солнце и солнце, где Солнце - это и утопическая идея, которая в определенный момент жизни становится для героя больше, чем действительность, освещая нужным светом жизнь, и Истина, оказывающаяся в конечном счете выше и больше любых манифестаций.
  Две теории (два солнца) в романе - это, во-первых, идея восставшего большевика, командующего Армией Правды Андрея Кережкова, который уверен, что дом, труд и его плоды неприкосновенны, а 'смысл и цель жизни людей - добиваться, чтобы никакая власть не могла посягать на благополучие человека, сознательного независимого созидателя своего собственного домашнего солнца. Оно, маленькое, по своему значению должно стать больше самого солнца'. Вторая - идея мирового коммунизма Льва Москанина ('Верить в овладение великими силами, мысленно видеть их действие - значит видеть маяк. Тогда живёшь уверенно и умрёшь в гордости'), ею и увлекается неокрепший и темный ум Маркела Неделяева. Его привлекает фантастическая картинка, схема, которая делит людей на 'сусликов' и 'солдат будущего', объясняет многое, если не все. Жить идеей всеобщего будущего счастья или личного настоящего материального благополучия ('мелочного счастья') и превратиться в 'суслика'? Маркел выбирает первый путь, убежденный, что великой цели должна соответствовать масштабность задач: 'Мир должен жить для идеи великих сил! Против неё человечек с его жизнью - свинячий бздёх!' Убив Кережкова, Маркел посвящает свою жизнь борьбе с людьми-сусликами, строителями домашних солнц. Имя героя будто предопределяет его будущий путь. Маркел - грозный, воинственный, посвященный Марсу, богу войны. Возможно, автор предполагал и определенную аналогию со святым мучеником Маркелом, сожженным за веру Христову. За веру, правда, в ложную идею страдает и Маркел Неделяев. Фамилия героя также говорящая. Маркел видит мир в черно-белом спрямленном виде, не способен делить монохромную палитру на оттенки.
  Наставник Маркела Пунадин произносит пророческие слова: 'Вот бы где-нибудь на них [сусликах - Ю. Г.] сделать пробу всемирного оружия...'. Эта проба делается и на Маркеле. Увиденный им взрыв атомной бомбы оказывается намного мощнее того, который рисовало его воображение.
  Постепенно Маркел начинает сочувствовать Кережкову, понимает разумность его проекта экономического развития деревни, вдруг перестает чувствовать злобу к 'сусликам', а затем осознает, что 'вжился в неизменный вкус ко всему, что относилось к пище, к удобствам быта и к занятиям в постели <...> Его погреб, подполье, кладовые были полны запасов, и он не мог не понимать, что стал истинным сусликом, нагуливающим всё больше жира'.
  Выходит, сюжет романа - доказательство истинности идеи малых солнц? Отнюдь. Теория Кережкова не проходит проверки на реализацию, неизбежно трансформируется, искажается и выливается в личное обогащение за счет других. Кережков не учел, что помимо желания созидать свое личное 'солнце' должно быть уважение к чужому, что иерархии и принцип подчинения настолько укоренены в культурном сознании народа, что он еще долго будет искать прямых дорог и искушаться картинками близкого светлого будущего. Так, Маркел не умеет и не научится мыслить категорией личных свобод. Впрочем, и бытие определяет сознание.
  Впечатляющий образ в романе - перевернутое дерево.
  'Валера Пырин начал смеяться и показывать в окно: "Смотри, Толян, пальмы".
  Я и сам стал различать вдали непонятные очертания, похожие на пальмы.
  Дальше пошли сплошные ухабы. Валентин остановился, все вышли из машины, еще немного прошли пешком.
  И офигели. Пальмы оказались огромными деревьями, перевернутыми вверх корнями и воткнутыми стволами в землю.
  Их было рядом с нами две и подальше несколько. Вокруг этих двух валялся бурелом из стволов деревьев'.
  Символичная картина, подытоживающая все сказанное автором. Экзотическая в своей масштабности идея мирового коммунизма и мирового господства в приближении оказывается мертвой и нежизнеспособной, ценности - перевернутыми. А бурелом вокруг - народ, жертва политического и научно-технического эксперимента.
  'Солнце больше солнца' - один из самых цельных текстов И. Гергенрёдера. Отдельные эпизоды, детали складываются в единое целое, оставляя впечатление искусно сделанного высказывания. И все же есть нечто, что мысленно вычеркиваешь. Это эротические сцены, в описании которых вдруг прорывается другой Гергенрёдер, автор 'Русских эротических сказов'. Стилистически чуждые, эти фрагменты - как лишние 'пазлы', которые почему-то попали в коробку с идеальной картинкой.
   Роман "Солнце больше солнца": http://samlib.ru/editors/g/gergenreder_igorx_alekseewich/sonne.shtml
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"