Гетманский Константин Борисович : другие произведения.

Чемпионат Денежных Мешков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бюджеты ведущих футбольных клубов России в этом сезоне гораздо больше, чем у крепких середнячков, участвующих в основных национальных чемпионатах Европы. Но на качестве игры наших команд — как в розыгрыше первенства страны, так и на международной арене — огромные деньги почти не сказываются.

  Бюджеты ведущих футбольных клубов России в этом сезоне гораздо больше, чем у крепких середнячков, участвующих в основных национальных чемпионатах Европы. Но на качестве игры наших команд - как в розыгрыше первенства страны, так и на международной арене - огромные деньги почти не сказываются.
  
  Совсем недавно объем финансирования любого футбольного клуба России был тайной за семью печатями. Не удивительно: после распада СССР наш футбол более десятилетия жил, что называется, "по понятиям". Оптовая продажа российских игроков за рубеж в начале 90-х за громадные по тем временам деньги, а также не урегулированная ситуация с собственностью многих клубов просто не могли не привлечь к себе криминальные структуры, нечистоплотных футбольных функционеров, а также клубных управленцев, "распиливавших" бюджеты и получавших откаты за переходы игроков на Запад.
  
  Ситуация изменилась лишь пять лет назад. Во-первых, УЕФА провел обязательное лицензирование всех клубов, которые участвуют в розыгрыше европейских кубков. Одно из условий: переход на евростандарты в финансовой отчетности и прозрачность всех операций, связанных с финансированием команды. Иначе дорога в престижные и доходные турниры закрыта. Во-вторых, в наш футбол пришли не просто большие деньги, а ОЧЕНЬ большие деньги. Совокупный бюджет 16 клубов российской премьер-лиги увеличился с $200 млн. в 2003 году до $440 млн. в году нынешнем (см. таблицу). Богатые собственники и спонсоры клубов, о чьих мотивах поговорим ниже, хотят, чтобы команды играли на финансовом поле по более-менее цивилизованным правилам. Насколько это вообще возможно в России.
  
  Правда, и сейчас многие руководители команд с неохотой говорят о деньгах, оставляя себе пространство для маневра со спонсорскими вливаниями. Так, среди наших лидеров раскрыли приблизительные суммы бюджетов на 2007 год лишь ЦСКА, "Спартак" и "Локомотив". Последний, кстати, заявил на прошлой неделе о самом большом годовом бюджете в истории чемпионатов России - $70 млн. Председатель совета директоров "Локомотива" Сергей Липатов даже подробно, не скрывая гордости за железнодорожников, рассказал о структуре доходов и расходов. $40 млн. даст главный акционер - ОАО "Российские железные дороги", $20 млн. - другие спонсоры, а $10 млн. команда заработает сама. При этом $24 млн. потратят на зарплату игрокам и работникам "Локо", $7 млн. съедят налоги, а в $6 млн. обойдется обслуживание инфраструктуры (стадиона, тренировочной базы). Остальное - покупка новых футболистов и текущие расходы.
  
  К слову, среди всех клубов Восточной Европы лишь у донецкого "Шахтера" бюджет больше, чем у "Локо". Украинские горняки потратят в этом году почти $100 млн., $20 из которых они заработали на недавней продаже питерскому "Зениту" полузащитника Анатолия Тимощука. Это рекорд для трансферного рынка стран СНГ. Клуб из Санкт-Петербурга - российский лидер в покупке новых игроков к сезону-2007: на эти цели его хозяева потратили более $35 млн. (см. таблицу). При этом "Зенит" - единственная команда из пятерки лидеров прошлогоднего первенства России, которая категорически отказывается, несмотря на многочисленные вопросы журналистов, огласить сумму своего финансирования.
  
  Чем живут клубы
  
  Ни один клуб российской премьер-лиги пока не является самоокупаемым. Поэтому вложения владельцев команд и контракты со спонсорами - главные источники дохода. По словам президента "Зенита" Сергея Фурсенко, который, не называя цифр, все же рассказал недавно о структуре доходов команды, сейчас 90% бюджета питерцев покрывается за счет спонсорских взносов и рекламных контрактов. Остальные деньги "Зенит" получает от коммерческих проектов, продажи прав на телетрансляцию и билетов на матчи. Приблизительно такое же процентное соотношение доходов и у остальных команд премьер-лиги.
  
  У европейских же клубов кассовые сборы - одна из трех главных статей дохода наряду с рекламными контрактами со спонсорами и телетрансляцией. Но и билеты в Европе на самые плохие и неудобные места продаются за 40 евро и дороже. В то время как у нас, например, вход на центральную трибуну стадиона в Лужниках на матчи московского "Спартака" будет стоить в этом году от 300 до 650 рублей. Спартаковский абонемент на лучшие места на все 15 домашних игр обойдется в 8,4 тыс. рублей. При этом билеты на самые дешевые "фанатские" места за воротами будут продаваться по 150-220 рублей в зависимости от категории матча. Самые дорогие - на дерби с ЦСКА, а также матчи с "Зенитом" и "Локомотивом".
  
  Приблизительно такая же билетная политика и у других клубов. Однако отметим, что в городах, представленных в премьер-лиге лишь одной командой, цены на билеты гораздо ниже. Например, в Томске лучшие места стоят 300 рублей, а самые дешевые - 100 рублей. Дети и студенты поддерживают "Томь" вообще за "полтинник". Во Владивостоке, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Нальчике доступность похода на футбол тоже рассматривают в качестве социального проекта. При этом доходы региональных команд, подобных "Томи" или нальчикскому "Спартаку", от продажи билетов могут давать до 15-20% клубного бюджета. Стадионы в регионах обычно забиты под завязку, особенно когда приезжают гранды российского футбола. В Москве же только "Спартак", по словам его генерального директора Сергея Шавло, получает 15% бюджета именно от билетов и абонементов. А у "Локомотива" доля билетов в бюджете ниже 5%.
  
  Интересно, что самый бедный клуб нынешнего чемпионата - пермский "Амкар" (его приблизительный бюджет $7 млн.) - вообще окружен предприятиями-спутниками, пополняющими его котомку: кафе "Амкар", одноименные боулинг-бар-клуб и фитнес-центр, станция техобслуживания "Амкар-авто", еврохимчистка "Амкар-сервис" обеспечивают нищую по столичным меркам казну футбольного клуба. А что делать, если недавно один из главных акционеров - завод минеральных удобрений - заявил, что будет выделять средства только на существование команды, но не на ее развитие.
  
  Вопрос престижа
  
  В советское время, когда профессиональный футбол официально не существовал, за каждой командой, как правило, стояла какая-то солидная структура: ведомство, предприятие, общественная организация. Владеть командой или даже спортивным обществом (вроде милицейского "Динамо") было престижно еще со времен Василия Сталина, патронировавшего суперклуб ЦСК ВВС, который выступал в хоккейном и футбольном чемпионатах.
  
  Ныне хозяева 16 команд российской премьер-лиги - это бизнес-структуры, частные акционеры и (или) региональные администрации. Например, "Газпрому" принадлежит контрольный пакет акций "Зенита", а РЖД - основной акционер "Локомотива". Эти компании являются и основными донорами команд. Правительство Московской области - главный акционер "Сатурна" и "Химок", а администрация Ростовской области - ФК "Ростов". Правительство Кабардино-Балкарии контролирует "Спартак-Нальчик", который финансируется во многом из личных cредств президента республики Арсена Канокова, администрация Самарской области - "Крылья Советов". "Луч-Энергия" из Владивостока работает в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства, куда входят администрация Приморского края и ОАО "Дальэнерго". "Кубань" принадлежит структурам предпринимателя Олега Дерипаски и правительству Краснодарского края. "Рубин" - муниципальное учреждение, которым владеет мэрия Казани. Однако в этом году тяжесть основных расходов на содержание казанских футболистов ляжет на спонсоров - "Татэнерго" и группу ТАИФ.
  
  Солидные организации вроде "Газпрома" или ОАО РЖД заставляет идти в футбол прежде всего популярность народной игры. В рекламе своего бизнеса монополисты не нуждаются. Содержание клуба для них - это скорее вложение в имидж. То же можно сказать о "ЛУКОЙЛе" и ВТБ - спонсорах московского "Спартака" и ЦСКА. Компании поменьше заинтересованы в рекламе, размещении своих логотипов на футболках и стадионах. К тому же они зачастую финансируют клубы, чтобы не портить отношения с региональными администрациями. То есть "скидываются" на футбол по просьбе того или иного регионального руководителя, ратующего за свою команду.
  Черная дыра Деньги очень важны для российских клубов, но они не всегда определяют результат. Особенно когда огромные суммы тратятся бездумно и бессистемно. В этом плане показателен пример московского "Динамо". В 2004 году контрольный пакет акций клуба купил миллиардер Алексей Федорычев, разбогатевший на производстве удобрений. Он вложил в команду более $100 млн., потраченных на покупку футболистов. Но в 2005 году "Динамо", звездный состав которого, как считалось, мог бороться за медали, заняло 8-е место. А а прошлом сезоне команда едва не вылетела из премьер-лиги, чудом зацепившись за 14-е место. В итоге Федорычев в ближайшие дни продаст свои акции центральному совету "Динамо", по некоторым сведениям, за $20 млн. Команда же, обремененная долгами, в ближайшие годы будет, скорее всего, жить в режиме экономии, не претендуя на высоты российского футбольного олимпа.
  
  "Спартак" и "Локомотив", по заявлениям руководителей команд, без помощи акционеров и спонсоров могут окупить себя лишь на 40-50%. По словам президента ПФК ЦСКА Евгения Гинера, прошлогодний чемпион России в 2006 году достиг рекордной для России окупаемости в 60-70%. В ЦСКА утверждают, что клуб станет прибыльным через два года, когда у армейцев появится собственный стадион. У других команд премьер-лиги планов выйти на самоокупаемость в ближайшей перспективе нет.
  
  В Испании, Италии и Великобритании, где одни из самых сильных внутренних чемпионатов, средняя команда с годовым бюджетом в $15-20 млн. не только показывает отличный футбол, но и приносит солидную прибыль. Наши же клубы пока и прибыли не приносят, и игрой не сильно радуют. К слову, бюджет испанской "Сельты", недавно выбившей "Спартак" из кубка УЕФА, - "жалкие" $30 млн., а израильского "Маккаби", обыгравшего в этом кубке ЦСКА, - вообще смешные для России $8 млн. Почти как у пермского "Амкара"!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"