Аннотация: О свободной воле, прогнозировании и процессе познания.
ДЕМОН ЛАПЛАСА, АРХИМЕД И НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ БУДУЩЕГО
Михаил Львович Герштейн (Mikhail L. Gershteyn)
2003 год
О свободной воле, прогнозировании и процессе познания
1. ДЕМОН ЛАПЛАСА.
Согласно Лапласу, будущее Вселенной полностью определено прошлым. Для доказательства этого Лаплас предложил мысленный эксперимент, в котором вымышленное разумное существо (An intelligent being или Демон Лапласа), получает информацию о положении и скорости всех частиц во Вселенной в некоторый момент времени и, пользуясь законами движения, полностью предсказывает будущее: "Для такого разума ничего не было бы неясного и будущее существовало бы в его глазах точно так же, как прошлое" (Laplace, Pierre Simon , Essai philosophique sur les probabilités (1840)).
2. ОШИБКА ЛАПЛАСА
Детерминизм Лапласа представляется мне неверным. Дело в том, что предсказывающее существо (An intelligent being) само есть часть мира (universe). Наличие у такого существа свободной воли выражается хотя бы в его решении осуществлять предсказание. Но существо со свободной волей может произвольно вмешаться в процесс и изменять будущее, следовательно будущее неопределённо.
3. ДА - АРХИМЕДУ, НЕТ - ЛАПЛАСУ
Я думаю, что процесс познания принципиально направлен на то чтобы научится что-то изменять т. е. осуществлять Волю. Мы пытаемся предсказать на каком-то временном этапе будущее чтобы его изменить - например отойти, когда летит кирпич. Пытаться вывести из научных моделей отсутствие свободной воли представляется мне также безнадёжным, как считать что с развитием слесарных инструментов мы сможем предсказать поведение слесарей. Считаю, что процессу познания соответствует не Лапласов, а Архимедов подход: "Дайте мне точку опоры и я переверну землю."
2003
Впервые опубликовано в рамках дискуссии М.Л. Герштейна с М. И. Петелиным : "Дискуссия о детерминизме Лапласа ( Discussion about Laplacian Determinism)" 2003, http://attractiveuniverse.com