На протяжении последних веков в российской историографии существует проблема... Русские историки не могут определиться с термином "Русь". С одной стороны -- если внимательно взглянуть на этот диссонанс -- это сладкий пирог на праздничном столе, с другой -- кость в горле. Не знают, что с этим делать. В середине двадцатого века эту "русскую проблему" начали решать европейские ученые: проблему "этимологии национального имени русских"! До этого -- как бы -- было не до нее... Французский профессор Л.Мюссе считал, что "это слово появилось в 839 году... Ruotsi, Rootsi... и сегодня, -- как пишет ученый, -- украшают балтийские берега". Так же отметил следующее: "Новое название было очень быстро принято киевским княжеством и его соседями" /Источник: Arkiv For nordisk filologi/. Эдуард Гиббон, историк XVIII века, пишет: "понятие русские впервые стало известно в Европе в девятом столетии".
Наиболее вероятную этимологию этого термина (Русь), вывели из Скандинавии: "это производное слово от древнескандинавского "rodhr", либо в прямом смысле, либо в косвенном" пишет Мюссе. В прямом смысле это -- "экспедиция кораблей навеслах,или подразделение морской армии", в косвенном -- название региона Упланда. Швеции -- Roden или Roslagen, где, собственно, и набиралось войско для морских походов. Еще одно интересное свидетельство, в X веке балтийское море называли "варяжским", а с появления уже русского государства, стали именовать "русским морем". ...По крайней мере, если даже выведена не верная этимология термина, то хотя бы была дана ссылка, откуда исток...
Это -- мнение всего лишь одного ученого.
Сегодня известно следующее: варяги, проникшие на земли Новгорода, Киева, называли ее "страной городов" (Gardariki). На их языке, названия этих населенных пунктов, звучали следующим образом: Holmgardhr (Новгород), Aldejgjubog (Старая Ладога), Kaеnugardhr (Киев)... а имена пришельцев были такие: Ингвар, Хельги, Хельга... Л.Мюссе -- автор книги "Варварские нашествия на Западную Европу..." -- отмечает: "большинство русских специалистов, отказывались вести дискуссию на условиях, предложенных скандинавскими историками". Вот интересное наблюдение? Ну а почему отказывались? -- не совсем ясно! Ведь источники: историческая литература и все прочее, не скрывают "норманнского" начала русского государства, включая сюда работы А.Лызлова В.Ломоносова, В.Татищева, не говоря уже о "Повести временных лет"?
J В.Татищев в своей книге "История Российская" напомнил читателю о родстве русских со шведами, написал следующее: "Царь Михаил Федорович для возобновления древнего с датским королем союза... по совету с патриархом и боярами положил намерение взять короля датского Христиана 4-го сына Волдемара... и выдать за него дочь свою царевну Ирину... ".
***
Новую историю для новой государства, своим писарям начал диктовать Ярослав Мудрый. С варяжскими правом и с византийскими мыслями была опубликована "Русская Правда" (Руська правда). Ярослав создал свод законов, тем самым, накинув черный плащ на древнее прошлое; накрыв плотною частью материи западную территорию -- русскую.
...Современное французское слово "prouver", имеет следующие значения -- доказывать, свидетельствовать, а слово "pouvoir" -- влияние, власть, сила, полномочие. Здесь следует заметить, очень похожее на русское -- "проверять" (!). А в древнетюркском словаре, слово "прова", означает -- проверять, корректировать. Согласно по выше приведенным источникам: получилось "коррекция"(государственного) закона. И не отсюда ли -- "Русская Правда"? Н.И.Костомаров заметил: "Ярославу принадлежит начало сборника древних законов под названием "Русской правды". Сборник этот, существующий в нескольких различных то более, то менее полных редакциях, заключает законоположение, установленные в разные времена и в разных местах, чего в точности определить невозможно". Да, и в правду, его обнаружил В.Татищев (документ), "краткую ее редакцию". И сегодня, мы имеем только списки... Византиновед Успенский отметил: "И походы на Константинополь, и договоры с греками, и Русская Правда -- относятся к норманнской дружине и не говорят ничего о славянах". В древнетюркском словаре, слово "провда" (provda) -- заведомая лож. Как же тут не вспомнить строки классика -- "Умом Россию не понять".
После дороги к "грекам" и вхождения в лоно Константинопольского уюта, историография кипчаков превращается в вольное насаждение искаженных постулатов.
Свои коррективы, в историю "норманнской дружины", в XV веке внесла гречанка Софья Палеолог (Зоя -- внучка византийского императора Мануила II).
Благодаря ей, московского двор перенял некоторые правила византийского этикета, и -- как считают историки -- династический знак -- двуглавый орел. Сделавшись в последующем гербом московского государства. ...Во времена правления "первых" Романовых, страницы исторической литературы тоже меняют свое содержание, срезая под корень прошлое. Дела своих предшественников. А Петр Алексеевич -- с детства приученные ко всему европейскому -- не покладая рук трудился над этим вопросом. Как заметил Бестужев-Рюмин: "первоначальниками науки были у нас ученые немцы". В 1724 году была основана Петербургская академия наук: с именным указом самого императора -- "О приглашении ученых людей в Российскую Академию Наук и о выдачи, желающим ехать в Россию, нужных пособий". Там, из под пера Коля выходит сочинение "Введение в историю литературы славянской", Байер создает труды о скифах варягах и скандинавах, а Миллер -- без преувеличения -- становится "настоящим отцом русской исторической науки". Так же колыбель, в области историографии качали -- Иоган Эбергард Фишер, Штрубе де Пирмонт...
Окрыленная успехами российская наука, в 1767 году в Петербурге издает мало известную хронику киевского монаха Нестора "Повести Временных лет", из которой выходит фраза -- "...беша у него Варязи и Словении и прчи, прозвашася Русью". Этот непонятно откуда появившийся источник, (Воспоминания А.Л.Шлецера: "В.Н.Татищев... в 1719 г. получил один список Нестора из кабинета Петра, который он тотчас переписал для себя... в 1720 г.... Татищев был командирован в Сибирь... Тут он нашел у одного раскольника очень древний список Нестора. Как он удивился, когда увидел, что он совершенно отличен от прежнего! Он думал, как и я сначала, что существует только один Нестор и одна летопись"), c 1719 года претерпел неоднократного редактирования. По одной версии, этот титанический труд был создан на территории Византии, по другой в Киеве: и позже десятого века. Ведь именно в Греции, в начале второго тысячелетия, на стыке веков, сидели философские умы -- кропя историографию для свежеиспеченных государств.
J Вот что оставил А.И.Герцен: "История других народов -- повесть их освобождения. Русская история -- развитие крепостного состояния и самодержавия. Переворот Петра сделал из нас худшее, что можно сделать из людей, -- просвещенных рабов". "В Москве, -- говорил Чаадаев, -- каждого иностранца водят смотреть большую пушку и большой колокол. Пушку, из которой стрелять нельзя, и колокол, который свалился прежде, чем звонил. Удивительный город, в котором достопримечательности отличаются; или, может, этот большой колокол без языка -- гиероглиф, выражающий эту огромную немую страну, которую заселяет племя, называющее себя славянами, как будто удивляясь, что имеет слово человеческое".
Славяне или норманны
Как в природе заведено: дитя выучившись разговаривать, став взрослым ...принимается спорить с родителями. Вполне понятное явление. Так и в России -- получив (западное) образование, русы начинают обсуждать появления себя на свет. Не слыша никого рядом... В России, в расцвете своей просвещенности -- в конце XIX века -- появляются две школы: одна из них за норманнское происхождение русского этноса, другая за славянское. Виной послужила такая фраза -- "по отношению к имени `'Русь'', установлен роковой пробел". И русская интеллигенция закипела в спорах. Что и привело к образованию двух направлений -- славянофильство и западничество. Каждая школа для предстоящих поединков с оппонентом, собирала исторический материал. Одним из славянофилов,был Алексей Степанович Хомяков, считавший, что самодержавие необходимо для сохранения и развития России. По воспоминаниям Александра Герцена: "со стороны православия и славянизма, во всякое время дня и ночи он был готов на запутаннейший спор и употреблял для торжества своего славянского воззрения все на свете... Споры, -- пишет Герцен, -- возобновлялись на всех литературных и не литературных вечерах, на которых мы встречались". ...Русские, с ярко выраженными тюркскими фамилиями, такие как С.Аксаков, К.Аксаков, братья Киреевские... стояли на стороне славянофил, старательно выводя своих предков из славянских дебрей. И Хомякову, основателю славянофильства в России, у которого "ум сильный, подвижный, богатый средствами... богатый памятью и быстрым соображением", А. Герцен дает такую характеристику: "...в несколько восточных чертах его выражалось что-то затаенное и какое-то азиатское простодушное лукавство вместе с рисским себе на уме"...
J Особые страсти накалились в год празднования девятисотлетия крещения Руси. "Борьба между ними сделали проблему развития Запада предметом общественного интереса" отметил Успенский.
..."Означает ли Русь скандинавское или туземное славянское?" -- историк заметил правильно. "Пойдешь по этой дороге, уйдешь в Скандинавию, по другой славянскую Русь, но где эта Русь находиться, никто не знает"! "Все больше историков тогда снаряжали экспедиции в древнюю русскую историю, в темную ее область", в XIX веке писал Ф.И.Успенский. И они пошли: чьи скрежеты и сегодня на филологических кафедрах режут слух. "Целая фаланга ученых начиная с прошлого столетия, боролись до изнеможения отстаивая всеми силами неприкосновенность этого места летописи", отмечает ученый. Одно сторона неугомонно твердила что скандинавская школа имеет "более длинную и старую историю чем противоположная ей славянская" -- существовавшая на незыблемых трудах птенцов петровых -- Байера, Миллера, Шлецера. Но и славянскаяшкола не уступала свою позицию: здесь, непреклонных немецких зубров рушили -- Ю.Венелин, М.Каченовский, Н.Надеждин, М.Максимович...
В поисках своей исторической родины, российские норманисты и славянисты спорили до хрипоты. Искали корни. "Книги наши начинались со слов, -- пишет Успенский, -- И идоша за море к Варягам к Руси... и реша Руси Чудь, Славяне и Кривичи земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет... Придите княжить и владеть нами". Конечно же, это нетленный Нестор, и здесь точка начала отчета государства российского, как начал свою книгу Н.Карамзин: "Сия великая Европа и Азия, именуемая ныне Россиею...". Что, -- как бы это не выглядело печально, -- сегодня преподается в обычных школах.
Русский византинист
J Автор книги "История Византийской империи", русский историк Федор Иванович Успенский в 1888 году, к девятисотлетию крещения Руси написал речь (Доклад предназначался для Одесского Славянского Благотворительного Общества). Весь его доклад был пропитан одним вопросом -- "кто мы"! Что удивительно, тогда отмечали юбилей, "крещение Руси"... и не ведали истоков начала своего отечества...
В середине девятнадцатого столетия, центром изучения истории славян всего мира, становится город Москва. В 1804 году здесь возникает "Общество Истории и Древности Российских", а в 1811, при московском университете учреждается "кафедра славянской словесности". К 1835 году, организуют кафедру "истории и литературы славянских наречий". И тенденция покатилась по наклонной.
Первый русский "славист" К.Ф.Калайдович, пишет произведение под названием "Иоанн, Экзарх Болгарский" (1824), которое, -- как заметили критики -- "составило целую эпоху в развитии славяноведения". Так же, список трудов этого неутомимого любителя словесности и истории древностей, составил "Древние русские стихотворения", изданный им в 1818 году, "с обстоятельным предисловием". Очередным поклонником древней славянской культуры, так же был автор многих романтических трудов сын православного священника Ю.И.Венелин (румын по происхождению, настоящее имя -- Георгий Гуца). Этот мадьяр, сбежавший из своей родины сначала в Кишинев, а затем перебравшись в Москву, подобно немецким историкам-националистам того времени, приписал славянам какую-то особую историческую миссию -- подняв их удельный вес в истории. Профессор О.Л.Вайнштейн дает оценку: "довольно впрочем фантастического, что скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, варяги и т. д. принадлежали к славянскому племени, -- профессор дальше замечает, -- Славянофильство, как направление общественной мысли, выросло на романтической философской основе".
Стоит отметить одного из ярких представителей славянофильства -- Дмитрия Ивановича Иловайского, в 1870 году утвержденного в степень доктора русской истории. Его публикации в прессе вели пропаганду в кругах молодых историков. За принятие своей версии, Дмитрий Иванович, -- против ненавистных "норманнов", -- бросил все силы. Его учебниками (истории) гимназии пользовались до октябрьской революции... (Пособие по русской истории для среднего возраста переиздавали 44 раза, для старшего возраста -- 36 раз. По всеобщей истории для среднего возраста -- 35 раз, для старшего -- 30 раз.) Некоторые труды этого "тайного советника", носят названия "История Рязанского княжества", "Разыскания о начале Руси...", "История России" (в пяти томах).
После чего, в России, историей славян занялись всерьез.
J"Возьмем имя Карлы. С первого взгляда оно может показаться немецким. Но напрасно вы думаете, что это имя исключительно принадлежало Немцам; оно, без сомнения, употреблялось и у Славян. Иначе откуда же наше карло с его уменьшительным карлик?" ("Разысканiя о началъ руси" Соч. Д.И.Иловайскаго. 1876 г.) О тюрках, в данной монографии ни слова: они присутствуют как скифы.
В России, после карамзинского времени, творилось что-то невообразимое... Вот что пишет А.Герцыну выдающийся журналист того времени Николай Алексеевич Полевой: "...впрочем, если бы что открылось любопытное, пожалуйста, сообщите мне. Русская история сделалось моею страстью. Я охотно готов сообщить вам исторической пыли, сколько хотите". "Я полагаю, -- говорил Полевой, -- что в словах "русское государство" заключалась главная ошибка моих предшественников. Государство русское начало существовать только со времени свержения ига монгольского, до конца же XV века существовало в России несколько государств".
В 1854 году под редакцией академика И.И.Срезневского выходит в свет книга, "Мысли об истории русского языка". Измаил Иванович, то уходя в далекое прошлое, то анализируя недавнее прошлое, прошелся мыслью по древу: "Еще народный русский склад речи не считается годным для важных истин науки, еще народный русский размер слишком прост для высокой поэзии, но и тот и другой уже получили законность в литературе, уже стали необходимы Достигнувший самобытности в литературном языке, мы достигнем самобытности и в литературном вкусе и будем наконец иметь свою русскую литературу -- не по одному звуку, но и по духу". О древней культуре -- тут и не мечтай.
Первый русский драматург Фонвизин (Фон-Визен), стоявший у самого истока русской драматургии, отметил вот что: "У нас в древности писцов было мало; из них отличился Нестор, писатель российской истории. Между сочинителями нынешнего века славен Ломоносов, творец лучших од на российском языке". Спрашивается -- о чем лил слезы это несчастный "лифляндский рыцарь", чем ему можно посочувствовать?.. что тут можно сказать?.. Денис Иванович Фонвизин, хорошо знавший историю, языки, с волнением соизволил посекретничать: "Сему обязан я, если имею в российском языке некоторое знание. Ибо, читая церковные книги, ознакомился я с славянским языком, без чего российского языка и знать невозможно". А где же мама с папой, рассказывающие в раннем детстве, сказки на славянском языке?..
Вспомним А.С.Пушкина -- "...Мы любим муз, чужих игрушки, Чужих наречий погремушки, А не читаем книг своих. Но где ж они? Давайте их. Конечно: северные звуки Ласкают мой привычный слух, Их любит мой славянский дух, Их музыкой сердечны муки Усыплены... но дорожит Одними звуками пиит".
***
Примерно в это же самое время в далекой Германии, один человек решил заняться лингвистикой: фольклором, историей религии и прочими науками. Его основной труд: "Памятники древностей немецкого права", но прославился он вовсе не этим. Звали этого альтруиста Яков Гримм (Jacob Ludwig Karl Grimm 1785-1863)... да, один из тех братьев, которые оставили свой след в истории как издатели сказок. Не довольствуюсь изучением проявлений "народного духа", в праве и языке, Я.Гримм, говоря обзорно, идет в народ, собирать фольклорный материал -- поговорки, пословицы, песни, легенды, мифы и саги. И под влиянием бурной деятельности немецкого исследователя: ученые усваивают мысль: в саге (Saga -- поэтическое сказание. От тюркского: "saygi" -- почтительность, уважение. Или, "savga" -- рассказывай) заключено историческое зерно. От него же берет начало и то течение в истории культуры, которое стремится охватить развитие народа путем изучения его быта, нравов верований и суеверий... Идея оказалась заразительной, появились подражатели -- Генрих Риль, например, стал "основоположником немецкой культуры"; русский-немец В.Даль, стал основоположником русской культуры, выйдя на дорогу в поисках сказок и поговорок с русских земель. (Интересно -- какие могут быть русские сказки и поговорок на земле, которое более тысячи лет назад было заселено тюрками? Алтайцами?)
Но вернемся в Россию.
Было утверждение, что первые русские князья имели скандинавские имена и днепровские пороги, и не произвели никакого почти изменения ни в языке не в обычаях. Смело вывели следующее -- "пришлые из-за моря люди не были племенами или народами, а составляли сбродные дружины, набираемые отовсюду, и таким образом, дружины иноземного происхождения дали свое имя славянам, составившие Русское государство". И в 1870 году, средняя научная партия мирит две стороны, стоявшая за "скифское" начало. (Как упоминалось выше, "Разыскания о начале Руси..." Д.И.Иловайского, наполненное термином -- "скифы".) Появляются ряд ученых, которые начинают рассматривать тюркский элемент средневекового евроазиатского континента...
Публика всколыхнулась в 1878 году, когда датский лингвист Вильгельм Людвиг Петр Томсон взорвал бомбу. Разворошившее гнездо под названием "русская история". Может быть тогда, впервые, русские ученые и задумались о том -- чем занимаются? Что пишут? И кому нужна такая наука? Но научные споры необходимы, иначе как добраться до истины? В конце XIX века, Российской Академией Наук, по маршруту, проложенному Н.Ядринцевым, отправляются две экспедиции -- финская и русская. Русскую группу возглавил В.В.Радлов.
J Николай Михайлович Ядринцев (1842-1894). Дал предположение руническим надписям Минусинского музея, о принадлежности их к тюркам, и первым в России произнес: "Подобные могильники и монументы могут быть приписаны только Тукю или уйгурам. Открытие рунических надписей в центре Монголии проливает новый свет на их распространение в Азии".
Радлов (Radloff) Фридрих Вильгельм, немец по происхождению стал востоковедом-тюркологом, этнографом, переводчиком, академиком петербургской академии наук. В.Томсон, писал Радлову: "Что касается толкования и перевода самых надписей, то я только сожалею, что я не Радлов".
Датский языковед Вильгельм Томсон, и русский тюрколог Василий Васильевич Радлов, к дешифровке "тюркских рунических памятников" приступают 25 ноября 1893 года, и В.Томсон, к чтению "орхоно-енисейских надписей" (Открытых 1695-1722 годах, в верхнем течении Енисея) находит ключ: о чем, 15 декабря этого же года было доложено конференции Датской Академии наук. А уже в 1894 году, Петербургской Академии наук, свою работу представил Радлов. Это были переводы памятников "Куль-Тегина", дотируемых 731 годом новой эры.
И, впервые, из глубины этой сокровищницы, на свет выходит слово -- Тенгри!
***
К концу XIX века создаются словари наречий... проводятся работа по сравнительному анализу. Списки русских слов, сходных со словами восточных языков интересует И.Н.Березина, профессора Петербургского университета кафедры турецко-татарской словесности. В 1874 году опубликовавшего такие работы как "Турецкая грамматика", "Описание турецко-татарских рукописей, хранящихся в петербургских библиотеках"... а в 1879 году, издавшего "Русский энциклопедический словарь". Так же, в этой области работают А.А.Бобровников, ставший автором классической "Грамматики монгольско-калмыцкого языка" и историк-востоковед В.В.Григорьев...
Уместно задать читателю вопрос, если к примеру, отвергнуть норманнское начало России, и стать на сторону славистов: не возникает ли неразрешимый вопрос -- откуда взялись славяне?! Откуда ведут свое начало? Ведь слово "славянин" означает "славянин" (?). И с западных словарей переводиться так же... ответа нет! Нет этимологии. По сегодняшний день -- грандиозная тема для научной диссертации...
Sclavinus
В латыни слово Slave (Sclavinus), это -- раб. В английском языке slave - раб, работать; во французском esclave -- раб, невольник (Sale -- грязный, неаккуратный). В немецком, schwer -- тяжелый, трудный;sklave -- раб, невольник. Не заметить всего этого в западноевропейских словарях, крайне сложно.
J Людовика II в письме к Василию, 871 году писал: "...говоря о разрушенных наших городах, сколько народу из нашей славянской земли без всякой пощады забрано в плен, о чем и говорить нельзя без волнения".
В своем "Специальном курсе по истории России", почетный академик В.О.Ключевский, отметил следующее: "При завоевании некоторых племен целые массы пленников становились рабами. Ибн-Даст в немногих словах живо описывает это явление. Руссы, говорит он, производят набеги на славян (т. е. на славян восточных); подъезжая к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен и продают". О том, что славяне это невольники, и "забирают их в плен" для продажи, возможно -- многие ученые знали. И в эпоху далекого средневековья, слово это и воспроизводилось в выше изложенном контексте. Но -- опять возвращаясь к XVIII-XIX векам -- в учебных заведениях, знания детям давали иезуиты. Западники. Греко-латинские, Церковно-приходские школы... были в их руках. И большинство русских учителей, ученых, как например тотже В.О.Ключевский, были выпускниками этих иезуитских коллегиумов. И как могла развиваться наука в Николаевской России, "в условиях полицейско-бюрократической опеки и беспощадной расправы со всякой мало-мальски свободой мысли"? Где в университетах были "квартальные надзиратели". Была цензура!..
J Научная работа Э.Гиббона "История упадка и разрушения Римской Империи", была известна многим в России: креативные класс того времени, ее читал в оригинале. Книга вышла в свет во второй половине восемнадцатого века, а на русский язык была переведена только в конце XIX века. Вот что, по поводу славян оставил англичанин в своей монументальной работе: "Они расселялись на всем пространстве между Эвксинским Понттом и Адриатическим морем в качестве пленников или подданных, союзников или врагов Греческой империи, а их общему названию славян, происходившему от славы, случайность или злоба придала значение рабства". (Даже выделил курсивом.)
История периода XVIII-XIX веков, полна неурядиц такого рода...
В 1714 году во Франции, на заседании Академии наук с докладом выступил "величайший историк Франции" Николай Фрере. На этом коллегиуме "он доказал, что франки -- это германские племена и что слово франк ничего общего не имеет с французским словом "franc" -- свободный, а происходит от латинского корня ferox -- дикий, необузданный". За вольномыслие, этот величайший его историк, немедленно был отправлен в Бастилию (место заключения государственных преступников в Париже). А чуть раньше -- во времена Людовика XIV -- "королевского историографа" по имении Эд де Франсуа Мезере (1610-1683) лишили пенсии, за то что "он отказался исправить в своей работе места, не нравившиеся королю". И, Людовик, историю своего царствования "поручил написать итальянцу -- аббату Прими", который, как оказалось, тоже не удовлетворил желания своего "высокого заказчика": и незамедлительно последовал вслед за своим предшественником. Вот что значит цензура... она была, есть и будет. Какая бы власть не расположилась в правительственной ложе.
Цензура -- это система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. От латыни Censura (надзор), или Censere (оценивать, высказывать мнение). Но слово полностью тюркского происхождения. От двух слов: soruy (расспрашивать) и zina (блуд, прелюбодеяние).
В России она закрепилась во времена Петра I -- в 1721 году утверждается устав Духовного Коллегиума. Где говорилось следующее: если кто богословское письмо сочинит, не печатать, но презентовать в Коллегиум, который должен рассмотреть, -- "нет ли какового в письме оном погрешения, учению православному противного". Если кто ослушался, то показать указ Великого Государя... "под страхом жестокого ответа и беспощадного штрафования". (Первый цензурный устав, "Противных Законам Божиим и Гражданским", появляется 9 июля 1804 года.)
***
Что касается "этимологии национального имени русских", то этот вопрос, по сей день весит в воздухе. Как мыльный пузырь. Русский историк Федор Иванович Успенский, оставивший нам фундаментальный труд повествующий историю восточной Европы, в главе "Русь и Византия в конце X в." для пытливого ума дает ответы. У него это разговор с самим собой, или с тем, кто откроет его книгу через сто лет, и возьмет на себя смелость домыслить его загадочные суждения, например: "школы различаются принципиально противоположными выводами"... Пожалуй, его книга, никого не оставит равнодушным. Это исповедь человека любившего свою отчизну... желающего донести древнюю историю до своего народа. Российского.
Тупиковая ситуация русского человека сегодня в следующем: он не может разобраться в том -- где правда! ...если взять за основу "славянское" происхождение, то славяне -- это, племена жившие в IX-X веках на уровне первобытности, а если взять "норманнское" происхождение, то норманны-варяги во всех книгах расписаны в неприглядном виде. Вопрос -- без преувеличения -- задевает за живое. Каждого. Великий ученый, с большим сожалением отметил: "Ни в Скандинавии, ни в других частях Европы и России не оказалось до сих пор племени или народа, который бы в IX в. назывался русью. По отношению к имени "Русь" установлен роковой пробел в древней этнографии".
"Сами мы создавали свою историю или нет?" -- пишет Федор Успенский.
Откуда возникло такое мощное государство -- вот вопрос!..
Левант -- восход солнца
С момента смерти царя гуннов Аттилы (453), учеными ставится точка на гуннской проблеме, вопрос решен. И огромное государство с названием "Дешт и Кипчак", историками было стерто со страниц прошлого. Государство великого царя исчезло... А народы, как это принято в научной литературе, провалились сквозь землю, или улетучились: "союз племен распался". Например -- мало кто из ныне здравствующих историков, сегодня, бестрепетно смог бы заявить -- что в строительстве города Константинополя принимали участие архитекторы-тюрки. Именно архитекторы, и именно тюрки. Пожалуй, даже восточный вид города не убедил бы их, где разница с античностью на лицо. Ведь город на Босфоре (Bosporos), разительно отличается от города находящегося на итальянском полуострове.
Император Константин (Лат. constans -- постоянный, твердый) строил свою столицу не без помощи своего соседа. Того, который жил на востоке. Тюрки-Кипчаки стали союзниками нового римского императора, точнее уже Византийского. Даже название империи звучит по-тюркски -- bezan, что в переводе означает -- быть украшенным, наряжаться (Лат. Byzantium). Константин на границе Европы и Азии основал столицу новой римской империи, назвав ее "новым Римом". Стал он великим с помощью тюрков захватив власть в империи, и обратив на себя соседей кипчаков. Армия императора состояла из тюрков (из варваров), включая генералов. "Последним императором римской империи был этнический гунн, из гуннов был и первый король Италии".
J Э.Гиббон пишет: "Царь нанимал генералов из варваров и варвары становились гвардейцами императора. Даже в легионах "Палатинского", корпуса состояли из этих варваров" (Лат. Palatium. Центральный из семи главных холмов Рима. Высота 40 м.).
В VI веке византийский император Юстиниан I реконструирует государственную юриспруденцию, "римское право". Для данной работы, он избирает "ученных, восточных цивилистов", которые активно ему в этом содействуют: усовершенствуются старые законы. Которые незамедлительно на "греко-варварском" языке расходятся по всем областям империи. Смесь языка -- греков и тюрков -- приобретает законный статус. Узаконивается. Вступает в силу.
Откуда у византийцев тюркские слова?.. сегодня можно услышать из уст пытливого читателя, углубленно листающего страницы научной литературы. Ответ вроде очевиден!.. Но уместен другой вопрос! Если варварский язык это -- не тюркский? тогда какой же?! И все-таки, с англичанином следует согласиться, он все же прав: "...общему названию славян, происходившему от славы, случайность или злоба придала значение рабства". Вот что отметил Эдуард Гиббон. Его тезис, неуклонно подтверждают и западноевропейские словари, раскрывая исследователю загадочные черты этого термина.
В латыни, как уже говорилось выше, slave (sclavinus) -- раб; в английском slave -- раб, работать;французское esclave -- раб, невольник; немецкое sklave -- раб, невольник. (В тюркском языке тоже есть это слово. И что интересно -- с таким же значением, и с таким же корнем.)
Вот мнение слависта В.И.Ламанского (1833-1914), автора диссертации под заголовком "О славянах в Малой Азии, Африке и Испании", также автора ряда статей под заглавием "Непорешенный вопрос"; доктор наук пишет: "Венецианские посланники XVI века говорят, что вся прислуга Константинополя у турок и у христиан состояла из этих русских рабов и рабынь. Не было нянек и кормилиц, если крымцы долго не чинили набегов на Восточную и Западную Русь. Русские рабыни встречаются еще в XV века в разных городах Италии. Не мало было русских рабов и у мамелюков в Египте. С конца XVI века, в XVII и даже в XVIII столетии Венеция и Франция употребляли русских рабов на военных галерах как гребцов колодников, вечно закованных в цепи. Кольбер особенно не жалел денег на покупку именно этих рабов на рынках Леванта, а Благочестивый Людовик XIV только иногда прибавлял, чтоб эти "Russiens" не были "схизматик". В таких размерах совершалась в XV-XVIII веках торговля русскими невольниками и невольницами в Европе. Лишь покорением Крыма был положен конец этой позорной для Европы торговли христианскими рабами...".
Что бы читателю было понятно Левант (Levant), это -- общее название стран прилегающих к восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Египет, Турция, Греция, Кипр). Название от французского levant -- восток (Исп. levare -- подниматься, восходить).
Речь пойдет о рабах, и о работорговле, раз латинское слово Slave (Sclavinus), выдает такую этимологию. Вот несколько неприкрытых фактов, из истории Каира XIV века. Цены рабов на рынке: татарин -- от 130 до 140 дукатов, черкес -- 110-120, грек -- 90, албанец, серб или славянин -- 70-80 дукатов. И что интересно -- женщины стоили дороже мужчин, спрос на них был выше. Еще раньше, Римберт, преемник Ансгария на посту епископской епархии гамбургско-бременского, в 870 году когда викинги наводили ужас на Европу, отметил следующее: "Некоторые бедные, захваченные в христианских странах и угнанные в варварские земли пленные были весьма измучены; в надежде на избавление бежали они к христианам Северной Эльбы, ближе других живущим к язычникам; но те схватили и вновь ввергли в оковы пришельцев без всякого сострадания. Некоторых они вновь продали язычникам, других оставили служить у себя или продали также христианам".
Нынешняя историческая литература, эту тему (slave) тихо обходит стороной, не признавая в этом никакой проблемы. ...Висит замок. По мнению сегодняшней необузданной беллетристики, дикие кочевники варвары, -- никого ничему хорошему научить не могли. Наукой замалчивается и тот факт, что именно гунны стали причиной раскола римской империи на мелкие кусочки. Как разбитое стекло о камень... Напрашивается один вопрос, как же варварам удалось завоевать Рим? как они одолели самую сильную армию мира?
***
Византийская империя своего величия достигает к VIII-IX векам. Апогея. Без преувеличения -- как нас заверяют -- становится центром Европы. Вторым Римом. Как же ей удается достичь этих вершин? Ровным счетом, только благодаря эксплуатации бесплатной рабочей силы, рабов. Своими невольничьими рынками, где охотно шел торг живым товаром, дворы Константинополя славился на всю Европу. Но не стоит уподобляться одной Византией. В эпоху средневековья рабы были во всех странах, негативный оттенок чему, не придавался, все было в порядку вещей. Ведь под словом раб, не подразумевается сразу галеры, или каменоломни: это прислуга, служанки, рабочие по дому...
Невольники были как у римлян, так и у варваров, в том числе и у византийцев... Лишних или неугодных продавали, с этой целью и существовали невольничьи площадки. Бизнес, и той и другой стороне, приносил неплохой доход... В царстве Аттилы они тоже составляли слой общества. Приск Панийский, оставил нам свои воспоминания, где, как пишет, имел возможность пообщаться с одним из них. Византийский дипломат разговаривал с бывшим невольником, который, как оказалось, когда-то был его соплеменником. По словам своего собеседника -- этот римлянин, когда-то попавший в плен к варварам -- за особые заслуги был освобожден от рабства... Обрел не только свободу, но и стал полноправным членом общества. Слова Приска, -- вернуться на историческую родину, -- бывшего римлянина не прельстили. Своим пребыванием у варваров тот был доволен. И на историческую родину, где его ждали высокие налоги и чиновничья деспотия, он не торопился. Жизнь у гуннов его устраивала.
J Показателен сюжет из биографии императора Василия I (836-886), основателя Македонской династии. После своего освобождения от болгарского рабства, по возвращению в Константинополь, за особые заслуги он был "награжден почетной должностью при императорских конюшнях". Что изумляет... вчерашнему рабу, Матрона по имени Даниэлис дарит тридцать рабов. Даже конюхи, оказывается, имели право на такую роскошь.
В эпоху возникновения карликовых государств, что же происходила на западе материка,?.. "Венеды" и "склавены", жившие на севере Европы, отлавливались... сначала их ловили сами римляне (в эпоху античности), после пришли гунны, затем норманны и сарацины... Эти аборигены западной части евроазиатского материка становились добычей нового исторического времени... Жертвами эволюции.
...Излишек живого товара находил место на многих торговых площадках, в том числе и города построенного когда-то внуком трактирщицы. Этот вожделенный продукт, купцы константинопольских базаров жадно разбирали. На рынке продавцы и покупатели общался без переводчиков: о предмете своего торга они вели беседу на тюркском языке. Тюркский язык, в то время, был языком международного общения. Переговоров. Интересный случай, приводит в своей книге турецкий профессор Садри Максади, он пишет: "Валентин (Византийский Император), привез с собой в "Тюркию" около ста тюрков. Возникает вопрос: что они делали в Константинополе? Очевидно, что это были не военнопленные, ибо тогда военные действия между византийцами и тюрками еще не начались. Без сомнения, это были тюркские купцы, чувствовавшие близость войны и по этой причине стремившиеся скорее вернуться на родину".
JВ XII веке -- из курса русской истории -- племена: кривичи, радимичи, вятичи... бесследно исчезли, как и многие другие. Перестали существовать. И как помниться, это было торжество русских князей киевской власти. Где главенствовали норманнские дружины.
Когда же на Руси появились славяне (?), которых в России, -- по утверждению энциклопедического словаря, -- сегодня 85%? Разрешение вопроса в петровских временах, в смутных делах романовских. Овладевших московским престолом в начале XVII века. Славные были времена... Славная была эпоха!.. Потребовалось всего два века, как из диких "варваров" превратиться в добрых "славян". Специально для этой цели, на севере Европы был сооружен идеологический плацдарм -- иезуитская академия в городе Вильно. Где студентам давали уроки мудрости, что бы из их уст, голос правды вещал московитам о зыбкой основе своего исторического прошлого. Выпускники этого учреждения, как лекари, -- в страшную годину эпидемии чумы, или иной хвори, -- расползались по всей восточной Европе. Лечить тех, кто лишился рассудка.
На Русь пришла легенда
В начале XVIII века на Руси, появилась книга под названием "Царство славян", подготовленная веком раньше в Ватикане. Этой одиозной работе, сразу нашли применение: первой жертвой пала восточной Европа. Автором этого титанического эпоса был католик Мавро Орбини (Мавроурбин архимандрит Рагужский). Первоисточник был на итальянском языке, и в московском государстве, по указанию Петра I, в 1722 году ее переводят на новый язык. Событие подпадает ко времени появления русского языка... Когда русский язык, только-только начинал расправлять крылья, под длинным и интересным названием "Книга историография, початия имене, славы, и разширения народа славянского" книга иезуита приобретает новую коллеграфию. Чего стоит только одно название этой фундаментальной роботы -- "Царство славян"!?
В книге католика Мавроурбина, из города Пезаро, увидевшего свет в 1601 году -- было все! На географическое расположение славян, на их язык, на верования и добычи, автор не скупился: описал историю чехов, поляков, полабов, русских, и многих других... бог есть откуда взятых "славянских" народов. Особое внимание в эта титаническая работа уделено южным славянам, началу славянской письменности и принятию христианства... Книга повествует о мыслимом и немыслимом... автор гордится подвигом славян, их величием их могуществом и так далее.
Но, интересен здесь следующий момент, почему столь прекрасная монография, не вышла из-под пера самих славян? Во Львове, в Киеве или в Москве?.. Или -- если быть придирчивым, если прошлое покрыто такой славой -- столь героический эпос не перевили еще в семнадцатом веке?
Красной нитью проходит мысль об историческом и культурном единении славянских народов, в далекие-далекие века, которые все одного языка, -- "языка Славенского, и единого отечества, хотя ныне во многих Царствиах розсеялися чрез многие войны... имели в Европе, во Азии, и во Африке, разширения их Империи, и древних обычаев, в разных временах, и познание веры, Христа Спасителя, под многими Владетельми". Автором книги скорей всего преследовалась одна единственную цель, -- создание некоего этноса, взамен существующего, который, на данном этапе исторического промежутка проходил свою этническую чистку. Переработку. Варваров следовало отмыть... загнав в нужное русло реки. В предисловии Орбини высказал то, чем мог бы гордиться любой, будь эта поэма посвящено ему: "народ славянский чинил дело достойное вечной славы оружием, и мало заботился о том, кто описывал поступки их... имел недостаток ученых людей, тех, кто должен был в письменах увековечить славу".
До времен Петра I, единственным печатным пособием по изучению своего прошлого, был неоднократно переизданный "Синопсис" (Греч. synopsis). Для непосвященного поясним, это -- обозрение исторических событий (Краткий общий обзор). Свод материалов... Это "учебно-историческое произведение", составленное в Киеве по польским источникам, было наполнено баснословными рассказами, о чем и сегодня некоторым ученым, свое объективное мнение весьма трудно скрыть. В начале XVII века, безудержные вилинские студенты такого рода "учебно-исторические произведения", красиво оформляли различными мифами и легендами: якобы имевших место в прошлом на руси, на земле кипчаков. Для братьев из святого ордена Игнатия Лойолы, базой для мифотворчества служили византийские источники... библейские сказания, легенды, различные античные придания. Так, без принуждения, не покладая рук, Запад печатал литературу для русского государства. Во времена рюриков такая вольность была бы не позволительна. Но времена изменились, появилась Россия -- с новым правлением на троне. Новым режимом.
Европейская литература на Русь тропинку нашла с приходом к власти Романовых: благодаря которым, тропинка превратилась в столбовую дорогу... Литература хлынула. И святая Русь сломалась. Римские легаты, с европейскими книжками под мышкой и с папскими идеями в головах, двинулись на восток, поведать русскому мужику свое прошлое... На земле московской, умных и образованных людей было достаточно, и книги приходящие с Запада подвергались критике, принимались в штыки. От такой литературы русские приходил в ужас. Например: "Читателю чтущь, внемли зде опасно. Что в ней странно, и что нам согласно, Добре держи, злое же отрани, Век бо наш и свет, наполнен есть сими. А что несправно, трудников не зазри Немощем снизшед, милостию надзри". Гаврила Федорович Бужинский, учитель в Славяно-греко-латинской академии, говорил: "неудобно переплывать океан истории, изобилуя множеством книг по разному излагающих события"... не сдержался и о католических историках: "папе воинствуют, срам и бесчестье его покрывают".