Гил Наиль Фавилович : другие произведения.

5 Глава пятая. Тайные кабинеты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ахмед Зеки Валиди Тоган, родился в "Уфимской губернии". Учился в Казанском университете.


0x01 graphic

Глава пятая. Тайные кабинеты

   Родства своего не помнят
  
   История татар Поволжья сложнее, чем история русских, историография здесь стоит верх дном. И приняла она такую форму не по своей воле. Сегодня волжский татарин свое древнее прошлое не знает в принципе и принципиально. Что поделать, ну не хочет...
   Что ему известно: булгары, казанское ханство, хан Батый вот -- пожалуй -- и весь его арсенал из исторического познания. Слово "татарин", для него, гордость или презрение!? Завоеватель Батый его прапрадедушка, и "Золотая Орда" -- безусловно -- его великая история. Сегодня житель Поволжья, кроме всего этого, пожалуй, и не сможем ничего рассказать. Что с этим делать он не решил, не знает. И с XIII века течет отчет времени. Что означает слово -- татарин? и что было до прихода сюда монгол, нам неизвестно! Не скрывая очевидного, заметим, невежественность берет свое начало не по причине отсутствия достойной литературы, а скорее по причине не желания ознакомиться с той, которая есть.
   Одним словом -- волжский -- Иван, не помнящий родства...
   Во времена Петра I, в Россию приезжали заморские гости, кто по делам государственным, а кто в поисках прописки. И удивлению их, не было предела. Житель Московии не знал практический ничего. Большинство не умело писать, науками не владело, а говорить о знаниях своего прошлого -- даже говорить не приходится. Мужик был совершено темен, невежественен... А в XIX столетии, в России уже появилось такое понятие -- "Иван, не помнящий родства". (Когда поступающие на службу; на работу, не помнили своих предков.) Здесь не важно, в какую пору возникло это выражение: тогда, или чуть раньше? И высказывание это, естественно, к человеку по имени Иван не имеет никакого отношения. Обращено оно (в современном смысле) к тем, кто не ведает своего прошлого, кто не знаком со своей историей... Не помнит предков, не знает своего родословного древа.
  
   Автор книги "Etoile Polaire" Виконт Де Арлякур, заметил: "Русские, которых вы спрашиваете и которые вводят вас в заблуждение, делают это обыкновенно по незнанию, для насмешки или по расчету; первые обманывают добросовестно, ибо сами верят в то, что сообщают; или кажется забавна доверчивость любопытного; наконец последние обманывают из патриотизма, почитая необходимым для блага своего отечества не сообщать путешественникам верных о нем сведений". Это наблюдение иностранца, давшего беспристрастную оценку россиянину. Историк К.Н.Бестужев-Рюмин отметил следующее: "В новой Руси иностранцев принимали с распростертыми объятиями, но те, с которыми они сближались, по большой части стыдились невежества своего народа, им мало известного, и старались выдавать себя за образованных европейцев". А вот что заметил французский путешественник А.Де Кюстин, побывавший в России в первой половине XIX века, вот как им описана красота русской женщины: "Краска проступает у них сквозь кожу, отличающуюся прозрачностью и необыкновенной нежностью. Прибавьте к этому зубы ослепительной белизны и -- большая редкость -- прелестные, поистине античные линии рта. Но глаза, по большей части голубые, имеют монгольский разрез и как всегда у славян, смотрят плутовато и беспокойно". Увиденное им в чужой стране, заставляет отметить и следующее: "Я уже говорил и повторяю еще раз: русские не столько хотят стать действительно цивилизованными, сколько стараются нам казаться таковыми. В основе они остаются варварами". Что тут мы возразить чужеземцу? Пожалуй, каждый приехавший в чужую страну, для себя видит там варвара. Для француза варвар тот, кто живет от него в отдалении, для россиянина тот, кто пожаловал к нему в гости...
   А что касается "цивилизованности", то тут, можно поспорить.
  

***

   О том, что существовало государство Волжская Булгария, как я уже выше писал, историкам известно давно. Ученый мир с этим знаком с XVIII века. ...Но это историкам. А вот потомки этого государства, о его существовании ничего и не знают. Взяв на себя смелость, посмею дерзнуть -- и не хотят знать! Пожалуй, так удобнее... легче; быть "не помнящим", "не знающим", чем ведать что-то о своих далеких предках. Российская академическая наука утверждает, что народ булгар принял веру в 922 году; религию, которая называется Ислам. Если придерживаться выше приведенной трактовки, то татары Поволжья -- мусульмане с десятого века. То есть у нас тысячелетняя исламская культура. И стоит признать, у нас Великая история (?). Чем, без преувеличения, стоило бы нам гордиться!.. Имеются мечети, есть религиозное духовенство, литература, язык... Все есть: все довольно уютно скомпоновано -- у нас тысячелетняя мусульманская культура.
   Но духовности, к сожалению, у нас нет... как бы там не старались, как бы не радовались...
   В первой половине XX века, в боннском университете открывают восточные семинары -- "международный научный центр". Это обуславливается интересом ученых к древней истории востока. Куда привлекаются многие востоковеды. Одним из ведущих специалистов этого уголка посвящения, был Пауль Кале.
  
   J Пауль Эрик Кале (1875-1965). Уроженец восточной Пруссии. Прослужил шесть лет лютеранским пастором в Каире. Преподавал в университетах Германии... в 1923 году, становится руководителем восточного семинара. В Оксфорде получил докторскую степень по философии и по теологии. Написал двадцать семь научных трудов.
  
   Кроме всего прочего, Европу заинтересовала и история "древнего хазарского государства", заинтриговался этим и Пауль Кале. По этой теме, появляется ряд ученых-историков, и последователи бывшего лютеранского пастора. Один из них, американский востоковед Д.М.Донлоп в 1954 году по наставлению самого Кале, издает книгу "История иудейских хазар", ставшей важной вехой в изучении темы. В противовес бельгийскому историку Анри Грегуару, еще в 1937 году опубликовавшему статью, где "Хазарские переписки" смело ставились под сомнение.
   По хазарскому вопросу, начинаются споры, так, полемика за стенами этого научного учреждения накаляется докрасна. В чем собственно и выражается работа коллектива. На то она и наука. Но наукой здесь и не пахло. Задача стояла особая -- создать государство с религией. Следовало найти иудаизм у древних хазар. Нашли ли они иудаизм, в недрах древнего тюркского каганата? У Хазар?.. На этот вопрос, любой студент исторического вуза, вам даст ответ! Издательством Принстонского университета, в 1954 году, видит свет книга "История иудейских хазар", и подлинность "Хазарской переписки" безапелляционно доказывается. "Таким образом, двумя главными апологетами хазарского иудаизма стали добросовестные протестанты-северяне".
   Следующим учеником лютеранского пастора, доктора философии и теологии Пауля Кале, был сын башкирского народа -- Зеки Валидов.
  
   J Ахмед Зеки Валиди Тоган, родился в "Уфимской губернии". Учился в Казанском университете. Вел научную работу в Петербургской Академии Наук. Состоял в Российской Думе. Входил в "Комитет Шести..." (Ленин, Сталин, Троцкий...). В первую мировую войну создает башкирское войско. Жил в Персии, работал в Турции советником министра в Анкаре. Преподавал (профессор) турецкий язык в стамбульском университете. В Вене защитил докторскую диссертацию. Почетный профессор боннского университета.
  
   Этот загадочный субъект был не из западной Европы, а родом из России, с Урала. В 1924 году в Анкаре, Зеки Валиди, при Мустафе Кемале, становится советником министерства образования. А когда в Турции начинает процветать пантюркизм, профессор турецкого языка стамбульского университета З.Валиди выходит в отставку. И как только "от Стамбульских профессоров потребовали, что бы они учили своих студентов, будто вся мировая цивилизация происходит от тюрков", Валиди покидает Турцию, и переезжает жить в Европу. И в Вене, плотно берется за дело по изучению средневековой истории... По характеристике Артура Кеслера: "Это был настоящий ученый, человек обширной эрудиции, всегда готовый учиться, сотрудничество с которым всегда было очень плодотворным".
   "Отец тюрков" (ата-тюрк) Мустафа Кемаль, в первой половине XX века в своем средневековом государстве совершил революцию. Поменяв прежние нравы ввел новые законы и правила, выдернув свой народ из средневековых дебрей: "выступал за поддержания дружеских отношений с Россией". Что -- по всей вероятности -- и стало главной причиной бегства профессора из земли обетованной к истокам мировой историографии. Жизненный путь Ахмеда Зеки Валиди, сродни с походами древних завоевателей, уж очень обширная биография! Хватило бы на несколько жизней...
   Но вернемся к истории.
   На чем здесь следует акцентировать свое внимание? так это -- на блестящей защите докторской диссертации Валидовым! Озаглавленная как "Путешествие Ибн-Фатлана к северным болгарам, тюркам и хазарам". Как замечает Кеслер, "арабский текст которого сам обнаружил в Мешхеде". Само название научной работы вызывает здесь предельный интерес, -- "...болгарам, тюркам и хазарам", -- предлагая скорее нам геополитический аспект дела, чем научный? Ведь сегодня бесповоротно доказано, болгары и хазары, это -- этнические тюрки! Народы тюркоговорящие: люди одной крови, одной веры... Не знал ли профессор об этом?
   ...В чем же важность анализа этой темы?
   Записки "Ахмеда Ибн-Фадлана" (секретаря посольства) -- это единственный в мире источник, который взят за основу принятия веры булгарами в X веке. Больше никаких документов свидетельствующих об официальности данного государственного акта -- нет! Это "единственный известный список "Записки Ибн-Фадлана были обнаружены востоковедом А.З.В.Тоганом в 1920-х годах в библиотеке при гробнице имама Али ибн-Риза в Мешхеде (Иран)"". И еще -- что довольно прискорбно -- если знакомиться с материалами -- современная наука сожалеет "что конец рукописи отсутствует, причем неизвестно, сколько листов не хватает".
  
   J В 1937 году фотокопия мешхедской рукописи, от правительства Ирана, была передана в дар Академии Наук СССР. Востоковед, доктор исторических наук А.П.Ковалевский переводит ее на русский язык, а в 1956 году производится дополнительная переработка. Сегодня, именуется как "Записки Ибн-Фадлана".
  
   И. Существует несколько версий: первая, это не иначе как подделка, умело изготовленный памятник, вторая: написаны со слов очевидцев. Но повторяю -- это лишь версии. Посмотрим некоторые интересные моменты: Зеки Валиди сам находит; сам переводит; и сам же блестяще зачищает докторскую диссертацию. Для одного человека -- пожалуй -- многовато, непосильная ноша. Отметим. В кулуарах боннского университета "добросовестные протестанты-северяне" активно дополняют недостающие звеня в цепи истории, шлифуя эпоху далекого средневековья. Сначала эти семинаристы доказывают подлинность "Хазарской переписки": чем смело присуждается религия древним "хазарам"; ну а за тем и древние "булгары" получают свою веру. Ислам. ...Так, сыном башкирского народа обнаруживается затерянная правда... Чем, в истории древних Булгар Поволжья, и латают брешь в дальнейшем.
  
   J Что такое "Хазарская переписка"? это письма Хасдая с Иосифом. Первая "рукописная" версия этого документа, хранится в библиотеке колледжа Церкви Христа в Оксфорде. Первая "печатная" версия содержится в еврейском памфлете "Кол Мебашер". Была напечатана в Константинополе, примерно в 1577 году И.А.Акришем. Хранится в Бодлеанской библиотеке в Оксфорде.
  
  
   Ибн-Фадлан
  
   Восточные источники, памятники... российским историкам были известны еще в XIX веке. Они были доступны. С.М.Соловьев, Н.И.Костомаров, В.О.Ключевский и многие другие ученые руководствовались ими в своих научных работах. Их титанические труды наводнены ссылками...
   Кратко приведу некоторые документы. В сокращениях доходит "Книга путей и государств", автор Ибн-Хордодба. Этот источник X века сообщает о торговых отношениях с Русью. Преподаватель богословия и права в Багдаде, Язидат-Табари (839-923), оставил "Историю Царей". Али Ибн-Хусейн (957) путешественник и энциклопедист написал сочинение "Золотые луга". Абу-Исхак аль-Истахру аль-Фарси принадлежит "Книга Климатов". Багдадский ученый Ибн-Хаукаль, в 977 году написал "Книгу путей и государств". Ибн-Ал Надим -- которого считают отцом истории и литературы древнего востока -- написал "Книгу росписи наукам". В ней есть упоминания о письменности Руссов...
   Во второй половине XIX века -- как удостоверяет нас историк К.Н.Бестужев-Рюмин -- находят "драгоценный восточный источник для древней истории России". Это Ибн-Дост (Абу-Али-Ахмед Бен Омар), который в начале X века трудился над этнографией народов населявших тогда территорию сегодняшней России. Так же есть позднейшие авторы. Ибн-Батута (Абу-Абдолах-Магоиет 1302-1377), путешественник, объехавший Азию от Китая до Суматры. Так же: Якут Бен-Абдалах, Ель-Андализи, Казвини, Димешки, Абдульфед, Бакуви и многие другие.
  
   J Этот список, всего-навсего, приведен из книги Бестужева-Рюмина "Русская История". К.Н.Бестужев-Рюмин (1829-1897) профессор русской истории петербургского университета. В 1851 году окончил московский университет; историко-филологический факультет. Докторская диссертация: "Состав русских летописей до конца XIV века". Член Археографической комиссии и Географического общества. Академик Петербургской Академии Наук. Труды: "Крещение Руси...", "Владимир Святой...", "Князь Владимир Всеволодович Мономах...", "Московское княжество..." и другие. Состоял в петербургском славянском комитете.
  
   Доктор наук Константин Николаевич Бестужев-Рюмин, работу над своей книгой "Русская история" заканчивает в 1885 году. В предисловии академик пишет: "я готов покаяться в тех заблуждениях, которые будут мне показаны и доказаны". А вот цитата из его книги, "Ибн-Фадлан, участвовал в посольстве от халифа к новообращенному царю Болгарскому (921), оставил известие о болгарах, хазарах, руссах" (Ахмед-бен Фадлан-бен Аббас-бен-Рашид-бен Гаммад). Русскому академику и в голову не могла придти мысль что, меньше чем через полвека на эту тему защитят докторскую диссертацию. То есть, еще раз найдут эти "записки"! Константин Николаевич заметил: "Из всего указанного нами при обозрении источников и пособий видно, что сделано много, но многое еще остается сделать: еще многие вопросы только затронуты. Зная это, мы должны стараться быть как можно более осторожными в своих общих выводах".
   Рассматривая значение ислама у Булгар, и иудаизма у Хазар, невольно приходишь к мысли -- ведь все правильно! Профессор русской истории К.Н.Бестужев-Рюмин пишет: "Летописи рассказывают, что к Володимеру приходили послы от разных народов: от болгар, хазарских евреев, немцев и, наконец, греков и каждый из них хвалил свою веру и предлагал князю в нее обратиться". Дальше мы с вами знаем что князь Владимир выбрал греческую Веру. Православную. Перекопавший вдоль и поперек древнюю историю Бестужев-Рюмин сообщает нам и интересные изюминки прошлого: "первым русским князем, принявшим крещение, был Аскольд <...> В 957 году крестилась Ольга, а в 988 году, внук ее Володимер". Интересно, и при том очень!..
   В девятнадцатом веке, лицо русской исторической науки выглядело не важно. Это можно понять. Ведь к тому времени, только-только научились писать и читать по-русски, понимать то, что написано... русское слово только-только встало на ноги. Один из титанов русской исторической мысли того времени Н.И.Костомаров, свою научную работу начинает со слов: "...и летописи, сообщающие его историю, передают немало таких черт, в достоверности которых можно скорее сомневаться, чем принимать их на веру".
  
   Единственный щекотливый вопрос -- касающийся Ислама у Волжских Булгар!.. Откуда все же пришли послы от иудеев и от мусульман к русскому князю Владимиру ("послы от разных народов")?.. Если о "Записках" Ибн-Фадлана было известно еще в девятнадцатом веке, то, что же обнаружил в таком случае Зеки Валиди в Мешхеде, в библиотеке при гробнице имама Али ибн Ризы? Вот вопрос... Входил ли Валиди в общество иезуитов, или в другие организации (кроме как НСДАП), об этом ничего не известно. Но известно другое: он трудился в европейских школах, активно способствуя продвижению науки. (В 1935 году, профессор Боннского университета.)
   Главная концепция титанического труда! -- решение "долгого" вопроса: "откуда пришли мусульмане к Киевскому Князю"?.. Значит, было, откуда приходить?

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"